Куропаты - это название места на окраине Минска (столицы Беларуси), где в период с 1937 по 1941 год сотрудники НКВД убили несколько тысяч белорусских и других мирные жители.
Могилы в Куропатах были обнаружены в 1988 году и обнародованы. Правительственная комиссия под председательством заместителя Председателя Совета Министров БССР Нины Мазаи. (Белорусская Советская Социалистическая Республика), было создано уголовное дело Прокуратура БССР. Археологические раскопки проводились в течение нескольких дней (6-15 июля). Выводы были опубликованы в январе 1989 года: в них указывалось, что сотрудники НКВД убили не меньше более 30 000 гражданских лиц с 1937 по лето 1941 года. Они также указали, что никаких документов и материалов в архивах Министерства юстиции, КГБ, Министерства внутренних дел обнаружено не было. Дела и прокуратура БССР. В 1994 году так называемая гражданская комиссия по расследованию массовых преступлений в Куропатах попросила администрацию президента провести новое расследование. Согласно этой комиссии, преступниками были немецкие офицеры, а жертвами были в основном европейские евреи. Остальные раскопки проводились в октябре 1997 г. и в мае 1998 г. - под контролем военной прокуратуры: результаты этих раскопок были частично опубликованы и, в основном, подтвердили первые. Но интерпретация массовых убийств Куропата до сих пор спорна в стране.
Массовые убийства в Куропатах являются частью широкомасштабных репрессий, проводимых сталинским режимом в 1930-е годы. Репрессии против советского белорусского народа началось в конце 1920-х гг. За выводом немецких войск из Беларуси в конце 1918 г. последовал русско-польский военный конфликт (1919-1920 гг.). Этот конфликт привело к разделу Беларуси на Белорусскую ССР в составе Советского Союза (с 1922 г.) и Западную Беларусь, которая была передана под власть Польши в соответствии с Договором Рига.
При советской власти некоторые национальные лидеры Беларуси пытались возродить национальную культуру и экономику, но в конце 1929 года это было прервано. Им были предъявлены обвинения с организацией белорусского национально-демократического движения и проведением контрреволюционной диверсии с целью выхода Беларуси из состава Советского Союза. На основе По этим обвинениям часть белорусской интеллигенции была ликвидирована. В то время как в 1930 г. жертвами были в основном представители старшего поколения, идеология которого была сформирована. в дореволюционные годы, в 1933 г. репрессии были направлены в основном против белорусов, которые были выпускниками советских учебных заведений (Кабыш, 1958: 78, 80-81).
В начале 1930-х годов должностные лица Коммунистической партии СССР и ОГПУ руководили кампаниями массовых репрессий против тех, что считались враждебными социальными классами, особенно мелких хозяйств. сельские жители. Во время коллективизации и раскулачивания массовые репрессии использовались как часть классовой войны за установление Советской власти и диктатуры государства. пролетариат. После 1934 года чиновники оправдывали репрессии защитой государства. Поскольку класс больше не был основным критерием, репрессии охватывали все более широкий спектр социальные и этнические группы (Shearer, 2003: 113).
Процесс массовых репрессий был начат после убийства в декабре 1934 года Сергея Кирова, руководителя Ленинградской коммунистической партии. Даже если точная роль Сталина все еще не Известный в этом убийстве, он использовал убийство Кирова для нападения на различных противников режима. Начиная с лета 1936 года и, наконец, весной 1937 года, Сталин расширил эти репрессивные меры, чтобы устранить любую реальную или потенциальную оппозицию его правлению. К 1937 году смертельный триумвират политической оппозиции, социальных беспорядков и этническая подрывная деятельность вызвала опасения среди сталинской элиты перед широко сформированной антисоветской «пятой колонной», связанной с иностранными агентами и шпионами (Хлевнюк, 1998). В ответ на 31 июля 1937 года Сталин и его соруководители утвердили Приказ НКВД No. 00447, в котором указано количество людей, приговоренных к смертной казни или от восьми до десяти лет лишения свободы по регионам. лагеря ГУЛАГа (McDermott, 2005: 1065). Кулаки и другие антисоветские элементы были разделены на две категории: первая категория репрессированных подверглась смерти от стрельба; вторая категория подвергалась трудовым лагерям (Werth, 2006: 18). Порядок устанавливает верхние квоты по территории и категории. Например, Белорусская ССР оценивалась как 2.000 (1 кат.) + 10.000 (2 кат.) = 12.000 антисоветских элементов. Было особо подчеркнуто, что квоты являются приблизительными и не могут быть превышены без личного согласия Ежов, глава НКВД Всесоюзного Союза в 1936-1938 гг. Но на практике это разрешение было легко получить, и в конце концов эти первоначальные квоты были превышены на порядки.
