Читать далее
DIV>
DIV>
DIV>
DIV>
В сторону>
По всей Европе политические протесты в некоторых обездоленных или пострадавших от кризиса районах, похоже, все чаще приобретают неонацистские черты, будь то греческая золотая заря
движение с логотипом в виде свастики и склонностью к насилию; или антисемитские бандиты из
href = "https://www.theguardian.com/world/2014/sep/10/azov-far-right-fighters-ukraine-neo-nazis" data-link-name = "в теле ссылки" class = "u "> Азовский батальон сражается в
Восточная Украина под знаменем, которое больше похоже на свастику, чем на греческую; или венгерская партия Jobbik с ее ультранационалистическими требованиями о возвращении огромных
участки территории от соседних государств, взятые из Венгрии по Трианонскому договору в 1920 году.
Лидеры «Золотой Зари» в основном находятся в тюрьме по обвинению в убийстве антифашистского рэпера, хотя партия по-прежнему набрала более 6% голосов в недавнем греческом
выборы. Джоббик справился намного лучше, набрав 20% голосов на последних выборах в Венгрии. Кажется, что нацизм живет в некоторых слоях антииммигрантских и
антисемитский крайне правый. Такие группы могут отрицать, что они имеют какое-либо отношение к нацизму, но это не остановило основателя исламофобских демонстраций движения Пегиды в
Восточная Германия, Лутц Бахманн, сфотографированный как Гитлер, с усами зубной щетки и пятном черных волос на лбу .
Жест Бахманна, который стоил ему лидерства, указывает на жизненно важный фактор сильного влияния воспоминаний о нацизме на нашу культуру. Гитлер очаровывает нас не в последнюю очередь потому, что он
появляется в ретроспективе как окончательное воплощение зла. Сталин убил миллионы во имя того, что он считал социальным прогрессом; Пол Пот командовал «авто-геноцидом» в Камбодже, чтобы
искоренить все следы современного мира; хуту в Руанде избили, застрелили и зарезали миллион своих этнических соперников тутси, веря в то, что только так они смогут
они освобождают себя от угнетения; младотурки из поздней Османской империи убили более миллиона армян, по их мнению, ради национальной безопасности,
религия и этническая однородность. Но только Гитлер сознательно истребил миллионы людей исключительно из-за их расы. Только Гитлер использовал специально построенные газовые камеры для
с этой целью и тела жертв систематически эксплуатировались в экономических целях. Только Гитлер сознательно развязал европейскую войну и, в конечном итоге - по крайней мере, намеренно
- завоевание мира, запланированное с момента его прихода к власти, если не раньше.
Убийственная политика Гитлера, как и сталинская, не может быть названа «варварской» или «средневековой», как многие другие. Теидеология, которая лежала в основе сталинской политики массового уничтожения
умер в 1989 году с падением коммунизма, но расизм, который привел к жизни Гитлера в бесчисленных формах, которые продолжают беспокоить мир сегодня. Третий рейх представляет собой расизм
самая крайняя форма: в нацистской Германии все сводилось к гонке.
Ворота в концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау. Фотография: Фотография: Дэвид Левен для Хранителя
Брак был разрешен только расово одобренным, вооруженным их сертификатами «арийского» происхождения. Модернистское искусство было осуждено как «вырожденное», потому что Гитлер думал, что оно было
часть всемирного заговора евреев, стремящихся уничтожить немецкую культуру. «Асоциальные» немцы, алкоголики, мелкие преступники, бродяги, немцы смешанной расы, «стеснительные», были
насильственно стерилизовать, чтобы они не передали свои предполагаемые дефекты следующему поколению. Гомосексуалисты были убиты, потому что они представляли опасность для арийской расы, якобы ставя под угрозу ее
мужественность. Цыгане были убиты, потому что нацисты думали, что они несут наследственный привкус преступности. Официальный военный «Генеральный план для Востока» предусматривал
Преднамеренное истребление через голод и болезни до 45 миллионов славянских жителей Восточной Европы после победы нацистов, чтобы освободить место для немецких поселенцев. Это было
геноцид планируется в почти невообразимых масштабах.
