петр лидов урсула ким:
Петр Лидов : Особенности национального PR- а (Азия )
13 лет Петр Лидов работал в представительствах и операционных компаниях Philip Morris International: в России , Швейцарии,
Гонконге, Индонезии и Пакистане. В 2008 году Петр принял решение вернуться в Россию и занял должность директора по связям с общественностью Оао « МегаФон ».
Работа в странах Азии научила Петра принимать другую точку зрения и помогла сформировать собственный стиль управления, который является «срединным » между коллективистским азиатским и личностно-ориентированным европейским.
Об особенностях азиатских потребителей , рабочих буднях и причинах вернуться в Россию Петр рассказал автору журнала Russian Asia Анне Лейбиной sin_paciencia.
Петр , в своем Facebook ты шутишь , что решил вернуться в Россию из-за пакистанских работников , которые однажды пришли чинить крышу твоего дома . Но если на самом деле , почему ты принял именно такое решение , а не стал переезжать , например , куда-то еще ?
По рабочим делам я объездил много стран : занимался связями с правительством и общественностью . Мне было очень интересно жить и работать в разных странах и в разных культурах, но в то же время хотелось вновь попробовать себя в России . С точки зрения отрасли мне тоже захотелось чего-то нового , и, вернувшись на родину через год , я пришел в « МегаФон » – компанию , удивительную со многих точек зрения, где для меня как для пиарщика возможности практически не ограничены. Я безмерно благодарен судьбе и компании Philip Morris за 13- летний опыт работы в потрясающем интернациональном коллективе : я многому научился у людей, с которыми работал .
Расскажи нам немного о корпоративной жизни . Есть ли различия в корпоративной культуре Азии и России ?
Азия очень большая , и корпоративная культура , по крайней мере там , где бывал я, довольно значительно различается от страны к стране. С другой стороны, транснациональные корпорации везде похожи . Однако мне повезло – довелось провести почти четыре года в компаниях с ярко выраженным и глубоким национальным колоритом – это Sampoerna в Индонезии и Lakson Tobacco в Пакистане. По-Моему, они вообще не похожи ни на какие другие , тем более на российские . В Индонезии, например , я два с половиной года носил форму компании , включая традиционную индонезийскую рубашку «батик », как и все сто тысяч сотрудников .
Чем отличается азиатский сотрудник от российского ?
Сидим как-то в Пакистане на совещании, заходит человек в костюме этакого Ходжи Насреддина, а мне говорят : «Знакомьтесь, это наш HR- менеджер ». Различия заметны как во внешности , так и в национальных особенностях , образовании. Есть и сходства , и различия : я не сторонник обобщать , тем более в планетарном масштабе. Наверное , можно сделать осторожный вывод , что азиатские сотрудники больше заряжены на долгосрочное стабильное продвижение к успеху путем постоянных стараний , когда на Западе главное – результат . Мы в России где-то посередине . Разница заметна и в процессе принятия решений , и в общении. Скажем , в Индонезии главный принцип внутриофисных отношений – это стремление к гармонии : важно не только , что ты сделаешь , а как ты это сделаешь , как при этом будут чувствовать себя окружающие. Поэтому даже если критикуют , то не «в лоб », а издалека ; младшие уважают старших, а старшие – младших. За три года в индонезийской компании я ни разу не слышал, чтобы кто-то повыcил голос . Hо это в Индонезии. В Корее, например , иерархия проявляется по другому , и такого уважения старших к младшим обычно не наблюдается . Еще одно заметное отличие – это влияние религии на рабочий процесс : в Индонезии и Малайзии правила ислама, например , важнее правил корпоративных – взять хотя бы необходимость молиться пять раз в день , соблюдать пост или проводить полдня в мечети в пятницу. Это не удивительно – религия здесь гораздо глубже проникает во все аспекты жизни .
Давай поговорим о бизнесе . Многие европейские компании сейчас открывают свои офисы в Азии ивидят в этом регионе огромный потенциал . В чем , по-твоему, заключается специфика потребителя в Азии?
В Азии молодежь является самым активным потребителем всевозможных товаров . Это та категория , на которую огромное влияние оказывают бренды : ведь они формируют имидж и помогают потребителям самоутверждаться в тех или иных кругах. Этим , пожалуй , можно объяснить успех Chanel, Louis Vuitton и прочих Gucci. Только в Азии могла состояться выставка новой коллекции кроссовок Nike. Просто выставка , даже не выставка-продажа! В Европе на такое мероприятие бы никто не пришел, а в Азии оно имело успех . Россия в этом плане находится где-то посередине между Европой и Азией, хотя , я бы сказал , все-таки ближе к Азии.
