Диаконы
величина шрифта убавить величина шрифта увеличить величина шрифта
Печать
joomplu: 1131Диакон( греч. #948; #953; #940; #954; #959; #957; #959; #962;) – одна из 3 священных ступеней христианской церковной иерархии, низшая по отношению к ступеням епископа и пресвитера.
Нередко введение ступени диакона в христианской церкви связывается с рассказом из Деяний апостолов( 6, 1-7; термин #948; #953; #940; #954; #959; #957; #959; #962; тут не употреблен( в различие от Деян. 21, 8, где некие рукописи прибавляют словечко #948; #953; #940; #954; #959; #957; #959; #962; к имени Филиппа, 1-го из Семи), но находится однокоренное словечко #948; #953; #940; #954; #959; #957; #949; #912; #957; – работать) о поставлении Семи для " служения столам " – это стало нужно по фактору спора меж христианами из местных евреев и из диаспоры вследствии вдов, которых обделяли при каждодневной раздаче пропитания. Первохристианская община выбрала 7 супругов, " исполненных Духа и мудрости ", на которых 12 апостолов возложили с мольбой руки.
Церковная традиция знает много образцов применения упомянутого рассказа из Деяний апостолов в качестве библейского основания христианского диаконата – первомученик Стефан постоянно именуется архидиаконом( а остальные из Семи – диаконами) и в иконографической традиции рисуется облаченным в диаконские одежды; в преемственности служеб Семи и следующих диаконов не высказывали сомнения почтивсе святые папы и церковные писатели( Ириней Лионский, Киприан Карфагенский и др.); в молитвах диаконской хиротонии( подключая общепринятый сейчас в Православной церкви чин), держатся ссылки на Деян. 6 и на образчик первомученика Стефана.
Противоположная точка зрения на намерение о связи служеб Семи и диаконов представлена в творениях святого Иоанна Златоуста, отрицавшего такую ассоциация. Косвенным доводом в выгоду такого, что Деян. 6, 1-7 вправду не является рассказом об установлении иерархического диаконата, разрешено полагать неимение схожих рассказов об учреждении епископата и пресвитерата. На основании функций, какие выполняли Семь, втомжедухе невозможно изготовить однозначные выводы о преемственности меж ними и диаконами: служение Семи не ограничилось " служением столам " – сообразно Деяниям апостолов Стефан и Филипп стали одними из основных проповедников христианской веры( Деян. 6, 8-8, 8). Филипп безпомощидругих совершал богослужебные чины – тайна Крещения, а втомжедухе экзорцизмы( но его наиболее маленький иерархический статус по сравнению с апостолами от 12 проявился в том, что он не ложил руки на крестившихся; Деян. 8, 12-18). В vii в. истолкование Златоуста было совсем принято Православной церковью в качестве канонического, что зафиксировано 16-м положением Трулльского Собора.
Уже в Послании к Филиппийцам и в 1-м Послании к Тимофею и дальше во всей следующей христианской традиции ВУЗ диаконства – неотъемлемая дробь структуры Церкви, а греческое словечко #948; #953; #940; #954; #959; #957; #959; #962; делается термином для обозначения соответствующего священного сана.
На функции диакона в ранней Церкви указывают как отбор конкретно этого слова( а не греч. #955; #949; #953; #964; #959; #965; #961; #947; #972; #950; или других) – глагол #948; #953; #940; #954; #959; #957; #949; #969; не лишь означает служение вообщем, но и владеет оттенок служения в трапезе, из что следует, что диаконы, во-первых, обязаны были работать при совершении Евхаристии, а во-вторых, делить приношения для скудных, так и подчеркивание в древнейших христианских памятниках( в Флп, 1Тим, " Дидахе ", 1-м Послании святого Климента Римского) связи меж диаконом и епископом, из что следует, что они являлись ближайшими ассистентами епископа( и, как понятно из ряда образцов старой церковной летописи, часто сами становились епископами после кончины собственных предстоятелей). Указание еще на одну сторону служения первохристианских диаконов, на церковное учительство, может быть усмотрено в том, что создатель " Дидаха " проводит параллель меж службами епископов и диаконов, с одной стороны, и пророков и учителей – с иной. В поставленной в Церкви трехчинной священной иерархии диаконы занимают низшую степень, что нисколько не умаляет их плюсы – верные обязаны их " уважать... как заповедь Иисуса Христа ".
Ряд старых текстов свидетельствует о том, что в ранней Церкви диаконы выполняли соц служение( организовывали и исполняли содействие вдовам, сиротам, нищим и нездоровым), участвовали в церковном учительстве и в совершении таинств( в частности, в 1-й Апологии страдальца Иустина Философа упоминается, что во время литургии диаконы преподавали преданным Тело и Кровь Христовы и относили Святые Дары в дома к тем, кто отсутствовал на собрании; в апокрифических Деяниях Иуды Фомы описано, как вестник приказывает диакону изготовить для совершения Евхаристии стол и покров на него). Подробные сведения о литургических функциях диаконов приводятся в " Апостольском предании "( iii в.). Диаконы приносят епископу изготовленные Дары для совершения Евхаристии, а после их освящения причащают преданных; вносят светильник на вечерю общины; помогают при совершении Крещения, принося епископу святой бальзам, сходя с крещаемым в воду, преподавая новокрещеным млеко, смешанное с медом, после причащения их Телом Христовым причащая их Кровью Христовой; тут же сохранился контент древнейшей мольбы поставления диакона.
Среди восточных источников iv в. более много функции диакона описываются в " Апостольских постановлениях "( возле 380 г.). Согласно этому памятнику диаконы были ключевыми ассистентами епископа и ведали официальной перепиской; воспринимали приношения от преданных; наблюдали за распорядком в храме, рассаживая всех по местам; не могли называть или исполнять Евхаристию, но могли причащать. За литургией диаконы читали Евангелие; возглавляли общую мольбу верующих, возглашая ектении, на прошения которых люд отвечал: " Господи, помилуй "; приносили хлеб и винцо для совершения Евхаристии...
