«уровень образования и религия в россии».?.?
За последние два десятилетия, так как После распада Советского Союза произошел подъем в связи с православным христианством в России. 1 В период с 1991 по 2008 год доля россиян, считающих себя православными, увеличилась с 31% до 72%, согласно новому исследовательскому центру Пью. анализ трех волн данных (1991, 1998 и 2008 гг.) из Международной программы социального опроса (ISSP) - сотрудничества с участием социальных ученые примерно в 50 странах. За тот же период доля населения России, которая не идентифицируется с какой-либо религией, снизилась с 61% до 18%. Доля русских взрослые, отождествляющие себя с другими религиями, включая ислам, протестантское христианство и католицизм, выросли в 1990-х годах, а затем выровнялись. (Оценки размера России Мусульманское население варьируется. Последнее исследование ISSP показало, что мусульмане составляют 5% населения России, но другие опросы и исследования имеют несколько более высокие оценки. Для большего информация, см. «Sochi Olympics shine spotlight on Russia’s Muslim population.”)
Там также был скромный рост некоторые меры религиозной приверженности. Например, доля взрослых россиян, которые сказали, что они как минимум «несколько» религиозны, выросла с 11% в 1991 году до 54% в 2008 году. число взрослых, которые сказали, что верят в Бога, выросло с 38% до 56% за тот же период. 2
Но для большинства россиян возвращение к религии не соответствовало возвращению в церковь. На всех трех волнах данных ISSP не более чем один из десяти россиян сказал, что они посещать религиозные службы не реже одного раза в месяц. Доля постоянных посетителей (ежемесячно или чаще) составляла 2% в 1991 году, 9% в 1998 году и 7% в 2008 году. Это говорит о том, что хотя многие больше россиян теперь свободно отождествляют себя с православной церковью или другими религиозными группами, они могут быть не более религиозными, чем в недавнем прошлом, по крайней мере, в сроки посещения религиозных служб.
На протяжении веков православное христианство было доминирующей религией в России. Это начало меняться в начале 20-го века, после большевистской революции 1917 года и введения спонсируемого государством атеизма как части коммунистической идеологии. В советский период многие священники были заключены в тюрьму, многие церкви были переделаны для других целей или пришли в негодность, а людям, которые публично исповедовали религиозные убеждения, было отказано в престижной работе и допуске к университеты. Хотя вполне вероятно, что некоторая доля населения продолжала, в частном порядке, идентифицировать себя с Православной Церковью и другими религиозными группами, невозможно измерить в какой степени эти привязанности выжили под землей в советский период и в какой степени они исчезли.
Точно так же трудно распутать степень, в которой рост православной принадлежности, обнаруженный в опросах, представляет собой выражение давней веры или подлинно новая волна религиозной принадлежности. Возможно, что после падения США в 1991 году русские почувствовали себя свободнее, чтобы выразить религиозную идентичность, которую они спокойно поддерживали во время советская эпоха. 3 Однако, учитывая, что доля Россияне, отождествляющие себя с религией, выросли почти так же Между 1998 и 2008 гг., как это было в период с 1991 по 1998 г., данные свидетельствуют о том, что это изменение является не только непосредственным последствием распада советской системы.
Согласно по данным ISSP, шесть из десяти взрослых россиян (61%), опрошенных в 1991 году, идентифицировали себя как религиозно не связанных, в то время как около трети сказали, что они являются православными христианами (31%). В течение следующих 17 годы эти проценты практически перевернулись. К 2008 году примерно семь из десяти россиян считались православными христианами (72%), в то время как каждый пятый был религиозно не связан (18%). В течение того же периода наблюдалось умеренное увеличение доли российской общественности, отождествляющей себя с религиями, отличными от православного христианства, включая ислам. Протестантское христианство и католицизм. 4
Растущая религиозная принадлежность в России наблюдается в разных демографических группах. Например, доля русских женщин, идентифицирующих себя как православных христиан, увеличилась на 38 процентные пункты в период с 1991 по 2008 год, в то время как доля женщин, не имеющих религиозной принадлежности, снизилась на 36 пунктов. Изменения среди русских мужчин были еще более выраженными; 63% русских мужчин, названных православными христианами в 2008 году, выросли на 46 процентных пунктов с 1991 года, в то время как доля русских мужчин, которые не поддерживали религиозную принадлежность, снизилась на 52 очков за тот же период. 5
Аналогичным образом, опросы ISSP показывают увеличение идентификации с православным христианством как среди молодых россиян (до 43 процентных пунктов среди россиян в возрасте 16-49 лет), так и старше. Русские (до 39 баллов среди россиян в возрасте 50 лет и старше). Причем принадлежность к православному христианству существенно выросла среди россиян на всех уровнях образования, особенно среди Выпускники российских вузов.