Общая граница Беларуси с западным миром привела к дальнейшему расширению произвола погранвойск НКВД и отрядов особого назначения огромные гарнизоны в Беларуси. Тысячи людей были убиты по обвинению в шпионаже в пользу Польши, Литвы, Латвии и Германии (Кабыш, 1958: 81). Фактически, летом 1937 года НКВД начали национальные зачистки отдельных этнических категорий. Так называемая Польская операция, ратифицированная Политбюро 7 августа 1937 года и известная согласно Приказу No. 00485 был самым Важный момент: в результате этого было арестовано около 140 000 человек во всем Советском Союзе, из которых 111 000 были казнены (Mc Dermott, 2005: 1065). Эти массы операции, которые также касались немцев, финнов, прибалтов и многих других, были направлены против тех, кого считали реальными или потенциальными шпионами и агентами иностранных антисоветских спецслужбы. По данным Петрова и Рогинского, в ходе этой операции в Белорусской ССР было расстреляно 17,772 человека (Петров, Рогинский, 2003, с. 168). Эти Авторы также считают, что было бы неправильно отождествлять поляков с «польской» операцией, поскольку были уничтожены другие национальные группы. В период с сентября по ноябрь 1938 г. Самая большая группа, обеспокоенная арестами, была группа поляков (21 258 человек), но были репрессированы и другие группы, такие как белорусы (5 716 человек), большая часть которых была расстреляна (Петров, Рогинский, 2003: 170).
Хотя общегосударственные операции разрабатывались еще в 1938 году, «антикулацкая» операция по Приказу №1. 00447 спускался в СССР за исключением западной и южной границы. районы, в которых произошла активизация убийств. В конце июня 1938 года А.А. Секретарь ЦК КПСС Андреев доложил Сталину, что граница в районах Белорусской ССР по-прежнему проживало от 8 до 10 процентов неколлективизированных крестьян, а семьи арестованных поляков имели связи через границу или действовали по приказу польской разведки (McLoughlin, 2003: 128). Для БССР 17 июля 1938 г. была утверждена квота в 18 500 приговоров (McLoughlin, 2003: 132).
Хотя массовые аресты и казни прекратились после ноября 1938 года, репрессии в СССР продолжались на протяжении всей Второй мировой войны и вплоть до смерти Сталина. 17 сентября 1939 г. Через две с половиной недели после того, как Германия напала на Польшу и оккупировала значительную часть ее территории, Западная Беларусь оказалась присоединенной к Советскому Союзу в результате секретного Протокол, подписанный в августе 1939 года между Берлином и Москвой. Установление советского режима в Западной Беларуси сопровождалось депортациями и казнями.
По мнению различных ученых, Сталин был главным зачинщиком террора, поскольку он внес прямой вклад в процесс принятия решений о массовых репрессиях. Люди' Комиссариат внутренних дел (НКВД), предшественник Комитета государственной безопасности (КГБ), отвечал за так называемые операции массовых репрессий. В 1934 году ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) было преобразовано в ГУГБ (Главное управление государственной безопасности), которое было подчинено новому Общесоюзному НКВД; это отметило начало самого мощного и автократического периода советской государственной безопасности. Все ключевые аспекты внутренней и государственной безопасности теперь были подчинены одному органу под одним лидером - сначала Г. Ягода, значит, от 27 сентября 1936 г. Ежов и, наконец, с 25 ноября 1938 г., Лаврентий Берия..
В Беларуси Б. Д. Берман был народным комиссаром внутренних дел с марта 1937 г. по май 1938 г. Его руководство приходилось на самый репрессивный период в Беларуси. По архивным материалам, на заседании НКВД в январе 1938 г. Б.Д. Берман назвал количество репрессированных в Беларуси 60 000 человек (Интернет-сайт КГБ Беларуси). В рамках процесса чистки элит Берман был арестован в сентябре 1938 года и приговорен к смертной казни в феврале 1939 года. А.А. Наседкин сменил Бермана во главе Белорусский НКВД, но также стал жертвой чистки, поскольку был арестован в декабре 1938 года и казнен в январе 1940 года. После этого Л.Ф. Канава руководил белорусским НКВД до 1941 года, когда он стал руководить так называемым Западным фронтом. В 1943 году назначен комиссаром госбезопасности Беларуси.
Массовые операции были внутренним шифром, используемым подразделениями ГУГБ НКВД для обозначения крупных и повсеместных наступлений против определенных групп общества. Необходимые оперативные приказы, помеченные двойным нулем для обозначения «совершенно секретно», были изданы в период с июля 1937 года по ноябрь 1938 года. Жертвы были осуждены заочно и в закрытом судебном порядке. органы - тройки осужденных коренных «врагов» (операция № 00447), двойки двойки (комиссар НКВД Ежов и главный государственный прокурор Вышинский, или их заместители) арестованные по «национальному» признаку. Столь строгое разделение труда при осуществлении государственного террора соблюдалось и в высших эшелонах власти (McLoughlin, 2003: 119).
Операция № 00447 было совместным мероприятием партии и НКВД, которое в определенной степени «пришло снизу» и определенно вышло за рамки оси Сталин-Ежов при планировании «операции». иностранец »массовые операции. В большинстве случаев Политбюро принимало итоги репрессий и состав тройки (командующий НКВД, государственный прокурор, местный секретарь парткома). предложены провинциальными центрами (McLoughlin, 2003: 123-124). Характерной чертой всех массовых операций была гибкость: во-первых, количество - так называемый предел - осужденных. в «антикулацкую» операцию можно было легко увеличить; во-вторых, вопрос о расстреле заключенного или отправке в лагеря оставалось исключительно на усмотрение сотрудников ГУГБ; В-третьих сроки, установленные для выполнения отдельных операций, неоднократно продлевались; в-четвертых, операции против иностранцев не подлежали ограничению, и осужденные обычно выполнен; наконец, для осуждения подозреваемых были приняты упрощенные процедуры расследования (McLoughlin, 2003: 25).