Примерно те же литургические функции диаконов упоминаются и в остальных памятниках iv–v вв. Согласно святому Иоанну Златоусту диаконы возглавляли общую мольбу, возглашая ектении; в важные моменты службы призывали к молчанию. В иерусалимских источниках говорится о том, что диаконы призывали к главопреклонению во время главопреклонной мольбы и к лобзанию решетка; приносили воду епископу для омовения рук; зачитывали имена совершивших приношения; в конце службы архидиакон объявлял время и пространство последующего богослужения.
Отличительной чертой диакона уже в iv в. было вынашивание на одном плече ораря, а втомжедухе( с такого же времени или некотороеколичество позже) стихаря. В iv в. возникает ступень старшего посреди диаконов – архидиакона. В следующие эры в византийской и остальных восточных литургических традициях – в различие от западных – практика широкого и различного роли диакона в совершении богослужения продолжилась в совершенной мерке.
Диаконское служение в византийской традиции и следующем православном богослужении сохранило, в целом, те же литургические функции, что и в восточных памятниках iv–v вв. Диакон говорит ектении, возглашает диптихи, многолетия, остальные диаконские аккламации( " Господу помолимся ", " Главы наша Господеви приклоним ", " Вонмем ", " Премудрость ", " Вечная память ", " Повелите "( " Востаните ") и др.; сюда относятся втомжедухе аккламации, отмечающие правило или завершение шагов службы.
Диакон читает за литургией Евангелие( при наличии нескольких диаконов 2-ой из них читает Апостол), делает большаячасть каждений, участвует во всех входах( на вечерне – с кадилом или с Евангелием, на маленьком входе литургии – с Евангелием( при наличии нескольких диаконов младшие несут кадила), на большом входе – с дискосом, кадилом и воздухом( при наличии нескольких диаконов младшие несут кадила и проч.), делает разные небольшие священнодействия( осеняет дискос звездицей во время анафоры, вливает теплоту в Святую Чашу и др.), выносит к народу Чашу, употребляет по окончании литургии Святые Дары, способствует при причащении и при крещении( так, сообразно старым рукописям диакон растирал святой бальзам по телу крещаемого); исполняет общую компанию службы.
Некоторые из начальных литургических функций диакона в византийской традиции во ii тысячелетии по Р. X. были сокращены. Диаконы закончили исполнять проскомидию, говорить старый возглас отпуста литургии " С миром изыдем ", усвоенный после xii в. священнику, причащать мирян, выдерживать свечу на литургии Преждеосвященных Даров в paмках ритуала праздничного возжжения вечернего света( наиболее поздние свидетельства о том, что это делал диакон, а не поп, относятся к xv в.; выставление диаконом свечки в ходе подобного ритуала в начале всенощного бдения сохранилось поныне). Таким образом, в поздневизантийскую эру ряд диаконских литургических функций перешел к священнику, что было соединено втомжедухе с всеобщим сокращением числа диаконов.
В византийских литургических толкованиях диаконское служение традиционно сравнивается с безобидным; орарь диакона нередко сопоставляется с безобидными крыльями. В добавление к стихарю и орарю в количество византийских диаконских облачений вошли поручи, в xiv–xv вв. усвоенные поначалу архи- и протодиаконам, а равномерно и всем диаконам( желая в греческой традиции рядовые диаконы не имели поручей до истока xx в.). Отличием архи- и протодиаконов стал так именуемый большущий, или двойной, орарь( в современной греческой практике его носят все диаконы; в российской практике двойной орарь рядовым диаконам дается лишь как заслуга), a монашествующих диаконов( иеродиаконов), архидиаконов и особенно усердных протодиаконов – камилавка.
Помимо литургических функций диаконы в Византии выполняли различные общественные, административные и остальные служения, возможно, этим следует разъяснять их огромное количество в paнневизантийскую эру. Так, в изданной царем Юстинианом i в связи с постройкой в Константинополе заново храма Святой Софии новелле от 535 г. количество диаконов лишь при этом храме было предопределено в 100 человек, а при императоре Ираклии( в 612 г.) увеличено до 150.
К vii в. диаконы могли обладать принципиальные должности при церквах; в послеиконоборческую эру, с установлением трудной системы должностей при Великой церкви( т. е. высших чиновников Константинопольской Патриархии), диаконы обычно занимали ряд важных из них( кпримеру, Матфей Властарь в " Алфавитной синтагме " строчит, что диакон-хартофилакс воспользовался большей честью, чем пресвитеры). Некоторые диаконы имели сословие назначенных проповедников, читая проповеди в разных городских храмах попеременно. Диаконы воспринимали роль в заседаниях неизменного совещательного органа при Константинопольском патриархе, имели преимущество гласа при избрании архиереев и сами часто избирались в епископы. Так, из 75 Константинопольских патриархов послеиконоборческого периода по последней мерке 12 были выбраны из диаконов. Некоторые византийские диаконы( кпримеру, Алексий Аристин) были популярны как выдающиеся юристы и толкователи канонов.
Несмотря на то, что в послеиконоборческую эру сплошное количество диаконов в византийской традиции уменьшилось( даже при Святой Софии к xi в. их было лишь 60), высочайшие административные, юридические и остальные должности сохранялись за некими из них до падения Византии. По словам Симеона, архиепископа Фессалоникийского, " избраннейшие из диаконов возводятся и в чин епископов... носят на голове кресты, выполняют повинности судей, и один из них заведует делами Великой церкви по отношению к клирикам и скудным, аналогично св. Стефану, иной – делами священных обителей, другой – делами по отношению к священным сосудам и церковному благочинию, тот занимается делами иереев и судебными и хранит хартии действий церковных, иной печется о священных домах, окружающих в городке, чтобы они были благоустроены, в индивидуальности же об алтаре, другой судит и заведует делами относительно обращающихся; коротко заявить, этот чин поставляется на принципиальные должности ". В копирование Византии на Руси в xv–xvii вв. муниципальные чиновники, занимавшие принципиальные должности в указах, могли перемещать титул " дьяк ", что совершенно не предполагало рукоположение.
В поствизантийскую эру диаконы сохранили только литургические функции, а втомжедухе роль секретарей и помощников при епископах и в монастырях, изредка – при больших храмах. Участие диакона в службе является ценной поддержкой священнику( а вособенности архиерею, архиерейская работа без диаконов очень затруднительна). Певческое дело диакона украшает богомолье( что подразумевает и общепринятый сейчас в РПЦ Типикон, показывающий роль диакона в воскресной и торжественной, но не повседневной( гл. 9) службе), для ставленников в иереи изучение службы в диаконском сане – нужная и принципиальная предварительная степень..
