Проф. Жан-Пьер Исбоутс

Аспирант Университета Филдинга, Санта-Барбара; Автор National Geographic и соавтор «Мифа Моны Лизы» (2013).

Введение

Чтобы понять настроение Леонардо весной 1503 года, важно проанализировать хронологию событий, которые предшествовали его возвращению во Флоренцию в начале этого периода. год. Молодой Леонардо был учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо в 1466 году, в возрасте 14 лет, и, по всем данным, обучение было успешным. В 1472 году Леонардо разрешили нарисовать ангела в Крещении Христовом Верроккьо, картине, заказанной монахами монастыря Сан-Сальви недалеко от Порта-алла Кроче. Недавние рентгеновские тесты Крещения показывают, что, хотя Верроккьо все еще рисовал свои фигуры в виде контуров по темпера на белой свинцовой основе, Леонардо использовал тонкие накладные глазури цветных масел в отведенных ему разделах. i Шесть лет спустя Леонардо написал в своей записной книжке: «<Я> начал две Девы Марии », что может относиться к Мадонне. гвоздики, теперь в мюнхенской Старой пинакотеке, и мадонна Бенуа, в настоящее время в Санкт-Петербурге.

В 1481 году Леонардо получил первое «большое» поручение в своей карьере: панель Поклонения волхвов для монахов-августинцев Сан Донато Скопто. обожание Картины были популярны во Флоренции, потому что они давали художникам возможность одеть трех королей с востока в богатую ткань и шелк, которые сделали город знаменитым. Но Дизайн Леонардо отклонил типичный стереотип Quattrocento субъекта, с Марией и новорожденным Иисусом в центре на переднем плане, в то время как прихожане покорно выстраиваются в очередь, чтобы заплатить отношениях. Вместо этого он поместил Мэри в центр интенсивной психологической драмы: красивая молодая женщина с ее новорожденным ребенком, окруженная водоворотом человеческих эмоций. Некоторые из просители выражают удивление и удивление, в то время как другие выражают смятение или даже отчаяние. Характерная радость традиционной иконописи Благовещения нигде не доказана. Как таким образом, Обожание является первым из «литературных» произведений Леонардо: картина, сфокусированная на аллегорических подсказках и символическом значении, а не на явном представлении.

Поклонение волхвов, ок. 1481.

К сожалению, это качество было полностью потеряно у хороших монахов. Панель была оставлена ​​незаконченной - и не так, как это часто предполагают историки, потому что Леонардо отошел от Это. Напротив: более вероятно, что монахи, потрясенные такой иконоборческой работой, прекратили работу комиссии и отправились на поиски другого, более обычного художника.

Последовала долгая перерыв в Милане, при дворе герцога Людовико «Il Moro» Сфорца, где Леонардо был объявлен импресарио знаменитости, обвиненный в постоянном потоке развлечения, включая декорации, костюмы и тщеславные памятники правления Сфорца. В промежутке Леонардо был также призван для создания портретов различных миланских красавиц, в частности, две из любовниц герцога, Сесилия Галлерани и Лукреция Кривелли. Именно из-за этого счастливого случая Леонардо направил свой поразительный талант проблема светского портрета.

Революция в портретной живописи

Мы должны помнить, что светская портретная живопись, то есть изображение обычных граждан, а не выдающихся царей, аристократов или священнослужителей, все еще была недавней Италия в то время. В отличие от Северной Европы, и особенно среди богатых бюргеров Фландрии, идея нарисовать свой портрет просто потому, что он мог себе это позволить, была относительная новинка. Ренессанс Quattrocento ускорил распространение жанра, но потребовал, чтобы художники-портретисты - как и их братья по архитектуре и скульптуре - следовали пример классических моделей. Однако единственной формой древнего портретного искусства, сохранившейся до сих пор, были римские монеты. Таким образом, портрет en profil стал предпочтительным стилем среди высших классы из-за его очевидного классифицирующего тенора; это сигнализировало, что няня была знатоком, полностью знакомым с древним искусством.

