СПАРТАНЦЫ
Спарта была одним из величайших городов-государств Древней Греции и долгое время главное
соперник Афин. В отличие от Афин, которые стали крупной державой благодаря торговле и морскому господству, Спарта поднялась благодаря своей военной мощи и храбрости. Говорили, что когда Афины были
Спарта, сосредоточенная вокруг великих зданий, была построена отважными людьми, которые «служили своему городу вместо кирпичных стен».
Спартанская армия была небольшой. Это была единственная профессиональная сила в Греции. В Спарте каждый взрослый мужчина был солдатом, которому была предоставлена ферма, которой управляли рабы. Армия спартанцев была
обучены сражаться фалангой, используя плотный пояс перекрывающихся щитов, чтобы сформировать непробиваемое мобильное подразделение. Геродот писал, что спартанцы сражались «мечами, глазами и своими
руки и зубы ». Платон, Наполеон и Курт Хан, основатель школы Гордонстоун, где учился принц Чарльз, были вдохновлены жестокой дисциплиной древних
Спартанцы.
Согласно Британской энциклопедии: «Спартанцы были абсолютно запрещены законом от торговли или производства, которые, следовательно, находились в руках периэков (см.), и
было запрещено владеть ни золотом, ни серебром, денежная единица состояла из железных слитков: но не может быть никаких сомнений в том, что от этого запрета обходились разными способами. Богатство было в
По крайней мере, теория была получена полностью из земельной собственности и состояла в ежегодном доходе илотов (см.), которые возделывали участки земли, выделенные спартанцам. Но
эта попытка уравнять собственность оказалась неудачной: с давних времен внутри государства наблюдались заметные различия в уровне благосостояния, которые стали еще более серьезными после принятия закона
epitadeus, принятый через некоторое время после Пелопоннесской войны, снял юридический запрет на дарение или завещание земли. [Источник: Encyclopædia Britannica, 11-е издание, 1911 г.
Справочник по истории древнего мира в Интернете: Греция, Фордхэмский университет]
«Позже мы обнаруживаем, что земля все больше и больше переходит во владение крупных землевладельцев, и к середине 3 века до н. э. почти две пятых Лаконии принадлежали
женщины. Рука об руку с этим процессом шло серьезное сокращение числа полноправных граждан, которых в начале V века насчитывалось 8000 человек, но они значительно сократились.
Дни Аристотеля до менее 1000, а затем уменьшились до 700 с приходом Агиса IV. в 244 г. до н. э. Спартанцы сделали. что они могли исправить законом: определенные
Наказания были наложены на тех, кто не состоял в браке или женился слишком поздно. Но распад был слишком глубоко укоренен, чтобы его искоренить такими средствами, и мы увидим, что
В поздний период истории Спарты была предпринята безуспешная попытка справиться со злом гораздо более радикальными мерами ».
Категории со статьями по теме на этом веб-сайте: История Древней Греции (48 статей)
factsanddetails.com;
Древнегреческое искусство и культура (21 статья) factanddetails.com ;
Древнегреческая жизнь, правительство и инфраструктура (29 статей) factanddetails.com ;
Древнегреческая и римская религия и мифы (35 статей) factanddetails.com ;
Древнегреческая и римская философия и наука (33 статьи) factanddetails.com ;
Древние персидские, арабские, финикийские и ближневосточные культуры (26 статей) factanddetails.com .
Сайты о Древней Греции:
Справочник по истории древнего мира в Интернете: Греция sourcebooks.fordham.edu ; Интернет Древняя история
Справочник: «Эллинистический мир» sourcebooks.fordham.edu ; BBC Древние греки bbc.co.uk/history/ ; Канадский исторический музей historymuseum.ca ; Проект Персей - Университет Тафтса; perseus.tufts.edu ; ; Gutenberg.org gutenberg.org ;
Британский музей Ancientgreece.co.uk ;
Иллюстрированная история Греции, доктор Дженис Сигель, факультет классики, Хэмпден-Сиднейский колледж, Вирджиния
hsc.edu/drjclassics ;
Греки: Горнило цивилизации pbs.org/empires/thegreeks ;
Оксфордский центр исследований классического искусства: Архив Бизли beazley.ox.ac.uk ;
Ancient-Greek.org Ancientgreece.com ;
Метрополитен-музей
metmuseum.org/about-the-met/curatorial-departments/greek-and-roman-art ; Древний город Афины stoa.org/athens ;
Архив классической интернет-литературы kchanson.com ;
Внешний портал Cambridge Classics для гуманитарных ресурсов
web.archive.org/web ; Древнегреческие сайты в Интернете от Медеи
showgate.com/medea ; Курс истории греческого языка от Рида web.archive.org ;
Классические FAQ MIT rtfm.mit.edu ;
11-я Бриттаника: история Древней Греции sourcebooks.fordham.edu ; Интернет-энциклопедия философии iep.utm.edu ; Стэнфордская энциклопедия философии plato.stanford.edu
Книга: Спартанцы: мир воинов-героев Древней Греции Пола Картледжа, профессора Кембриджского университета
Спартанские ценности
Спартанская мать дает щит своему сыну
В древней Спарте восхищались силой и презирали слабость. Величайшей добродетелью была храбрость, а величайшей честью было умереть в бою. Самый серьезный
преступлением для спартанца было отступление от боя. Выносливость, терпение без жалоб и выполнение приказов без вопросов - вот черты, которые
уважаемый. Спартанский поэт Тиртайос писал: «Для хорошего человека - новое дело - умереть ... сражаясь за свое отечество. Сделайте жизнь своим врагом, и черные духи смерти сделают это, как
лучи солнца ».
Матери дали своим сыновьям щит и сказали: «Верни этот щит, или вернись на нем», имея в виду то, как мертвых несли с поля битвы. Греческий
историки описали, как родственники солдат, погибших в боях, праздновали, в то время как жены выживших мужчин выглядели подавленными. Мужчины, вернувшиеся с боя, подвергались остракизму, если
они были замечены улыбающимися, а одного «труса» даже убила его собственная мать.
Единственные двое выживших в битве при Фермопилах, в которой спартанцы спасли Грецию от нападения персов, были настолько унижены, что покончили жизнь самоубийством по возвращении в
Спарта. Один спартанский мальчик, как сообщается, стыдился раскрыть, что он прячет лису под своим плащом, позволил лисе вырвать себе живот.
Менелай, царь Спарты, был мужем Елены, которую Париж заманил в Трою, вызвав Троянскую войну. После победы над троянцами Хелен была доставлена стаей в
Спарта. Спартанцы построили в ее честь святыню, куда беременные женщины ходили молиться за здоровых детей. Геродот описал, как Афина однажды появилась в храме.
и сказал там некрасивой девушке, что она станет красивой женщиной.
Ксенофонт: о спартанских обычаях
Ксенофонт, афинянин, родившийся в 431 г. до н. э., был учеником Сократа, который шел вместе со спартанцами, и был изгнан из Афин. Он был большим поклонником спартанцев. Спарта дала ему
земля и имущество в Скилле, где он прожил много лет, прежде чем ему пришлось переехать и обосноваться в Коринфе. Он умер в 354 г. до н. Э.
О спартанцах и законах квазигендарного царя Ликурга Ксенофонт писал: «Ликург ... считал, что рабыни способны обставлять одежду; и, учитывая, что
ПРОИЗВОДСТВО ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВОСХОДНОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ СВОБОДНЫХ, он постановил ... что женщина должна заниматься физическими упражнениями не меньше, чем мужчина ... "" ..... Он установил, что мужчина
должен думать, что стыдно видеть, как он входит к жене или выходит от нее. Когда женатые люди встречаются таким образом, они должны испытывать большее желание компании одного.
другой ... и произвести более крепкое потомство .... [Источник: Xenophon, CSUN]
Ликург
".... Он отнял у мужчин право вступать в брак, когда каждый из них пожелает, и назначил, чтобы они вступали в брак только тогда, когда они были в полной физической силе, считая
это предписание также способствует рождению прекрасного потомства ... Старик должен представить своей жене любого мужчину в расцвете сил, которым он восхищался своими телесными и умственными способностями.
качества, чтобы она могла иметь детей от него ... "
"Он также назначил некоторых взрослых мальчиков" носильщиками плети ", чтобы они могли нанести любое необходимое наказание (младших мальчиков), так что великий страх перед
Среди них преобладали бесчестие и большая готовность подчиняться. Ликург, хотя и не разрешал мальчикам брать то, что они хотели, без проблем, ДАЛ им
свободу красть определенные вещи, чтобы утолить жажду природы; и он сделал честь украсть как можно больше сыров ... "
«Он учил детей из желания сделать их более ловкими в добывании провизии и более подготовленными для ведения войны .... Я также должен сказать кое-что о мальчиках как объектах.
