Торговля афганскими наркотиками, снабжающая российский рынок, разжигала конфликты, коррупцию и нестабильность в регионе, оказывала финансовую поддержку террористическим организациям и привела к разрушительной наркомании и эпидемии ВИЧ в России. Как можно выиграть эту битву? Хотя укрепление сотрудничества со своими центральноазиатскими соседями будет иметь решающее значение для пресечения потока наркотиков, России необходимо дополнить правоохранительные органы более мягким подходом к спросу на торговлю наркотиками внутри страны.
«Афганская наркоугроза - одна из самых серьезных проблем для национальной безопасности России», - сказал 26 ноября 2019 года Алексей Рогов, заместитель директора Департамента новых вызовов и угроз Министерства иностранных дел России. Таким образом, он эффективно охватил хроническую проблему наркотиков в России с тех пор. распад СССР. На Россию приходится пятая часть мирового рынка опиума, оцениваемого в 65 миллиардов долларов, и она является крупнейшим потребителем героина в мире, и весь он идет из Афганистана через Центральную Азию.
Торговля афганскими наркотиками, снабжающая российский рынок, разжигала конфликты, коррупцию и нестабильность в регионе, оказывала финансовую поддержку террористическим организациям и привела к разрушительной наркомании и эпидемии ВИЧ в России. В России от четырех до шести миллионов наркоманов, а уровень смертности от наркотиков составляет 10,2 на 100 000 человек. Это намного превосходит показатели своих европейских соседей. В Великобритании, несмотря на то, что она является крупнейшим потребителем кокаина в Европе, уровень смертности от наркотиков составляет 3,7 на 100 000 человек. Неудивительно, что Россия считает торговлю наркотиками серьезной угрозой национальной безопасности, когда ежегодно умирает около 30 000 человек.
Незаконный оборот наркотиков - сложная проблема, с которой необходимо бороться на нескольких фронтах. Политика России по борьбе с наркотиками должна включать более широкую концепцию безопасности, которая включает не только угрозу национальной безопасности, но также человеческую и социальную угрозу наркотиков. Важное значение имеет интенсивное сотрудничество с Центральной Азией и Афганистаном в рамках ШОС и ОДКБ, равно как и строгая охрана границ и правоохранительные органы. Тем не менее, эта политика нетерпимости в отношении предложения в торговле наркотиками должна быть дополнена более мягким подходом в отношении спроса внутри страны. Зацикливаться на социальных и экономических последствиях употребления наркотиков было бы трюизмом, и Россия полностью заинтересована в уменьшении влияния незаконного оборота наркотиков на здоровье и безопасность своего населения. В настоящий момент разработка более жесткой социальной политики кажется более осуществимой, чем устранение системных причин торговли наркотиками в Центральной Азии. Последнее потребует прочной долгосрочной стратегии, выходящей за рамки операций по борьбе с наркотиками и пограничного контроля. Россия должна активизировать борьбу как дома, так и за рубежом.
Торговля афганскими наркотиками, снабжающая российский рынок, разжигала конфликты, коррупцию и нестабильность в регионе, оказывала финансовую поддержку террористическим организациям и привела к разрушительной наркомании и эпидемии ВИЧ в России. Как можно выиграть эту битву? Хотя укрепление сотрудничества со своими центральноазиатскими соседями будет иметь решающее значение для пресечения потока наркотиков, России необходимо дополнить правоохранительные органы более мягким подходом к спросу в торговле наркотиками внутри страны.
«Афганская наркоугроза - одна из самых серьезных проблем для национальной безопасности России», - сказал 26 ноября 2019 года Алексей Рогов, заместитель директора Департамента новых вызовов и угроз Министерства иностранных дел России. Таким образом, он эффективно охватил хроническую проблему наркотиков в России с тех пор. распад СССР. На Россию приходится пятая часть мирового рынка опиума, оцениваемого в 65 миллиардов долларов, и она является крупнейшим потребителем героина в мире, и весь он идет из Афганистана через Центральную Азию.
