50 лет любимой комедии « Операция «Ы » и другие приключения Шурика »
50 лет назад — в августе 1965 года на экраны страны вышел фильм « Операция «Ы » и другие приключения Шурика » режиссера Леонида Гайдая. Кинолента очень быстро понравилась зрителю . Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа ( на тот момент ) число посмотревших картину, – 69 миллионов 600 тысяч . С тех пор « Операция «Ы »» остается одним из самых любимых отечественных фильмов . Далее мы расскажем вам о том , как проходили съемки данной кинокомедии.
В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами : Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий «Несерьезные истории » включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа , который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей — оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше . Гайдай присоединяется к созданию сценария.
10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии « Мосфильм » была принята заявка на сценарий «Несерьезные истории » и с его авторами заключили договор . 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано « добро » на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки : имя студента осталось прежним — Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу , которая хорошо знакома нам по фильму .
В первой новелле — « Напарник » Владик перевоспитывает тунеядца — «пятнадцатисуточника » на стройке, во второй — « Весеннее наваждение » — влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду ( эту новеллу Гайдай «подсмотрел » в польском журнале «Шпильки »). Но поскольку двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма , то сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было скрестить нового героя — Владика — со старыми — троицей Балбес—Трус—Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться . После месяца напряженной работы на свет явилась новелла « Операция «Ы »: на этот раз Владику, единственному «сквозному » герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности .
С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя — студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов , среди которых были актеры , которые вскоре стали знаменитыми : Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник , Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры ).
В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.
Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог , как всегда , случай .
Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению , что главного героя он будет списывать … с себя . Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая : длинный юноша в очках. Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова : «Владик — это сам Леонид Иович. Все его поступки , жесты. Конечно , актер преломил их через себя . Но образ шел от Лени . Он действительно был таким — нескладный , наивный и очень порядочный ». Рекомендованный Гайдаю Валерий Носик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил .
И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию , Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой . В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом . Актер потом вспоминал : «Я как прочел сценарий « Операции „Ы “, понял , что фильм обречен на успех . Ничего подобного в нашем кино тогда не было ».
Из Питера Гайдай привез еще одного ленинградского актера , которого хорошо знал по совместной работе в «Деловых людях » Алексея Смирнова. Его он хотел попробовать на роль Верзилы вместо Пуговкина. Последнего забраковал художественный руководитель 2-го творческого объединения Иван Пырьев, который , посмотрев пробы, заявил : « Для этой роли такая бандитская физиономия , как у Пуговкина, не годится !» В итоге Пуговкину достанется роль прораба …
… на которую изначально пробовался Владимир Высоцкий.
Тогда же Гайдай найдет и актрису на главную роль во второй новелле – Наталью Селезневу.
Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех , перед этим хорошо проведя время на пляже. Едва она вошла в павильон , Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест : раздеться перед камерой . Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу : «Вы мне , конечно , нравитесь, но мне кажется , что фигура у вас не очень-то …» Тут в Селезневой взыграло самолюбие , и она скинула платье , оставшись в одном купальнике .
И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.
Худсовет 2-го объединения просмотрел эти пробы и поставил точку — утвердил актеров на главные роли : Шурик — Демьяненко, Верзила — Смирнов, прораб — Пуговкин, Лида — Селезнева.
А бедолага Валерий Носик сыграет эпизодическую роль студента-картежника, сдающего экзамены в новелле « Наваждение ».
К началу съёмок Владик неожиданно ( по цензурным соображениям ) становится Шуриком — Владика забраковала политическая цензура с аргументом , что Владик — это Владлен, а Владлен — это Владимир Ленин . Нельзя комического героя называть именем вождя мирового пролетариата.
Первый съемочный день фильма « Операция «Ы » датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма » снимали эпизод « во дворе милиции » с участием массовки ( она изображала тунеядцев-алкоголиков ) и двух актеров : Смирнова ( Верзила ) и Владимира Басова ( милиционер ).
В этот эпизод Гайдай вставил случай из собственной биографии — это касается сцены, во время которой арестованных на пятнадцать суток распределяют на трудовые работы. Правда , в его жизни это было связано с войной. В иркутский театр , где он работал во время войны, приехал военком . Всех мужчин построили , и он спросил : « Кто хочет на фронт ?» Все сделали шаг вперед . Тогда военком сказал : « Для начала будем брать тех, кто знает немецкий язык ». Шаг вперед сделал только один человек — Леонид Иович. Гайдай и сам сыграл здесь маленькую роль — во многих изданиях пишут,что это роль алкоголика , который произносит фразу : « Огласите весь список , пожалуйста !». Но на самом деле это непрофессиональный актер Олег Скворцов, а Гайдай сыграл другого , менее заметного задержанного.