И затем есть факт, что нацисты пришли к власти в современном европейском обществе, обществе больших городов, классических зданий, шумных городских улиц; экономически продвинутый,
технологически сложный и культурно грамотный, земля Баха, Бетховена и Брамса, Ричарда Штрауса, Томаса Манна и Бертольта Брехта, Гете и Шиллера, Каспар Давид Фридрих и художники-модернисты
из Die Brücke (
Мост) и Der Blaue Reiter (синий всадник). Нацисты
и те, кто обслуживал их, были преданы современным технологиям, гоночным автомобилям, автомагистралям, кино, телевидению, ракетам, реактивным самолетам - даже атомной бомбе, хотя им никогда не удавалось
их попытки построить один. Это облегчает представление о себе в их ситуации и удивление тому, что мы могли бы сделать в Третьем рейхе, если бы были там.
Нацизм, общество, которое он создал, мир Третьего Рейха и люди, пережившие его, - все это представляет собой своего рода моральную драму, в которой проблемы решаются совершенно раньше.
нам с ясностью мы больше не можем достичь в морально сложном, запутанном и скомпрометированном мире, в котором мы живем сегодня. Стало обычным делом классифицировать жителей
Нацистская Германия и страны, которые она завоевала и оккупировала как «преступники», «жертвы» или «свидетели», как будто Третий Рейх был одним единственным гигантским актом преступности,
ретроспективно судят, как будто история была судом. Время от времени мы можем кивать в сторону тех немногих, кто сопротивлялся, но их число уменьшается до ничтожной
Сравнение с теми, кого считают виновными или невиновными, активно преступниками и их пассивными жертвами.
И все же мы не всегда подходили к истории нацизма таким образом. Действительно, преимущественно моральная точка зрения, с которой Гитлер и созданная им Германия в настоящее время рассматриваются
является относительно недавним. В течение долгого времени после окончания войны, которую он начал в сентябре 1939 года и потерял пять с половиной лет спустя, Гитлер был темой, которой относительно пренебрегали
для историков, как были нацистское движение и нацистское государство. Доказательства были собраны в Нюрнбергском процессе, но основное внимание было уделено «военным преступлениям», годы до 1939 года были
более или менее вне поля зрения прокуратуры, и лагеря смерти в Треблинке, Освенциме и в других местах не были центральным пунктом расследования.
Испытания были быстро забыты, по крайней мере, на время. В Германии последовала некая коллективная амнезия, подорванная только обидой на сами испытания,
навязчивый процесс «денацификации», жестокое изгнание 12 миллионов этнических немцев из Восточной Европы в конце войны и массовые бомбардировки немецких городов в более поздние годы
этапы. В странах, ранее оккупированных нацистской Германией, таких как Франция, люди хотели вспомнить сопротивление. В восточном блоке коммунистические правительства праздновали (и
преувеличена) роль коммунистических сопротивления, но предпочитает пытаться интегрировать бывших нацистов в новое общество, которое они строят, а не рассчитывать на свои преступления. В
В Британии люди помнили войну, стоицизм населения во время молниеносной войны и достижения британских вооруженных сил, но не намного кроме того.
Лишь в конце 1960-х годов все начало меняться. Для немцев ключевым вопросом было то, как и почему нацисты пришли к власти. Федеративная Республика со столицей в
Рейнский университетский город Бонн, получивший легитимность благодаря «экономическому чуду» 1950-х годов, но все еще не намного старше, чем первая демократия Германии, Веймар
Республика была, когда она уступила место гитлеровскому Третьему рейху. Люди нервно спрашивают: «Является ли Бонн Веймар?» Политологи и историки изучили причины
уязвимость веймарских институтов и убедительно обнаружил, что ответ был «нет».
Гитлер и его представители нацистской партии на митинге в Нюрнберге в 1938 году. Фотография: Hugo Jaeger / Коллекция Life Life / Getty
К 1970-м годам на свет появилась социальная история. Нацистские документы стали доступны в больших количествах, молодое поколение западногерманских историков начало работать над ними,
и студенты-исследователи в Великобритании и Америке отправились в Германию, чтобы воспользоваться их освобождением. Основное внимание было обращено на то, как «обычные» немцы вели себя в повседневной жизни, как
насколько они поддерживали режим, насколько они противились ему. Неудивительно, что исследования выявили огромное разнообразие ответов, от фанатичного энтузиазма до подполья.
оппозиция, в основном бывшими коммунистами и социал-демократами.
