-«понты:».?
http://www-co.narod.ru/static/ Категория :

Типология понтов : скажи мне , чем ты хвастаешься …

…И я скажу тебе , кто ты. Претензии выглядеть лучше , чем есть , — в просторечии понты — выдают нас с головой , сообщая миру о наших страхах, амбициях, слабостях и надеждах.

0_213119_92fa2868_orig

На свете мало людей, по-настоящему свободных от понтов. Если кажется , что кто-то вне игры , вы, скорее всего , просто не догадались , чем человек на самом деле гордится, потому что в вашей системе ценностей эта вещь просто отсутствует , числится самой обычной или даже не совсем приличной .

Например , для интеллигента совершенно естественно писать грамотно , четко выражать мысли и быть вежливым . Если же некто в глубине души стесняется рабоче-крестьянского происхождения, не уверен в достаточности культуры, но очень хочет выглядеть не хуже «профессорских деток », он будет усердно вставлять большое «Вы » где попало , использовать слова , значения которых не понимает , сыпать цветистыми фразами и максимально усложнять конструкции , запутывая сам себя , — тот самый случай , когда «они образованность свою показать хочут ».


Интеллигенты же станут козырять совершенно другими вещами. Они щеголяют матерными словечками, жаргоном субкультур , особенно тюремным сленгом, и общей разнузданностью поведения . Тихие мальчики и девочки в детстве думали , что в этом есть крутость , свобода и некоторый бандитский шик . Им невдомек присказка моей мамы — « вежливый , как из тюряги ». В самом деле , люди , привычные к тому , что за слово « козел » могут прирезать , быстро учатся следить за речью. Соответственно , подросший интеллигент с восхищением смотрит баттлы Оксимирона, неумело присваивает зоновскую культуру и при случае любит намекнуть на свои похождения в лихих девяностых, обычно состоявшие в кратковременной торговле в ночном ларьке.

0_213119_92fa2868_orig

Совсем простые души хвастают качеством потребления , это понты невинные , прозрачные и всем нам знакомые .
Чекины в элитных ресторанах, зачастую , сделанные у входа в заведение , потому что даже чашка тамошнего кофе пробивает дыру в кошельке, да и дресс-коду соответствовать трудно .

Фотографии из заграниц — во-первых, это красиво , ну и факт поездки дорогого стоит , пусть даже это трехзвездочный турецкий all inclusive.

Демонстрация брендов — некоторые девочки покупают в переходах пакеты известных бутиков и разгуливают с ними по улицам, а потом выкладывают картинки в Инстаграме с небрежной подписью «пошопилась ».
Заемный интерьер для съемок, выдаваемый за свой ; в собственных облезлых квартирах выкраивается чистый угол , а мусор вычищается фотошопом.

Фото на фоне чужих шикарных машин; вранье о покупках — от распродажных вещей отклеивают желтенькие скидочные ярлычки и небрежно показывают полную цену .

0_213119_92fa2868_orig

Рассуждения вокруг того , сколько нужно тратить — о том , что в Москве категорически невозможно прожить менее чем на десять тысяч долларов , охотнее всего пишут люди с бюджетом в пятьсот.

Бесконечное хвастовство цветами и подарками говорит немного о другом , это не столько нищебродство, сколько желание подтвердить , что ты любим и значим . Накануне Восьмого марта в Инстаграме возник безумный прокатный бизнес : вам привозят букет из сто одной розы на десять минут, чтобы сделать селфи. Стоимость аренды с доставкой — тысяча рублей, за триста добавят коробочку Шанель или Тиффани. Женщин , которые за двадцать евро захотели прокричать миру , что они желанны , оказалось множество .

Не менее ценится и подтверждение социальной значимости . Люди фотографируются со знаменитостями, показывая , что бывают в тех же местах ; раздувают из факта случайной встречи целую историю , тщательно описывая в соцсетях придуманные диалоги; если действительно повезет перекинуться словечком, ждите намеков на отношения и близость .

Я видела человека , который на полном серьезе изображал разговоры с известными персонами : «Ох, извини , у меня тут Абрамович на проводе. Ромка, я попозже перезвоню, не переживай из-за этой козы, братан »; « Прикинь , мне только что Саня Хирург звонил, видишь , со скрытого номера , проблемы у него ».

Собственные маленькие достижения приумножаются и возводятся в ранг побед. Мелькнув в телевизоре или опубликовав за свой счет книжку , можно смело называться звездой.