любви, поскольку это также имеет отношение к образованию ... Ликург считал правильным, если кто-либо (будучи самим собой таким, каким он должен быть) восхищался нравом юноши,
и поставил перед собой цель сделать его безупречным другом, насладиться его обществом и воздать хвалу мальчику; и он считал это наилучшим образованием ... "
«« Ликург запретил свободным гражданам заниматься бизнесом ... они не должны стремиться к богатству ради чувственного удовлетворения. В Спарте граждане платят
Строгое повиновение магистратам и законам. Ликург не пытался установить такой «Превосходный Порядок вещей» (EUNOMIA), пока он не привел самых могущественных людей
в штате придерживаться того же мнения, что и он в отношении конституции ... ПОСЛУШАНИЕ приносит наибольшую пользу как в государстве, так и в армии и семье ...
смерть предпочтительнее бесчестной жизни ... В Лакедемоне (Спарта) каждому было бы стыдно впустить труса в ту же палатку, что и он сам, или позволить ему стать его противником в какой-то шатре.
матч по борьбе .... "
«« Ликург также наложил на своих соотечественников обязательство, без исключения, практиковать все виды политической добродетели, поскольку он пользовался привилегиями
гражданство РАВНО доступно всем, кто соблюдал предписания Законов, без учета телесной слабости или ограниченных финансовых средств; но если
любой был слишком ленив, чтобы сделать то, что требовали Законы, Ликург приказал, чтобы он больше не входил в число «равноправных граждан» (HOMOIOI) ».
Ксенофонт: Спартанская боевая машина
Ксенофонт писал в «Спартанской военной машине», c. 375 г. до н. Э .: «В первую очередь эфоры провозглашают предел возраста, до которого применяется служба для кавалерии.
и тяжелая пехота; и, во-вторых, для различных ремесленников. Так что даже в походе спартанцы обеспечены всеми удобствами, которыми пользуются люди, живущие как
граждане в Спарте. Все орудия и инструменты, которые могут понадобиться армии в целом, должны быть в готовности, одни в повозках, а другие - на вьючных животных. В
таким образом, что-либо пропущенное не может избежать обнаружения. [Источник: Ксенофонт, «Спартанская боевая машина», ок. 375 г. до н. Э. Фред Флинг, изд., «Справочник по истории Греции», Хит, 1907 г., стр.
73-75]
расположение Спарты в Греции
«Что касается реальной схватки под оружием, Ликургосу приписывают следующие изобретения: у солдата мундир малинового цвета и тяжелый бронзовый щит; его теория
поскольку такое снаряжение не имеет никаких женских ассоциаций и в целом больше похоже на воинское. Быстро полируется; он наименее загрязнен. Он также разрешил
тем, кто был примерно в возрасте ранней зрелости, чтобы носить длинные волосы. Так, как он задумал, они будут казаться более крупными, более свободными и неукротимыми и более ужасными.
аспект. Таким образом, он разделил своих гоплитов на шесть мораев [полков] кавалерии и тяжелой пехоты. У каждого из этих гоплитов морай есть полемархо [полковник],
четыре лочагои [капитана], восемь пентеконтеров [лейтенанты] и шестнадцать эномотархов [сержантов]. По команде любой такой морай может быть легко преобразован в любую эономию.
[один ряд], или по три [три ряда мужчин в ряд] или шесть [шесть рядов мужчин в ряд].
«Что касается широко распространенной идеи о том, что тактическое расположение спартанской тяжелой пехоты очень сложно, то никакая концепция не может быть более противоречащей фактам. Для в
В спартанском ордене все первые ряды - лидеры, так что в каждом ряду есть все необходимое, чтобы эффективно играть свою роль. На самом деле, это расположение так легко понять.
что никто, кто может отличить одно человеческое существо от другого, не может не следовать ему. У одной группы есть привилегия лидеров, у другой - обязанность последователей. Эволюционные порядки
какая большая глубина или поверхностность придается боевой линии, сообщается эномотархом из уст в уста, и они не могут ошибаться. Ни один из этих маневров не представляет собой
какие бы то ни было трудности с пониманием.
«Теперь я расскажу о режиме лагеря, санкционированном постановлением Ликургоса. Чтобы избежать потерь, присущих углам квадрата, лагерь, согласно
он должен быть круглым, за исключением тех случаев, когда он был защищен холмом или укреплением, или там, где в тылу была река. Днем он выставил часовых вдоль
место рук и лицом внутрь; поскольку их назначают не столько ради врага, сколько для того, чтобы присматривать за друзьями. За противником достаточно наблюдают конные войска
расположился на различных точках, открывая широчайшие перспективы. Чтобы защититься от вражеских приближений ночью, дежурство по приказу выполняли скиритаи снаружи.
основной корпус. В настоящее время правило настолько изменено, что обязанность возлагается на иностранцев, если есть иностранный контингент, с закваской спартанцев, чтобы сохранить
им компания. Обычай всегда брать с собой копья, когда они ходят в обход, безусловно, должен быть отнесен к той же причине, которая заставляет их исключать своих рабов из
место оружия .... Необходимость предосторожности - вот все объяснение. Другой момент - частота, с которой они меняют свой лагерь. Ровно столько же ради
приносить пользу своим друзьям, как раздражать врагов.
«Кроме того, закон предписывает всем спартанцам в течение всего периода кампании постоянно выполнять гимнастические упражнения, в результате чего их гордость за себя
увеличилось, и они кажутся более свободными и более либеральными, чем остальной мир. Дорожка и беговая площадка не должны превышать по длине пространство, покрытое мораем, поэтому
что человек не может оказаться далеко от своего собственного оружия. После гимнастических упражнений старший полемархо отдает глашатаем приказ сесть. Это служит всем
цели проверки. После этого дается приказ «Завтракать» и «Снять заставу». После этого снова наступают развлечения и расслабления перед вечером
упражнения, после которых раздается крик глашатая: «На ужин». Когда они спели гимн богам, которым совершались подношения счастливого предзнаменования,
дан окончательный приказ «Удаляться на покой на место оружия».
Геродот о спартанской отваге и решимости
Далее Геродот представляет диалог между Демаратом (грек) и Ксерксом, императором Персии, накануне битвы при Фермопилах, где небольшая группа спартанцев
и греки разбили огромную персидскую армию. Геродот написал в седьмой книге «Историй»: Демарат сказал: «Все греки храбры, но то, что я собираюсь сказать, касается не всех, но
Только спартанцы. Во-первых, несмотря ни на что, спартанцы никогда не примут ваших условий. Это привело бы Грецию к рабству. Они обязательно вступят в бой с вами, даже если все
остальные греки сдались вам. Что касается спартанских чисел, не спрашивайте, сколько их или мало, надеясь, что они сдадутся. Ибо если тысяча из них выйдет на поле,
они встретятся с вами в бою, как и любое другое число, меньше или больше ». [Источник: Геродот, Книга 7« Истории », перевод Дж. Роулинсона; отредактированный, М.
Марковский]
Битва при Фермопилах
«Когда Ксеркс услышал этот ответ Демарата, он засмеялся и ответил:« Какие дикие слова, Демарат! Тысяча человек вступает в битву с такой армией, как моя!
кто когда-то был, как вы говорите, их королем - сражаться сейчас в одиночку против десяти человек? Думаю, нет. И все же, если ваши сограждане действительно такие, как вы говорите, то по вашим законам как
их царь, вы должны быть вдвое жестче и сразиться с двадцатью в одиночку! »Но если вы, греки, которые так хорошо думают о себе, то такие же размеры и вид людей, как я
видели на моем дворе, или как себя, Демарат, то ваше хвастовство слабое. Руководствуйтесь здравым смыслом: как может тысяча человек, десять тысяч или даже пятьдесят тысяч - особенно если
все они свободны и не подчиняются одному господину - как может такая сила противостоять объединенной армии, подобной моей? Даже если у греков цифры больше, чем наша самая высокая оценка, мы все равно
будет превосходить их числом 100: 1 "
«Если бы у них был один хозяин, как у наших войск, их повиновение ему могло бы сделать их отважными сверх их собственного желания, или они могли бы быть подтолкнуты кнутом против
враг, который намного превосходил их численностью. Но предоставленные их собственному свободному выбору, они наверняка поступят иначе. Со своей стороны, я считаю, что если грекам пришлось бороться с персами
только, и численность обеих сторон была равной, грекам все равно было бы трудно стоять на своем. Среди нас тоже есть такие крутые люди, как те, кого вы описали, - их немного.
возможно, но достаточно. Например, некоторые из моих телохранителей захотят сразиться с тремя греками в одиночку. Но вы этого не знали; и поэтому вы говорили глупо ".
«Демарат ответил ему:« Я знал, о царь, что, если я скажу тебе правду, я доставлю тебе неудовольствие. Но поскольку ты хотел правды, я говорю тебе, что сделают спартанцы. Я
не говорю из любви, которую я испытываю к Спарте - вы лучше, чем кто-либо, знаете, что я чувствую к тем, кто лишил меня моего звания, моих родовых почестей и сделал бездомным
изгнание .... Послушайте, я не ровня десяти мужчинам или даже двум, и, учитывая выбор, я предпочел бы вообще не драться. Но в случае необходимости я лучше пойду против тех, кто хвастается, что они
подходят для любых трех греков ".