Типичным примером является портрет Изабель д'Эсте Леонардо, выполненный примерно в 1500 году в Венеции или Мантуе. Хотя на данный момент портретный стиль Леонардо уже был полностью развитая, с положением и расположением рук, которые явно предвосхищают Мона Лизу, лицо маркизы строго отворачивается, чтобы она могла представить себя в том же манере, как римские достойные изображены в ее обширной коллекции монет.

Портрет Изабеллы д'Эсте , ок. 1500.
Именно в этой среде Леонардо совершил свой первый крупный прорыв в светской портретной живописи своим портретом Леди с горностаем . Революционные черты этой картины - ее мягкое чиароскуро; резкий контраст между живой плотью и темным подвешенным фоном; а также внимательный взгляд няни, словно пойманный чем-то, что находится за пределами нашего поля зрения, подражал портретной и современной фотографии столько раз, что нам трудно понять оригинальность картины. Освобожденный от контуров нумизматического профиля, портрет является примером противопоказаний, классического идеала движения головы в учебнике. туловище и конечности человеческого тела в разных положениях от его центральной оси. « Если смотреть с разных точек зрения », - писал Леонардо в своем Трактате по живописи , сохраненный его учеником Франческо Мелзи, « каждое человеческое действие отображается как бесконечное само по себе ». ii

Дама с горностаем, ок. 1490.

Затем последовало падение Людовико и неохотное возвращение Леонардо во Флоренцию в 1500 году. Вполне вероятно, что отец Леонардо, Сир Пьеро, пришел ему на помощь и заключил договор с монастырь сервитских монахов, или «Слуги Марии», как они были официально известны, которые искали художника, чтобы нарисовать алтарь для своей церкви Сантиссима Аннунциата. Тема неясна, но в конце Леонардо написал большой рисунок для Девы и Дитя со Святой Анной, который, возможно, был дальнейшим развитием более раннего рисунок с изображением аналогичной группы, известной как мультфильм Берлингтон. Рисунок был публично выставлен в монастыре в течение двух дней и привлек огромную толпу - предзнаменование массовая реклама, которая посещает публичные выставки искусства Леонардо в наши дни.

Но работа снова осталась незаконченной. Леонардо принял предложение служить военным инженером в окружении Чезаре Борджиа, который в тот момент усердно трудился покорение Романья для папских государств. Если Леонардо надеялся на долгосрочное участие в качестве придворного художника в папском дворе Борджиа, эти амбиции были разбиты. За по какой бы то ни было причине, он покинул кампанию Борджиа и вернулся во Флоренцию в марте 1503 года - без работы, без комиссий и, по-видимому, без денег. В тот месяц он взял необычный шаг по снятию пятидесяти золотых флоринов со своего сберегательного счета в Ospedale di S. Maria Nuova, и будет продолжаться так каждые три месяца до лета. III

Это когда персонаж по имени Никколо Макиавелли входит в историю. Секретарь Второй Канцелярии во Флоренции, которой в то время управлял Гонфалоньер Пьеро Содерини, Макиавелли позже снискал славу своей скандальной книге Принц , в значительной степени основанной на его тщательных наблюдениях за безжалостными действиями Чезаре Борджиа. В На самом деле, именно во время краткого пребывания Макиавелли в окружении Чезаре его впервые представили Леонардо да Винчи. Флоренция погрязла в войне на истощение бывший вассал, город Пиза. Макиавелли полагал, что он придумал блестящий план, чтобы положить конец войне: перенаправив спасательный круг Пизы, река Арно, таким образом лишить город его торговли и снабжения. Леонардо обязал своего друга серией дизайнов, некоторые из которых сохранились. Несмотря на усилия Макиавелли на Леонардо от имени Синьория в конечном итоге приняла бы замыслы Леонардо, но не человека: исполнение схемы, которая намного превосходила людские ресурсы и ресурсы Флоренции, было поручено маэстро Коломбино, чиновнику водоканала. Возможно, репутация Леонардо как человека, который оставил не одну, а две крупные комиссии от известных монастырей в город сыграл свою роль в принятии решения.

