Странный шторм, обрушившийся на северную Францию 13 июля 1788 года, градины были настолько велики, что они убили людей и животных и уничтожили сотни квадратных миль урожая на
накануне сбора урожая, прошла полгода в катастрофическую погоду. Даже с’штормового’пути урожай оказался плохим, благодаря продолжительной весенней засухе Как психиатр и нейробиолог, который изучает творчество, я имел удовольствие работать со многими одаренными и
громкие темы на протяжении многих лет, но Курт Воннегут - дорогой, забавный, эксцентричный, милый, измученный Курт Воннегут - всегда будет одним из моих любимых. Курт был преподавателем в
Семинар писателей штата Айова в 1960-х годах, и я участвовал в первом большом исследовании, которое я провел в качестве члена психиатрического факультета университета. Я изучал анекдотическую связь между
творчество и психическое заболевание, и Курт был отличным примером. У него была периодическая депрессия, но это было только начало. Его мать страдала от депрессии
и совершил самоубийство в День матери, когда Курту было 21 год, и он находился в отпуске во время Второй мировой войны. Его сыну Марку изначально поставили диагноз шизофрения, но на самом деле он может
биполярное расстройство. (Марк, практикующий врач, рассказывает о своем опыте в двух книгах, The Eden Express и , как у человека без психических заболеваний.
Итак, , в котором он раскрывает, что многие члены семьи боролись с психиатрическими проблемами. «Моя мама, мои двоюродные братья и сестры не так хорошо справлялись», - пишет он. «Мы ели
беспорядки, взаимозависимость, выдающиеся ордера, проблемы с наркотиками и алкоголем, проблемы с датированием и занятостью и другие «проблемы») В то время как психическое заболевание явно проявляется в семье Воннегутов, я обнаружил, что творческий подход - тоже. Отец Курта был талантливым архитектором, а его старший брат Бернард
был талантливым физиком-химиком и изобретателем, обладавшим 28 патентами. Марк - писатель, и обе дочери Курта - художники. Конечно, работа Курта не нуждается
введение. Для многих из моих предметов из этого первого исследования - всех авторов, связанных с семинаром писателей штата Айова - психическое заболевание и творчество шли рука об руку. Эта ссылка
неудивительно. Архетип безумного гения восходит по крайней мере к классическим временам, когда Аристотель отметил: «Те, кто был выдающимся в философии, политике, поэзии и
у всех искусств есть склонность к меланхолии ». Эта картина является постоянной темой в пьесах Шекспира, например, когда Тесей в« Сне в летнюю ночь » отмечает:
Сумасшедший, любовник и поэт / С воображением все компактно ». Джон Драйден высказал аналогичное замечание в героическом куплете:« Сумасшествие, несомненно, до безумия рядом с союзниками, / И худой
перегородки делят свои границы ». По сравнению со многими из творческих светил истории, Воннегут, который умер по естественным причинам, вышел относительно легко. Среди тех, кто оказался
В результате самоубийств в битве с психическими заболеваниями проигрывают Вирджиния Вульф, Эрнест Хемингуэй, Винсент Ван Гог, Джон Берриман, Харт Крейн, Марк Ротко, Дайан Арбус, Энн Секстон и
Аршил Горки. Мой интерес к этому шаблону коренится в моей двойной идентичности как ученого и литературного деятеля.
ученый. В начале параллели с Сильвией Плат, писательницей, которой я восхищался, я изучал литературу в Рэдклиффе, а затем отправился в Оксфорд на стипендию Фулбрайта; она изучала литературу в
Смит и учился в Кембридже на Фулбрайт. Затем наши пути разошлись, и она присоединилась к трагическому списку выше. Мое любопытство по поводу наших разных результатов сформировало мою карьеру. Я заработал
Докторантура по литературе в 1963 году и поступил на факультет Университета Айовы для преподавания литературы эпохи Возрождения. В то время я была первой женщиной в университете
Департамент когда-либо нанимался на должность, занимающую постоянную должность, и поэтому я старался публиковать под нейтральным с гендерной точки зрения именем Н. Дж. С. Андреасена. Вскоре после этого книгу, которую я
Написанное о поэте Джоне Донне было принято к публикации издательством Принстонского университета. Вместо того, чтобы чувствовать себя воодушевленным, мне стало почти стыдно и потакать своим желаниям. Кто бы эту книгу
Помогите? Что, если бы я направил усилия и энергию, которые я вложил в это, в карьеру, которая может спасти жизни людей? В течение месяца я принял решение стать научным сотрудником,
возможно врач. Я поступил в медицинскую школу Университета Айовы, в класс, в котором участвовали только пять других женщин, и начал работать с пациентами, страдающими от
шизофрения и расстройства настроения. Я был привлечен к психиатрии, потому что по своей сути это самый интересный и сложный орган человеческого тела: мозг. Я провел большую часть своей карьеры, сосредоточившись на неврологии психических заболеваний, но в последние десятилетия я также сосредоточился на том, что мы могли бы назвать наукой о
гений, пытающийся понять, какая комбинация элементов имеет тенденцию производить особенно творческие мозги. В чем, в общем, суть творчества? В течение моей жизни я
продолжал возвращаться к двум более конкретным вопросам: какие различия в природе и воспитании могут объяснить, почему некоторые люди страдают от психических заболеваний, а другие - нет? И почему так много
самые креативные умы мира среди самых страдающих? Мое последнее исследование, для которого я сканировал мозги некоторых из самых выдающихся современных ученых, математиков,
художники и писатели подошли ближе к ответу на этот второй вопрос, чем любое другое исследование на сегодняшний день. Первая попытка исследования связи между гением и безумием были в значительной степени
анекдотический. В своей книге 1891 года «Я гениальный человек» Чезаре Ломброзо, итальянский врач, представил сплетни и обширное описание черт, связанных с
гениальность - левша, безбрачие, заикание, скороспелость и, конечно же, невроз и психоз - и он связал их со многими творческими личностями, в том числе с Жан-Жаком Руссо, сэром
Исаак Ньютон, Артур Шопенгауэр, Джонатан Свифт, Чарльз Дарвин, лорд Байрон, Шарль Бодлер и Роберт Шуман. Ломброзо размышлял о различных причинах безумия и гениальности,
от наследственности до урбанизации, от климата до фаз луны. Он предложил тесную связь между гением и вырождением и утверждал, что оба
наследственный. Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, проявил гораздо более строгий подход к теме. В своей книге «Я потомственный гений» 1869 года Гальтон использовал осторожность
документация - включая подробные родословные, показывающие более 20 выдающихся музыкантов среди Бахов, трех выдающихся писателей среди Бронте и т. д. - чтобы продемонстрировать, что
гений, кажется, имеет сильный генетический компонент. Он также был первым, кто глубоко исследовал относительный вклад природы и воспитания в развитие гения. В качестве методологии исследования
с течением времени идея о том, что гений может быть наследственным, получила поддержку. В 1904 году, в своем исследовании «i> Исследование британского гения», английский врач Хэвлок Эллис дважды рассмотрел
тома Словарь национальной биографии . В своем первом обзоре он идентифицировал людей, чьи записи составляли три страницы или больше. Во втором обзоре он исключил
тех, кто «не проявлял высоких интеллектуальных способностей» и добавил тех, кто имел более короткие записи, но показал «интеллектуальные способности высокого порядка». Его окончательный список состоял из
1030 человек, только 55 из которых были женщины. Как и Ломброзо, он исследовал, как наследственность, общее состояние здоровья, социальный класс и другие факторы могли повлиять на его подданных.
