— Ты это! А ты товой!
— Чего т-того?!
— Ты… это… не безобразничай.
— «невротик:».?
.
— Ты это! А ты товой!
— Чего т-того?!
— Ты… это… не безобразничай.
— «невротик:».?
.
— Тебе — .
— А зачем нам английский?
— Посольство будем грабить!
Невротический психотип – тип личности , при котором человеку свойственно чувство тревоги , раздражительности и недовольства окружающими. Такие люди всегда ожидают подвоха от всех вокруг и сами сильно страдают от этого . Отличительные признаки психотипа
Отношения с невротиками Поддерживать отношения с невротиками довольно сложно , потому что они могут постоянно контролировать партнёра, не дают ему личного пространства . Им тяжело понять , что у других есть свои дела и желания , Отношения невротика часто носят зависимый или созависимый характер. Сложности у невротиков и в профессиональной сфере . Им бывает трудно определиться с выбором профессии. Невротик переживает по поводу и без и очень часто бросает дело , едва взявшись за него. Невротики не умеют отказывать или выражать своё мнение . Им очень сложно позвонить и попросить о помощи . Это связано с тем , что у невротика много внутренних запретов, преодолеть которые он не может . Поэтому он часто не способен не принять приглашение на нежеланную встречу или отказать в помощи . Как невротики справляются с тревогой? С тревожностью и страхами невротики обычно борются тремя способами:
Типы невротиков
Невротик этого типа тянется к людям. Ему нужно , чтобы рядом был кто-нибудь, но его друзьям или партнёрам уготована роль покровителя . Им придётся защищать невротика и решать его проблемы.
Этот тип желает власти и готов идти по головам ради достижения цели . Для него жизнь – это борьба , и он не умеет проигрывать . У него нет друзей или людей, кому бы он доверял . Он ищет выгоду буквально во всём. Он может быть вполне успешен , но своими достижения никогда не бывает доволен. У него поставлены запреты на выражение чувств и слабостей, поэтому прорывается только агрессия
Этот тип замкнут на себе из-за страхов и напряжения, которые испытывает при общении. У него также наложен запрет на проявление чувств и эмоций . Он не вступает в серьёзные отношения и старается избегать ситуаций , которые могут заставить выйти из своего замкнутого мира. При этом он хочет быть важным . Обособленные невротики зачастую талантливые люди , которые бояться раскрыть свои способности , ведь это повлечёт требования и обязанности. Причины невротизмаКак всегда , причины следует искать в детстве. Невротика формируют родители и окружение противоречивыми приказами , наказаниями за малейшую провинность , придирками и постоянным контролем «стоянием над душой». Часто родители или опекуны возлагают на детей ответственность за свою «загубленную жизнь » и поступки , заставляют решать проблемы , непосильные для маленького человека и когда случается неизбежная ошибка – винят в ней ребенка . Последствия невротизма Состояние нервного напряжения, в котором существуют невротики негативно влияет как на психику, так и на физическое состояние человека.
Как бороться с невротизмом? Что надо сделать , чтобы он не перерос в невроз ? Для того чтобы этого не случилось , необходимо:
Жить в тревоге не самый разумный выбор , ведь с ней можно и нужно справляться . |
Невротизм — основная черта личности , характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, тревогой , неуверенностью в себе , депрессией и другими негативными чувствами. Нейротизм может влиять на отношения по-разному. Невротические наклонности, например , иногда могут вызывать разногласия . Узнайте, как невротизм может повлиять на отношения , а также несколько способов свести к минимуму потенциально негативное влияние этой черты личности. Общие невротические черты Как узнать , где вы находитесь в спектре невротизма? Люди , находящиеся на более высоком уровне, часто описываются как обладающие невротической личностью и склонны демонстрировать следующие характеристики:
Причины невротизма Что может привести к тому , что у одного человека невротизм будет выше , чем у другого ? Вот несколько факторов , которые следует учитывать.
Как невротизм влияет на поведение Как упоминалось ранее , невротизм может помочь людям выжить , потому что они склонны уделять больше внимания негативным последствиям или рискам. С другой стороны, невротическая личность может иметь негативное влияние на поведение , например , если вы не можете справиться с чувством беспокойства. В некоторых случаях невротизм может способствовать развитию проблем с психическим здоровьем , таких как депрессия или тревога. Как правило , люди с высоким уровнем невротизма реагируют на ситуации быстрым возбуждением, и им может потребоваться много времени , чтобы вернуться к исходному уровню. Другими словами , они живут с эмоциональной нестабильностью , и в результате у них могут возникнуть проблемы с регулированием своего поведения. Возможно ли измениться? Хотя черты личности считаются относительно стабильными с течением времени , они могут изменяться и меняются . Ими также можно управлять , чтобы уменьшить их негативное воздействие и усилить положительное воздействие . Признание того , что у вас есть некоторый контроль над тем , как вы реагируете на ситуации , — это хороший первый шаг к выбору более здоровой реакции. С уважением , Ваш психолог , консультант , когнитивно-поведенческий терапевт, Юлия Чурина |
Смотрите также:
& NBSP;
Авторы Авторы и аффилированные лица )Невротическая потребность в любви присутствует почти в каждом неврозе. Имеется в виду не ситуативный невроз , возникающий при внешней психотравмирующей ситуации , а невроз характера , который начинается в раннем детстве и охватывает всю личность в целом. Эта потребность выражается в чрезмерной потребности в любви, поддержке , признании и повышенной чувствительности к фрустрации этих желаний. Потребность в любви не обязательно говорит о наличии невроза, она свойственна каждому человеку, который хочет любить и быть любимым . Но в отдельных случаях она приобретает специфические , невротические черты. Что же отличает здоровую потребность в любви от невротической? - Чрезмерность . Даже в компании малознакомых людей субъективно ощущаемый недостаток дружелюбия способен надолго испортить невротику настроение . Его может расстроить то, что кассир в супермаркете оказался, не особенно любезен , врач в поликлинике не проявил должного участия и т.