С ноября по декабрь 1937 года террор вступил в наиболее произвольную фазу. Подразделения ГУГБ, не подпадающие под действие норм ареста и «минимум делопроизводства», наметили свои рабочий график, просто напишите в заранее распечатанных формах, сколько человек из каждой социологической группы должно быть арестовано и приговорено (MacLoughlin, 2003: 127).
Жертв массовой операции казнили ночью - в тюрьмах, в подвалах штаб-квартиры ГУГБ или на уединенном месте, обычно в лесу. При ночных казнях, Сотрудники НКВД из штатного пистолета Наган стреляли заключенным в затылок или шею, а иногда и в висок (McLoughlin, 2003: 131). По раскопкам 1988 г. в Куропатах люди во всех захоронениях были убиты выстрелами в голову (в основном в затылок, затылочную область) из советских револьверов типа «Наган»: «Комиссия пришел к выводу, что в 1937-1941 годах в лесном массиве Куропаты массовые расстрелы советских граждан проводились органами НКВД ». По архивам Что касается реабилитационного процесса в 1950-1960-х годах, по оценкам Комиссии, более 40 сотрудников НКВД были причастны к массовым убийствам в Куропатах. Комиссия предоставила имена и биографии бывших руководителей НКВД, но упоминается, что большинство из них были подвергнуты чистке в 1937-1939 годах, и нескольким были вынесены смертные приговоры ( Советская Белоруссия , 22 января 1989 г.)
Согласно раскопкам 1988 года, эксперты пришли к выводу, что все жертвы были гражданскими лицами, что они были подготовлены к длительному путешествию и не покинули свои дома. задолго до их смерти. Эксперты предположили, что эти люди были расстреляны без суда и следствия, и они не подвергались длительному заключению. В нескольких захоронениях жертвы были из разных слоев общества и происходили из разных регионов Беларуси (возможно, некоторые были из Прибалтики). Судя по обуви, остаткам одежды и личному В результате большинство погребенных принадлежало к низшим слоям населения (рабочие, крестьяне, мелкие чиновники, сельская интеллигенция) ( Куропаты , 1994: 138-139). Большинство жертв были мужчины в возрасте от 20 до 60 лет, большинство из которых были в возрасте от 40 до 49 лет (Marples, 1994: 515). Среди жертв были и женщины.
Среди 7 раскопок, проведенных специалистами, одна могила принадлежала выходцам из западных регионов СССР. Возможно, это были представители интеллигенции из западных стран. Беларусь или Прибалтика. Об этом свидетельствует: знаки иностранных брендов на обуви и других предметах (в том числе польских), большое количество пар очков, карандаши, католические медальоны с изображением Мадонны, качественная обувь фабричного производства, относительно большое количество металлических зубных коронок, зубных протезов, кожаная одежда, и др. ( Куропаты , 1994: 128).
Следственной комиссией установлено, что на площади около 30 га насчитывалось 510 «предполагаемых захоронений». Кости, извлеченные из могил, посещенных комиссией принадлежали «не менее 356 человек». Так как каждая могила должна была содержать останки 50-60 человек, то в Куропатах было захоронено не менее 30 000 жертв. Лес, но более точную цифру установить не удалось ( Советская Белоруссия , 22 января 1989 г.). Зианон Позняк, белорусский историк и политический деятель кто раскрыл общественности массовые убийства в Куропатах в 1988 году, приводит цифры, которые намного выше этих. В интервью летом 1989 г. он отметил, что примерно 250 000 человек. людей казнили в Куропатском районе (Marples, 1994: 516). После раскопок 1997-1998 годов Генеральная прокуратура пересмотрела в сторону уменьшения количество предполагаемых погибло около 7.000 человек ( Белапан , 7 ноября 1998 г.)
Первые показания свидетелей были собраны Зианоном Позняком и Евгением Смигаловым в 1970-х, но, как позже сказал Позняк, «чтобы обнародовать, рассказать всем о это было невозможно »( Куропаты , 1994: 81-82). В контексте гласности (русское слово «прозрачность»), инициированной Горбачевым в середине 1980-х годов в СССР, Эти свидетели были обнародованы в июне 1988 г., когда они впервые сообщили об обнаружении захоронения в газете Союза писателей Беларуси им. Литаратура и мастактва . В начале 1970-х годов старики из села Зялоны Луг рассказали им, что в двух километрах к северу от села, в в лесу между КАД и Заславским шоссе с 1937 по 1941 год ежедневно и каждую ночь расстреливали людей, которых привозили на грузовиках. На холмах там стояли старые хвойные деревья, окруженные широколиственными деревьями и зарослями. Около 10-15 га хвойного насаждения было обнесено забором высотой более 3 метров, сделанным из плотно прилегающих деревянных досок внахлест, сверху с колючей проволокой. За забором стояли охранники и собаки. Людей привезли по гравийной дороге, называемой «дорога смерти »( Куропаты , 1994: 78-81).