интеллектуальное различие. Хотя подход Эллиса был изобретателен, его выборка была ограничена, так как предметы были относительно известными, но не обязательно очень креативными. Он нашел
что 8,2 процента его общей выборки из 1030 страдали от меланхолии и 4,2 процента от безумия. Потому что он опирался на исторические данные, предоставленные авторами
Словарь национальной биографии , а не прямой контакт, его цифры, вероятно, недооценили распространенность психических заболеваний в его выборке. Более эмпирический подход можно найти в работе начала 20-го века Льюиса М. Термана, психолога из Стэнфорда, чей многотомный Genetic Studies of Genius
одно из самых легендарных исследований в американской психологии. Он использовал продольный дизайн, то есть много раз изучал предметы, что было тогда новостью, и проект
в итоге стало самым продолжительным лонгитюдным исследованием в мире. Сам Терман был одаренным ребенком, и его интерес к изучению гениальности проистекал из личного
опыт. (В течение шести месяцев после поступления в школу, в возрасте 5 лет, Терман был переведен в третий класс, что в то время не считалось хорошей вещью; преобладающее мнение заключалось в том, что
преждевременность была ненормальной и создаст проблемы во взрослом возрасте.) Терман также надеялся улучшить измерение «гениальности» и проверить предположение Ломброзо, что оно связано с
вырождение. В 1916 году, будучи сотрудником психологического факультета в Стэнфорде, Терман разработал в Америке
Первый тест IQ, основанный на версии, разработанной французским психологом Альфредом Бине. Этот тест, известный как шкалы интеллекта Стэнфорда-Бинета, способствовал разработке
Армейский Альфа, экзамен, который американские военные использовали во время Первой мировой войны, чтобы проверять новобранцев и оценивать их для рабочих заданий и определять, достойны ли они офицера
статус. В конце концов, Терман использовал тест Стэнфорда-Бине, чтобы отобрать студентов с высоким IQ для своего продольного обучения, которое началось в 1921 году. Его долгосрочной целью было набрать по крайней мере
1000 учеников с 3 по 8 класс, которые представляли самый умный 1 процент городского населения Калифорнии в этой возрастной группе. Предметы должны были иметь IQ больше, чем
135, измеренный с помощью теста Стэнфорда-Бине. Процесс набора был интенсивным: учеников сначала выдвигали учителя, затем проводили групповые тесты и, наконец, подвергали
индивидуальные тесты Стэнфорда-Бине. После различных обогащений - например, добавление некоторых братьев и сестер испытуемых - окончательная выборка состояла из 856 мальчиков и 672 девочек. Один вывод, что
Быстро выяснилось, что быть самым младшим учеником в классе было отличным показателем высокого IQ. (Это стоит иметь в виду сегодня, когда родители иногда выбирают
сдерживайте своих детей, чтобы они не были младшими в своих классах.) Эти дети изначально оценивались по-разному ,
Исследователи взяли свои ранние истории развития, задокументировали свои игровые интересы, провели медицинские осмотры - включая 37 различных антропометрических измерений - и
записали, сколько книг они прочитали за последние два месяца, а также количество книг, имеющихся в их домах (последнее число варьировалось от нуля до 6000 со средним значением
328). Эти одаренные дети затем регулярно переоценивались на протяжении всей их жизни. «Термиты», как стали известны темы Термана, развенчали некоторые стереотипы и создали новые парадоксы. Например,
как правило, они физически превосходили группу сравнения - выше, здоровее, спортивнее. Близорукость (не удивительно) была единственным физическим дефицитом. Они были также более социально зрелыми
и вообще лучше отрегулировано. И эти положительные тенденции сохранялись, когда дети становились взрослыми. У них были счастливые браки и высокие зарплаты. Так много для
понятие «раннеспелый и раннегнивый», распространенное предположение, когда Терман рос. Но
Несмотря на значение названия Genetic Studies of Genius , высокие IQ термитов не предсказывали высоких уровней творческих достижений в дальнейшей жизни. Только немногие сделали
значительный творческий вклад в общество; ни один из них, по-видимому, не продемонстрировал столь высокого уровня креативности, который был отмечен такими значительными наградами, как Нобелевская премия
(Интересно, что Уильям Шокли, который был 12-летним жителем Пало-Альто в 1922 году, каким-то образом не смог сократить учебу, даже если он продолжит делиться Нобелевской премией в
физика для изобретения транзистора.) Тридцать процентов мужчин и 33 процента женщин даже не закончили колледж. Удивительное количество предметов преследовало скромно
профессий, таких как полусухие профессии или канцелярские должности. Поскольку исследование развивалось на протяжении многих лет, термин одаренный был заменен на genius . Хотя многие люди
продолжая приравнивать интеллект к гению, важнейший вывод из исследования Термана заключается в том, что наличие высокого IQ не эквивалентно высокой креативности. Последующие исследования другими
исследователи подкрепили выводы Термана, приведя к так называемой теории порогов, которая утверждает, что выше определенного уровня интеллект не оказывает большого влияния на
креативность: большинство творческих людей довольно умны, но они не должны быть такими умными, по крайней мере, как измеряют обычные тесты интеллекта. IQ 120, указывая, что
кто-то очень умный, но не исключительный, как правило, считается достаточным для творческого гения. Но если высокий IQ не указывает на творческий гений, то что? А также
как определить творческих людей для исследования? Один подход, который иногда называют исследованием «little с , "является
разработать количественные оценки творчества - обязательно спорная задача, учитывая, что она требует определения того, что такое творчество на самом деле. Основная концепция, которая была использована
При разработке этих тестов приобретается навык «дивергентного мышления» или способность придумывать множество ответов на тщательно отобранные вопросы или исследования, в отличие от
«Конвергентное мышление» или способность найти правильный ответ на проблемы, на которые есть только один ответ. Например, субъекты могут спросить: «Сколько вы можете использовать
для кирпича? »Специалист по дивергентному мышлению может придумать много разных ответов, таких как строительство стены; окантовка сада; и служит дубинкой,
самодельный толкание ядра, форзац Как и тесты IQ, эти экзамены могут проводиться для больших групп людей. Предполагая, что творчество является чертой, которую каждый имеет в разной степени, эти
