Что символизирует Уроборос? это грех
Что символизирует Уроборос?
РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Дом
Фильм
Изобразительное искусство
Книги
Музыка
телевидение
Стиль
Идентичности
Разработано
Коллекция
Более
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Древний символ, охватывающий тысячелетия
Поделиться по электронной почте
Поделиться в Твиттере
Поделиться через фейсбук
Поделиться в Linkedin
(Изображение предоставлено: Biblioteca dell'Accademia Nazionale dei Lincei, Рим )
(Источник: Biblioteca dell'Accademia Nazionale dei Lincei, Рим)
Джубин Бехрад
4 декабря 2017 г.
В рамках новой выставки, посвященной концепции петли, Джубин Бехрад обнаруживает, что один символ имел разные значения в Древнем Египте, индуистской мифологии и алхимии эпохи Возрождения.
Я
Возможно, уместно, что древний уроборос знаменует начало и конец « Бесконечных историй» , крупной выставки, которая в настоящее время проходит в Художественном музее Германии Вольфсбург. Охватывая несколько сред, периодов времени и полей, выставка исследует концепцию цикла в невиданном ранее масштабе. «Петля очень показательна для нашего времени, - говорит куратор Ральф Байль, - и концепция петли никогда не была представлена в более широком рассмотрении времени и пространства». «Бесконечные истории», разделенные на 14 тематических разделов, исследуют не только религию и философию, но и современное искусство, кино, музыку и литературу.
В фильме «Вдохновение на выдохе» (1977) Марина Абрамович и Улай заблокировали ноздри сигаретными фильтрами и сжали рты (Источник: LIMA, Амстердам)
В фильме «Вдохновение на выдохе» (1977) Марина Абрамович и Улай заблокировали ноздри сигаретными фильтрами и сжали рты (Источник: LIMA, Амстердам)
А уроборос - один из самых привлекательных символов, который на протяжении тысячелетий был предметом трепета и удивления. Буквально означающее «пожиратель хвостов» по-гречески, оно появилось во многих формах в самых разных контекстах и географических регионах. В своем первоначальном и наиболее распространенном варианте он изображает змею, поедающую собственный хвост в замкнутом круге. В Уроборос, однако, не греческий, и , конечно , это не празднование собственного людоедства. В чем же тогда его происхождение и что он означает?
РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
А вот и Солнце
Самый старый из известных уроборос появился на золотом святилище в гробнице Тутанхамона - «царя Тутанхамона» - в Египте в 13 веке до нашей эры, после кратковременного затишья в традиционной религии, вызванного его предшественником Эхнатоном. По словам ведущего египтолога Яна Ассманна, этот символ «относится к тайне циклического времени, которое течет обратно в себя». Древние египтяне понимали время как серию повторяющихся циклов, а не как нечто линейное и постоянно развивающееся; и центральным элементом этой идеи было разливание Нила и путешествие солнца.
Aurora Consurgens, алхимический манускрипт XV века, изображает уроборос, связанный с символами солнца, луны и ртути (Источник: Zentralbibliothek Zürich)
Aurora Consurgens, алхимический манускрипт XV века, изображает уроборос, связанный с символами солнца, луны и ртути (Источник: Zentralbibliothek Zürich)
Летнее наводнение Нила ознаменовало начало года и послужило метафорой циклического времени, текущего «обратно в себя, как круг… [позволяющее] обновление, повторение и возрождение», как говорит Ассманн. Точно так же солнце считалось источником циклического времени, совершая ночное путешествие к водам Нун (своего рода изначальная пустота), чреватым всевозможными препятствиями, откуда оно могло найти свой путь обратно в небо. Таким образом, уроборос в своем первоначальном египетском контексте символизировал повторение, обновление и вечный цикл времени.
Известный как древнейший аллегорический символ в алхимии, уроборос олицетворял концепцию вечности и бесконечного возвращения.
Подобно солнцу, уроборос совершил собственное путешествие. Из Египта он попал к греческим алхимикам эллинистической Александрии. В Chrysopoeia (трансмутации в золото) Клеопатры , то уроборос выглядит немного по- другому. Изобразительный алхимический папирус из 3-го века нашей эры, он имел дело с созданием золота, а уроборос появляется среди таинственных символов и изображений, окружающих греческие слова «Один есть все».
Известный как старейший аллегорический символ в алхимии, уроборос в этом контексте олицетворял концепцию вечности и бесконечного возвращения, а также единство начала и конца времени, а не специфические для Египта путешествия Солнца и Нила. В другом месте папируса, в двойном кольце, появляется полная максима, из которой «Одно есть Все» является лишь частью: «Один есть Все, и через него Все, и для него Все», - читается он, «и если это не содержит Все, тогда Все есть Ничто ».
Уроборос появляется в классическом алхимическом исследовании Atalanta Fugiens (1617 г.), написанном врачом императора Рудольфа II Майклом Майером (Источник: Staatsbibliothek zu Berlin)
Уроборос появляется в классическом алхимическом исследовании Atalanta Fugiens (1617 г.), написанном врачом императора Рудольфа II Майклом Майером (Источник: Staatsbibliothek zu Berlin)
В уроборос было также значение для гностиков. С гностической точки зрения, противоположные стороны уробороса интерпретировались как божественное и земное в человеке, которые, несмотря на противоречие друг с другом, тем не менее, существовали в унисон. В этом смысле его можно сравнить с китайскими инь и янь, изображающими гармонию противоположных сил, а также космическую дихотомию света и тьмы в манихействе и зороастрийской философии фарвахара , которая сначала постулировала , что каждая душа состоит из чистый, божественный компонент, а также человеческий.