Торговля афганскими наркотиками на российском рынке разжигает конфликт, corruption, и нестабильность в регионе, оказали финансовую поддержку террористическим организациям и привели к разрушительной эпидемии наркомании и ВИЧ в России. В России от четырех до шести миллионов наркоманов, а уровень смертности от наркотиков составляет 10,2 на 100 000 человек. Это намного превосходит показатели своих европейских соседей. В Великобритании, несмотря на то, что она является крупнейшим потребителем кокаина в Европе, уровень смертности от наркотиков составляет 3,7 на 100 000 человек. Неудивительно, что Россия считает торговлю наркотиками серьезной угрозой национальной безопасности, когда ежегодно умирает около 30 000 человек.
Как можно выиграть эту битву? Слова Алексея Рогова прекрасно иллюстрируют сильно секьюритизированный подход России к проблеме. Ответ России был сосредоточен в первую очередь на аспектах безопасности торговли наркотиками, таких как полицейская деятельность и пограничный контроль. Хотя региональное сотрудничество имеет решающее значение для пресечения потока наркотиков, инициативы между Россией и ее центральноазиатскими соседями носят краткосрочный характер и плохо координируются. Антинаркотический потенциал региональных организаций может быть дополнительно использован, равно как и сотрудничество с ЕС, на который также влияет афганская торговля наркотиками. В домашних условиях высокая смертность объясняется драконовским законодательством о потреблении наркотиков и отсутствием комплексной наркополитики. В условиях роста смертности, связанной с наркотиками, следующим логическим шагом является дополнение правоохранительных и региональных инициатив более мягким подходом в домашних условиях.
Угроза национальной безопасности и безопасности человека: события и преемственность в афганской торговле наркотиками
Незаконный оборот наркотиков в России возник не недавно. Резкий рост организованной преступности в бурные годы, последовавшие за распадом СССР, а также недавно открытые и плохо контролируемые границы с бывшими советскими республиками способствовали транснациональной контрабанде опиума, произведенного в Афганистане (на долю которого приходится 90 процентов мирового производства героина). Путешествие по Северным путем наркотики ввозятся контрабандой в Россию через Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. Хотя Афганистан может быть Колумбией в Центральной Азии, центральноазиатский рынок наркотиков отличается по характеристикам от его хорошо известного латиноамериканского аналога. Он организован не в мегакартели с властью небольшого государства, а в более мелкие и разрозненные преступные группы. Эти группы могут расширить свое влияние в регионе больше благодаря плохой безопасности границ, отсутствию транснационального сотрудничества и безудержной коррупции среди правоохранительных органов и местных чиновников, чем своим собственным силам и изобретательности.
Указывать пальцем на границы и даже на Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в результате которого Казахстан и Кыргызстан интегрировались в зону свободной торговли с Россией в 2015 году, вводит в заблуждение. Хотя большая связь и открытые границы делают этот регион идеальным транзитным маршрутом для незаконной торговли, соучастие и безнаказанность объясняют, почему менее 5 процентов наркотиков, проходящих через Таджикистан, изъято. Широко распространенная коррупция и бедность, которые заставляют многих прибегать к торговле наркотиками, являются коренными причинами торговли наркотиками в Центральной Азии.
