http://www-co.narod.ru/static/moral-ehtika-nravstvennost.html
Кольберг, как сторонник рационального подхода , связывал нравственное развитие с логическим : чем выше наш когнитивный уровень и сложнее умозаключения , тем ближе мы находимся к вершине той самой лестницы из шести ступеней.
Сегодня ряд исследователей , изучающих мораль , придерживается другой позиции и полагает , что в основе наших рассуждений лежат не рациональные доводы , а эмоции . Порой мы и вовсе используем логику, чтобы разумно и нестыдно обосновать поступок , совершенный интуитивно . Такие случаи « морального ошеломления » были показаны в экспериментах : их участники с ходу этическую дилемму , а потом долго-долго пытались объяснить , как это , чёрт возьми , у них получилось .
На самом деле имеют значение оба фактора — и чувства , и доводы разума . Разница в подходах : ученые-рационалисты делают акцент на когнициях (то или иное поведение в первую очередь « продукт » мышления ), а «интуиционисты » полагают , что главное — чувство , вспыхнувшая эмоция .
Понятно , что второй подход не завоюет популярности в педагогике и воспитании. Сформировать эмоциональную реакцию сложнее , чем научить бодро рассуждать о лучах света в темном царстве .
В 1930-х годах швейцарский психолог Жан Пиаже изучал , как дети развивают моральные суждения, и выяснил , что для успеха здесь важны не внешние рамки и необходимость их придерживаться . Само по себе наказание за вранье не делает маленького человека этически зрелым . Зато Пиаже удалось доказать , что такое развитие происходит , когда дети играют в группах и обсуждают правила : что честно , а что нет , кто прав , а кому штрафная саечка. Это активный процесс , требующий взаимодействия, когда ребенок сталкивается с проблемой и пытается ее решить .
Следом за Пиаже к изучению того же вопроса приступил и Кольберг. В 1958 году он сформулировал теорию нравственного развития — модель , показывающую, как у ребенка благодаря социальному влиянию формируются всё более тонкие и глубокие представления о том , что такое хорошо и что такое плохо . Согласно концепции Кольберга, всего существует шесть таких стадий — ступеней, по которым при удачном раскладе человек прошагает до самого верха.
На втором левеле человек по-прежнему судит о своем поступке по возможным последствиям , однако теперь уже не столько пытается избежать наказания , сколько хочет получить практическую выгоду : «Буду хорошим — позовут на праздник ».
На третьей и четвертой ступенях люди сверяют свое поведение с ожиданиями социума
Важно , чтобы ты сначала поступал так , как это приветствуется в твоем ближнем кругу ( ведь в нашей семье не принято оскорблять слуг и вытирать лицо занавеской!), а потом и в обществе ( ага , тут есть правила и законы — будем жить по ним )
На пятом и шестом уровнях человек шагает еще дальше : да , социальные нормы — удобные договорные конструкции , но порой они вступают в противоречие с ценностями отдельных групп или личностей, и эти конфликты имеет смысл рассматривать отдельно .
Шестая ступень подразумевает наличие универсальных моральных принципов : «Я так поступаю, потому что это правильно , да и законы соблюдаю , пока нахожу их справедливыми ».
Ученым удалось доказать , что развитие происходит строго последовательно , но не всегда до конца — кому-то суждено вечно болтаться на низших ступенях .
Кольберг работал с детьми от 10 до 16 лет , предлагая им решать и затем обсуждать дилеммы . В самой известной из таких историй жена Хайнца умирает от особой формы рака . Местный аптекарь нашел лекарство , которое ей поможет , однако продавать чудесный препарат он собирается за немыслимые для бедного мужа деньги . Хайнц пробовал торговаться, обращался за помощью к знакомым , но всё оказалось тщетно . Имеет ли он моральное право ограбить аптеку? А если бы Хайнц не любил жену ? А если бы это была не супруга , а собака ? А вы арестовали бы горемыку, если бы работали местным полицейским ?
Считается , что обсуждение подобных дилемм и помогает продвинуться в своем нравственном развитии. Что-То подобное говорила школьная учительница , размахивая томиком Достоевского, но ее мало кто слушал .
