«история парижа: бывшая гревская площадь:».?

Ле Вьей-Боже

Картинки французской революции

Картинки французской революции

ИСТОРИЯ ПАРИЖА: БЫВШАЯ ГРЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Гревская площадь

Гревская площадь

Это самая старая площадь Парижа ( если не считать площадей острова Сите ), но вы не найдете ее на планах французской столицы . Почему ? Да потому что в XIX веке ее переименовали, и теперь она называется площадью Отель-Де-Виль, то есть площадью городской ратуши. Причина переименования проста -- несколько веков на этой площади свершали казни , и девятнадцатый век предпочел предать страшную историю забвению.

Впрочем , забвения не получилось . Писатели XIX века раз за разом рассказывали жуткие истории про Гревскую площадь . Вот , к примеру , Виктор Гюго :

" Уже в те времена Гревская площадь производила мрачное впечатление , возникающее и сейчас вследствие ужасных воспоминаний , которые с ней связаны , а также при виде угрюмого здания городской ратуши Доминика Бокадора, заменившей " Дом с колоннами ". Надо сказать , что виселица и позорный столб , " правосудие и лестница ", как говорили тогда , воздвигнутые бок о бок посреди мостовой, отвращали взор прохожего от этой роковой площади, где столько цветущих , полных жизни людей испытали смертные муки ".

А между тем жители средневекового Парижа, в отличие от парижан XIX века , не находили на Гревской площади ничего страшного . Для них Гревская площадь была местом на редкость полезным . И это не удивительно , ведь с начала своего существования Гревская площадь ( что переводится как песчаная ) была первым речным портом города еще в те времена , когда он именовался не Парижем, а Лютецией.

Париж быстро рос, и так получилось , что песчаный порт , ставший площадью, оказался почти в центре города . Именно здесь формировались гильдии, в том числе -- купеческие или , если хотите , навигаторские. Речная торговля долгое время обеспечивала жизнь всего города , так что именно порт на Гревской площади подарил Парижу его герб -- корабль с девизом "Качается, но не тонет".

Герб Парижа
Герб Парижа

И, конечно , именно на Гревской площади были выстроены дома гильдий, которые потом перестроили в городскую ратушу.

Гревская площадь

Порт давал людям работу. На Гревской площади нанимали слуг и других работников . Здесь договаривались о забастовках . Здесь же устраивали праздничные гулянья и решали важные для города проблемы .

Грузчики на  Гревской площади грузят зерно .
Грузчики на Гревской площади грузят зерно .

Гревская площадь была очень людным местом и благодаря этому там стали проводить еще и казни .

Ну , да , а где их еще было проводить ? В Средневековье символы правосудия -- к примеру , виселицы -- устанавливали там , где их обязательно увидело бы как можно больше людей : на рынках , на людных площадях, у ворот города ... Гревская площадь идеально подходила для правосудия. Она была людной , она являлась рынком труда и к тому же порт -- это речные ворота Парижа.

Гревская площадь

На Гревской площади казнили вплоть до начала Великой Французской революции, но с ее началом казни переместились на другую площадь , которая тоже подверглась переименованию ( площадь Людовика Пятнадцатого - площадь Революции - ныне площадь Согласия ).

Гревская площадь

А в наше время на бывшей Гревской площади зимой заливают каток , а летом устраивают пляжный волейбол. И ничего не боятся .