«То же самое и со спартанцами. Один против одного, они не хуже всех в мире. Но когда они сражаются единым целым, они лучшие из всех. Ибо хотя они свободные люди,
они не совсем бесплатны. Они принимают Закон как своего хозяина. И они уважают этого мастера больше, чем ваши подданные уважают вас. Они делают все, что он приказывает. И его команда никогда
Изменения: Запрещает им бежать в битве, независимо от количества их врагов. Он требует от них стойкости - победить или умереть. О царь, если мне кажется, что я говорю глупо, я
содержание с этого времени, чтобы хранить молчание. Я заговорил только потому, что ты мне приказал. Я очень надеюсь, что все обернется по вашему желанию ». Это был ответ
Демарат, а Ксеркс совсем не рассердился на него, а только рассмеялся и отослал его со словами доброты ».
Граждане-спартанские солдаты
Спартанская армия была одной из самых сильных из когда-либо известных. Каждый спартанец должен был сражаться. Говорили, что в Спарте не было городских стен, потому что ее люди были достаточно сильны.
чтобы такие стены были ненужными. Александр Великий оставил некогда бывшую Спарту непокоренной и решил не маршировать туда со своими людьми. [Источник: Марк Оливер, Listverse, 6 сентября, г.
2016]
Согласно Encyclopdia Britannica: «В полномочиях, осуществляемых собранием граждан или апеллой (см.), Мы не можем проследить какое-либо развитие из-за ограниченности наших
источники. По сути, спартанец был солдатом, обученным послушанию и выносливости: он становился политиком только в том случае, если был выбран в качестве эфора на один год или избран пожизненным членом партии.
Совет после шестидесятилетнего возраста принес свободу от военной службы. [Источник: Encyclopædia Britannica, 11-е издание, 1911 г., Интернет-справочник по древней истории: Греция, Fordham
Университет]
Фермопилы косплей
«С первых дней существования Спартанца безусловное право государства на его жизнь и службу было указано и обеспечено. Мальчики до седьмого года получали домашнее образование:
с этого времени их обучение проводилось государством и контролировалось пайдономосом, должностным лицом, назначенным для этой цели.
«С двадцатого года жизни спартанец несет ответственность за военную службу, а его членство в одном из столовых или клубов, состоящих примерно из пятнадцати членов каждый, по
один из которых должен принадлежать каждому гражданину. В тридцать начал полные права и обязанности гражданина. Для выполнения этих трех условий были необходимы: спартанское рождение, подготовка
предусмотренных законом, а также участие и пожертвования в одном из клубов питания. Те, кто выполнили эти условия, были ровесниками, гражданами в полном смысле этого слова,
в то время как тех, кто потерпел неудачу, называли меньшими людьми и сохраняли только гражданские права гражданства ».
Рождение и смерть в Спарте
Согласно Британской энциклопедии: «Вскоре после рождения ребенка привели к старейшинам племени, которые решали, следует ли его воспитывать: дефектный или слабый,
он был выставлен в так называемых апотетах. Таким образом было обеспечено, насколько это было возможно, поддержание высокого стандарта физической эффективности [Источник: Encyclopædia Britannica, 11th
издание, 1911 г. Интернет-справочник по древней истории: Греция, Фордхэмский университет]
Марк Оливер писал в Listverse: «Когда рождается ребенок, отец несет его к старшим в городе. Старшие осматривали ребенка, ища слабости и
деформации. Если таковые обнаруживались, отцу приказывали оставить ребенка беззащитным и одного в яме под названием Апотеты, где он умрет от голода. Даже если ребенок прошел
Однако при осмотре не было никакой гарантии, что он будет жить. Когда отец возвращался домой, мать обмывала ребенка вином в качестве раннего теста на эпилепсию. Если бы ребенок был
эпилептик, вино доводило его до припадка. . . и скажи матери, что растить не стоило. Если бы ребенок смог все это пережить, ему обещали бесплатный участок
земля ... По оценкам, около половины всех младенцев, рожденных в Спарте, умерли либо от пренебрежения, либо от убийства ". [Источник: Марк Оливер, Listverse, 6 сентября 2016 г.]
Спартанцы получали надгробия, только если они погибли в бою. Если спартанец погибал в битве, его хоронили там же, где лежало его тело, и в качестве особой чести ему давали надгробие с его
имя и слова «на войне» написанные под ним. Женщины, не участвовавшие в войнах, могли получить надгробия, но только при одном условии: если мать умерла при родах, она
был удостоен воинских почестей. Для спартанцев она погибла, сражаясь в собственном сражении - и создавая больше мальчиков, чтобы они стали солдатами Спарты.
Спартанский образ жизни
Слово «спартанец», которое стало означать «дисциплинированный и строгий», произошло от спартанцев, которые жили в строгом порядке и не имели материальных благ. Спартанцы, одетые в курс
одежду. Их трапеза состояла в основном из каши и черного супа из свиной крови. Один афинский ученый однажды пошутил, что наблюдение за жизнью спартанцев заставило его понять, почему
они так хотели умереть в битве.
Спарта была больше похожа на вооруженный лагерь, чем на город. Мужчины все время носили с собой оружие и вместе ели в столовых. Основной обязанностью спартанских жен было
производство будущих солдат и обмен женами были допустимы, пока они способствовали достижению этой цели.
Мужчинам не разрешалось владеть серебром или золотом. Спартанские деньги были железными прутьями. Музыка состояла в основном из военных песен, под которые мужчины танцевали в доспехах, чтобы увеличить свое
прочность. Разговор был сведен к минимуму. Ожидалось, что люди будут мало говорить и переходить к делу. Слово лаконичный происходит от спартанского города Лакония.
Отказ от спартанского младенца
Тренировка спартанцев
Спартанское обучение началось в утробе матери. Беременная женщина должна была делать упражнения, чтобы убедиться, что ее ребенок был сильным, спартанцы проверяли новорожденных на физическое состояние.
уродства и психические проблемы; если обнаруживалась аномалия, ребенка сбрасывали со скалы.
Мальчиков-спартанцев забирали у матерей в возрасте семи лет, переселяли в бараки и учили быть мужчинами до 20 лет. Новобранцев издевались над мальчиками постарше.
заставляли играть в жестокие игры и ходить зимой босиком, их ритуально пороли в храме, посвященном богине охоты. Те, кто преуспел, стали лидерами. Молодой
мальчики были связаны со старшими мальчиками в отношениях, имевших гомосексуальный оттенок. Плутарх писал: «Их любило общество молодых влюбленных из уважаемых молодых людей.
мужчины ... Любители мальчиков тоже поделились с ними в их честь и позор ».
Тренировки проводились в основном в форме физических упражнений и боевых искусств. Не было столько преподавания философии, музыки или литературы, сколько было в знаменитых
академии в Афинах. Иногда мальчиков намеренно оставляли голодными, чтобы они украли еду и развили сообразительность и находчивость.
Когда мальчику исполнилось 18, его обучили бою. В двадцать они переехали в постоянное жилище и еду в стиле барака с другими мужчинами. Они поженились в любое время,
но жил с мужчинами. В 30 лет они были избраны в гражданство.
Жизнь молодежи, растущей в Спарте
По данным Канадского исторического музея: «Спартанцы мало писали. У них было отвращение к написанию литературы, и краткость речи считалась желательной.
