Короли, рыцари, монахи, крестьяне - все в средние века . Это была также, которая вызвала горькие религиозные споры и могла заставить вас сходить с ума.
АбхазияАджарияАдыгеяАрменияАстраханская областьАзербайджанчечняДагестанГрузияИнгушетияКабардино-БалкарияКалмыкияКарачаево-ЧеркесияКраснодарский крайНагорный КарабахСеверный КавказСеверная Осетия-АланияСеверо-Кавказский федеральный округРостовская областьРоссияЮжный КавказЮжный федеральный округЮжная ОсетияСтавропольский крайВолгоградская область
14 января 2004, 13:17
Племена Вайнах в древние времена
Территория Чечни и Ингушетии населена человеком с незапамятных времен, что подтверждается выводами архаичных каменных орудий, восходящих к началу среднего палеолита (более 40 тысяч лет назад). Кроме того, следы палеолитического жилья были найдены не только в низинах, но и в горной местности Ингушетии и Чечни. С наступлением медной металлургии (на Кавказе были выпущены медные изделия в 5-6летии до нашей эры), а скотоводство привело к тому, что территория Северного Кавказа и особенно его горная область стала более широко развиваться человеком. Как предполагается, продвижение населения в горах в первую очередь обусловлено экономическими причинами, а именно поиском пастбищ и спросом на металл. В эпоху бронзы и в период раннего железа (конец 4 - 1 тысячелетия до нашей эры) земледелие и животноводство были основой экономики, значительную важность имела охота и сбор дикого меда. Социальная система была патриархально-племенной.
К концу 2-й и в первой половине 1-го тысячелетия до н.э. на территории Чечни и Ингушетии были заселены две группы коренных кавказских племен, условно называемые «племена культур Кобан и Кайакент-Хорочей» ученые. Формеры населяли Западную Чечню, Ингушетию и район далее на западе до верховья Кубани; как для последних, они были выходцами из Восточной Чечни и Дагестана. Прослеживается также отношение этих племен к населению других регионов Кавказа.
Земля вайнахов находится в той части Кавказа, с которой народы Европы и Азии с древних времен проложили пути торговли и военно-политических отношений. Поэтому недра страны скрывают разнообразные памятники материальной культуры, реликвии не только местных автохтонных племен, т. Е. Прямых предков чеченцев и ингушей, но и вновь прибывших племен, населявших территорию более или менее период.
Наиболее губительными были вторжения кочевых племен из северных степей. Захватчикам нередко удалось захватить предгорные равнины Кавказа, оттеснив коренное население обратно в горы.
Самое раннее вторжение кочевых племен на Северный Кавказ, о чем свидетельствуют письменные исторические источники, - это вторжение скифов и их марши в переднюю Азию через Кавказ (VII век до нашей эры). Иранскоязычные скифские племена, которые пришли из степей Нижней Волги и представляют Казахстан, сначала набросились на население Северного Кавказа и, преодолев сопротивление, проникли через Южный Кавказ и отправили грабительские набеги на государства Первой Азии. Ассирийские клинописи и древнегреческий историк Геродот описывают действия скифских военных отрядов в странах Древнего Востока. Что касается грузинского автора, Леонти Мровели,(1) .
Таким образом, оказалось, что многие из ранее густонаселенных поселений предгорного пояса Северного Кавказа резко прекратились в 7 веке до н.э. Археологические исследования на холме Сержень-Урта в Чечне, например, показали картину разрушения приюта местных (кобанских) племен в результате жестокого нападения вражеских племен из степей.
По словам Леонти Мровели, кавказцы были побеждены в схватке против враждебных незнакомцев и отступили в горы, где они укрепили позиции в почти недоступных оврагах. Другой этнический термин, durdzuks, стоящий за предками вайнахов, появляется в свете вышеупомянутого события в грузинских хрониках. Термин возникает от имени другого легендарного героя, «самого выдающегося среди потомков Кавкаса» Дурдзука, который, как предложил Мровели, привел вайнахов в горах (2) .
Граница между кочевыми племенами и горцами проходила в основном вдоль северной подножия Черных гор. Но это была непростая граница, поскольку и незнакомцы, и оседлые альпинисты часто совершали грабежи набегов, сопровождаемые вооруженными стычками.
В конце концов, оправившись от поражения, вайнахи мало-помалу начали вытеснять незнакомцев с плодородных предгорных равнин, но новые сильные части кочевников (Сарматы, Аланы и другие) появлялись время от времени на Северном Кавказе и отбрасывали их назад в горы.
Несколько топонимических имен земли вайнахов пришли к нам из-за смутных воспоминаний этой эпохи. На чеченской равнине, например, две реки, Валерик и Мартан, притоки реки Сунжа, бегут недалеко друг от друга. Название «Валерик» (или Валарг) означает «река смерти людей» в Чечне. Что касается «Мартана» (или Мардана), это слово может быть переведено с Сармат-Аланского языка как «река убийств» или «река смерти (или« мертвых »)». Похоже, что двум соседним рекам в предгорьях к югу от Сунжи даны те же мрачные имена, хотя на разных языках. Историк В. Виноградов, сравнив эти факты с исторической ситуацией последних веков до нашей эры, пришел к выводу, что район двух рек был пограничником между вайнахскими и ираноязычными племенами и в то же время ареной вооруженных столкновений, уносящей жизни многих воинов обеих сторон. Это были трагические события, вызвавшие появление таких конкретных гидронимов в предгорной зоне Северо-Восточного Кавказа.
