все знаки отличия, и возвращался тем же распорядком, поцеловав руки прелату, водящему службу " [19. Р. 577] Такая помпезность была принята лишь на похоронах правителей и принцев крови; это были редкие почести, которых, естественно, заслужил Большой коннетабль. Рис. 3 Ален Шартьев " Истории короля Карла vii " [15] оставил любопытное отображение похорон этого монарха. Приведем из текста некотороеколичество отрывков. " В среду, 5-ый день августа( 1460 г), в 10 часов вечера, тело короля Карла привезли в Париж, присутствовало же оно вне стенок городка, в церкви Богоматери-на-Полях, где покоилось до последующего дня, когда перенесли его в храм Парижской Богоматери. За 4 угла покров держали 4 советчика парламента, одетые в пунцовые мантии, и еще некотороеколичество советчиков парламента, в одеяниях красного цвета, поддерживали покров. Вслед же за ними тело под балдахином из милый ткани несли 20 6 членов гильдии соленосов, 43 следовали монсеньор барон Орлеанский, монсеньор граф Ангулемский, монсеньор д’Э и граф де Дюнуа, все четыре — верхом и в траурных одеждах. Далее двигалась повозка, на которой тело везли от Меёна до Парижа; она была покрыта черным бархатом, со всех сторон — впереди, сзаду и по бокам — отмечена огромным белоснежным крестом из бархата. В тележку впряжено 5 лошадок под накидками из рытого темного бархата, ниспадающими до земли, и видимы были у тех лошадок только глаза. За телегой ехали 6 пажей в черном бархате и темных же капюшонах верхом на 6 лошадях в попонах из темного бархата ". Открывал путешествие архиерей, который провел службу в храме Парижской Богоматери и в Сен-Дени, капитулы храма Парижской богоматери и Сеит-Шапель; дальше — приходское духовенство, представители Парижского института во голове с ректором, Счетной палаты, докладчики прошений, парижский прево, двор Шатле и, вконцеконцов, бюргеры и люд, " любой по собственному рангу ", нищенствующие ордена и верующие общины. За телом следовали слуги царского дома и масса мещан. " И было там две сотки факелов ценой в 4 сотки фунтов, какие несли две сотки человек в черном. Впереди всех несли колокольчики, собранные по всему Парижу, и несли их люди в черном. 44 В храм Парижской Богоматери, в два слоя обтянутый полотном цвета мореходный волны, усеянным лилиями, привнесли тело и положили среди хора ". На последующий день тело переносили в Сеи-Дени; дойдя до Круа-о-фьен( меж Шапель-Сен-Дени и базарной площадью Ланди), носильщики не захотели идти далее, требуя 10 парижских ливров зато, что они сходят в Сен-Дени. Пока велся спор, тело " очень длительное время присутствовало на дороге ". Наконец соленосы получили желаемые 10 ливров и донесли гроб до середины хора церкви аббатства; было уже 8 часов вечера. " Слуги же короля несли балдахин из милый материи, — балдахин был на восьми копьях, и по дороге из Парижа в местечке Круа-о-фьен 8 клириков из Сен-Дени в богатом облачении возжелали идти балдахин над покойным владыкой до Сен-Дени; но им было в этом отказано обер-шталмейстером, который произнес: не доверяет идти балдахин над телом по полю, но лишь по городку. И когда донесли тело до ворот городка, изготовлена была приостановка и прочитано некотороеколичество подходящих молитв. И тогда вручили текущий балдахин восьми клирикам... " В этот же пир отслужили вечерню, а на последующее утро — мессу в пребывании самого добропорядочного сообщества. " И после мессы был повелитель погребен в часовне деда, меж дедом и папой короля, и был хор церкви полностью обтянут понизу черным бархатом, как и часовня среди хора, под сенью коей лежал повелитель; наверху на часовне, было столько свеч, насколько разрешено было определить. Лежал повелитель во целый рост в свинцовом гробу, вложенном в древесный. Лежало тело короля на подстилке из 2-ух слоев узкой льняной ткани и накрыто покровом. Облачено тело в тунику и мантию белого бархата с лилиями, подбитую горностаем, в одну руку был вложен скипетр, в иную — жезл правосудия, на голове, покоившейся на бархатной подушке, — венец. После погребения появилось большое пререкание меж обер-шталмейстером короля и клириками Сен-Дени, предлогом спора был покров, которым накрыли тело: ибо шталмейстеры разговаривали, что