Сегодняшний пост - гостевая статья автора Кристофер Гортнер , автор Последней королевы (прочтите мой обзор этой сказочной книги здесь ) . Книга о Хуане Кастильской, почти забытой королеве, эта история получила название ‘ Loca ’ (злится), но вопрос на миллион долларов в том, действительно ли Хуана сошла с ума?
Давайте посмотрим, что думает К.В. Гортнер.
<▪ Горе и гробы: Хуана Кастильская действительно сошла с ума?
На одном из самых знаковых изображений королевы Кастилии Хуаны, известной в истории как la Loca , или Безумная, она стоит над гробом, черные вуали развеваются на ветру. протягивает длинную дрожащую руку, чтобы открыть крышку. Придворные из ее свиты смотрят на нее с безмолвным ужасом, не в силах остановить сумасшедшую королеву. безутешность на окутанном трупом ее мужа. Гроб, привезенный с ней из северного города Бургос, пересек с ней большую часть Кастилии и останется рядом с ней. вплоть до ее собственной смерти почти пятьдесят лет спустя в замке Тордесильяс. В смерти Хуана обрела преданность, которой у нее никогда не было в жизни, и опустошение ее утраты смешалось с иррациональное облегчение от того, что ни одна женщина больше никогда не будет бороться за любовь своего мужа, что Филипп Габсбургский, наконец, навсегда принадлежит ей. . . .
Эта сцена, записанная летописцем, который якобы стал свидетелем публичного безумия Хуаны после смерти Филиппа, была увековечена романтиком девятнадцатого века. художника века Франсиско Прадилья на картине, которая сейчас является одной из главных достопримечательностей Эль Прадо. Преследующий и выполненный со сверхъестественным реализмом, он показывает женщину в безупречном черном, неподвижно стоящая возле гроба, а ее измученная свита опускается вокруг нее и сужается, шипя на ветру. Ничто не скрепило образ Хуаны как безумной королевы больше красноречивее, чем картина Прадиллы, ярко раскрывая причину, по которой она была лишена права управлять.
Но так ли это? Хуана Кастильская действительно злилась?
Четыреста пятьдесят четыре года после ее смерти, куча документальной и художественной литературы, а также стопки ярких целлулоидов были посвящены одному аспекту ее характера. что, как и в большинстве легенд, затмевает все другие аспекты ее сложной личности. Ученые, которые считают, что она была неуравновешенной, ссылаются на заразу безумия, пронизывающую ее семью. Собственная мать Изабель Кастилии Изабель Португальская была настолько неуравновешенной, что Изабель держала ее в изоляции в замке Аревало до самой смерти. Эта вдовствующая королева, ослепительная Португальская красавица, впервые приехавшая в Испанию, чтобы выйти замуж за отца Изабеллы, впала в безупречную меланхолию после смерти мужа и изгнания из двора. Считается, что она парила по ночам по старому замку, разговаривая с призраком любовника мужа, казнь которого она придумала. Изабель никогда не говорила о болезни своей матери или по крайней мере, так, как это дошло до нас, но факт в том, что вдовствующую королеву никогда не видели при дворе своей дочери.
Родной отец Изабель, Хуан II, тоже питал склонность к размышлениям. Вероятно, гомосексуалист в эпоху, когда не существовало сексуальных различий, мучимый чувством вины перед мужчиной, его женой. убил, он умер разбитым и побежденным. Действительно, дом Изабеллы в Трастамаре пронизан странными персонажами, а сама Изабель однажды дразняще упомянула «[ее] черный болезнь »в письме к близкому человеку, объясняя, что только ее вера и преданность Кастилии сдерживают эту загадочную болезнь. Ученые, поддерживающие вердикт о невменяемости Хуаны Этот случай предполагает, что на самом деле Изабель боролась против семейной маниакальной депрессии, которую Хуана имела несчастье унаследовать. Они даже зашли так далеко, что заявили, что сама Хуана у нее в детстве проявлялись ранние признаки болезни, в том числе выраженная капризность, социальная изоляция и экстремальный темперамент.
Это убедительная теория. Но есть еще одна, по большей части неизведанная сторона медали. Помимо темперамента, Хуана считалась самым способным из детей Изабеллы, одаренной и остроумной. умный; Изабель выбрала ее как центральную фигуру в генеральном плане королевы: альянс Габсбургов, призванный укрепить базу власти Испании в Европе и загнать французов в угол. Этот союз, начатый, когда Хуана была еще ребенком, завершился ее браком в пятнадцатилетнем возрасте с единственным наследником императора Габсбургов, Филиппом. Хуана предположительно к этому времени проявляли все предполагаемые признаки нестабильности, упомянутые ранее, и Изабель, с ее предыдущим опытом общения с матерью, несомненно, знала бы об этом. Но королева не дважды подумайте, чтобы отправить Хуану во Фландрию с секретными политическими инструкциями в иностранный суд, где испанские интересы во многом зависели от способности Хуаны влиять на нее мужем и выманите его подальше от всех привязанностей к Франции - даже несмотря на то, что Филипп был должен французскому королю его вассальность за его территории в Бургундии! Это потребовало бы хитрости и проницательная жена действительно удерживала мужа от таких обязательств, и Изабель явно верила, что Хуана справится с этой задачей. Изабель не была дурой. Почему она послала угрюмый, потенциально Психически неуравновешенная девушка выполнит задание, которое, если оно не удастся, может иметь серьезные последствия для Испании?
Доказательства есть в исторических записях. В последующие годы Хуана целеустремленно стремилась выполнить завет своей матери; она также родила Филиппу шестерых детей и вытерпела, как могла, суматоху жизни его жены. Она проявила замечательную физическую стойкость и здоровое, хотя и неортодоксальное, презрение к его лицемерию; она никогда признала поражение и вызвала его на дуэль за власть, которая в конечном итоге убила его задолго до того, как это сделало ее. Неслучайно Филипп первым официально обвинил ее в «злиться», когда она осмеливалась противостоять ему из-за его грубого проступка. Ни одному принцу не нравилось, когда его жена упрекала его, особенно когда он зависел от нее, если он должен был носить корону. И с этого времени рассказы о навязчивой ревности Хуаны, неконтролируемой ярости и пренебрежении ко всему, кроме ее страсти к Филиппу, наполняют современные отчеты, как будто Пропагандистская машина 16 века перешла в режим овердрайва. Хуана совершила непростительное для принцессы своего времени: она заступилась за себя и бросила перчатку в ее развратный, неверный супруг.
Была ли она слишком темпераментной? Возможно. Но это не сводит ее с ума. Усугубляемая почти невыносимым стрессом, которому она подвергалась в последующие годы, Хуана Кастилию обвиняли в психической нестабильности, потому что она оправдывала грубую несправедливость, которую навекли ей те, кто пытался украсть ее трон.