Rejane Carolina Hoeveler
В своей истории русской революции Троцкий говорит о том удивлении, которое произошло 23 февраля 1917 года по древнему юлианскому календарю. [1] Спонтанно, петроградские текстильные рабочие начали забастовку, которая в конечном итоге свергнет царя и фактически создаст республику в России. Сюрприз был понятен: женщины составляли самый неполитический и неграмотный сектор российского рабочего движения именно потому, что они были самым угнетенным сектором в рабочем классе. Столкнувшись с тяжелой, неутомимой работой на фабриках или полях, а также с заботой о своих детях и семье, женщины жили адской жизнью.
Империалистическая война, в которой монархия бросила миллионы рабочих в качестве пушечного мяса, сделала давление невыносимым, и в начале 1917 года в условиях широко распространенной нехватки продовольствия вспыхнула скороварка. Согласно Троцкому, предполагалось, что многие из тех, кто руководил событиями 23 февраля, были женами или матерями солдат, но восстание против войны и царского абсолютизма намного превзошло эту прямую связь. В любом случае, они проводили часы в бесконечных очередях за буханкой хлеба или куском муки, на морозе на много градусов ниже нуля, иногда лицом к лицу с ужасной Охраной, царской полицией, в этих строках.
Крупская, уже опытный боевик в то время, сообщила в тексте 1920 года, как война изменила модели семей и отношений между мужчинами и женщинами. [2] Несмотря на то, что она оставила семью в руках женщин, что еще больше повысило их ответственность в этой области, собственное массовое вхождение женщин на фабрики, которое стало возможным благодаря войне, позволило многим женщинам обрести большую экономическую независимость. , Это, по мнению Крупской, сделало возможные отношения в меньшей степени основанными на экономической зависимости и в большей степени основанными на взаимном желании.
Дело в том, что в ту роковую неделю февраля 1917 года, когда через Выборгский район прошел непреодолимый марш женщин, мужчины присоединились к своей забастовке и всем политическим течениям, в которых были рабочие. он присоединился без ограничений, хотя даже большевики ранее выступали против забастовки, делая ставку на концентрацию сил для митинга 1 мая. Через несколько дней весь город был захвачен, а министры арестованы. К 24-му это уже была самая крупная политическая забастовка войны, а к 25-му это уже была всеобщая забастовка, в которую, как сообщается, присоединились даже таксисты, отказываясь нести кого-либо, кроме руководства забастовки. = "#_ ftn3" name = "_ ftnref3"> [3]
Как ни парадоксально, в советской , созданной 27 февраля, было мало женщин. С большинством солдат именно этот Совет будет нести ответственность за знаменитый Орден № 1, согласно которому солдаты будут выбирать свои комитеты для руководства своими частями и подчиняться временному правительству, только если они не противоречат резолюции Совета - это решение, которое открывает так называемые двойные державы. Однако из-за своего собственного социального состава, относительно скудного среди женщин, Совет даже не обсуждал демонстрацию, которая была назначена на 19 марта, путем голосования женщин (в котором приняли участие 25 000 женщин, включая многих работников) , Относительно низкое участие женщин в Советах, даже позже, было отмечено женщинами Jenotdel. В тексте 1927 года Крупская упоминает, что 20% в советах городов и 10% в деревнях отмечается как достижение. [4]
Женское движение до революции
В России уже было женское движение с XIX века. Несколько ассоциаций, таких как Союз женщин, Партия прогрессивных женщин, Союз женщин за равенство и Лига равных прав женщин, боролись за такие права, как равное образование для мужчин и женщин и избирательное право женщин. Боевики Российской социал-демократической партии иногда принимали участие в движениях, возглавляемых такими объединениями, хотя всегда отмечали четкое различие между буржуазными феминистками и интересами пролетариев.
Социалистические феминистки всегда сталкивались с двойной борьбой: против мужества внутри рабочего движения и их собственных партий и против буржуазных секторов в женском движении. Как и в других странах, в России был решительный отказ от женщин, поступающих на заводские работы среди рабочих, что загрязняло большинство социалистических партий (элемент, подчеркнутый Инессой Арманд в ее тексте 1920 года о проблеме женщин в I International [5] , тем временем, в женском движении (термин феминизм все еще имел уничижительный оттенок) - согласно предшественникам Грациелы Шнайдер называется радикальным феминизмом - как Анна Андреевна Калмович и Мария Ивановна Покровская недвусмысленно утверждали, что работающие женщины будут лучше представлены другими женщинами, даже если они будут буржуазными, и что решение почти всех их проблем будет достигнуто голосованием. a href = "#_ ftn6" name = "_ ftnref6"> [6] Хотя в свое время они играли очень важную роль в организации женщин за демократические права, они стремились убедить рабочие отмежевываются от рабочего движения, которое, как правило, рассматривается ими как один из врагов для борьбы.
