Убийство, совершенное две тысячи лет назад, все еще вызывает противоречия. Узнайте, кто обвиняется в совершении преступления и почему он породил кровавую баню тысячелетий
Эта история до сих пор впечатляет. В далеком Голливуде актер-миллионер решил спонсировать перепроизводство жизни Иисуса. Это был вовсе не фильм: он должен быть верен традиционному взгляду на Евангелие и показывать страдания распятия во всех деталях. Кроме того, он должен был быть на арамейском и латинском языках, на которых говорили в Иудее 1-го века. «Страсть Христа» Мела Гибсона окупила его инвестиции в первую неделю выставки - успех, который может изменить направление киноиндустрии. Во всем мире люди разных возрастов покупали билеты, чтобы увидеть самые жестокие сцены, когда-либо показанные в кинотеатрах. Некоторые вышли из фильма в экстазе. Между тем еврейская община протестовала, обвиняя в антисемитизме работу. Для директора, что там было только слова Евангелия.
Нравится вам это или нет в фильме, следует признать, что он вызвал споры, как и немногие. Но почему эта история впечатляет так много людей, что она упоминается на всех телевизионных каналах, столах в барах, газетах и журналах (включая этот)? Проблема имеет две стороны. Во-первых, кто на самом деле убил Иисуса? Во-вторых, насколько важен этот ответ? Описание Страстей не является частью Нового Завета. Когда мы видим, как эта смерть интерпретировалась на протяжении всей истории, мы можем понять не только, почему еврейская община так заботится об этой теме, но почему у всех нас должно быть объяснение этому. В чем же тогда преступление? Почему целый народ получил наказание?
Преступление
Виновные умершего Христа и их история
Для большинства христиан распятие - это самый важный эпизод в жизни Иисуса. Как говорится в Библии, именно она принесла всем людям прощение их грехов. Это также показало, что здесь, на земле, существует такой тип жизни, который был доказан, когда, согласно Евангелиям, Иисус воскрес через два дня.
Для историков распятие также является самым важным эпизодом: это единственный момент в истории Иисуса, который мы можем принять как должное. Даже если бы Евангелий не существовало, мы знали бы о них двух авторов, которые не были христианами: иудейский историк Флавий Иосиф Флавий и римский Корнелий Тацит. Оба говорят, что Иисус существовал, имел последователей и был распят по приговору римского прокурора региона Понтия Пилата. Иосиф Флавий добавляет, что его обвинили «самые влиятельные люди из нас», то есть еврейская элита. Но информация, которую они приносят, останавливается там.
Согласно Евангелиям, в Иерусалиме 1-го века Иисуса из Назарета обвиняли в богохульстве за то, что он утверждал, что является Сыном Божьим. Еврейские лидеры отправили его к римскому прокурору Понтию Пилату с рекомендацией казнить его. Пилат не понимает, почему они убивают человека, который кажется невинным. Он предлагает, чтобы на его месте был распят преступник Варавва, но это бесполезно: безжалостные люди просят его освободить бандита. Пилат выходит из чистых рук. И Иисус получает распятие.
Эта смерть, столь важная для религиозных и историков, не была случайностью. Кто-то убил Иисуса, и имеет смысл задаться вопросом, кто это был. Вот где начинается проблема. Иосиф и Тацит написали свои произведения спустя десятилетия после этой смерти и не видели эпизода. То же самое происходит с учениками Иисуса. «Христиане не следовали за судом. Они уже сбежали, когда их мессия был захвачен », - говорит историк Габриэле Корнелли из методистского университета Сан-Паулу. Ничто не было записано священнической элитой или римской властью - Иисус был для них незначительным.
Откуда появились рассказы в Евангелиях? По мнению некоторых исследователей, об иудейских пророчествах и попытках христиан утвердить Иисуса как мессию. «Я не вижу причин принимать то, что в Евангелиях говорится об этих суждениях, как об исторической правде», - сказал Super, один из самых уважаемых ученых в этой области, историк Джон Доминик Кроссан из Университета Деполь в Бостоне, США. Для Кроссана все дело в переработке: тексты Ветхого Завета, написанные за столетия до распятия, были бы разжеваны евангелистами, чтобы придать ауре благородства смерть Иисуса. Одним из них будет стих из Псалма 2, в котором говорится: «Цари земли тронуты, и князья вместе сговорились против Господа и Его Мессии». Эти слова вдохновили бы евангелистов написать, что их господин был убит только после того, как его судили высшие авторитеты в Иерусалиме. Такая привилегия была бы маловероятной по мнению неизвестного крестьянского проповедника в городе.