д. Здоровому человеку важно быть достойным любви исключительно ценных и близких для него людей, маловероятно , что его расстроит отсутствие симпатии со стороны постороннего человека . Невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива. Возникает ощущение , что для невротика важно , чтобы его любили абсолютно все . - Переоценка любви – невротик чувствует себя несчастным и неуверенным , если рядом нет человека , который его любит и заботится о нем. У невротических женщин желание выйти замуж может приобретать навязчивый , гипертрофированный характер . Даже если сами они не способны любить и испытывают по отношению к мужчинам только негативные чувства . Обычный человек может выдерживать периоды одиночества, без снижения качества жизни и чрезмерных переживаний. Невротическая потребность в любви превращает временное отсутствие отношений в катастрофу . Испытываемые при этом интенсивные отрицательные эмоции и тревога , способны толкнуть невротика в объятья первого встречного. - Ненасытность – невротик уверен в том , что партнер должен любить только его и никого больше . Его угнетает то, что у избранника есть отдельные от их отношений дела , интересы и связи . Подобное может наблюдаться не только в любовных отношениях , но так , же в дружбе и в профессиональном взаимодействии . Невротическая ревность не является реакцией на объективные внешние обстоятельства , она выражает стремление невротика стать единственным предметом любви и внимания . Ненасытность в любви наиболее ярко наблюдается , когда после разрушения отношений по внутренним причинам , невротик становится таким же ненасытным в еде и стремительно набирает вес . При вступлении в новые отношения , он с такой же легкостью сбрасывает лишние килограммы. Этот цикл может повторяться многократно . - Потребность в безусловной любви – невротик ожидает , что партнер будет любить его , даже если он станет вести себя не совсем достойным образом . Иногда он как будто проверяет , как далеко еще можно зайти и как много еще может выдержать близкий человек . Он требует любви, ничего не давая взамен . В отдельных случаях дело может доходить до подозрений , что партнер любит его ради получения сексуального удовлетворения или какой-либо еще выгоды. Избраннику невротика может приходиться доказывать свою любовь , жертвуя собственными моральными ценностями, временем и репутацией. Но действительно ли невротическая личность так жаждет любви или просто стремится использовать другого в своих целях? На этот вопрос нельзя ответить однозначно . Невротическая потребность имеет много оттенков и вариаций . В крайнем варианте широкого спектра находятся люди , которые сознательно отреклись от любви и сосредоточившись на материальных ценностях. Сильнейшая психологическая травматизация привела их к обиде на весь мир и выводу , что любви просто не существует . Такое убеждение служит им защитой от реального отвержения, поскольку они часто сами того не осознавая считают, что их действительно не за что полюбить . Поверить в искреннюю дружбу и доброту они могут только после серьезной психотерапевтической работы. Она существенно снижает их страсть к материальным вещам и выводит на первый план желание быть любимым . - Крайняя чувствительность к отвержению – наиболее ярко наблюдается у невротиков с истерическими чертами характера , которые принимают за отвержение практически все и реагируют яростью. В других случаях реакция на реальное или воображаемое отвержение носит скрытый характер . Тогда затаенная обида может проявить себя в снижении продуктивности деятельности , сомнениях , негативных эмоциональных состояниях, соматических заболеваниях. Почему невротику не везет в любви. Невротику никогда не удается достичь именно той степени любви, в которой он так нуждается. При свойственной ему ненасытности , любви всегда будет мало . Другой причиной неудачи невротической личности в отношениях является ее собственная неспособность любить . Любовь предполагает наличие способности спонтанно отдавать себя другому . У невротика она заблокирована тревогой и скрытой враждебностью, берущей начало в раннем детстве, в нарушенных отношениях с близкими людьми. Эта враждебность страшит невротика, поскольку несет в себе опасность утраты любви, и он вытесняет ее. Но даже став бессознательной , эта враждебность не теряет своей силы и энергии. Она лишает невротика способности поставить себя на место другого . Он перестает считаться с тем , сколько любви и времени может дать ему партнер и болезненно воспринимает его желание побыть одному, либо уделить внимание личным делам и интересам . Невротик, как правило , не знает о собственной неспособности любить и живет иллюзией, что он как никто иной способен к самоотдаче. Его самоотверженность связана не с истинной заботой о другом , а со стремлением к власти и страхом отвержения. В его бессознательном скрывается устойчивый запрет искренне желать чего-то для себя и быть счастливым , что лишь усиливает его иллюзию, как , будто он может любить глубоко и беззаветно . Этот самообман помогает невротику оправдать собственные претензии на любовь . Иначе он не смог бы требовать так много любви от других , зная , что они безразличны ему, по сути. Еще одной причиной невротической неудачи в любви, является страх отвержения. Он может достигать такой интенсивности, что не позволяет невротику даже обратиться к другому с просьбой или сделать ему подарок . Реальное или мнимое отвержение вызывает у него очень сильную враждебность . Страх отвержения и враждебная реакция заставляют невротика все больше замыкаться в себе . В менее тяжелых случаях дружелюбие окружающих позволяет ему почувствовать себя лучше , в более сложных он вообще лишается способности принимать человеческое тепло. Страх перед любовью защищает невротика от страха перед жизнью . Он закрывается от нее на все замки и чувствует себя в безопасности . Этот страх включает в себя страх перед зависимостью, поскольку невротик действительно мучительно зависим от любви окружающих . А страх зависимости в свою очередь усугубляется внутренней уверенностью невротика в том , что другие относятся к нему враждебно . Невротик пытается удовлетворить свою потребность в любви следующими способами : - Привлечение внимания к своей любви : «Я так сильно тебя люблю , что ты просто не можешь меня не полюбить ». - Апелляция к жалости , в этом случае невротик ощущает , что может получить желаемое , только демонстрируя слабость , беспомощность и невезение . Выбор данного способа говорит о полном неверии в любовь