. В 1907 году в Штутгарте состоялась Первая конференция женщин-социалистов, в которой участвовали русские делегаты, одобрившие участие социалистов в борьбе за избирательное право женщин - резолюция, подтвержденная три года спустя, в 1910 году, в понедельник. Конференция, проходящая в Копенгагене.
. В России ключевой вехой является Первый Всероссийский женский конгресс, созванный Союзом за равные права и состоявшийся в 1908 году, который объединил практически все тенденции российского феминизма; но, по словам большевистской Инессы Арманд, хотя она вызвала буржуазных и пролетарских женщин, ее целью было отделить рабочих от рабочих и их движения и использовать их в Учредительном собрании. [ 7]
В тексте 1908 года будущий феминист и историк-социалист Елена Александрова Кувчинская показала, как в нескольких местах, например в Норвегии, буржуазные феминистки защищали не всеобщий голос, а женский голос переписи, дистанцируя себя. резко от требования рабочего класса. В этом коротком тексте, по нашему очень актуальному мнению, она обрисовала, какой должна быть лучшая политика для социалистических женщин: тактика единства действий со всеми секторами, которые защищали демократические претензии как женский голос, но с четкой дифференциацией от социалистического чтения. : «Ходите друг за другом, но вместе», - эта фраза подытожила эту тактику. [8]
В 1913 году в Международный женский день в России тысячи женщин вышли на улицы, и на крупнейшей демонстрации в Петрограде были жестокие репрессии. В следующем году выйдет журнал Rabôtnitsa («Рабочий»), которым управляют Инесса Арманд, Александра Коллонтай и Надежда Крупская - те же три большевистские женщины, которые будут отвечать за создание Дженотдела в 1919 году. женское отделение компартии. Чтобы поднять это, большевистские женщины должны были бороться против многих, кто полагал, что было неправильно создавать отдельную организацию для них.
Революция 1917 года и женщины: достижения
Первые достижения для женщин в России появились вскоре после революции, когда было объявлено равенство мужчин и женщин. Но первое юридическое лицо, состоящее из ряда достижений, появилось даже в Семейном кодексе 1918 г. Это свод резолюций, впервые установивших в России гражданское равенство между мужчинами и женщинами, отменяющих все старые царские законы. что ставит женщин в хроническое субгражданство. Кодекс выражал большевистские дебаты о свободной любви и конце государства и семьи. В стране, где до этого времени Православная Церковь регулировала браки, а разделение было практически невозможным, Кодекс устанавливал гражданский брак и развод; установленные алименты для мужчин и женщин в случае нетрудоспособности или бедности; и определил конец незаконного происхождения: отныне дети в браке и вне брака будут признаны равными по закону. По словам Венди Голдман, в 1927 году легкость развода будет еще больше увеличена, с возможностью разделения по переписке. [9]
Еще одним ключевым аспектом большевистской перспективы была социализация домашней работы, освобождение женщин от ига неоплачиваемой работы на дому. Создание тысяч яслей, школ, прачечных и общественных столовых было основным способом достижения этой цели. Женщины должны были полностью войти в мир производства, а домашними делами будут заниматься все люди по всему штату, но все же женщины на ответственных должностях.
. У большевистской педагогики были черты самоуправления и антиавторитарные черты, что выражалось в предложениях педагога Елизаровой в ее предложении о бездомных детях, совершивших преступления: государство создало в поместьях учреждения семейного типа. заброшенный из старого дворянства; и с открытыми дверями, с минимальным количеством наемного персонала и применением принципа самоуправления дети сами «установят и будут поддерживать» порядок. [10]
В 1920 году Россия становится первой страной в мире, которая узаконит аборты. Хотя центральные дебаты того времени не вращались вокруг права женщин на решение (идея, что рождение было обязанностью женщины, было широко распространено), это было замечательное достижение, поскольку даже сегодня, в 21 веке, по большей части В некоторых частях мира аборты по-прежнему запрещены. Профиль женщины, которая делает аборт в России, был старше, у него уже было двое или более детей, и раньше он делал аборты. [11] < / p>
. Земельный кодекс, принятый в 1922 году, явился крупным прорывом для крестьянских женщин. Сочетая обычное крестьянское право с революционным утверждением гендерного равенства, он впервые позволил женщинам иметь право на землю и в полной мере участвовать в принятии общинных решений. Хотя в некоторых отношениях он противоречил Семейному кодексу и, сохраняя патрикальную структуру крестьянской структуры, он выражал приверженность большевиков равенству между мужчинами и женщинами даже в традиционно отсталых секторах в этих отношениях.