В Уроборос также появляется и в других древних традициях. В скандинавской мифологии змей Ёрмунганд окружает мир своим хвостом во рту, а в индуизме уроборос является частью фундамента, на котором покоится Земля. В более распространенном римском варианте иранского митраизма Зурван, символизирующий «безграничное время», изображается с уроборосом, обвитым вокруг его тела, в то время как мезоамериканское божество Кецалькоатль часто встречается в форме уробороса.
Уроборос является частью индуистской иконографии, как на этом рисунке черепахи, поддерживающей слонов, на которой покоится Земля, в окружении змея Асути (Источник: Alamy)
Уроборос является частью индуистской иконографии, как на этом рисунке черепахи, поддерживающей слонов, на которой покоится Земля, в окружении змея Асути (Источник: Alamy)
Как будто этого было недостаточно, уроборос продолжал пользоваться большой популярностью среди алхимиков эпохи Возрождения. Опять же, представляющий бесконечную природу времени и вечного, это было видно в глазах алхимиков в качестве конечной препятствие , которое необходимо преодолеть в Magnum Opus , их непрекращающейся борьбы; Ибо стать бессмертным - их главная цель - означало раз и навсегда разорвать непрекращающийся цикл уроборосов . То, что благодаря своим экспериментам они также получат ценный «философский камень», который принесет им все прелести мира, было всего лишь вишенкой на торте.
Вокруг и около
«Never Ending Stories» начинается и заканчивается уроборосом, потому что это символ, нашедший отклик на протяжении многих эпох. «Его очарование проистекает из архаической точности изображения, - объясняет Бейль, - мгновенно понятного каждой культуре и, таким образом, используемого большинством из них в течение двух тысяч лет». Выставка рассматривает другие способы представления петли, создавая мультисенсорный опыт с мириадами элементов - визуальных, звуковых и физических - повторяющихся до бесконечности .
Другие петли в Never Ending Stories включают гипнотические произведения, такие как Blaze 4 (1964) Бриджит Райли, завораживающие своими оптическими эффектами (Фото: Бриджит Райли)
Другие петли в Never Ending Stories включают гипнотические произведения, такие как Blaze 4 (1964) Бриджит Райли, завораживающие своими оптическими эффектами (Фото: Бриджит Райли)
Бейл разделил выставленные петли на пять категорий: непрерывные круги и квадраты (например, уроборос ); Ленты Мебиуса; бесконечные циклы, порождаемые эффектом Дросте (или, как назвал его Андре Жид, mise en abyme ); Лестницы Пенроуза, бесконечные лестницы, частично вдохновленные работами М.С. Эшера (и которые, в свою очередь, вдохновили его на творчество); и постоянные идентичные петли всех видов, независимо от их элементов.
Помимо изучения природы петель и их различных форм, выставка подчеркивает их повсеместное распространение в эзотерическом и историческом, а также в более популярных контекстах. Возьмем, к примеру, хорошо известный греческий миф о Сизифе, навсегда обреченном катить валун на холм в Тартаре, который снова скатывается вниз, прежде чем сможет его преодолеть. Или, «Так говорил Заратустра» Ницше: «Вот, мы знаем, чему вы учите, - говорит автор своему главному герою (фактически, противоположность исторического иранского пророка), - что все вещи происходят вечно, и мы сами вместе с ними, и что мы уже были здесь, времена вечные, и все остальное вместе с нами ».
Работы М.С. Эшера, такие как «Рисование рук» (1948 г.), содержат визуальные парадоксы, создающие спирали, у которых нет ни конца, ни начала (Источник: The MC Escher Company, 2017 г.)
Работы М.С. Эшера, такие как «Рисование рук» (1948 г.), содержат визуальные парадоксы, создающие спирали, у которых нет ни конца, ни начала (Источник: The MC Escher Company, 2017 г.)
В той же обстановке можно увидеть рисунки Эшера, сверкающую инсталляцию «Бесконечная зеркальная комната» Яёи Кусамы - «похожая на транс бесконечность света размером четыре на четыре метра: высокоциклическая вечность», согласно Бейлю - спиралевидные роторельефы Марселя Дюшана. из 30-х и 60-х годов и архитектурные предложения Ле Корбюзье, в то время как такие песни, как I Feel Love Донны Саммер и Autobahn Kraftwerk, являются частью саундтрека .
От древнеегипетского путешествия Солнца до Донны Саммер петля - так часто представленная уроборосом - была неразрывно связана с нашим представлением о времени. Алхимики эпохи Возрождения рассматривали уроборос как нечто, из чего следует вырваться в погоне за линейной, а не циклической вечностью - и сегодня это может заставить нас пересмотреть то, как мы смотрим на каждый прошедший момент.
[5]. Текст взят из Википедии.