и убежденности во враждебности других . - Угрозы , которые могут быть открытыми ( угроза причинения вреда жизни и здоровью , как объекта любви, так и собственному ) и замаскированными. Во втором случае они могут выражаться в форме болезни , истинное значение которой заключается в получении любви и заботы. Существует несколько истолкований истинного значения невротической потребности в любви : - Инфантильная черта – дети действительно гораздо больше , чем взрослые нуждаются в поддержке и заботе, но в, то, же время в семье со здоровой атмосферой ребенок может обратиться к матери за помощью , но он не будет в слезах цепляться за ее передник . - Фиксация на матери – это предположение основано на том , что в историях людей с невротической потребностью в любви есть свидетельства того , что они не получили в детстве достаточно любви и тепла от матери или их привязанность к матери уже тогда имела форму навязчивости. В первом случае невротическая потребность может выражать стойкое стремление к получению материнской любви, недополученной ранее , но уже от другого человека . Во втором во взрослом поведении прослеживается непосредственное повторение детского цепляния за мать . Но без ответа остается вопрос – « Почему этим детям было так необходимо цепляться за своих матерей ?». - Нарциссическая черта – известно , что нарциссическая личность эгоцентрична и действительно лишена способности любить . Однако самолюбие и эгоцентризм, основанный на тревоге, имеют существенные различия. Невротик относится к себе как угодно , но только не хорошо . В крайних случаях он может открыто себя презирать . Он стремится быть любимым , чтобы повысить свою самооценку и почувствовать себя в безопасности . - Страх потери любви – у невротика он очень велик . Для понимания этого страха необходимо понимать значение , которое он придает тому , что его любят . Зачастую наличие любви в этом случае отождествляется с удовлетворением жизненно важных потребностей . - Орально – эротическая фиксация , подтверждению этой точки зрения служит ненасытность невротической потребности в любви. Эта фиксация относится к тому раннему периоду жизни человека , когда удовлетворение витальных потребностей и удовольствие были сосредоточены вокруг оральной зоны. - Защита от тревоги – часто невротическая потребность в любви возрастает , когда человек оказывается в сложной жизненной ситуации . Навязчивость , неразборчивость и ненасытность этой потребности становятся понятнее, если предположить , что они служат успокоению и обретению безопасности – « Если ты меня любишь , то точно не обидишь ». В ряде случаев невротическая потребность в любви проявляется преимущественно или исключительно в сексуальной сфере . Для ее понимания стоит учитывать , что сексуальные желания не всегда отражают именно сексуальные потребности . Это так же одна из форм контакта с другим человеком. Невротическая потребность принимает сексуальную окраску , когда эмоциональные отношения с другими людьми очень сильно нарушены. Это переполняет человека тревогой , и сексуальность остается для него единственным мостиком для взаимодействия с окружающими. Он вступает в одну сексуальную связь за другой , как будто под принуждением потому , что не может перевести отношения в другую плоскость . Это является причиной того , что такие люди с большим трудом переносят половое воздержание. Невротическая потребность в любви имеет прямую связь с тревожностью. В детских историях невротиков обнаруживается множеств факторов , способных вызвать очень интенсивную тревогу. Это может быть запугивание , влекущее за собой снижение самооценки и повышение враждебности. В данном случае изначальная тревога ребенка возникает , потому что он чувствует , что выражение им собственных враждебных импульсов несет угрозу безопасности его существования. Базальную тревогу невротика можно описать как чувство беспомощности во враждебном и подавляющем мире . Такая тревога обычно не осознается человеком. Он может бояться чего угодно , грозы, публичных выступлений , полетов и многого другого , но все эти страхи , как правило , проистекают из глубинной базальной тревожности. Существует несколько способов защитить себя от этого страха : - невротическая потребность в любви – « Если меня будет любить , то не причинят мне вреда ». - подчиненность – « Если я буду делать все , что от меня хотят , то моей безопасности ничего не будет угрожать ». - навязчивое стремление к власти и превосходству – «Я стану таким сильным , что никто не сможет меня обидеть ». - эмоциональная изоляция – « Уйти от людей, чтобы почувствовать себя в безопасности , подавить свои чувства и стать неуязвимым , если нет эмоций , то нет и боли». Каким бы ни был выбор невротика – он никогда не будет свободным и удовлетворяющим. Он придерживается той или иной тенденции не потому что искренне этого хочет , а для того чтобы справиться с тревогой . Он может пытаться достичь своей цели различными , порой совершенно противоречивыми способами и это снова не принесет ему желаемого результата . С этой точки зрения невротическая потребность в любви, с ее навязчивостью и ненасытностью выступает лишь как один из способов защиты от тревоги , который так же не работает . Таким образом , осознание и преодоление этой тревоги становится единственным способом избавления от невротической потребности , ведущим к обретению истинной гармонии в отношениях . Сделать это самостоятельно не представляется возможным , потому что возникновение данного психического феномена относится к очень ранним периодам жизни человека . Все или почти все обстоятельства , способствовавшие этому , вытеснены в сферу бессознательного и недоступны . Их понимание и проработка возможны только при психотерапевтической работе.
Спасибо за интерес , проявленный к моим публикациям!!! Получить дополнительную консультацию или записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru С искренним уважением и заботой, Психолог, Ирина Никнютьева |
фото невротик?
фото
Невротическая личность или невроз характера — психоаналитические термины , обозначающие патологию личности , в значительной мере совпадающую с психопатией. Это незрелые личности , которым свойственны по меньшей мере три кардинальных признака : аномальные потребности , комплексы и психологические защиты . Мы считали бы целесообразным описать их в надежде, что это позволит лучше понять переживания и поведение пациентов с расстройствами личности , т. е. психопатов.