Как в Церкви возникли диаконы?
ДИАКОН. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ДИАКОНСКОГО СЛУЖЕНИЯ
Как в Церкви возникли диаконы?
Диакон( греч. диаконос – служитель) – первая ступень священнослужителя в Церкви, последующая перед священников и епископом. То имеется диакон имеется первая степень в священной иерархии( священноначалии).
Диакон владеет благодать конкретно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может исполнять их безпомощидругих( несчитая Крещения, которое имеютвсешансы при необходимости исполнять и миряне).
Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т. п. Поставление в диаконы совершается архиереем чрез рукоположение.
" По распоряжению старой мировой Церкви, повинностью диаконов при богослужении было следить за его распорядком и благочинством, управлять церковной утварью, приготовлять все нужное для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам исполнять некие богослужебные деяния, основным образом – побуждением присутствующих к мольбе( ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования скудным, надзирали за низшими клириками и выполняли различные остальные задания епископа, были ближайшими его служителями( по выражению неких церковных учителей, – были глазами, ушами, губами, сердцем, десницей епископа) ".
Чин диакона – апостольского происхождения. В него создают чрез хиротонию( рукоположение, тайна священства). Канонический возраст диаконской ступени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не владеет преимущество вступить в брак после посвящения. Степень диакона – подготовительная ступень для пресвитерского служения. Диаконский чин владеет последующие правительственные ступени – протодиакон и архидиакон( старший иеродиакон).
Звание диакона в христианской Церкви известно апостолами, какие для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили выбрать 7 человек " изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости ". Избранных поставили перед апостолами, и те, " помолившись, возложили на них руки "( Деян. 6, 1-6). Таким образом – чрез избрание, поставление перед апостолами, мольбу и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы.
Со пор святых апостолов священнослужение диаконское постоянно сохраняется в Православной Церкви как низшая ступень Священства.
Сообразно начальному избранию их " работать трапезам " в обязательство диаконов вступает помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: " Диакон да станет разумом, оком, губами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера ". Посему диаконы, по преданию апостольскому, сущность как бы " служебные духи, посылаемые на служение для тех, какие имеют наследовать избавление "( Евр. 1: 14). В согласовании с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а одинаково и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера "( Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского храма).
В древности круг повинностей диакона включал в себя, несчитая перечисленных больше, еще забота о скудных; диаконы обязаны были разносить Евхаристию нездоровым и тем христианам, какие не могли придти на богомолье, и делать по поручению епископа остальные служебные функции. Подобно главным диаконам Стефану и Филиппу( Деян. 7, 8 5, 12, 34-40), диаконы в следующие века проповедовали словечко Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, бодрый Великий. Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в неких делах: кпримеру, святой Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском храме и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось следить за сохранностью церковного богатства, проверять поведение лиц, желавших начинать служителями Церкви, а втомжедухе хлопотать о вдовах и сиротах( Св. Вас. Вел., прав. 89).
Согласно традициям старой Церкви рукоположение во диакона совершается после подготовительного тесты хиротонисуемого, очищения грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного введения его в христианский брак.
О ранге рукоположения во диаконы
Приведение рукополагаемого к алтарю выражает занятие Божие и свидетельствуется клиром, народом и священником, единодушие которых вопрошают диаконы, возглашая: " Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко ".
Троекратное обхождение кругом престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует подготовленность ставленника совсем посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола значит почтение рукополагаемого к святости и горячую влюбленность его к Богу. Целованием омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю кротость, признательность и поклонение к архиерею, чрез которого Сам Иисус низводит на него благодать Божию.
В алтаре у престола совершается брак рукополагаемого с Церковью и приобщение на особое ей служение, благодарячему во время троекратного обхождения кругом престола поются те же наиболее тропари, что и при совершении Таинства Брака. В главном тропаре: " Святии мученицы " призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие Церковь, какие увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ страдальцев, аналогично которым он обязан обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.
Второй тропарь " Слава Тебе, Христе Боже… " возвещает рукополагаемому, что, по образцу апостолов и страдальцев, проповедью его обязана прославляться Единосущная Святая Троица.
В 3-ем тропаре: " Исаие, ликуй… " возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви – воплощение Сына Божия, основоположника новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается непрерывно обладать в уме и сердечко этот догмат и всей жизнью собственной указывать почитание Спасителя и Богородицы.
Преклонение на одно колено значит, что на диакона возлагается не совершенное священнослужение, а лишь дробь его: служение при Святых Тайнах, но не выполнение их.
Словами тайносовершительной мольбы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с поддержкой благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, чрез святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в мерку даруемой всякой ступени священства благодати.
При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиепископ шумно возглашает: " Аксиос "( Достоин), и хор повторяет вслед за ним: " Аксиос ". Этим возглашением объявляется, что рукоположенный благороден быть облаченным в видимые знаки собственного сана и служения( орарь, поручи, рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался благородным исполнять священнослужение.
Орарь возлагается на левое плечо, по истолкованию святого Симеона Солунского, поэтому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же станет поставлен в пресвитеры, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать работать и исполнять Таинства. Возложение ораря на плечо диакона значит, несчитая такого, что он приобретает дееспособность работать у престола Божия, то имеется брать наиболее высшую обязанность, чем иподиакон, который был лишь препоясан орарем. Подобно херувимам, какие перед величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими накрывают " лица своя "( Исаии 6, 2), а по выражению Церкви, " не смеют( чини ангельстии) взирати ", диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы накрывает лицо родное, постоянно держа конец ораря собственного против глаз собственных, поучая и остальных благоговеть и молиться перед Господом.
Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особой силы и поддержке Божией для преемлющего Священство, поэтому что они, по истолкованию Симеона Солунского, рисуют и " всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками сделал богослужение личного Тела и Крови ", а одинаковым образом и " те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату ".
Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, какие на ней изображены, " во образ тех, какие были во эпохи закона и осеняли кивот и так именуемое святое святых. Ибо, ежели ангелы были тогда, когда была малость, тем наиболее им следует быть тут, при раскрытой Истине. И вправду, тут находится оченьмного ангелов, как почтивсе из отцов наших и видели их, заполняющих церковь Божий "( Симеон Солунский).
Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в символ признательности за приобретение чрез архиерея благодати Священства и делается возле левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа " Святая святым ", то имеется до времени Причащения. Он причащается главным из диаконов( вдогон за протодиаконом), ибо в нем совершилось обновление и выполнение Божественной благодати.
По окончании Причащения народа и перенесения чаши со Святыми Дарами на алтарь новопоставленный диакон говорит ектению " Прости, приимше ", демонстрируя народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать созидать прошения и звать собравшихся к молитвам и молениям, вознося их к Богу ".
" Азбука Веры "
.
Первая ступень священства - Диаконы. Часть 1
Здравствуйте уважаемые!
В прошедший раз мы с Вами чуть-чуть прошлись по основам православного клира: , а сейчас я советую продлить наиболее непосредственно и побеседовать о первой ступени священства – о диаконах.
Система диаконства( или по другому дьяконства) является древнейшим институтом, который появился на первых же годах существования Церкви, желая корешки этого ВУЗа еще поглубже – что то схожее, скажем, было в иудаизме, а некие обретают схожесть даже в неких помощниках древнеегипетских жрецов Атона.
Вообще нужно воспринимать, что диакон – это не поп, а его первый и основной ассистент, то имеется специалист от религии, который не может безпомощидругих исполнять все священнодействия, но знает все процедуры чрезвычайно отлично.
Вообще словечко диакон вышло от греческого #948; #953; #940; #954; #959; #957; #959; #962;, что и означает " служитель ".
150-24
Диакон Исавр. Фреска xi века.
Говоря о диаконах, мы обязаны воспринимать, что под этим термином предполагается сходу некотороеколичество чинов – элементарно диакон, протодиакон, иеродиакон и архидиакон. В чем отличие мы чуть-чуть разберем чуток ниже. Также как упомянем и иподиакона, который хоть и не относится к священству и является переходным звеном от церковнослужителей к священнослужителям, но все же недалёк к институту диаконов по сути.
Итак, как мы с Вами уже разговаривали, диакон – это основной ассистент священника при священнодействиях. В этот момент этот ВУЗ равномерно уходит в прошедшее, и диаконы имеется лишь при больших приходах, монастырях или кафедральных храмах, а на местах поп полностью справляется и в одиночку.
A2637c328726ebdc21bb7dc1041_prev
Денис Хоппер в " Водном мире " также именовал себя Диаконом, но это некотороеколичество из иной оперы...: -)))
Диаконом( а покуда он не рукоположен, он именуется избранник) может начинать мужчина не молодее 25 лет( имеется исключения, но они исключительные), лучше завершивший духовную семинарию или желая бы училище, неженатый, женатый главным браком или вдовец, не имеющий препятствий физиологического, духовного или общественного нрава. Препятствиями физиологического нрава признаются те, какие имеютвсешансы воспрепятствовать ему исполнять священослужение. То имеется быть инвалидом, ну скажем горбатым или с неимением лапти диакон полностью может быть, а вот слепым или глухим – нет. Препятствиями духовного нрава является некрепкая религия или желание введения в сан под действием тяжелой заболевания. Желание обязано быть осмысленным и продуманным, а прочность веры нужно обосновать не лишь словами, но и делами.
3
Диакон на службе
Наконец, соц связана со статусом человека в светский жизни. Никаких преступников, скрывающихся от правосудия, никаких браков с недалёкими родственницами, а еще запрещение( истина, его нередко обходят) на браки с неправославными супругами. И еще один смешной момент имеется в отношении неуверенных жен. Запрет на вступление в сан диакона жена супруги, уличенной в прелюбодеянии звучит так: " Аще супруга некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена станет в том очевидно, то он не может придти в служение церковное. Аще же по рукоположении супруга впадет в прелюбодейство, то он обязан развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго "( 8 прав. Неокес. Соб.). Очень любопытно ведать, как на практике проверяется сие состояние: -))))
54287. B
Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А. Жука
Перед рукоположением избранник обязан войти так именуемое проверка – то имеется войти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую клятву. После этого исповедник произносит епископу готов ли избранник взять сан или нет. Исповедь может быть и секретная( что почаще только и проистекает) или же в пребывании всей общины.
300px-kheirotonia
Хиротония диакона( избранник был иподиаконом)
Если избранник допущен к хиротонии, то сам процесс рукоположения проистекает во время Литургии после освящения Святых Даров. Совершает рукоположение здешний епископ( архиепископ). Процедура последующая: избранник трижды обводится кругом так именуемого Престола( стола, окружающий в середине алтаря для совершения на нем причастия( евхаристии), целуя его углы, потом встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Епископ( архиепископ) кладет ему на голову необыкновенную ленту, честь собственного облачения, которая именуется омофор( о ней мы побеседуем в последующих долях) и на омофор, прочтя необыкновенную мольбу, ложит свои руки.
Eirinoupoleos_002_small
Омофор
После что дарит 3 атрибута диакона и шумно провозглашает " Аксиос! "( #7940; #958; #953; #959; #962;), что в переводе с греческого означает " благороден ", на что все присутствующие в церкви ему трижды втомжедухе отвечают " Аксиос! "
С этого момента избранник затевает считаться диаконом и к нему необходимо обходиться или отец диакон, или " Ваше благовестие ". Хотя распорядка обращения по имени-отчеству никто не отменял, и как я разумею, в Царской России конкретно крайнее воззвание встречалось почаще только.
Продолжение следует...
ДИАКОНЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСТОКА
Архимандрит Лев( Жилле)( lev gillet)
theology, 58( 1955)
Архимандрит Лев( Жилле)( lev gillet) terminus a quo [1] подлинной статьи является год 337, когда погиб правитель Константин. С этого времени Восточная и Западная Церкви начали вытекать наиболее или наименее независимой полосы развития. Очевидно, что не представляется вероятным только только на нескольких страницах правильно поставить эволюцию диаконата Православных Церквей. Его деяния очень непроста, и почтивсе ее нюансы вызывают вопросы, не решенные до сих пор. Всё, что я могу тут рекомендовать – это только заметки как исторического, так и практического нрава, касающиеся православного диаконства.