Но, в конце концов, кто его убил? Следуйте тому, что историки знают от четырех главных подозреваемых: еврейских священников, римлян, евреев и самого Иисуса.
Еврейская элита
Из рассказа об Иосифе и Евангелиях мы знаем, что Иисус был приведен к императору по приказу еврейских властей. Но почему они так заботятся о безоружном и пацифистском человеке? Что он сделал, чтобы быть убитым с жестокостью, по крайней мере, близкой к той, которая появляется в фильме Мела Гибсона?
Проблема в том, что отношение Иисуса в его первые дни в городе было не совсем мирным. Эпизод, который, возможно, для большинства историков вполне мог случиться, произошел в Евангелиях: во время посещения Иерусалимского храма, религиозного сердца Иудеи, Иисус яростно изгоняет торговцев животными и торговцев поблизости. «Не делайте дом моего отца рынком!» - крикнул он.
Он не был простым рапой в камелах. Торговцы были частью структуры коллекции Храма. Их животные были проданы за жертвы по завышенным ценам: священники принимали только голубей и «чистых» коз, только тех, которые там продавались. И менял менял разные монеты, которые посетители приносили с единственной принятой Храмом шекелью. Эти деньги, наряду с ежегодными налогами, которые священники платили за каждого взрослого еврея, делали Храм больше, чем церковь. На практике он был Центральным банком Иудеи. Он даже нанял 18 000 человек в своем бесконечном процессе реконструкции и сохранил состояние.
Именно в этом шершне Иисус шевелился. Для него, как и для него, он проповедовал эгалитарное общество, основанное на взаимопомощи и распределении товаров, составление бюджета Храма было символом всего, с чем всегда боролся Назарянин. Его отношение не может быть более последовательным. И запланировано: Иерусалим праздновал Пасху, годовщину полета Египта во главе с Моисеем 1400 лет назад. В эти праздники Храм принимал от 200 до 300 тысяч посетителей со всей Иудеи. «Это было самое благоприятное время для восстаний», - говорит историк Андре Шевитарез из Федерального университета Рио-де-Жанейро (UFRJ). Это не было похоже на то, что отношение Иисуса не привлекло внимание тех, кто ответственен за Храм. Они арестовывают его, обвиняют в том, что он сказал, что он разрушит Храм - ложно, согласно Евангелиям - и осудят его на смерть под тем предлогом, что Назарянин настаивал на том, что он утверждал себя как мессию во время допроса. Фактически, агитатор был бы еще одним примером, который не должен быть подделан. «Но право применять смертную казнь стало исключительной собственностью римлян», - говорит историк Норма Мендес из UFRJ. Столкнувшись с этим ограничением, у религиозных лидеров был только один выход: передать Иисуса римской власти, но с рекомендацией, которую мы уже знаем.
Римляне
Принимая решимость казнить Иисуса, римляне делали только то, что знали лучше всего. Убивать Нет, поддерживать стабильность Империи. «Поскольку легионы не могли объяснить два или три великих восстания одновременно, Рим правил в сговоре с местными элитами», - говорит Андре Чевитарезе. И священники, и Ирод Антипа, которые были приведены к присяге Империей, чтобы управлять окраинами Иудеи, могли собирать налоги для себя, если они оставляли людей довольными римлянами и давали Цезарю часть дохода.
Так что Пилату не нужно будет дважды подумать, прежде чем казнить незнакомца по просьбе евреев. Независимо от того, был ли обвиняемый невиновен, не имеет значения. Его обязанностью было избегать трений с еврейскими лидерами, гарантируя, что ничто не помешает поступлению налогов в столицу.
Если проблемы с элитой были дриблингом, это было ключом к доминированию, то устранение любой угрозы народного восстания было суть. В этом режиме агитаторы, подобные Иисусу, не длились долго. У римлян был там вождь, который, по словам священников, утверждал, что он больше Моисея, и провозгласил себя королем евреев. "Это была взрывная речь. Это нельзя увидеть только в религиозном смысле, который им наплевать, но и в политическом », - говорит Андре.