Наиболее полно , по нашему мнению , аномальные или невротические потребности описывает К.Хорни (1942). К.Хорни представляет такие потребности или тенденции как защитные стратегии, которые используются пациентами для преодоления «базальной тревоги » — ощущения «одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира ». Эти нормальные изначально , но ставшие « избыточными » потребности , которые невротическая личность использует негибко , избирая какую-то одну во всех социальных взаимодействиях. « Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга , врача , работодателя и чистильщика обуви », — поясняет К.Хорни. Вот эти потребности .
| Как лечить неврозы ? |
Что касается комплексов , то их открытие связывают, как известно , с К.Юнгом. Комплекс , считал он, может вести себя как самостоятельная личность , с собственной ментальной жизнью и движением , контролируя человека и используя его психику в своих целях. Над Л.Н.Толстым, думал К.Юнг, доминировала идея прощения , а над Наполеоном — жажда власти . При выявлении и измерении силы комплекса могут быть , по К.Юнгу, использованы три метода : прямое наблюдение ( плюс аналитическая дедукция , например анализ снов ), обнаружение индикаторов комплекса ( например , оговорок ) и измерение интенсивности эмоционального выражения ( например , частоты пульса ). Приведем короткое описание наиболее часто упоминаемых комплексов :
Комплексом , по К.Юнгу, может стать любая эмоционально значимая идея или любое желание , если они подавлены, вытеснены из сознания. Число комплексов , таким образом , далеко не ограничивается здесь упомянутыми. Идея комплексов фиксирует ряд отклонений поведения , причины которых остаются неизвестными . Вместе с тем она является сугубо гипотетической . Число комплексов может быть увеличено до степени , дискредитирующей саму идею их существования .
Наконец , невротическую личность характеризуют различные формы психологической защиты — ментальных действий , направленных на устранение тревоги и ощущения опасности . Психологические защиты формируются и функционируют неосознанно . Для невротической личности они являются способами самообмана относительно себя и реальных внешних ситуаций . Приведем короткое описание основных защитных стратегий.
1. Вытеснение (мотивированное забывание ) — удаление из сознания травмирующих представлений. Обычно является стойким , неподконтрольным сознательным усилиям. Вытесненный материал может обнаруживать себя разными путями : сновидениями, оговорками , невольными действиями , остротами, соматическими симптомами , детскими страхами взрослых , а также символизацией, т. е. смещением на другие объекты : например , чувство враждебности к отцу проявляется враждебностью к другим проявлениям авторитаризма.
2. Проекция — приписывание собственных неприемлемых мыслей , чувств , намерений и действий другим людям. При проекции человек говорит : « Она меня ненавидит » вместо «Я ненавижу ее ». Проекция осуществляется в три этапа . На первом происходит отрицание у себя неприемлемого качества . На втором — экстернализация, т. е. перемещение этого качества на другого человека . На третьем этапе наступает обращение , т. е. узнавание этого качества у другого человека направленным на себя . Так , по Фрейду, возникает параноид, являющийся , как он полагал , следствием проекции гомосексуального влечения .
3. Замещение — перенос инстинктивного чувства или импульса, например враждебности, на другой , менее угрожающий объект . Замещением объясняют , например , жестокое обращение с детьми .
4. Рационализация — самооправдание путем объяснения , искажающего реальные отношения , например имеющую объективные основания недоброжелательность индивид интерпретирует следующим образом : «Они осуждают меня по своей глупости ».
5. Противодействие или формирование реакции — замена неприемлемого импульса или чувства на его противоположность . Ненависть к ребенку выражается, например , подчеркнутой любовью. Реактивные образования такого рода отличаются от естественных чувств и действий своей экстравагантностью и конвульсивностью, т. е. неестественностью и вынужденным характером , так что и при желании пациент не может от этого освободиться . Иногда такие образования действительно удовлетворяют первоначальный импульс : так , мать «душит » ребенка своей «любовью ».
6. Регрессия — возврат на более раннюю и пройденную стадию развития : например , молодая жена , не умея наладить зрелые отношения с мужем , возвращается в привычные условия родительской семьи, а потерявший работу инвалид возобновляет употребление алкоголя . Ретрогрессия — возврат наблюдавшихся ранее образцов поведения . Так , испуганный в школе ребенок снова начинает сосать палец , как он это делал в детском саду.
7. Фиксация — остановка на одной из ранних стадий развития . Так , пугаясь самостоятельной жизни , индивид остается сверхзависимым и, не вступая в брак , не покидает родительскую семью , предпочитая оставаться взрослым ребенком .
8. Сублимация — перевод неприемлемых или агрессивных импульсов в социально одобряемое русло , например мастурбация сублимируется в занятия спортом, а агрессивность — в работу следователя, прокурора, хирурга .
9. Отрицание реальности — отказ принять нечто , причиняющее страдание : например , индивид не может принять смерть близкого человека и продолжает считать , что тот все еще живой , ждет его возвращения или порывается раскопать могилу; или индивид не может поверить , что его разлюбили, и продолжает жить по планам совместной близости отношений .
10. Изоляция — нейтрализация аффекта, связанного с травмирующим событием . Индивид старается при этом не думать о том , что произошло , и о том , что за этим последует.
11. Подавление ( уничтожение сделанного ) — нейтрализация аффекта, связанного с собственным недостойным поступком или побуждением. Индивид старается забыть о случившемся, переключая внимание на что-то другое .
12. Интроекция — замена внешнего объекта представлением о нем. Например , интроектами родителей могут стать какие-нибудь их советы или предостережения . Индивид может следовать таким предписаниям, хотя в нем самом они не укоренились и не стали естественной частью его Я.
13. Поворот против себя — обращение неприемлемых импульсов, адресованных окружающим , на себя . Так , по Фрейду, агрессия против кого-то направляется на себя в акте суицида.
14. Идентификация — процесс , посредством которого индивид а ) распространяет свою идентичность на кого-то другого ; б ) заимствует свою идентичность от кого-либо; в ) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью другого . Данный термин в психоанализе никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-то другого . Первичная идентификация — состояние младенца , еще не способного найти различия между «я » и «ты ».
Вторичная идентификация — процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже установлена. Дети подражают родителям и как бы заимствуют свою идентичность от них . Это защита , она позволяет детям отрицать переживание сепарации с родителями ; считается частью нормального развития . Проективная идентификация — процесс , когда индивид представляет , что он находится внутри некоего объекта. При этом возникает иллюзия контроля над объектом и появляется возможность получать замещающее удовлетворение . При вуайеризме, например , пациент представляет себя внутри реального сексуального партнера , будто бы контролирует его и получает удовольствие . При интроективной идентификации происходит процесс , который дает возможность представить другого внутри себя и частью себя . При этом индивид говорит или что-то делает как бы от имени другого человека , не отождествляя себя с ним. Именно так действует , например , актер в какой-нибудь роли или индивид , который представляет себя в роли другого человека .