В 337-м году, когда восточная империя лишь образовалась, диаконат уже представлял собой перспективный и процветающий ВУЗ. Можно было бы даже заявить, что он уже успел испытать некоторый " инфляционный " период, коль быстро храм 314 года в Неокесарии собственным пятнадцатым положением запретил считать диаконов в численности наиболее 7 для Церкви 1-го городка, как бы велик он ни был. Однако неокесарийские распоряжения не приостановили рост восточного диаконата. Так в Александрии в начале iv-го века 9 диаконов стали арианами, что уже свидетельствует об определённой количества того диаконата. Церковь Эдессы в 451 году насчитывала 39 диаконов. Император Юстиниан( правил в 527-565 гг.) запретил Константинопольской Церкви обладать наиболее ста диаконов; тем не наименее, в 692-м она имела сто 50. [2] Хотя рост диаконата проявлялся в главном в увеличении его количества, совместно с тем увеличивалось и численность функций, усваивавшихся диаконам. Для этого существовали три главные предпосылки. Во-первых, " служение столам " перевоплотился в кропотливо организованную, практически бюрократическую, систему благотворительности. Во-вторых, эта организация имела тенденцию к развитию в административную базу поместной церкви; диаконат тесновато соотносился со собственным архиереем и до некой ступени отодвигал в малость пресвитеров. Это давало вероятность обладания определённой властью, и времяотвремени привлекало тех, кто её находил. В-третьих, " служение столам " было равномерно трансформировано в служение евхаристическому престолу. По мерке развития ритуала, литургический нюанс диаконского служения стал доминирующим.
Эти три нюанса – благотворительный, управленческий и литургический – сказали диаконату смешанный нрав, очень эластичный и тяжко поддающийся четкому определению. Мы коротко осмотрим все три указанных пути развития, и увидим, что это формирование шло довольно скоро до самого конца средневековья, но что вдогон за этим наступил период упадка и разных ограничений, какие поразили любой из данных трёх качеств. Результатом появилось то, что нынешний православный диаконат, сократившийся как в собственном численности, так и в численности собственных функций, являет собою только бледную малость такого, чем он был во эпохи собственного расцвета.
Диаконат был в первую очередность учреждением благотворительным и занимался распределением провизии и милостыни. На Православном Востоке эта обычная служба длилась длительное время. В Антиохии и Александрии, в Иерусалиме и Константинополе, не наименее чем в Риме, атриум базилик был помещением для милостыни и пожертвований. Св. Иоанн Златоуст призывает собственных слушателей созидать милостыню нищим, собирающимся у дверей храма. [3] Закон 321 года, легализовавший Церковь, привел к умножению численности пожертвований и наследств, специализированных для благотворительности. Церковь Антиохии оказывала помощь 3000 бедняков с заработков лишь от одной завещанной недвижимости, не разговаривая уже о том, насколько развдень выделялось на нищеты заключенных, нездоровых и иностранцев. [4] Св. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский – чья Церковь обладала малым торговым флотом – развдень кормил 7500 человек. [5] Константинополь изобиловал клиниками и приютами всех типов. [6] За всё это отвечали диаконы, и скоро стало необходимостью обладать при церквах " общественные центры "( как мы их сейчас именуем). Диакон, таковым образом, стал не раздатчиком милостыни, а oeconomus, #959; #953; #954; #959; #957; #972; #956; #959; #962;. Именно в связи с этим появились диаконии, или " учреждения благотворительности "; их присутствие было типично для Палестины, Египта и Византийской Италии, а римский кардинальский сан, фактически, должен им собственным началом. [7]
Как приключилось, что пришло время, когда прекратилась благотворительная активность восточных диаконов? В современных государствах русского типа с большинством православного народонаселения воля совершения богослужений обещана верующим, но благотворительность, будь она приходской или епархиальной, запрещена, так что тут схожий вопрос даже не появляется. В данных странах, прежде былых или всееще остающихся православными, соц служение равномерно усвоило себе гражданское руководство. Этот процесс начался чрезвычайно издавна, ещё в Константинополе, с филантропических законов и организаций Юстиниана. Нельзя забрасывать, что Византийская Империя кропотливо соблюдалась как " правительство повального благополучия ". [8] В всяком случае, Православная Церковь постоянно стремилась солидаризироваться с государством, которому она задавала направленность мирских дел. Сегодня она переживает последствия такового дела. В государствах кристально мусульманских или с преобладающим расположением ислама благотворительная активность перешла из рук церковной администрации в руки общины – очень специфичного, наоднувторую религиозного, наоднувторую политического образования. В таковых странах, будь то в Дамаске или Бейруте, конкретно община( православная, яковитская, армянская и т. д., в зависимости от варианта), представленная мирянами, владеющими правом решающего гласа, заведует клиниками, школами и благотворительными фондами. Диаконы не имеют к этому нималейшего дела. Также и пожертвованиями, изготовленными в церкви, распоряжаются миряне. Все эти причины подходят для разъяснения исчезновения православного диаконства, как благотворительно ВУЗа. Тем не наименее, главная ответственность лежит на самой Православной Церкви. Прискорбного отлучения диаконов от " служения столам " могло бы и не случится, ежели бы Церковь в движение собственного исторического пути заботилась более о раздаянии материальных благ, ежели о их стяжании, была бы наиболее занята тем, чтоб напитать голодных, чем украсить храмы, и наиболее расположена была желать, как хотел св. Иоанн Златоуст, чтоб щедрая раздача пожертвований могла разорять ее сокровищницу. [9]
В то время как сужалась благотворительная активность диаконов, расширялись их административные функции. Это 2-ой нюанс их служения: роль в управлении Церковью. Приблизительно с конца iii века один диакон возвышается посреди иных диаконов поместной церкви – делается " диаконом епископа ". Обычно диаконы были молоды и предприимчивы, и являлись для архиерея скорыми и доверенными сотрудниками. Он поручал им особенные миссии, задачки по инспектированию, и достаточно нередко те пресвитеры, что были скромнее, желая и ветше, отступали на обратный чин. Начиная с Эфесского храма 431 года, на сцену значит архидиакон, представляющий собой что-то вроде викария епархии. Его престиж продолжал вырастать, так что к viii столетию в нескольких церквах он перевоплотился в конкурента и оппонента епископа. [10] В различие от Запада, на православном Востоке функции архидиакона никогда не переходили к священнику. В монастырях и церквах с несколькими диаконами старший из них именовался протодиаконом. " Архидиакон " и " протодиакон " – не элементарно наименования, означавшие титулы или функции, это ступени церковной иерархии, о чём свидетельствует наличие чина возведения в ступень архидиакона. [11]
Сегодня фактически ничто не осталось от тех церковных диаконских могучих возможностей. Хотя всееще разрешено повстречать архидиакона, исполняющего административные функции при каком-нибудь архиерее, и протодиакона в монастырях или огромных приходах, но исполнительной властью они не владеют. Их служба перемещает в главном секретарский нрав. В их ведении реестры, счета, корреспонденция, помощь церковному судопроизводству. Разумеется, при богослужениях они старшинствуют посреди обыденных диаконов.