. Важно отметить, что в первые годы революции, несмотря на важность, придаваемую широкому обсуждению и тщательной разработке новых кодексов права, которые способствовали освобождению женщин, преобладало мнение о том, что женское освобождение Это не было бы правовым актом. Необходимо было инвестировать в организацию женщин, в их способность к мобилизации, как это продемонстрировало революция в феврале 1917 года. В 1918 году в разгар гражданской войны 1200 женщин собрались на Национальном конгрессе женщин, демонстрируя усилия партии по организации женщины и как женщины ответили на их призыв. Еще в 1928 году Крупская подтвердила это, решив конкретные проблемы восточных женщин. [12]
Ограничения
Первоначально основными ограничениями достижений были экономические условия. После большого голода в 1921 году и окончания периода военного коммунизма 7,5 миллионов детей голодали и умирали, в основном оставаясь сиротами. Миллионы мужчин и женщин погибли во время Второй мировой войны и Гражданской войны - демографического феномена, который создал армию брошенных детей.
. Первое отступление от Кодекса 1918 года произошло еще в 1926 году с отменой законодательства об усыновлении. К 1918 году Семейный кодекс запретил усыновление, поскольку исторически самые богатые крестьяне использовали его для эксплуатации несчастных детей в сельской местности. Первоначально целью большевиков было социализированное воспитание детей, чтобы все они могли учиться различным ремеслам, читать и писать и т. Д. Поскольку перед лицом полного экономического спада невозможно было создать достаточно центров для детей, а существующие пострадали от абсолютно неадекватных условий, казалось, что единственным выходом было побудить семьи, особенно крестьян, поглотить хотя бы часть миллионов. в> беспризорность, как называли бездомных детей.
Это было значительное отступление, но оно было прямо признано как таковое перед лицом драматической ситуации: оно не было представлено как добродетель, как это будет позже. Приверженность социализированному воспитанию детей все еще существовала, но не могла быть реализована. Трудность замены женской неоплачиваемой работы на дому оказалась намного больше, чем ожидалось, особенно в этих условиях, и семья была воскрешена в качестве решения, потому что это было «единственное учреждение, которое могло накормить, одеть и социализировать ребенка практически за нулевую плату. в штат ». [13]
В течение 1920-х годов высокий уровень безработицы среди женщин, низкая заработная плата и отсутствие методов контрацепции сделали их жизнь очень трудной. И даже если закон предусматривает равенство на рабочем месте, трудно заставить заводских инспекторов фактически обращаться с женщинами как с равными: от найма на работу до зарплаты или возможности продвижения по службе. Сами рабочие довольно часто выступали против въезда женщин, считая, что их место должно было приготовить суп. Таким образом, даже в период умеренного экономического подъема середины 1920-х годов мужчины и женщины не ощущали такого эффекта одинаково. [14]
Новая экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 году, оказала негативное влияние на женщин: сокращение государственных социальных услуг, особенно учреждений по уходу за детьми, и высокий уровень безработицы среди женщин, как женщин Большинство занятых женщин были заняты в тех отраслях, которые нэп не одобрял. Явным следствием нэпа стало увеличение проституции, в которой явно не было необходимости: большинство проституток имели семьи и детей и не могли найти работу. [15 ]
Но в 1924 году Конгресс Коммунистической партии все еще отверг «производивистскую» линию на восстановление экономики любой ценой, признал и стремился решить самые драматические проблемы, с которыми сталкиваются рабочие, и подтвердил свою приверженность эмансипация женщин. [16] В очень короткое время это обязательство превратится в пустую сталинскую пропаганду.
неудачи
С 1928 года в Коммунистической партии СССР была навязана продуктивная линия. Zhenotdel был отменен в 1930 году с ложным аргументом, что он «копировал работу других партийных отделов», или что проблема женщин уже была решена. Пропагандистская пропаганда занимает место старых целей социализированного воспитания детей, и партия становится просто движущей силой этой пропаганды, а не откровенным и открытым пространством для обсуждения проблем, возникающих в СССР. Как это ни парадоксально, восстановление экономики с высоким уровнем занятости среди женщин в конце десятилетия позволяет создавать государственные аппараты, нацеленные на социализацию домашней работы, такие как школы, прачечные и кафетерии. Сама политика заработной платы, особенно во второй пятилетке, опиралась на семейную единицу, потому что в конечном итоге именно это позволило двум работникам работать по цене одного.
