Смерть: может ли наш последний момент быть эйфоричным? это грех
Смерть: может ли наш последний момент быть эйфоричным?
БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ ЖИЗНИ | КОММЕНТАРИИ И АНАЛИЗ
Смерть: может ли наш последний момент быть эйфоричным?
Поделиться по электронной почте
Поделиться в Твиттере
Поделиться через фейсбук
Поделиться в Linkedin
(Изображение предоставлено: Хавьер Хиршфельд / Getty Images )
Захваты смерти Людовика Альбертони (Источник: Хавьер Хиршфельд / Getty Images)
Шеймус Койл
6 февраля 2020
Из разговора
Разговор
Момент ухода, кажется, приносит покойному облегчение. Но что происходит в наших головах? В новой совместной серии с The Conversation мы отвечаем на этот вопрос.
Люди часто выглядят так, как будто они спят сразу после смерти, с нейтральным выражением лица. Но у одного из моих родственников, который испытывал сильную боль за несколько часов до его смерти и не имел доступа к медицинской помощи, было сияющее, восторженное выражение лица. На протяжении десятилетий я задавался вопросом, могут ли последние минуты жизни быть эйфорическими. Может ли смерть вызвать прилив эндорфинов, особенно в отсутствие обезболивающих? Ответил Йоран, 77 лет, Хельсингборг, Швеция.
Поэт Дилан Томас сказал несколько интересных вещей о смерти, не в последнюю очередь в одном из своих самых известных стихотворений :
А ты, отец мой, там на грустной высоте,
Проклятие, благослови меня сейчас твоими жестокими слезами, я молю.
Не уходи в эту спокойную ночь нежно.
Ярость, гнев против смерти света.
Часто считается, что жизнь до последнего ведет битву со смертью. Но возможно ли, как вы предлагаете, смириться со смертью?
Как эксперт по паллиативной помощи, я думаю, что есть процесс смерти, который происходит за две недели до того, как мы умираем. За это время люди, как правило, становятся хуже. Как правило, им трудно ходить, и они становятся более сонными - им удается бодрствовать все короче и короче. К последним дням жизни, способность глотать таблетки или потреблять продукты питания и напитки ускользают от них .
Примерно в это же время специалисты по паллиативной помощи говорят, что люди «активно умирают», и мы обычно думаем, что это означает, что им осталось жить два-три дня. Однако некоторые люди пройдут всю эту фазу в течение дня. И некоторые люди могут оставаться на пороге смерти почти неделю, прежде чем они умрут, что обычно очень печально для семей. Итак, с разными людьми происходят разные вещи, и мы не можем их предсказать.
Вам также может понравиться:
Женщина, которая заставила нас смотреть смерти в лицо
Что, если бы мы знали, когда и как мы умрем?
Почему размышления о смерти меняют ваше мышление
Настоящий момент смерти сложно расшифровать. Но пока что неопубликованное исследование моей собственной группы предполагает, что по мере того, как люди приближаются к смерти, в организме увеличивается количество химических веществ, вызывающих стресс. У людей с раком, а может быть и у других, маркеры воспаления повышаются . Это химические вещества, количество которых увеличивается, когда организм борется с инфекцией.
Вы предполагаете, что непосредственно перед смертью может быть выброс эндорфина. Но мы просто не знаем, так как никто еще не исследовал эту возможность. Однако исследование 2011 года показало, что уровень серотонина, другого химического вещества в мозге, которое, как считается, также способствует чувству счастья, утроился в мозге шести крыс, когда они умерли . Мы не можем исключить, что нечто подобное может произойти и с людьми.
Однако это интересное предположение, и технология для определения уровней эндорфина и серотонина у людей действительно существует.
Тем не менее, получить повторные пробы, особенно крови, в последние часы чьей-либо жизни сложно с точки зрения логистики. Получить финансирование для этого исследования тоже сложно. В Великобритании на исследования рака в 2015–2016 годах было выделено 580 миллионов фунтов стерлингов (756 миллионов долларов США), тогда как на исследования паллиативной помощи было выделено менее 2 миллионов фунтов стерлингов (2,6 миллиона долларов США).
Если раньше боль не была проблемой для человека, то это необычно, чтобы она стала проблемой во время процесса умирания.