Мы подошли сейчас к третьему, литургическому аспекту диаконского служения. Фактически, диаконский чин в современном православии связан вбольшейстепени с ритуалом. Уже в vi веке псевдо-Дионисий определяющими для диаконства считает богослужебные функции. [12] В то время как обязательство священника – " воспитывать ", а епископа – " приносить к совершенству ", то обязательство диакона – " чистить ", отсоединять священное от несвященного, смотреть, чтоб со святынями обращались с подходящим почтением, и приготовлять претендентов к абсолютному христианскому посвящению. [13] Это служение очищения, сообразно псевдо-Дионисию, прослеживается во всех ритуалах, в которых участвует диакон. Неоплатонические спекуляции, обнаруживаемые в corpus dyonisiacum, не оказали воздействия на концепцию и практику диаконского служения; никогда и никем не предпринимались пробы выстроить на них какое-либо диаконическое теология. Но роль диакона в православной литургии следовало бы выучить наиболее внимательно.
Роль, им выполняемая, была принципиальна и продолжала сохраниться такой. Будь это испытание, миропомазание, брак, соборование или рукоположение, диакон постоянно располагаться вблизи с епископом или священником. Он оказывает им содействие при определенных деяниях и возглашает молитвенные прошения. По благословению епископа, он может исполнять испытание, ежели нет священника.
Раньше, когда была практика общественной исповеди, он мог, ежели нужно, взятьвдолг пространство священника вблизи с кающимся и, в случае смертельной угрозы для крайнего, прибавить его к Церкви. Кажется несомненным, что в ранние и средние века некие диаконы воспринимали личные исповеди и давали освобождение. [14] Но современной церковной дисциплине эти практики несвойственны.
Диакон исполняет родное литургическое служение вбольшейстепени в Евхаристии. Некогда диакон сам причащал мирян под обоими видами; вданныймомент он лишь отирает платом рот причастников. Он же как-то доставлял причастие тем, кто не сумел находиться на службе. Совершали ли диаконы когда-нибудь евхаристию сами? [15] Это непростой исторический вопрос, на который, аналогично, нереально отдать определённый протест. Как бы это ни было в прошедшем, в сегодняшнее время роль диакона в служении Божественной литургии является сразу и принципиальной, и трудной. С одной стороны, диакон прислуживает священнику( или архиерею), который, в свою очередность, служит литургию Богу. В компетенции диакона, как лица, сослужащего священнику или представляющего священника, воспринимать приношения, кадить, дарить определённые указания молящимся, декламировать евангелие и времяотвремени проповедовать. В то время как поп вполголоса читает секретные мольбы, диакон управляет мольбой мирян в ектеньях. [16] С иной стороны, диакон, в определённом значении, является представителем мирян перед лицом священника; кпримеру, в движение литургии он повелительным образом неодинраз призывает священника к совершению тех или других положенных действий. Конечно же, песнопения может совершаться и без диакона, и почтивсе священники не имеют диаконов, но Церковь всё же жаждет к тому, чтоб диаконы в службе участвовали.
Нельзя заявить, что суть диаконского служения совсем светло имеетместобыть в обрядовой стороне служения литургии. В самом деле, можетбыть, что роль диакона за литургией – как чтеца и проповедника, как надсмотрщика за благочинием и ассистента священника или епископа – полностью выражает неопределённость и неубедительность исторических обоснований в выгоду этого сана. Бесполезно пробовать прояснить " загадку диаконата " и чрез изучение чина рукоположения в диаконы, ибо ни в одном месте данной службы не держится четкого определения природы диаконства. [17] Всё же, мы владеем ключ к решению " загадки " в нескольких упоминаниях о св. Стефане, и в мольбе, где " благодать Стефана " испрашивается и для новейшего диакона. Свойственная православию царапина: при неясности установительной стороны диаконства, его суть углубленно понимается как внутренняя духовная действительность, благодать, схожая той, что была низведена на диакона-первомученика. Чтобы наилучшим образом взятьвтолк понятие Православной Церкви о " благодати Стефана ", следует обратиться к службе его празднования( 27 декабря). Тропарь [18] праздника произносит о мученичестве Стефана и никоимобразом не соотносится со всеми диаконами; но кондак [19], так прекрасно наложенный, подчёркивает совершенное уничижение этого диакона или " роба ", который погиб плотью, когда " Царствующий плотию родился "( обращение о праздновании Рождества 25 декабря), и который осуществил родное служение до погибели за собственного Владыку. Благодать Стефана, диаконская благодать, является нам благодатью служащего, какую бы форму ни воспринимало его служение( #948; #953; #945; #954; #972; #957; #953; #945;), даже мученичество. Эта мысль о диаконстве значит за рамки идеи " служения столам ", служения общине и даже служения священной трапезе; по существу это служение самого Христа, " страждущего Раба ". [20]
Каково грядущее православного диаконата? Как благотворительное основание он заменён иными организациями. Как форма церковной администрации он непрерывно утрачивает родное смысл. Как ВУЗ богослужебный он делается всё наиболее диковинным и всё наименее желанным для ищущих священнослужения. Лишь немногие приходы имеютвсешансы позволить себе кормить диакона, и прихожане нередко глядят на него, как на бесполезную великолепие. Священники времяотвремени разглядывают диакона как обузу, иждивенца. В тех местах, где всё более начинают дорожить литургию, поп читает секретные мольбы вслух, и прихожане совсем не желают, чтоб меж ними и молитвами священника стоял диакон. Кандидатов на рукоположение в этот сан для неизменного в нём служения( древняя православная традиция такая, что диакон оставался диаконом всю свою жизнь) сейчас совершенно недостаточно, и в неких отношениях исчезновение " проф " диаконства не вызывает раскаяния. [21] Постоянные диаконы имеютвсешансы остаться в неких монастырях, так как отлично вписываются в монастырскую жизнь. Возможно, архиереи сохранят практику служения с диаконами, но уже вданныймомент данными диаконами традиционно являются юные люди, какие собираются воспринимать таинство, и проходят при архиерее собственного рода стажировку. Архиерей всё почаще в административной деятельности прибегает к поддержке священников и мирян. Для студентов семинарий диаконство только степень на пути к священству. Приходские диаконы втомжедухе, при наличии нужного образования, желают к получению иерейского сана; в период собственного диаконства они заняты проповедничеством и учительством. В общем, всё показывает на то, что неизменный диаконат обречён скрыться с той или другой ступенью быстроты, уступая путь диаконату временному, являющемуся ступенью к пресвитерству.