Теория нравственного развития Кольберга стала одним из столпов американской педагогики.
Понятие
и природа ценностей
Философское
учение о ценностях и их природе называется
аксиологией ( от греч. axios — ценность и
logos — учение ). Но прежде чем сложиться
в ее современном виде , эта теория прошла
исторический путь развития , равный
становлению самой философии, в рамках
которой она и формировалась .
В
античной , а затем и средневековой
философии ценности отождествлялись с
самим бытием, а ценностные характеристики
включались в его понятие . Ценности ,
таким образом , не отделялись от бытия,
а рассматривались как находящиеся в
самом бытии.
Различные
исторические эпохи и разные философские
системы накладывают свой отпечаток на
понимание ценностей. В средние века они
связываются с божественной сущностью ,
приобретают религиозный характер . Эпоха
Возрождения выдвигает на первый план
ценности гуманизма. В Новое время
развитие науки и новых общественных
отношений во многом определяют и основной
подход к рассмотрению предметов и
явлений как ценностей.
Ценности
всегда являются человеческими ценностями
и носят социальный характер . Они
формируются на основе общественной
практики, индивидуальной деятельности
человека и в рамках определенных
конкретно-исторических общественных
отношений и форм общения людей. Ценности
не возникают неизвестно откуда и не
вкладываются в человека извне . Они
формируются в процессе его социализации
и носят динамический характер . В этой
связи следует сказать , что весь жизненный
опыт человека и система его знаний
непосредственно влияют на характер его
ценностей. Одно и то же вино будет
оцениваться по-разному и представлять
различную ценность для дегустатора вин
и для другого человека . Это же можно
сказать и об отношении к Богу верующего
и атеиста .
Классификация
ценностей и их виды
:
1. Ценности
могут различаться по признаку — что
оценивается и на основании чего нечто
оценивается. В связи с этим выделяют :
а ) предметные
ценности
– т.е. явления реальности ,
обладающие определенной значимостью
для субъекта. К ним относят :
Природные объекты, процессы и явления ;
Социальные объекты;
б ) субъектные
ценности
– способы и критерии , на
основании которых оцениваются те или
иные явления . К ним относятся :
Установки , оценки, императивы, запреты
цели , проекты , выраженные в форме
нормативных представлений.
2.
Ценности отличаются друг от друга и по
тому , с какой сферой социума они связаны .
В связи с этим различают : моральные ,
художественные, утилитарные, научные
и иные ценности .
3.
Ценности могут различаться по степени
общности, т.е. по тому , для какого
количества субъектов то или иное явление
обладает значимостью. В связи с этим
выделяют :
Просто ценности ;
Групповые ценности (национальные,
религиозные , половые, возрастные );
Общечеловеческие.
4.
Ценности могут различаться по тому ,
насколько они признаются субъектом в
качестве собственных целей и принципов
или просто принимаются как нечто ,
диктуемое внешним обстоятельством. В
связи с этим можно выделить :
Внешние ценности ;
Внутренние ценности .
5.
Ценности различают и по тому , насколько
они значимы для самих основ жизнедеятельности
человека , для выражения сущности его
потребностей и ориентации. В связи с
этим выделяют :
Абсолютные или вечные ценности
(константы );
Ситуативные, переходящие ценности или
конкретно исторические формы ценностей
и ценностных ориентации (эмпирические
переменные ).
6.
Ценности различают и по тем функциям,
которые они выполняют . В связи с этим
выделяют ценности , как способ ориентации,
ценности как средство контроля в
социальных группах, ценности как
функционально необходимые нормы при
создании и поддержании социального
продукта и т.д.
Если вам неприятно об этом думать , то у вас высокие запросы к учителям по пятому пункту ( чистота ). Есть ли преференции у коренных москвичей по сравнению с приезжими? Здесь речь идет о принадлежности к группе и справедливости . Нужно ли обязать всех жителей района помогать жертвам домашнего насилия? Вопрос заботы .
Каждый может оценить свою систему моральных установок по пяти перечисленным параметрам и отмечать , происходят ли со временем изменения и какие факторы на это влияют .