Что касается Афганистана, продолжающийся конфликт (2001-2020 годы) и политическая нестабильность делают его питательной средой для незаконного оборота наркотиков. Торговля наркотиками привела к многочисленным разногласиям между США и Россией, при этом обеим сторонам не удалось выработать последовательную стратегию борьбы с наркотиками. На короткое время упоминалось о возможности сотрудничества между НАТО и Россией, но оно было устранено в результате ухода США из страны после подписания мирного соглашения между США и Талибаном 29 февраля 2020 года. Это недавнее событие может повлиять на борьбу с наркотиками. Учитывая, что 61% афганского населения получает доход от сельского хозяйства, невозможность выращивания традиционных культур в условиях конфликта и новый вакуум власти, России необходимо будет предпринять шаги, чтобы не допустить взрывного роста производства наркотиков. Более того, новый опыт Афганистана в массовом производстве синтетических наркотиков, в частности метамфетамины , которые дешевле героина, вызывают все большее беспокойство. Быстро развивающийся рынок, во многом обусловленный распространением даркнета Гидры в России, количества синтетических наркотиков, изъятых российскими властями, увеличилось в 20 раз за период 2008-2018 гг.
Учитывая растущую доступность и доступность лекарств на российском рынке, аспект безопасности торговли наркотиками в Центральной Азии, естественно, доминирует в наркологическом дискурсе и до некоторой степени оправдывает милитаризованный подход России. Имея общую границу с Казахстаном протяженностью 7 644 км и ежегодно перевозя сотни тонн наркотиков, незаконный оборот наркотиков имеет серьезные последствия, выходящие за рамки социальных издержек зависимости, и напрямую угрожает безопасности России. Это тем более тревожно, учитывая, что исламские террористические группы, такие как Талибан, используют торговлю наркотиками для финансирования своих операций. Связь преступности и терроризма, действующая в регионе, делает Центральную Азию приоритетным направлением российской политики.
Война с наркотиками на региональном уровне: итоги и перспективы на будущее
Неустанно творческий и адаптируемый рынок с множеством новых способов сокрытия и контрабанды наркотиков каждый год, незаконная торговля наркотиками является действительно транснациональной проблемой и требует интенсивного сотрудничества между затронутыми государствами. Однако антинаркотический потенциал региональных организаций, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возглавляемый Китаем и Россией альянс безопасности или Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), не используется в полной мере и ограничен с точки зрения возможностей и возможностей. политическая воля.
Россия продвигает коллективную безопасность со своими центральноазиатскими соседями через Шанхайскую организацию сотрудничества . Созданный в 2001 году и состоящий из восьми государств-членов (Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан), он играет важную роль в пресечении афганской торговли наркотиками. Стратегия ШОС по борьбе с наркотиками на 2018-2023 гг. знаменует собой создание эффективной антинаркотической лекарственный механизм внутри организации. ШОС часто сотрудничает с Организация Договора о коллективной безопасности , военный союз между шестью бывшими советскими республиками (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан), и Центральноазиатский региональный информационный и координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ЦАРИКЦ).
Большая часть усилий России в регионе сосредоточена на укреплении действующих правительств, таких как инвестиции в государственную структуру или их вооруженные силы. Россия сохранила устойчивое военное присутствие в регионе, которое, вероятно, увеличится после ухода США. Однако региональное сотрудничество в основном сосредоточено на краткосрочных совместных операциях и обеспечении безопасности границ, таких как операция «Паутина» в июле 2019 года, в результате которой было изъято 6 422 кг наркотических средств и 3 241 арестован. Прозрачность границ, частично объясняемая географической сложностью пограничного контроля в такой гористой местности, отсутствием подготовки и оснащения сил безопасности, безусловно, заслуживает внимания, но они также являются краткосрочным решением гораздо более эндемичной проблемы. 6 422 кг может показаться большой победой, но это ничто по сравнению с сотнями тонн героина, пересекающими границу каждый год. Этот чисто милитаризованный и краткосрочный ответ, как со стороны России, так и со стороны ее соседей, необходим, но недостаточен. Борьба с незаконной торговлей наркотиками потребует долгосрочной стратегии и гораздо большей политической воли для устранения ее системных причин. В настоящее время торговля наркотиками ведется также достигает Европы и Черного моря Маршрут через Турцию быстро превращается в важный коридор контрабанды. В июле 2019 года Украина перехватила 930 кг афганского героина , предназначенного для Западной Европы. Роль Европы в Центральной Азии ограничена по сравнению с Россией, и ее внимание к продвижению демократии имеет тенденцию противоречить приоритету России по поддержке существующих режимов для усиления их способности бороться с торговлей наркотиками. Но преодоление этих разногласий и нахождение основы для сотрудничества было бы позитивным шагом в борьбе с торговлей наркотиками.