Комиссия Ангиари

Макиавелли, возможно, чувствовал обязанность по отношению к своему другу. Действительно, интересно думать, что именно Макиавелли представил Леонардо другой гражданской комиссии, а именно большая фреска битвы при Ангиари - одна из немногих побед Флоренции в ее довольно сложной военной истории - которую Содерини хотел нарисовать в недавно построенном Зал Большого Совета Палаццо делла Синьории (ныне известный как Палаццо Веккьо). Роль Макиавелли очевидна из того факта, что именно его секретарь Агостино Веспуччи предоставил Леонардо подробное описание битвы, переведенное с латинской элегии под названием Trophaeum Anglaricum («Победа в Ангиари»), первоначально написанное гуманистом. Леонардо ди Пьеро Дати.

Зал Большого Совета в Палаццо делла Синьории, который был существенно реконструирован и расширен Вазари в 1537 году и переименован в Салоне деи. Cinquecento («Зал пятисот»), с целью превозносить преимущества правила Медичи.

Возможно ли, что Макиавелли мог бы поддержать Синьорию, флорентийское правительство, стоящее за выбором своего своенравного сына Леонардо да Винчи, спорно. Гонфалоньер Содерини поддержал вундеркинда Лоренцо Медичи, дерзкого молодого художника по имени Микеланджело Буонарроти. Без сомнения, среди синьории были и другие обуздал идею о назначении этого важного поручения для художника, который еще не закончил главную картину в своем родном городе - вопиющий контраст с работами, которые он посчитал нужными финишировать в столице заклятого врага Флоренции, герцогстве Миланском.

Введите Франческо дель Джокондо, торговца шелком, который к 1503 году занимал четыре видных поста в республиканском правительстве Флоренции, последний раз в 1499 году в качестве члена консультативного Совет Додичи Бонуомини. Джокондо и его большая семья имели связи по всему городу; между 1480 и 1520 годами Джокондос занимал не менее сорока позиций на различных Уровни флорентийского правительства. Здесь был человек, который мог очень хорошо перенести свое влияние, чтобы предоставить Леонардо комиссию Ангиари. Но Джокондо был проницательным бизнесмен с репутацией умелого вести переговоры; полицейский документ 1510 года описывает его как конфронтационного, недобросовестного и довольно безжалостного. Купец хотел чего-то взамен за пропаганду талантов Леонардо. Он хотел небольшой портрет своей молодой жены Лизы дель Джокондо, которая только что подарила ему свои третий ребенок.

Весьма вероятно, что в любое другое время своей жизни Леонардо отклонил бы такую ​​комиссию из-под контроля. Он был художником величайших дворов Италии, а не ласкающим петиционер к коммерческому parvenus Флоренции. Совсем недавно он отразил настойчивые требования Изабель д'Эсте, самой грозной женщины своего времени, нарисовать ее портрет - и Изабелла была маркизой Мантуей, а не флорентийской домохозяйкой.

Но это были необычные времена. Леонардо зарабатывал на своих сбережениях в «Санта-Мария-Нуова», и счет сокращался с угрожающей скоростью. Ему нужно было придумать Новый источник дохода для поддержки себя и своего окружения, демонстрируя при этом добросовестность городским отцам. Джокондо был человеком, который мог помочь ему достичь обоих.

Виа делла Стуфа во Флоренции, главная резиденция семьи Джокондо.

В этом контексте мы видим утверждение нашего ведущего свидетеля, художника и автора XVI века Джорджио Вазари, что «Леонардо обязался казнить Франческо дель Джокондо, портрет Монны Лизы, его жены », в высшей степени правдоподобный. Джиокондо был ключом Леонардо к восстановлению его репутации во Флоренции и получению самого большого и самого сложный художественный проект в Италии со времени его фрески «Тайная вечеря» в Милане в 1498 году.

Тем не менее, пункт Вазари о комиссии Моны Лизы подвергался энергичной атаке в течение некоторого времени по двум причинам. Во-первых, он предлагает подробное описание живопись, хотя общепризнанно, что Вазари никогда не видел Лувра Моны Лизы, по той прекрасной причине, что в 1530-х годах портрет Лувра уже был Во Франции страну, которую Вазари никогда не посещал. И во-вторых, Вазари утверждает, что портрет Моны Лизы остался незаконченным, хотя панель Лувра, пожалуй, самая отточенная и полная из всех картин Леонардо.