с наивысшими баллами можно отнести к категории исключительно креативных и отобранных для дальнейшего изучения. Хотя этот подход количественный и относительно объективный, его слабым местом является
что должны быть приняты определенные допущения: что дивергентное мышление является сутью творчества, что творчество можно измерить с помощью тестов, и что люди с высокими оценками
очень творческие люди. Можно утверждать, что некоторые из самых творческих достижений человечества были результатом конвергентного мышления - процесса, который привел к признанию Ньютоном
физические формулы, лежащие в основе гравитации, и признание Эйнштейном, что E = mc2. Вторым подходом к определению творчества является «тест на утку»: если это
ходит как утка и крякает как утка, это должна быть утка. Этот подход обычно включает в себя выбор группы людей - писателей, визуальных художников, музыкантов, изобретателей, бизнеса
новаторы, ученые - которые были признаны за какое-то творческое достижение, обычно благодаря присуждению главных премий (Нобелевской, Пулитцеровской и т. д.). Потому что
этот подход ориентирован на людей, чье широко известное творчество отличает их от населения в целом, его иногда называют исследованием «большого C ». Проблема
При таком подходе присуща субъективность. Что значит, например, «создать» что-то? Может ли творчество в искусстве отождествляться с творчеством в науке или
в бизнесе, или такие группы следует изучать отдельно? В связи с этим следует ли вообще считать науку или бизнес-инновации творческими? Хотя я признаю и уважаю
ценность изучения «маленький с », я бессовестный сторонник изучения «большой С ». Я впервые использовал этот подход в середине 1970-х и 1980-х, когда я провел один из
Первые эмпирические исследования творчества и психических заболеваний. Вскоре после того, как я поступил на психиатрический факультет медицинского колледжа штата Айова, я столкнулся с кафедрой,
Биологически ориентированный психиатр известен своим соленым языком и мужским шовинизмом. «Андреасен, - сказал он мне, - вы можете быть доктором философии / философии философии, но этот доктор философии». твоего не стоит sh--, и
это не будет иметь положительного значения для вашего продвижения по службе ». Я гордился своим литературным прошлым и считал, что это сделало меня лучшим врачом и лучшим ученым, поэтому я решил доказать
он ошибается, используя мой опыт в качестве отправной точки для научного исследования гениальности и безумия. Университет штата Айова является домом для Сценаристы
Семинар, старейшая и самая известная программа для творческого письма в Соединенных Штатах ( ЮНЕСКО ) провозгласила Айова-Сити одним из семи своих "городов
Литература », наряду с такими как Дублин и Эдинбург). Благодаря тому, что я работал на факультете английского языка в университете, я смог набирать учебные предметы из ряда семинаров
заслуженный постоянный и выездной факультет. В течение 15 лет я изучал не только Курта Воннегута, но и Ричарда Йейтса, Джона Чивера и 27 других известных
писатели. Войдя в кабинет, я выдвинул свои гипотезы из списка знаменитых людей.
у людей, которых я знал, были личные или семейные истории психических заболеваний. Например, у Джеймса Джойса была дочь, которая страдала шизофренией, и у него самого были черты, которые ставили
его на спектре шизофрении. (Он был социально отчужден и даже жесток с близкими ему людьми, и его творчество становилось все более оторванным от аудитории и реальности,
кульминацией почти не-психотических неологизмов и слабых ассоциаций Finnegans Wake .) Бертран Рассел, а
У философа, работой которого я восхищался, было несколько членов семьи, которые страдали шизофренией. У Эйнштейна был сын с шизофренией, и он сам показал некоторые из социальных и
межличностные несоответствия, которые могут характеризовать болезнь. Основываясь на этих подсказках, я предположил, что у моих субъектов будет повышенный уровень шизофрении у членов семьи, но
что им самим было бы относительно хорошо. Я также выдвинул гипотезу, что творчество может происходить в семьях, основываясь на преобладающих представлениях о том, что тенденции к психозу и к
творческие и оригинальные идеи были тесно связаны. Я начал с разработки стандартного интервью для моих предметов, охватывающего темы
такие как развитие, социальная, семейная и психиатрическая история, а также рабочие привычки и подход к письму. Опираясь на творческие исследования, проведенные психиатрическим эпидемиологом Томасом
Макнил, я оценил креативность в членах семьи, назначив тем, у кого были очень успешные творческие карьеры, рейтинг A ++ и тем, кто преследовал творческие интересы или хобби
A +. Моим последним вызовом был выбор контрольной группы. После развлекательной возможности выбора однородной группы, чья работа обычно не считается творческой, такие
Как юристы, я решил, что лучше всего изучить более разнообразную группу людей из разных профессий, таких как администраторы, бухгалтеры и социальные работники. Я подобрал
эта контрольная группа с писателями по возрасту и уровню образования. Путем сопоставления, основанного на образовании, я надеялся сопоставить IQ, который сработал; как тест, так и
контрольные группы имели средний IQ около 120. Эти результаты подтвердили выводы Термана о том, что творческий гений не то же самое, что высокий IQ. Если иметь очень высокий IQ не то, что сделал
эти писатели творческие, тогда что было? Как я
Начав интервьюировать мои предметы, я вскоре понял, что я не буду подтверждать мою гипотезу шизофрении. Если бы я уделил больше внимания Сильвии Плат и Роберту Лоуэллу, которые оба
страдающий от того, что мы сегодня называем расстройством настроения, и менее для Джеймса Джойса и Бертран Рассел, я мог бы предвидеть это. Один за другим мои писательские предметы приходили ко мне в кабинет и
потратил три или четыре часа, рассказывая о своей борьбе с расстройством настроения - в основном депрессией, но иногда с биполярным расстройством. Полные 80 процентов из них имели
вид расстройства настроения в какое-то время в их жизни, по сравнению только с 30 процентами контрольной группы - лишь немного меньше, чем возрастная группа в общей популяции. (В
Сначала я был удивлен, что почти все писатели, к которым я обратился, с таким нетерпением согласились бы принять участие в исследовании с молодым и неизвестным доцентом, но я быстро пришел к
понять, почему им так интересно было поговорить с психиатром.) Воннегуты оказались представителями семей писателей, у которых как расстройство настроения, так и
творчество было перепредставлено - как и у воннегутов, некоторые из творческих родственников были писателями, а другие были танцорами, визуальными художниками, химиками, архитекторами или математиками.