Пионер такого подхода в Германии Мартин Брошат, директор Мюнхенского института современной истории, возглавил масштабный проект, доклад которого был опубликован в шести
Полные объемы показали, что большинство немцев соблюдали режим во многих отношениях, но сопротивлялись, когда он ущемлял их самые глубокие убеждения, особенно в области религии. Много
простых людей ворчали об уровне жизни, пессимистично относились к войне, критиковали коррупцию ведущих нацистов и, как правило, были менее восторженными
о том, как идут дела, прежде всего, когда экономика находилась в упадке, как в 1935 году, или когда война начала идти плохо, с начала 1943 года. Но Гитлер держал их
верность почти до конца.
Для историков 1970-х и 1980-х годов, а не только в самой Германии, важно оставаться максимально объективным, особенно с учетом политического уклона и
правые parti pris старой традиции исторического письма, которая заставляла немецких историков сочувствовать нацистам, а затем, после войны, пытаться утверждать, что
их идеи не были действительно немецкими, или что падение Веймарской республики было вызвано жестким отношением союзников к побежденной Германии по Версальскому договору. нацист
Германия изображалась как страна, оккупированная небольшой группой гангстеров, от которой большинство людей оставалось оторванным. Для молодого поколения
историки, теория и методы социальных наук помогут создать менее одностороннюю и более правдивую картину Третьего рейха.
Таким образом, к нацизму нужно относиться как к любому другому историческому феномену, используя методы современной исторической науки и избегая моральных суждений и осуждений. В
Отстаивая эту точку зрения, Брошат опирался на свой опыт и опыт своих коллег, предоставляя экспертные отчеты о судебных процессах над нацистскими военными преступниками, особенно в Освенциме 1964 года.
судебные процессы, в ходе которых Мюнхенский институт предоставил письменные показания по таким вопросам, как то, были ли охранники лагеря СС вынуждены выбирать между совершением злодеяний и военным трибуналом
за непослушание, или как были созданы концентрационные лагеря и как они управлялись.
Дайан Крюгер и Майкл Фассбендер в
Бесславные ублюдки . Фотография: Allstar
Но этот крутой подход, который Брошат назвал «историзацией» Третьего Рейха, вызвал критику со стороны израильского историка Сол Фридлендер , который утверждал, что это было просто
неправильно относиться к нацистской Германии так же, как к Франции 16-го века или средневековой Италии. Преступления нацистов были настолько необычными, настолько экстремальными, что историзация Третьего Рейха
таким образом было упустить центральное место антисемитизма и истребления евреев для Гитлера и нацистов. Молодые историки 1970-х и 1980-х годов сосредоточились на
такие вопросы, как соучастие немецких элит в росте и триумфе нацизма и долгосрочные корни Третьего рейха в социальной и политической истории 19-го века
Германия. Но для этого, по словам Фридлендера, нужно было сгладить пропасть, отделявшую нацистскую Германию от любой нормальной исторической эпохи.
Родители Фридлендера оба были отравлены газом в Освенциме, и он сам продолжил писать большое двухтомное исследование о нацистской Германии и евреях (опубликованное в 1997 и 2007 годах), которое
трогательно собрал отдельные истории о преследуемых и убитых с подробным описанием общей картины антисемитской политики и ее реализации. Это
выполнил все требования современной исторической науки, в то же время передав тесное чувство идентификации с жертвами, которые были его основными субъектами.
Но к тому времени, когда это появилось, весь исторический ландшафт изменился. В течение 1990-х годов поколение немцев, которые начали юридическую, медицинскую и другие профессии
при Третьем рейхе удалился, уступив место молодым людям, которым нечего было скрывать. Поток исторических исследований вовлек судей и адвокатов в несправедливое судебное разбирательство и
казнь тысяч простых людей, которые не более чем критиковали режим. Тесная причастность медицинской профессии к убийству путем отравления газом и смерти
инъекция людей, которые были психически больными или инвалидами, была раскрыта и доведена до общественного внимания. Передвижная выставка фотографий задокументировала злодеяния, совершенные
регулярные немецкие вооруженные силы на восточном фронте, которые вызвали демонстрации в Мюнхене и требуют его вывода. Критики обнаружили некоторые неточности в его презентации, но
они были быстро удалены и не подорвали сообщение выставки.