Прочитать целикомв свой цитатник или сообщество ! Мистические места Парижа : площадь Отель-Де-Виль О Париже можно говорить и рассказывать бесконечно.Каждый дом старого Парижа-Это целая эпоха,которая расскажет о его обитателях истории похлеще любого раскрученного детектива.Что там быль,а что фантазии обитателей , уже трудно и разобрать,но неизменно вызывает неподдельный интерес любителей истории . История Парижа была весьма драматична, насыщена бурными и порой кровавыми событиями . Сегодня в столице Франции можно назвать по меньшей мере с десяток мест , окутанных мистической аурой. Одно из мистических мест Парижа - Гревская площадь Гревская площадь в 15 веке Сегодня я Вам расскажу о площади,которая сейчас выглядит довольно тихо миролюбиво,но тем не менее , известна почитателям романов А.Дюма и В. Гюго-Это площадь Отель - де -Виль,или Гревская площадь.Вспомнили? Именно на ней сожгли несчастного маркиза Жоффрея де Пейрака в известном романе А.и С.Голон " Анжелика " Виктор Гюго в романе « Собор Парижской богоматери » назвал Гревскую площадь символом средневекового правосудия — жестокого и кровавого,здесь он казнил свою Эсмеральду... Казнь Эсмеральды По описанию Гюго : « Уже в те времена Гревская площадь производила мрачное впечатление , возникающее и сейчас вследствие ужасных воспоминаний , которые с ней связаны , а также при виде угрюмого здания городской ратуши Доминика Бокадора, заменившей " Дом с колоннами ". Надо сказать , что виселица и позорный столб , " правосудие и лестница ", как говорили тогда , воздвигнутые бок о бок посреди мостовой, отвращали взор прохожего от этой роковой площади, где столько цветущих , полных жизни людей испытали смертные муки и где полвека спустя родилась " лихорадка Сен-Валье "*, вызываемая ужасом перед эшафотом, - самая чудовищная из всех болезней , ибо ее насылает не бог , а человек ». Площадь неоднократно упоминается в романе Виктора Гюго « Последний день приговорённого к смерти ».А Дюма?Его герои постоянно пугают друг друга казнью на этой площади.С Его легкой руки в романе « Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя » на Гревской площади были казнены чиновники Лиодо и Д’Эмери. Здание ратуши сейчас Ну,оставим лирику, теперь некоторые факты истории : Это место имело напрочь испорченную репутацию. Испорченную настолько , что было принято решение о ее переименовании, что в Париже происходит крайне редко . Во Франции вообще не принято уничтожать историю в любом ее проявлении, даже если она не слишком привлекательна . Но Гревская площадь (place de Gr?ve) была переименована площадь Отель де Виль, чтобы как можно скорее забылась ее жуткая аура . Ее история началась , когда Париж еще назывался Лютецией и ничто не предвещало его великой судьбы . Считается , что это самая старая площадь Парижа, а название ее происходит от французского «la greve», то есть « песчаный берег ». Видимо , здесь находилась пристань для кораблей. Постепенно она выросла в полноценный порт , игравший в жизни Парижа огромную роль . Со временем гильдия купцов и навигаторов Парижа стала настолько авторитетна , что ее девиз и герб стали составной частью герба Парижа. Это вызывающий удивление у многих корабль и латинская надпись : «Fluctuat nес mergitur», в вольном переводе на русский — «Нас качает, а мы крепчаем ». Французы уже тогда имели немалое чувство юмора. С XIII века власть в Париже переходит от королевских наместников к гильдиям. Самой мощной из них , по-прежнему, оставалась купеческо-навигаторская. Логично , что первое здание городской ратуши начали строить именно здесь . Кроме того , город к этому времени настолько вырос , что Песчаный берег оказался в самом его центре. Площадь перед ратушей стала сосредоточием жизни Парижа, здесь проходили ярмарки и праздничные шествия, толпы безработных искали в порту применения своим силам , и здесь же бастовали, недовольные оплатой ( еще одна гипотеза , кстати , выводит название площади от «faire la greve» — « место , где бастуют »). Но самое главное – здесь проводились публичные казни . В средневековье они были одним из самых популярных развлечений для горожан и собирали огромные толпы народа. Существовал определенный порядок их проведения, еретиков, к примеру , обязательно сжигали, дворян могли казнить только через отсечение головы, воров и убийц колесовали и четвертовали, а за другие преступления простолюдинов попросту вешали. Этот бесконечный кровавый спектакль продолжался целых пять веков! Казнь знатной особы – особое долгожданное развлечение , на которое собиралось около 100 тысяч горожан , как описывает Дюма : « Можно смело сказать , что мэтр Фриар был прав , считая , что на Гревской площади соберется не менее ста тысяч человек насладиться подготовлявшимся там зрелищем. Все парижане назначили друг другу свидание у ратуши, а парижане - народ точный . Они-То не пропустят торжества , а ведь это торжество , и притом необычное , - казнь человека , возбудившего такие страсти , что одни его клянут , другие славят , а большинство испытывает к нему жалость . Зритель , которому удалось выбраться на Гревскую площадь либо с набережной у кабачка " Образ богоматери ", либо крытым проходом от площади Бодуайе, замечал прежде всего на самой середине Гревской площади лучников лейтенанта Таншона, отряды швейцарцев и легкой кавалерии, окружавшие небольшой эшафот , который возвышался фута на четыре над уровнем площади ». Короли наблюдали за казнями из окна ратуши, там находилась « королевская ложа »: « Но после пустого эшафота, после ржущих коней больше всего привлекало взоры толпы главное окно ратуши, затянутое красным бархатом с золотым шитьем, откуда свисал бархатный же ковер , украшенный королевским гербом . Ибо окно это являлось королевской ложей. В церкви св.