Однако отношения между кочевыми племенами и горцами состояли не только в взаимной агрессии. Кочевники, овладев предгорной зоной Кавказа, постепенно начали устанавливать взаимовыгодные и совместимые экономические и политические отношения с жителями горных ущелий. Часть кочевников обратилась к устоявшемуся образу жизни и занялась сельским хозяйством, создав укрепленные поселения, останки которых были обнаружены на территории низменности Чечни. Руководители племен Алан-Сармат и Вайнах-Дагестан вступили в межсоюзные отношения для проведения совместных военных кампаний в богатых странах, расположенных на юге Великого Кавказа.
Правители древней Иберии, которые контролировали основные торговые пути Центрального Кавказа, не упускали должного взгляда на союз с военнопленными подразделениями северокавказских народов. В конце 4-го века до н.э. Парнаваз, иберийская дворянская семья восстала против мецената македонских завоевателей и обратилась к сарматам и горцам за помощью. Одержав победу над врагами и провозгласив себя королем Иберии, Парнаваз заключил долгосрочный военно-политический альянс с племенами Северного Кавказа. Согласно обычаю тех времен союз усиливался династическими браками; поэтому Парнаваз женился на своей сестре с одним из сарматских вождей, и он женился на женщине Дурдзук.
Много интересной информации о военно-политических отношениях между вайнахскими племенами и древней Грузией содержится в «Картлис Цховреба» (грузинские хроники). Например, в нем рассказывается о восстании грузинских феодалов или «эристави» (правителей военных и административных районов Иберии) против царя Саурмага, сына Парнаваза. Саурмаг тайком сбежал в землю Дурдзуков и обратился за помощью к братьям матери. Заручившись поддержкой вайнахов и сарматов, вместе с представителями иберийской знати, все еще верными ему, Саурмаг начал тотальное наступление и подавил восстание (3-й век до нашей эры).
Однако отношения между соседями не всегда были мирными и взаимосвязанными. Во время правления Мирвана, с конца 3-го по 2-ое столетие до н.э., Дурдзуки напали на Иберию, хотя потерпели поражение и отправились в бегство. После этого иберийские короли попытались быть более внимательными к северным границам и начали укреплять пограничную зону. Башни и цитадели, блокирующие путь к врагам, появились в горных ущельях, через которые проходили пути от Северного Кавказа до Иберии. Гарнизон был дополнен в основном горными альпинистами.
В древние времена эти проходы назывались «вратами» людей. И на самом деле, это были «ворота», через которые враждебные полчища северных племен перерастали в Закавказье. Особое значение в Центральном Кавказе было перевал Дарьяли в верховьях реки Терек (Дар-и-алан означает «Ворота аланов» на персидском языке). Но в горах были другие проходы международного значения не только в древние времена, но и в раннем средневековье. Таким образом, в грузинских источниках упоминается «Ворота Дурдзуков», ущелье, разделенное каменной стеной, на территории Чечни. По-видимому, Дурдзукские ворота находились в ущелье Асса (Ингушетия), через который лежит один из путей, соединяющих Северо-Кавказскую низменность с Грузией.
Несмотря на спорадические стычки между народами Северного Кавказа и грузинами, военно-политический альянс, заключенный под руководством короля Парнаваза, оставался в силе в первые века нашей эры. Став сильным государством к тому периоду, Иберия проводила активную внешнюю политику, пользуясь широкой поддержкой северян. Пусть на территории Иберии конная кавалерия алан-сарматских и вайнахско-дагестанских племен угрожала не только соседней Армении и Албании, но и Парфянскому королевству и восточным провинциям Римской империи.
Грузинский историк Леонти Мровели, автор XI века, рассказывает о древней истории вайнахского народа. В своих работах Леонти Мровели описывает события, которые произошли задолго до его времени в соответствии с некоторыми древними источниками, которые не дошли до нас, частично, вероятно, начиная с раннего иберийского периода. Однако некоторые сведения о предках чеченцев и ингушей можно найти и в трудах древней эпохи. Таким образом, стоит отметить, что имя Гаргарского народа упоминается в «Географии» Страбона, а также Плиний Стар и Плутарх (1 - 2 вв. Н.э.). Гаргары были локализованы на северо-восточном Кавказе в окрестностях Гелса и Леха (племена Дагестана), а также сираков, сарматского племени. Предполагается, что в Гаргаре восстановлено этническое сообщество с вайнахами, так как этот термин («гаргар» в ингушах и «гергера» в Чечне) существует сегодня и означает «родственники», «родственники». По мнению некоторых ученых, даже название «Гальгей», предоставленное нынешними ингушами, связано с этническим названием «Гаргары».
Среди племен фермеров, обитающих на северных склонах Кавказа, этнические «Исадики» и «Хамекиты» встречаются далее в описании Страбона. Некоторые ученые сравнивают эти термины с именами племенных подразделений вайнахских народов - Садой (в Чечне) и Хамхи (в Ингушетии).
Заметки
(1) Леонти Мровели анахронически зовет иноземных степников «хазар» по имени людей, обитающих в степной области к северу от Кавказа. Так что, как полагают ученые, термин «хазары» в данном случае означает скифов.
(2) Эта информация грузинского историка об отходе вайнахских равнин в горы не следует понимать так, как если бы вайнахские племена раньше не жили в горных районах.
Source: http://www.eng.kavkaz-uzel.eu/articles/1888/
© Caucasian Knot