И какие же различия потребителей в России и Азии ты можешь отметить ?
Различия есть . Если рассуждать профессионально , то специфика будет своя и для страны , и для продукта. Различия тут будут не столько между Россией и Азией, сколько между азиатскими странами . Различия даже будут внутри каждой азиатской страны . Потребление вообще будет зависеть от страны , от доходов населения и от характеристик товара . Например , в Индонезии большой популярностью пользуются шампуни в одноразовых пакетиках. Это не связано с какими-то национальными особенностями . Просто шампунь в одноразовых пакетиках дешевле и, соответственно , доступнее, чем в бутылках . Есть также группы товаров , характерные для страны : определенный тип одежды , продуктов . Множество товаров в Азии продается потому , что рынок еще не сформирован так , как в Европе. Азиаты более открыты к экспериментам в покупке разнообразных вещей. Все это очень похоже на Россию .
В последнее время то тут , то там говорят о смещении фокуса с российского рынка на азиатский в сегменте люкс . Связано ли это , по-твоему, с тем , что русские стали более разумно тратить деньги или с тем , что азиатов настигла волна консьюмеризма?
Я бы не сказал , что происходит смещение . Например , автомобили BMW не сворачивают производство в России , чтобы начать производить в Азии. Другое дело , что китайский рынок , а в вопросах о люксовых товарах стоит говорить больше о нем, достаточно хорошо реагирует . Ведь Китай – богатая страна с самым большим населением , благосостояние которого стремительно растет . Отсюда желание тратить и покупать . В Европе, например , рынок уже пресыщен : там действуют другие механизмы . Китай и Россия в целом схожи вниманием потребителей к дорогим брендам. Это же «понты », а понтоваться любят одинаково и в России , и в Китае. Возможно , это принимает немного разные формы , но суть от этого не меняется .
Учитываются ли классовые различия азиатов и существует ли подход к каждой группе? Какие параметры разделяют азиатских потребителей ?
Нет такого понятия « азиатский потребитель », мы чаще говорим об азиатском рынке и даже о конкретной стране. В Малайзии, скажем , есть несколько этнических культур : малайская, китайская, индийская, и к каждой из них будет свой подход . Если говорить о классовых различиях, то они не рассматриваются как один из факторов . Ведь потребитель определяется своей способностью тратить деньги и потенциальным желанием приобрести товар , проще – потребительскими предпочтениями и уровнем дохода . Скажем , ты хочешь продать дешевые чипсы, и ты можешь продать их группе с невысоким уровнем дохода : люди обеспеченные в покупке этого товара будут , скорее всего , не заинтересованы.
Как формируются бюджеты на рекламу и PR для азиатского рынка ?
По общим законам. Не думаю , что есть какие-то существенные различия. Тут как всегда : продвигаешь новый продукт на рынок – затраты на рекламу будут больше , PR – заметнее. Интересно , что в Японии и Корее есть собственные весьма развитые рекламные рынки : они отличаются колоритом, строятся на местных особенностях культуры и Сми. В Японии , например , огромный рекламный рынок : три из десяти крупнейших рекламных холдингов в мире – японские. Коммуникация с потребителем здесь носит более утонченный , философский характер с одной стороны, а с другой – Японии свойственен совершенно безбашенный с европейской точки зрения креатив. Характерный пример – успех Hello Kitty, абсолютно непостижимый для европейского потребительского сознания. Скажем , есть в Азии страна Монголия – там рекламная кампания будет организована совсем по-иному, нежели в Японии .
На что делают ставку маркетологи при размещении информации и рекламы в азиатских Сми?
В Азии есть вещи , которые характерны для многих стран . Всегда важно , что ты продвигаешь, ведь если товар не нишевый, то будут сочетаться разные факторы . Например , в рекламе товаров повседневного спроса упор делается на азиатские особенности : культуру, уклад жизни . Если стоит задача включить западный бренд, то в рекламную кампанию приглашаются популярные личности . Вот , кстати , участие звезд в рекламе – это особенность , которая встречается не только в Азии, но именно здесь участие звезд в продвижении товаров вызывает такую удивительно позитивную реакцию потребителей .
Какие сейчас возможности у Интернета как площадки для PR в Азии?