30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов « на стройке ». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода , то техника , то плохая пленка . В итоге , 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно . Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше . Тогда выбор пал на Одессу.
Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок : назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко : простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды » ( Пролетарский бульвар , 22) пришлось снимать в несколько заходов.
В Одессе продолжили снимать и первую новеллу. В районе Новые Черемушки (в Одессе тоже есть такой ) снимали, в частности, эпизод , где Шурик угодил в битум. Из-За чьей-то неосторожности битум внезапно загорелся , тушили пожар и строители, и киношники. Съемки в Одессе продолжались до 22 ноября.
Затем группа вернулась в Москву – на «Мосфильме » снимали « квартиру Лиды ».
12 декабря группа переезжает в Ленинград , где должна была сниматься третья новелла . Однако погода не порадовала . 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег , но он весь растаял. Было принято решение заменить снег подручными материалами — ватой, нафталином. Когда все было готово , чтобы « снег » не разнесло ветром, снимать начали … с конца . С эпизода, когда старушка « божий одуванчик » прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков : Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати , мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер отстоял серую артистку.
12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения , на котором был просмотрен отснятый материал . Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма « Смешные истории » на «Операцию «Ы » и другие приключения Шурика ».
Тем временем съемки фильма продолжаются . 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма » снимали « логово троицы »: это там Балбес поет песню « Постой , паровоз …», а Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках.
Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела , но Гайдай отстоял её убрав один куплет , который , по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так :
Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу
1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды « ограбление склада ». Вспоминает Юрий Никулин : « Для эпизода „ Бой на рапирах “ пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал : — Деретесь вы хорошо , но все это скучно , а должно быть смешно . У нас же комедия ».
Тогда-То Гайдай и придумал эпизод , как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь , которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки .
А помните , в третьей новелле, в эпизоде погони на складе , Балбес натыкается на скелет ? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Никулин решил похулиганить — взял и сунул палец между открытыми челюстями ( что не было предусмотрено сценарием ), а те вдруг , сомкнувшись, щелкнули. Камера сняла эту импровизацию, которая вошла в фильм.
25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма . Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма » Ивана Пырьева :
«В комедии главное — четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает . Вот Моргунов. Он не смешон , а часто неприятен . То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в „Псе Барбосе “, здесь же многое кажется фальшивым . Нельзя все время работать на одной и той же краске … В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный …»
На следующем худсовете, после просмотра всей картины Пырьев потребовал « кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели …». После чего другая инстанция — сценарно-редакционная коллегия — потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда « негр » Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены. Но Гайдай оставил все как есть . Чуть позже ему это припомнили , когда присваивали категорию фильму . 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы » ко 2-й категории.
8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма » В. Сурин и художественный руководитель 2-го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета См СССР по кинематографии А . Романову, в котором заявляют , что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки.
Цитата из письма : «В данном случае , как нам кажется , принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому , что за пренебрежительной оценкой фильма « Операция „Ы “ кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности . Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей , просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения , что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий …». Это письмо возымело-таки действие — фильму дали 1-ю категорию.
Премьера « Операции «Ы » в Москве состоялась 16 августа 1965 года . В эти же дни в столице показывали чехословацкую пародию на вестерн «Лимонадный Джо », комедию «В компании Макса Линдера », однако советский зритель предпочел фильм Гайдая, обеспечив ему уже в первые две недели проката фантастическую кассу.
Даже сам Гайдай не ожидал такого приема , а его недоброжелатели , которые предрекали картине слабую посещаемость , и подавно . Чтобы представить себе тот ажиотаж , который царил вокруг фильма , полистаем прессу.
Вот что писала в газете « Советская Белоруссия » ( номер от 3 сентября ) Д. Манаева :
« Советская кинокомедия давно ждет своего героя. И своих талантливых создателей . Молодой режиссер Леонид Гайдай отлично чувствует этот жанр , владеет его законами. Три новеллы фильма — это три наброска художника с ярко выраженным темпераментом , своим стилем , своим взглядом на жизнь ».