Это согласуется с тем, что обнаружили другие исследования. Когда психолог Кей Редфилд Джеймисон посмотрел на 47 известных писателей и художников в Великобритании, она обнаружила, что еще
38 процентов лечились от расстройства настроения; самые высокие показатели произошли среди драматургов, а второй по величине среди поэтов. Когда Джозеф Шилдкраут, психиатр в
Гарвардская медицинская школа, изучавшая группу из 15 художников-экспрессионистов в середине 20-го века, обнаружила, что у половины из них была какая-то форма психического заболевания, в основном депрессия или
биполярное расстройство; почти половина из этих художников не дожила до 60 лет. Хотя моя мастерская исследование ответила на некоторые вопросы, она подняла другие. Почему творчество
бегать в семьях? Что передается? Сколько связано с природой и сколько нужно воспитывать? Писатели особенно склонны к расстройствам настроения, потому что письмо по своей сути
одинокая и интроспективная деятельность? Что бы я нашел, если бы вместо этого изучал группу ученых? Эти вопросы просачивались в моей памяти в течение недель,
месяцев, а в конце концов и годы после учебы. Поскольку я сосредоточил свои исследования на нейробиологии тяжелых психических заболеваний, включая шизофрению и расстройства настроения, изучая природу
креативности - важная, как эта тема была и есть - казалась менее актуальной, чем поиск путей облегчения страданий пациентов, пораженных этими ужасными и потенциально смертельными
расстройства мозга. В течение 1980-х новые методы нейровизуализации дали исследователям возможность непосредственно изучать мозг пациентов - подход, который я начал использовать, чтобы ответить на вопросы о том, как
и почему у некоторых людей с серьезными психическими заболеваниями нарушена структура и функциональная активность мозга. Поскольку я проводил больше времени с технологией нейровизуализации, я
не мог не задаться вопросом, что бы мы нашли, если бы использовали это, чтобы заглянуть в головы очень креативных людей. Будем ли мы видеть маленького джинна, которого нет в других людях?
головы? Современные инструменты нейровизуализации показывают структуру мозга с точностью, приближенной к точности исследования ткани после смерти; это позволяет исследователям изучать все виды
связей между измерениями мозга и личностными характеристиками. Например, мы знаем, что лондонские таксисты, которые должны запоминать карты города, чтобы получить лицензию на хакни,
увеличенный гиппокамп - ключевая область памяти - как продемонстрировано в исследовании магнитно-резонансной томографии или МРТ. (Они тоже это знают: во время недавней поездки в Лондон я гордо радовался
с этой информацией от нескольких разных таксистов.) Исследования музыкантов симфонического оркестра показали, что они обладают необычайно большой площадью Брока - частью
мозг в левом полушарии, который связан с языком - наряду с другими несоответствиями. Используя другую технику, функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), мы можем наблюдать, как
мозг ведет себя, когда занят мыслью. Проектирование нейровизуальных исследований, однако, чрезвычайно сложно. Захват умственного человека
процессы могут быть похожи на захват ртути. В мозге столько нейронов, сколько звезд в Млечном Пути, каждый из которых связан с другими нейронами миллиардами позвоночников, которые содержат
синапсы, которые постоянно меняются в зависимости от того, что недавно узнали нейроны. Захват мозговой активности с использованием технологии визуализации неизбежно приводит к упрощению, так как
иногда в новостях сообщают, что следователь обнаружил местонахождение чего-то - любви, вины, принятия решений - в одной области мозга. И что мы даже
ищите, когда мы ищем доказательства «креативности» в мозге? Хотя у нас есть определение творчества, которое многие люди принимают, - способность производить то, что
новый или оригинальный и полезный или адаптивный - достижение того, что «что-то» является частью сложного процесса, который часто изображают как «ага» или «эврика». Этот рассказ
привлекательным - например, «Ньютон разработал концепцию гравитации около 1666 года, когда яблоко упало ему на голову, когда он медитировал под яблоней». Правда в том, что к 1666 году
Ньютон уже провел много лет, обучая себя математике своего времени (евклидова геометрия, алгебра, декартовы координаты) и изобретая исчисление, чтобы он мог измерять
планетарные орбиты и площадь под кривой. Он продолжал работать над своей теорией гравитации в течение последующих лет, завершив работу только в 1687 году, когда он опубликовал
Philosophiœ Naturalis Principia Mathematica . Другими словами, разработка Ньютоном концепции гравитации заняла более 20 лет и включала несколько компонентов:
подготовка, инкубация, вдохновение - версия опыта эврики - и производство. Многие формы творчества, от написания романа до открытия структуры ДНК, требуют
этот вид непрерывного итеративного процесса. С функциональной магнитно-резонансной томографией лучшее, что мы можем сделать, это захватить активность мозга
в короткие моменты времени, когда субъекты выполняют какое-то задание. Например, наблюдение активности мозга, когда испытуемые смотрят на фотографии своих родственников, может помочь ответить
вопрос о том, какие части мозга люди используют, когда узнают знакомые лица. Творчество, конечно, не может быть превращено в единый умственный процесс, и оно не может быть
запечатлены на снимке - и при этом люди не могут произвести творческое понимание или мысль по требованию. Я потратил много лет на размышления о том, как разработать исследование изображений, которое могло бы идентифицировать уникальное
особенности творческого мозга. Большинство из человеческих мозгов возникают функции высокого уровня
из шести слоев нервных клеток и их дендритов, встроенных в его огромную площадь поверхности, называемой корой головного мозга, которая сжимается до размера, достаточно малого, чтобы ее можно было переносить
на наших плечах посредством процесса, известного как гирификация - по сути, производящего много складок. Некоторые области мозга являются высокоспециализированными, получая сенсорную информацию
от наших глаз, ушей, кожи, рта или носа или контролируя наши движения. Мы называем эти области первичными зрительными, слуховыми, сенсорными и моторными кортикальными слоями. Они собирают информацию из