Иоанна, что на Гревской площади, пробило половину второго, когда в этом окне , напоминавшем раму, показались те лица , которые должны были изображать саму картину ». Пятьсот лет ужаса , страданий и варварского шоу-бизнеса. Жертвы испускали дух под вой и улюлюканье толпы , которая приходила сюда , как сегодня приходят на футбольный матч или на концерт . Приводили детишек . Удобные места , откуда хорошо виден эшафот и где можно разложить закуску-выпивку, во время особенно громких казней «жучки » продавали за огромные деньги . Следует признать , что человечество постепенно становится лучше . Сегодня полюбоваться зрелищем смерти публика собирается разве что в Иране. Все-Таки поразительно , что парижане именно здесь построили себе мэрию. Есть в этой бестрепетности по отношению к теням прошлого нечто сугубо галльское. Девиз Франции : разрушить мрачную Бастилию и поставить табличку « Здесь танцуют ». Пожалуй , единственная хоть сколько-то романтическая страница в истории Гревской площади – борьба кардинала Ришелье с дуэлянтами. По эдикту 1626 года за участие в поединке дворянину отсекали голову . Чаще всего как-то обходилось ( быль молодцу не в укор , да и влиятельные родственники всегда замолвят словечко ), но случались и суровые исключения. Король дуэлянтов, вот этот красавчик , Граф Франсуа де Монморанси-Бутвиль, слишком долго испытывал терпение его высокопреосвященства и в конце концов допросился. Он заколол на дуэли сначала графа , потом маркиза , потом снова графа , потом тяжело ранил барона. Сбежал за границу . Вернулся . Поклялся, что еще кого-нибудь вызовет и прикончит прямо среди бела дня , потому что кардинал не смеет покушаться на древние вольности дворянства. 12 мая 1627 года в Пале-Рояль, то есть прямо под носом у Ришелье , он устроил «четверную » дуэль . Такого афронта власть простить уже не могла . И Бутвиля, и его секунданта с соблюдением всех онёров обезглавили. Оба отправились на казнь , будто на бенефис , и умерли под рукоплесканья зрителей . Жак Клеман — религиозный фанатик , убийца французского короля Генриха III. Родился в городе Сорбоне в Арденнах. Вступив в орден доминиканцев, Клеман, под влиянием католической лиги, решил убить короля Генриха III, покровителя гугенотов. Восстановленный против короля своим приором и, как утверждают , герцогиней Монпансье , сестрой убитого по приказанию короля герцога Генриха Гиза, Клеман отправился 31 июля 1589 года из Парижа в лагерь в Сен-Клу, где находился король . На следующее утро , под предлогом передачи важных известий из Парижа, Клеман проник к королю и, вручая ему письмо , пронзил его отравленным ножом . Прибежавшие на крик телохранители немедленно закололи убийцу. Однако , несмотря на это , суд над Клеманом всё же состоялся, в знаменитом зале Святого Людовика во дворце французских королей , судили труп Клемана. Труп , привязанный к колеснице, был привезен на место казни , четвертован (разорван 4 лошадьми ) и сожжён. Сторонники католической лиги, в том числе римский папа Сикст V, воспринимали Клемана как мученика , поднимался даже вопрос о его канонизации. Колесование Отсечение головы было привилегией дворян, смертью почетной и даже завидной. Простолюдинов вешали - если вина была не слишком тяжкой . Сугубых злодеев колесовали – то есть привязывали к колесу и железной палкой переламывали кости . Обвиненных в ереси или колдовстве сжигали. Социальное неравенство было продемонстрировано, например , при казни двух знаменитых отравительниц : Катрин Монвуазен (1680) и маркизы де Бренвилье (1676). Простолюдинка умерла в мучениях , на костре. Аристократка всего лишь преклонила колени перед плахой. При этом маркиза была во стократ отвратительней. Самое гнусное даже не то, что она умертвила ближайших родственников , чтобы завладеть наследством, а то, что она отрабатывала мастерство ядосмесительства, тренируясь на слугах и бедняках в больнице . По-Разному расправлялись на Гревской площади и с цареубийцами. Граф Монтгомери то ли случайно , то ли неслучайно ( есть разные версии ) убил на турнире Генриха II. О графе де Монтгомери пишет в своих мемуарах аббат Брантом. Мадам де Лафайет в романе « Принцесса Клевская » весьма подробно описывает сцену гибели Генриха II. Габриэль — главный герой романа Александра Дюма-Отца « Две Дианы ». Главная интрига произведения ( любовь Габриэля и Дианы де Кастро, дочери Дианы де Пуатье ) — чистый вымысел , так же , как и версия о том , что Монтгомери умышленно убил короля , отомстив за гибель своего отца . Однако метания героя между двумя политическими партиями (Габриэлю симпатизируют и герцог де Гиз, и адмирал Колиньи ) похожи на те , что происходили на самом деле . Поединок между Монтгомери и королём стал