15. Интеллектуализация — анализ личной проблемы в отстраненных интеллектуальных понятиях , позволяющий игнорировать собственные эмоции и чувства . Так , переживание чувства вины подменяется размышлениями о природе этого чувства , его роли в жизни человека , происхождении и значении совести .
16. Перенос или трансфер — смещение чувств и установок с эмоционально значимых лиц на кого-то другого , например на психотерапевта . При положительном переносе смещение касается позитивных чувств и установок, при отрицательном переносе — негативных чувств (обиды, обвинений и др.). Противоперенос — смещение психотерапевтом своих чувств и установок на пациента . Последний может вызывать антипатию, недовольство или , напротив , уважение , доверие , расположение , хотя с его личными качествами это никак не связано .
17. Расщепление — разделение целостной структуры как бы на два самостоятельных объекта : позитивный и негативный . Восприятие себя и других становится полярным : то крайне положительным , идеализированным, то резко отрицательным, уничижительным, трагичным. Так , в период влюбленности индивид видит в партнере чуть ли не божественное существо , а после охлаждения к нему — напротив , всего лишь ординарного , всем раздражающим человека . Неспособность видеть травмирующее начало в конфликте или стрессе на некоторое время помогает пациенту сохранять спокойствие и самообладание , чтобы повлечь затем отставленную реакцию на психическую травму. Совмещение полярных реакций неизбежно влечет за собой двойственность отношения , амбивалентность.
18. Нереалистический оптимизм , или механизм Польянна — склонность самовлюбленного индивида считать , что вероятность чего-то плохого у других людей значительно выше , нежели у самого себя . Это другие могут заболеть раком , стать наркоманами или подвергнуться нападению , у них на это есть некие основания , а «со мной, я уверен , все будет хорошо , я другой , я в состоянии предупредить неприятности или с ними справиться ».
19. Вера в справедливый мир — убеждение , что мир справедлив и распределяет невзгоды неслучайным образом , только среди тех людей, которые их достойны . А «меня карать не за что , я заслуживаю только хорошего ». Другая сторона такой веры — обвинение тех, кому выпал несчастливый жребий . Например , « бедные виноваты в этом сами , они могут пенять только на самих себя ». Насилие оправдывается тем , что люди его « заслужили », так как они « неполноценные , бесчестные , жестокие » и т. д. В обществе , где большинство верит в такую справедливость , обычно воцаряются и оправдываются социальное и экономическое неравенство .
20. Глупость — неосознанное отрешение подавлять свою напряженную умственную активность , основанное на господстве стереотипов типа : « горе от ума », « от многой мудрости — много скорби », «с дурака спросу нет », « умные богатыми не бывают » и др. Познавательная пассивность приводит в конечном итоге к состояниям, близким к умственной отсталости, когда люди ограничиваются поверхностными знаниями и банальными суждениями. Именно это имел в виду П.Б.Ганнушкин, описывая «конституционально глупых » психопатов.
Говоря по существу , психологические защиты есть лишь перевод некоторых моделей поведения на язык психологических терминов . Это часто варьирующие констатации давно и общеизвестных фактов , но вовсе не их объяснение , как многие считают. Обозначить явление или построить его вербальную модель отнюдь не означает приблизиться к пониманию его существа . Магия слов способна породить не более чем иллюзию понимания , хотя и это порой представляет немалую ценность .
В качестве иллюстрации «невроза характера » вернемся к конформной личности , с которой прочно ассоциируются бытовые представления о «приспособленчестве », «беспринципности » и т. д. Под конформностью как свойством личности понимают тенденцию индивида « идти вместе со всеми » и менять свои отношения и убеждения под влиянием других людей. Главная особенность конформной личности — ориентация на принцип социального доказательства . Не факты и логические выводы, а мнения и поступки окружающих играют в ее поведении значительную , а порой и решающую роль . Основное значение приобретают влияние группы (нормативное социальное давление ) и влияние авторитета, а также то, что их символизирует.
Например , это могут быть одежда , внешность , дорогие престижные вещи , украшения , данные социологических опросов , искусная риторика , положение в обществе , популярность , почетные звания, титулы и др. Следует подчеркнуть роль рекламы. Технология современной рекламы строится на наблюдениях Аристотеля : «словесные убеждения есть трех видов . Первый вид зависит от личности говорящего ; второй состоит в том , чтобы создать определенное настроение у аудитории; третье доказательство или видимое доказательство содержится в словах самой речи ». Многие жертвы рекламы склонны считать , что она действует на других людей, но не на себя . Влияние рекламы на конформную личность столь велико, что возникло выражение : « Об идеалах нации можно судить по ее рекламе ».
Невротическая личность во многом является противоположностью личности зрелой, здоровой. По отношению к последней многие понятия психологии, такие как зависимость , защиты , комплексы и т. п., неприемлемы. Ряд авторов указывает на опасность экстраполяции выводов, сделанных при изучении невротических личностей и тем более больных людей, на нормального человека .
невротик,
Я уже писал много постов о перверсиях, психопатах и психонализе, однако , сегодня у нас джекпот 3 в 1.
В этом посте я подробнее расскажу о том , что такое перверсия согласно структурному психоанализу,
а чтобы вам не было скучно в этом громадном тексте - опишу примеры из жизни и фильмов.
Итак, для начала
немного повторим пройденное.
Под словом «перверт » в 99% случаях понимается сексуальное
извращение.
Но основатель структурного психоанализа Жак Лакан расширяет понятие перверсии. Он говорит , что совершать перверсивные сексуальные действия могут и невротики, и психотики, а вот перверт может оставаться и обычным гетеросексуалом.
Но кто же тогда перверт, согласно психоанализу
Лакана?
Для Лл, перверты согласно структурному психоанализу - это скорее люди со слабой эмпатией, и
как следствие - другие люди для них всего лишь объекты ( как и перверт сам для себя - тоже объект ). То
есть , под эту категорию попадают не только некоторые сексуальные извращенцы, но также и психопаты,
серийные и массовые убийцы, закоренелые преступники , и даже некоторые чиновники (вы же в курсе, что в
политике повышенный процент психопатов?).