мир вокруг нас и выполнять наши действия. Но мы были бы беспомощными и, по сути, нечеловеческими, если бы наш мозг состоял только из этих регионов. На самом деле наиболее развитые области человеческого мозга
известный как корковые ассоциации. Эти регионы помогают нам интерпретировать и использовать специализированную информацию, собранную первичными зрительными, слуховыми, сенсорными и моторными регионами. За
Например, когда вы читаете эти слова на странице или экране, они регистрируются как черные линии на белом фоне в вашей основной зрительной коре. Если процесс остановился на этом этапе, вы
не будет читать вообще. Чтобы читать, ваш мозг, через чудеса сложных процессов, которые ученые все еще выясняют, должен направить эти черные буквы на
области ассоциативной коры, такие как угловая извилина, так что к ним прилагается значение; и затем к областям языковой ассоциации во временных долях, так что слова
связаны не только друг с другом, но и с их связанными воспоминаниями и дают более богатые значения. Эти связанные воспоминания и значения составляют «словесную лексику», которая может быть
доступ для чтения, разговора, прослушивания и письма. Лексика каждого человека немного отличается, даже если сами слова одинаковы, потому что у каждого человека разные
связанные воспоминания и значения. Одно из различий между великим писателем, таким как Шекспир, и, скажем, типичным биржевым маклером, заключается в размере и богатстве словесной лексики в его или ее
Временные ассоциации коры, а также сложность связей коры с другими областями ассоциации в лобных и теменных долях. Исследование нейровизуализации, которое я провел в 1995 году с помощью позитронно-эмиссионной томографии или PET, сканирование оказалось неожиданным
полезен для улучшения моего собственного понимания ассоциативных кортикальных слоев и их роли в творческом процессе. Это исследование PET было разработано для изучения
различные системы памяти мозга, которые определили великий канадский психолог Эндель Талвинг. Одна система, эпизодическая память, автобиографична - она состоит из информации
связаны с личным опытом человека. Это называется «эпизодическим», потому что оно состоит из связанной во времени последовательной информации, такой как события, произошедшие на человеке.
день свадьбы. Моя команда и я сравнили это с другой системой, семантической памятью, которая является хранилищем общей информации и не связана ни с личной, ни с временной привязкой. В этом исследовании,
мы разделили эпизодическую память на два подтипа. Мы исследовали сфокусированную эпизодическую память, попросив субъектов вспомнить конкретное событие, которое произошло в прошлом, и описать его
с закрытыми глазами. И мы рассмотрели условие, которое мы назвали случайным эпизодическим безмолвным мышлением, или REST : мы попросили субъектов спокойно лежать с
их глаза закрылись, чтобы расслабиться и думать о том, что приходило на ум. По сути, они будут заниматься «свободным общением», позволяя своим умам блуждать. Акроним
class = "smallcaps"> REST был намеренно ироничным; мы подозревали, что ассоциативные области мозга будут действительно дико активны во время этого состояния. Это подозрение
был основан на том, что мы узнали о свободной ассоциации из психоаналитического подхода к понимание ума. В руках Фрейда и других психоаналитиков, бесплатно
Ассоциация - спонтанно говоря, что приходит на ум без цензуры - стала окном в понимание бессознательных процессов. На основе моих интервью с творческими темами
Во время учебы в мастерской и из дополнительных бесед с художниками я знал, что такие бессознательные процессы являются важной составляющей творчества. Например, Нил Саймон сказал мне:
«Я не пишу сознательно - это как будто муза сидит на моем плече» и «Я впадаю в состояние, отличное от реальности». (Примеры из истории предполагают то же самое. Сэмюэль Тейлор
Коулридж однажды описал, как он сочинил целое стихотворение на 300 строк о Кубле-хане, находясь в состоянии опиата, как в сновидении, и начал записывать его, когда проснулся; он сказал он тогда
потерял большую часть этого, когда его прервали и отозвали по поручению - таким образом, законченное стихотворение, которое он опубликовал, было лишь фрагментом того, что первоначально пришло к нему в его сновидении
state.) Исходя из всего этого, я предположил, что наблюдение за тем, какие части мозга наиболее активны
во время свободных ассоциаций даст нам подсказки о нейронной основе творчества. И что мы нашли? Конечно, ассоциации коры были дико активны в течение <размаха
class = "smallcaps"> REST . Я понял, что, очевидно, не смогу охватить весь творческий процесс - вместо этого я мог бы сосредоточиться на тех частях мозга, которые делают творчество
возможно. Когда я пришел к этой идее, дизайн для исследований изображений стал очевиден: мне нужно было сравнить мозг очень креативных людей с мозгами контрольных субъектов, поскольку они
участвует в задачах, которые активировали их кортикальные ассоциации. В течение многих лет я
я спрашивал себя, что может быть особенным или уникальным в мозгах авторов семинара, которых я изучал. В моей собственной версии эврика момент, наконец, пришел ко мне:
творческие люди лучше распознают отношения, создают ассоциации и связи, видят вещи оригинальным образом - видят вещи, которые другие не видят. Чтобы проверить это
Я должен был изучить области мозга, которые сходят с ума, когда ты позволяешь своим мыслям бродить. Мне нужно было нацелиться на кортизу ассоциации. В дополнение к REST , я мог наблюдать людей, выполняющих простые задачи, которые легко выполнить в сканере MRI, такие как сопоставление слов, которые позволили бы мне сравнивать высоко
творческие люди, у которых есть этот «джин в мозгу», с членами контрольной группы, подобранной по возрасту, уровню образования и полу, люди, которые имеют «обычное творчество» и которые не имеют
Достигнуты уровни признания, которые характеризуют очень креативных людей. Я был готов к разработке Creativity Study II. Это
время, я хотел изучить более разнообразный образец творчества, как из науки, так и из искусства. Мои мотивы были частично эгоистичными - я хотел обсудить
творческий процесс с людьми, которые могут думать и работать по-другому, и я подумал, что, вероятно, многому научусь, слушая всего несколько человек из конкретных научных областей.