Науке известно , что взгляды целого общества меняются от эпохи к эпохе . Так , психологи из Мельбурнского университета выяснили , что забота , сострадание и безопасность сейчас для нас важнее , чем сорок лет назад , а , например , ценность уважения к власти с начала XX века заметно снизилась .
Итак , нравственные императивы следует считать промежуточными результатами культурной эволюции. Как же развить в себе необходимые качества , не дожидаясь, пока сменится очередная общественная парадигма ?
Раздел Егэ : 1.1.3. Мораль | Раздел Огэ : 2.5. Мораль . Гуманизм . Патриотизм , гражданственность
Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе . Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам . Мораль ставит ограничения на свободу действий индивида , поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества , в котором живёт.
Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения , которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле , хорошем и плохом .
Этика — идеология , изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение : этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.
В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.
Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.
Нравственность — ряд правил , соблюдение которых определяет поведение человека . Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств , которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе , и соответствующее поведение , отвечающее этим правилам.
Таким образом , мораль обобщает в себе высокие идеалы общества , а нравственность определяет повседневную жизнь .
Этапы формирования нравственности :
Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках .
Вы смотрели конспект « Мораль , этика , нравственность ».
Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека , рассуждающего здраво их соблюдение является естественным . В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм . В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем , которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека ?
Норма морали ( нравственные нормы ) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов . Их соблюдение – это моральная обязанность , а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.
️ Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств .
Например , весёлый нрав – это нормально , злобные насмешки – это плохо . Навредить кому-то – это дурно , но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред , это приемлемо . Опять же , приготовление пищи дома , это естественно , а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние . Моральные устои образовались задолго до правовых норм . Первобытный социум возник под их воздействием . Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества . Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения , в более суровой и конкретной логической форме .
Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования ( закон , обычай , этикет ). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы , и иногда добавляют им такие качества , как категоризация, резкость , универсальность и единственность . Другие отмечают , что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм .
Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали :
• затрагивающие биологическое существование , к примеру , запрет на убийство либо защиту животного мира ;
• понимание слова достоинства , в первую очередь осознание понятия чести ;
• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;
• касающиеся хранения секретной и личной информации ;
• осознание понятий : доверие , правдивость , справедливость , верность ;
• миролюбивое разрешение межличностных споров;
• уважение национальных и религиозных традиций .
Таким образом , каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей , учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально . Ритуалы и традиции , обычаи , передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.
Все действовавшие в любые времена жизни людей моральные принципы чем-то схожи между собой и ставили своей задачей достижение максимальной эффективности управления людьми.
Выглядят они следующим образом:
Принцип талиона. Самый первый возникший принцип , который воплотился в виде кровной мести своим обидчикам. Если вам причинили зло , то вы получаете право причинить такое же зло обидчику. До того , как возникло государство и взяло на себя правоохранительную и судебную функции, правило талиона было актуально . Но со временем в нем отпала необходимость , и сейчас оно встречается все реже .
Принцип нравственности. Особенности этого пункта в том , что он проповедует доброе отношение между людьми. Универсальное правило : «относись к людям так , как хочешь , чтобы относились к тебе », является его ярким воплощением.
Принцип середины. Еще древний философ Аристотель призывал людей всегда соблюдать меру и ни в чем не впадать в крайности . Никогда не нужно допускать никаких перегибов, так как они в любом случае окажутся ошибочной стратегией поведения .
Принцип наибольшего счастья. Универсальное правило , которое философия предложила в 17 веке, гласит , что каждый человек должен жить так , чтобы предоставить себе и окружающим наибольшее количество счастья и позитива
Важно поступать так , чтобы максимум окружающих получили от этого поступка плюсы.
Принцип справедливости . Предложен относительно недавно , в 20 веке
Его суть сводится к тому , что общество должно быть устроено так , чтобы даже самые угнетенные его слои получали какое-то счастье и возможность нормально жить . Люди должны иметь доступ ко всем свободам , возможность продвигаться в социальных лифтах, право на хорошую работу и т. д.
Такие высокие принципы являются идеалом , к которому должен стремиться каждый человек .