Нонконформисты, напротив , презирают социальный успех и на любое известное имя спрашивают « а кто это », не стыдясь своего невежества; они любят рассказывать о независимости от общества и денег , и в этом практически не врут — от денег их карманы совершенно свободны.

0_213119_92fa2868_orig

Все разновидности понтов перечислить невозможно . Принято обнародовать скрупулезные списки прочитанных книг и просмотренных фильмов ; в крайнем случае , показывать результаты примитивных тестов , которые причисляют всех и каждого к пяти процентам исключительных интеллектуалов.

Не читавшие и не смотревшие что-либо модное , подчеркивают этот факт как особое достоинство — хорошо быть вне масс-культуры; те , кто « университетов не кончали », бравируют простотой и природной мудростью.

В стесненных обстоятельствах люди предъявляют благополучие , которого нет ; жадины изображают щедрость , чревоугодники — фальшивый аскетизм ; одни фонтанируют неискренними эмоциями , другие подчеркивают невозмутимость и самурайский нрав , с трепетом подсчитывая лайки; интроверты имитируют открытость , экстраверты — недоступность , хотя сутками торчат в соцсетях; привязчивые до липкости нервно воспевают свободу , неверные супруги твердят о прелестях брака, а эгоисты — о своем большом сердце .

Модно хвастаться здоровым образом жизни , делая селфи на тренажерах; фото нещадно обрабатываются фильтрами, чтобы скрыть возраст и килограммы.

Мужчины гордятся крутостью, натягивая на пивные животики камуфляж ; многозначительно показывают боевые ножи , которыми способны только нарезать колбасу, и то криво .

Многие преувеличивают свои успехи у противоположного пола : красавицы и красавцы укладываются вокруг них штабелями и постоянно пристают на улицах; в соцсетях они вешают фото актеров и моделей, выдавая их за собственных возлюбленных .

0_213119_92fa2868_orig

Детей тоже можно бесконечно демонстрировать миру , преувеличивая их разумность , талант , идеальный нрав и достижения ; в безнадежных случаях сгодятся породистые животные .

Некоторые модифицируют имена, чтобы подчеркнуть аристократизм — Натали, Элис , Луиза и Катрин звучат гораздо круче , чем традиционные варианты .

И, конечно , они никогда не пьют чай из пакетиков, не едят устриц в июле и неспособны вынести вид сандалий с носками.

Самая сложность разновидность снобизма — имитация отсутствия понтов, когда подчеркнутая скромность намекает, что на самом деле ты ого-го, но страшно устал от всей этой славы , денег , модных тусовок и собственной гениальности. Поэтому вежлив и мил с простыми людьми, будто ничем от них не отличаешься . Горькая правда же состоит в том , что мы все в самом деле очень похожи , по крайней мере, наличием понтов. Вопрос лишь в уровне, понты высшего порядка трудней распознать , но они есть . Маленькие слабости не обесценивают человека , они говорят лишь о том , что он не дорожит своими подлинными достижениями и пытается утолить голод по несбыточному — по себе такому , которого нет и не будет .

Марта Кетро
Источник


В предыдущей статье « Культ вещей или потреблядство » (http://kastaned.livejournal.com/33145.html#cutid1) мы рассмотрели сам феномен потреблядства. Сейчас мы с вами заглянем вглубь психологии гиперпотребителя.

Для начала определим, что такое потребительство , и что значит потреблядство и чем они отличаются .

Предположим , вам нужна теплая одежда на зиму. Вы идете и покупаете зимнюю куртку, шапку, пару сапог , утепленные брюки , пару свитеров. Это потребительство . Покупка необходимого .

Если у вас в гардеробе 6 курток, 2 пальто и шуба из шкуры пушистого зверя , 4 шапки, 7 пар сапог , 10 брюк и 20 свитеров – это потреблядство. Покупка ненужного , не для реальной надобности , а для демонстрации напоказ .

Для поддержания жизнеспособности экономики современной капиталистической системы, усилиями маркетологов был взращен так называемый «человек-потреблядь », смыслом жизнедеятельности которого выступает накопление богатств и демонстрационное потребление , поднимающее самооценку и тешащее чувство собственной значимости .

Человек-Потреблядь по сути неотделим от своих вещей, девайсов , имиджа и стиля жизни . Вспоминается случайно посмотренный мной диалог персонажа популярного сериала «Физрук », когда тот на реплику в его адрес : «Ты неудачник !» вспыхнул : « Да у меня квартира-трешка в Москве ! У меня «Геленваген!!» Как видим , самоидентификация человека-потребляди напрямую сопряжена с его имуществом.