В конце концов, каждый был бы отдельным драгоценным камнем - захватывающее исследование самостоятельно. Теперь, когда я на полпути к концу исследования, я могу сказать, что именно это и произошло. мой
До сих пор в число отдельных украшений входят, в частности, режиссер Джордж Лукас, математик и призер Филдса Уильям Терстон, писатель, получивший Пулитцеровскую премию, Джейн Смайли,
и шесть нобелевских лауреатов в области химии, физики и физиологии или медицины. Потому что победители главных наград, как правило, старше, и потому что я хотел бы включить некоторые
молодые люди, я также набрал лауреатов премии Национального института здоровья пионеров и других премий в области искусства. Помимо их имен, у меня нет
разрешение на раскрытие индивидуальной информации о моих предметах. И так как исследование продолжается (каждый предмет может занять до года, чтобы набрать медленный прогресс), мы делаем
пока что не имеют каких-либо окончательных результатов - хотя мы хорошо понимаем направление, в котором движутся вещи. Изучая структурные и функциональные характеристики предметов
мозги в дополнение к их личной и семейной истории, мы узнаем огромное количество о том, как творчество происходит в мозге, а также о том, являются ли эти ученые и художники
показать те же личные или семейные связи с психическими заболеваниями, что и участники моего семинара Iowa Writers 'Workshop. Для участия в исследовании ,
Каждый субъект проводит три дня в Айова-Сити, поскольку важно проводить исследование с использованием того же сканера МРТ. Испытуемые и я обычно знакомимся за ужином
в моем доме (и бутылку Бордо из моего погреба), и, бродя по моему 40-акровому природному убежищу на вездеходе, наблюдая за тем, что происходит вокруг дикой природы.
Расслабиться вместе и почувствовать человеческую сторону друг друга полезно после полутора дней сканирования мозга и сложных разговоров, которые последуют. Мы
начать настоящее исследование с МРТ-сканирования, во время которого субъекты выполняют три разные задачи, в дополнение к REST: ассоциации слов, изображение
ассоциация и распознавание образов. Каждое экспериментальное задание чередуется с контрольным заданием; например, во время ассоциации слов субъектам показываются слова на экране и их просят
либо придумайте первое слово, которое приходит на ум (экспериментальное задание), либо тихо повторите слово, которое они видят (контрольное задание). Разговор нарушает процесс сканирования, поэтому предметы
молча указать, когда они выполнили задание, нажав кнопку на клавиатуре. Игра в словесные игры внутри глухой, визжащей полой трубки кажется далекой от
своего рода извилистый, спонтанный процесс открытия, который мы склонны связывать с творчеством. Это, однако, так близко, как можно прийти к прокси для этого опыта, кроме REST . Вы не можете заставить творчество случиться - каждый творческий человек может засвидетельствовать это. Но суть творчества заключается в установлении связей и решении головоломок.
Дизайн этих задач МРТ позволяет нам визуализировать, что происходит в творческом мозге, когда он делает эти вещи. Как я предположил,
творческие люди показали более сильную активацию в своих ассоциативных кортежах во всех четырех заданиях, чем контроли. (См. Изображения на стр. 74.)
как художники, так и ученые, предполагая, что похожие процессы в мозге могут лежать в основе широкого спектра творческого самовыражения. Общие стереотипы о «правильном мозге» против
Несмотря на то, что люди «оставлены без ума», эта параллель имеет смысл. Многие творческие люди - эрудиты, люди с широкими интересами во многих областях - общая черта в моем исследовании
предметы. После сканирования мозга я соглашаюсь с предметами для углубленного интервью. Подготовка к этим интервью может быть увлекательной (пересмотр всех фильмов Джорджа Лукаса, для
Например, или чтение сборников работ Джейн Смайли), а также сложные задачи (с помощью математических работ Уильяма Терстона). Я начинаю спрашивать предметы об их жизни
история - где они выросли, где они ходили в школу, какие занятия им нравились. Я спрашиваю об их родителях - об их образовании, роде занятий и стиле воспитания - и о том, как
семья ладила. Я узнаю о братьях, сестрах и детях и получаю представление о том, кто еще в семье предмета занимается творчеством или как его можно было развивать.
дома. Мы говорим о том, как испытуемые справлялись с проблемами взросления, любыми ранними интересами и увлечениями (особенно теми, которые связаны с творческой деятельностью, которой они занимаются как
взрослые), шаблоны знакомств, жизнь в колледже и аспирантуре, браки и воспитание детей. Я прошу их описать типичный день на работе и подумать, как они достигли
такой высокий уровень творчества. (Одна вещь, которую я узнал из этой линии вопросов, заключается в том, что творческие люди работают намного усерднее, чем обычный человек - и обычно это потому, что они
люблю свою работу.) Одна из самых личных и порой болезненных частей интервью - когда я спрашиваю о
психическое заболевание в семьях испытуемых, а также в их жизни. Они рассказали мне о таких детских переживаниях, как, когда мать совершает самоубийство или наблюдает за ужасными вспышками
насилие между двумя родителями-алкоголиками и боль и шрамы, причиненные этим опытом. (Два из 13 творческих предметов в моем текущем исследовании потеряли родителя
число самоубийств - во много раз больше, чем среди обычного населения США.) Разговаривая с теми субъектами, которые сами страдали психическим заболеванием, я слышал о том, как оно повлияло на
работа и как они научились справляться. Пока что это
исследование , в котором изучалось 13 творческих гениев и 13 контролей, выявило связь между психическим заболеванием и творчеством, сходную с той, которую я обнаружил на семинаре моих писателей
учиться. Творческие субъекты и их родственники имеют более высокий уровень психических заболеваний, чем контрольные и их родственники (хотя и не такие высокие, как я обнаружил в первом
изучать), причем частота будет довольно равномерной среди художников и ученых. Наиболее распространенные диагнозы включают биполярное расстройство, депрессию, тревогу или паническое расстройство, и
алкоголизм. Я также нашел некоторые доказательства, подтверждающие мою раннюю гипотезу, что исключительно творческие люди более склонны, чем контрольные субъекты, иметь одну или более первой степени
родственники с шизофренией. Интересно, что когда врач и исследователь Джон Л. Карлссон осматривал родственников каждого из перечисленных в исландской версии Кто есть кто в