В 1987-1988 годах Зианон Позняк и Евгений Смигалов допрашивали стариков и свидетелей. Эти свидетели заявили, что казни первоначально происходили три раза в день (в рассвет, в 14:00. и в сумерках). Позже казни были практически круглосуточно. Трупы бросали в вырытые заранее глубокие ямы и складывали перпендикулярными слоями с примерно 25 сантиметров песка между слоями. Иногда на могилах сажали сосны. Забор высотой более трех метров, огораживающий от десяти до пятнадцати гектаров, имел появился во второй половине 1937 г. ( Куропаты , 1994: 82). Дорога к фортам со временем стала ровной из-за постоянного проезда машин («черные марии»). на место казни. Стоны после выстрелов слышали не только свидетели, но и один свидетель, М.В. Карпович, который в свое время был солдатом и несколько раз видел убийства, указал, что жертвы были застрелены сбоку, так что за один раз можно было убить более одного человека. Он рассказал, что палачи были в форме НКВД. Они уволили свои винтовки сбоку в голову конечного человека так, чтобы пуля прошла через двух человек ( Куропаты , 1994, с. 83).
В ходе расследования 1988 года комиссия заслушала показания 55 свидетелей, которые позволили им сделать вывод, что казни происходили с 1937 года до лета 1941 года. признал существование забора в лесу в 1937-1938 годах, но сообщил, что «фашисты» вырубили лес и разрушили забор. Комиссия очевидно мало что узнал о личности жертв, виновных в совершении преступлений или мотивах казни (Marples, 1994: 516).
Согласно показаниям, о казнях 1937 года было известно и время от времени наблюдалось местное население в деревнях, окружающих место захоронения. Если эти казни существовали в памяти отдельных людей, они не касались общественной памяти.
В конце Второй мировой войны солдат отправили ночью эксгумировать тела и, предположительно, забрать их для утилизации. Человеческие останки были найдены в этом районе, когда шоссе было построено в 1957 году. Прилегающие леса, названные Куропатами по названию белых цветов, которые покрывают их весной, были любимым местом для пикников. гулять и играть в шахматы, но у них была одна примечательная особенность: они усеяны множеством впадин размером от двух метров на три до шести метров на восемь или более ( Куропаты , 1994: 88). Это те места, где земля опускалась на разложившиеся тела. Некоторые могилы могли исчезнуть уже в апреле 1988 г., когда В лесу рыли траншеи под прокладку газопровода.
В июне 1988 года, через несколько недель после первых раскопок и через несколько дней после того, как общественность стала известна о существовании братских могил, Куропаты стали местом памяти.
_ В Минске были организованы две демонстрации памяти жертв сталинских репрессий. Одно мероприятие, спонсируемое правительством города, проходило в Оперном театре г. центр Минска. Другой был организован неформальной молодежной группой Талака в Куропатах (Михалиско, 1988b). Сообщается, что несколько тысяч человек посетили поминовение. Исчез импровизированный гипсовый памятник куропатским умершим скульптора-любителя, установленный на месте поминовения. Какая-то белорусская патриотическая молодежь ассоциации уже организовали 1 ноября 1987 года антисталинский митинг, на который собралось около двухсот человек в попытке возродить белорусский обычай Дзяды (Все Души), поминовение умерших в первое воскресенье ноября. Эти события произошли в рамках политики прозрачности, называемой гласностью, которая направлена на либерализацию свобода печати и свобода слова. Идея почтить память жертв сталинских репрессий возникла среди молодежи, диссидентов и советской интеллигенции (Smith, 1996).
Отчасти из-за своего недовольства официальным запросом белорусская интеллигенция, в том числе и Позняк, сформировала Комитет-58 , названный в честь статьи в Советский уголовный кодекс, по которому были осуждены многие жертвы Сталина. В октябре 1988 г. на митинге, организованном совместно националистическими молодежными группами и Комитетом-58 , некоторые 400 человек создали организацию Мартиролог Беларуси , посвященную памяти жертв сталинизма в Белорусской ССР. Они одновременно установили комитет по формированию оппозиционной группы: БНФ, который возглавил сам Позняк и который должен был возглавить борьбу с коммунистической номенклатурой во время последнего годы СССР и после его распада. Некоторые молодежные объединения при активной поддержке Мартиролог Беларуси организовали очередную демонстрацию Дзяды в Минске. (Московское кладбище) 30 октября 1988 года. Митинг разогнали слезоточивым газом и водометами. Позняку и некоторым из его товарищей по демонстрации удалось пройти маршем в окрестности г. Куропаты. Он зачитал заявление о строительстве постоянного мемориала тем, кто был расстрелян в лесу НКВД с 1937 по 1941 год. Спустя короткое время это собрание было также разогнано войсками (Михалиско, 1988c).
В январе 1989 г., после того, как правительственная следственная комиссия по Куропатам дала свои заключения, Совет Министров Беларуси принял постановление с просьбой принять меры в для установления мемориала в Куропатах ( Куропаты , 2002: 68-69). На скале внутри леса была закреплена плита со следующей надписью: «Согласно Постановлением Совета Министров БССР от 18 января 1989 года будет установлен мемориал памяти жертв массовых репрессий 1937-1941 годов ». В начале 90-е годы возложили цветы во время официальных праздников. Но правительство не предприняло никаких дальнейших шагов, чтобы почтить память жертв или их место захоронения.
29 октября 1989 года толпы людей всех возрастов приняли участие в традиционной белорусской церемонии чествования своих предков. Они собрались у ворот Восточного кладбища. в Минске, и проследовали к братским могилам Куропат, где толпа увеличилась до 50 000 участников. У входа в братское захоронение установлен «Крест боли». (Станкевич, 1989). Изготовленная из дерева Белорусским союзом художников, она была высотой 5 метров и перевозилась участниками боевого марша на несколько километров. Ворона из колючей проволоки был закреплен на вершине креста, на котором были написаны годы массовых убийств: «1937-1941» ( Куропаты , 2002: 62). Представители православных, Католическое и протестантское духовенство освятило Крест боли.