Однако нет никаких доказательств того, что обезболивающие, такие как морфин, могут препятствовать выработке эндорфинов. Когда люди умирают, боль не всегда является проблемой. Мои собственные наблюдения и обсуждения с коллегами показывают, что если раньше боль не была проблемой для человека, то в процессе умирания она редко становится проблемой. Мы не знаем, почему это так - это может быть связано с эндорфинами. Опять же, никаких исследований по этому поводу еще не проводилось.
Наш мозг может помочь защитить нас от сильной боли в конце жизни (Источник: Хавьер Хиршфельд / Getty Images)
Наш мозг может помочь защитить нас от сильной боли в конце жизни (Источник: Хавьер Хиршфельд / Getty Images)
В головном мозге есть ряд процессов, которые могут помочь нам преодолеть сильную боль. Вот почему солдаты на поле боя часто не чувствуют боли, когда их внимание отвлечено . Работа Ирен Трейси из Оксфордского университета демонстрирует удивительную силу плацебо , внушения и религиозных убеждений в преодолении боли. Также может помочь медитация.
Эйфорический опыт
Но что могло вызвать эйфорию во время смерти, кроме эндорфинов? Когда тело отключается, страдает мозг. Возможно, то, как это происходит, каким-то образом влияет на то, что мы переживаем в момент смерти. Американский нейроанатом Джилл Болт-Тейлор описала в выступлении на TED, как она испытала эйфорию и даже «нирвану» во время клинической смерти, когда ее левое полушарие мозга , которое является центром логики и рационального мышления, отключилось после инсульта. .
Интересно, что даже несмотря на то, что Болт-Тейлор травмировал левую часть ее мозга, травма правой части мозга также может усилить ваше ощущение близости к высшей силе .
Я думаю, есть шанс, что у вашего родственника был глубокий духовный опыт или осознание. Я знаю, что когда умер мой дедушка, он поднял руку и палец, как будто на кого-то указывал. Мой отец, набожный католик, считает, что дед видел свою мать и мою бабушку. Он умер с улыбкой на лице, что принесло моему отцу глубокую уверенность.
Процесс умирания священен для буддистов , которые верят, что момент смерти дает большой потенциал для ума. Они рассматривают переход от жизни к смерти как самое важное событие в вашей жизни - тот момент, когда вы переносите карму из этой жизни в другие жизни.
Это не означает, что у религиозных людей обычно более радостный опыт смерти. Я был свидетелем того, как священники и монахини становились чрезвычайно тревожными по мере приближения к смерти, возможно, поглощенные беспокойством о своих моральных устоях и страхом осуждения.
В конце концов, каждая смерть индивидуальна - и вы не можете предсказать, у кого будет мирная смерть. Я думаю, что некоторые из тех, кого я видел, умерли, не получив прилив эндорфинов. Я могу вспомнить, например, нескольких молодых людей, находящихся на моем попечении, которым было трудно признать, что они умирают. У них были молодые семьи, и они так и не поселились во время умирания.
Те, кого я видел, кто, возможно, испытывал экстатический опыт к концу своей жизни, как правило, были теми, кто каким-то образом принял смерть и мирился с ее неизбежностью. Здесь может быть важна забота - исследование пациентов с раком легких, получивших раннюю паллиативную помощь, показало, что они счастливее и живут дольше .
После второй или третьей опасной для жизни инфекции она изменилась. Ощущение покоя, исходящее от нее, было ощутимым.
Я помню одну женщину, которая получала питание по венам. У нее был рак яичников, и она не могла есть. Люди, которых кормят таким образом, подвержены риску серьезных инфекций. После второй или третьей опасной для жизни инфекции она изменилась. Ощущение покоя, исходящее от нее, было ощутимым. Ей удалось ненадолго вернуться домой из больницы, и я до сих пор помню, как она говорила о красоте закатов. Эти люди всегда запоминаются мне и заставляют задуматься о собственной жизни.
В конце концов, мы очень мало знаем о том, что происходит, когда кто-то умирает. После 5000 лет медицины мы можем сказать вам, как вы умираете от утопления или сердечного приступа, но мы не знаем, как вы умираете от рака или пневмонии. Лучшее, что мы можем сделать, это описать это.
Мои исследования направлены на то, чтобы демистифицировать процесс умирания, понять основы биологии и разработать модели, предсказывающие последние недели и дни жизни. Со временем мы также сможем исследовать роль эндорфинов в последние часы жизни и действительно сможем дать окончательный ответ на ваш вопрос.
Возможно, мы переживаем самый глубокий момент в темной глубинке между жизнью и смертью. Но это не значит, что мы должны перестать бушевать против угасания света. Как сказал шведский дипломат Даг Хаммаршельд: « Не ищите смерти. Смерть найдет тебя. Но ищите дорогу, которая делает смерть свершением ».