последним в истории европейских рыцарских турниров. Нелепая смерть Генриха II явилась формальным поводом к их запрету. Попал копьем в глаз . Король умер после десятидневной агонии Перед смертью монарх велел не карать убийцу, но вдова , Екатерина Медичи, была не столь великодушна . Она не забыла и не простила. Пятнадцать лет спустя , когда Екатерина стала фактической правительницей страны , Монтгомери был обезглавлен на Гревской площади – сущие пустяки по сравнению с участью Равальяка, убийцы Генриха IV. Этого в 1610 году разорвали на части лошадьми. Бедняга был крепкого телосложения, так что на радость толпе казнь продолжалась целый день , с утра до вечера . Франсуа Равальяк — убийца короля Франции Генриха IV. Школьный учитель из Ангулема, безуспешно пытался вступить в католический орден фельянов, затем иезуитов. В 1609 году ему, по его словам , было видение , после которого Равальяк счёл, что его миссия — убедить короля обратить гугенотов в католицизм . Король Генрих первоначально был гугенотом, но перешёл в католицизм , чтобы получить корону Франции, при этом гарантировав Нантским эдиктом протестантам свободу вероисповедания . Насильственное обращение гугенотов, как полагают , не входило в его цели . Ввод французских войск в Нидерланды Равальяк расценил как объявление войны папству и решил за это короля убить . Вскочив на подножку королевской кареты, остановившейся в толчее на улице Парижа, нанес два удара кинжалом в грудь , убив короля 14 мая 1610 года в присутствии мсье де Монбазона и герцога д’Эпернона. Даже под пытками Равальяк не выдал сообщников. Его четвертовали с помощью лошадей на Гревской площади, но толпа не дала завершить казнь , разорвав тело Равальяка на части . Одни историки видят в нём фанатика-одиночку, возможно , душевнобольного , другие — агента папства или какой-либо европейской державы. После казни Равальяка его родителей изгнали из страны , а всем прочим родственникам велели сменить фамилию. Имя Равальяка стало нарицательным для цареубийцы. 18 век Так же расправились уже во времена Просвещения, в 1757 году, с психически ненормальным Дамьеном, который слегка порезал карманным ножиком Людовика XV. Два с лишним часа кони под ударами кнутов тужились и никак не могли довести дело до конца . Палачу пришлось перерезать осужденному сухожилия. Конечности отрывались одна за другой … Надо сказать , что психическая болезнь в те суровые времена не считалась смягчающим обстоятельством. В 1670 году юноша по имени Франсуа Саразен во время богослужения в церкви проткнул шпагой освященную просфору. Хотя было известно , что кощунник ( вот из каких времен это слово ) – сумасшедший , его судили без снисхождения. Несчастному психу сначала отрубили руку , а потом спалили его на костре. В юности , помню, я смотрела фильм «Картуш » про благородного и веселого разбойника, которого играл молодой Бельмондо. Уж не знаю , сколько удали выказывал реальный Картуш в ходе своей бандитской карьеры - слишком густо его биография обросла легендами, однако кончил он плохо . В фильме про это ничего не было . На следствии король преступного мира держался молодцом , выдержал все истязания и никого не выдал. Но на Гревской площадь , увидев колесо , Картуш затрепетал и крикнул , что хочет дать показания . Его увезли с места казни назад в суд и там он в течение восемнадцати часов сыпал именами и явками. В результате были арестованы три с половины сотни сообщников и пособников. Этой ценой Картуш оплатил один лишний день жизни – назавтра его все равно колесовали. В кровавой истории площади есть один эпизод , про который читаешь с нехристианским чувством глубокого удовлетворения . Здесь отрубили тупую и злую башку вот этому негодяю : Антуан Фукье-Тенвиль был общественным обвинителем в период революционного террора. Он отправлял людей на смерть одним окриком или даже одним жестом – не выслушивая оправданий , затыкая рот защитникам , запугивая членов трибунала . Он воображал себя карающим мечом революции. Когда власть переменилась и самого Фукье-Тенвиля поволокли на суд , он ужасно удивился . Как же так , ведь он старался не для себя , он всего лишь усердно исполнял работу, которую ему поручили?! И вообще – такое было время ! Вообще-То революционного прокурора уместнее было бы казнить не на Гревской площади, а на площади Революции. Больше всего мне жаль женщин,которых сжигали на площади за колдовство.достаточно было написать донос(не важно какая мотивация была у писаки-ревность,неприязнь и т.д.) Маргарита Поретанская – французская монахиня-бегинка, мистическая писательница .О ее жизни известно в основном из церковного дознания о ней как о еретичке, поэтому сведения скорее всего сокращены, подчищены и искажены. Ее сближают с Братством свободного духа, христианским движением XIII—XIV вв. на севере Европы.Автор трактата Mirouer des simples ames anientis et qui seulement demourent en vouloir et desir d’amour, написанного на старофранцузском, переведенного на латынь и другие европейские языки. Он публиковался анонимно , и авторство Маргариты Поретанской было признано лишь в 1946 году. Была осуждена церковью, её книга была сожжена в 1306 году, потом в 1309 году. Сама она была приговорена инквизицией к публичному сожжению 31 мая 1310 года и сожжена в Париже на Гревской площади 1 июня 1310 года . Анн дю Бур (Дюбур ) — французский магистрат , племянник канцлера Антуана Дюбура, казнённый за открытое выступление в поддержку кальвинизма.