Следовательно, текст современного Вазари был записан многими современными учеными как еще один пример склонности автора к гиперболе и яркому воображению. Но любой серьезный студент Жизни художников Вазари признают, что, хотя автор может иногда приукрашивать свое повествование, он никогда не пойдет так далеко, чтобы сфабриковать описание из двухсот слов картины из цельной ткани. На самом деле, во всех Vite Вазари этот подробный описательный отрывок Моны Лизы является беспрецедентным.

Действительно, возрождение Isleworth Mona Lisa из его долгого изгнания в хранилище швейцарского банка и последующая аутентификация работы как подлинного Леонардо Джон Асмус и другие, позволяют нам увидеть текст Вазари в совершенно новом свете. Каждому наблюдателю будет трудно распознать описание Вазари «радужной и жемчужные оттенки »в мрачных оттенках Лувра Моны Лизы, даже позволяющие веками покрываться лаком, сажей и грязью. Но, глядя на Айлворт Мона Лиза , Вазари восторженное описание « этого блеска и водянистого блеска » в глазах дамы точно так же, как ее рот действительно «объединяет красные губы с телесными оттенками лицо »и ее нос,« с его прекрасными ноздрями, розовыми и нежными », действительно кажутся живыми. В целом, описание Вазари соответствует Isleworth Mona Lisa замечательному Степень, которая настоятельно утверждает для портрета Isleworth, являющегося более ранней версией Моны Лизы.

Хронология Моны Лизы

Если мы предположим, что Леонардо начал работать над портретом «Джоконды» весной 1503 года, то не исключено, что к концу того же года, когда начнется подготовка к Проект Battle of Anghiari начался всерьез, лицо и руки - всегда самые важные отрывки на портрете - были бы завершены. Но не так много было сделано для Портрет однажды Леонардо от всего сердца бросился в непростую задачу по росписи огромной фрески. Что портрет Моны Лизы был еще незакончен в октябре 1503 года подтверждается теперь известной запиской, написанной в сборнике писем Цицерона, озаглавленном Epistulae ad Familiares (em Письма его друзьям '), опубликованном в Болонье в 1477 году. Читая книгу, секретарь Макиавелли Агостино Веспуччи натолкнулся на отрывок, в котором Цицерон описал, как греческий художник Апеллес начал рисовать Портрет богини Венера, но оставил его незаконченным. Веспуччи схватил ручку и написал на полях: «Вот так Леонардо да Винчи работает на всех своих картинах, например, для Например, портрет Лизы дель Джокондо и Анны, матери Богородицы », в которой говорится как о Моне Лизе, так и о злосчастном поручении сервитских монахов Сантиссима Аннунциата. В записке ясно видно, что во время написания Веспуччи обе эти работы также были оставлены незаконченными.

Веспуччи хорошо знал репутацию Леонардо, потому что он оставлял вещи неисполненными, потому что он добавил: « Посмотрим, что он собирается делать с палатой великого совета, за что он только что смирился с гонфалоньеркой.”vii

Это важнейшее доказательство теперь решило две важные проблемы в стипендии Моны Лизы: одна, о том, что няня портрета Моны Лизы не вызывает сомнений Лиза дель Джокондо как и Вазари, и во-вторых, утверждал, что Леонардо оставил Мона Лизу незавершенной, когда начал свою работу над битвой при Ангиари.