Эта статья является частью новой серии Life's Big Questions, изданной The Conversation и публикуемой совместно с BBC Future. Он пытается ответить на насущные вопросы наших читателей о жизни, любви, смерти и Вселенной. Мы работаем с профессиональными исследователями, которые посвятили свою жизнь открытию новых взглядов на вопросы, которые формируют нашу жизнь. Если у вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ, отправьте нам электронное письмо либо в Facebook, либо в Twitter, либо по электронной почте bigquestions@theconversation.com.
Симус Койл - почетный научный сотрудник по клиническим исследованиям Ливерпульского университета.
-
Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив нам лайк на Facebook или подписавшись на нас в Twitter или Instagram .
Если вам понравился этот рассказ, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «The Essential List». Тщательно подобранная подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, которые доставляются на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ ЖИЗНИ | ЭВОЛЮЦИЯ
Что, если бы другие человеческие виды не вымерли
Поделиться по электронной почте
Поделиться в Твиттере
Поделиться через фейсбук
Поделиться в Linkedin
(Изображение предоставлено MaxiPhoto / Getty Images )
Снизилось бы или усилилось бы наше чувство собственной человечности, если бы наши вымершие кузены-гоминины все еще были рядом? (Кредит: MaxiPhoto / Getty Images)
Николас Лонгрич
11 октября 2021 г.
Из разговора
Разговор
Смогли бы мы по-прежнему видеть наше человечество таким же образом, если бы другие виды гомининов - от австралопитеков до неандертальцев - не вымерли?
Вопрос читателя: Теперь мы знаем из эволюционной науки, что человечество существовало в той или иной форме около двух миллионов лет или больше. Homo sapiens сравнительно недавно появился на рынке. Было также много других человеческих видов, с некоторыми из которых мы скрестились. Тогда возникает неизбежный вопрос - когда мы сможем претендовать на личность в долгой истории эволюции? Шимпанзе люди? Есть ли у австралопитеков загробная жизнь? Каковы последствия того, как мы думаем о правах и религии? - Энтони А. Макисак, 26 лет, Шотландия.
-
В наших мифологиях часто бывает особый момент, когда мы становимся «людьми». Ева сорвала плод Древа познания и познала добро и зло. Прометей создал людей из глины и дал им огонь. Но в современной истории происхождения, эволюции, нет определяющего момента творения. Вместо этого люди постепенно, поколение за поколением, возникли из более ранних видов.
Как и любая другая сложная адаптация - птичье крыло, китовая двуустка, наши собственные пальцы - наше человечество эволюционировало шаг за шагом, на протяжении миллионов лет. Мутации появились в нашей ДНК, распространились по населению, и наши предки постепенно стали чем-то более похожими на нас, и, наконец, появились мы.
Люди - животные, но мы не похожи на других животных . У нас сложные языки, которые позволяют нам формулировать и передавать идеи. Мы креативны: делаем искусство, музыку, инструменты. Наше воображение позволяет нам придумывать миры, которые когда-то существовали, придумывать миры, которые могут еще существовать, и изменять порядок внешнего мира в соответствии с этими мыслями. Наша социальная жизнь - это сложные сети семей, друзей и племен, связанных чувством ответственности друг перед другом. Мы также осознаем самих себя и нашу вселенную: разумность, разум, сознание, как бы вы это ни называли.
И все же различие между нами и другими животными, пожалуй, искусственное. Животные больше похожи на людей, чем мы думаем.
Современным людям предшествовало множество различных видов гомининов (Фото: Марцин Рогозински / Алами)
Современным людям предшествовало множество различных видов гомининов (Фото: Марцин Рогозински / Алами)
Особенно это касается человекообразных обезьян. У шимпанзе, например, простое жестовое и вербальное общение . Они делают грубые инструменты, даже оружие , и у разных групп есть разные наборы инструментов - разные культуры . Шимпанзе также ведут сложную социальную жизнь и сотрудничают друг с другом.
Как отметил Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» , почти все странное в Homo sapiens - эмоции, познание, язык, инструменты, общество - существует в некоторой примитивной форме у других животных. Мы разные, но менее разные, чем мы думаем.