Получил образование в Орлеанском университете , после чего стал профессором . Одним из его студентов был Этьен де ла Боэси. В 1557 г. стал советником Парижского парламента. В 1559 г. на сессии парламента выступил с критикой королевских репрессий против « так называемых еретиков », не скрывая при этом свои кальвинистские убеждения . По приказу Генриха II был арестован, осуждён как еретик и приговорён к повешению.Рейнский курпфальц обратился к королю Франции с прошением помиловать Дюбура с тем , чтобы тот получил профессором права в Гейдельберге, но король отказал. 23 декабря 1559 г. повешен на Гревской площади, после чего тело его было сожжено. Перед повешением заявил : « Друзья , я ( умираю ) здесь не как вор или мученик , но за Евангелие ». Как говорил Вольтер, что шевалье был казнен « потому что не снял шляпу перед церковной процессией ». Барре также обвинили в оскорблении духовенства и исполнении непристойных песен. Дело оказалось непростым. На молодого дворянина «повесили » недавнее « дело о святотатстве » – акт вандализма над церковным распятьем. Лейтенант городской полиции де Бельваль, который вел следствие , был личным врагом юноши и путем лживых признаний добился ареста шевалье. Как подтверждение обвинения вспомнили недавний поступок парня – он не снял шляпу перед церковной процессией. Замечу , это уже не средневековье , а прогрессивный « век просвещения и гуманизма » - 18 век . Томас Артур де Лалли-Толендаль — французский генерал времён Семилетней войны, командовавший вооружёнными силами Французской Индии . Когда в 1755 году вспыхнула Семилетняя война между Францией и Англией, Лалли, назначенный главнокомандующим во французскую Индию, отправился туда с четырёхтысячным войском и высадился у Пондишери. Сначала его действия были удачны , но затем он был вынужден снять осаду Мадрасской крепости , потерпел поражение при Вандаваши и заперся в Пондишери. В течение двух лет ему не менее десяти раз приходилось подавлять бунты своих солдат . 14 января 1761 года он, с семью сотнями истощённых солдат , сдался англичанам и был отправлен в Лондон . Здесь он узнал , что во Франции все озлоблены против него; тем не менее он поехал в Париж , где сразу же был посажен в Бастилию. Два года продолжался над ним суд ; обвинённый в измене интересам короля и индийской кампании, в злоупотреблении властью , в поборах с подданных короля и с иностранцев , он был осуждён на казнь и обезглавлен. Жертв было за пять веков тысячи...Мне кажется,что эта тяжелая аура так и давит в этом месте,хочется убежать,а может моя повышенная эмоциональность так влияет....а в ратуше какие они законы принимают ? Апофеозом его стало в 1792 году первое в истории применение гильотины, считавшейся тогда гуманным орудием казни . И ввел ее тот самый король Людовик XVI, который на ней и закончил свои дни . Гильотина исправно обслуживала и террор , и правосудие ( хотя , в последние годы уже не публично ) еще двести лет . Казни уже совершались не здесь , но мистический жуткий ореол продолжал окутывать Гревскую площадь . Во время Парижской коммуны 1871 года здание Ратуши было сожжено. Ну ,перестарались революционеры...На его месте было решено построить новое , а площадь переименовать. 19 марта 1803 Гревская площадь переименована в площадь Отель-Де-Виль. Длина площади — 155 метров, ширина — 82 метра. С 1982 года площадь стала пешеходной зоной. Зимой здесь заливают каток для желающих покататься на коньках, летом устраивают пляжный волейбол. Интересно не спотыкаются? Тишь и гладь....Красиво все-таки и Париж узнаваем Никогда не понимала смысла отдыха в людных местах....особенно в таких Упреждая некоторые комментарии,предупреждаю сразу:"Париж люблю,какгость,как человек,имеющий там кучу родственников и друзей,учеников,живущих и работающих там,а политика...это отдельная тема,которая не относится к этой истории и парижанам..." Серия сообщений " ПАРИЖ ": Часть 1 - 2000 кадров из Парижа Часть 2 - Всемирное наследие Юнеско : Берега Сены в Париже. Часть 1 ... Часть 11 - Люксембургский сад Часть 12 - По Монмартру... Часть 13 - Мистические места Парижа:площадь Отель-Де-Виль Рубрики : Культура и духовность/История и историки Культура и духовность/Литература и критика ГОРОДА и СТРАНЫ/Франция Метки : париж история франции виктор гюго французская литература мистические места достопримечательности парижа фото парижа площадь отель-де-виль романы дюма последний день приговоренного к смерти Нравится Поделиться РЕКЛАМА РЕКЛАМА Комментировать « Пред . запись — К дневнику — След . запись » Страницы : [1] [ Новые ] Добавить комментарий : Введите свое имя и пароль на сайте : Логин Пароль Регистрациянапоминание пароля gedichte запретил комментировать свои записи Анонимам! Текст комментария : смайлики Проверка орфографии : ( найти ошибки ) Проверить Прикрепить картинку : Выберите файл Переводить URL в ссылку Подписаться на комментарии Подписать картинку Опубликоватьтранслит Кто сбил румынский истребитель и вертолет над Украиной : Сми Рф «16 октября 1793 года:».?