Тогда почему римский прокуратор появляется в соответствующей Библии, чтобы защитить невиновность обвиняемого? «На карту поставлено оправдание Пилата», - говорит историк Эдгар Лейте из Государственного университета Рио-де-Жанейро (UERJ).
Первые «официальные биографии» Иисуса были написаны задолго до его смерти авторами, которые никогда не видели Назарянина (см. вставку на стр. 45). Некоторые историки считают, что один из документов, который мог вдохновить Новый Завет - известный как Евангелие от Петра - был написан в 1940-х годах, через десять лет после распятия. Это был еще один сценарий, который навсегда повлиял на образ Пилата в канонических текстах.
В 39 году Калигула вступает на престол в Риме. Безумный и тщеславный, он потребовал от римского правителя Сирии Петрония установить его статую в Храме Иерусалима. Чтобы избежать осквернения, тысячи евреев угрожали запереть римские войска своими телами. Затем Петроний уступил: он сказал, что рискнет своей жизнью, но не будет следовать приказу. Он стал живым святым для евреев. На этом кратком римско-еврейском медовом месяце будет написано Евангелие от Петра. «В этой книге Пилат равен Петронию. Он кажется невинным и даже в пользу Иисуса », - говорит Кроссан.
Есть еще одна причина: границы Империи в то время простирались почти на весь известный на сегодняшний день мир, от Британии до Ближнего Востока. Все виды людей были под властью римлян. Ласка в Пилате будет своего рода христианской пропагандой, которая сделает секту приемлемой для романизированного мира. Обвинять римлянина в смерти Христа ничему не поможет.
Еврейский народ
Пилат в Библии предлагает евреям выбирать между освобождением Христа или бандитом Вараввой. Толпа выбирает вне закона. Перед лицом этого любой читатель приходит к выводу, что ни Рим, ни еврейская элита не несут ответственности за смерть Иисуса, но "еврейский народ".
Эпизод считается одним из наименее заслуживающих доверия Нового Завета. «Нет другого известного случая, когда римский прокуратор слушал бы то, что думало население. Тем более, если этим человеком ни Романа не было. Похоже, что все это было создано против евреев », - говорит историк Педро Пауло Фунари из Unicamp. Но если христиане были евреями, почему они должны действовать против самих людей?
Эта история написана в 70 г. н.э., когда евреи были в конце войны против римлян, в самом древнем из канонических Евангелий, написанном Марком. Насильственная группа взяла на себя бразды правления еврейской стороны: фанатиков, которые пользовались поддержкой большинства населения. Для историков именно из этого более позднего сценария возникнет «фанатизм» Вараввы - убийца, полный популярности, застрявший в восстании против Рима. Романтизируя выбор народа повстанцами, Марк символизировал бы предпочтение евреев для вооруженной борьбы, а не для мирного спасения, воплощенного в Иисусе.
Согласно Евангелию от Матфея, при выборе Вараввы, толпа кричит: «Пусть его кровь упадет на нас и наших детей!» Это была попытка пророчески взглянуть на смерть. В 70 году, когда война с римлянами закончилась, еврейская элита перестала существовать, Храм был разрушен и более 1 миллиона евреев были убиты. Для христиан, которые не участвовали в войне, Бог словно наказал евреев за смерть Иисуса.
Иисус Христос
Мы не можем исключить подозрительную комнату для смерти Иисуса: его самого. Возможность, что он умрет после того, как он покажет свои мысли в Иерусалимском Храме, была реальной. Более того, человек, взятый в качестве его господина, Иоанн Креститель (см. Рисунок сбоку), уже был казнен в Галилее по приказу Ирода. Таким образом, остается вопрос: ожидал ли Иисус выживания еще более могущественных правителей столицы? Или он действительно хотел стать мучеником?