в 1940–60-х годах он обнаружил, что у них шизофрения выше среднего. Леонард Хестон, мой бывший коллега-психиатр в Айове, провел влиятельное исследование
детей матерей-шизофреников, выросших с младенчества приемными или приемными родителями, и обнаружили, что у более 10 процентов этих детей развилась шизофрения
с нулевым процентом контрольной группы. Это говорит о мощном генетическом компоненте шизофрении. Мы с Хестоном обсуждали, обязаны ли некоторые особенно творческие люди своим дарам
субклинический вариант шизофрении, который ослабляет их ассоциативные связи в достаточной степени, чтобы повысить их творческий потенциал, но не настолько, чтобы сделать их психически больными. Как и в первом исследовании, я также обнаружил, что творчество имеет тенденцию проявляться в семьях и принимать различные формы. На этой арене воспитание явно играет сильную
роль. Половина предметов происходит из очень успешных семей, по крайней мере один из родителей имеет докторскую степень. Большинство выросло в среде, где обучение и
образование высоко ценилось. Вот как один человек описал свое детство: Так почему же эти одаренные люди страдают психическими заболеваниями чаще, чем в среднем? Учитывая, что (как группа) их члены семьи имеют более высокий
чем те, которые встречаются в общей популяции или в сопоставимой группе сравнения, мы должны подозревать, что природа играет роль - что Фрэнсис Гальтон и другие были правы в отношении
роль наследственных факторов в предрасположенности людей к творчеству и психическим заболеваниям. Мы можем только догадываться о том, какими могут быть эти факторы, но есть некоторые подсказки в том, как
эти люди описывают себя и свой образ жизни. Одним из возможных факторов, способствующих этому, является стиль личности, разделяемый многими моими творческими субъектами. Эти предметы
приключенческий и исследовательский. Они рискуют. В частности, в науке лучшая работа, как правило, происходит в новых границах. (Как гласит популярное среди ученых высказывание: «Когда вы работаете в
передний край, вы, вероятно, будете кровоточить ».) Они должны противостоять сомнению и отказу. И все же они должны сохраняться, несмотря на это, потому что они твердо верят в ценность
что они делают. Это может привести к психической боли, которая может проявляться как депрессия или беспокойство, или побудить людей попытаться уменьшить их дискомфорт, обращаясь к обезболивающим таким
как алкоголь. Я был поражен тем, как многие из этих людей называют свои самые творческие идеи «очевидными». Поскольку эти идеи почти всегда противоположны очевидным для других
люди, творческие светила могут столкнуться с сомнением и сопротивлением, выступая за них. Как сказал мне один художник: «Самое смешное в таланте - это то, что вы слепы к нему. Вы
просто не вижу, что это такое, когда у тебя есть это ... Когда ты обладаешь талантом и видишь вещи особым образом, ты поражен тем, что другие люди не могут этого увидеть ». Упорствуя перед лицом сомнения
или отвержение, для художников или для ученых, может быть одиноким путем, который может также частично объяснить, почему некоторые из этих людей испытывают психические заболевания. Один интересный парадокс , который возник во время бесед с субъектами об их творческих процессах, заключается в том, что, хотя многие из них страдают от настроения и
тревожные расстройства, они связывают свои дары с сильным чувством радости и волнения. «Делать хорошую науку - это просто самое приятное, что может сделать каждый», - сказал один ученый.
меня. «Это как хороший секс. Он возбуждает вас повсюду и заставляет вас чувствовать себя всесильным и цельным ». Это напоминает творческие гении на протяжении всей истории.
сказал. Например, вот Чайковский, композитор, пишет в середине 19-го века: Другой из моих предметов, нейробиолог и изобретатель, сказал мне: «Нет большей радости
что я имею в своей жизни, чем иметь идею, которая является хорошей идеей. В тот момент это всплывает в моей голове, это так глубоко удовлетворяет и награждает ... Мое ядро прилежит, вероятно, собирается
чокнутый, когда это случается ». (Ядро, лежащее в основе системы вознаграждения мозга, активируется удовольствием, будь то от еды хорошей пищи или получения денег или принятия
наркотики, вызывающие эйфорию.) Относительно того, как возникают эти идеи, почти все мои испытуемые подтвердили, что, когда возникают моменты эврики, они, как правило, ускоряются длительными периодами
подготовка и инкубация, а также нанесение удара, когда ум расслаблен - во время этого состояния мы назвали REST . «Многое происходит, когда вы делаете одну вещь
и вы не думаете о том, что делает ваш ум », - сказал мне один из художников в моем кабинете. «Я либо смотрю телевизор, я читаю книгу, и я устанавливаю связь ... Это может
не имеет ничего общего с тем, что я делаю, но так или иначе вы видите или слышите что-то, или что-то делаете, и это объединяет эту связь ». Многие упомянутые предметы
освещение идей во время душа, вождения или тренировки. Один из них описал более необычный режим, включающий дневной сон: «Именно во время этого сна я выполняю большую часть своей работы. я
обнаруживаю, что когда идеи приходят ко мне, они приходят, когда я засыпаю, они приходят, когда я просыпаюсь, они приходят, если я сижу в ванне. Я обычно не принимаю ванну ... но иногда я
просто зайдите и подумайте. ” Некоторые из других наиболее распространенных результатов, которые мои исследования предложили, включают: < Я> Многие творческие люди
автодидакты. Они любят учить себя, а не получать ложную информацию или знания в стандартных учебных заведениях. Знаменитые три творческих гения Силиконовой долины
были выбывшими из колледжа: Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг. Стив Джобс - для многих архетип творческой личности - популяризировал девиз « Думай по-другому ».
Поскольку их мышление отличается, мои предметы часто выражают мысль о том, что стандартные способы обучения и преподавания не всегда полезны и могут даже отвлекать, и что они
предпочитаю учиться самостоятельно. Многие из моих предметов научились читать еще до начала школы, и многие читали в течение всей жизни. Например, в своей статье
«О доказательстве и прогрессе в математике», Билл Терстон писал: Это наблюдение имеет важное значение для образования творчески одаренных
дети. Их нужно разрешать и даже поощрять «думать по-другому». (Несколько предметов описали мне, как они могут попасть в беду в школе за указание, когда их
учителя говорили вещи, которые, как они знали, были неправильными, например, когда учитель второго класса объяснил одному из моих предметов, что свет и звук - это одновременно волны и движение с одинаковой скоростью.