Расскажу подробнее, как это всё выглядит в теории
структурного психоанализа.
Итак, современный психоанализ говорит , что есть три структуры личности -
невроз , психоз и пограничность . Структура НЕ меняется . То есть , можно что-то подкорректировать, сгладить ,
но невротик навсегда останется невротиком, а психотик - психотиком.
Далее. Структурный психоанализ,
вторя Фрейду, считает, что никаких пограничников нет , но есть перверсия. Таким образом , в структурном
психоанализе также три структуры - невроз , психоз , перверсия.
Структура личности определяется через отношение к Другому и Наслаждению , а именно :
1. Психотик находится в слиянии с
Другим . Психотик встречается с Наслаждением напрямую . Другой - наслаждающийся.
2. Невротик
отделён от Другого . Невротик избегает Наслаждения . Другой - желающий .
3. Перверт служит Другому
(отделился от него, но частично ). Перверт наслаждается ( но не так , как психотик ). Другой -
овеществлённый/объективированный.
Пока непонятно , но я попробую рассказать простыми словами.
Кто такой Другой?
Вкратце — Другой , это то, что живёт в наших мыслях ( а точнее в
нашем бессознательном ), и влияет на нас. Влияет в первую очередь словами . То есть , Другой это бОльшая
часть нашего внутреннего диалога.
Например, когда мы слышим внутреннее
«Нельзя/обязан/должен» - это наш личный фсбшник Другой.
Но чьим голосом говорит Другой?
Чьим угодно.
Голос родителей (Ты должен !) - это Другой.
Голос рекламы ( Наслаждайся !) - это Другой.
Голос совести ( Зря ты это сделал ) — это Другой.
Голос уголовного
кодекса ( запрещено красть и убивать ) - это Другой.
Голос общества , определённых социальных групп ,
кодексов, идей , коммунизма, феминизма, Бога и т.д. - да , это всё Другой.
И конечно же , этот Другой
появляется в наших мыслях через слова.
Вы прочитали книгу о коммунизме и приняли идеи этой книги - всё ,
можно сказать что вы поселили в себя Другого , который отныне будет постоянно вещать о коммунизме.
Чтобы
вам было проще , в дальнейшем я буду называть Другого конкретными словами , например , Другой-Общество или
Другой-Совесть, и так далее.
А что же такое Наслаждение?
В двух словах, это некое удовольствие ,
но запретное и настолько сильное , что оно в итоге приводит если не к гибели психики, то определённым
проблемам точно.
Например, наркозависимые люди с одной стороны наслаждаются своей зависимостью, а с
другой стороны, вы не будете спорить , что все остальные сферы их жизни просто рушатся. Происходит
катастрофа по всем фронтам . Такова цена Наслаждения . " Мне настолько хорошо , что я словно растворяюсь,
теряю себя в этом Наслаждении".
При обсессивно-компульсивном расстройстве человек тоже , в терминах
Лакана, наслаждается . "Я настолько сильно хочу постоянно проверять , выключен ли утюг , что мне плевать на
все последствия , плевать что я опоздаю на работу и т.д".
Едем дальше.
Невротик отделён от Другого и избегает Наслаждения . Перверт служит Другому и наслаждается.
То есть невротик старается сохранить свою автономность , он находится в постоянной конфронтации с Другим , избегает Наслаждения.
Например, внутренний голос родителей-другого говорит « Маша , тебе пора замуж , поторопись !», а Маша пытается схитрить , чтобы не подчиниться этому требованию . «Да-Да, мам , сейчас , учёбу закончу , потом и выйду замуж».
Конечно, это не означает , что невротик вот вообще
не подчиняется Другому . Подчиняется , и ещё как . Мы же переходим дорогу на зелёный свет , верно ? А на
пикабушечке правила соблюдаем? Вооот. Отличие перверта от невротика в том , что невротик старается
рационализировать, обосновать закон Другого , в то время как перверт безоговорочно служит Другому . Ниже
распишу подробнее, как это выглядит.
Для начала я расскажу , как формируется невротический и перверсивный субъект.
При рождении ребёнок находится в симбиозе(слиянии) с матерью . Если ребёнок
остаётся на этой стадии, то перед нами предстаёт психотик. Психотик находится в слиянии с Другим-Матерью,
и поэтому встречается с Наслаждением напрямую , и поэтому мы можем наблюдать у него бред или
галлюцинации.
Если же ребёнок отделяется, то появляется невротик, как отделённый от Другого
субъект.
А вот перверт застрял на середине. Он отделился, но не полностью . У него появилось
самосознание (в отличие от психотика ), но не появилась субъективность и эмпатия.
Чтобы ребёнок
отделился от Матери-Другого ( игра слов - mOther - Other) - должен вмешаться Отец . Он устанавливает так
называемый Закон ( Запрет Отца на инцест ( не на секс , а на слияние с матерью ), на Наслаждение ) и тем самым ,
отделяясь от матери-другого, рождается невротический субъект.
Перверт же , напомню , не отделяется. Либо Отец слаб, либо Мать слишком сильна, но не получается отделение.
И вот важный момент . Когда появляется невротик — благодаря Запрету Отца в нём появляется субъективность.
Субъективность позволяет невротику рассматривать самого себя как ценного, индивидуального человека , отделённого от Другого . А так как отношения с другими людьми строятся по отношению к себе — для невротика другие люди тоже являются индивидуальностями . То есть , Запрет Отца лежит в основе совести и эмпатии. "Твоя боль - это моя боль . Твоя радость - это моя радость . Моя жизнь важна , но и твоя тоже ". Так работает эмпатия.
То
есть , Отец своим Запретом, можно сказать , создаёт Другого-Как-Совесть-И-Субъективность . Запомните,
это важно для дальнейшего разбора.
Таким образом , невротика окружают Другие (Другой-Совесть, Другой-Закон-Ук, Другой-Родители, Другой-Общественное мнение и т.д.), но невротик стремится сохранить свою автономность , он постоянно мечется между этими Другими , пытаясь понять , чего же хочет он сам.