«Иисус знал, что его действия опасны. «Не требовалось пророческого дара, чтобы знать, что он может стать мучеником, что не означает, что он планировал или хотел», - говорит Кроссан. Конечно, в Евангелиях у Христа есть этот дар, но сами канонические тексты не согласны с их реакцией на неизбежную смерть. В Марке он нерешительный мессия, который бросается на землю и спрашивает: «Отец, убери от меня эту чашу», ожидая солдат, которых, как он знал, Иуда принесет, чтобы схватить его. Но у Иоанна он на вершине: он успокаивает своих учеников и ожидает ареста с безмятежностью, более божественной, чем человеческая. История не может раскрыть то, что происходило в голове Иисуса, когда он решил бросить вызов силам своего времени. Есть только одна вещь, о которой вы не можете спорить: это сработало.
Авторы-призраки
Авторы и вдохновители Евангелий
Марк, Матфей, Лука и Иоанн никогда не писали Евангелие. Работы с этими именами были написаны неизвестными авторами, когда эти персонажи были уже мертвы. «Цель этих текстов состояла в том, чтобы служить примером для ранних христиан, чтобы они знали, как действовать, когда их самих допрашивали священники или римляне», - говорит Джон Доминик Кроссан из Университета ДеПол в Соединенных Штатах. Среди сотен текстов, написанных христианами того времени, большинство из которых отсутствует сегодня, они были единственными, принятыми официальной Церковью. Ученые согласны с тем, что Марк самый старый - около 70 лет. Авторы Евангелия от Матфея и Луки, написанные между 80 и 90 годами, делали свои Евангелия с текстами Марка во главе: первое идентично ему в 90%; второе на 50%. Джон, в соответствии со стилем письма, был бы написан около 125 и считается полностью независимым от Марка для некоторых историков и частично для других. В любом случае, его повествование представляет более божественного Иисуса, который теологически переводит все свои поступки, говоря «Я хлеб жизни», чтобы проиллюстрировать чудо умножения хлебов. Помимо этого, есть так называемые апокрифические Евангелия (от греческого слова «скрытый»), которые не вошли в Новый Завет: есть Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа, Варнава, «секрет Марка», среди других. Самым эзотерическим из когда-либо показанных мальчишек Иисуса был «Супербой», мальчик, учившийся справляться со своими сверхспособностями. Но есть уважаемые апокрифы, такие как Евангелие от Петра, которое очень похоже на офицеров. Для большинства историков оно было написано во 2 веке, но для других оно может быть написано в 1940-х годах и послужило одной из основ Евангелия от Марка, а также послужило образцом для трех других.
Сарай спасателей
Мессии не были недостатками во времена Христа
Мало кто знает эту часть истории, но в 63 году, когда распятие уже произошло 30 лет, еврейские власти снова арестовали Иисуса, обвиняемого в том, что он вызвал беспорядки на вечеринке в регионе. Они пытались заставить его замолчать с помощью порки и, обеспокоенные тем, что могут считать его пророком Божьим, отправили его к римскому правителю, который еще хуже его выпорол. Это не была реконструкция Страсти. У этого Иисуса, также известного как «сын Анании», был более спокойный конец: поскольку у него не было последователей, правитель посчитал его сумасшедшим и освободил его. Но это хороший пример того, что иудейские и римские лидеры сделали с теми, кто вызвал беспорядки на вечеринках и даже подвергся небольшому риску быть признанным Мессией. Христос был не единственным. Его еврейская Палестина, оккупированная Римом с 63 г. до н.э., была плодородной землей для повстанцев и мессий. «В детстве он, вероятно, слышал истории об Иуде Галилео, распятом за то, что он возглавил бунт против уплаты налогов», - говорит историк Габриэле Корнелли из методистского университета Сан-Паулу. Неудивительно, что крестьяне составляли 90 процентов населения и были полу рабами. Из того, что они произвели, 60% обратили дань в поддержку римской и еврейской элиты. Возможные сбои платежей привели к тому, что города были сожжены, а их жители распяты или проданы в рабство. Столько недостатка перспективы он отдал людям священников. Существовали места для так называемых апокалиптических сект, которые держали пари, что Бог лично придет, чтобы урегулировать счета. Иоанн Креститель, самый известный из этих вестников, вероятно, имел среди своих поклонников самого Иисуса. Его убил правитель Ирод Антипа, марионетка римской власти. Другой человек, известный только как египтянин, присоединился к орде безоружного марша по Иерусалиму, убеждая своих людей, что Бог заставит их победить. Они были убиты. Более эффективными были убийцы, грабители, которые нанесли удар римлянам и сотрудникам режима. Высота этих вооруженных восстаний была между 66 и 70, с первой войной между евреями и римлянами, но они продолжались даже после. Вождя, которого тогда называли мессией, звали Бар Кохба, но этот «Христос» (по-гречески «мессия») также потерпел неудачу. Евреи, изгнанные, распространились по всему западному миру. И христианство тоже.
