• Что определяет коренной народ?                 
  • Что определяет коренное население?

    Какого-либо общепринятого определения коренных народов не существует. Для коренного населения характерно, что они не являются доминирующим население в более широком обществе, частью которого они являются, хотя они могут быть той группой населения, которая сначала населяла этот район. Как правило, коренное население обладает отличительная культура, которая вращается вокруг природных ресурсов, и их образ жизни отличается в социальном, культурном и / или лингвистическом отношении от доминирующего населения. Хотя коренные люди часто составляют меньшинство в своих странах, это не всегда так. Например, в некоторых странах Латинской Америки коренное население составляет значительное большинство населения.

    Статья 1b Конвенции МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (C169, 1989), ратифицированная Норвегией в 1990 году, определяет коренные народы. народы следующим образом:

    «народы в независимых странах, которые считаются коренными из-за их происхождения от населения, населяющего страну, или географического регион, к которому принадлежит страна, во время завоевания или колонизации или установления нынешних государственных границ, и которые, независимо от их правового статуса, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты ».

    В Норвегии ясно, что саамское население удовлетворяет критериям, установленным в этом определении. В своем решении по делу Сельбу от 21 июня 2001 года Верховный суд Норвегии постановил, что саамское население Норвегии, включая южные саамские районы, не подлежит сомнению в качестве статуса коренного народа в соответствии со статьей 1b Конвенция МОТ № 169/89.

    Одно недоразумение, которое иногда возникает в дебатах о правах саами на землю и природные ресурсы в Норвегии, возникает из-за того факта, что В международном праве термин «коренные народы» подразумевает, что вовлеченное население должно было быть первыми жителями района, и что этот археологический или Культурно-исторический фактор имеет решающее значение в определении того, кто имеет права на что в настоящее время. Это мнение не правильно. В соответствии с Конвенцией МОТ № 169/89 центральный вопрос состоит в том, имеет ли какая-либо текущая группа населения принадлежность к определенному региону, начиная с того времени, когда в этом регионе были установлены нынешние государственные границы. Таким образом, это то, что произошло с сегодняшнего дня и относится к 16 и 1700-м годам, имеет значение с юридической точки зрения, а не то, существует ли какая-либо связь между населением каменного века и нынешние этнические группы.

    В соответствии с норвежским законодательством о собственности права определяются в отношении условий, имевших место в последние сто лет. Принципы права собственности могут играть так же роль в качестве норм международного права в определении прав народа саами на землю и природные ресурсы. Оба ключевых решения Верховного Суда 2001 года о правах саамов - которые соответствующие права на выпас оленей (дело Сельбу) и права на необрабатываемые земельные участки в Мандалене в муниципалитете Кофьорд (дело Сварцкоген), соответственно, на основании своих выводов о извечное использование.

    Еще одна особенность, присущая многим коренным народам, заключается в том, что центральные власти ранее пытались подавить свою культуру и население. были предметом долгосрочной политики ассимиляции. Это также имело место в отношении норвежского саамского населения. В 1800-х годах саамский народ был определен как иностранный расы, и часто характеризовались как нецивилизованные, дикие, кочевые люди. Расистские взгляды и представления о расовых иерархиях сыграли свою роль в формировании политики, проводимой государственные органы. Даже если политика, отмеченная дискриминацией и ассимиляцией, была прекращена, ее последствия могут сохраняться в течение довольно продолжительного времени в форме уничижительного отношение и отсутствие признания языковой и культурной самобытности. Поэтому может потребоваться принять активные меры для устранения ущерба, нанесенного культурам коренных народов. и языки, и заложить основу для языкового и культурного возрождения. Во многих случаях введение формального равного статуса не будет достаточным для обеспечения того, чтобы лица из меньшинств имеют те же права, те же рамки и те же условия, что и большинство или доминирующее население в государстве. Если подлинное равенство После этого должны быть реализованы специально разработанные позитивные меры. Они могут охватывать определенные языковые курсы или культурные мероприятия.