черта характера, поэтому нам пришлось смотреть на их общество глазами других. Четыре древних источника - Геродот, Фукидид, Ксенофонт и Плутарх предоставляют большую часть информации о
это общество, которым восхищаются и которого часто боятся. Ключевым атрибутом спартанского образа жизни была строгость, распространявшаяся на их дома, имущество, одежду и пищу, которую они ели. Только
тем, кто погиб в бою или при родах, разрешалось иметь надгробные плиты, и это давало ограниченную информацию. Были и скромные погребальные приношения. [Источник: канадский
Исторический музей historymuseum.ca * | *]
«Как заметил историк Фукидид:« Если, например, Спарта должна была быть заброшена и остались только храмы и фундаменты зданий, я полагаю, что люди в
далекое будущее серьезно усомнится в том, что сила Спарты когда-либо приблизится к ее славе ». Сегодня мы знаем имена 20000 афинян и только отдельные спартанские имена и
По мнению многих, история Древней Греции - это, по сути, история Афин. Но в период своего расцвета Спарта была самым могущественным государством в греческом мире, в три раза больше, чем
Афинское государство и с его долей состоятельных лиц. И контролировала своих граждан буквально от колыбели до могилы. * | *
«Это началось с рождения. Именно государство, а не отец, как в других греческих городах-государствах, определяло, жить или умереть новорожденному мужчине. Если ребенок оказался здоровым
и энергичный он будет сохранен; в противном случае его бросили бы и оставили умирать. Спарта была военным государством, практически всегда находившимся в состоянии войны, и ей требовалось хорошее количество здоровых младенцев, которые
можно научить беспрекословно защищать интересы государства. Ребенок, когда-то принятый спартанскими властями, воспитывался дома до семи лет. При этом
Он ушел из дома и поступил в государственные школы, чтобы научиться подчиняться и служить, готовясь к военной службе, которая продлится до шестидесяти лет. * | *
«У спартанских школьников были развиты только базовые навыки чтения и письма. Акцент был сделан на содержании, которое было бы полезно в военном обучении выживанию карьеры, как
терпеть невзгоды, преодолевать препятствия и постоять за себя на враждебной территории. Спартанская молодежь ходила босиком, в любую погоду ходила в одном плаще и кормилась
скудно. Их поощряли пополнять свой рацион, воровая еду, а затем их хлестали, если их поймали в процессе. Кнут, по сути, играл важную роль в
их воспитание. * | *
«К двадцати годам спартанская молодежь достигла совершеннолетия. На этом этапе он присоединился к «обеденной группе» своих военных сверстников. Он ел все свои обеды с этой группой, сближая и развивая
чувство товарищества, необходимое для войны гоплитов, когда все полагались друг на друга. Когда-нибудь в течение следующего десятилетия он женится и будет жить не дома, а со своим
товарищи по военным до тридцати лет. * | *
«Спартанские девушки пользовались большей свободой, чем их греческие коллеги в других государствах. Они получили образование в государстве, и их основная миссия заключалась в том, чтобы иметь детей, особенно
молодые солдаты в ожидании. С этой целью их хорошо кормили и поощряли к физическим упражнениям, участвуя в различных спортивных мероприятиях. Спартанским женщинам также разрешалось наследовать
и собственное имущество ». * | *
Спартанские дети - Эдгар Дега
Тренировка для мальчиков-спартанцев
Спартанские мужчины были такими стойкими отчасти из-за строгих тренировок в стиле морского котика, которые они прошли в детстве. Ребенка, выросшего в Спарте, не воспитывала его мать. Он был воспитан
государство в целях борьбы. Их обучение в основном состояло из физических упражнений, таких как танцы, гимнастика, игры с мячом и боевые упражнения с музыкой и
литература, занимающая подчиненное положение.
Марк Оливер написал в Listverse: «Как только мальчику исполнилось семь, его сочли готовым к обучению, известному как агоге, и он оставил своих родителей на попечение учителя.
называли «надзирателем». Жить в волнении было нелегко. Детей будут активно поощрять замутить и провоцировать друг друга и даже вызывать друг друга на драки. Это не было
школа, где учитель поддерживал покой; если двое детей ссорились, надзиратель подталкивал их к разрешению конфликта кулаками. Надзиратель также всегда носил кнут,
а если мальчик плохо себя вел, он использовал это, чтобы побить его. Избиение будет тяжелым, но это еще не конец. Если отец ребенка узнал, что его избили, значит, его
вынужден был избить своего ребенка второй раз. Все меньшее считалось балованием ребенка. [Источник: Марк Оливер, Listverse, 6 сентября 2016 г. +++]
«Во время агоге мальчики получали только самое необходимое. Обувь считалась роскошью, поэтому мальчики тренировались босиком. Одежда делала человека слабым против стихий, поэтому
мальчики были одеты в один тонкий плащ. А еда делала людей толстыми, поэтому мальчикам давали только самый минимум, необходимый им для выживания. Это не означало, что они не могли получить большего. В
учащихся поощряли воровать еду, если они были голодны. Загвоздка заключалась в том, что их не могли поймать. Если бы мальчика заметили ворующим еду, его бы избили и
лишенный пайка, но если он был достаточно скрытным, чтобы избежать наказания, надзиратели решили, что он заработал второе блюдо. +++
«Спартанцев учили сражаться, быть стойкими и - только в случае необходимости - читать. Все остальное было категорически запрещено системой образования. Дополнительное образование было
считается опасной роскошью. Студентам-спартанцам не разрешалось тратить свои свободные минуты на изучение того, как складывать и вычитать, или на размышления о философских загадках жизни.
Солдаты должны были без промедления подчиняться любому приказу, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что могло бы сделать их слабее. Если спартанский солдат подумывал о карьере юриста
или сложности, связанные со свободой воли, он не сосредотачивался на сражении и не слушал своего командира, поэтому ему не позволяли учиться чему-либо еще ». +++
Памятник спартанцам
Ужасная еда, сложные вопросы и борьба за сыр для спартанских стажеров
Спартанская еда была далеко не отличной. Марк Оливер написал в Listverse: «Человек из Италии, который сел со спартанской армией и присоединился к одной их трапезе, сказал:« Теперь я знаю, почему
спартанцы не боятся смерти ». Он говорил о «черном бульоне», о блюде, приготовленном из мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели вместе, со всеми
разделяли одну и ту же пищу под одной палаткой, а черный бульон считался изюминкой трапезы. Это было единственное мясо, которое они подавали, и всем досталась лишь небольшая порция. В
Единственный способ добыть больше мяса - это охота. Если охотник ловил оленя, он должен был разделить его, но ему разрешалось отнести немного оленины домой на второе блюдо. Это было
единственный раз, когда спартанец мог есть дома; все остальное было строго запрещено. [Источник: Марк Оливер, Listverse, 6 сентября 2016 г. +++]
«Когда ужин заканчивался, заместитель мастера садился с учениками и задавал им вопросы. Эти вопросы напоминали подсказки для современных эссе: им задавали вопросы
типа: «Кто лучший мужчина в городе?» и ожидается, что они подкрепят свои ответы причинами. Их ответ должен был быть умным, продуманным и быстрым. Если бы это было не так, они
были наказаны - очень странным образом. По словам Плутарха, любого, кто дал слабый ответ, укусили за большой палец. Жизнь младшего учителя была не намного лучше. Когда вопрос
сессия закончилась, младшего мастера вывели обратно и рассмотрели. Если его хозяева считали, что он был слишком строгим или слишком добрым, его били. +++
«У спартанцев был ежегодный фестиваль, который они называли« Диамастигоз », и он был жестоким. В этом случае мальчиков вывели на глазах у толпы и избили кнутом, пока они
не мог больше терпеть. Звучит как пытка, но для спартанцев это было большой честью. Они охотно вызвались бы быть избитыми перед толпой, желая доказать, что
своему городу, чтобы они могли выдерживать насилие дольше, чем любой другой человек. Это было настолько новшеством для других культур, что, когда римляне узнали об этом, они начали
отдыхали в Спарте, чтобы они могли это посмотреть. К 300 г. н.э. спартанцы даже открыли театр и продавали билеты, купившись на небольшую коммерцию, чтобы получить прибыль от римского
Империя. [Источник: Марк Оливер, Listverse, 6 сентября 2016 г.]
В другом мероприятии на фестивале «на жертвенник богу Артемиде был возложен сыр. Голодные ученики будут освобождены, сражаясь друг с другом в отчаянной битве.
чтобы схватить как можно больше сыра. В то время как они дрались друг с другом, пожилые мужчины также били их кнутом - иногда даже до смерти. Мальчики обязаны
сохранять сильные лица и улыбаться, когда их били и царапали, когда они дрались за сыр. Для публики это было весело. Большие ряды людей собирались, чтобы
смотрели шоу и смеялись, наблюдая, как мальчики жестоко калечат друг друга. Тот, кто уехал с большим количеством сыра, также удостоился титула «Бомонике».
Криптейя (Спартанский бандитизм)
Спартанский мальчик занимается стрельбой из лука
Спартанцы держали крепостных, которых называли «илотами», и, насколько можно определить, к ним относились не очень хорошо. В практике, называемой «криптейя» (насильственное бандитизм), спартанский
мальчикам выдали кинжалы и минимальные порции еды и отправили в сельскую местность устраивать засады и убивать как можно больше илотов. Среди ученых ведутся споры о том, было ли это
форма обучения для мальчиков и своего рода терроризм, чтобы держать ее в узде.
О криптеи Плутарх написал в «Житии Ликурга Спартанского»: «Теперь во всем этом нет и следа несправедливости или высокомерия, которые некоторые приписывают законам Ликурга,
объявляя их действенными в производстве доблести (андрея), но несовершенными в создании праведности (дикайосина). Так называемая Криптейя в [Спарте], если это действительно была одна из
Учреждения Ликурга, как говорит Аристотель, могли дать Платону (Законы 630.d) также это мнение о человеке и его конституции ». [Источник: Плутарх, Жизнь Ликурга
Спарта 28, CSUN]
«Это выглядит следующим образом: магистраты время от времени отправляли в сельскую местность самых осторожных молодых людей, вооруженных только кинжалами и необходимым
поставки. Днем они рассыпались по темным и труднодоступным местам, где прятались и лежали тихо. Но ночью они вышли на дороги и убили
каждый илот (спартанский крепостной), которого они поймали. Часто они действительно пробирались через поля, где работали илоты, и убивали самых стойких и лучших из них.