В течение следующих двух с половиной лет Леонардо занимался созданием обширного мультфильма «Ангиари» и переносом рисунка на фреску. Сложный Проект был сделан еще более сложным из-за настойчивости Леонардо использовать тот же тип глазури на масляной основе, с которым он ранее совершил революцию в искусстве портрета, а не чем обычные быстросохнущие пигменты на темперной основе на мокрой штукатурке. По словам анонимного Гаддиано, Леонардо создал смесь на основе книги Плиния Старшего Natural История , используя греческую смолу, чтобы запечатать штукатурку стены. Эксперимент не сработал. Стена отказалась впитывать масляные пигменты, и краска начала капать и бегать. Paolo Джовио, историк и личный врач Джулио ди Джулиано Медичи, позже писал, что грунтовка оказалась « устойчивой к краскам, смешанным с маслом грецкого ореха ». после Тайной вечери фреска начала портиться почти сразу после того, как кисть Леонардо покинула ее. В начале 1506 г. Леонардо осознал, что фреска, которая должна была быть венцом его карьеры было испорчено.

Битва при Ангиари, мультфильм, ок. 1505. Копия Питера Пауля Рубенса, ок. 1603.

Глубоко разочарованный результатами своих трудов, Леонардо вновь нацелился на город своей былой славы: Миланское герцогство. Прекрасный предлог представил себя: он и его миланский соратник Амброджо де Предис все еще были должны заплатить за свою работу над второй версией Девственницы скал , которая была у де Предиса доставлен в Братство Непорочного Зачатия в 1502. Братство утверждало, однако, что картина все еще «незакончена». Следовательно, Леонардо должен был вернуться в Милан и сделай все возможное, чтобы клиент остался доволен, а он и его партнер заплатили.

Леонардо, однако, не был свободен, чтобы поднять ставки и оставить Флоренцию по прихоти. Он все еще был на контракте с синьорией, флорентийским правительством, и они не были скорее всего, отпустит его, когда фреска в Ангиари еще не достроена и нуждается в срочном ремонте. Поэтому в 1506 году наступил период напряженных переговоров между Леонардо и представители Синьории, которая растянулась на несколько месяцев.

Я полагаю, что в этот период, когда Леонардо нуждался в каждом союзнике во флорентийском правительстве, чтобы поддержать его петицию, чтобы уехать в Милан, срочность комиссии Джокондо еще раз представился. На протяжении предшествующих лет незаконченный портрет, вероятно, томился в мастерской Леонардо, когда мастер погрузился в проблемы битвы при Ангиари. Я думаю, что мы также можем с уверенностью предположить, что Франческо дель Джокондо, никогда не терпеливый человек, послал повторные послания к боттеге Леонардо в Санта Мария Новелла спрашивает о статусе портрета жены. Но пока Леонардо работал над битвой при Ангиари, Франческо мало что мог сделать: интерес государство перевесило все остальное.

Однако, с новостями о том, что Леонардо намеревался покинуть Флоренцию, это конкретное алиби вышло из окна. Франческо имел значительное влияние среди синьории, которая мог работать в пользу Леонардо или против него. Поэтому, если Леонардо хотел быть свободным в поисках работы в Милане, он не мог пройти мимо Франческо дель Джокондо, если только этот клиент был каким-то образом успокоен.

Это тот момент, когда, я полагаю, Леонардо поручил одному из своих помощников завершить портрет Моны Лизы на ускоренной основе. Тщательная забота, которую он обычно применял чтобы его работа, даже когда он включал фоновые элементы, нарисованные помощником, должна была освободить место для срочности этой задачи. Это единственное жизнеспособное объяснение поспешным выполнение остальной части более ранней Моны Лизы , особенно фона, который заметно уступает самой портретной фигуре. Художник обвинен в этом Подозреваю, что задачей, возможно, был Феррандо Спаньоло, «Испанец Феррандо», который ранее работал над второй версией «Мадонны пряжи» (Коллекция Букклюха). Существует некоторое сходство между фоном в этой картине и фоном Монт Лизы в Айлворте, как с точки зрения цветовой палитры, так и исполнения каменистого. formations.ix

Более ранняя версия «Моны Лизы» («Ислуорт Мона Лиза»), ок. 1503-1506; детализация фона.

И так получилось, что более ранняя версия Моны Лизы была представлена ​​Франческо дель Джокондо в первые месяцы 1506 г., что полностью подтвердило бы третий и наиболее Спорная часть отзыва Вазари:

Леонардо взял на себя обязательство исполнить для Франческо дель Джокондо портрет Монны Лизы, его жены; и после четырехлетнего труда он оставил его незавершенной.