После 1989 года общественные и религиозные организации и граждане установили в лесу несколько крестов в память о родственнике, убитом во время сталинских репрессий.
Беларусь стала независимой в августе 1991 года, когда распался СССР. Политические, социальные и экономические преобразования поставили вопрос о коллективной памяти Куропат в сторону от официальные озабоченности. В 1993 году Куропаты были внесены в Государственный реестр историко-культурных ценностей Беларуси как исторический памятник международного значения. В течение 1990-х годов политические и общественные оппозиционные группы по-прежнему организовывали митинги и митинги в Куропатах каждый ноябрь, Дзяды .
В январе 1994 года, когда президент США Билл Клинтон прибыл в Беларусь с визитом в знак благодарности после того, как Беларусь согласилась отправить ядерное оружие обратно в Россию, он посетил Куропатский лес. Он подарил небольшой гранитный памятник «Белорусам от американского народа», пожалуй, первый постсоветский культурный артефакт из США. Белорусская земля. Памятник несколько раз был поврежден неизвестными вандалами и восстановлен в январе 2002 г. ( Хартия 97 , 15 января 2002 г.)
После того как Александр Лукашенко пришел к власти в качестве президента Беларуси в июле 1994 года, Куропаты по-прежнему являются местом гражданской памяти, но перестали быть частью официальной памяти. Там было официальный памятник не установлен белорусскими властями. Новая волна гражданских воспоминаний началась в сентябре 2001 года, когда постановлением президента Беларуси началось расширение Минской кольцевой автодороги. Гражданская инициатива «За спасение мемориала Куропат» создана историками, археологами, журналистами, общественными активистами для протеста. против расширения кольцевой дороги, которая разрушит значительную часть куропатского могильника, и за создание Мемориала в Куропатах. Несколько недель белорусский протестовали оппозиционные группы и неправительственные организации. Представители молодежных организаций инициативы «Молодежь за спасение Куропат» насторожили. круглосуточно на Куропатской площадке.
После двухнедельной акции протеста белорусские власти направили ОМОН и бульдозеры, чтобы снести палаточный городок, разбитый молодежными оппозиционными группами возле Куропат. Полиция задержана около 30 протестующих были приговорены к тюремному заключению и штрафам. В последующие дни в Куропатах прошли небольшие митинги протеста активистов оппозиции, но работы по восстановлению дороги проходил под защитой полиции ( Лента новостей RFE / RL , 13 ноября 2001 г.). Завершение 250-дневного бдения на объекте активисты отметили 3 июня митингом в Куропатах. лес под Минском. Около 30 активистов оппозиции направили правительству Беларуси петицию с требованием обеспечить надлежащую охрану Куропатскому объекту.
После этих акций протеста белорусские власти несколько раз заявляли о нежелании участвовать в строительстве мемориала в Куропатах. В декабре 2001 г. депутаты Палаты представителей (нижняя палата Парламента) проголосовали против включения в бюджет-2002 положения, предусматривающего финансовую поддержку Мемориальное сооружение Куропаты. Спикер Вадим Попов сообщил, что, хотя «строительство мемориального комплекса в Куропатах может быть хорошей идеей, его нельзя финансировать за счет средств. государства »( Хартия 97 , 17 декабря 2001 г.). В мае 2003 года руководитель Департамента науки и национального искусства Министерства культуры Тадеуш Струецкий заявил на пресс-конференция, посвященная Международному дню музеев, о том, что государство не намерено увековечивать память места массовых казней Куропат в ближайшие несколько лет.
В октябре 2004 г. еврейская община Беларуси установила памятник евреям и другим гражданам, погибшим в Куропатском лесу. Коричневый гранитный камень есть две надписи на идише и на белорусском языке: «Нашим единоверцам - евреям, христианам и мусульманам - жертвам сталинизма со стороны белорусских евреев».
На сайте Куропаты регулярно наблюдаются акты вандализма. Особенно это имело место в ноябре 2005 г., когда скамейка Клинтона (памятник «Белорусам от американского народа») мемориальная доска «Жертвам сталинского режима» исчезла, а многие кресты и другие памятные подписи осквернены ( Хартия 97 , 8 декабря 2005 г.). В декабре 2005 г. имели место акты вандализма. Возбуждено дело по обвинению в нарушении статьи 341 Уголовного кодекса Республики Беларусь (осквернение зданий и умышленное нанесение ущерба). Но, по мнению некоторых юристов, правоохранительные органы слишком мягко отнеслись к актам вандализма, которые могли быть оценены по статье 130 (подстрекательство к расовой, национальной или религиозной вражды или розни) и 344 (умышленное разрушение или повреждение исторических или культурных памятников. 20 ноября 2005 г. США и Европейский Союз выступил с совместным заявлением, касающимся вандализма в Куропатах, в котором упоминалось, что «разрушение этих памятников позорит память этих жертв, и не уважает белорусский народ в целом ». 1 декабря послы стран Европейского Союза, аккредитованные в Беларуси, посетили мемориальную площадку в Куропатах, чтобы проявить уважение и отдать дань уважения жертвам репрессий.