Галерея изображений: Чудовищный шаг

:-«Галерея изображений Чудовищный шаг:».?

Галерея изображений: Чудовищный шаг
Bottom Left
Top Left
Top Right
Bottom Right
Centered

Галерея изображений:

Чудовищный шаг.

Avatar
на так называемой площади Согласия (Place de la Concorde), носившей до французской революции имя короля Людовика XV, была гильотинирована королева Мария-Антуанетта. В январе того же года на этой же площади был казнен ее супруг - король Франции Людовик XVI. Мария-Антуанетта родилась в Вене и была дочерью императора Священной Римской империи Германской нации Франца I и императрицы Марии-Терезии.

Казнь Марии-Антуанетты на Площади Революции (ныне — Согласия), 1793 год

Wikimedia Commons
16 октября в возрасте 38 лет в Париже была обезглавлена королева Франции Мария-Антуанетта. Еще при жизни ей сопутствовала скандальная репутация развратницы, которая тратит государственные деньги на развлечения и наряды. «Газета.Ru» рассказывает о том, почему Мария-Антуанетта прославилась как самая беспечная королева, зачем Моцарт хотел жениться на ней, и сколько метров составляла ее самая высокая прическа.

Мария-Антуанетта родилась в Вене 2 ноября 1755 года в семье императора Франца I Лотарингского. Она была 15-м, предпоследним ребенком в семье.

Еще при рождении будущей королевы Франции появились плохие предзнаменования . 1 ноября в Португалии произошло одно из самых разрушительных в истории землетрясений : за шесть минут погибли около 90 тыс. человек , а столица страны –– Лиссабон — превратилась в руины . Король и королева Португалии, к слову , были крестными еще не родившейся австрийской эрцгерцогини.

Само рождение Марии стало тяжелым испытанием для ее матери , которая чуть не погибла во время родов , хотя всех своих предыдущих детей она произвела на свет без больших сложностей.

Детство Марии Антонии, или как ее называли в семейном кругу Тонии, было беззаботным , насколько это возможно для дочери императора Священной Римской империи. Например , с трех лет девочка носила утягивающий корсет , а затем специальные проволочные насадки, которые должны были исправить ее неровные зубы . Тем не менее , Тония была веселым ребенком и предпочитала учебе развлечения .

Современники отмечали , что эрцгерцогиня была доброй и отзывчивой девочкой . Рассказывают , что когда совсем маленький музыкант Вольфганг Амадей Моцарт выступал с концертами в Вене, его пригласили посетить императорскую резиденцию. В зале ребенок поскользнулся на блестящем паркете и упал .

« Его подняла одна из эрцгерцогинь, Мария Антуанетта, утешила и усадила к себе на колени .

Подойдя потом к ее матери-императрице, Вольфганг, указывая на Марию пальцем , объявил : « Когда вырасту — я на ней женюсь », –– так описывает этот случай французский историк Марсель Брион.

По воспоминаниям современников, даже в 12 лет эрцгерцогиня с трудом писала по-немецки, а другими языками владела еще хуже . Она якобы не прочла ни одной книги и не любила , когда с ней вели серьезные разговоры . При этом учителя Тонии отмечали , что девочка неглупа.

Через шатер в Версаль

Как бы то ни было , в 14 лет детство Марии закончилось . В тот год ее родители получили официальное предложение выдать свою дочь за наследника французского престола. Тогда браки между представителями царственных семейств были отличным способом укрепить международные отношения , тем более , что Мария Антония и французский дофин Людовик были представителями двух самых сильных европейских держав. Мария Терезия подходила к устройству личной жизни своих детей очень практично , что породнило дом Габсбургов практически со всей Европой. Неслучайно историки до сих пор называют ее тещей и бабушкой Европы.