Теперь мы знаем, что Вазари был прав с самого начала.

Лувр Мона Лиза

Но как насчет портрета Моны Лизы в Лувре? Как это получилось? Как отмечают почти все авторы, стилистически портрет Лувра принадлежит позднему Леонардо период, примерно между 1507 и 1515 годами. Важным маркером, на мой взгляд, является принудительное возвращение Леонардо во Флоренцию в 1507 году, чтобы подать иск против своих сводных братьев, которые пытался отказать ему в наследстве своего дяди Франческо. Леонардо, вероятно, полагал, что этот вопрос будет решен в течение нескольких недель; следовательно, он не путешествовал с его окружением помощников. Но настроение во Флоренции и особенно в Синьории было против него. Судебный процесс затянулся на несколько месяцев, вплоть до 1508 года, оставив Леонардо во Флоренции оставалось мало что делать, кроме как обратиться к различным сановникам, в том числе к Чарльзу Амбуазу в Милане и кардиналу Иполито д'Эсте, брату Изабеллы, помощь в решении вопроса.

Эта вынужденная интерлюдия оказалась удачной, поскольку привела к двум инициативам. Один, у которого было много времени, Леонардо начал собирать свои тетради. И два он обратился в действующую больницу Ospedale di Santa Maria Nuova, чтобы начать анатомическое вскрытие трупов. По закону, только тела нищих или «неблагородных» трупов могут быть использовался для вскрытия, но Леонардо игнорировал это и, среди прочего, расчленял тела разных женщин. В предстоящие месяцы и годы он подготовил около двухсот подробных анатомические исследования, основанные на вскрытиях около тридцати трупов, большинство из которых в настоящее время находятся в Королевской коллекции Виндзорского замка. Исследуя загадки женского тела, Леонардо неумолимо тянул к предельной загадке: как женщина питает и поддерживает жизнь внутри себя. Или, как он написал в Милане, он хотел понять « концепцию человека » и изучить « форму матки, и как ребенок живет в ней, и на какой стадии он находится в ней, и каким образом это данная жизнь и еда.

Анатомическое исследование женщины, ок. 1508-1510.

Как психологические, так и физические загадки материнства будут мотивировать две поздние картины Леонардо: «святая Анна, Мария и Иисус», которые сейчас находятся в Лувре, и Леда и Лебедь , теперь потерянные, за исключением копий его помощников и других лиц. Истоки Святой Анны до сих пор окутаны тайной, как Винсент Дельевин, Автор крупной выставки 2012 года в Лувре, свидетельствует. Возможно, он возник по поручению короля Людовика XII; как картина для сервитских монахов Сантиссима Аннунциата во Флоренции; или просто как дальнейшее развитие всех этих инициатив. Примечательно, что Леонардо хранил картину у себя до самой пенсии и смерти в Амбуазе во Франции. Еще одна картина, которую он держал в своем личном владении до конца, - Лувр Мона Лиза .

Возможно, эту Мона Лизу, вторую версию, основанную на оригинальном портрете Лизы дель Джокондо, следует рассматривать в том же контексте: интерес Леонардо к материнству и творческие силы природы. То, что он создал две версии одной и той же картины, вовсе не необычно. На протяжении всей своей карьеры Леонардо (вместе со своими помощниками) рисовал несколько версий Богоматерь скал , Мадонна из пряжи и Святая Анна , чтобы назвать несколько, возможно, компенсировать факт что мастерская Леонардо (в отличие от своих конкурентов) произвела лишь небольшое количество оригиналов.