В прошлом некоторые виды были намного больше похожи на нас, чем другие обезьяны - ардипитеки , австралопитеки , Homo erectus и неандертальцы. Homo sapiens - единственные выжившие из некогда разнообразной группы людей и человекоподобных обезьян, известных под общим названием гоминины. Это группа, которая включает около 20 известных видов и, вероятно, десятки еще неизвестных видов.
Вам также может понравиться:
Животные изменились близостью к человеку
Могут ли люди действительно уничтожить все живое на планете
Странное будущее жизни на Земле
Однако исчезновение других гомининов помогло создать впечатление огромной непреодолимой пропасти, отделяющей наш вид от остальной жизни на Земле. Но разделение было бы гораздо менее четким, если бы эти виды все еще существовали. То, что выглядит яркой и резкой разделительной линией, на самом деле является артефактом исчезновения.
Открытие этих вымерших видов теперь снова стирает эту границу и показывает, как преодолевалась дистанция между нами и другими животными - постепенно, на протяжении тысячелетий.
Наша родословная, вероятно, отделилась от шимпанзе около шести миллионов лет назад . Однако эти первые гоминины, представители человеческого рода, вряд ли могли показаться людьми. Первые несколько миллионов лет эволюция гомининов была медленной.
Некоторые из этих видов были поразительно похожи на нас своими скелетами и ДНК.
БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ ЖИЗНИ
Эта статья является частью новой серии Life's Big Questions, изданной The Conversation и публикуемой совместно с BBC Future. Он пытается ответить на насущные вопросы наших читателей о жизни, любви, смерти и Вселенной. Мы работаем с профессиональными исследователями, которые посвятили свою жизнь открытию новых взглядов на вопросы, которые формируют нашу жизнь. Если у вас есть вопрос, на который вы хотели бы получить ответ, напишите нам, отправьте нам сообщение в Facebook или Twitter или напишите по адресу bigquestions@theconversation.com.
Первым большим изменением стала прямая ходьба , которая позволила гомининам переходить из лесов в более открытые луга и кустарники. Но если они ходили, как мы, ничто другое не предполагает, что первые гоминины были людьми более человечными, чем шимпанзе или гориллы. У ардипитека , самого раннего известного гоминина, был мозг, который был немного меньше, чем у шимпанзе , и нет никаких свидетельств того, что они использовали инструменты.
В следующий миллион лет появился австралопитек. У австралопитека был мозг немного больше - больше, чем у шимпанзе, но все же меньше, чем у гориллы. Он изготавливал немного более сложные инструменты, чем шимпанзе, используя острые камни для разделки животных .
Затем появился Homo habilis . Впервые размер мозга гомининов превысил размер мозга других обезьян . Инструменты - каменные отщепы, отбойные молотки, «чопперы» - стали намного сложнее . После этого, около двух миллионов лет назад, человеческая эволюция ускорилась по причинам, которые нам еще предстоит понять.
В этот момент появился Homo erectus . Эректус был выше, больше походил на нас ростом и имел большой мозг - в несколько раз больше, чем мозг шимпанзе, и до двух третей нашего. Они изготавливали сложные инструменты , такие как каменные топоры. Это был крупный технологический прорыв. Для создания ручных топоров требовались навыки и планирование, и вас, вероятно, нужно было научить их делать. Возможно, это был метатул, который использовался для изготовления других инструментов , таких как копья и палки для копания.
Как и у нас, у Homo erectus были маленькие зубы . Это предполагает переход от растительной диеты к употреблению большего количества мяса, вероятно, добытого на охоте.
Здесь наша эволюция, кажется, ускоряется. Из большемозговых Erectus вскоре произошли виды с еще большим мозгом. Эти высокоинтеллектуальные гоминины распространились по Африке и Евразии, эволюционировав в неандертальцев , денисовцев , Homo rhodesiensis и архаичных Homo sapiens . Технологии стали намного более развитыми - появились копья с каменными наконечниками и разжигание огня . Объекты без четкой функциональности, такие как украшения и искусство , также появились за последние полмиллиона лет.
Некоторые из этих видов были поразительно похожи на нас своими скелетами и ДНК .
Homo neanderthalensis, неандертальцы, обладали мозгом, приближающимся к нашему по размеру, и со временем развили мозг еще большего размера, пока последние неандертальцы не обрели черепные способности, сопоставимые с мозгом современного человека . Они могли думать о себе, даже говорить о себе как о людях.
