На свете мало людей, по-настоящему свободных от понтов. Если кажется , что кто-то вне игры , вы, скорее всего , просто не догадались , чем человек на самом деле гордится, потому что в вашей системе ценностей эта вещь просто отсутствует , числится самой обычной или даже не совсем приличной .
Например , для интеллигента совершенно естественно писать грамотно , четко выражать мысли и быть вежливым . Если же некто в глубине души стесняется рабоче-крестьянского происхождения, не уверен в достаточности культуры, но очень хочет выглядеть не хуже «профессорских деток », он будет усердно вставлять большое «Вы » где попало , использовать слова , значения которых не понимает , сыпать цветистыми фразами и максимально усложнять конструкции , запутывая сам себя , — тот самый случай , когда «они образованность свою показать хочут ».
Интеллигенты же станут козырять совершенно другими вещами. Они щеголяют матерными словечками, жаргоном субкультур , особенно тюремным сленгом, и общей разнузданностью поведения . Тихие мальчики и девочки в детстве думали , что в этом есть крутость , свобода и некоторый бандитский шик . Им невдомек присказка моей мамы — « вежливый , как из тюряги ». В самом деле , люди , привычные к тому , что за слово « козел » могут прирезать , быстро учатся следить за речью. Соответственно , подросший интеллигент с восхищением смотрит баттлы Оксимирона, неумело присваивает зоновскую культуру и при случае любит намекнуть на свои похождения в лихих девяностых, обычно состоявшие в кратковременной торговле в ночном ларьке.
Совсем простые души хвастают качеством потребления , это понты невинные , прозрачные и всем нам знакомые .
Чекины в элитных ресторанах, зачастую , сделанные у входа в заведение , потому что даже чашка тамошнего кофе пробивает дыру в кошельке, да и дресс-коду соответствовать трудно .
Фотографии из заграниц — во-первых, это красиво , ну и факт поездки дорогого стоит , пусть даже это трехзвездочный турецкий all inclusive.
Демонстрация брендов — некоторые девочки покупают в переходах пакеты известных бутиков и разгуливают с ними по улицам, а потом выкладывают картинки в Инстаграме с небрежной подписью «пошопилась ».
Заемный интерьер для съемок, выдаваемый за свой ; в собственных облезлых квартирах выкраивается чистый угол , а мусор вычищается фотошопом.
Фото на фоне чужих шикарных машин; вранье о покупках — от распродажных вещей отклеивают желтенькие скидочные ярлычки и небрежно показывают полную цену .
Рассуждения вокруг того , сколько нужно тратить — о том , что в Москве категорически невозможно прожить менее чем на десять тысяч долларов , охотнее всего пишут люди с бюджетом в пятьсот.
Бесконечное хвастовство цветами и подарками говорит немного о другом , это не столько нищебродство, сколько желание подтвердить , что ты любим и значим . Накануне Восьмого марта в Инстаграме возник безумный прокатный бизнес : вам привозят букет из сто одной розы на десять минут, чтобы сделать селфи. Стоимость аренды с доставкой — тысяча рублей, за триста добавят коробочку Шанель или Тиффани. Женщин , которые за двадцать евро захотели прокричать миру , что они желанны , оказалось множество .
Не менее ценится и подтверждение социальной значимости . Люди фотографируются со знаменитостями, показывая , что бывают в тех же местах ; раздувают из факта случайной встречи целую историю , тщательно описывая в соцсетях придуманные диалоги; если действительно повезет перекинуться словечком, ждите намеков на отношения и близость .
Я видела человека , который на полном серьезе изображал разговоры с известными персонами : «Ох, извини , у меня тут Абрамович на проводе. Ромка, я попозже перезвоню, не переживай из-за этой козы, братан »; « Прикинь , мне только что Саня Хирург звонил, видишь , со скрытого номера , проблемы у него ».
Собственные маленькие достижения приумножаются и возводятся в ранг побед. Мелькнув в телевизоре или опубликовав за свой счет книжку , можно смело называться звездой.
Нонконформисты, напротив , презирают социальный успех и на любое известное имя спрашивают « а кто это », не стыдясь своего невежества; они любят рассказывать о независимости от общества и денег , и в этом практически не врут — от денег их карманы совершенно свободны.