Об этом нет нищеты жалеть и самим диаконам, таккак благодать священства, сообщаемая благодати диаконства, больше крайней, но при одном условии. Диаконство не обязано быть элементарно подготовительной ступенью. Молодому диакону надлежало бы обладать собственный свой эксперимент Стефановой благодати – благодати слуги, жертвующего собою до самой погибели. Эта благодать стяжается у евхаристического престола, в общении со собственным архиереем или священником, при условии, что их литургическое служение жаждет обнаружить собою неисчерпаемую глубину жертвенной священной любви. Сослужение священника и диакона у священной трапезы имеется тайна сокровенное; в движение литургии они обмениваются друг с ином особенными словами и деяниями. [22] Это бесценные моменты, когда диакон( одинаково и поп) может заполучить то, что не даст никакое богословствование. Священник, совершающий Вечерю Господню в духе и правде, безгласно оказывает создающее воздействие на диакона – и приобретает от него то же вобмен. Эти наивысшие моменты имеют огромное смысл для соучаствующего в литургическом таинстве современного диаконства. Служение диакона, одинаково и служение священника, тогда и станет абсолютным, когда оба эти служителя познают, что через них amor sacerdos immolat. [23]
Перевод с англ. архидиакон Стефан( Пучков)
[1] terminus a quo( лат.) – начальный пункт, точка отсчёта( прим. пер.)
[2] См. действия Трулльского храма( 692). О развитии диаконата в старой Восточной Церкви см. статью “diacre” в cabrol and leclerq, d. A. C. L., Iv, дробь i.
[3] de paenit, hom. Iii, 2; Migne, p. G., Xlix, col. 294.
[4] chrysostom, comm. In matth., Lxvi; P. G., Lviii, col. 629 f.
[5] acta sanctorum, 23 january, pp. 528 f.
[6] Об организации благотворительности в Древней Церкви см. H. Bolkstein, #926; #917; #925; #937; #925;, Gastverbliff, pelgrimsherberg, armhuis, в medeelingen Амстердамской академии наук, 1937.
[7] История данных диаконий, впервыйраз подробно разработанная Дюшесном( duchesne), в крайнее время была существенно прояснена исследованиями Марру( h. I. Marrou, mé Langes d’arché Ologie et d’histoire de l’ecole franç Aise de rome, paris, 1940). На Востоке диаконии представляли собой совокупность богатства и зданий, принадлежавших церкви или монастырю, обособленных для разных благотворительных целей. Каждым таковым центром традиционно заведовал #948; #953; #945; #954; #957; #959; #953; #964; #942; #962;, т. е. суперинтендант, который никак не присутствовал в диаконском сане. Восточные диаконии скоро заполучили свой законный статус. Диаконии возникли в Риме – так же, как и в Неаполе и Равенне – в период греческого воздействия, когда огромное численность пап греко-восточного происхождения сменяли друг друга на престоле( одиннадцать из 13-ти меж 678 и 751 гг.), и в самом городке были основаны Восточные монастыри. Часовня или храм диаконии позднее стала titulus кардинала диакона.
[8] Ср. #917; #960; #945; #961; #967; #953; #954; #972; #957; #946; #953; #946; #955; #943; #959; #957; Льва Философа.
[9] См. D. A. C. L., статья “charité ”, iii, part i, col. 647.
[10] Архидиаконство ценилось так приподнято, что часто рукоположение архидиакона в священнический сан смотрелось ступенькой книзу. В Александрии( см. Историю Церкви Созомена, vii, 19) архидиакон владел преимуществом чтения Евангелия в кафедральном храме( остальные диаконы читали лишь Апостол). В Константинополе архидиакон был в числе придворных правителя( cadinus, de officiis constant., Xvii, 38). О архидиаконах см. P. A. Leder, die diakonen der bischö Fe und presbyter und ihre urchristlichen vorlä Ufer. Untersuchungen #252; Ber die vorgeschichte und die anfä Nge des archidiakonats, stuttgart, 1905.
[11] См. Goar, #917; #933; #935; #927; #923; #927; #915; #921; #927; #925;, Venice, 1730, c. 235. Чин этот короток и не охватывает ничто приметного для богословов или литургистов.
[12] de eccles. Hierarch.; Migne, p. G., Iii, passim.
[13] " Чин… очищающий и служащий для различения неподобного, …очищает пришедших, делая их чистыми от только агрессивного и подходящими для созерцания и роли в священнодействии… Таким образом распорядок литургов( т. е. диаконов – пер.) очищающий, возводящий очищенных к ясным священнодействиям иереев, … а втомжедухе радикально отсылающий от иереев людей несвященных ". О церковной иерархии, гл. 5, ст. 6.