"Немецкий лидер"
Даже если бы органы НКВД были упомянуты правительственной комиссией в публичном отчете 1989 года как виновные в массовых расстрелах в Куропатах, альтернативой толкование появилось под названием «немецкий свинец». Эта интерпретация предполагает, что немецкие оккупационные силы, а не НКВД, проводили казни, и жертвами были гамбургские евреи, а не советские белорусы и другие мирные жители. Эта интерпретация согласуется с аналогичной интерпретацией, сделанной ранее в отношении массовое убийство польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском весной 1940 года. Только в 1990 году советские власти признали ответственность за эти казни.
В июне 1991 года группа граждан во главе с Валентином Корзуном, сформированная из бывших партизан, Героев Советского Союза, создала общественную комиссию по расследованию совершенных преступлений. в Куропатах. Эта комиссия направила в прокуратуру собранные ими материалы, доказывающие, что найденные в Куропатах вещи принадлежали жертвам немецкого оккупационные силы, а не НКВД (Marples, 1994: 521). В феврале 1992 года белорусская прокуратура провела новое расследование, которое подтвердило официальные результаты 1989 года. ( Куропаты , 2002: 39). В октябре 1992 г. общественная комиссия опубликовала собственные выводы, в которых он подтвердил, что немецкие оккупационные силы проводили казни. Было упомянуто несколько аргументов: некоторые свидетели запомнили черные машины, которые использовались немцами, а не НКВД, и датировали казни летом 1941-го и серединой 1942-го. An исследование 311 черепов, обнаруженных на сегодняшний день, выявило 22 с пулевыми отверстиями, 5 с 3 отверстиями в каждом, но не в 89 из них. Это было указано как совместимое с немецким Способы казни: 15-20 человек были доставлены к краям ям и обстреляны. Следствие заявило, что драгоценности, обнаруженные у пострадавших, отсутствовали в магазине. Советский Союз, и жертвами были европейские евреи (Marples, 1994: 519).
В 1994 году общественная комиссия направила письмо в администрацию президента с просьбой провести новое расследование. Третье расследование было проведено прокуратурой. подтвердили, опять же, результаты 1989 года. Более того, немецкие специалисты показали, что методы захоронения в Куропатах не соответствовали нацистским. Куропаты и близлежащие села были не упоминается в Яд-Вашем и в немецких архивах ( Куропаты , 2002: 40).
В 1997 году общественная комиссия вновь обратилась к президенту Беларуси с просьбой о возбуждении нового расследования по Куропатам. Это расследование проводилось военной прокуратурой. и привели к новым раскопкам на курорте Куропаты, которые проводились в октябре 1997 г. и в мае 1998 г. Эти раскопки доказали, что 94% пуль, найденных в захоронениях были от советских револьверов типа Наган. Следователи обнаружили также патроны от немецких револьверов типа Browning и Walter, которые, по их мнению, свидетельствовали о наличии «Немецкий лидер». 23 октября 1998 г. Генеральный прокурор Беларуси Олег Божелко провел пресс-конференцию, на которой упомянул, что его ведомство пока не установило, кто похоронены в братской могиле в Куропатах под Минском ( Белапан , 7 ноября 1998 г.). По его мнению, расследования 1988 и 1995 годов не проводились беспристрастно. манера. В апреле 1999 г. расследование было закрыто, но официальные результаты не были обнародованы. Хотя в декабре 2001 г. в ответ на гражданскую инициативу «За спасение Куропат» мемориал », в письме прокуратуры говорится, что« предыдущее, а также дополнительное расследование подтвердили, что органы НКВД забирали людей из тюрем, вывозили их в Куропаты и убили »( Куропаты , 2002: 80). Но письмо прокурора не полностью отвергает "немецкую инициативу". По поводу того, что некоторые вещи были найдены в Куропатах были из Германии, Польши, Австрии и Чехии, в письме говорилось: «каждая часть политической борьбы интерпретирует эти доказательства по-своему: ибо Они подтвердили версию о том, что немцы гнали людей из Европы в Куропаты и убивали их. Для других подтвердили, что среди пострадавших были люди. из западной части Беларуси, которая была аннексирована в 1939 году. Подтвердить или опровергнуть эти версии объективными доказательствами невозможно »( Куропаты , 2002: 81). Эти предложения указывают на то, что казни в Куропатах могут интерпретироваться по-разному и что им не дано официального толкования.
Геноцид
Слово геноцид для квалификации сталинских преступлений впервые открыто появилось в Беларуси во время демонстрации, организованной неофициальными молодежными организациями в ноябре. 1, 1987. Участники назвали массовые репрессии против белорусов в 30-е годы «геноцидом». В советской пропаганде термин геноцид использовался для осуждения преступлений. совершенные во время Второй мировой войны нацистами и, в более общем плане, совершенные так называемыми фашистами и капиталистами, считавшимися главными врагами страны (Goujon, 1999: 353). Тем не менее, геноцид не был популярным термином в советском политическом словаре: советские лидеры предпочитали подчеркивать военные преступления и патриотический пыл Советские люди, чем подчеркивать трагедию еврейского народа. Когда в 1987 году появился термин геноцид, он противоречил советскому определению и вызвал возражения и удивление, показанное в статье, опубликованной в газете Белорусской коммунистической партии, Советская Белоруссия:
«Вдруг […] слово« геноцид »в связи с репрессиями 30-х годов в Беларуси прозвучало как вероломный выстрел. Что это было? Было ли это безрассудным злоупотреблением ярким словом или умышленное использование термина? […] Даже учитывая противоречивую личность Сталина, признать, что он сознательно проводил политику, направленную на истребление собственного народа, значит, на мой взгляд, чудовищная и недопустимая ошибка »(Майсеня, 1997: 10-11).