«Так же и Фукидид в своей« Истории Пелопоннесской войны »[IV.80] утверждает, что илоты, которых спартанцы считали превосходными в храбрости, возлагали венки на
их головы в знак своего освобождения, и они посетили храмы богов в процессии, но через некоторое время после этого все исчезли, более двух тысяч из них, в
таким образом, чтобы никто не мог сказать, ни тогда, ни после, как они пришли к своей смерти. И Аристотель, в частности, говорит также, что Эфоры, как только они вошли в
офис, официально объявил войну илотам, чтобы не было нечестия в их убийстве ».
Спартанские женщины, секс и свадьбы
Спартанские женщины Спартанские женщины имели больше свобод и прав, чем другие греческие женщины. Плутарх писал, что спартанский брак был
матрилокальный и что «женщины правят мужчинами».
Спартанские женщины были почти такими же крутыми, как и мужчины. Они тренировались, бегая, борясь и тренируясь, чтобы «перенести боль деторождения». Девочки обучались в
легкая атлетика, танцы и музыка. Они жили дома, а мальчики в бараках раздельно. Став взрослыми, женщины участвовали в собственных спортивных соревнованиях и выступали обнаженными,
люди.
В Спарте женщины соревновались перед мужчинами обнаженными в «гимнастике», что в то время означало «упражнения, выполняемые обнаженными». Спартанки тоже боролись, но нет
доказательства того, что они когда-либо боксировали. Большинство соревнований требовало, чтобы женщины были девственницами, и когда они выходили замуж, обычно в возрасте 18 лет, их спортивная карьера заканчивалась. [Источник: «Создатели»
Дэниел Бурстин, μ]
В Спарте невесту обычно похищали, ее волосы были коротко острижены, она одевалась как мужчина и ложилась на поддон на пол. «Тогда, - писал Плутарх, - невеста
жених ... украдкой проскользнул в комнату, где лежала его невеста, освободил ее девственную зону и понес ее на руках к брачному ложе. Затем, проведя с ней короткое время, он
спокойно ушел в свои обычные покои, чтобы там переспать с другими мужчинами ». [Источник:« Греческая и римская жизнь »Яна Дженкинса из Британского музея, ||]
Гомосексуализм, похоже, был нормой как для мужчин, так и для женщин, с добавлением чего-то большего, чем садомазохизм. Спартанцы считали, что избиение полезно для души.
Гетеросексуальный секс был в первую очередь просто для рождения детей. Также было много инбридинга. Спартанский царь Леонид, главный герой фильма 300 , был порождением
Дядя-племянница брака и его жена Горго была дочерью его сводного брата.
Аристотель о спартанках
О спартанских женщинах Аристотель (384-323 до н. Э.) Писал: «И снова разрешение лакедемонянок противоречит замыслу спартанской конституции и противоречит принципам спартанской конституции.
счастье государства. Поскольку муж и жена являются частью каждой семьи, можно считать, что государство примерно поровну разделено на мужчин и женщин; и, следовательно, в тех
В штатах, в которых положение женщин плохое, можно считать, что половина города не имеет законов. Именно это и произошло в Спарте; законодатель хотел сделать
весь штат стойкий и умеренный, и он выполнил свое намерение в отношении мужчин, но он пренебрегал женщинами, которые живут во всех видах невоздержанности и роскоши.
Следствием этого является то, что в таком государстве богатство слишком высоко ценится, особенно если граждане подпадают под власть своих жен, как это делают большинство воинственных рас, за исключением
кельты и некоторые другие, открыто одобряющие мужскую любовь. Старый мифолог, похоже, был прав, объединив Ареса и Афродиту, поскольку все воинственные расы склонны к
любовь к мужчинам или женщинам. Примером этого были спартанцы в дни их величия; многие вещи управлялись их женщинами. Но какая разница
Правят ли женщины, или правителями правят женщины? [Источник: Аристотель, «Политика Аристотеля: Книга 2», перевод Бенджамина Джоветта (Лондон: Colonial Press, 1900)]
«Результат тот же. Даже в том, что касается храбрости, которая бесполезна в повседневной жизни и нужна только на войне, влияние лакедемонянок было наиболее сильным.
озорной. Зло проявилось во фиванском нашествии, когда, в отличие от женщин других городов, они были совершенно бесполезны и вызывали больше замешательства, чем враги. Эта лицензия
Лакедемонские (спартанские) женщины существовали с древнейших времен и были только тем, чего можно было ожидать. Ибо во время войн лакедемонян, сначала против аргивян, и
впоследствии против аркадцев и мессенцев, мужчины были далеко от дома, и, по возвращении мира, они сдались в руки законодателя, уже подготовленные
дисциплина солдатской жизни (в которой есть много элементов добродетели), чтобы получить его постановления. Но когда Ликург, как гласит предание, хотел подчинить женщин
его законы, они сопротивлялись, и он отказался от попытки. Таковы причины того, что произошло потом, и этот дефект в конституции явно следует приписать им. Мы
однако не рассмотрение того, что должно или не должно быть оправдано, а то, что правильно или неправильно, и беспорядок женщин, как я уже сказал, не только придает некорректный вид
конституция рассматривается сама по себе, но имеет тенденцию в некоторой степени способствовать скупости.
"Мужество спартанских женщин »
«Упоминание о скупости естественно наводит на мысль о критике неравенства собственности. В то время как у одних спартанцев собственность небольшая, у других - очень большая;
следовательно, земля перешла в руки немногих. И это тоже связано с ошибочными законами; ибо, хотя законодатель справедливо считает, что продажа или покупка
наследство, он позволяет кому угодно передать или завещать его. Однако обе практики приводят к одному и тому же результату. И почти две пятых всей страны принадлежат женщинам; это
из-за количества наследниц и обычного большого приданого. Безусловно, было бы лучше вообще не давать приданого или, если оно есть, но небольшое или умеренное.
ед. По нынешнему закону мужчина может даровать свою наследницу любому, кому он заблагорассудится, а если он умрет без завещания, привилегия отдать ее переходит к его наследнику. Следовательно,
хотя страна способна содержать 1500 кавалерии и 30 000 гоплитов, общее количество спартанских граждан упало ниже 1000. Результат доказывает ошибочный характер их законов
уважительное отношение к собственности; ибо город затонул после единственного поражения; недостаток людей был их гибелью ».
Спартанское государство
Спартанское государство считалось гораздо более важным, чем права и жизнь отдельных граждан. Отдельные спартанцы считались собственностью государства со стороны
в тот момент, когда они родились, и от них ожидали, что они отдадут свою жизнь за государство. Спартанское правительство регламентировало повседневную жизнь. Слабых младенцев оставили умирать, образование было как сапог
лагерь и брак считались препятствием на пути к товариществу.
Спартой правили два царя, которые служили вместе, каждый из них сдерживал другого, и их власть сдерживала эфор, группа из пяти ежегодно избираемых.
надзиратели. Короли служили первосвященниками и вели людей на войну. Также было собрание, кабинет генералов и совет старейшин.
В Спарте было три класса: 1) граждане-солдаты, единственные люди с политическими правами; 2) торговцы и купцы, жившие в окрестных деревнях и не имевшие политической
права; и 3) рабы, которые в основном обрабатывали землю и подвергались жестокому обращению со стороны хозяев. убитых рабов обычно помечали как ненадежных.
Историки предполагают, что спартанцы были такими жестокими и жестокими, потому что рабов, которых они контролировали, было значительно меньше 8000 граждан мужского пола. Чтобы сохранить низшую касту
Запуганных и стоящих в очереди молодых спартанцев поощряли раз в год выезжать в сельскую местность и убивать любых рабов, которых они видели.
Ксенофонт: политическое устройство спартанцев
Ксенофонт был большим поклонником спартанцев. В «Политике спартанцев» (около 375 г. до н. Э.) Он писал: «Я вспоминаю, с каким изумлением впервые отметил уникальное положение
Спарта среди государств Эллады, относительно немногочисленное население, и в то же время необычайные полномочия и престиж сообщества. Я был озадачен тем, что
факт. Мое изумление прекратилось только тогда, когда я стал рассматривать своеобразные институты спартанцев. [Источник: Ксенофонт, «Политика спартанцев» (ок. 375 г. до н. Э.) Фред
Флинг, изд., «Справочник по истории Греции», Хит, 1907, стр. 66–75.]
«Когда мы обращаемся к Ликургосу, вместо того, чтобы предоставить каждому члену государства в частном порядке назначать раба наставником своего сына, он поставил над молодыми спартанцами публичную
хранитель - пайдономос - с полной властью над ними. Этот хранитель избирался из числа тех, кто занимал высшие должности. Он имел власть проводить сборы мальчиков,
и как их опекун, в случае любого проступка, строго наказывать. Ликург также предоставил стражу тело молодых людей в расцвете сил, несущих кнуты для
наказывать, когда необходимо, с таким счастливым результатом, что в Спарте скромность и послушание всегда идут рука об руку, и ни того, ни другого нет.