Лувр Мона Лиза, ок. 1508-1515

Как отметили несколько ученых, загадочный пейзаж Лувра Моны Лизы, кажется, иллюстрирует идею Леонардо о том, что человеческое тело имеет аналогичные формы в природе. « Даже хотя человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, , - писал Леонардо, - его тело напоминает тело Земли; и как человек имеет в себе кости, рамки его плоти, так у мира есть свои скалы, опоры земли ». Поэтому кажется правдоподобным думать, что Лувр Мона Лиза является кульминацией растущего интереса Леонардо в симбиозе между материнством и природой, и идея, которая вытекает из общего источника: тайна творения. Если это предположение верно, то Лувр Мона Лиза больше не портрет в истинном смысле этого слова, а скорее аллегорическая медитация о женственности как о шрифте жизни, в гармонии с удивительным изображением Бытия, подобным Творчество вокруг нее.

Заключение

Таким образом, неизбежный вывод состоит в том, что Леонардо нарисовал два портрета Моны Лизы: один, Isleworth (или более раннюю) версию 1503-1507, как заказное подобие Лизы дель Джокондо; и два, версия Лувра 1508-1515, а Леонардо’с изображением непостижимых тайн материнства и человеческой жизни.

Для получения дополнительной информации о книге «Мифа Моны Лизы» (2013) посетите сайт www.jpisbouts.org или www.themonalisamyth.com .

Примечания

i Серж Брэмли, Леонардо: художник и человек , 106. Позднее Леонардо описал эту технику в своем «Трактате о живописи».

ii ​​Codex Urbinas 110v.

iii Фрэнк Зеллнер, «Портрет Мона Лизы дель Джокондо» Леонардо », Gazette des Beaux-Arts , 121 (1993): 115-138.

iv Фельдман, Стэнли и др., Мона Лиза: ранняя версия Леонардо . Цюрих: Фонд Моны Лизы, 2012; п. 66.

v Otto di Guardia 147, 19-20, как цитируется в Pallanti, Giuseppe. 2006. Раскрыта Мона Лиза: Истинная идентичность модели Леонардо . Нью-Йорк: Риццоли.67.

vi Полное название книги, впервые опубликованной в 1550 году и переизданной в расширенном издании в 1568 году, называется Le Vite de ’più eccellenti pittori, scultori e architetti (Lives из наиболее выдающихся художников, скульпторов и архитекторов). Этот параграф гласит: «Леонардо обязался исполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены; и после четырехлетнего труда он оставил его незавершенным; и работа в настоящее время находится в коллекции французского короля Франсеса в Фонтенбло. »

vii Оригинальный текст рукописной заметки Веспуччи гласит: « Apelles pictor. Ita Leonardus Vincius facit in omnibus suis picturis, ut enim caput «Лиза дель Джокондо и Анны» Матрис Вирджинис. Videbimus, quid faciet de aula magni consilii, de qua re созвать iam cum vexillifero. 1503 8.bris », в Veit Probst,« Rätselhafte Mona Lisa: Wer ist die geheimnisvoll lächelnde Dame auf Leonardo da Vincis Bild? »в UniSpiegel (Гейдельберг: Гейдельбергский университет, 2008).

viii Более подробную информацию о проекте «Битва при Ангиари» можно найти в новом исследовании Маргариты Мелани «Увлечение незаконченной работой: Битва за Ангиари (CB Edizioni, 2012).

ix Фернандо «испанец», по праву известный как Фернандо Яньес де ла Альмедина, вскоре после этого вернется в свою родную Испанию и выполнит портрет Св. Екатерина из Александрия (1510), черты которой предают влияние первой Моны Лизы. Картина в настоящее время находится в Музее дель Прадо в Мадриде.

x В некоторых университетах и ​​колледжах вскрытия для образовательных целей - с использованием тел нищих и казненных преступников - ограничивались одним в год, что подчеркивает тонкость того, что Леонардо делал в Санта-Мария-Нуова. См. Katharine Park, «Преступник и святое тело: вскрытие и рассечение в эпохе Возрождения, Италия», «Возрождение». Ежеквартально 47, нет. 1 (весна, 1994), 8.

xi Количество тридцати трупов, « как мужчин, так и женщин », предоставлено самим Леонардо на основании сообщения Антонио де Беатиса, секретаря кардинала Луиджи. д'Арагон, посетивший Леонардо в Шато-де-Клу 10 октября 1517 года. Национальная библиотека Витторио Эмануэле III, Неаполь, MS X F.28, f 77