По словам Позняка, который опубликовал первую статью о Куропатах в июне 1988 года, Куропаты являются символом того, что он назвал сталинским геноцидом. Первый аргумент Позняка относится к планирование репрессий и казни невинных людей. Второй аспект касается количества жертв: «репрессии в первую очередь коснулись интеллигенции, политических вожди и офицеры, потом крестьяне и рабочие »(Позняк, 1992: 16-17). Позняк настаивает на том, что считает несправедливым: «мы перешли от выборочного система к неизбирательной и, следовательно, к тотальным репрессиям », - добавляет он. По мнению Позняка, если затронуты все социальные группы и если белорусы были основными жертвами, использование слово геноцид не только возможно, но и адекватно. Эта концепция частично воспроизводит анализ, опубликованный в 1950-х годах нерусскими диаспорами, живущими в изгнании в Европа или Северная Америка.
Первая публикация, посвященная вопросу геноцида белорусского народа, появилась в 1950 году в Торонто под заголовком «Я обвиняю Кремль в геноциде». О моей нации »(Abramcyk, 1950). Микола Абрамчик, тогдашний президент созданного в 1917 году Совета Белорусской Народной Республики, известного также как правительство в изгнании, представила свою брошюру с цифровой оценкой. По его оценкам, более трех миллионов человек стали «жертвами коммунистического терроризма» в «Белоруссии, находящейся под российской оккупацией». В другой книге, опубликованной в 1958 году, делается попытка представить исчерпывающую картину геноцида в СССР и попытаться доказать, что «геноцид является неизбежным спутником советского коммунизма». (Декер, Лебедь, 1958, с. 16). Глава, посвященная белорусам, завершается такими словами: «Советская власть на протяжении всего периода своего правления в Белоруссии имела проводил упорную кампанию геноцида против белорусского народа под самыми разными предлогами »(Декер, Лебедь, 1958: 87).
После открытия куропатских захоронений в Беларуси термин геноцид стал использоваться в различных публикациях белорусской диаспоры. Отпечаток из белорусского В обзоре , опубликованном Белорусско-американской ассоциацией «Беларусь: геноцид нации» зимой 1989 года, содержалась статья без названия «Куропаты - Белорусский Холокост », который свидетельствует о стремлении зарубежной белорусской общины сделать массовые убийства в Куропатах сопоставимыми с геноцидом евреев во время Второй мировой войны. (Туревич, 1989). Такие заявления также включены в книгу Запрудника 1993 года, в которой термины геноцид и этноцид использовались для определения советской политики и которая указывает: « Список таких имен, как Бухенвальд и Освенцим был дополнен в 1988 году еще одним: Куропаты »(Запрудник, 1993: 87).
В 2000-е годы массовые убийства в Куропатах все еще изображаются частью белорусской интеллектуальной элиты как геноцид. Создана инициатива «За спасение мемориала Куропат». в сентябре 2001 года одной из основных целей предполагается создание Мемориала в Куропатах, который стал бы памятником жертвам большевистских репрессий и «выражением критики политики геноцида, проводимой тоталитарным советским режимом »( Куропаты , 2002: 113).
Судебное разбирательство
14 июня 1988 г., через несколько дней после того, как в Беларуси стало известно об обнаружении куропатского городища, было возбуждено уголовное дело. В 1989 году прокуратура объявил о прекращении расследования, мотивируя это тем, что руководители НКВД БССР и другие лица, виновные в преступлениях, совершенных в Куропатах, либо были осуждены к смерти во время чистки или уже умерла (Глухова, 2003: 16-17).
ABRAMCYK, M., 1950, Я обвиняю Кремль в геноциде моей нации , Торонто: Белорусский альянс в Канаде.
Дарога праз Купараты: Kniga adnago reportaju (Дорога на Купараты: репортаж), 2002, Прага: Радыё Свабода.
ДЕКЕР Н., ЛЕБЕД А. (ред.), 1958, Геноцид в СССР. Исследования по групповому разрушению , Мюнхен: Институт изучения СССР.
GOUJON, A., 1999, « Генозид : сплачивающий клич в Беларуси. Риторический анализ некоторых белорусских националистических текстов », Journal of Genocide Research , 1, 3: 353-366.
GOUJON, A., 2001, Nationalisme et démocratie à la fin de l’URSS. Народные фронты Украины и биолюсии (1988–1991) , доктор философии, Париж, Институт политических Исследования.
ХОФФМАН, Д., (ред.), 2003 г., Сталинизм. Основные материалы , Malden: Balckwell Publishing.
HLUKHAVA T., 2003, Советский путь и строительство национальной памяти в Биелоруссии: le cas de Kourapaty , кандидатская диссертация, Париж, Институт Политические исследования.
КАБЫШ С., 1958, «Белорусы» в ДЕКЕР Николай К., ЛЕБЕД Андрей (ред.) Геноцид в СССР. Исследования в области группового разрушения , Мюнхен: Институт изучения СССР: 77-88.