покров принадлежит им, клирики же возражали. Тогда брали покров монсеньор де Дюнуа и монсеньор канцлер Франции. И было, вконцеконцов, решено, что этот покров — из очень ценный милый материи — остается в церкви. Рис. 4 По завершении заупокойной мольбы, прочитанной Тома де Курселем, медиком богословия, было возглашено: ”Да воспримет Господь душу победоносного короля Карла“. И дальше: ”Да здравствует повелитель Людовик“. И кинули тогда привратники и остальные сеньоры своя жезлы в отверстую могилу короля. Свершив все это, направились в трапезную аббата церкви, где свершилась праздничная еда, доступная всем желающим. В час окончания трапезы, после благодарственных молитв, монсеньор де Дюнуа шумно сказал, что он и остальные царские слуги лишились собственного владельца, и сейчас задумывается любой, как ему быть далее. На это ответом были звучные сетования, и тогда царские пажи зарыдали ". За церемонней похорон государей, как и личных лиц, традиционно следовала еда; этот обычай восходил к глубочайшей древности. Когда тело короля опускали в могилу, все служившие ему, какую бы обязанность ни занимали, лишались собственный пост и в символ отрешения от должности кидали в могилу жезлы, знаки начальствования. Полностью сохранилось тщательное отображение церемоний, происходивших в 1481 г. в Анже при погребении тела и сердца Рене Анжуйского, короля Сицилии [79. Т. 1. Р. 126-132]. Герцогиня, его супруга, велела перевезти тело жена из Экс-ан-Прованс в Анже. Тело, доставленное ночкой, было помещено в церкви Сен-Ло недалеко от городка. После мессы сутра последующего дня каноники распорядились вынести гроб в зал капитула и констатировали достоверность находящегося в нем тела, для что был раскрыт древесный гроб и отчасти распаяна свинцовая оболочка. В Анже узнали о прибытии тела лишь по получении грамоты Людовика xi, предписывавшего любому домохозяину тронуться в кафедральный храм, чтоб находиться при чтении этого послания. После такого как обращение было прочитано, в городке звонили все колокола в движение часа, и в это время шло дискуссия, как хоронить короля Сицилии; все аббаты Анжу были оповещены о дне церемонии, назначенной на 9 октября в Главной церкви аббатства Миноритов в Анже. Рис. 5 В центре хора данной церкви поставили " пылающую часовню ", которая " была прекрасна, с 4-мя перекрестьями и шестнадцатью двойными анжуйскими крестами на всех четвертях; и завершалась высочайшей древесной колокольней, на которой стояло распятие. Сверху, снизу и по бокам часовня была обтянута узким черным полотном и имела 4 перекрестия с огромным ангелом любое. Ангел держал герб и украшенный короной царский щит. На часовне находилось тысяча двести двухфунтовых свеч, в 4 углах, около тела, —четыре огромных подсвечника с 4-мя 9 фунтовыми свечками; на огромном алтаре — 10 свеч по 5 фунтов любая, и на каждом из всех алтарей церкви — только 20 8 — известно по две свечки по фунту любая. Помимо этого, все алтари были покрыты сверху донизу напрестольными пеленами темными, с изображением гербового щита сеньора с крестом иерусалимским — крюковым серебряным ". Церковь внутри была обтянута траурной лентой из узкого темного полотна, покрытой гербовыми щитами с царским знаком, при каждом — пылающий факел. Королевский склеп был раскрыт, звонили все колокола. В полдень, когда кортеж оказался у церкви Сен-Ло, каноники церкви подняли тело, " которое находилось у дверей церкви, — на носилках под галереей; по краю носилок шли подкладки, внутри — свинцовая рака, где покоилось тело; поверх раки — широкая доска, изготовленная по размеру, покрытая малиновой милый тканью, ниспадающей до земли; покров этот окаймлял темный вельвет с изображением шикарных царских гербовых щитов с короной. Поверх покрова поместили изваяние сударя в царском одеянии из темно-малинового бархата, подбитого горностаем; на голове — венец, в правой руке — скипетр, покрытый узким слоем золота, в левой руке — сила, украшенная небольшим крестом, также вся позолоченная; шоссы, ботинки, на руках — перчатки, — все, что надлежало перемещать королям. На выходе из хора находился балдахин из темного бархата с темными столбиками и бахромой, с 10 темными яблоками. Шесть каноников