Все разновидности понтов перечислить невозможно . Принято обнародовать скрупулезные списки прочитанных книг и просмотренных фильмов ; в крайнем случае , показывать результаты примитивных тестов , которые причисляют всех и каждого к пяти процентам исключительных интеллектуалов.
Не читавшие и не смотревшие что-либо модное , подчеркивают этот факт как особое достоинство — хорошо быть вне масс-культуры; те , кто « университетов не кончали », бравируют простотой и природной мудростью.
В стесненных обстоятельствах люди предъявляют благополучие , которого нет ; жадины изображают щедрость , чревоугодники — фальшивый аскетизм ; одни фонтанируют неискренними эмоциями , другие подчеркивают невозмутимость и самурайский нрав , с трепетом подсчитывая лайки; интроверты имитируют открытость , экстраверты — недоступность , хотя сутками торчат в соцсетях; привязчивые до липкости нервно воспевают свободу , неверные супруги твердят о прелестях брака, а эгоисты — о своем большом сердце .
Модно хвастаться здоровым образом жизни , делая селфи на тренажерах; фото нещадно обрабатываются фильтрами, чтобы скрыть возраст и килограммы.
Мужчины гордятся крутостью, натягивая на пивные животики камуфляж ; многозначительно показывают боевые ножи , которыми способны только нарезать колбасу, и то криво .
Многие преувеличивают свои успехи у противоположного пола : красавицы и красавцы укладываются вокруг них штабелями и постоянно пристают на улицах; в соцсетях они вешают фото актеров и моделей, выдавая их за собственных возлюбленных .
Детей тоже можно бесконечно демонстрировать миру , преувеличивая их разумность , талант , идеальный нрав и достижения ; в безнадежных случаях сгодятся породистые животные .
Некоторые модифицируют имена, чтобы подчеркнуть аристократизм — Натали, Элис , Луиза и Катрин звучат гораздо круче , чем традиционные варианты .
И, конечно , они никогда не пьют чай из пакетиков, не едят устриц в июле и неспособны вынести вид сандалий с носками.
Самая сложность разновидность снобизма — имитация отсутствия понтов, когда подчеркнутая скромность намекает, что на самом деле ты ого-го, но страшно устал от всей этой славы , денег , модных тусовок и собственной гениальности. Поэтому вежлив и мил с простыми людьми, будто ничем от них не отличаешься . Горькая правда же состоит в том , что мы все в самом деле очень похожи , по крайней мере, наличием понтов. Вопрос лишь в уровне, понты высшего порядка трудней распознать , но они есть . Маленькие слабости не обесценивают человека , они говорят лишь о том , что он не дорожит своими подлинными достижениями и пытается утолить голод по несбыточному — по себе такому , которого нет и не будет .
Марта Кетро
Источник
В предыдущей статье « Культ вещей или потреблядство » (http://kastaned.livejournal.com/33145.html#cutid1) мы рассмотрели сам феномен потреблядства. Сейчас мы с вами заглянем вглубь психологии гиперпотребителя.
Для начала определим, что такое потребительство , и что значит потреблядство и чем они отличаются .
Предположим , вам нужна теплая одежда на зиму. Вы идете и покупаете зимнюю куртку, шапку, пару сапог , утепленные брюки , пару свитеров. Это потребительство . Покупка необходимого .
Если у вас в гардеробе 6 курток, 2 пальто и шуба из шкуры пушистого зверя , 4 шапки, 7 пар сапог , 10 брюк и 20 свитеров – это потреблядство. Покупка ненужного , не для реальной надобности , а для демонстрации напоказ .
Для поддержания жизнеспособности экономики современной капиталистической системы, усилиями маркетологов был взращен так называемый «человек-потреблядь », смыслом жизнедеятельности которого выступает накопление богатств и демонстрационное потребление , поднимающее самооценку и тешащее чувство собственной значимости .