После официального предложения о замужестве учителя Марии Антонии взялись за ее образование как следует . Девочку обучали французскому языку, этикету и танцам .

В 1770 году эрцгерцогиня навсегда покинула Вену. Габсбурги «передали » Франции будущую королеву на нейтральной территории между двумя государствами , недалеко от Страсбурга. Мария Антония зашла в шатер , где она попрощалась со своими австрийскими сопровождающими . Затем ее полностью переодели –– по обычаю, на будущей королеве не должно было оставаться ничего , что напоминало бы о Вене. После этого девушка вышла с другой , «французской » стороны шатра. С этого момента она стала Марией-Антуанеттой.

Очное бракосочетание с 15-летним дофином Людовиком состоялось в Версале. Франция праздновала это событие две недели . Однако торжество закончилось трагедией , которая , как считается , стала предзнаменованием гибели не только Марии-Антуанетты, но и французской монархии.

30 мая в Париже, на нынешней площади Согласия должны были пройти народные гуляния. На площади и вокруг нее собралось множество людей, которым обещали угощения вином, хлебом и мясом за счет казны. При таком скоплении народа не хватало лишь одного толчка, чтобы началась давка . Им стал запуск фейерверков, их шипение и треск напугали людей –– началась паника .

Люди топтали друг друга , пытаясь выбраться из толпы , многие падали в градостроительные котлованы, вырытые на площади. В результате неудавшегося « торжества » погибли 139 человек , сотни были ранены.

Однако сама Мария-Антуанетта была слишком юной и неопытной в государственных делах, чтобы понимать , какая буря нависает над ее семьей. Кроме того , в те дни у нее были более личные и близкие проблемы . В течение семи лет она не могла произвести на свет наследника из-за проблем мужа со здоровьем . Страдавший фимозом мужчина никак не мог решиться на операцию.

Невозможность выполнить свой долг , насмешки двора и ощущение собственной непривлекательности ( вряд ли 15-летняя девушка точно знала о болезни своего мужа ) заставили дофину предаться развлечениям , играм , маскарадам и погоней за самыми последними новинками моды.

Ввела в моду ночные рубашки

Став королевой , Мария-Антуанетта стала и законодательницей мод. При чем не только для Франции, но и для всей Европы. Она не просто следовала последним трендам, но и создавала их. Так , Мария сделала платья дам проще : освободила их от удушающих узких корсетов и непомерно широких юбок, в которых женщины с трудом влезали в кареты.

Королева одной из первых стала выходить в свет в одежде , которая традиционно считалась домашней , –– юбка , лиф и распашная кофточка . Этот стиль назывался неглиже , и благодаря Марии девушки во Франции стали надевать подобные костюмы на официальные вечера и балы . Она также позволяла себе надевать очень откровенное для того времени простое белое платье из муслина, больше напоминавшее ночнушку.

При всей своей любви к платьям Антуанетта не забывала и о практичности. На охоту она стала выезжать в камзоле и кюлотах. После королевы Франции женщины в Европе полюбили мужские костюмы , шляпы и жакеты-фраки. Конечно , их они одевали исключительно на спортивные мероприятия .

Судя по всему, вкус у Марии был очень разнообразным , поскольку наряду с комфортной одеждой она носила и самые невообразимые платья , которые точно нельзя было назвать удобными . Ее костюмы были обильно украшены рюшами, бантами, оборками и гирляндами из цветов. Кроме того , именно она ввела в моду цветочный принт. Королева вообще любила цветы и держала собственный садик.

Мария-Антуанетта обожала туфли и примеряла самые разные виды . Одно время она предпочитала удобный низкий каблучок, а в другое –– носила обувь на таком высоком каблуке, что приходилось опираться на трость , чтобы не упасть .

У нее был личный парикмахер –– Леонар Отье, который помогал королеве придумывать те самые высокие и сложные прически в стиле рококо . Леонар вплетал в волосы шерстяные подушечки и конский волос , чтобы придать прическе необходимый объем .

Некоторые из таких сооружений на голове Антуанетты достигали четырех футов (122 см ). Волосы украшали цветами, драгоценностями, лентами, фигурками людей и даже макетами кораблей.

На оплату всех этих нарядов , причесок , тканей и туфель требовались большие деньги , которые брали из казны. В то же время народ во Франции голодал и большинство населения жило далеко за чертой бедности. Вряд ли Мария-Антуанетта была жестокосердной и равнодушной к страданиям людей. Скорее всего , она в своей роскошной и беспечной жизни не подозревала о том , что творится за пределами двора.