Археологические данные неандертальцев фиксируют уникальное человеческое поведение , предполагая, что разум похож на наш. Неандертальцы были умелыми и разносторонними охотниками , эксплуатировавшими все, от кроликов до носорогов и шерстистых мамонтов. Они изготавливали сложные инструменты, такие как метательные копья с каменными наконечниками . Они изготавливали украшения из ракушек , зубов животных и когтей орла , а также создавали наскальные рисунки . И уши неандертальцев, как и наши, были приспособлены к восприятию тонкостей речи . Мы знаем, что они хоронили своих мертвецов и, вероятно, оплакивали их.
Мы так многого не знаем о неандертальцах, и никогда не узнаем. Но если бы они были так похожи на нас своими скелетами и своим поведением, разумно предположить, что они могли быть такими же, как мы, в других отношениях, которые не оставят записи, - что они пели и танцевали, что они боялись духов и поклонялись богам, что они интересовались звездами, рассказывали истории, смеялись с друзьями и любили своих детей. ( Узнайте больше о тайной жизни неандертальских детей .)
В той мере, в какой неандертальцы были похожи на нас, они, должно быть, были способны на поступки великой доброты и сочувствия, но также были способны на жестокость, насилие и обман.
Многие археологи теперь считают, что неандертальцы не так уж сильно отличались от нашего собственного вида (Фото: Джо МакНалли / Getty Images)
Многие археологи теперь считают, что неандертальцы не так уж сильно отличались от нашего собственного вида (Фото: Джо МакНалли / Getty Images)
Гораздо меньше известно о других видах, таких как денисовцы, Homo rhodesiensis и вымершие sapiens, но по их большому мозгу и человеческим черепам разумно предположить, что они также были очень похожи на нас.
Я признаю, что это звучит умозрительно, но для одной детали. ДНК неандертальцев, денисовцев и других гомининов обнаружена у нас. Мы познакомились с ними, и у нас родились дети . ( Читайте больше об этих сексуальных связях на BBC Future .) Это многое говорит о том, какими людьми они были.
Не исключено, что Homo sapiens взял в плен женщин-неандертальцев или наоборот. Но для того, чтобы гены неандертальцев вошли в нашу популяцию, мы должны были не только спариваться, но и успешно воспитывать детей, которые выросли, чтобы вырастить собственных детей. Это более вероятно, если эти пары возникли в результате добровольных смешанных браков. Смешение генов также требовало, чтобы их гибридные потомки были приняты в свои группы - чтобы их считали полностью людьми.
Я утверждаю, что эти аргументы справедливы не только для неандертальцев, но и для других видов, с которыми мы скрещивались, включая денисовцев и неизвестных гомининов в Африке . Это не означает, что встречи между нашими видами были беспристрастными или полностью мирными. Вполне возможно, что наш собственный вид мог быть ответственным за вымирание этих народов . Но, должно быть, были времена, когда мы игнорировали наши различия, чтобы найти общее человечество.
Наконец, это говорит о том, что, хотя мы заменили этих других гомининов, на это потребовалось время. Вымирание неандертальцев, денисовцев и других видов заняло сотни тысяч лет . Если бы неандертальцы и денисовцы были на самом деле просто глупыми, хрюкающими животными, лишенными языка или сложной мысли, было бы невозможно, чтобы они так долго сдерживали современных людей.
Почему, если они были так похожи на нас, мы заменили их? Неясно, что говорит о том, что разница заключалась в том, что не оставляет четких следов на окаменелостях или каменных орудиях. Возможно, искра творчества - умение говорить, умение обращаться с инструментами, социальные навыки - дала нам преимущество. Какой бы ни была разница, она была незаметной, иначе нам не потребовалось бы так много времени, чтобы победить.
До сих пор я уклонялся от важного вопроса, и, возможно, самого важного. Обсуждать, как эволюционировало наше человечество, - это хорошо, но что вообще такое человечество? Как мы можем изучить и распознать его, не определяя его?
Большинство людей склонны думать, что продавать, готовить или есть корову - это нормально, но не поступать так с мясником.
Люди склонны предполагать, что есть что-то, что принципиально отличает нас от других животных. Большинство людей, например, склонны думать, что продавать, готовить или есть корову - это нормально, но не делать то же самое с мясником. Это было бы бесчеловечно. Как общество, мы терпимо выставляем шимпанзе и горилл в клетках, но нам было бы неудобно делать это друг с другом. Точно так же мы можем пойти в магазин и купить щенка или котенка, но не младенца.