Человек-Потреблядь по сути неотделим от своих вещей, девайсов , имиджа и стиля жизни . Вспоминается случайно посмотренный мной диалог персонажа популярного сериала «Физрук », когда тот на реплику в его адрес : «Ты неудачник !» вспыхнул : « Да у меня квартира-трешка в Москве ! У меня «Геленваген!!» Как видим , самоидентификация человека-потребляди напрямую сопряжена с его имуществом.
Потребитель , не имея собственной сути , состоит из того , что имеет . Человек-Потреблядь в сущности и есть совокупность его вещей, и, как верно подметил «Mr. Freeman» в старом некогда популярном ролике : «Я есть , а вас – нет ! Вы, например , можете подарить свой мобильник первому встречному? Можете прямо сейчас отформатировать винт на вашем компьютере ? Стремно ? А знаете , почему вы этого не сделаете ? Потому что это для вас равноценно самоубийству, вы без этого не существуете !»
Современная жизнь молодых людей выстроена так , чтобы они потребляли как можно больше ненужного . Разберем это на примере праздников и жизненных событий .
Свадьба . Молодожены (и их близкие родственники ) покупают венчальные костюмы , заказывают церемонию , обмениваются кольцами, арендуют лимузин , устраивают банкет на огромную сумму ( перед этим проведя мальчишник/девичник) с участием множества гостей и тамады. Самый обязательный атрибут любой свадьбы – внимание ! – фотосессия. Часто для нее нанимают профессионала . После всех торжеств молодые муж и жена едут в заграничное путешествие .
Рождается ребенок . Его мать торжественно встречают из роддома с большим букетом цветов и дорогим подарком , опять же закатывают банкет , для новорожденного делаются « подарки ». Все снимается на фото .
Очередная годовщина свадьбы/рождения ребенка . « Молодожены » обновляют кольца, покупают украшения для квартиры , тратятся на банкет , а гости – на подарки . Событие запечатлевается на фото .
Ребенок идет в первый класс . Его снаряжают школьной формой, цветами и набором канцелярских принадлежностей . Это все тоже отмечается и фотографируется.
Новый год . Что это прежде всего ? Это елка, шампанское и другое бухло , объем продуктов , в 3-4 раза превышающий обычную дневную потребность в еде , фейерверки-хлопушки-огни-гирлянды, и куча подарков всем подряд . Это тоже надо снять хотя бы на телефон .
День Святого Валентина ( или « день секса за открытку »). Распродажа « романтических » подарков и кондитерской продукции.
23 февраля. Распродажа носочных изделий и бритвенных принадлежностей .
8 марта . Распродажа косметики, цветов и женских товаров .
Отпуск летом . Обязательно накупить сувениров, сфотографировать все , что ты видел в путешествии , и выложить в сеть .
Хэллоуин. Молодежь закупает костюмы « нечистой силы », идет отмечать и фотаться в клуб .
То есть , мы видим , что :
Во-Первых, любой праздник или событие в жизни отмечается чередой актов потребления .
Во-Вторых, при этом обязательна фотосессия , с последующим выкладыванием фото в соцсети. Иначе зачем было затевать эту байду и долго готовиться к празднику ? Фотографии нужны уже не столько на память , сколько для демонстрации напоказ .
Что все это означает ?
То, что основной мотивацией многочисленных и дорогостоящих приобретений является не необходимость в них , а стремление « выпендриться », продемонстрировав их.
В княжеско-царские времена нашей страны населению не было свойственно стремление к личному обогащению. Народу насаждалась идея христианского нестяжательства, служения Богу ( через церковь ) и царю-батюшке. Россия была предпоследней страной в Европе, отменившей крепостное право , капитализм с развитием не спешил .
В советское время населению удалось привить некоторые потребительские идеалы ( вспомним джентельменский набор «квартира-машина-дача ») и идея построения коммунизма и труда на всеобщее благо провалилась из-за естественного стремления людей к здоровому эгоизму.
После духовного вакуума 1990-х годов российская власть взяла на вооружение идеологию, разработанную и обкатанную на Западе : стремление к богатству и «статусному потреблению ».