Главной церкви над покойным и его статуей держали балдахин, который донесли до площади меж замком и церковью Сен-Ло, именуемой " Ристалище ", где ожидали представители института и приняли его последующим образом: по установленному порядку 6 медиков гражданского и канонического права брали балдахин, 20 же лиценциатов, — прекрасных юных людей в черном, — понесли тело. Ректор института возглавлял процессию, поддерживая покров из милый материи, доктора как гражданского и канонического права, так и богословия, окружив гроб и поддерживая покров со всех сторон, пронесли его по одной из самых огромных улиц городка до середины хора Главной церкви и поставили под " пылающую часовню ". За ними следовали все верующие братства; дальше — коллегии, пятнадцать бедняков в черном, любой из которых нес факел; дальше служители и капелланы церквей Сен-Ло и Главной церкви. За ними вслед — аббаты, власть Анже и судейские. Сердце короля в серебряной коробочке вложили в раку. Доставив тело короля в храм, все направились молиться по приходским церквам, братствам и часовням. Рис. 6 На последующий день после мессы начали к погребению; 8 самых высокопоставленных лиц из присутствующих опустили тело в землю; сердечко епископ обязан был, соблюдая торжественность ритуала, вместить в часовню Сен-Бернарден, где отслужили такую же службу, как и при погребении. Похороны барона Бургундского Карла Смелого, как и вся жизнь этого монарха, были некотороеколичество странны. Тело барона, которое после боя при Нанси 7 января 1476 г. его паж и его доктор отыскали без одежды, доставили в град, " где оное было и омыто, и очищено, и убрано, положили в отлично прикрытую комнату обтянутую черным бархатом, куда не проникал и луч света. Тело возложили на стол, облачив в полотняные одежды от шеи до йог, под голову положили подушку темного бархата, а на тело — покров темного бархата. На любой угол покрова( cornets) 45 поставили по большущий свече, а в йогах — крест и святую воду. В таком облике покойного увидел сеньор мой Лотарингский, 46 облаченный в печаль и с большущий милый бородой, доходившей до пояса, на манер старых героев и в символ победы, одержанной им над оным. При входе барон Лотарингский сказал, возложив одну руку на покров: ”Да воспримет Господь вашу душу много принесли вы нам зла и горестей“. После этого святой водой окропил тело Карла Смелого, повелел благородно и с почетом захоронить его в могиле и прочесть над ним очень изрядную мольбу... " [52] Важным атрибутом похорон был покров( drop). Вероятно, до xiv в. гробовым покровом был кусочек ткани, которым закрывали боковые стороны раки или гроба. Позже покровы стали шить из раскроенной ткани, чтоб закрывать гроб полностью, как следовательно на рис. 1, копирующем миниатюру из рукописи xv в., изображающую погребальную процессию Цезаря. В xv и xvi вв. на гробовом покрове было принято владеть изваяние щитов с знаком покойного. Если погибшим был большой феодал, обладавший несколькими доменами, на покрове помещали и гербы всех его фьефов. Кроме такого, на покров нашивали крест, традиционно белого цвета, а в центре креста располагали знаки сана покойного( рис. 2). В xiv в. для покрова хватали ткани цветов знака покойного. Лишь в xvi в. краска гробовых покровов делается постоянно черно-белым. В неких церквах сохранились такие покровы. они вбольшейстепени темного цвета с белоснежным крестом, который с обеих сторон — в поперечной доли — пересекают продольные белоснежные полосы( рис. 3), приходившиеся на сгиб покрова. Иногда по концам белого креста расположены малые кресты темного цвета. На рис. 4 представлена кладбищенская часовня xv в. в Авиоте( департамент Мёз). На рис. 5 надгробие истока xiv в. сеньора Мотфелона Тибо, его супруги Беатрисы де Дре, их сына и невестки. На рис. 6 надгробие епископа xv в. в Лиможском храме, с южной стороны хора. Примечания: 1 foucart В. Viollet-le-duc, cent ans aprè S// viollet-le-duc [catalogue de l’exposition vies galleries nationales du grand palais, iv fé Vrier — 5 mai 1980, ] paris: editions de la reunion des musé Es nationaux. 1980. 2 Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре/ Перев. А. А. Сапожниковой под ред. А. Г. Габричевского. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры. 1937-1938, 2 тома. 3 grodecki l. Violle-le-duc eugè Ne emmauel 1814-1879// encyclopaedia universalis. Paris, 1988. Vol. 17. 4 grodecki l. Violle-le-duc... 7 Приписывается Жозефу де Местру, Наполеону, князю де Линю и иным( прим. ред.). 8 Королевский приказ об изгнании или заточении без суда и следствия( прим. ред.). 9 Следует учесть, что данные строчки писались Виолле-ле-Дюком более ста лет обратно, во время, когда сообщество во Франции переживало последствия поражения во франко-прусской борьбе и соц конфликтов, благодарячему к современному лозунгу очень правых сил( Национальный фронт Ле Пена) они дела не имеют( прим. ред.). 10 Будущего Вильгельма Завоевателя, короля Англии( прим. ред.). 11 Сборник юридических документов Иерусалимского царства( прим. ред.). 12 Существовал обычай садиться за стол парами, а времяотвремени и имеется из одной тарелки( прим. авт.). 13 Возлюбленная Пьера Абеляра( 1079 — 1142), французского богослова, философа и поэта( прим. ред.). 14 Видимо, стиль идет об осаде Парижа пруссаками во время борьбы 1870-1871 гг.( прим. ред.). 15 Жена дофина Людовика, грядущего Людовика xi( прим. ред.). 16 Клюнийская перестройка преображения, проведенные папами по предписанию бенедиктинского монастыря Клюни в x xi вв., какие содействовали усилению церкви, избавлению ее из-под власти светских государей, в т. ч. германского правителя. Реформа привела к творению новейших монастырей и концентрации в их руках больших земляных владений( прим. ред.). 17 Цистерцианское перемещение( от лат. наименования села Сито около Дижона cistercium); цистерцианцы члены одноименного нищенствующего монашеского ордена. Орден был популярен собственным серьезным уставом и воспользовался воздействием в Европе xii — xiii вв., владея большими земляными владениями( прим. ред.). 18 Выгороженные коврами комнаты( прим. ред.). 19 Закрытые постели с балдахином, спинкой и занавесками. Вообще этим термином позднее обозначался набор предметов для сна( прим. ред.). 20 Мебель в форме этажерки, с полками, расположенными ступеньками, спинкой и нередко с навесом; предназначалась для сохранения посуды из драгоценных металлов, служащей в главном для декорации интерьера( рис. 7). Число " ступеней " дрессуара зависело от знатности его хозяина. Дрессуар ставился традиционно у стенки( прим. ред.) 21 Шкафчик для сосудов с вином, со спинкой и полкой, покрытой скатертью, проектный для разлива причина на пробу. Креденца объект обстановки дома аристократа, бюргеры не имели права воспользоваться таковой мебелью( прим. ред.). 22 Северная Франция. Построен в 1225 — 1240 гг. Отреставрирован Виолле-ле-Дюком( прим. ред.). 23 Почетное кресло( или кресло владельца chaise), имеющее родное постоянное( почетное) пространство в зале замка; этот тип сидений Виолле-ле-Дюк различает от обыденных стульев и скамеек( прим. ред.). 24 Широко распространено мировоззрение, что в те эпохи мода на одежду не менялась так скоро, как сейчас. Однако довольно ознакомиться с миниатюрами из рукописей xiv в., чтоб удостовериться, что за очень непродолжительное время мода изменялась достаточно серьезно( прим. авт.). 25 Буфет по Виолле-ле-Дюку комплекс мебели, которую ставят в центре зала для пиров, состоящий из полок для бесценной посуды, пряностей и сладостей и сервировочных столов, на которых разделываются и раскладываются на блюда кушанья. Буфетом втомжедухе называлась комната для сохранения столовых принадлежностей( прим. ред.). 26 С 1346 по 1425 г. Франция непрерывно терпела поражения в Столетней борьбе, аза временную стабилизацию при Карле v( 1360 1380) довелось дать британскому королю важную местность. Тяжесть этого поражения легла на французское дворянство в большей ступени, чем на городка; французские рыцари лишались финансы со собственных ленов, дворянские роды разорялись, лишаясь собственных " кормильцев ", погибших в бою( прим. ред.). 27 Носильщики с подбитой войлоком подушкой, которая кладется под груз на голову или плечи( прим. авт.). 28 Спать ложились голыми; возможно, слуги имели обыкновение тушить свечу, набрасывая на нее рубашку( прим. авт.). 29 Дворец епископа Бове( прим. авт.). 