А вот что писала Л. Брандовская в другой минской газете — « Знамя Юности » ( номер от 7 сентября ):
« Слава об этом фильме пришла в город раньше , чем прибыли коробки с пленками и этикеткой на крышке : « Операция «Ы » и другие приключения Шурика ». Эту славу к нам доставили рекламные ролики , отзывы уже видевших, а главное беспроигрышное сочетание имен : «Никулин — Вицин — Моргунов »… и другие .
Правда , не стоит думать , что фильм вызывал только положительные эмоции . Были и негативные отзывы, хотя и в гораздо меньших количествах . Вот что писал В. Олерский в газете « Советская Клайпеда » ( номер от 8 сентября ):
« Комедия все-таки получилась , если считать , что создатели фильма до сих пор смеются над зрителем . Уж очень стыдно становится , когда смотришь на попытки актеров , постановщиков вызвать дешевый « животный » смех у зрителя . А именно это ощущаешь , когда смотришь кинокомедию « Операция «Ы »…»
Однако , повторюсь, подобных отзывов было — раз-два, и обчелся. Об этом говорит и рекордное за всю историю советского кинематографа число зрителей , посмотревших «Операцию Ы » — 69 миллионов 600 тысяч . Ни одна советская лента (в том числе ни одна кинокомедия ) до этого не знала такого посещения! Чтобы не быть голословным приведу количество зрителей на других хитах того времени .
Например , в 1964 году самым кассовым отечественным фильмом стала картина Александра Столпера « Живые и мертвые », собравшая 41,5 млн зрителей . А среди кинокомедий лидировали следующие фильмы : « Крепостная актриса » Романа Тихомирова (6-е место — 31,8 млн ), « Легкая жизнь » Вениамина Дормана (17-е место — 24,6 млн ), « Ключи от неба » Виктора Иванова (19-е место — 22,3 млн ), «Я шагаю по Москве » Георгия Данелии (21-е место — 20,0 млн ).
В 1965 году на первом месте расположилась комедия « Операция «Ы » (69,6 млн ), а на втором — драма из жизни бывшего вора в законе « Верьте мне , люди » Ильи Гурина и Владимира Беренштейна (40,3 млн , то есть отрыв первого от второго составлял 29,3 млн ). Самые кассовые комедии отечественного производства в том году выстроились в следующем порядке : « Операция «Ы » (1-е место ), « Дайте жалобную книгу » Эльдара Рязанова (14-е место — 29,9 млн ), « Зайчик » Леонида Быкова (25,1 млн ), « Дети Дон-Кихота » Евгения Карелова (20,6 млн ), « Женитьба Бальзаминова » Константина Воинова (19,4 млн ), « Добро пожаловать , или Посторонним вход воспрещен » Элема Климова (13,4 млн ).
Крылатые фразы из кинофильма « Операция „Ы “ и другие приключения Шурика »:
« НАПАРНИК »
« А компот ?» Верзила .
« А на ликеро-водочный нет ?» Верзила .
«Ах, ты зрячий ! Сейчас будешь слепой !» Верзила .
« Бить будете? — Нет . — А что ? — Вести разъяснительную работу.» Верзила , Шурик .
«В то время , как наши космические корабли бороздят просторы вселенной …» Прораб.
«Влип, очкарик!» Верзила .
« Давай бухти мне , как космические корабли бороздят Большой театр , а я посплю.» Верзила .
« Если я встану , ты у меня ляжешь.» Верзила .
« Жена Любушка и двое ребятишек : Леночка и Алешка.» Верзила .
« Кто не работает , тот ест .» Верзила .
« Может , не надо , Шурик ! Я больше не буду.» Верзила .
« Надо , Федя, надо !» Шурик .
«Нотр Дам де Пари . Что в переводе означает « Собор Парижской Богоматери ». — Какой-Какой матери ? — Парижской. Бога
матери .» Прораб, Верзила .
« Ну , граждане алкоголики , хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать ?» Суровый милиционер .
« Ну , студент , готовьсь!» Верзила .
« Огласите весь список , пожалуйста .» Эпизод .
« Она готовится стать матерью . — А я готовлюсь стать отцом .» Верзила .
« Правильно , и мух отгоняй.» Верзила .
« Пробка . Подарок из Африки.» Прораб.
« Работа стоит , а срок идет .» Верзила .
« Руки !., мыли?» Суровый милиционер .
« Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше.» Верзила .
« Скоро на тебя наденут деревянный макинтош , и в твоем доме будет играть музыка , но ты ее не услышишь.» Верзила .
«Сработаемся!» Верзила .