Потребитель , не имея собственной сути , состоит из того , что имеет . Человек-Потреблядь в сущности и есть совокупность его вещей, и, как верно подметил «Mr. Freeman» в старом некогда популярном ролике : «Я есть , а вас – нет ! Вы, например , можете подарить свой мобильник первому встречному? Можете прямо сейчас отформатировать винт на вашем компьютере ? Стремно ? А знаете , почему вы этого не сделаете ? Потому что это для вас равноценно самоубийству, вы без этого не существуете !»

Современная жизнь молодых людей выстроена так , чтобы они потребляли как можно больше ненужного . Разберем это на примере праздников и жизненных событий .

Свадьба . Молодожены (и их близкие родственники ) покупают венчальные костюмы , заказывают церемонию , обмениваются кольцами, арендуют лимузин , устраивают банкет на огромную сумму ( перед этим проведя мальчишник/девичник) с участием множества гостей и тамады. Самый обязательный атрибут любой свадьбы – внимание ! – фотосессия. Часто для нее нанимают профессионала . После всех торжеств молодые муж и жена едут в заграничное путешествие .

Рождается ребенок . Его мать торжественно встречают из роддома с большим букетом цветов и дорогим подарком , опять же закатывают банкет , для новорожденного делаются « подарки ». Все снимается на фото .

Очередная годовщина свадьбы/рождения ребенка . « Молодожены » обновляют кольца, покупают украшения для квартиры , тратятся на банкет , а гости – на подарки . Событие запечатлевается на фото .

Ребенок идет в первый класс . Его снаряжают школьной формой, цветами и набором канцелярских принадлежностей . Это все тоже отмечается и фотографируется.

Новый год . Что это прежде всего ? Это елка, шампанское и другое бухло , объем продуктов , в 3-4 раза превышающий обычную дневную потребность в еде , фейерверки-хлопушки-огни-гирлянды, и куча подарков всем подряд . Это тоже надо снять хотя бы на телефон .

День Святого Валентина ( или « день секса за открытку »). Распродажа « романтических » подарков и кондитерской продукции.

23 февраля. Распродажа носочных изделий и бритвенных принадлежностей .

8 марта . Распродажа косметики, цветов и женских товаров .

Отпуск летом . Обязательно накупить сувениров, сфотографировать все , что ты видел в путешествии , и выложить в сеть .

Хэллоуин. Молодежь закупает костюмы « нечистой силы », идет отмечать и фотаться в клуб .

То есть , мы видим , что :

Во-Первых, любой праздник или событие в жизни отмечается чередой актов потребления .

Во-Вторых, при этом обязательна фотосессия , с последующим выкладыванием фото в соцсети. Иначе зачем было затевать эту байду и долго готовиться к празднику ? Фотографии нужны уже не столько на память , сколько для демонстрации напоказ .

Что все это означает ?

То, что основной мотивацией многочисленных и дорогостоящих приобретений является не необходимость в них , а стремление « выпендриться », продемонстрировав их.

В княжеско-царские времена нашей страны населению не было свойственно стремление к личному обогащению. Народу насаждалась идея христианского нестяжательства, служения Богу ( через церковь ) и царю-батюшке. Россия была предпоследней страной в Европе, отменившей крепостное право , капитализм с развитием не спешил .

В советское время населению удалось привить некоторые потребительские идеалы ( вспомним джентельменский набор «квартира-машина-дача ») и идея построения коммунизма и труда на всеобщее благо провалилась из-за естественного стремления людей к здоровому эгоизму.

После духовного вакуума 1990-х годов российская власть взяла на вооружение идеологию, разработанную и обкатанную на Западе : стремление к богатству и «статусному потреблению ».

В качестве выхода из серого беспросветного уныния 90-х система предложила людям стать богатыми , успешными и знаменитыми , демонстрируя обывателям с экранов телевизоров и мониторов картинки « красивой жизни », подкрашенной в видеоредакторе. По задумке новых хозяев идей , желания человека должны затмевать его потребности , и даже – физические возможности воплотить в жизнь свои запросы. Люди должны хотеть приобрести все новые и новые вещи , даже когда в них нет практической нужды . Хозяину пусть даже престижного авто будет давить на нервы факт , что у его знакомого машина на порядок дороже , а владельцу двухкомнатной квартиры – что у его родственников в квартирах больше комнат. Даже школьника с «самсунгом » будет бесить «айфон » у его соседа по парте. Социальное программирование направлено на то, чтобы мы всегда были недовольны своей жизнью и стремились приобрести больше и дороже .

