Зал Большого Совета в Палаццо делла Синьории, который был существенно реконструирован и расширен Вазари в 1537 году и переименован в Салоне деи.
Cinquecento («Зал пятисот»), с целью превозносить преимущества правила Медичи.
Возможно ли, что Макиавелли мог бы поддержать Синьорию, флорентийское правительство, стоящее за выбором своего своенравного сына Леонардо да Винчи,
спорно. Гонфалоньер Содерини поддержал вундеркинда Лоренцо Медичи, дерзкого молодого художника по имени Микеланджело Буонарроти. Без сомнения, среди синьории были и другие
обуздал идею о назначении этого важного поручения для художника, который еще не закончил главную картину в своем родном городе - вопиющий контраст с работами, которые он посчитал нужными
финишировать в столице заклятого врага Флоренции, герцогстве Миланском.
Введите Франческо дель Джокондо, торговца шелком, который к 1503 году занимал четыре видных поста в республиканском правительстве Флоренции, последний раз в 1499 году в качестве члена консультативного
Совет Додичи Бонуомини. Джокондо и его большая семья имели связи по всему городу; между 1480 и 1520 годами Джокондос занимал не менее сорока позиций на различных
Уровни флорентийского правительства. Здесь был человек, который мог очень хорошо перенести свое влияние, чтобы предоставить Леонардо комиссию Ангиари. Но Джокондо был проницательным
бизнесмен с репутацией умелого вести переговоры; полицейский документ 1510 года описывает его как конфронтационного, недобросовестного и довольно безжалостного.
Купец хотел чего-то взамен за пропаганду талантов Леонардо. Он хотел небольшой портрет своей молодой жены Лизы дель Джокондо, которая только что подарила ему свои
третий ребенок.
Весьма вероятно, что в любое другое время своей жизни Леонардо отклонил бы такую комиссию из-под контроля. Он был художником величайших дворов Италии, а не ласкающим
петиционер к коммерческому parvenus Флоренции. Совсем недавно он отразил настойчивые требования Изабель д'Эсте, самой грозной женщины своего времени, нарисовать ее
портрет - и Изабелла была маркизой Мантуей, а не флорентийской домохозяйкой.
Но это были необычные времена. Леонардо зарабатывал на своих сбережениях в «Санта-Мария-Нуова», и счет сокращался с угрожающей скоростью. Ему нужно было придумать
Новый источник дохода для поддержки себя и своего окружения, демонстрируя при этом добросовестность городским отцам. Джокондо был человеком, который мог помочь ему достичь обоих.
Виа делла Стуфа во Флоренции, главная резиденция семьи Джокондо.
div>
В этом контексте мы видим утверждение нашего ведущего свидетеля, художника и автора XVI века Джорджио Вазари, что «Леонардо обязался казнить Франческо дель Джокондо,
портрет Монны Лизы, его жены », в высшей степени правдоподобный. Джиокондо был ключом Леонардо к восстановлению его репутации во Флоренции и получению самого большого и самого
сложный художественный проект в Италии со времени его фрески «Тайная вечеря» в Милане в 1498 году.
Тем не менее, пункт Вазари о комиссии Моны Лизы подвергался энергичной атаке в течение некоторого времени по двум причинам. Во-первых, он предлагает подробное описание
живопись, хотя общепризнанно, что Вазари никогда не видел Лувра Моны Лизы, по той прекрасной причине, что в 1530-х годах портрет Лувра уже был
Во Франции страну, которую Вазари никогда не посещал. И во-вторых, Вазари утверждает, что портрет Моны Лизы остался незаконченным, хотя панель Лувра, пожалуй, самая отточенная и полная
из всех картин Леонардо.
Следовательно, текст современного Вазари был записан многими современными учеными как еще один пример склонности автора к гиперболе и яркому воображению. Но любой серьезный студент
Жизни художников Вазари признают, что, хотя автор может иногда приукрашивать свое повествование, он никогда не пойдет так далеко, чтобы сфабриковать описание из двухсот слов
картины из цельной ткани. На самом деле, во всех Vite Вазари этот подробный описательный отрывок Моны Лизы является беспрецедентным.