. В 1935 году снижение совершеннолетия было объявлено коронационной победой репрессивного мышления внутри партии и государства. Преступления беспризорности в настоящее время объясняются безответственностью родителей, а не социальными условиями. Голос прогрессивных педагогов жестоко молчит.
. В 1936 году государство создает бюрократические и финансовые трудности для развода, и в том же году аборт снова объявлен незаконным (запрет действует до 1955 года) с суровым наказанием для женщин, которые делают аборт. Оба указа шли сверху донизу, без обсуждения, только с гимнами партийной похвалы и самовосхваления. В типичном сталинском маневре юрист А. Лиситин раскопал ленинский текст о Мальтусе, чтобы оправдать «социалистический запрет» на аборты, который, по его словам, отличается от «буржуазного запрета». В конце концов, по его словам, у женщин не было бы причин делать аборт в СССР, поскольку условия для рождения детей были благоприятными, и советские работники не отказывались бы иметь детей в таком раю. [17]
Социалистические юристы, которые участвовали в разработке законодательства 1918 и 1927 годов, такие как Гойхбарг, а также Пашуканис и многие другие, были физически уничтожены, многие из которых обвиняются в "троцкизме-бухаринизме" или "псевдомарксизме". , Арестованные, казненные или пропавшие без вести в лагерях, все те, кто участвовал в богатом правовом обсуждении 1920-х годов, больше не могли противостоять неудачам. Всемогущий прокурор Вышинский, исторический противник Пашуканис. стал единственным авторизованным голосом. Семейный указ 1944 года является краеугольным камнем политической реакции женщин, отвергая остатки законодательства 1920-х годов, передавая развод в суды, возвращая категорию законных и незаконнорожденных детей, среди прочих.
Таким образом, с победой сталинизма была консолидирована глубокая эффективная политическая и идеологическая неудача, которую, конечно, нельзя отнести к материальным условиям СССР. Будь то из страха или убежденности в безоговорочной защите СССР, значительная часть немногих еще живущих женщин, которые участвовали в революции, перешла в сталинизм, что объясняет некоторые тексты Крупской и приносит грязные извинения положению женщин в России. СССР. [18]
Примечания
[4] KRÚPSKAIA, «О рабочем съезде» [1927]. В SCHNEIDER, соч. Cit ., P.111.
[5] АРМАНД, И. Ф., «Рабочие Первого Интернационала» [1920]. В SCHNEIDER, соч. Cit. , с.239-244.
[6] См. KALMÁNOVITCH, A.A., «Феминистское движение и реакция партий на него». В SCHNEIDER, соч. Cit ., P.21-38 [Первоначально опубликовано в 1908 году]; и POKRÓVSKAIA, М.И., «Закон и жизнь», в SCHNEIDER, Op. Cit. , p.62-70 [Первоначально опубликовано 1914].
[7] АРМАНД, И.Ф. «Рабочий и Всероссийский женский конгресс». В SCHNEIDER, соч. Cit ., P.226-227.
[8] КУВЧЕНСКАЯ, Э. А. «Женщины и политика». Первоначально опубликовано в трудах Первого всероссийского женского конгресса 1908 года. В SCHNEIDER, соч. Cit. , с.248-251.
[9] ГОЛДМАН, Венди. Женщина, государство и революция . Советская семейная политика и общественная жизнь, 1917-1936. Сан-Паулу: Boitempo, 2014.
[10] GOLDMAN, соч. Cit ., Стр.100.
[11] GOLDMAN, соч. Cit. , с.324.
[12] KRÚPSKAIA, «Пути освобождения восточной женщины». Первоначально опубликовано в Коммунист , № 12, 1928. В SCHNEIDER, Op. Cit. , с.114-123. См. Также KRÚPSKAIA, «Коммунистическая партия и рабочая партия» [1927]. В SCHNEIDER, соч. Cit. , с.103: «Но закон - это одно, а в жизни многое все еще продолжается, как прежде; остатки старого неравенства, старых предрассудков все еще глубоки, и мы должны неустанно трудиться, чтобы устранить их из повседневной, семейной и общественной жизни ».
[13] GOLDMAN, соч. Cit ., Стр.140.
[14] GOLDMAN, соч. Cit ., С.154-157.
[15] GOLDMAN, соч. Cit. , с.160-164.
[16] GOLDMAN, соч. Cit ., P.157.
[17] GOLDMAN, соч. Cit. , с.384.
[18] См., например, KRÚPSKAIA, N. «Предисловие к коллекции Наследие Ленина о эмансипация женщин . ”В SCHNEIDER, соч. Cit. , с.124-125.