Перверта окружают такие же Другие , но у него нет Другого-Как-Совесть-И-Субъективность ( ведь перверт не принял Запрет Отца ), и это ведёт к очень интересным последствиям.
Итак, приступим.
1.Действие и сомнение.
Перверт служит Наслаждению Другого . Невротик избегает Наслаждения Другого.
В двух словах, невротик — чаще фантазирует , а перверт — чаще делает . Я имею ввиду , если мы говорим о каких-то « запретных » желаниях ( необычный секс , инцест , убийство или другие преступления ), то невротика эти желания часто приводят в ужас или вызывают отвращение , в то время как перверт может легко совершать то, что ему хочется . Тем самым перверт как бы « дарит » наслаждение Другому ( потому что желание субъекта — это всегда желание Другого , а стало быть и наслаждение — тоже наслаждение Другого).
Невротик же старается избежать всех этих жутких для него поступков . Если же по каким-то причинам невротик всё таки совершает запретное для себя — это может его травмировать . Вспомним Раскольникова. Он хотел доказать самому себе , что он не тварь дрожащая, а право имеет , поэтому совершил грабёж и убийство . Но что потом ? Другой-Совесть так сильно замучила его , что каторга стала для него избавлением.
В общем , если перверт хочет что-то сделать — он зачастую берёт и делает , в то время как невротик постоянно сомневается , избегает, отсрочивает исполнение желаемого.
Невротика сдерживает Запрет Отца , тот самый который лежит в основе совести и
субъективности, а у перверта этого запрета нет , поэтому ему легче совершать всё что
угодно .
2. Объективация и субъективация.
У перверта не случилась субъективация, он не принял Запрет Отца , и поэтому перверт является объектом и служит наслаждению Другого . Мышление перверта объективировано, то есть , он рассматривает самого себя ( хотя зачастую и бессознательно ) как объект , а значит и другие люди для него — тоже объекты ( потому что отношение с другими строится по отношению к самому себе).
Перверт относится к телу другого (и в целом к другому человеку ) как к
вещи , и к самому себе у него такое же отношение . Поэтому , например , в необычных сексуальных практиках
перверты самих себя тоже не жалеют , и могут творить невообразимые вещи со своим телом.
Инцест, всякие
зоо-,копро- и прочие -филии, смена пола, жестокие хладнокровные преступления и т.д. - зачастую это всё
именно перверсивная структура.
Для невротика всё иначе . Невротика страшит мысль о чём-то " запретном " по отношению к себе или окружающим.
Потому что , как я писал выше , невротик принял,
впустил в себя запрет Отца , и так сформировалась его субъективность ( а значит и самоценность, и совесть , и
невозможность полностью игнорировать общественное мнение , в отличие от перверта ).
3. Отношение к Закону.
Аплодисменты, если вы смогли дочитать до этого момента )) Вы большой
молодец/умница.
Дальше будет гораздо проще . Я приведу подробные примеры.
Итак. Так как перверт не
принял Закон отца - перверт создаёт свой собственный Закон , для того чтобы ограничить то самое
Наслаждение Другого.
То есть да , перверт служит Другому , но всё же старается установить хоть
какие-то рамки , чтобы полностью не потерять себя , подобно психотику.
Я думаю , будет уместна цитата
" Лучше плохой Закон , чем отсутствие Закона ".
3.1. Другой-как-человек
В одном из
предыдущих постов я писал о педофиле, который находился в слиянии с матерью . Очевидно , это ярко выраженная
перверсивная структура . Слияние с матерью настолько сильное , что мать и сын даже одновременно болели (то
есть бессознательно срабатывала психосоматика ). На допросе мать всегда отвечала за своего сына , не давая
вставить ему хоть слово . То есть сын — словно игрушка матери , словно её вещь , которая даже слова не имеет .
Отношения с отцом были в постоянной вражде и неприязни. В этом случае всё по лакановской практике. Чтобы
отделиться от матери-другого, должна быть сильная позиция Отца . Но в данном случае позиция Отца слаба.
Мужчина , который занимает позицию Отца — не имеет уважения в этой семье. Его презирает и сын , и мать .
Поэтому отделение от матери и не случилось , и сын стал первертом. Конечно , мать-другой могла и сама
усилить позицию Отца , могла сама отделить сына от себя , но она этого не сделала , а напротив , только
усиливала привязанность сына к себе , а отца унижала, что в итоге и привело к формированию перверсивной
структуры. Сын служит своей матери-другому. В других случаях это могло кончиться и психотической позицией
(психотик тоже не отделён от матери-другого, но там , как я уже писал, слияние ещё более
сильное).
Другой случай , который я вспомнил — старенький ужастик 1987 года «Восставший из ада».
По сюжету , жена главного героя — Джулия, обнаружила полуразложившийся, но живой труп своего любовника . Любовник сказал ей, что ему необходима кровь , тогда его тело восстановится. Недолго думая — Джулия стала убивать случайных людей, а затем убила и мужа . Я считаю, что это скорее всего именно перверсивная структура , ведь Джулия ведёт себя словно марионетка в руках любовника-другого. Она готова совершить что угодно , пожертвовать всем , даже жизнью своего мужа , и своей тоже — лишь бы воскресить Другого , лишь бы дать ему Наслаждение.
То есть отношение к себе - как к объекту, а не
субъекту.
"Я вещь , которая сделает всё или почти всё , что захочет Другой".
А вот случай из криминальной хроники 90-х.
Известный киллер Александр Пустовалов (Саша-Солдат ) совершил первое заказное убийство в 21 год . Всего на его счету — 22 доказанных убийства.
Его жестокость и безжалостность получила чёрную славу даже среди подельников.
Например, когда Саша получил заказ на своего приятеля — киллера Александра Солоника, то безо всяких колебаний убил его , расчленил труп и спрятал останки . То же самое он проделал с его подругой, которая находилась в этот момент в их компании.
Только психопат с объективированным мышлением способен так легко убивать , ни секунды не колеблясь. Ведь как можно сожалеть о том , что убил неодушевлённый объект?