Действительно, возрождение Isleworth Mona Lisa из его долгого изгнания в хранилище швейцарского банка и последующая аутентификация работы как подлинного Леонардо
Джон Асмус и другие, позволяют нам увидеть текст Вазари в совершенно новом свете. Каждому наблюдателю будет трудно распознать описание Вазари «радужной и
жемчужные оттенки »в мрачных оттенках Лувра Моны Лизы, даже позволяющие веками покрываться лаком, сажей и грязью. Но, глядя на Айлворт Мона Лиза , Вазари
восторженное описание « этого блеска и водянистого блеска » в глазах дамы точно так же, как ее рот действительно «объединяет красные губы с телесными оттенками
лицо »и ее нос,« с его прекрасными ноздрями, розовыми и нежными », действительно кажутся живыми. В целом, описание Вазари соответствует Isleworth Mona Lisa замечательному
Степень, которая настоятельно утверждает для портрета Isleworth, являющегося более ранней версией Моны Лизы.
Хронология Моны Лизы
Если мы предположим, что Леонардо начал работать над портретом «Джоконды» весной 1503 года, то не исключено, что к концу того же года, когда начнется подготовка к
Проект Battle of Anghiari начался всерьез, лицо и руки - всегда самые важные отрывки на портрете - были бы завершены. Но не так много было сделано для
Портрет однажды Леонардо от всего сердца бросился в непростую задачу по росписи огромной фрески. Что портрет Моны Лизы был еще незакончен в октябре 1503 года
подтверждается теперь известной запиской, написанной в сборнике писем Цицерона, озаглавленном Epistulae ad Familiares (em Письма его друзьям '), опубликованном в Болонье
в 1477 году. Читая книгу, секретарь Макиавелли Агостино Веспуччи натолкнулся на отрывок, в котором Цицерон описал, как греческий художник Апеллес начал рисовать
Портрет богини Венера, но оставил его незаконченным. Веспуччи схватил ручку и написал на полях: «Вот так Леонардо да Винчи работает на всех своих картинах, например, для
Например, портрет Лизы дель Джокондо и Анны, матери Богородицы », в которой говорится как о Моне Лизе, так и о злосчастном поручении сервитских монахов
Сантиссима Аннунциата. В записке ясно видно, что во время написания Веспуччи обе эти работы также были оставлены незаконченными.
Веспуччи хорошо знал репутацию Леонардо, потому что он оставлял вещи неисполненными, потому что он добавил: « Посмотрим, что он собирается делать с палатой великого совета,
за что он только что смирился с гонфалоньеркой.”vii
Это важнейшее доказательство теперь решило две важные проблемы в стипендии Моны Лизы: одна, о том, что няня портрета Моны Лизы не вызывает сомнений Лиза дель Джокондо
как и Вазари, и во-вторых, утверждал, что Леонардо оставил Мона Лизу незавершенной, когда начал свою работу над битвой при Ангиари.
В течение следующих двух с половиной лет Леонардо занимался созданием обширного мультфильма «Ангиари» и переносом рисунка на фреску. Сложный
Проект был сделан еще более сложным из-за настойчивости Леонардо использовать тот же тип глазури на масляной основе, с которым он ранее совершил революцию в искусстве портрета, а не
чем обычные быстросохнущие пигменты на темперной основе на мокрой штукатурке. По словам анонимного Гаддиано, Леонардо создал смесь на основе книги Плиния Старшего Natural
История , используя греческую смолу, чтобы запечатать штукатурку стены. Эксперимент не сработал. Стена отказалась впитывать масляные пигменты, и краска начала капать и бегать. Paolo
Джовио, историк и личный врач Джулио ди Джулиано Медичи, позже писал, что грунтовка оказалась « устойчивой к краскам, смешанным с маслом грецкого ореха ».