Опять же , страна отличается от страны . Взять тот же Китай . Известно , что там не работают некоторые глобальные интернет-ресурсы, поэтому приходится искать другие площадки. Понятно , что возможности пользования интернетом будут зависеть от уровня развития страны , культуры пользования онлайн-ресурсами. Возьмем Пакистан : Интернет там развит минимально . Он есть , но эффективность продвижения товаров в нем, мягко выражаясь, значительно ниже , чем в США , России или Сингапуре. В целом же , интернет-маркетинг для Азии будет развиваться , как и везде , с ростом проникновения .
Можешь поделиться примером конкретной PR- акции , которую Philip Morris International организовала в Азии?
Очень интересно прошла антитабачная социальная кампания , ориентированная на молодежь и организованная совместно с телеканалом MTV. Это была глобальная кампания 2002–2003 года , охватившая 40 стран . Она тщательно разрабатывалась : проводились маркетинговые исследования , фокус-группы. Были сняты концептуальные ролики с общим посылом «ты можешь быть крутым и не курить », которые базировались на реальной жизни , на том внешнем образе , который принят в обществе . Вот , например , в Европе образ успешной женщины – самостоятельность , независимость , а в Азии девушки должны быть такими «cute»: немного миленькими, наивными . Это , если вы заметили , учитывается во многих рекламных акциях . Было снято четыре типа роликов, чтобы визуальные черты героев соответствовали аудитории : для южной и северной Европы и для северной ( Корея , Япония , Китай ) и южной (Малайзия, Сингапур , Индонезия ) Азии. В Европе ролики были более вызывающими, агрессивными , резкими, провокационными и смешными ; в Азии же более добрыми , менее провокационными и с понятным азиатам юмором.
Открывая ресторан Pizza Hut для экспатов, компания никак не ожидала , что через несколько лет будет продавать уже десятки миллионов пицц китайцам по всей стране. Случались ли в твоей работе неожиданности , когда рынок вдруг реагировал на действия PR-кампании не так , как ожидалось ?
Да такое происходит постоянно ! Это нормальная ситуация . Интересная реакция на такого рода кампанию была в Корее, где большинство курильщиков – мужчины : особой популярностью вдруг стали пользоваться тонкие сигареты . У нас в России мужчина с тонкой сигаретой воспринимается неоднозначно , а вот в Корее мужчинам тонкие сигареты понравились больше . Оказалось , они считали, что тонкие сигареты наносят меньше вреда здоровью , что , конечно же , не так .
С какими трудностями столкнулась Philip Morris International, работая в Индонезии?
Особых трудностей не было . Сотрудники при нашем появлении , конечно , опасались , что если налаженная работа корпорации нарушится, то компания остановится. Но все прошло гладко . Это был позитивный опыт – компания оказалась великолепно устроенной и легкой в управлении. Я был удивлен , что руководство огромной транснациональной компании решило практически не менять приобретенную систему работы, сохранить название , традиции , людей. Это было очень мудрое решение .
Можешь поделиться секретом, как вести бизнес с индонезийцами?
Во-Первых, надо понимать , что в Индонезии большую роль играет не только процесс , но и отношения . Например , очень важно дать возможность контрагенту сохранить лицо , показать себя в лучшем виде . Во-Вторых, не торопиться в принятии решений , осмотреться , терпеливо рассмотреть вопрос со всех сторон. С индонезийцами вообще надо быть очень терпеливым и вежливым . Хотя это полезно в любой стране.
Расскажи о своей жизни в Пакистане.
Пакистан – красивая страна , особенно там , где начинаются горы : почти Швейцария . Талибы, правда , в горах создают напряженность . Люди там по-восточному приветливые , я удивился , что очень хорошо относятся к русским, несмотря на афганскую войну. Но условия в Пакистане для жизни не такие фривольные, особенно не разгуляешься : вот я, в основном , дома сидел , в теннис играл. Пару раз , когда становилось совсем грустно , летал в Ташкент. В Гонконге и Индонезии мог бы работать бесконечно , а в Пакистане чувствовал , что это временно . Часто задавал себе вопрос : зачем я здесь нахожусь ? Не нашел ответа и уехал.
Петр , чему тебя научила жизнь и работа в Азии?
Самое главное – пониманию , что твоя точка зрения не всегда правильная . Что люди , которые отличаются от тебя своей культурой, внешним видом и представлением о мире , очень часто мудрее и видят то, чего не видишь ты в даже , казалось бы , очевидном . Что есть другие способы и пути достичь желаемой цели . Многого можно добиваться не привычными , а иными способами , например , не повышая голос . Этот опыт мне очень помогает в России . Хотя постепенно эти привычки начинают уходить . К сожалению . Возможно , именно поэтому я несколько раз в год стараюсь возвращаться в Азию.