руины древней Спарты «Вместо того, чтобы смягчать их ноги туфлей или сандалиями, его правило состояло в том, чтобы сделать их выносливыми.
ходить босиком. По его мнению, эта привычка, если ее практиковать, позволит им легче взбираться на высоту и спускаться с обрывов с меньшей опасностью. На самом деле ногами так
обученный юный спартанец прыгал, прыгал и бегал без обуви быстрее, чем другой обычным способом. Вместо того чтобы делать их женоподобными разнообразной одеждой, его правилом было
приучите их к одной одежде в течение всего года, думая, что так они будут лучше подготовлены к тому, чтобы противостоять колебаниям жары и холода. Опять же, что касается еды,
согласно его постановлению, эйрен, или глава стада, должен следить за тем, чтобы его однокашники собирались на клубную трапезу с такой умеренной пищей, чтобы избежать вздутия живота и при этом не оставаться
незнакомый с голодом. Он считал, что, обучаясь в детстве, они смогут лучше, когда потребуются обстоятельства, продолжать трудиться на пустом месте.
желудок ... С другой стороны, чтобы не допустить слишком сильного голода, он разрешил им украсть то или иное, чтобы утолить голод.
«Ликург наложил на старших мальчиков особое правило. На самой улице они должны были держать обе руки в складках пальто; они должны были идти в тишине и
не поворачивая головы, чтобы смотреть, то здесь, то там, а вместо того, чтобы смотреть на землю перед собой. Таким образом, казалось бы, неопровержимо доказано, что
даже в том, что касается спокойной осанки и трезвости, мужской тип может требовать большей силы, чем та, которую мы приписываем женской природе. В любом случае, вы могли бы раньше
ожидайте, что каменное изображение обретет голос, чем один из этих спартанских юношей ...
«Когда Ликург впервые пришел к решению этого вопроса, спартанцы, как и остальные эллины, имели обыкновение возиться дома в частном порядке. Отслеживание более половины текущих проблем до
По этому обычаю он решил вытащить своих людей из ям и углов на средь бела дня, и поэтому он изобрел общественные столовые. Что касается еды, то его постановление позволяло им
только настолько, насколько это должно охранять их от нужды ... Так что от начала до конца, пока беспорядок не разойдется, общий стол никогда не скупился на еду и еще не обставлен экстравагантно.
То же самое и с напитками. Положив конец всем ненужным напиткам, он оставил их свободными, чтобы утолить жажду, когда природа диктовала ... Таким образом, возникает необходимость ходьбы
домой, когда обед закончился, и, как следствие, опасение, что вас не поймают, споткнувшись под воздействием вина, поскольку все они, конечно, знают, что стол для ужина должен быть
заброшены, и что они должны двигаться в темноте так же свободно, как и днем, даже с помощью факела.
«Понятно, что Ликург намеренно поставил перед собой цель предоставить все блага небес для хорошего человека и жалкое и злополучное существование для труса. В другом
заявляет, что человек, который показывает себя низко и труслив, заслуживает дурную репутацию и прозвище труса, но это все. В остальном он покупает и продает в том же
базар с хорошим человеком; он сидит рядом с ним в спектакле; он тренируется с ним в одном зале, и все это соответствует его юмору. Но в Спарте нет ни одного человека, который бы не
стыдно приветствовать труса за общей столовой или делать с ним выводы в схватке; .... во время игр он остается в стороне как чудак; .... во время хора
танцевать, его отгоняют. Более того, именно он должен уступить дорогу другим, чтобы пройти, или, сидя, он должен встать и уступить место даже молодому человеку ...
Спарта
«Ликург также предусматривал постоянное культивирование добродетелей даже до старости, считая избрание в совет старейших последним испытанием на пути к цели жизни, таким образом
делая невозможным пренебрежение высоким уровнем добродетельной жизни даже в преклонном возрасте ... Более того, он возложил на них, как некую непреодолимую необходимость, обязанность
взращивайте всю добродетель гражданина. При условии, что они должным образом исполняют предписания закона, город принадлежит им всем без исключения, в абсолютном владении и на равных правах.
опора ....
«Я хочу достаточно подробно объяснить природу завета между королем и государством, установленного Ликургом; поскольку это, как я понимаю, единственный тип правила, который все еще
сохраняет первоначальный вид, в котором он был впервые установлен; тогда как другие конституции окажутся либо уже изменены, либо все еще
модификация на данный момент. Ликург установил в качестве закона, что король должен приносить от имени государства все общественные жертвы, поскольку он сам имеет божественное происхождение и где бы то ни было.
государство отправит свои армии, и король возглавит их. Он даровал ему почетные дары в виде жертвоприношений и назначил ему избранную землю в
многих провинциальных городов достаточно, чтобы удовлетворить умеренные потребности без чрезмерного богатства. И для того, чтобы короли также могли устраивать свои лагеря и устраивать беспорядки публично, он назначил их публичными
четвертей, и он удостоил их двойной порции за ужином, не для того, чтобы они действительно съели вдвое больше, чем другие, а для того, чтобы король мог иметь
означает почитать, кого он пожелает. Он также даровал каждому из двух королей по выбору двух помощников, которых называют тутиои. Он также дал им получать из
на каждый помет свиней - одну свинью, чтобы король никогда не беспокоился о жертвах, если бы он хотел посоветоваться с богами.
«Недалеко от дворца находится озеро с неограниченным запасом воды; и насколько это полезно для различных целей, они лучше всего могут сказать, кому не хватает роскоши. Более того, все встают из
их места, чтобы уступить место королю, за исключением того, что эфоры не поднимаются со своего престола. Ежемесячно они обмениваются клятвами, эфорами от имени государства, короля
сам от своего имени. И это клятва со стороны царя: «Я буду осуществлять свое царство в соответствии с установленными законами государства». А со стороны государства
(ephors) клятва гласит: «До тех пор, пока он (исполняющий царскую власть) будет соблюдать свою клятву, мы не позволим поколебать его царство».
Спартанское правительство
Согласно Британской энциклопедии: «О внутреннем развитии Спарты» до VI века до нашей эры. «Мало что записано. Этот недостаток информации объясняется большинством
Греки к стабильности спартанской конституции, которая не изменилась со времен Ликурга. Но на самом деле это также связано с отсутствием исторической литературы в
Спарта, к той небольшой роли, которую играли писаные законы, которые, согласно традиции, были прямо запрещены указом Ликурга, и к секретности, которая всегда характеризует
олигархическое правление. [Источник: Британская энциклопедия, 11-е издание, Интернет-справочник по истории древнего мира за 1911 год: Греция, Фордхэмский университет]
«Во главе государства стояли два потомственных короля из семейств Агиад и Эврипонтид, равных по власти, так что никто не мог действовать против вето своего коллеги,
хотя царь Агиад получил большую честь в силу старшинства его семьи (Herod. VI, 51), это двойное царство, явление уникальное в греческой истории, было объяснено в
Спарта по преданию, согласно которому после смерти Аристодема его наследовали его сыновья-близнецы и что это совместное правление было увековечено. Современные ученые выдвинули различные
теории для объяснения аномалии. Некоторые полагают, что это следует объяснить как попытку избежать абсолютизма, и что параллель проводится с аналогичным примером консулов в Риме.
Другие думают, что это указывает на компромисс, достигнутый, чтобы положить конец борьбе между двумя семьями или сообществами, или что два королевских дома представляют, соответственно, спартанцев.
завоеватели и их ахейские предшественники: те, кто придерживается этой последней точки зрения, апеллируют к словам, приписываемым Геродотом (ст. 72) Клеомену I: «Я не дорийский, но ахейский».
«Обязанности королей были в основном религиозными. судебная и военная. Они были главными священниками государства, и им приходилось приносить определенные жертвы и поддерживать свое состояние.
сообщение с Дельфийским святилищем, которое всегда имело большой авторитет в спартанской политике. Их судебные функции прекратились в то время, когда Геродот писал (около 430 г. до н. Э.)
Ограничено делами, касающимися наследников, усыновлений и общественных дорог: гражданские дела решаются эфорами, уголовная юрисдикция перешла к совету старейшин.
и эфоры. Именно в военной сфере власть королей была наиболее неограниченной. Аристотель описывает царствование в Спарте как «своего рода неограниченное и вечное
полководец »(Pol. III. 1285a), в то время как Исократ называет спартанцев« подчиненными олигархии дома, царству в кампании »(III. 24). Здесь также, однако, королевская
со временем прерогативы были урезаны: с периода персидских войн царь утратил право объявлять войну, кому он пожелал, его сопровождали на поле боя.
два эфоров, и его заменили также эфоры, контролирующие внешнюю политику.
«С течением времени короли все больше и больше становились всего лишь номинальными фигурами, за исключением их роли генералов, и реальная власть передавалась эфорам и героузиям.