    В последние годы права коренных народов находились в центре все большего внимания как на международном уровне, так и в Норвегии. Ряд законодательных положений и были приняты международные конвенции, которые имеют важные последствия для прав саами.

    Принцип равного статуса между этническими норвежцами и саамским народом твердо установлен в статье 108 Конституции Норвегии, в которой говорится что: «Власти государства несут ответственность за создание условий, позволяющих саамскому народу сохранять и развивать свой язык, культуру и образ жизни». Положения, защищающие саамский язык, культуру и общественную жизнь, также содержатся в норвежском законодательстве, таких как Закон о саамах, Закон о правах человека, Закон об образовании и Закон о оленеводстве.

    Конвенция МОТ № 169 является одной из центральных международных конвенций, участницей которых является Норвегия. Это единственная конвенция, которая касается исключительно прав коренных народов. народов. Однако саами также являются этническим, культурным и языковым меньшинством. Поэтому конвенции, касающиеся прав меньшинств, также могут иметь значение для саамов. Основными положениями, применимыми к меньшинствам, являются Пакт ООН о гражданских и политических правах, статья 27, Хартия региональных и национальных меньшинств Совета Европы. Языки и Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств. Кроме того, Международная конвенция о ликвидации всех форм Расовая дискриминация и положения о дискриминации в других конвенциях обеспечивают защиту от несправедливого дифференцированного обращения, частично на основе этнической принадлежности. Общий для все вышеупомянутые соглашения заключаются в том, что они могут также обязать государства предпринимать позитивные действия для достижения реального равенства.

    Элемент, который в первую очередь отличает коренные народы от национальных меньшинств, а также Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, от других конвенций Защита прав меньшинств является связующим звеном между коренными народами и их традиционными земельными участками. Для поддержания саамской культуры крайне важно, чтобы народ саами возможность сохранить свою форму принадлежности к соответствующим земельным участкам.

    Цель изложенных здесь национальных и международных законных прав состоит в том, чтобы помочь гарантировать уникальные аспекты культуры саамов, такие как язык и образ жизни, охраняются и развиваются в соответствии с условиями, установленными самим саамским населением. Норвегия активно стремится выполнять все свои национальные и международные правовые обязательства по отношению к саамскому населению. Таким образом, эти правовые обязательства составляют основополагающий компонент политики правительства в отношении народа саами.

    Определение коренных народов

    Коренные народы считают себя исторически существующими и идентичными, независимыми от государств, которые их окружают. Земли, расположенные в определенном географическом районе, являются центральным элементом их истории и самобытности и имеют центральное значение для их современных политических требований.

    Постоянный форум Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов выработал понимание этого термина на основе следующего:

    Информационный бюллетень «Кто такие коренные народы?

    Общее определение МОТ

    Определение коренных народов приводится в статье 1 (1b) Конвенции Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни ( МОТ № 169 ):

    Настоящая Конвенция применяется к […] людям в независимых странах, которые рассматриваются как коренные жители в силу своего происхождения от населения, населявшего страну, или географического региона, к которому относится страна, во время завоевания или колонизации или установление нынешних государственных границ и которые, независимо от их правового статуса, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

    Кроме того, статья 1 (2) предоставляет значительную свободу действий самим народам в оценке того, считают ли они себя коренными народами:

    Самоидентификация в качестве коренного или племенного считается основополагающим критерием для определения групп, к которым применяются положения настоящей Конвенции.

    Следует отметить, что используемый термин является «коренным», несмотря на то, что он не является общим термином для всех арктических стран. На Аляске наиболее распространенной ссылкой является «уроженец Аляски», в то время как в Конституции Канады используется термин «абориген». «Первые нации» также широко используется в Канаде, так как его предпочитают сами индийцы. Российское законодательство определяет коренные народы в зависимости от их численности. Группы с населением менее 50 000 человек определяются как «коренные малочисленные народы», в то время как нерусские народы с численностью населения более 50 000 человек лишены статуса коренного населения.

    Смотрите видео-интервью с исследователем Таней Джуной о Конвенции МОТ № 169 в сайт Cool Experts