Отныне люди стали самоидентифицировать себя не со своей сферой деятельности , как в советские времена (я – рабочий , я – врач , я – архитектор ) и степенью полезности обществу , а с тем , как они проводят досуг . Теперь их «Я » лежит в сфере потребления . Вместо стремления к любимому занятию человек-потреблядь занимается накоплением и демонстрацией богатств .

Английский философ XVII века Рене Декарт выразился : «Я мыслю – значит , я существую ». Современный вариант этой фразы звучал бы так : «Я потребляю – значит я существую ».

Достоинство человека в современной системе оценивается его способностью быть потребителем . Сегодня быть – значит иметь .

Консьюмер нашего времени может сказать о себе так :

Я измеряюсь в площади моего жилища .

Я измеряюсь в размере моей ипотеки.

Я измеряюсь в стоимости моего автомобиля , смартфона и одежды на мне .

Я измеряюсь тем , куда я езжу отдыхать , какие блюда и напитки я заказываю в барах и кафе .

Я измеряюсь в уровне дохода моего мужчины или количестве статусных цацек у моей женщины .

Я тем больше ценюсь, чем более растратно я могу позволить себе жить .

Итак , главный ориентир нынешнего человека – жить дорого и статусно, а главные его достижения – это акты потребления , факты обладания дорогостоящей вещью .

Кто же такие в глазах большинства те , кто из нежелания не участвует в потребительско-статусной гонке? Это люди , витающие в облаках, лохи без машины и ипотеки, неудачники по-умолчанию. Им положено испытывать зависть к « успешным », и стремиться доказать , что они не верблюды. « Успешным » же следует тыкать в « неудачников » пальцем и пугать ими детей . Общаться на равных с ними можно , только если те станут соблюдать поверхностные материальные стандарты общества .

 emsp;

Чем руководствуется человек-потреблядь в своих неуемных тратах ?

1)           Большинство людей проживают скучную жизнь и лишены творческой или финансовой свободы. Потребление для них та сфера , где они чувствуют свободу и власть .

2)           Приобретая статусные товары , человек хочет потешить свое самолюбие и возвыситься в глазах окружающих .

В особенности это касается «брендовых товаров », лейблы на которых выступают в качестве «знаков-мессенджеров » для их потенциальных владельцев . Приобретая их, человек покупает не вещь , как функционал , а покупает « знак », «мессадж » - «я крутой , я богатый , я особенный » и пр. Потребляется не столько товар , сколько его « крутизна ».

То есть , стремление человека-потребляди – не жить хорошо , а жить лучше соседей, родственников и коллег по работе. Статусные вещи несут в себе ту же функцию, что и в животном мире высокие гребни, яркая раскраска и пышные хвосты у высокоранговых особей. Отличие лишь в том , что созданные искусственно «понты » могут не отражать реального ранга их носителей.

3)           Люди не столько хотят обладать «понтами », сколько боятся не иметь их, не соответствовать стандартамобщества .

Ведь социальное программирование внушило, что не иметь собственного жилья , авто и дорогих вещей есть позорное явление для белого человека . Обладание же этими вещами, согласно рекламе, сулит радость , счастье , одобрение окружающих и легкую жизнь .

4)           Обладатель роскошной и красивой вещи становится более значимым , а значит сексуально привлекательным для представителей противоположного пола.

5)           У потреблядства есть более глубокая суть .

Обладая престижными вещами люди хотят чтобы их любили и уважали .