У каждого человека есть некоторые принципы , которые помогают ему в течение всей жизни справляться с любой неблагоприятной ситуацией . Они известны как нравственные принципы . С другой стороны, мораль — не жесткие и быстрые правила . Или очень жесткие , но они являются правилами, которые большинство людей считают правильными . Вот почему люди широко их принимают . Это все для того , чтобы отличать мораль от нравственности.
Влюбленность и любовь : сходства и различия
Как различить любовь и эмоциональную зависимость
Честность и нечестность: почему люди лгут
Для бифштекса подходит только вырезка. Это самое нежное мясо, оно не содержит жил и большого количества жира.
Говядина должна быть только свежей, не замороженной. При заморозке меняются свойства мяса
Если для других блюд это не так важно , для бифштекса такое мясо не подходит .
Свежая говядина имеет насыщенно красный цвет , а жир должен быть белым . Если жир желтого цвета, значит это мясо старого животного . Если жир розовый , значит мясо несвежее, и его подкрашивали марганцовкой, чтобы придать свежий вид .
Выбирайте мясо с тонкими жировыми прослойками, при жарке они сделают мясо сочнее. Но не переусердствуйте, жира не должно быть больше , чем мяса.
Подберите для приготовления такого бифштекса сочный кусок говяжьей вырезки .
Аккуратно вырезаем мякоть из кости , если вы приобрели такое мясо . Если же вы взяли готовый кусок филе , тогда просто нарезаем его порционно на четыре части : ширина каждого куска не больше 3 сантиметров .
Каждый порционный кусочек говядины избавляем от боковой пленки и всевозможных прожилок так , чтобы осталось только чистейшее мясо . После этого опускаем говядину в холодную воду на пару секунд и выкладываем её на чистую и сухую столешницу. Со всех сторон смазываем кусочки говядины оливковым маслом.
Разогреваем сухую чугунную сковороду и выкладываем на неё бифштекс, обжариваем до образования первой матово-румяной корочки в течение 1-2 минут .
С помощью специальных кухонных щипцов или обыкновенными деревянными лопатками переворачиваем мясо на другую сторону : так мы не проткнем, и не повредим поверхность мяса острым ножом или вилкой. Каждую сторону жарим одинаковое количество времени .
Все теми же щипцами удерживаем мясо и обжариваем все его боковые стороны примерно по 30 секунд так , как показано на фото . После этого еще три раза повторяем все перечисленные
манипуляции, но боковые стороны больше не трогаем. Жарим каждую сторону в течение 1-2 минут , переворачиваем , повторяем процесс . По завершении этих действий уменьшаем огонь и
каждую из сторон жарим еще 2-3 минуты .
Мясо выкладываем на тарелку, плотно накрываем его фольгой и даем время настояться.
За это время можно приготовить гарнир к мясу. Помидоры черри тщательно промываем и по пять штук нанизываем на деревянные шпажки. В той же сковороде, в которой мы до этого готовили мясо , обжариваем помидоры , солим по вкусу и добавляем пару щепоток сахара.
Готовые кусочки мяса выкладываем на тарелку, солим и перчим по вкусу, выкладываем туда же зажаренные помидоры , украшаем блюдо свежей зеленью и подаем вместе с острым томатным соусом. Теперь вы знаете , как можно приготовить бифштекс из говядины на сковороде.
Приятного аппетита!
Бифштекс
Бифштекс из говядины – это самое популярное мясное блюдо . Вы узнаете , как правильно выбрать мясо для бифштекса, как его приготовить и с чем подать на стол .
20 мин
250 ккал
5/5
(2)
Сегодня я хочу рассказать всю правду о бифштексах. Эта статья посвящается заядлым мясоедам, таким как я. Само название этого блюда переводится, как кусок говядины, и этим все сказано . Действительно , классически это блюдо готовится из говядины, но со временем его стали готовить и из свинины, и даже из мяса птицы.
Такое блюдо правильнее называть не бифштексом ( поскольку в нем нет говядины ), а просто стейком. Бифштекс – это кусок говяжьего мяса, который пожарили или приготовили на гриле. Но при всей видимой легкости его довольно непросто готовить .