Домашняя война: мрачная реальность наркомании в России
Драконовское законодательство, криминализирующее употребление наркотиков, характеризует внутреннюю войну России с наркотиками на протяжении последних трех десятилетий. Хотя доминирование дискурса безопасности в российской антинаркотической стратегии отчасти оправдано, решение проблемы незаконной торговли наркотиками исключительно с точки зрения национальной безопасности не уменьшает социальной угрозы, исходящей от потребления наркотиков. Употребление наркотиков - широко распространенная внутренняя проблема, но еще не стала политической проблемой. Недоразвитая наркополитика и отказ политиков решать эту проблему во многом объясняют высокий уровень смертности.
С 100 000 заключенных в тюрьму в 2018 году ( каждый третий осужденный ), в России самое большое количество заключенных на душу населения за преступления, связанные с наркотиками, в Европе, большинство из них осуждены по статье 228 Уголовного кодекса России, касающейся наркотиков владение как уголовное преступление. Такое суровое законодательство не только ведет к более рискованным формам употребления наркотиков (использование грязных иглы для инъекций наркотиков напрямую способствовали эпидемии ВИЧ, которая в настоящее время затрагивает 1,16 миллиона человек в России - один из самых быстрорастущих показателей распространения ВИЧ в мире), но не дает доступа к лечению. При таких больших штрафах и длительных сроках тюремного заключения (за хранение 2,5 граммов метамфетамина пользователи могут сесть в тюрьму на срок до десяти лет ), а также социальное табу на наркотики и ВИЧ, потребители не обращаются за лечением и еще больше подвергаются маргинализации.
Этот кризис наркомании и ВИЧ в России в значительной степени является внутренним и в ближайшие несколько лет достигнет эндемического уровня, если он будет продолжать оставаться незамеченным. Особенностью и распространенностью торговли наркотиками является создание устойчивой базы потребителей и наркоманов. Криминализация не уменьшила и не приведет к уменьшению спроса на наркотики, отсюда и необходимость работать над спросом в большей степени, чем с сокращением предложения. Хотя легализация легких наркотиков вряд ли в ближайшее время станет убедительным решением в России, необходим более мягкий подход к употреблению наркотиков. В настоящее время недоступны услуги по долгосрочному лечению или снижению вреда, а заместительная терапия опиоидами по-прежнему запрещена.
Заключение
Незаконный оборот наркотиков - сложная проблема, с которой необходимо бороться на нескольких фронтах. Политика России по борьбе с наркотиками должна включать более широкую концепцию безопасности, которая включает не только угрозу национальной безопасности, но также человеческую и социальную угрозу наркотиков. Важное значение имеет интенсивное сотрудничество с Центральной Азией и Афганистаном в рамках ШОС и ОДКБ, равно как и строгая охрана границ и правоохранительные органы. Тем не менее, эта политика нетерпимости в отношении предложения в торговле наркотиками должна быть дополнена более мягким подходом в отношении спроса внутри страны. Зацикливаться на социальных и экономических последствиях употребления наркотиков было бы трюизмом, и Россия полностью заинтересована в уменьшении влияния незаконного оборота наркотиков на здоровье и безопасность своего населения. В настоящий момент разработка более жесткой социальной политики кажется более осуществимой, чем устранение системных причин торговли наркотиками в Центральной Азии. Последнее потребует прочной долгосрочной стратегии, выходящей за рамки операций по борьбе с наркотиками и пограничного контроля. Россия должна активизировать борьбу как дома, так и за рубежом.