Работа в странах Азии научила Петра принимать другую точку зрения и помогла сформировать собственный стиль управления, который является «срединным » между коллективистским азиатским и личностно-ориентированным европейским.
Об особенностях азиатских потребителей , рабочих буднях и причинах вернуться в Россию Петр рассказал автору журнала Russian Asia Анне Лейбиной sin_paciencia.
Петр , в своем Facebook ты шутишь , что решил вернуться в Россию из-за пакистанских работников , которые однажды пришли чинить крышу твоего дома . Но если на самом деле , почему ты принял именно такое решение , а не стал переезжать , например , куда-то еще ?
По рабочим делам я объездил много стран : занимался связями с правительством и общественностью . Мне было очень интересно жить и работать в разных странах и в разных культурах, но в то же время хотелось вновь попробовать себя в России . С точки зрения отрасли мне тоже захотелось чего-то нового , и, вернувшись на родину через год , я пришел в « МегаФон » – компанию , удивительную со многих точек зрения, где для меня как для пиарщика возможности практически не ограничены. Я безмерно благодарен судьбе и компании Philip Morris за 13- летний опыт работы в потрясающем интернациональном коллективе : я многому научился у людей, с которыми работал .
Расскажи нам немного о корпоративной жизни . Есть ли различия в корпоративной культуре Азии и России ?
Азия очень большая , и корпоративная культура , по крайней мере там , где бывал я, довольно значительно различается от страны к стране. С другой стороны, транснациональные корпорации везде похожи . Однако мне повезло – довелось провести почти четыре года в компаниях с ярко выраженным и глубоким национальным колоритом – это Sampoerna в Индонезии и Lakson Tobacco в Пакистане. По-Моему, они вообще не похожи ни на какие другие , тем более на российские . В Индонезии, например , я два с половиной года носил форму компании , включая традиционную индонезийскую рубашку «батик », как и все сто тысяч сотрудников .
Чем отличается азиатский сотрудник от российского ?
Сидим как-то в Пакистане на совещании, заходит человек в костюме этакого Ходжи Насреддина, а мне говорят : «Знакомьтесь, это наш HR- менеджер ». Различия заметны как во внешности , так и в национальных особенностях , образовании. Есть и сходства , и различия : я не сторонник обобщать , тем более в планетарном масштабе. Наверное , можно сделать осторожный вывод , что азиатские сотрудники больше заряжены на долгосрочное стабильное продвижение к успеху путем постоянных стараний , когда на Западе главное – результат . Мы в России где-то посередине . Разница заметна и в процессе принятия решений , и в общении. Скажем , в Индонезии главный принцип внутриофисных отношений – это стремление к гармонии : важно не только , что ты сделаешь , а как ты это сделаешь , как при этом будут чувствовать себя окружающие. Поэтому даже если критикуют , то не «в лоб », а издалека ; младшие уважают старших, а старшие – младших. За три года в индонезийской компании я ни разу не слышал, чтобы кто-то повыcил голос . Hо это в Индонезии. В Корее, например , иерархия проявляется по другому , и такого уважения старших к младшим обычно не наблюдается . Еще одно заметное отличие – это влияние религии на рабочий процесс : в Индонезии и Малайзии правила ислама, например , важнее правил корпоративных – взять хотя бы необходимость молиться пять раз в день , соблюдать пост или проводить полдня в мечети в пятницу. Это не удивительно – религия здесь гораздо глубже проникает во все аспекты жизни .
Давай поговорим о бизнесе . Многие европейские компании сейчас открывают свои офисы в Азии ивидят в этом регионе огромный потенциал . В чем , по-твоему, заключается специфика потребителя в Азии?
В Азии молодежь является самым активным потребителем всевозможных товаров . Это та категория , на которую огромное влияние оказывают бренды : ведь они формируют имидж и помогают потребителям самоутверждаться в тех или иных кругах. Этим , пожалуй , можно объяснить успех Chanel, Louis Vuitton и прочих Gucci. Только в Азии могла состояться выставка новой коллекции кроссовок Nike. Просто выставка , даже не выставка-продажа! В Европе на такое мероприятие бы никто не пришел, а в Азии оно имело успех . Россия в этом плане находится где-то посередине между Европой и Азией, хотя , я бы сказал , все-таки ближе к Азии.