Наказание
Осуждение примирения с Иисусом
Евангелия, исторически точные или нет, работали. Они были революцией в свое время: они принесли всемогущего Бога и обещание счастливого мира после жизни, а также четкие инструкции о том, как туда добраться. По некоторым причинам, языческие римские культы не предлагали более удовлетворительных ответов населению. Некоторые исследователи говорят, что они потеряли свою тайну, почти став фольклором. Другие, которые слишком смешались с правительством, связывали божественную власть с властью императора. Каким бы ни был ответ, христианство, уже отделенное от иудаизма, стало новым вариантом религии, который легко адаптировался к народам всей империи.
Христианские религиозные послания не распространялись сами собой. Наряду с ними были все обвинения против иудаизма, присутствующие в описаниях смерти Христа. Нельзя сказать, что Евангелия являются антисемитскими - в конце концов, они были написаны евреями - но когда их читали в остальной части Империи, они передавали изображение, которое могло легко разжечь ненависть. «Повествования о Страстях - это матрица христианского антииудаизма и, в конечном счете, европейского антисемитизма», - говорит Кроссан. Пока христиане и иудеи не смогут заключить мир, это будет почти 2000 лет очень жестокой истории.
Традиция
Антисемитизм намного старше, чем христианство. Когда греки начали распространяться по всему Средиземному морю, более чем за 300 лет до рождения Иисуса, на людей, которые не ели колбасы, не женились на иностранцах и отказывались поклоняться языческим богам, ругались. Казалось, он был единственным, кто выступал против таких простых обычаев эллинистической культуры. Что еще хуже, евреи верили в одного бога, который казался очень странным: он утопил человечество в потопе и пригрозил уничтожить свой собственный народ. «Они пришли к выводу, что эти люди были явно нечестными», - говорит Жеральд Мессади, французский автор книги «Общая история антисемитизма».
Язычники также были поражены, увидев, как различные потоки иудаизма расходились во всем - от вооруженной борьбы до чистоты пищи - и иногда отправлялись за клюшкой. Например, в 66 г. н.э. римляне окружили Иерусалим. Евреи внутри, разделенные на три фракции, которые вообще ничего не понимали, начали сражаться между ними. Согласно рассказу Иосифа, груды трупов всех возрастов были потрошены, пронзены или обезглавлены. Когда войска Цезаря вошли в город, осталось немного.
Неудивительно, что римляне смотрели на евреев с некоторым недоверием, что привело к некоторым изолированным действиям против общин в Средиземноморье. Христиане также пострадали от этих нападений. Для Рима единственная разница между ними и евреями была фискальной: христиане платили меньше налогов за то, что не участвовали в войне между 66 и 70 годами. Однако последователи Иисуса постепенно дистанцировались от еврейской культуры, отказались от продовольственных ограничений и практика обрезания и начала набирать приверженцев среди язычников.
В 4 веке, когда император Константин Христианство, официальная религия Империи, рассказы Евангелий добавили к предубеждению, которое уже существовало против евреев. Не имело смысла обвинять римлян, ныне христианизированных, в смерти Иисуса. Святой Августин, самый влиятельный богослов того времени, определил приговор евреям: они должны выжить, незначительно и неполноценно, как свидетели истины христианства. То есть своего рода реликвия со времен Иисуса.
«Евреи стали проблемой. Большое, хорошо организованное, сравнительно богатое, хорошо образованное и религиозное меньшинство, которое отвергло христианство из-за упрямства », - говорит Пол Джонсон в книге« История евреев ». При христианском правлении семиты утратили большинство своих прав и привилегий. Результат преследования был распространен на следующее тысячелетие: если во времена Иисуса они достигли 8 миллионов, то к 10-му веку, хотя они были разбросаны по всей Европе, они составляли не более 1,5 миллиона человек. Большая часть этого была на арабской территории, более терпимой к евреям (см. Текст на странице 50).