© Константин Kastaned

hUYXVE9lpZ0

Происхождение слов : понты, беспонтовый, не понтуйся? Главная -> Энциклопедия -> Происхождение слов : понты, беспонтовый, не понтуйся? Понт в современном жаргоне означает напускную заносчивость , высокомерие , хвастовство . Эти значения можно найти Словаре Большого города Осипова. А Словарь молодежного сленга уточняет , что понт связан с обманом - это хитрость , уловка , с целью создать видимость чего-либо. Он говорит , что миллионами ворочает , или это понт ? Также вам будет интересно : Откуда пошла традиция брать автографы у знаменитостей? С понтом – огромное количество словосочетаний. Взять на понт – действовать обманом , хитростью , понты кидать – рисоваться перед кем-либо, дешевые понты – высокомерие , не имеющее под собой оснований ; ну и, конечно без понта, синоним выражения без мазы, то есть бесполезно , безнадежно . Не менее популярно и наречие беспонтово. Многочисленные глаголы –понтоваться, понтануть, понтиться и понтить. Есть среди них и понтировать, с которого мы начали разговор . В современном жаргоне, как указывает словарь молодежного сленга Никитиной, он означает обманывать , хитрить . Хотя , оговорюсь сразу , что этот глагол самый непопулярный из вышеперечисленных . Однако именно от него тянется ниточка в прошлое . Понтером называли человека , играющего против банка (в азартных играх ), понтировать — значит играть как понтёр. Однако возможно , отмечает автор Словаря русского арго Владимир Елистратов, современный понт пришел из уголовного жаргона. Понтом называли жертву шулера, воровской прием , отвлечение внимания жертвы во время воровства, готовить понта означало искать жертву, бить понт — притворяться невиновным , возмущаться , кричать , отвлекая внимание , крепким понтом называли неопытную жертву, а рваным понтом—того, кто уже был в переделке. Кроме того , глаголы понтировать, понтануть означали « бить , толкать , создавать давку . Ну а теперь надо разобраться , откуда понт появился в воровском жаргоне. Слово это имеет латинские корни . Pons - значит мост . Родственно ему и слово понтифик. Как уточняет энциклопедия Брокгауза и Эфрона, жрецы, носившие это имя , первоначально должны были наблюдать за ремонтом и постройкой свайного моста в Риме. В религиозном отношении он имел огромное значение . То есть первоначально понт действительно означал высокую миссию , однако при переходе в жаргон подлинное превосходство превратилось в ложное . Что значат , и как произошли слова - понт , понты? тэги : арго , жаргон , понт , понты, этимология слова Понты - это ... Достаточно дорогие украшения , безделушки высокой стоимости , драгоценные камни больших размеров , килограммовые цепи , всё это , как правило , безвкусное и вульгарное , выставленное напоказ и подчёркивающее достаток , состоятельность хозяина . Выпендреж, пафос , заносчивость , высокомерие - это всё понты. Есть много определений этому слову . К примеру , помните из фильмов " Не бери на понт , мусор !" - на фене это означает : " Не пугай меня, товарищ милиционер !". Что такое "понты " в разных словарях Понты колотить , то есть создавать видимость , пускать пыль в глаза . У человека зарплата учителя , а он одежду в дорогом бутике покупает , и пофиг, что завтра жрать нечего будет . Увы ... понты - это , большая сила ... Вообще слово ПОНТ имеет латинское происхождение . Понс-Означало МОСТ . В Древнем Риме была категория людей, которые занимались контролем за правильностью построения мостов. Дело это было чрезвычайно важным по тем временам. Посему контролеров уважали и приписывали им особую миссию . Но вот в воровском мире первоначальный смысл понятия ПОНТ было уничтожено сразу же . Ведь у воров всё должно быть по их правилам и понятиям . В этой связи жаргон Понты ( именно множественное число)стал в основном означать РИСОВАТЬСЯ ПЕРЕД Публикой. Но это значение было не единственным . В уголовном мире ПОНТ ( единственное число ) может означать ОБМАНУТОГО Шулером ЧЕЛОВЕКА . Иногда так и говорили - ну что,понт готов ? или подготовили понта? А вот понтануть это еще расценивается как создавать атмосферу давки , толкаться . Слово понты является жаргонным словом и обозначает дорогие украшения , предметы в основной своей массе безвкусные, которые подчеркивают статусность и богатство их владельца . Со временем , значение понтов было преуменьшено и этим словом стали обозначать безделушки , предметы, которые выглядят дороже чем есть на самом деле ( как раз это видно на примере фотографии с морковкой, продемонстрированной в вопросе ). Так же словом понты обозначается гонор в поведении людей, высокомерие , пафос , которые зачастую , не свойственны поведению конкретного человека в обыденной жизни . Понт - это мост , а мост это бридж. Итого - в карточной игре в бридж, игрок мог показывать , что у него карты больше , чем есть на самом деле . Понтоваться, другими словами . От того и пошло такое странное выражение . согласно викисловарю, понт как производная от понтёр - тот , кто играет в карты против банка ( вполне понтовался :) ). осталось найти происхождение понтёра. Также в смысл неплохо вписывается мифологический Понт , значение которого преувеличивал Гесиод и которого с не меньшим преувеличением сравнивали с морским титаном Океан.