В качестве выхода из серого беспросветного уныния 90-х система предложила людям стать богатыми ,
успешными и знаменитыми , демонстрируя обывателям с экранов телевизоров и мониторов картинки « красивой жизни », подкрашенной в видеоредакторе. По задумке новых хозяев
идей , желания человека должны затмевать его потребности , и даже – физические возможности воплотить в жизнь свои запросы. Люди должны хотеть приобрести все новые и новые
вещи , даже когда в них нет практической нужды . Хозяину пусть даже престижного авто будет давить на нервы факт , что у его знакомого машина на порядок дороже , а владельцу
двухкомнатной квартиры – что у его родственников в квартирах больше комнат. Даже школьника с «самсунгом » будет бесить «айфон » у его соседа по
парте. Социальное программирование направлено на то, чтобы мы всегда были недовольны своей жизнью и стремились приобрести больше и дороже .
Отныне люди стали
самоидентифицировать себя не со своей сферой деятельности , как в советские времена (я – рабочий , я – врач , я – архитектор ) и степенью полезности обществу , а с
тем , как они проводят досуг . Теперь их «Я » лежит в сфере потребления . Вместо стремления к любимому занятию человек-потреблядь занимается накоплением и демонстрацией
богатств .
Английский философ XVII века Рене Декарт выразился : «Я мыслю – значит , я существую ». Современный вариант этой фразы звучал бы так : «Я потребляю – значит я существую ».
Достоинство человека в современной системе оценивается его способностью быть потребителем . Сегодня быть – значит иметь .
Консьюмер нашего времени может сказать о себе так :
Я измеряюсь в площади моего жилища .
Я измеряюсь в размере моей ипотеки.
Я измеряюсь в стоимости моего автомобиля , смартфона и одежды на мне .
Я измеряюсь тем , куда я езжу отдыхать , какие блюда и напитки я заказываю в барах и кафе .
Я измеряюсь в уровне дохода моего мужчины или количестве статусных цацек у моей женщины .
Я тем больше ценюсь, чем более растратно я могу позволить себе жить .
Итак , главный ориентир нынешнего человека – жить дорого и статусно, а главные его достижения – это акты потребления , факты обладания дорогостоящей вещью .
Кто же такие в глазах большинства те , кто из нежелания не участвует в потребительско-статусной гонке? Это люди , витающие в облаках, лохи без машины и ипотеки, неудачники по-умолчанию. Им положено испытывать зависть к « успешным », и стремиться доказать , что они не верблюды. « Успешным » же следует тыкать в « неудачников » пальцем и пугать ими детей . Общаться на равных с ними можно , только если те станут соблюдать поверхностные материальные стандарты общества .
emsp;
Чем руководствуется человек-потреблядь в своих неуемных тратах ?
1) Большинство людей проживают скучную жизнь и лишены творческой или финансовой свободы. Потребление для них та сфера , где они чувствуют свободу и власть .
2) Приобретая статусные товары , человек хочет потешить свое самолюбие и возвыситься в глазах окружающих .
В особенности это касается «брендовых товаров », лейблы на которых выступают в качестве «знаков-мессенджеров » для их потенциальных владельцев . Приобретая их, человек покупает не вещь , как функционал , а покупает « знак », «мессадж » - «я крутой , я богатый , я особенный » и пр. Потребляется не столько товар , сколько его « крутизна ».
То есть , стремление человека-потребляди – не жить хорошо , а жить лучше соседей, родственников и коллег по работе. Статусные вещи несут в себе ту же функцию, что и в животном мире высокие гребни, яркая раскраска и пышные хвосты у высокоранговых особей. Отличие лишь в том , что созданные искусственно «понты » могут не отражать реального ранга их носителей.
3) Люди не столько хотят обладать «понтами », сколько боятся не иметь их, не соответствовать стандартамобщества .
Ведь социальное программирование внушило, что не иметь собственного жилья , авто и дорогих вещей есть позорное явление для белого человека . Обладание же этими вещами, согласно рекламе, сулит радость , счастье , одобрение окружающих и легкую жизнь .
4) Обладатель роскошной и красивой вещи становится более значимым , а значит сексуально привлекательным для представителей противоположного пола.
5) У потреблядства есть более глубокая суть .
Обладая престижными вещами люди хотят чтобы их любили и уважали .
© Константин Kastaned