Им запретили заниматься сельским хозяйством. Церковь не дала им земли - потому что они не будут платить десятину - и у них не могло быть рабов, без которых эта деятельность стала невозможной. Кроме того, волны насилия, обрушившиеся на их общины, заставляли их оставаться всегда готовыми к отъезду. Даже во времена относительного мира ситуация была некомфортной. В Безье, Франция, принято было бросать камни в евреев в Вербное воскресенье, чтобы «отомстить за Господа». В Тулузе на Пасху один из них получил удар с помощью железной рукавицы в качестве напоминания о безобразии Христа на Голгофе.
Страстные сцены также использовались, чтобы связать иудаизм с деньгами. Вспоминая эпизод с Иудой, говорили, что евреи, обменяв мессию на несколько монет, были готовы покупать и продавать все. В то время еврейское население было почти полностью городским, в зависимости от таких профессий, как торговля и, главным образом, заем денег. Быть кредитором значительной части людей только усилило гнев против евреев, но это был единственный момент, когда католические правила были в их пользу: христиане запрещали начисление процентов на том основании, что они облагали налогом время , который принадлежал Богу. У иудаизма не было никаких проблем.
На самом деле, эти отношения с деньгами спасли кожу евреев. Разбросанные по всей Европе, Азии и Северной Африке и объединенные крепкими семейными и профессиональными связями, они создали торговую сеть, охватывающую почти весь известный мир. Связь между Западом и Востоком принадлежала им - это были единственные люди, которые могли понимать язык и культуру с обеих сторон и, таким образом, могли переводить произведения и передавать информацию и товары от одного к другому. Многие цари рассматривали евреев как синоним богатства и предлагали стимулы для их привлечения. «Чем сильнее власть, тем больше вероятность того, что евреи будут в безопасности», - говорит Пол Джонсон. С другой стороны, они часто рассматривались как государственная собственность: своего рода резервный ящик, который можно было ограбить в любой момент. Однако самые большие проблемы возникли в моменты религиозного энтузиазма. И их было не мало.
Тьма
В 1144 году Уильям, сын богатого фермера из Норвича, Англия, исчез после того, как его видели входящим в еврейский дом. Он был найден через два дня с бритой головой и бесчисленными ударами. Мать мальчика и местный священник обвинили евреев в том, что они убили мальчика во время воссоздания Страсти Христовы. Вскоре история распространилась, и чудеса стали появляться привязанными к телу Уильяма. Это было начало волны слухов и насилия против еврейских общин.
История того времени гласила, что евреи страдали от геморроя с, перед Пилатом они призвали его к ответственности за смерть Иисуса. Согласно легенде, древнееврейские мудрецы обнаружили бы, что единственным лекарством от этой болезни была «кровь Христа», то есть крещение, но согласно мифу, евреи брали рецепт на букву. Каждый год нужно было убивать замену Иисусу, чтобы кровь можно было использовать на еврейском пасхальном хлебе и приносить исцеление. В том году настала очередь Уильяма, но придут другие. В последующие десятилетия любой ребенок, который казался мертвым, был жертвой ритуального убийства. История также смешалась с другими обвинениями в том, что они украли вафли для использования в демонических ритуалах. По каждому обвинению расправа над евреями.
Здравый смысл определенно не был сильной стороной той эпохи. То, что двигало сердцами и умами, было христианским фундаментализмом, отмеченным созданием строгих монашеских орденов, верой в конец надвигающегося мира и отчаянной попыткой искупить наши грехи. Конечной целью было участие в крестовых походах за освобождение Иерусалима, святой земли. Именно в руках мусульман, которые, по слухам, плохо обращались с христианами с помощью евреев. Крестоносцы не нападали на общины своих соседей - которые знали, как быть такими же, как они сами, - но когда они уже были в пути, они вскоре восстали против семитов других городов.
Конечно, для такого большого насилия у вас должны были быть деньги в середине. В течение 13-го века, 65 процентов еврейских должников были сельскими жителями и дворянами - просто люди, наиболее способные возглавить волну антисемитизма. В то же время евреи были в упадке и теряли защиту властей. Большая часть его экономических функций заменялась католическими институтами. То есть они стали ненужными королям.