после Тайной вечери фреска начала портиться почти сразу после того, как кисть Леонардо покинула ее. В начале 1506 г. Леонардо осознал, что фреска, которая должна была быть
венцом его карьеры было испорчено.
Битва при Ангиари, мультфильм, ок. 1505. Копия Питера Пауля Рубенса, ок. 1603.
DIV>
Глубоко разочарованный результатами своих трудов, Леонардо вновь нацелился на город своей былой славы: Миланское герцогство. Прекрасный предлог представил себя:
он и его миланский соратник Амброджо де Предис все еще были должны заплатить за свою работу над второй версией Девственницы скал , которая была у де Предиса
доставлен в Братство Непорочного Зачатия в 1502. Братство утверждало, однако, что картина все еще «незакончена». Следовательно, Леонардо должен был вернуться в
Милан и сделай все возможное, чтобы клиент остался доволен, а он и его партнер заплатили.
Леонардо, однако, не был свободен, чтобы поднять ставки и оставить Флоренцию по прихоти. Он все еще был на контракте с синьорией, флорентийским правительством, и они не были
скорее всего, отпустит его, когда фреска в Ангиари еще не достроена и нуждается в срочном ремонте. Поэтому в 1506 году наступил период напряженных переговоров между
Леонардо и представители Синьории, которая растянулась на несколько месяцев.
Я полагаю, что в этот период, когда Леонардо нуждался в каждом союзнике во флорентийском правительстве, чтобы поддержать его петицию, чтобы уехать в Милан, срочность комиссии Джокондо
еще раз представился. На протяжении предшествующих лет незаконченный портрет, вероятно, томился в мастерской Леонардо, когда мастер погрузился в
проблемы битвы при Ангиари. Я думаю, что мы также можем с уверенностью предположить, что Франческо дель Джокондо, никогда не терпеливый человек, послал повторные послания к боттеге Леонардо в Санта
Мария Новелла спрашивает о статусе портрета жены. Но пока Леонардо работал над битвой при Ангиари, Франческо мало что мог сделать: интерес
государство перевесило все остальное.
Однако, с новостями о том, что Леонардо намеревался покинуть Флоренцию, это конкретное алиби вышло из окна. Франческо имел значительное влияние среди синьории, которая
мог работать в пользу Леонардо или против него. Поэтому, если Леонардо хотел быть свободным в поисках работы в Милане, он не мог пройти мимо Франческо дель Джокондо, если только
этот клиент был каким-то образом успокоен.
Это тот момент, когда, я полагаю, Леонардо поручил одному из своих помощников завершить портрет Моны Лизы на ускоренной основе. Тщательная забота, которую он обычно применял
чтобы его работа, даже когда он включал фоновые элементы, нарисованные помощником, должна была освободить место для срочности этой задачи. Это единственное жизнеспособное объяснение поспешным
выполнение остальной части более ранней Моны Лизы , особенно фона, который заметно уступает самой портретной фигуре. Художник обвинен в этом
Подозреваю, что задачей, возможно, был Феррандо Спаньоло, «Испанец Феррандо», который ранее работал над второй версией «Мадонны пряжи» (Коллекция Букклюха).
Существует некоторое сходство между фоном в этой картине и фоном Монт Лизы в Айлворте, как с точки зрения цветовой палитры, так и исполнения каменистого.
formations.ix
Более ранняя версия «Моны Лизы» («Ислуорт Мона Лиза»), ок. 1503-1506; детализация фона.
div>
И так получилось, что более ранняя версия Моны Лизы была представлена Франческо дель Джокондо в первые месяцы 1506 г., что полностью подтвердило бы третий и наиболее
Спорная часть отзыва Вазари:
Леонардо взял на себя обязательство исполнить для Франческо дель Джокондо портрет Монны Лизы, его жены; и после четырехлетнего труда он оставил его
незавершенной.
BLOCKQUOTE>
Теперь мы знаем, что Вазари был прав с самого начала.