[14] Существовавшие на Православном Востоке практики общих и личных исповедей, заключавшихся отпущением грехов, были так перемешаны меж собой, что фактически нереально взыскательно поделить их. При этом монахи, добровольно священные, а втомжедухе диаконы и миряне непрерывно варьировали покаянную дисциплину, выступая в качестве третьих лиц. См. K. Holl, enthusiasmus und bussgewalt beim griechischen mö Nchtum, leipzic, 1898, и laurain, de l’intervention des laï Ques, des diacres et des abbesses dans l’administration de la pé Nitence, paris, 1899.
[15] Кальвинистский теолог Баснаж( †1725) считает, что совершали, на основании трёх доводов.( 1) Фраза, которую св. Амвросий присваивает св. Лаврентию, когда тот произнес святому Сиксту: cui commisisti dominici sanguinis consecrationem … huic sanguinis tui consortium negas?( 2) Фраза, принадлежащая св. Иерониму, сообразно которой храмом в Никее диаконы были лишены власти священнодействовать.( 3) Аналогичные критерии i Арльского и i Анкирского храмов. Первый довод базируется на достоверность фразы, приписываемой диакону Лаврентию, которая, на самом деле, сомнительна. Прочие два довода имеют некий вес. Если кого-либо лишают власти, то предполагается, что он данной властью ранее владел. Вопрос касается не евхаристических священнодействий, которыми диаконы традиционно наделялись, а тех, какие некие из них самочинно присваивали. См. статью “diacres” в dict. Des sciences religieuses( lichtenberger), показывающую протестантскую точку зрения, и католическую точку зрения в dict. De thé Ologie catholique( vacant and mangenot).
[16] Когда служит диакон, он читает молебные прошения ектеньи( #963; #965; #957; #945; #960; #964; #942;, #949; #954; #964; #949; #957; #942; #962;), в которой поп говорит только завершающий возглас( #949; #954; #966; #974; #957; #951; #963; #953; #962;). Во время проскомидии диакон вливает в чашу воду и винцо и т. д., на службе он перемещает в руках евангелие, по окончании службы употребляет оставшиеся Дары. О последовании литургии и эволюции её текста см. F. E. Brightman, liturgies eastern and western, vol. I, oxford, 1896, and p. De meester, les origines, et les developpements du texte grec de la liturgie de s. Jean chrysostome в #935; #961; #965; #963; #959; #963; #964; #959; #956; #953; #954; #945;, Part 2, rome, 1908. Английский перевод Патрика Томпсона( patrick thompson) литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, был опубликован s. P. C. K. в 1939 г.
[17] Этот недочет точности находится и в остальных последованиях рукоположений, несчитая диаконского. Кажется, наименее только определённости в ранге рукоположения архиерея: тут немало говорится о подарке благодати, но нет четкого указания на функции, присущие епископскому сану. Кроме такого, православной идеи вообщем недостаёт определённости в том, что касается реальной природы священного сана. Является ли таинство или диаконство неизгладимой печатью на том, кто его сподобляется, или это только полномочие, которого в хотькакой момент разрешено потерять? Обе точки зрения имеют собственных приверженцев. Идея неизгладимой печати собственных основных адвокатов обретает в среде греческих богословов, а мысль возможности, которого разрешено потерять, посреди богословов российских. Этот вопрос обсуждался в России на Поместном храме 1917-18 гг., и по бывшему остаётся открытым.
[18] Подвигом хорошим подвизался еси, первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие; камением бо побиен от рук беззаконных, корона от яже выше десницы приял еси, и к Богу взывал еси, вопия: Господи, не постави им греха этого.
[19] Владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше. Вчера царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается: такого из-за и скончавается первомученик и священный Стефан.
[20] Имеется в виду предсказание Исаии о Мессии, где Он Богом именуется " Отрок Мой "( Ис. 42: 1)( слав. подросток, греч. #960; #945; #943; #962; – прислуга, раб), а в голове 53 говорится о Его страдании. См. втомжедухе Фил. 2: 7 с параллельными местами.( Прим. пер.)
[21] По Правилам, ни в диаконы не обязано рукополагать до заслуги ставленником 25 лет, ни в иподиаконы до 20, но на практике отступления от Правил допускаются. Женатый может начинать диаконом, но неженатый, ранее став диаконом, уже не может жениться. Профессионализм диакона оценивается исходя из такого, что на него традиционно глядят, как на певца-исполнителя. Этот ложный взор был повсеместно распространён в дореволюционной России, где основным качеством диакона, по понятию публики, был мощнейший бас. Некоторым юным людям было равнодушно, встанут они диаконами, или оперными певцами. Ничего отвратительного, ежели с таковым типом диаконов станет покончено. Может, грядущее диаконства в проповедничестве? Думается, нет, так как священники сами всё более интереса уделяют проповеди, да и несчитая такого, в Православной Церкви исполнять служение слова имеютвсешансы не лишь поп или диакон, но даже чтец и мирянин.
[22] Например, в один момент диакон, призвав на священника Божие благословение, кланяется ему и испрашивает его молитв; поп даетответ: " Дух Святый отыщет на тя и держава Вышняго осенит тя ". Тогда диакон произносит: " Той же Дух способствует нам вся дни живота нашего ". Или ещё момент, когда диакону, причастившемуся Святой Крови, поп произносит: " Се прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит ".( Увы тем священникам и диаконам, что используют данными словами только как литургической формой! Они ограничивают и обедняют благодатность собственного служения). Священник и диакон стают единственны в Духе и, по моему понятию, такие моменты углубляют церковный эксперимент диакона, поставляя его на тот порог, где он может заглянуть в секреты священнического служения. Диакон обязан узнать чрез священника, как песнопения повлияет на наиболее сердечко грешного человека; и поп, чрез чувство новизны и непосредственности, какие исходят от юного диакона, обязан ощутить обновление присутствующей в нем самом благодати жертвенного служения, единственной с жертвой Спасителя.
[23] Строка из Пасхального гимна ad regias agni dapes:
divina cuius caritas
sacrum propinat sanguinem,
almique membra corporis
amor sacerdos immolat.
что разрешено перевести как
По Своей фантастической милости
в питьё даёт Он кровь Свою,
а в еду - плоть пречистую
Любовь-Священник жертвует.
Т. е. " Любовь-Священник( имеется в виду сам Иисус) жертвует( т. е. приносит, закалает как жертву) свою Плоть и Кровь " чрез служение священника и диакона.( Прим. пер.).
Paragraph 5