Левый министр иностранных дел, Йошка Фишер , разозлился на
анодные некрологи отставных дипломатов, которые замалчивали или подавляли свою деятельность в годы Гитлера, заказали широкомасштабное расследование профессиональными историками
это подробно показало, насколько тесно дипломаты были причастны к центральному преступлению Третьего рейха: арест евреев в странах, оккупированных нацистами, их депортация
и их убийство в Освенциме. Под давлением американского общественного мнения, в частности, были введены в эксплуатацию крупные немецкие компании, которые ставили под угрозу инвестиции через Атлантику
историки, чтобы исследовать и написать о своей роли в нацистской экономике, их использовании рабского труда в унизительных и часто убийственных условиях, их эксплуатации золота
пломбы, извлеченные из трупов евреев, заправленных газом в Освенциме, и другие преступления.
Конечно, были и будут попытки скрыть это, совсем недавно в официальной истории, опубликованной в ознаменование двухсотлетия металлургической и оружейной фирмы.
Krupp в 2011 году, которая не имеет должного отношения к жестокому обращению компании с рабскими рабочими, нанятыми ею во время войны, и закрывает глаза на многие другие аспекты мрачного
сторона своего прошлого. Но в целом, по крайней мере в последнее время, немецкий бизнес хотел рекламировать свой открытый и честный подход к участию в преступлениях нацизма, чтобы
продемонстрировать свое моральное неодобрение и дистанцироваться от него.
Варшавское гетто в оккупированной нацистами Польше. Фотография: Галерея Билдервелт / Getty Images
Такая работа была вызвана сильным моральным побуждением, которое черпало силу из ряда источников. Падение Берлинской стены и крах коммунизма в 1989 году открыли
путь к потоку компенсационных требований людей, которые покинули коммунистическую Восточную Германию после 1949 года и теперь хотят вернуть свою собственность. Многие из них были нацистами, конечно,
и эти требования побудили бывших рабских работников в Восточной Европе потребовать компенсацию за их страдания. И многие еврейские семьи, чья собственность, особенно их искусство
коллекции, которые были конфискованы или разграблены нацистами, теперь также начали подавать претензии по поводу их возвращения.
На рубеже веков большая международная конференция, состоявшаяся в Вашингтоне, округ Колумбия, установила некоторые основные правила для рассмотрения этих требований, и отдельные штаты были
начинает создавать свои собственные специализированные органы в этой области, начиная с британской консультативной группы по вопросам распространения информации, которая консультирует по культурным объектам в британских музеях и галереях
которые были разграблены во времена нацизма. Поскольку проблема получает гласность, с помощью фильмов, таких как Джордж Клуни
href = "https://www.theguardian.com/film/2014/feb/08/monuments-men-review-george-clooney-berlin" data-link-name = "в теле ссылки" class = "u-подчеркивание "> Памятники мужчинам
(2014), и по мере того, как все больше музеев и галерей размещают списки произведений с неопределенным происхождением, которыми они владеют на своих веб-сайтах, количество претензий увеличивается. В октябре прошлого года
Группа рекомендовала вернуть большую и тщательно украшенную солонку 16-го века из Музея Ашмола его первоначальным владельцам, семье еврейских коллекционеров в Гамбурге.
которые были лишены этого нацистами. Другие претензии находятся в стадии разработки.
1990-е годы были эпохой, когда память о Холокосте, как теперь стало известно, вошла в мейнстрим европейской и американской культуры с мемориальными музеями, созданными в
многочисленные города по всей территории США, включая Вашингтон, и постоянная выставка Холокоста, установленная в лондонском Имперском военном музее. Голливуд сыграл свою роль в этом процессе с
фильмы, такие как Стивена Спилберга Список Шиндлера (1993).
Бывшие заключенные лагеря и оставшиеся в живых начали публиковать свои мемуары после десятилетий молчания. В Великобритании Образовательный фонд Холокоста, основанный в 1988 году, стремился сделать школу
студенты знают о нацистском истреблении европейских евреев.
С начала века эти события оказали большое влияние на то, как историки подходят к нацистскому прошлому. В некотором смысле, Фридлендер выиграл дебаты, которые он вел
с Broszat в 1980-х. Сейчас почти невозможно писать о Третьем рейхе в годы его существования, 1933–45, и не писать о его наследии в настоящее время.