Основная проблема была религиозной. С 590 года против них появился новый аргумент, составленный папой Григорием Великим. Он сказал, что вопрос был не во множестве распятого Христа. Проблема заключалась в том, что с тех пор все евреи знали истину христианства - они знали, что Иисус был Мессией и совершал чудеса, - но они все равно отвергли его. Это было так странно, что, по логике того времени, он не мог быть человеком. Евреи должны были быть людьми другого типа, расой, у которой, как говорили люди, был хвост и особый запах, который исчез после крещения. Это был первый случай преследования группы за идею расы - рождение расизма.
Эти идеи породили насилие в соответствии с с настроением времени. «Акцент на повествования о Страсти приходит только во времена неуверенности и сомнения в ценностях Церкви. Это пессимистические, антиколлективистские и реакционные проявления », - говорит историк Франсиско Карлос Тейшейра да Силва из UFRJ. Он говорит, что во времена эйфории и защиты общественных ценностей (см., Например, движение хиппи в конце 1960-х годов) Христос становится образцом для подражания, примером добродетели. Его смерть почти случайность. Уже во времена неопределенности вновь появляется одно из нововведений христианства: культ боли и страданий. «До сих пор никто не говорил, что боль важна для спасения. Это будет считаться непристойным, - говорит Кроссан. На протяжении всей истории изображения Христа, несущие насилие (как в фильме Мела Гибсона), типичны для тех времен, когда кажется, что нет выхода, кроме боли и разрушения этого мира. «В наши дни принято искать козла отпущения для страданий», - говорит Франциско.
Не было недостатка в причинах неопределенности: между 1348 и 1351 годами чума распространилась по всей Европе, убила 25 миллионов человек и принесла новую вину евреям. Их обвинили в распространении болезни путем отравления колодцев - историю, которую некоторые из них подтвердили под пытками. Целые еврейские семьи были убиты до того, как к ним пришла чума.Была еще одна причина неуверенности верующих: группы, оставшиеся изнутри Церкви, предложили новые доктрины и поставили под сомнение догмы Ватикана. Ответом стал взрыв, продвигаемый Церковью против всего, что пахло ересью, включая иудаизм. В 15 веке это стало считаться «проблемой», которая требовала «окончательного решения». «Война против евреев была взята из рук народа и стала официальным делом Церкви и правительства», - говорит Пол Джонсон. Лабораторией для этого типа действий была Испания, где закон определил, что любые евреи, которые не приняли немедленное обращение, были высланы из страны. Многие были крещены, но проблема только возросла. Они продолжали практиковать иудаизм, только теперь в тайне и, к отчаянию христиан, с теми же правами, что и любой другой гражданин. Это была одна из причин, по которой инквизиция обратилась против них и принесла тысячи на карту.
Многие евреи бежали в соседние страны, и, как волна, действия против них распространились по всей Европе. Евреи, бежавшие из Испании, достигнув других городов, увеличили свою общину до такой степени, что раздражали местных жителей. В то время легенда о странствующем иудее, история о человеке, который избил Христа на Крестном пути и стал осужденным бродить по миру до возвращения Мессии, стал популярным. В то время истинно странствующих евреев не было недостатка. В конечном итоге их изгнали из городов, напали или заперли в гетто, которое распространилось по всей Европе и продолжалось до 19 века.
Перемирие
Жизнь евреев стала легче с 16-го века., Открытие новых континентов дало им новое место для жизни. В качестве примера можно привести первого генерал-губернатора Бразилии Томе де Соуза, который был еврейского происхождения. Более того, развитие капитализма стало для них благодатной почвой для реализации своих финансовых навыков. Католики также больше не были той же силой и спорным пространством с протестантами. Евреи перестали быть единственной европейской силой, противоречащей Ватикану, но их ненавидели: Мартин Лютер, главный герой этой религиозной реформы, против отказа евреев следовать своей вере, называл их ростовщиками и призывал своих последователей раздавить их. Некоторые историки считают Лютера первым автором, разграничившим современный антисемитизм.
Древние проявления и мифы, однако, сохранились. Примером является работа, написанная в 1833 году монахиней Анной Екатериной Эммерих, «Страстная страсть Господа нашего Иисуса Христа», подробный и жестокий портрет смерти Христа. «Это все еще приносит средневековый образ евреев, как мерзких людей, управляемых демоническими силами», - говорит Кроссан. «Это основной источник новой работы Мела Гибсона. Около 80% фильма находится в этой книге ", - говорит он.