«Ты думаешь , это мне дали 15 суток , м-м? Это нам дали 15 суток . А для чего ? Чтобы ты вел среди меня разъяснительную работу.»
Верзила .
«У вас несчастные случаи на стройке были ? — Нет , пока еще ни одного не было . — Будут .» Верзила , Шурик .
«У тебя учет в рублях, а у меня в сутках.» Верзила .
«Убью, студент !» Верзила .
« Учись , студент !» Верзила .
«Цементный завод . — Я! — Погрузка угля. — Я!..» Строгий милиционер , Верзила .
« Шурик , вы комсомолец? — Да . — Это же не наш метод .» Верзила , Шурик .
« НАВАЖДЕНИЕ »
« А у меня горло . — Горло . — Горло . — И голова . — И голова .— Без мозгов. — Без мозгов.» Эпизод .
« Билет № 9, прием . — Что-Что вы сказали ? — Что ? — Какой прием ? — Я сказал не прием , а при нем. Билет № 9, а при нем
задача .» Дуб , Профессор .
« Была докторская — стала любительская.» Шурик .
«Горчички! — Угу .» Лида , Шурик .
« Профессор , конечно , лопух , но аппаратура при нем, при нем. Как слышно ?» Профессор .
« Профессор , можно еще ? — Пожалуйста . — Еще . Бери . — Себе . — Что значит себе ?!..» Студент , Профессор .
« Саша ! Так вы ж телепат!» Лида .
«Угадал? — Почти .» Шурик , Лида .
« Экзамен для меня всегда праздник , профессор !» Дуб .
«Я всегда помню, где я была , когда и с кем .» Лида .
« ОПЕРАЦИЯ «Ы »
« А где бабуля ? — Я за нее.» Трус , Шурик .
« Бабуля , закурить есть ?» Трус .
«Ваши условия . — Триста тридцать . — Согласен . — Каждому .» Директор базы, Балбес , Бывалый .
« Вот что мы имеем на сегодняшний день . — Не мы , а вы. — Что нас может спасти от ревизии ? Простите , не нас, а вас .» Директор базы,
Трус .
« Все уже украдено до нас. — Все уже украдено. До нас.» Бывалый , Трус .
«Вы не скажете , где здесь туалет ? — Нашел время . — Спасибо .» Трус , Бывалый .
«Вы не скажете , сколько сейчас градусов ниже нуля ?» Трус .
«Вы что спросили ? — Как пройти в библиотеку? — В три часа ночи! Идиот .» Директор базы, Трус .
« Где этот чертов инвалид ? — Не шуми. Я инвалид .» Эпизод ., Бывалый .
« Граждане новоселы, внедряйте культурку! Вешайте коврики на сухую штукатурку! Никакого модернизма, никакого абстракционизма! Сохраняет стены от
сырости, вас от ревматизма.» Трус .
« Дело для нас новое , неосвоенное.» Бывалый .
« За это мелкое хулиганство я плачу крупные деньги .» Директор базы.
«Налетай, торопись , покупай живопись !» Трус .
« Народ хочет разобраться , что к чему .» Бывалый .
« Операция «Ы »! — Почему «Ы »?.. Почему «Ы »? — Чтобы никто не догадался .
— Идиот .» Балбес , Директор базы.
« От ревизии нас может спасти только кража .» Директор базы.
« Прежде всего вам нужно нейтрализовать сторожа . — Не нам, а вам . — Нет , на этот раз именно вам .» Директор базы, Трус .
« Разбить … — Разбить . — Поллитру … — Пол-Литра. — В дребезги … — Ну , конечно , в дребезги. — Да
я тебя за это !..» Балбес , Директор базы.
« Рекомендую классический сюжет « Русалка ». По одноименной опере. Музыка Даргомыжского, слова Пушкина. — Срамота !» Трус ,
Покупатель .
« Сумма ? — Триста. — Это несерьезно !» Бывалый , Директор базы.
« Тренируйся лучше … на кошках.» Балбес .
« Тяжело в учебе —#8212; легко на работе.» Трус .
«У, проклятый ! Расхититель социалистической собственности !» Бывалый .
« Хватит гулять . Ну , полос На работу.» Бывалый .
«Я вам денежки принес за квартиру за январь. — Вот спасибо , хорошо , положите на комод .» Шурик , Бабуля .
«Я и с Ленкой посижу, и за тестом погляжу . Отправляйтесь на дежу. — Ну , тогда я ухожу.» Шурик , Бабуля .
«Я на русалках больше заработаю!» Трус .