Учитель не хотел, чтобы его исправляли.) Многие творческие люди - эрудиты, как это делали исторические гении, включая Микеланджело и Леонардо да Винчи . Джордж Лукас
был награжден не только Национальной медалью искусств в 2012 году, но и Национальной медалью технологий в 2004 году. Интересы Лукаса включают в себя антропологию, историю, социологию, неврологию,
цифровая технология, архитектура и дизайн интерьера. Другой эрудит, один из ученых, описал свою любовь к литературе: Искусство и наука рассматриваются как отдельные следы,
и студенты поощряются специализироваться на одном или другом. Если мы хотим воспитывать творческих учеников, это может быть серьезной ошибкой. Творческие люди, как правило, очень
настойчиво, даже когда сталкивается со скептицизмом или неприятием. На вопрос, что нужно, чтобы стать успешным ученым, один ответил: У творческих людей просто есть больше идей, и поэтому они отличаются от обычных людей только количественным образом, или они также качественно
разные? Один из них, нейробиолог и изобретатель, интересным образом обратился к этому вопросу, осмыслив этот вопрос в терминах воздушных змеев и струн: Конечно, слишком много идей может быть опасно. Один предмет, ученый, который оказывается одновременно воздушным змеем и веревкой, описал мне «готовность
рискуйте всем своим сердцем, душой и разумом в том, что, как вы знаете, воздействие - если бы это сработало - было бы совершенно преобразующим ». if здесь имеет большое значение.
Часть того, что приходит с просмотром связей, которых никто не видит, заключается в том, что не все эти связи действительно существуют. «У всех есть сумасшедшие вещи, которые они хотят попробовать», - сказал тот же самый предмет.
меня. «Часть творчества состоит в том, чтобы выбрать маленькие пузырьки, которые возникают в вашем сознании, и выбрать, какой из них дать расти, а какой дать доступ большему количеству вашего ума, и
затем переведите это в действие ». В « Прекрасном уме », ее биографии математика Джона Нэша, Сильвия Насар рассказывает о визите Нэша, полученного от приятеля
математик в то время как в больнице Маклин. «Как мог вы, математик, человек, преданный разуму и логической истине, - спросил коллега, - поверить, что
инопланетяне отправляют вам сообщения? Как ты мог поверить, что тебя вербуют инопланетяне из космоса, чтобы спасти мир? »На что Нэш ответил:« Потому что идеи
Я имел в виду, что сверхъестественные существа приходили ко мне так же, как мои математические идеи. Поэтому я воспринял их всерьез ». Некоторые люди видят то, что другие не могут, и они правы, и
мы называем их творческими гениями. Некоторые люди видят вещи, которые другие не могут, и они ошибаются, и мы называем их психически больными. И некоторые люди, такие как Джон Нэш, оба.
Текст



Мозг гения. После завершения анализа творческой личности автор предоставляет объекту трехмерную модель своего мозга. (Майк
Башер) figcaption> figure> 
На изображениях слева показан мозг творческого субъекта (вверху) и соответствующего контрольного субъекта во время задачи объединения слов. Изображения справа показывают активацию мозга как
предметы чередуются между экспериментальным заданием (ассоциация слов) и контрольным заданием (чтение слова). Линия, представляющая активацию мозга творческого субъекта, плавно движется вверх
и вниз по мере изменения задачи, отражающей эффективное использование кортикальных связей при установлении связей. Линия активации субъекта управления выглядит рваной
сравнение. figcaption> figure> 
Наши семейные вечера - все сидят без дела. Мы все были бы в одной комнате,
и [моя мама] будет работать над ее бумагами, готовить планы уроков, а у моего отца были огромные стопки бумаг и журналов… Это было до ноутбуков, и так было все
на бумажной основе. И я буду сидеть там с моей домашней работой, а мои сестры читают. И мы бы проводили несколько часов каждую ночь в течение 10–15 лет - вот как это было. Просто работаю
все вместе. Нет телевизора. Blockquote>
Было бы напрасно пытаться выразить словами такое неизмеримое чувство блаженства
который приходит ко мне напрямую, во мне пробуждается новая идея и начинает принимать другую форму. Я все забываю и веду себя как сумасшедший. Все внутри меня начинает пульсировать и
дрожа; вряд ли я начал набросок, пока одна мысль не следовала за другой. blockquote>
Мое математическое образование было довольно независимым и своеобразным, где в течение ряда лет я учился
Самостоятельно, развивая личные ментальные модели того, как думать о математике. Это часто было большим преимуществом для меня, когда я думал о математике, потому что это легко
позже подберем стандартные ментальные модели, которыми пользуются группы математиков.
Я люблю слова, и я люблю ритмы
и звуки слов ... [В детстве] я очень быстро построил огромный склад ... шекспировских сонетов, монологов, стихов по всему спектру ... Когда я поступил в колледж, я
был открыт для многих возможных карьер. Я на самом деле прошел курс творческого письма рано. Я твердо считал себя писателем, писателем или поэтом, потому что люблю слова так сильно… [Но
для] ученых, дело не столько в красоте слов. Таким образом, я обнаружил, что это неудовлетворительно, и я взял несколько курсов по биологии, несколько квантовых курсов. Я действительно нажал с
биология. Казалось, сложная система, которая была гибкой, красивой, важной. И поэтому я выбрал биохимию. Blockquote>
Упорство… Чтобы это иметь
свобода выяснять вещи, вы должны иметь настойчивость ... Грант не финансируется, и на следующий день вы встаете, и вы ставите следующую ногу вперед, и вы продолжаете ставить свою
Нога впереди… Я все еще принимаю вещи лично. Я не получаю грант, и ... я расстроен в течение нескольких дней. А потом я сажусь и снова пишу грант. Blockquote>
В R&Что касается бизнеса, мы как бы объединяем людей в две категории: изобретатели и инженеры. Изобретатель - воздушный змей. У них есть миллион идей, и они придумали
отличные первые прототипы. Но, как правило, изобретатель ... не аккуратный человек. Он видит общую картину и ... постоянно связывает что-то, что на самом деле не работает. А потом
инженеры - это струны, мастера [которые выбирают хорошую идею] и делают ее по-настоящему практичной. Итак, одна о хорошей идее, другая о ... создании
практично. blockquote>
Метка
скрытое/показанное содержимое