Правила для нас и для них разные. По сути, мы видим себя находящимися в ином моральном и духовном плане. Мы могли бы похоронить своего мертвого питомца, но мы не ожидали бы, что призрак собаки будет преследовать нас или найти кошку, ждущую на Небесах. И все же трудно найти доказательства такого фундаментального различия.
Слово «человечность» подразумевает заботу и сострадание друг к другу, но, возможно, это качество млекопитающих, а не человека. Мать-кошка заботится о своих котятах, а собака любит своего хозяина, возможно, больше, чем любой человек. Косатки и слоны образуют семейные узы на всю жизнь. Похоже, косатки оплакивают своих мертвых телят , а слоны посещают останки своих мертвых товарищей. Эмоциональная жизнь и отношения не уникальны для нас.
Возможно, нас отличает осознанность. Но собаки и кошки определенно знают о нас - они узнают нас как индивидуумов, как мы узнаем их. Они понимают нас достаточно хорошо, чтобы знать, как заставить нас накормить их или выпустить за дверь, или даже когда у нас был плохой день и нам нужна была компания. Если это не осознание, то что?
Мы можем указать на то, что наш большой мозг отделяет нас друг от друга, но делает ли это нас людьми? У дельфинов-афалин мозг несколько больше, чем у нас. Мозг слона в три раза больше нашего, у косаток - в четыре раза, а у кашалотов - в пять раз. Размер мозга также варьируется у людей. Что-то другое, кроме размера мозга, должно сделать нас людьми. Или, может быть, в умах других животных, включая вымерших гомининов, происходит нечто большее, чем мы думаем.
Мы могли бы определить человечество с точки зрения высших когнитивных способностей, таких как искусство, математика, музыка, язык. Это создает любопытную проблему, потому что люди различаются по тому, насколько хорошо мы все это делаем. Я менее литературный, чем Джейн Остин, менее музыкальный, чем Тейлор Свифт, менее красноречивый, чем Мартин Лютер Кинг. В этом отношении я менее человек, чем они?
Человечество стало думать, что между нашим собственным видом и другими животными существует огромная пропасть (Фото: Хорхе Санс / Getty Images)
Человечество стало думать, что между нашим собственным видом и другими животными существует огромная пропасть (Фото: Хорхе Санс / Getty Images)
Если мы даже не можем определить это, как мы можем на самом деле сказать, где это начинается и где заканчивается - или что мы уникальны? Почему мы настаиваем на том, чтобы относиться к другим видам как к низшим по своей природе, если мы не совсем уверены, что делает нас нами?
Мы также не обязательно являемся логической конечной точкой человеческой эволюции. Мы были одним из многих видов гомининов, и да, мы победили. Но можно представить себе другой эволюционный курс, иную последовательность мутаций и исторических событий, которые приведут к тому, что неандертальские археологи будут изучать наши странные, похожие на пузыри черепа, задаваясь вопросом, насколько мы были людьми.
Природа эволюции означает, что живые существа не вписываются в четкие категории. Виды постепенно переходят от одного к другому, и каждый особь в одном виде немного отличается, что делает возможными эволюционные изменения. Но это затрудняет определение человечества.
Мы оба непохожи на других животных из-за естественного отбора, но похожи на них из-за общего происхождения - одинаковые, но разные. И мы, люди, похожи и непохожи друг на друга, объединены общим происхождением с другими Homo sapiens, разными из-за эволюции и уникальной комбинации генов, которые мы наследуем от наших семей или даже от других видов, таких как неандертальцы и денисовцы.
Трудно классифицировать живые существа по строгим категориям, потому что эволюция постоянно меняет вещи, создавая разнообразие видов и разнообразие внутри видов.
И какое это разнообразие.
Правда, в некотором смысле наш вид не так уж и разнообразен. Homo sapiens демонстрирует меньшее генетическое разнообразие, чем ваш средний штамм бактерий, наши тела менее изменчивы по форме, чем губки, розы или дубы. Но в нашем поведении человечество очень разнообразно. Мы охотники, фермеры, математики, солдаты, исследователи, плотники, преступники, художники. Есть так много разных способов быть человеком, так много разных аспектов человеческого состояния, и каждый из нас должен определить и открыть, что значит быть человеком. По иронии судьбы, эта неспособность дать определение человечности является одной из наших самых человеческих характеристик.
* Николас Лонгрич - старший преподаватель палеонтологии и эволюционной биологии в Университете Бата.
-
Эта статья изначально появилась в The Conversation и переиздается по лицензии Creative Commons.
[5]. Текст взят из Википедии.