Еще будучи дофиной, в одном из писем своей матери она так описывала один из праздников : « Мы торжественно въехали в Париж . Что касается почестей, то мы получили все почести , которые только можно представить , но не они тронули меня более всего . То, что действительно впечатляло, были бедняки, которые так ревностно выражали свою радость , несмотря на душащие их налоги … Я не могу описать тебе , моя дорогая мама , ту привязанность и радость , которую каждый проявлял к нам. Уходя, мы позволили людям из толпы поцеловать нам руки , что доставило им огромное удовольствие . Какое счастье , что персоны нашего ранга могут с такой легкостью завоевать любовь целой нации . Я ценю эту любовь и никогда не забуду ее ».

Фраза , которой она не говорила

У Марии-Антуанетты сложился свой круг общения, куда допускались лишь те , с кем королеве было весело . При этом звание и благородное происхождение не имели большого значения . За ее игорным столом могли встречаться люди с дурной репутацией. Такое пренебрежительное отношение к строгому версальскому этикету сильно повредило и репутации королевы . Придворные распускали о королеве грязные слухи. Ее обвиняли в разврате, хотя сама Мария выросла в очень набожной семье.

Накануне Французской революции образ Марии-Антуанетты был окончательно испорчен и в народной среде. Именно ей приписывается знаменитая фраза : « Если у них (у народа ) нет хлеба , пусть едят пирожные!».

Впервые эту фразу в несколько другом варианте употребил Жан-Жак Руссо еще в своем произведении « Исповедь » (1766-1770). Однако Мария появилась при французском дворе лишь в 1770 году.

10 августа 1792 года во время народного восстания вооруженная толпа стала осаждать королевский дворец в Париже –– Тюильри. Мария-Антуанетта пыталась убедить своего мягкого и нерешительного супруга остаться во дворце , чтобы с военными , лояльными к монархии, драться до конца . Однако Людовик XVI послушался советчиков , которые призывали монархов бежать . Король и его семья были схвачены и заключены в тюрьму .

Пока они сидели в тюрьме в ожидании суда , народный трибунал расправлялся со всеми, кого обвинили в поддержке монархии. В том числе были убиты 150 швейцарцев, а также телохранители, которые охраняли королевскую семью 10 августа .

В ночь со 2 на 3 сентября в тюрьме Ла Форс участники народного трибунала истребили 160 заключенных. Среди них была подруга Марии-Антуанетты –– принцесса де Ламбаль. Ее голову насадили на пику и пронесли мимо окон тюрьмы Тампль, в которой содержалась королевская семья .

В январе 1793 года суд приговорил к казни Людовика. Марию-Антуанетту разлучили с детьми и перевели в другую тюрьму с более строгими условиями : кровать без белья, грубо сколоченный стол , два табурета. После смерти мужа королева носила черное платье в знак траура по нему.

Революционеры надеялись , что Австрия будет вести с ними переговоры об освобождении Марии, однако родная страна королевы никак не отреагировала на новость о грозящей ей гибели .

На судебном процессе Марию-Антуанетту обвинили в том , что она предала интересы страны . Кроме того , обвинение утверждало, что она состояла в связи со своим сыном Луи-Шарлем, которому на тот момент было меньше 10 лет .

На эти обвинения бывшая королева не стала даже отвечать .

На следующий день , 16 октября 1793 года Марию-Антуанетту казнили . Рассказывают , что она держалась с достоинством и без посторонней помощи взошла на эшафот .

Якобинец Жак-Рене Эбер в своей газете «Папаша Дюшен » вспоминал, что «распутница до самой своей смерти осталась дерзкой и отважной ».

Бывшая королева Франции была обезглавлена на площади Согласия.

«Палачи хватают ее сзади , быстрый бросок на доску , голову под лезвие , молния падающего со свистом ножа , глухой удар – и Сансон, схватив за волосы кровоточащую голову , высоко поднимает ее над площадью. И десятки тысяч людей, минуту назад затаивших в ужасе дыхание , сейчас в едином порыве, словно избавившись от страшных колдовских чар, разражаются ликующим воплем .

« Да здравствует Республика !» – гремит, словно из глотки, освобожденной от неистового душителя. Затем люди поспешно расходятся . Действительно , уже четверть первого, пора обедать ; скорее домой . Что торчать тут ! Завтра , все эти недели и месяцы, почти каждый день на этой самой площади можно еще и еще раз увидеть подобное зрелище », –– описывает казнь Антуанетты австрийский прозаик и журналист Стефан Цвейг .

Ее тело скинули в один из котлованов, куда за 23 года до этого падали парижане, затоптанные во время празднования свадьбы Марии-Антуанетты и Людовика.