На допросе Саша спокойно отвечал «Я убивал, потому что я солдат . Это моя работа ». Вот оно — отношение к себе как к объекту Другого . «Я — всего лишь оружие в Его руках. Я не спрашиваю . Я делаю то, что велено. Я подчиняюсь Закону».
На вопрос о количестве убийств Саша отвечал « Что докажете — то моё ». Вот . Снова — апеллирование к Закону. « Как Другой решит — так и будет».
Сами следователи отмечали , что из Пустовалова получился бы идеальный ликвидатор , если бы он стал сотрудником спецслужб. Не сомневаюсь.
Пустовалова приговорили к 24 годам строгого режима, которые он и поныне
пребывает в местах заключения .
3.2. Другой-как-закон.
Так как мышление перверта — объективировано, он с лёгкостью делает карьеру в различных структурах с их негуманными законами и порядками.
Например, когда вы оформляете какую-либо справку, а у вас нет документов — бюрократ-невротик может включить эмпатию, встать на ваше место и не подчиниться Другому-Как-Закон, а пойти вам навстречу , и сделать справку без наличия ваших документов.
А что сделает перверт? Конечно же , он наплюёт на ваши чувства и неудобства.
«Закон есть Закон ». Нет документов — нет справки . То
есть в различных структурах перверт старается всё-всё делать по закону и расписанию, и это ему легко
удаётся именно потому , что ему не мешает невротическое мышление , наполненное совестью и
сомнениями.
Зачем беспокоиться о чувствах каких-то людей, если можно всё делать по
закону?
Следующий случай из практики одного лаканиста весьма интересен.
Девушка-перверт захотела лишиться девственности (наконец-то вы дочитали до этого момента))).
Как это делает невротик? Ну , наверное как многие люди — строит отношения с понравившимся человеком.
Что сделала эта девушка ? Поступила по Закону.
Подала объявление о том , что хочет лишиться девственности за вознаграждение . С человеком, который откликнулся на это объявление , она заключила договор на оказание услуг , заплатила ему оговоренную сумму денег , с этой суммы он заплатил Ндфл, после чего услуга была оказана в полном объёме, и все требования заказчика были удовлетворены.
Всё
по Закону.
Или, например , мы можем вспомнить некоторых нацистских солдат , которые с лёгкостью убивали и мучили , но когда они предстали перед трибуналом , то ничуть не раскаиваясь , нисколько не взывая к совести , отвечали " Ну а что не так ? Мы всего лишь исполняли приказ."
То есть , если
невротик не спал бы ночами, мучился от осознания того , что ему пришлось сотворить , то перверта больше
всего беспокоит , законно или незаконно он поступил.
Кстати, если мы говорим о современном обществе , то конечно же , оно скорее перверсивное. Если во времена Фрейда невротики мучились от желаний, которые считали постыдными , корили себя за Наслаждение , то теперь всё чаще наблюдается обратная картина . Люди корят себя за то, что мало наслаждаются.
Потому что со всех сторон прямо или косвенно доносится призыв Другого "Наслаждайся!!".
Реклама пестрит красивыми кадрами о сладкой жизни . Одноклассники уже весь свет объездили, выкладывая фотки в инсту. Звёзды живут в роскоши...
Другой постоянно капает на мозги тем , что мы мало наслаждаемся, что мы могли бы жить гораздо лучше и ярче , могли бы просто отринуть все запреты - и наслаждаться...Неудивительно, что на фоне всего этого значительно увеличилось количество первертов, и многим людям, наблюдая за миром , порой кажется , что этот мир сходит с ума от постоянной погони за Наслаждением.
И всё чаще можно встретить людей, которые поддерживают всё что угодно , любые
наслаждения , даже самые запретные.
"Да, я сплю со своей матерью , но ведь я не нарушаю
уголовный кодекс , значит всё в порядке, не мешайте мне . у нас всё законно".
или
"Да, я совершил
массовое убийство , и что ? Мне плевать на ваши чувства . Я ТАК ХОЧУ ! Я САМ СЕБЕ ЗАКОН . Я САМ СЕБЕ
ДРУГОЙ".
То есть , из-за отсутствия Запрета Отца ( а значит эмпатии и субъективности ) перверт либо
создаёт свои правила (Я сам себе Другой и сам решаю что можно и что нельзя ), либо берёт их извне и слепо
подчиняется ( служит определённому человеку, либо служит идее , либо служит ещё какому-либо
Другому ).
3.3 Другой-как-магическое-мышление.
Ну и, напоследок расскажу пару случаев из фильмов.
В фильме « Дом , который построил Джек » рассказывается история перверта-маньяка. Он совершил много хладнокровных убийств, и по ходу фильма ему приходит в голову одна интересная мысль.
«Почему меня не могут поймать ? Я совершил столько убийств, столько раз был на волоске от того , чтобы быть пойманным...но всё же как-то умудрялся уходить от погони... почему так?»
И он даёт себе ответ.
«Потому что так предначертано!».
То есть , существует некий Высший Закон ( Закон Вселенной , Бога ), согласно которому ему суждено быть убийцей. И никто и никогда его не поймает . Даже если он захочет сдаться — Вселенная этого не допустит.
Здесь мы снова наблюдаем объективированное мышление.
«Я объект в руках Вселенной . Я не имею выбора. Я делаю
то, что уже предначертано . Таков Закон».
Аналогично ведёт себя киллер-психопат Антон Чигур ( кстати , психиатры считают, что он самый реалистичный психопат , я об этом писал ранее в своих постах ) из отличного фильма «Старикам здесь не место».
Иногда Антон убивает, играя в игру
«орёл и решка ». Если ты угадал сторону монеты — ты будешь жить . Не угадал — Антон тебя убьёт. И
не сомневайтесь, он сделает это без колебаний. Потому что Желание Другого ( а через монету говорит Другой )
— это Закон.
Можете посмотреть эти фильмы , чтобы конкретно понять , как же мыслит перверт в своём
объективированном мышлении.
Всем спасибо за прочтение )
[5]. Текст взят из Википедии.