Остальная часть этого анализа посвящена изучению религиозной принадлежности и религиозных верований и практик по демографическим группам в 2008 году, самом последнем году, за который получены данные ISSP. имеется в наличии. В 2008 году русские женщины были более религиозными, чем русские мужчины, а русские в возрасте 70 лет и старше были более религиозными, чем молодые возрастные группы по некоторым показателям.
Русские женщины были значительно чаще, чем мужчины, идентифицировать себя как православные христиане в 2008 году. В то время как примерно восемь из десяти русских женщин (81%) были православными, меньше Русские мужчины (63%) сказали, что они принадлежали к русской православной церкви. В то же время, примерно в два раза больше русских мужчин (24%), чем женщин (12%), заявили, что не имеют религиозной принадлежности.
По ряду мер, русские женщины также имели более высокий уровень религиозных обязательств, чем русские мужчины. Например, гораздо большая доля женщин говорит, что они верят в Бога (63% женщин против 46% мужчин) и описали себя как минимум религиозными (63% женщин против 43% мужчин). Тем не менее, русские женщины были не намного чаще, чем русские мужчины, чтобы сказать, что они регулярно посещать религиозные службы (9% против 5%).
Большинство представителей всех возрастных групп в России были определены как православные христиане в 2008 году. Тем не менее, пожилые россияне чаще, чем представители младших возрастных групп, говорили, что принадлежат к ним. Русская Православная Церковь Более восьмидесяти (82%) россиян в возрасте 70 лет и старше считаются православными, по сравнению с 62% россиян в возрасте 16-29 лет.
Между тем, отождествление с религиями, отличными от православного христианства, было более распространенным явлением среди более молодых россиян (13% среди людей в возрасте от 16 до 29 лет, 7% среди людей в возрасте от 30 до 49 лет), чем среди пожилые русские (1% среди людей в возрасте 50-69 лет, 4% среди людей в возрасте 70 лет и старше). Согласно данным ISSP, мусульмане составляют 9% россиян в возрасте от 16 до 29 лет, 6% россиян в возрасте от 30 до 49 лет, 1% в возрасте 50-69 лет и 3% в возрасте 70 лет и старше.
За некоторыми исключениями, религиозные обряды и убеждения не сильно различались по возрастным группам в России в 2008 году. Однако россияне в возрасте 70 лет и старше были чаще, чем молодые когорты, чтобы сказать, что они верят в Бога и описать себя, по крайней мере, несколько религиозных.
В 2008 году религиозная принадлежность россиян не сильно различалась по уровню образования. Около трех четвертей тех, кто имеет высшее образование и тех, кто имеет меньше лет формального образование определено как православные христиане, в то время как каждый шестой в каждой группе сказал, что не имеет религиозной принадлежности.
Религиозные обязательства также не сильно различались в зависимости от уровня образования, в зависимости от нескольких показателей, включая частоту посещения религиозных служб, веру в Бога и описание Себя как минимум несколько религиозный. Единственной мерой, на которой уровень образования имел существенное значение, была вера в жизнь после смерти; Россияне, имеющие высшее образование немного чаще, чем люди с меньшим образованием, говорят, что верят в жизнь после смерти.
Данные, использованные в этом отчете, взяты из Международной программы социального опроса me (ISSP), консорциума исследователей, которые проводят публичные опросы в около 50 стран в соответствии с международными стандартами выборки с сопоставимыми анкетами в разных странах. ISSP включает в себя также много стран Северной Америки и Европы как несколько стран в Южной Америке, Африке и Азии. Тенденции в этом отчете относятся к 1991 году, году, когда СССР был официально распущен, и ISSP провела свой первый опрос религиозные верования и практики в России. Религия также была в центре внимания опросов ISSP в 1998 и 2008 годах. Этот отчет основан на данных из Накопительный файл религии ISSP.
Обследования представляют собой вероятностные выборки, которые географически стратифицированы и являются национально представительными для взрослого населения России в возрасте от 16 лет и старше. Данные были собраны с помощью анкеты, введенной самостоятельно с 15 мая по июнь. 6, 1991; 5-26 сентября 1998 г .; и 2-26 января 2008 г. 6 были проведены опросы ведется на русском языке. Все опросы оценки используют веса, предоставленные персоналом ISSP. Размеры выборки для всей взрослой выборки и подвыборок приведены в таблице выше. Основываясь на размерах выборки и планах опросов, предел погрешности выборки для результатов, основанных на общей выборке, составляет примерно ± 3,0% в 1991 г., ± 3,3% в 1998 г. и ± 4,4% в 2008 г., с более высокими пределами погрешности для подгрупп..