(q.v.). Причина этого изменения частично заключалась в том, что эфоры, избранные всенародными выборами из всего состава гражданина, представляли демократический элемент в обществе.
конституция без нарушения тех олигархических методов, которые казались необходимыми для ее удовлетворительного управления; отчасти из-за слабости королевской власти, двойственного характера
что неизбежно приводило к зависти и разногласиям между двумя должностными лицами, часто приводя к практическому тупику; отчасти из-за потери престижа
королевская власть, особенно в течение s века, из-за этих ссор, из-за того, что короли взошли на трон несовершеннолетними, и регентство было необходимо, а для многих
случаи, когда царь, справедливо или ошибочно, подозревался в получении взяток от врагов государства, был осужден и изгнан ».
Выбор спартанского младенца Джузеппе Диотти
Аристотель: спартанская конституция из политики
О лакедемонской (спартанской) конституции Аристотель писал в «Политике» (около 340 г. до н. э.):
«Критская конституция почти похожа на спартанскую, и в некоторых моментах она не хуже; но по большей части менее совершенны по форме. Старые конституции обычно
менее сложен, чем более поздний, и лакедемонский, как говорят, и, вероятно, в очень большой степени является копией критского. Согласно традиции, Ликург, когда он перестал
чтобы быть опекуном царя Харилла, уехал за границу и большую часть времени проводил на Крите. Ибо две страны почти связаны; Ликтийцы - колония лакедемонян,
и колонисты, когда они пришли на Крит, приняли конституцию, которая, как они обнаружили, существовала среди жителей. . . Критские институты напоминают лакедемонские. В
Илоты - земледельцы одного, периоеи - другого, и как критяне, так и лакедемоняне (спартанцы) питаются общей пищей, которую лакедемоняне в древности называли
(Спартанцы) не phiditia 'но andria'; и критяне используют то же слово, использование которого доказывает, что обычная еда пришла с Крита. Далее, две конституции
похожи; ибо должность Эфоров такая же, как и у критских Косми, с той лишь разницей, что в то время как Эфоров пять, Косми - десять. В
старейшины также подчиняются старейшинам Крита, которых критяне называют советом. И царская должность когда-то существовала на Крите, но была упразднена, и теперь Косми имеют
обязанность вести их на войне. Все классы участвуют в экклесии, но она может утверждать только указы старейшин и Косми. [Источник: Аристотель, «Политика Аристотеля»,
перевод Бенджамина Джоветта (Лондон: Colonial Press, 1900), стр. 30-49]
«Обычные трапезы на Крите, безусловно, управляются лучше, чем лакедемонские; ибо в Лакедемоне (Спарте) каждый платит столько за человека или, если он проиграет, закон, как я
Как уже объяснил, запрещает ему пользоваться правами гражданства. Но на Крите они носят более популярный характер. Там из всех плодов земли и скота, выращенного на
общественных земель и дани, выплачиваемой периэками, одна часть отводится богам и на службу государству, а другая - на общую трапезу, так что
мужчины, женщины и дети - все поддерживаются из общего фонда. У законодателя есть много хитроумных способов обеспечить умеренность в еде, что, по его мнению, является выгодой; он
также поощряет отделение мужчин от женщин, чтобы у них не было слишком много детей, и общение мужчин друг с другом - хорошо это или плохо, я
будет возможность рассмотреть в другое время. Но в том, что критские общие блюда заказываются лучше, чем лакедемонские, сомнений быть не может. С другой стороны,
Косми - даже худшее учреждение, чем Эфоры, у которых есть все зло без хорошего. Как и Эфоры, они случайные люди, но на Крите это не так.
уравновешивается соответствующим политическим преимуществом. В Спарте каждый имеет право избираться, и большинство людей, занимающих высшие должности, хотят, чтобы конституция
быть постоянным. Но на Крите Косми избираются из определенных семей, а не из всего народа, а старейшины из тех, кто был Косми.
«Некоторые, действительно, говорят, что лучшая конституция - это комбинация всех существующих форм, и хвалят лакедемонию за то, что она состоит из олигархии, монархии и
демократия, король формирует монархию, а совет старейшин олигархия, в то время как демократический элемент представлен эфорами; для Эфоров выбраны из
люди. Другие, однако, объявляют Ефоральство тиранией и находят элемент демократии в общих трапезах и повседневных привычках. В Лакедемоне, например,
Эфоры рассматривают иски о контрактах, которые они распределяют между собой, в то время как старейшины являются судьями по делам об убийствах, а другие причины решаются другими магистратами.
Проблемы со спартанской конституцией по Аристотелю
О некоторых недостатках спартанской конституции Аристотель писал в «Политике» (ок. 340 г. до н. Э.): «Существует традиция, что во времена своих древних царей они имели обыкновение
предоставления прав гражданства иностранцам, и поэтому, несмотря на их длительные войны, они не испытывали недостатка в населении; действительно, одно время говорят, что Спарта
насчитывало не менее 10 000 граждан Независимо от того, верно это утверждение или нет, определенно было бы лучше сохранить их численность путем уравнивания
свойство. Опять же, закон, касающийся деторождения, неблагоприятен для исправления этого неравенства. Для законодателя, желающего иметь столько же спартанцев, сколько он
мог, поощрял граждан к созданию больших семей; и в Спарте есть закон, согласно которому отец трех сыновей освобождается от военной службы, а имеющий четверых - от всех
бремя государства. И все же очевидно, что, если бы было много детей при такой раздаче земли, многие из них непременно оказались бы в бедности. [Источник:
Аристотель, «Политика Аристотеля», перевод Бенджамина Джоветта (Лондон: Colonial Press, 1900), стр. 30-49]
Спартанская Великая Ретра
«Лакедемонская конституция ошибочна в другом пункте; Я имею в виду эфоральность. Эта магистратура имеет власть в высших делах, но эфоры выбираются из
весь народ, и поэтому офис может попасть в руки очень бедных людей, которые, будучи в плохом положении, готовы к взяткам. В Спарте было много примеров этого зла в
былые времена; и совсем недавно, что касается андриан, некоторые из подкупленных эфоров изо всех сил старались разрушить государство. И так велика и деспотична их сила,
что даже короли были вынуждены ухаживать за ними, так что таким образом, вместе с королевской должностью, испортилась вся конституция, и
аристократия превратилась в демократию. Ephoralty, безусловно, сохраняет целостность государства; ибо люди довольны, когда они занимают высшую должность, а
Результат, будь то благодаря законодателю или случайности, оказался выгодным. Ведь если конституция должна быть постоянной, все части государства должны желать, чтобы она существовала и
такие же договоренности должны быть сохранены. Так обстоит дело в Спарте, где цари желают его постоянства, потому что они имеют должную честь в своей личности; дворяне, потому что они
представлен в совете старейшин (ибо должность старейшины является наградой за добродетель); и люди, потому что все имеют право на Ефоральство. Избрание Эфорса из
весь народ совершенно прав, но не следует вести себя в нынешней манере, которая слишком по-детски. Опять же, у них есть решение великих дел, хотя они довольно
обычные люди, и поэтому они должны определять их не только на основании своего собственного суждения, но в соответствии с письменными правилами и законами. Их образ жизни тоже не в
в соответствии с духом конституции - у них слишком много свободы; тогда как для других граждан чрезмерная строгость настолько недопустима, что они
убежать от закона в тайное потакание чувственным удовольствиям.
«Опять же, совет старейшин небезупречен. Можно сказать, что старшие - хорошие люди и хорошо воспитаны в мужских достоинствах; и, следовательно, есть преимущество
государству в их наличии. Но то, что судьи важных причин следует держать в офисе для жизни спорной вещи, ибо ум стареет, а также тело. И когда у мужчин
воспитаны таким образом, что даже сам законодатель не может им доверять, существует реальная опасность. Известно, что многие из старейшин брали взятки и были
виновен в пристрастии к общественным делам. И поэтому они не должны быть безответственными; но в Спарте они такие. Но (можно ответить): «Все магистратуры подотчетны
Эфоры ». Да, но эта прерогатива слишком велика для них, и мы считаем, что контроль должен осуществляться каким-либо другим способом. Далее режим, в котором спартанцы
избирать своих старших по-детски; и недопустимо, чтобы избираемый избирался на эту должность; должен быть назначен самый достойный, независимо от того, пожелает он этого или нет. И
здесь законодатель ясно указывает на то же намерение, которое проявляется в других частях его конституции; он хотел, чтобы его граждане были честолюбивы, и он рассчитывал на это
качество избрания старейшин; ибо никто не просил бы быть избранным, если бы он не был. И все же честолюбие и жадность почти больше, чем любые другие страсти, являются мотивами преступления.
«Являются ли короли преимуществом для государств, я рассмотрю в другой раз; в любом случае их следует выбирать не такими, как они есть сейчас, а с учетом их личных
жизнь и поведение. Сам законодатель, очевидно, не предполагал, что сможет сделать их действительно хорошими людьми; по крайней мере, он выказывает большое недоверие к их добродетели. По этой причине
Спартанцы объединяли врагов с ними в одном посольстве, и ссоры между королями считались консервативными по отношению к государству.