ХЛЕВНЮК, О., 1998, «Причины« Большого террора »: внешнеполитический аспект» в PONS, S., ROMANO, A. (ред.), Россия в эпоху войн. 1914-1945 , Милан: Annali della Fondazione Feltrinelli: 159–169.
ХЛЕВНЮК, О., 2003 г., «Партия и НКВД: властные отношения в годы Большого террора» в Маклулин, Б., МакДЕРМОТ, К., (ред.) Сталинский террор. Высокая политика и масса Репрессии в Советском Союзе , Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан: 21–33.
Куропаты , 1994, Минск: Техналогия.
Куропаты. Zbornik Materyalau (Куропаты. Сборник материалов), 2002, Польша: Arkhiu Naïnoushaï Historii, Gramadska inicyativa «Za uratavanne memaryala Kurapaty».
LEGTERS, L., 1984, «Советский ГУЛАГ: это геноцид?» in CHARNY, I., (ed) На пути к пониманию и предотвращению геноцида. Материалы Международной конференции о Холокосте и геноциде , Боулдер, Лондон: Институт Международной конференции по Холокосту и геноциду, Westview Press.
МАРПЛС, Д., 1994, «Куропаты: расследование спора между сталинскими историками», Slavic Review , 53, 2: 513-523.
МАЙСЕНЯ А., 1997, Страна нереализованных надежд. Портрет времени и портрет человека , Минск: Национальный центр стартегических инициатив «Восток-Запад».
MCDERMOTT, K., 2005, «Союз Советских Социалистических Республик» в SHELTON, D., (ed.) Энциклопедия геноцида и преступлений против человечества , Нью-Йорк: Справочник Macmillan USA, Томсон / Гейл: 1061–1067.
McLOUGHLIN, B., 2003, «Массовые операции НКВД, 1937-8: Обзор» в McLOUGHLIN, B., McDERMOTT, K., (ред.), сталинский террор. Высокая политика и массовые репрессии в Советский Союз , Basingstoke: Palgrave MacMillan: 118-152.
McLOUGHLIN, B., McDERMOTT, K., (eds), 2003, сталинский террор. Высокая политика и массовые репрессии в Советском Союзе , Бейзингсток Пэлгрейв Макмиллан.
МАКСЫМЮК, Дж., 2001, «Опираясь на кости жертв Сталина», RFE / RL Reports , 3, 43, 13 ноября 2001 г.
МИХАЛИСКО К., 1988a, «Братская могила жертв Сталина, обнаруженная в Минске», Исследование Радио Свобода , 26 июня 1988 г.
МИХАЛИСКО К., 1988b, «Соперничающие антисталинские демонстрации в Минске, вызванные находкой на могиле в Куропатах», Исследование Радио Свобода , 12 июля 1988 г.
МИХАЛИСКО К., 1988c, «Полиция разгоняет демонстрацию в Минске», Radio Liberty Research , 16 ноября 1988 г.
ПАЗНЯК, З., 1992, Sapraudnae Ablitcca (Настоящий портрет) Минск: Палифакт.
ПЕТРОВ Н., РОГИНСКИЙ А., 2003, «Польская операция» НКВД, 1937-8 гг. »в Маклулин, Б., МакДЕРМОТ, К., (ред.), Сталинский террор. Высокая политика и массовые репрессии в Советский Союз , Basingstoke: Palgrave MacMillan: 153–172.
RUMMEL, R., 1990, Lethal Politics. Советский геноцид и массовые убийства с 1917 г. , New Brunswick: Transaction Publishers.
ШИРЕР, Д., 2003 г., «Социальные беспорядки, массовые репрессии и НКВД в 1930-е годы» в: МакЛоулин, Б., МакДЕРМОТ, К. (ред.), Сталинский террор. Высокая политика и масса Репрессии в Советском Союзе , Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан: 85–117.
СМИТ, К., 1996, Вспоминая жертв Сталина. Популярная память и конец СССР , Итака, Лондон: Cornell University Press.
СТАНКИЕВИЧ В., 1989 г., «В Минске почтили память жертв Куропат», Отчет по СССР , 17 ноября 1989 г.
ТАРНАВСКИЙ Г., СОБОЛЕВ В., ГОРЕЛИК Э., 1990, Куропаты: следствие продолжает , М .: Юридическая литература.
ТУРЕВИЧ А., 1989, «Белоруссия: геноцид нации. Часть I: Чернобыль - Белорусская трагедия. Часть II: Куропаты - Белорусский Холокост », перепечатка из белорусского Обзор , 3 и 4–5, Зима: 1–4.
ВЕРТ, Н., 2006 г., «Массовые операции» «Гранд терреур» в СССР, 1937-1938 гг. », Бюллетень Института современной истории , 86: 6–167.
ЗАПРУДНИК, Дж., 1993, Беларусь: на перекрестке истории , Боулдер, Колорадо: Westview Press.
<▪Газета sizes
Советская Белоруссия , газета Коммунистической партии БССР
Интернет-источники
Белорусский КГБ: http://www.kgb.by
Хартия 97: http://charter97.org
Радио Свободная Европа: http://www.rferl.org
Белапан: http://en.belapan.com
<▪Фильмография sizes
ЖДАНОВСКИЙ М., 1990, Дорога на Куропаты , Минск: Беларусьфильм.