И какие же различия потребителей в России и Азии ты можешь отметить ?
Различия есть . Если рассуждать профессионально , то специфика будет своя и для страны , и для продукта. Различия тут будут не столько между Россией и Азией, сколько между азиатскими странами . Различия даже будут внутри каждой азиатской страны . Потребление вообще будет зависеть от страны , от доходов населения и от характеристик товара . Например , в Индонезии большой популярностью пользуются шампуни в одноразовых пакетиках. Это не связано с какими-то национальными особенностями . Просто шампунь в одноразовых пакетиках дешевле и, соответственно , доступнее, чем в бутылках . Есть также группы товаров , характерные для страны : определенный тип одежды , продуктов . Множество товаров в Азии продается потому , что рынок еще не сформирован так , как в Европе. Азиаты более открыты к экспериментам в покупке разнообразных вещей. Все это очень похоже на Россию .
В последнее время то тут , то там говорят о смещении фокуса с российского рынка на азиатский в сегменте люкс . Связано ли это , по-твоему, с тем , что русские стали более разумно тратить деньги или с тем , что азиатов настигла волна консьюмеризма?
Я бы не сказал , что происходит смещение . Например , автомобили BMW не сворачивают производство в России , чтобы начать производить в Азии. Другое дело , что китайский рынок , а в вопросах о люксовых товарах стоит говорить больше о нем, достаточно хорошо реагирует . Ведь Китай – богатая страна с самым большим населением , благосостояние которого стремительно растет . Отсюда желание тратить и покупать . В Европе, например , рынок уже пресыщен : там действуют другие механизмы . Китай и Россия в целом схожи вниманием потребителей к дорогим брендам. Это же «понты », а понтоваться любят одинаково и в России , и в Китае. Возможно , это принимает немного разные формы , но суть от этого не меняется .
Учитываются ли классовые различия азиатов и существует ли подход к каждой группе? Какие параметры разделяют азиатских потребителей ?
Нет такого понятия « азиатский потребитель », мы чаще говорим об азиатском рынке и даже о конкретной стране. В Малайзии, скажем , есть несколько этнических культур : малайская, китайская, индийская, и к каждой из них будет свой подход . Если говорить о классовых различиях, то они не рассматриваются как один из факторов . Ведь потребитель определяется своей способностью тратить деньги и потенциальным желанием приобрести товар , проще – потребительскими предпочтениями и уровнем дохода . Скажем , ты хочешь продать дешевые чипсы, и ты можешь продать их группе с невысоким уровнем дохода : люди обеспеченные в покупке этого товара будут , скорее всего , не заинтересованы.
Как формируются бюджеты на рекламу и PR для азиатского рынка ?
По общим законам. Не думаю , что есть какие-то существенные различия. Тут как всегда : продвигаешь новый продукт на рынок – затраты на рекламу будут больше , PR – заметнее. Интересно , что в Японии и Корее есть собственные весьма развитые рекламные рынки : они отличаются колоритом, строятся на местных особенностях культуры и Сми. В Японии , например , огромный рекламный рынок : три из десяти крупнейших рекламных холдингов в мире – японские. Коммуникация с потребителем здесь носит более утонченный , философский характер с одной стороны, а с другой – Японии свойственен совершенно безбашенный с европейской точки зрения креатив. Характерный пример – успех Hello Kitty, абсолютно непостижимый для европейского потребительского сознания. Скажем , есть в Азии страна Монголия – там рекламная кампания будет организована совсем по-иному, нежели в Японии .
На что делают ставку маркетологи при размещении информации и рекламы в азиатских Сми?
В Азии есть вещи , которые характерны для многих стран . Всегда важно , что ты продвигаешь, ведь если товар не нишевый, то будут сочетаться разные факторы . Например , в рекламе товаров повседневного спроса упор делается на азиатские особенности : культуру, уклад жизни . Если стоит задача включить западный бренд, то в рекламную кампанию приглашаются популярные личности . Вот , кстати , участие звезд в рекламе – это особенность , которая встречается не только в Азии, но именно здесь участие звезд в продвижении товаров вызывает такую удивительно позитивную реакцию потребителей .
Какие сейчас возможности у Интернета как площадки для PR в Азии?
Опять же , страна отличается от страны . Взять тот же Китай . Известно , что там не работают некоторые глобальные интернет-ресурсы, поэтому приходится искать другие площадки. Понятно , что возможности пользования интернетом будут зависеть от уровня развития страны , культуры пользования онлайн-ресурсами. Возьмем Пакистан : Интернет там развит минимально . Он есть , но эффективность продвижения товаров в нем, мягко выражаясь, значительно ниже , чем в США , России или Сингапуре. В целом же , интернет-маркетинг для Азии будет развиваться , как и везде , с ростом проникновения .