Дело не в сложности рецепта, а в том , что любое мясо при неправильной жарке может стать сухим или жестким . Чтобы этого не произошло , следуйте моим рекомендациям . Тогда у вас получится отличный бифштекс из говядины на сковороде.
Кухонный инвентарь :
молоток для отбивания мяса.
Бифштекс приготовленный на сковороде
необязательно должен быть сухим и жестким . Очень даже наоборот , и наш пошаговый рецепт его приготовления с фото наглядно вам это продемонстрирует .
Каждый этап готовки бифштекса из говядины на сковороде невероятно важен и требует точного повторения всех перечисленных инструкций .
Готовить мы будем не рубленый бифштекс, а кусочек цельного мяса, поэтому сам процесс его обжаривания очень важен .
Все тонкости готовки бифштекса из говядины в домашних условиях вы узнаете непосредственно из самого рецепта. Там же подробно расписана методика правильного обжаривания мяса на сковороде.
Толика оливкового масла, которым мы обмажем говядину, сделает мясо нежным и позволит ему правильно обжариться.
Подавать такое блюдо нужно исключительно со свежими овощами или как в нашем случае с приготовленными помидорами черри.
Приступим к созданию сытного и сочного бифштекса из говядины.
Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека , которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос » в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось , что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека . Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру . Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.
Многим известно , что такие понятия как « мораль » и этика » являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга . Этика же первым делом – это философское направление , которое изучает вопросы морали. Часто выражение « этика » используется для обозначения конкретных моральных принципов , традиций , обычаев , которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества . Кантовская система рассматривает слово мораль , используя его для обозначения понятия долга , принципов поведения и обязательств . Слово « этика » использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели , неразделимости моральных и практических соображений .
Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил , которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе . Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов . В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение , как науки в рядах философии изучающей свойства человека , реальные явления , правила и нормы , которые есть нормы морали в обществе .
Воспитанием морально-нравственных качеств ( по сути , это социализация ) занимаются не только родители , но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди , воспитатели , учителя . Также в этом участвуют даже друзья , одноклассники и общество в целом.
Как это происходит :
Чем бы вы ни руководствовались , стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните , что личный пример – один из самых сильных инструментов . Дети могут забыть , что говорили им родители , но почти никогда не забывают то, что они делали .
Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит . От того , насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит , будет ли человек успешен , принимаем другими .
Именно те первые люди , с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни , и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак , на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение , в котором растет человек .
Став взрослой , такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом .
Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот . Такой выбор человека , который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор . Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей : следовать личностным потребностям или слепо следовать должному . Сделав выбор для себя , субъект несет определенные моральные последствия , за которые сам субъект отвечает, как перед обществом , так и перед самим собой .
Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций :
– Функция регулирования . Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида . Формирование определенных взглядов поведения ( что делать разрешается , а что нельзя ) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя , но и для общества . Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности .
– Функция оценки. Поступки и ситуации , происходящие в социальном обществе , мораль , оценивает в аспекте доброго и злого . Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития , за этим со стороны морали каждому действию дается оценка . Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.
– Функция воспитания
Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей , но и потребностей людей, которые его окружают . Возникает чувство эмпатии и уважения , что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе , понимание нравственных идеалов другого индивида , способствует лучшему пониманию друг друга
– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм , а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном .
– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида . А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности . Ключевыми функциями морали являются : оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.
Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях ):
Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы , способствующие определению единых , схожих форм взаимодействия между людьми в обществе . Это критерии поведения :
Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях ; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности .
Мало у кого из людей действительно возникает вопрос , зачем нужна мораль ? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков . За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом , но и перед самой собой .
Оценочная функция связана с тем , как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки .
В случае , когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами . Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее , ведь социум порой неумолим при оценке других .
Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы , которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому , попадая в место , где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
Подобный контроль помогает достичь состояния « чистой совести » и социального одобрения . Если индивид не ведет себя подобающим образом , то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека . Совершая те или иные поступки , личность , так или иначе , анализирует свои действия , « проверяет » их на честность и порядочность .
Воспитательная функция заключается в том , чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности , особенности и желания . Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать , что он способен заботиться о других , а не только о самом себе . Мораль часто связывают с чувством долга .