день и недавнее прошлое. Отчасти это отражает тот факт, что внимание историков в течение некоторого времени было обращено на послевоенные годы в Германии, с постепенным выпуском
документы в соответствии с 30-летним правилом доступа. Большое количество доказательств было обнаружено о выживании в послевоенные десятилетия, часто в положениях власти и влияния бывших
активные нацисты ответственны за преступления самых разных видов. Рост «исследований памяти» способствовал этому развитию. История переплелась с памятью и идеей
следует писать о Третьем рейхе так же, как и о XVI веке. Франция больше не пользуется широкой популярностью.
Часто послевоенная трансформация памяти принимала странные формы, как при присвоении мексиканцами Volkswagen Beetle, первоначально нацистской машины «Сила через радость», как
национальная икона конца 20 века; окрашенный в желтый цвет, vochito , как известно, до сих пор широко используется в качестве такси. Жук также является немецкой национальной иконой, символом
экономического чуда 50-х годов с компанией, производящей «Нового жука»: пример постмодернистского ретро-шика. Владельцы оригинальных автомобилей проводят съезды на старых площадках
митинги в Нюрнберге, казалось бы, не обращающие внимания или равнодушные к нацистскому происхождению автомобиля.
Volkswagen Beetles изначально были нацистской машиной «Сила через радость». Фотография: Хьюго Джегер / Getty Images
Но в целом в последние годы память превзошла амнезию. Это имеет свои проблемы. В некоторых случаях эмоциональная потребность противостоять злодеяниям нацизма и разоблачать
соучастие и вина тех, кто участвовал в них, привели к грубому и широкому осуждению, где историки должны проводить тщательные различия. Открытие богатого
Например, послевоенное сокрытие бизнесменом своей деятельности в Третьем рейхе привело к массовым преувеличениям в связи с его причастностью к худшим преступлениям режима. подобно
Много попутчиков, он шел вместе с режимом от начала до конца, но более внимательный взгляд на его бесславную карьеру не выявил каких-либо случаев использования рабского труда,
производство оружия, поставка материалов для сокрытия массовых убийств или произнесение одного слова антисемитского характера. Потеря морального компаса - не то же самое, что установка его на массовый
убийство. Аналогичным образом, раскрытие после десятилетий тщательного сокрытия той роли, которую профессиональные дипломаты сыграли в развитии нацистской внешней политики, привело к неподдерживаемому
обвинения в том, что они действительно способствовали истреблению евреев, а не просто содействовали ему (достаточно плохо само по себе, но не то же самое, и утверждение, что
неявно отпускает настоящие виновные стороны с крючка).
В течение последних полутора десятилетий все больше исторических публикаций пытаются утверждать, что подавляющее большинство простых немцев поддерживали нацистов
В самом начале, что нацистский захват власти в 1933 году был осуществлен без какого-либо насилия, кроме как против презираемых меньшинств, что Гитлеру действительно удалось сформировать все
Немцы объединяются в акклимативную «общенациональную общину»: значит, все виноваты.
Но это не исключает того выбора, который они сделали, чтобы указать на то, что на самом деле было массовое насилие в отношении противников нацизма, прежде всего, но далеко не исключительно в
коммунистические и социал-демократические партии, поскольку Гитлер создал свою диктатуру, с 100 000 заключенных в концлагерях, издевательствах, избиениях, пытках и - по крайней мере в 600 случаях
и, вероятно, многие другие - жестоко убиты. Третий рейх был, в конце концов, диктатурой, в которой инакомыслие, даже на уровне рассказывания анекдотов о Гитлере, могло быть наказуемо
смерть. Пришло время вспомнить, что нацистская Германия фактически была диктатурой, в которой гражданские права и свободы были подавлены, а противники режима не допускались.
Репрессии проводились не только против социальных аутсайдеров, но и против целого ряда рабочих классов и их политических представителей. Просто потому, что люди
осуществлять свой моральный выбор в рамках таких ограничений не означает, что у них вообще не было морального выбора или что они не несут ответственности за те, которые они сделали. Точно так же, просто
потому что люди оказывали Гитлеру публичное приветствие, не означало, что они верили в режим наедине.
Стремительные обобщения о «немцах» неуместны как в серьезной исторической науке, так и в информированной общественной памяти. Военная пропаганда прокляла всех немцев прошлого
и представлять для роста нацизма и убийственного триумфа антисемитизма, но нацизм, не следует забывать, был крошечным незначительным движением до самого конца 1920-х годов.