Пик преследований пришел - вы, возможно, догадались - с Гитлером в 1930-х годах. Самая большая и самая известная демонстрация антисемитизма не была основана на христианстве, хотя она использовала религиозную ненависть к евреям. построен за тысячелетия. Это было вдохновлено другим источником, старше католицизма: Римской империей. Помимо присвоения различных языческих символов, у него было такое же желание построить империю вокруг своего народа и своей веры. Из католицизма Гитлер отозвал только метод: за исключением концлагерей, большинство его антисемитских мер уже практиковалось католиками от обязательства носить опознавательные знаки на одежде (как определено советом в 1215 г. ) к строительству гетто и попытке «окончательного решения».Перемирие между католиками и евреями наступило в 1965 году, после Второго Ватиканского Собора, созванного Папой Иоанном XXIII для обновления Церкви. Был опубликован документ Nostra Aetate («Наша эпоха» на латыни), согласно которому «хотя еврейские власти и их последователи просили смерти Христа, события Страстей не могут быть невнятно вменены всем евреям. тогда евреям сегодня ". Преступления, представленные в католических материалах, также были отозваны, такие как молитва Страстной пятницы, в которой молились за «коварных евреев». Позиция, однако, не принимается некоторыми консервативными католическими течениями, которые выступают против изменений этого совета. Мел Гибсон, например, входит в эту группу. «Сближение между евреями и христианами - это медленный процесс. Мы не можем изменить тысячелетия через несколько лет ", - говорит дон Жуан Онерес Марчиори, президент комиссии по экуменизму и межрелигиозному диалогу Национальной конференции епископов Бразилии.
Знание истинной причины распятия - это только начало. Иисус умер не из-за людей - это была совокупность факторов, включающих еврейскую элиту, римскую власть, последователей обоих и, возможно, самого Иисуса. Знание того, что скрывается за этой историей, является вопросом для всех или, по крайней мере, для тех, кто обеспокоен тем, чтобы не допустить скрытого распространения насилия.
Подробнее
В книжном магазине:
Бандиты, Пророки и Мессия, Ричард Хорсли и Джон С. Хансон, Паулюс, 1995
Кто убил Иисуса?, Джон Доминик Кроссан, Имаго, 1995
Маргинальный еврей, Джон П. Мейер, Имаго, 1993
История евреев, Пол Джонсон, Имаго, 1995 год
Общая история антисемитизма, Джеральд Мессади, Бертран, Бразилия, 2003
Арабы, друзья евреев?
Империя, которая не осуждала евреев
Когда мы смотрим на недавний мир между евреями и католиками и текущие сражения между израильтянами и арабами, трудно представить, что 1500 лет назад роли были изменены. В то время как христиане использовали все инструменты против евреев, арабские территории были безопасной посадкой для последователей Моисея. Они были, как и все немусульмане, гражданами второго сорта, но единственным последствием этого были более высокие налоги. Хотя закон дал мусульманам право поступать так, как им нравится с неверующими, насилие использовалось редко. Евреи занимали гораздо больший спектр профессий, чем в Европе: они стали пастухами, фермерами, стекольщиками, торговцами и производителями шелка. В чем причина такой терпимости, если у мусульман также есть Иисус среди их пророков? Разве они также не могли обвинить евреев в деициде? Получается, что ислам унаследовал христианскую традицию в версии древней ереси, доцетической. Там сказано, что у Христа не было материального тела. Он был только духом и поэтому не мог умереть на кресте. Коран даже утверждает, что евреи сговорились против Иисуса, но Бог был умнее и сговорился против них. В отличие от ранних христиан, мусульмане не чувствовали угрозы со стороны еврейских племен, которые жили вокруг них. Они также не хотели присоединяться к Римской империи, которая уже раздроблена и не занимала такой большой территории. Затем два народа смогли сосредоточиться на их сходстве, начиная от языка и заканчивая типом питания, к которому они привыкли. Были акты насилия, но ничто не сравнимо с соперничеством, которое существует сегодня. Что, кстати, имеет абсолютно политические, а не религиозные причины.