Лувр Мона Лиза h3>
Но как насчет портрета Моны Лизы в Лувре? Как это получилось? Как отмечают почти все авторы, стилистически портрет Лувра принадлежит позднему Леонардо
период, примерно между 1507 и 1515 годами. Важным маркером, на мой взгляд, является принудительное возвращение Леонардо во Флоренцию в 1507 году, чтобы подать иск против своих сводных братьев, которые
пытался отказать ему в наследстве своего дяди Франческо. Леонардо, вероятно, полагал, что этот вопрос будет решен в течение нескольких недель; следовательно, он не путешествовал
с его окружением помощников. Но настроение во Флоренции и особенно в Синьории было против него. Судебный процесс затянулся на несколько месяцев, вплоть до 1508 года, оставив Леонардо
во Флоренции оставалось мало что делать, кроме как обратиться к различным сановникам, в том числе к Чарльзу Амбуазу в Милане и кардиналу Иполито д'Эсте, брату Изабеллы,
помощь в решении вопроса.
Эта вынужденная интерлюдия оказалась удачной, поскольку привела к двум инициативам. Один, у которого было много времени, Леонардо начал собирать свои тетради. И два он
обратился в действующую больницу Ospedale di Santa Maria Nuova, чтобы начать анатомическое вскрытие трупов. По закону, только тела нищих или «неблагородных» трупов могут быть
использовался для вскрытия, но Леонардо игнорировал это и, среди прочего, расчленял тела разных женщин. В предстоящие месяцы и годы он подготовил около двухсот подробных
анатомические исследования, основанные на вскрытиях около тридцати трупов, большинство из которых в настоящее время находятся в Королевской коллекции Виндзорского замка. Исследуя загадки женского тела,
Леонардо неумолимо тянул к предельной загадке: как женщина питает и поддерживает жизнь внутри себя. Или, как он написал в Милане, он хотел
понять « концепцию человека » и изучить « форму матки, и как ребенок живет в ней, и на какой стадии он находится в ней, и каким образом это данная жизнь
и еда.”
Анатомическое исследование женщины, ок. 1508-1510.
DIV>
Как психологические, так и физические загадки материнства будут мотивировать две поздние картины Леонардо: «святая Анна, Мария и Иисус», которые сейчас находятся в Лувре, и
Леда и Лебедь , теперь потерянные, за исключением копий его помощников и других лиц. Истоки Святой Анны до сих пор окутаны тайной, как Винсент Дельевин,
Автор крупной выставки 2012 года в Лувре, свидетельствует. Возможно, он возник по поручению короля Людовика XII; как картина для сервитских монахов Сантиссима Аннунциата
во Флоренции; или просто как дальнейшее развитие всех этих инициатив. Примечательно, что Леонардо хранил картину у себя до самой пенсии и смерти в Амбуазе во Франции.
Еще одна картина, которую он держал в своем личном владении до конца, - Лувр Мона Лиза .
Возможно, эту Мона Лизу, вторую версию, основанную на оригинальном портрете Лизы дель Джокондо, следует рассматривать в том же контексте: интерес Леонардо к материнству и
творческие силы природы. То, что он создал две версии одной и той же картины, вовсе не необычно. На протяжении всей своей карьеры Леонардо (вместе со своими помощниками) рисовал
несколько версий Богоматерь скал , Мадонна из пряжи и Святая Анна , чтобы назвать несколько, возможно, компенсировать факт
что мастерская Леонардо (в отличие от своих конкурентов) произвела лишь небольшое количество оригиналов.
Лувр Мона Лиза, ок. 1508-1515
DIV>
Как отметили несколько ученых, загадочный пейзаж Лувра Моны Лизы, кажется, иллюстрирует идею Леонардо о том, что человеческое тело имеет аналогичные формы в природе. « Даже
хотя человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, , - писал Леонардо, - его тело напоминает тело Земли; и как человек имеет в себе кости, рамки его плоти, так
у мира есть свои скалы, опоры земли ». Поэтому кажется правдоподобным думать, что Лувр Мона Лиза является кульминацией растущего интереса Леонардо
в симбиозе между материнством и природой, и идея, которая вытекает из общего источника: тайна творения. Если это предположение верно, то Лувр Мона
Лиза больше не портрет в истинном смысле этого слова, а скорее аллегорическая медитация о женственности как о шрифте жизни, в гармонии с удивительным изображением Бытия, подобным
Творчество вокруг нее.