режиму пришлось приложить немало усилий, чтобы заручиться поддержкой народа после его прихода к власти в 1933 году, а насилие играло такую же важную роль, как и пропаганда. Выдающиеся евреи в Веймарской республике, особенно
иностранные министр Вальтер
Ратенау не были презренными маргинальными фигурами, но пользовались огромной поддержкой и восхищением народа, выражавшимися в национальном изливании скорби по его смерти.
Становится все труднее поддерживать эту точку зрения, опираясь на пропаганду союзников в военное время и учитывая более изощренное выражение в работе доминирующей школы
леволиберальным западным немцам 1970-х - 1990-х годов, что корни нацизма лежат глубоко в немецком прошлом. Часто наблюдаемый на фоне долгосрочной истории современной Германии со времен
В эпоху объединения Бисмарка с страной в XIX веке Третий Рейх в настоящее время все чаще рассматривается в более широком международном и даже глобальном контексте как часть эпохи.
империализма, его стремление к господству, основанное на более широкой традиции немецкого стремления к империи.
Колючая проволока в концентрационном лагере Освенцим. Фотография: Дэвид Левен / Хранитель
Нацистская политика в Восточной Европе в значительной степени опиралась на образ Гитлера американской колонизации Великих равнин, основанный на довоенном писателе-фантасте Карл Мэй . Убийственный поиск Гитлера
основал новую германскую империю, ориентированную скорее на Европу, чем на Африку или Азию, но он опирался на многие наследства эпохи европейского империализма, прежде всего его доктрины расовой принадлежности
превосходство. Гитлер не раз говорил, что горстка англичан смогла править миллионами в Индии; несомненно, немцы могли бы сделать то же самое в Восточной Европе. Что британцы
Радж управлялся косвенно, через структуры индийского общества, ему не приходило в голову; он все это сводил к предполагаемому расовому превосходству правителей.
В новом, транснациональном видении, появившемся среди историков в нашу собственную эпоху глобализации, нацизм предстает как идеология, опирающаяся на источники из многих стран, из
Россия во Францию, Италия в Турцию, а не кульминация исключительно немецких интеллектуальных традиций, как утверждали историки послевоенного поколения. расовый
Доктрины, заимствованные у французского теоретика Артура де Гобино, были женаты на искаженной версии социального дарвинизма, возникшего в Британии, антисемитизм произошел от русского и
Французские писатели были слиты с антибольшевизмом, привезенным из белых в русской гражданской войне, поклонением насилию и ненавистью к парламентаризму, взятым из итальянского Муссолини.
Фашистское движение присоединилось к идеям национального пробуждения, взятым из Националистическая революция Кемала Ататюрка в Турции.
Следуя этой тенденции, историки стали рассматривать истребление евреев нацистами не как уникальное историческое событие, а как геноцид с параллелями в других странах и в
В других случаях не только немецкое истребление племени гереро в колонии кайзеров Намибии перед первой мировой войной, но и действия турок в 1915 году Сталина в
Украина в начале 1930-х годов и хуту в Руанде, чтобы назвать только три из массовых убийств 20-го века.
Тем не менее, хотя такие сравнения могут добавить к нашему знанию и пониманию того, что сделали Гитлер и нацисты, они также могут стирать различия, гомогенизируя все акты массовых убийств.
пока невозможно отличить их друг от друга. Только в Германии эклектичный очерк европейских идей, которые сформировали идеологию национал-социализма, поднялся, победил и поставил себя
на практике. И геноцид, который он вдохновил, отличался от других геноцидов: для Гитлера евреи были не просто недочеловеками, которых нужно уничтожить в интересах якобы
превосходящая раса, они были «мировым врагом» «ариев», наделенных почти сверхчеловеческими качествами, которых преследовали и подвергали ритуальному унижению, где бы они ни были обнаружены до того, как они
были убиты без исключения. Вот почему современные неонацисты считают, что так важно отрицать злодеяния Освенцима, и именно по этой причине, прежде всего, нацисты так долго
мощно и настойчиво в нашей коллективной памяти.
• Данные Ричарда Дж. Эванса Третий рейх в истории и памяти опубликован Литтлом Брауном 26 февраля.