30 Речь идет о " chappellerie " цветочных венках, какие надевали на головы пирующих( прим. авт.). 31 Соль клали в кусочки умышленно испеченного пища, вырезанные в форме ковша salliè Res en pain( прим. авт.). 32 Каждому сотрапезнику мясо подавалось на траншуарах( tranchoirs) на кусках черствого пища, испеченного умышленно для этого. Стольники, нарезавшие мясо, любой кусочек укладывали на траншуары, лежащие на блюде; их подавали пирующим, какие и избирали кусочек по собственному вкусу; мясо на траншуаре клали перед посетителем на скатерть или( у вельмож) на серебряную тарелку. Каждый резал мясо на хлебе, чтоб не разрушить скатерть и не чесать ножом по тарелке. В домах незнатных людей ели без вилок и ножа, руками. Суп, похлебку подавали в мисках или глубочайших тарелках по одной на 2-ух сотрапезников; отсюда представление " #224; Pot et #224; Cuiller "( " с горшком и ложкой "), означающее близость с кем-либо. Обычай имеется вдвоем из одной миски и одной ложкой просуществовал до xvii в., но уже в xiv в. во время шикарных трапез миска с супом времяотвремени ставилась перед каждым пирующим( прим. авт.). 33 Цедилки( couloueres) сосуды с отверстиями, вроде наших дуршлагов; возможно, цедилки ставились на ведра, и когда в них кидали останки жесткой и жидкой еды, то жидкость стекала в ведра, а прочее оставалось( прим. авт.). 34 Сосуды для объедков, какие отдавали скудным. В домах вельмож вместо объедков в конце трапезы собирали для бедняков монеты в большущий серебряный корабль( рис. 3): " И после него( хлебодара) получился чашник с серебряным кораблем в руках, служившим для сбора милостыни; внутри серебряного корабля серебряные же траншуары и небольшая солонка, и иной небольшой корабль, с серебряной мачтой и единорогом, которым хватали пробу мяса для сударя... " [60]( прим. авт.). 35 Свадебная еда, устраиваемая родителями новобрачных( прим. авт.). 36 Вероятно, имеются в виду циновки из новых и ароматических травок, какие клали на пол вместо разбрасывания травки, распространенного в xii и xiii вв.( прим. авт.). 37 Мех, сшитый из спинок и брюшек серой белки, т. е. из серых и белоснежных кусочков( прим. ред.). 38 Король Хильперик высылал послов к королю вестготов Леовигильду, за сына которого Реккареда он намеревался предоставить свою дочь Ригунту( прим. ред.). 39 В гробницах Хii и Хiii вв. найдено немало таковых нелакированных сосудов из легкой глины( прим. авт.). 40 Л. Делиль [24] цитирует в связи с этим фрагмент из " Жития св. Мартина " Сульпиция Севера: " Так же, как ежели бы где-то в микрорайоне был испорченный старый церковь, сосновые деревья, возвышаясь, указывали пространство, где нетакдавно было святилище "( прим. авт.). 41 " Пылающая часовня "( chapelle ardente) временное здание внутри церкви для помещения гроба с телом покойного, традиционно короля или высокопоставленного лица, до погребения. Богато украшалась и освещалась огромным числом свеч и факелов, за что и получила родное заглавие. Известна с раннего средневековья( прим. ред.). 42 Такие изображения мертвецов распространились с Хii в.; их оставляли в церкви и помещали на каше-нибудь видимое пространство. Во эпохи Дю Брёля в храме Парижской Богоматери было некотороеколичество схожих изображений. Этот обычай существовал еще в xvi в.: на носилках, покрытых золотым сукном, " находилось изваяние покойного короля Карла( viii), облаченное в красивые царские одеяния, с короной на голове " и т. д. [52]( прим. авт.). 43 Соленосы( hanouars или henouards) привилегированный цех парижских купцов солью, одной из их привилегий было перемещение гроба короля( прим. ред.). 44 В неких провинциях Франции до сих пор спереди похоронных процессий идут люди, какие звонят( с промежутками) в колокольчики( прим. авт.). 45 Углы покрова назывались " cornets "( рожки) вследствии складок в облике конуса или рога, какие образовывались при сгибе( прим. авт.). 46 Герцог Лотарингский Рене ii, внук короля Сицилийского Рене( ум. 1508 г.), разбил Карла в бою за два дня до описанных событий( прим. авт.).'
})
$('#eg5').addCaption({
fx: 'pushup',
caption: 'title'
})
$('#eg6').addCaption({ // caption from figure element's figcaption element
fx: 'flipopen'
})
$('#eg7').addCaption({
fx: 'flipreveal'
})
})