Заключение
Таким образом, неизбежный вывод состоит в том, что Леонардо нарисовал два портрета Моны Лизы: один, Isleworth (или более раннюю) версию 1503-1507, как заказное подобие Лизы дель
Джокондо; и два, версия Лувра 1508-1515, а Леонардо’с изображением непостижимых тайн материнства и человеческой жизни.
Для получения дополнительной информации о книге «Мифа Моны Лизы» (2013) посетите сайт www.jpisbouts.org или www.themonalisamyth.com .
Примечания
i Серж Брэмли, Леонардо: художник и человек , 106. Позднее Леонардо описал эту технику в своем «Трактате о живописи».
ii Codex Urbinas 110v.
iii Фрэнк Зеллнер, «Портрет Мона Лизы дель Джокондо» Леонардо », Gazette des Beaux-Arts , 121 (1993): 115-138.
iv Фельдман, Стэнли и др., Мона Лиза: ранняя версия Леонардо . Цюрих: Фонд Моны Лизы, 2012; п. 66.
v Otto di Guardia 147, 19-20, как цитируется в Pallanti, Giuseppe. 2006. Раскрыта Мона Лиза: Истинная идентичность модели Леонардо . Нью-Йорк: Риццоли.67.
vi Полное название книги, впервые опубликованной в 1550 году и переизданной в расширенном издании в 1568 году, называется Le Vite de ’più eccellenti pittori, scultori e architetti (Lives
из наиболее выдающихся художников, скульпторов и архитекторов). Этот параграф гласит: «Леонардо обязался исполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены;
и после четырехлетнего труда он оставил его незавершенным; и работа в настоящее время находится в коллекции французского короля Франсеса в Фонтенбло. »
vii Оригинальный текст рукописной заметки Веспуччи гласит: « Apelles pictor. Ita Leonardus Vincius facit in omnibus suis picturis, ut enim caput «Лиза дель Джокондо и Анны»
Матрис Вирджинис. Videbimus, quid faciet de aula magni consilii, de qua re созвать iam cum vexillifero. 1503 8.bris », в Veit Probst,« Rätselhafte Mona Lisa: Wer ist die
geheimnisvoll lächelnde Dame auf Leonardo da Vincis Bild? »в UniSpiegel (Гейдельберг: Гейдельбергский университет, 2008).
viii Более подробную информацию о проекте «Битва при Ангиари» можно найти в новом исследовании Маргариты Мелани «Увлечение незаконченной работой: Битва за
Ангиари (CB Edizioni, 2012).
ix Фернандо «испанец», по праву известный как Фернандо Яньес де ла Альмедина, вскоре после этого вернется в свою родную Испанию и выполнит портрет Св. Екатерина из
Александрия (1510), черты которой предают влияние первой Моны Лизы. Картина в настоящее время находится в Музее дель Прадо в Мадриде.
x В некоторых университетах и колледжах вскрытия для образовательных целей - с использованием тел нищих и казненных преступников - ограничивались одним в год, что подчеркивает
тонкость того, что Леонардо делал в Санта-Мария-Нуова. См. Katharine Park, «Преступник и святое тело: вскрытие и рассечение в эпохе Возрождения, Италия», «Возрождение».
Ежеквартально 47, нет. 1 (весна, 1994), 8.
xi Количество тридцати трупов, « как мужчин, так и женщин », предоставлено самим Леонардо на основании сообщения Антонио де Беатиса, секретаря кардинала Луиджи.
д'Арагон, посетивший Леонардо в Шато-де-Клу 10 октября 1517 года. Национальная библиотека Витторио Эмануэле III, Неаполь, MS X F.28, f 77