Можешь поделиться примером конкретной PR- акции , которую Philip Morris International организовала в Азии?
Очень интересно прошла антитабачная социальная кампания , ориентированная на молодежь и организованная совместно с телеканалом MTV. Это была глобальная кампания 2002–2003 года , охватившая 40 стран . Она тщательно разрабатывалась : проводились маркетинговые исследования , фокус-группы. Были сняты концептуальные ролики с общим посылом «ты можешь быть крутым и не курить », которые базировались на реальной жизни , на том внешнем образе , который принят в обществе . Вот , например , в Европе образ успешной женщины – самостоятельность , независимость , а в Азии девушки должны быть такими «cute»: немного миленькими, наивными . Это , если вы заметили , учитывается во многих рекламных акциях . Было снято четыре типа роликов, чтобы визуальные черты героев соответствовали аудитории : для южной и северной Европы и для северной ( Корея , Япония , Китай ) и южной (Малайзия, Сингапур , Индонезия ) Азии. В Европе ролики были более вызывающими, агрессивными , резкими, провокационными и смешными ; в Азии же более добрыми , менее провокационными и с понятным азиатам юмором.
Открывая ресторан Pizza Hut для экспатов, компания никак не ожидала , что через несколько лет будет продавать уже десятки миллионов пицц китайцам по всей стране. Случались ли в твоей работе неожиданности , когда рынок вдруг реагировал на действия PR-кампании не так , как ожидалось ?
Да такое происходит постоянно ! Это нормальная ситуация . Интересная реакция на такого рода кампанию была в Корее, где большинство курильщиков – мужчины : особой популярностью вдруг стали пользоваться тонкие сигареты . У нас в России мужчина с тонкой сигаретой воспринимается неоднозначно , а вот в Корее мужчинам тонкие сигареты понравились больше . Оказалось , они считали, что тонкие сигареты наносят меньше вреда здоровью , что , конечно же , не так .
С какими трудностями столкнулась Philip Morris International, работая в Индонезии?
Особых трудностей не было . Сотрудники при нашем появлении , конечно , опасались , что если налаженная работа корпорации нарушится, то компания остановится. Но все прошло гладко . Это был позитивный опыт – компания оказалась великолепно устроенной и легкой в управлении. Я был удивлен , что руководство огромной транснациональной компании решило практически не менять приобретенную систему работы, сохранить название , традиции , людей. Это было очень мудрое решение .
Можешь поделиться секретом, как вести бизнес с индонезийцами?
Во-Первых, надо понимать , что в Индонезии большую роль играет не только процесс , но и отношения . Например , очень важно дать возможность контрагенту сохранить лицо , показать себя в лучшем виде . Во-Вторых, не торопиться в принятии решений , осмотреться , терпеливо рассмотреть вопрос со всех сторон. С индонезийцами вообще надо быть очень терпеливым и вежливым . Хотя это полезно в любой стране.
Расскажи о своей жизни в Пакистане.
Пакистан – красивая страна , особенно там , где начинаются горы : почти Швейцария . Талибы, правда , в горах создают напряженность . Люди там по-восточному приветливые , я удивился , что очень хорошо относятся к русским, несмотря на афганскую войну. Но условия в Пакистане для жизни не такие фривольные, особенно не разгуляешься : вот я, в основном , дома сидел , в теннис играл. Пару раз , когда становилось совсем грустно , летал в Ташкент. В Гонконге и Индонезии мог бы работать бесконечно , а в Пакистане чувствовал , что это временно . Часто задавал себе вопрос : зачем я здесь нахожусь ? Не нашел ответа и уехал.
Петр , чему тебя научила жизнь и работа в Азии?
Самое главное – пониманию , что твоя точка зрения не всегда правильная . Что люди , которые отличаются от тебя своей культурой, внешним видом и представлением о мире , очень часто мудрее и видят то, чего не видишь ты в даже , казалось бы , очевидном . Что есть другие способы и пути достичь желаемой цели . Многого можно добиваться не привычными , а иными способами , например , не повышая голос . Этот опыт мне очень помогает в России . Хотя постепенно эти привычки начинают уходить . К сожалению . Возможно , именно поэтому я несколько раз в год стараюсь возвращаться в Азию.