«Первый производитель обычных блюд, называемых« фидития », также не регулировал их должным образом. Развлечение должно было быть организовано за общественный счет, как на Крите; но
у лакедемонян ожидается пожертвование от каждого, а некоторые из них слишком бедны, чтобы позволить себе такие расходы; таким образом, намерение законодателя нарушается. Общее
питание должно было стать популярным заведением, но существующий способ их регулирования противоположен популярному. Ибо очень бедные вряд ли могут принять в них участие; и, согласно
Согласно древнему обычаю, тем, кто не может внести свой вклад, не разрешается сохранять свои права гражданства.
«Закон о спартанских адмиралах часто подвергался критике, причем справедливо; это источник разногласий, поскольку короли - бессменные генералы, а эта должность адмирала
но создание другого царя. Обвинение, которое Платон выдвигает в Законах против намерений законодателя, также оправдано; вся конституция учитывает
Только одна часть добродетели - добродетель солдата, дающая победу на войне. Следовательно, пока они были в состоянии войны, их власть сохранялась, но когда они достигли империи
они увлеклись искусством мира, которое ничего не знали и никогда не занимались никаким делом выше войны. Есть еще одна ошибка, не менее серьезная, в которую они впали.
Хотя они искренне думают, что блага, за которые борются люди, должны быть приобретены добродетелью, а не пороком, они ошибаются, полагая, что эти блага должны быть предпочтительнее
добродетель, которая их приобретает.
«Еще раз: доходы государства плохо управляются; в казне нет денег, хотя они обязаны вести великие войны и не желают платить налоги.
Большая часть земель находится в руках спартанцев, и они не очень внимательно следят за вкладом друг друга. Результатом законодателя является
обратное выгодное; потому что он сделал свой город бедным, а его граждан - жадными. Достаточно уважать спартанскую конституцию, главные недостатки которой - это.
Искусство Спарты архаического периода
Спартанский рельеф
Противопоставляя суровость Спарты (Лакедемон) богатой художественной жизни Афин, Фукидид писал в конце V века до н. э. в книге «Пелопоннесская война»
1: 1: «Я полагаю, что если Лакедемон (Спарта) опустеет, а храмы и фундаменты общественных зданий останутся, то с течением времени будет
склонность потомков отказываться принимать ее славу как истинного выразителя ее силы. … [А] город не построен компактно и не украшен великолепными храмами и
общественные здания, но состоящие из деревень по старой моде Эллады, создавали бы впечатление неадекватности. Между тем, если Афины постигнет такое же несчастье, я
Предположим, что любой вывод из внешнего вида, представленного глазу, сделал бы ее силу вдвое большей, чем она есть ".
«Расписная керамика производилась в лаконских мастерских уже в восьмом веке до нашей эры в местной версии геометрического стиля и распространялась в большинстве регионов и центров
греческий мир. После преимущественно нефигурного декора периода ориентализации, около 630 г. до н.э., лаконские художники-вазописцы переняли технику чернофигурной графики из Коринфа, в
примерно в то же время начался более известный и важный афинский чернофигурный стиль. Хотя его нельзя сравнивать с афинским по количеству и художественной изобретательности, лаконский
Чернофигурная живопись на вазах создала характерный стиль и достигла даже отдаленных регионов Средиземноморья, за пределами греческого мира. Его расцвет совпадает
примерно во второй и третьей четвертях шестого века до нашей эры, когда действовали пять ведущих мастеров и несколько менее значительных художников. Самой популярной формой керамики была местная
вариант киликса (довольно неглубокая двуручная чашка для питья на более или менее высокой ножке), обычно украшенный фигурной сценой в тондо и орнаментальными рядами и
компактные черные полосы на внешней стороне. В тондо часто встречаются мифологические сюжеты, чередующиеся со сценами из реальной жизни, которые, однако, всегда имеют героический оттенок.
Лаконские чернофигурные художники имели склонность к особым вариациям традиционных мифологических сцен, символическим фигурам, таким как крылатые человеческие фигуры, сирены и сфинксы, и
цветочные орнаменты, включая гранаты и усики. Особой формой лаконской вазы является лакайна, которая, однако, никогда не украшалась фигурными сценами. Лаконский
керамика была широко распространена на греческом Востоке (Самос, Родос), в Северной Африке, где часть греческого населения заявляла о спартанском происхождении (Навкратис, Кирена), в Южной Италии.
(где Тарас, единственный город-государство, основанный спартанцами на Западе, мог играть роль центра распространения), Сицилия и Этрурия. Можно утверждать, что представление
миф и жизнь, увиденные на лаконских вазах, также вдохновили некоторые местные художественные творения на греческом Западе и в Этрурии. \ ^ /
«Спартанское святилище Артемиды Ортии также является местом находки другой необычной серии подношений по обету, среди которых есть любопытные крошечные свинцовые рельефные фигурки, изображающие
крылатая богиня, множество человеческих фигур и разные виды животных. \ ^ /
«Литературные источники подтверждают, что в VI веке до нашей эры Спарта была также крупным художественным центром и домом для нескольких известных художников и мастерских. Некоторые художники могут
были иммигрантами, в основном восточно-греческого происхождения, такими как Батикл из Магнезии, чей сложный «трон» Аполлона в Амикле подробно описан Павсанием (Описание
Греция, Книга 3: 18.6–19.5). Другие, похоже, родились и получили образование в Спарте, например, Гитиадас, создатель культовой статуи Афины Халкиоикос и престижных подарков по обету.
к Артемиде в Амикле (Павсаний, Описание Греции, Книга 3: 18.7 и 4: 14.2). Хотя эти произведения искусства, какими бы известными они ни были в период поздней античности, сейчас утеряны, мы можем полагаться на некоторые
сохранившиеся каменные скульптуры для представления о крупномасштабном искусстве Лаконии: такие работы включают в себя архаические рельефы спартанских героев, особенно монументальную часть, найденную в Хризафе, и
начало шестого века до нашей эры. женская голова в Олимпии, которую по устойчивому стилистическому признаку можно связать со Спартой. \ ^ /
«Во второй половине и особенно в последней четверти шестого века до нашей эры, лаконские ремесла пришли в упадок в количественном и качественном отношении. Лаконская расписная керамика была изгнана из
свои старые рынки афинским экспортом. В бронзовой скульптуре все еще были замечательные достижения, о чем свидетельствует голова полой отлитой бронзовой статуи в Бостоне, но постепенно лаконский
художники отказались от характерных стилистических черт региона и приняли более общие условности позднеархаического греческого искусства ». \ ^ /
< sizes
Бронзовое искусство Спарты архаического периода
Агнес Бенче и Петер Пазмань писали: «Выдающейся областью лаконского искусства и ремесел была обработка бронзы, в частности, мелкая бронзовая скульптура и изготовление
декорированные бронзовые сосуды. Цельные литые мелкие бронзовые фигурки обычно украшали сосуды, треноги, зеркала и другую утварь; однако отдельные предметы, найденные в святилищах
также могли быть пожертвованиями по обету сами по себе. Характерный спартанский образный тип можно узнать уже в VIII веке до нашей эры. в изображении лошадей
широко распространенный предмет в раннегреческой мелкомасштабной бронзовой скульптуре: среди этих чрезвычайно абстрактных изображений позднего геометрического периода большое количество статуэток, найденных в Лаконии
а в святилище Зевса в Олимпии можно отнести к лаконским мастерам. [Источник: Агнес Бенче, факультет истории искусств, Католический университет Петера Пазмань, Будапешт, июнь
2014 г., metmuseum.org \^/]
Спартанские амфоры
«К концу седьмого века до нашей эры лаконские мастера по бронзе начали производить великолепные украшенные сосуды и другие художественные предметы. Величайшие богатства лаконского языка
мастерские - это большие кратеры (чаши для смешивания) и меньшие гидриай (кувшины для воды), сделанные молотком и украшенные цельными литыми фигурами, от цветочных орнаментов и змей до
протомы животных и людей и мифологические фигуры. Вертикальные ручки могут принимать форму человеческой фигуры; в других случаях, в основном на более ранних фигурах, мы находим пару львов или
лицо богини у основания ручки или под ободком. Лаконские бронзовые сосуды существенно отличаются по стилистическим признакам от современных коринфских, аргосских и
Афинские и другие изделия с учетом формы и технических особенностей самих сосудов, а также исполнения фигурного убранства. Один конкретный класс
Бронзовые предметы вполне можно отнести к Спарте благодаря их особой иконографии: зеркала в форме дисков, поддерживаемые фигурами обнаженных девушек. Тема обнаженных женщин - это
чрезвычайно редка в архаическом греческом искусстве, но заметно юную, почти детскую женскую фигуру, обнаженную, за исключением ряда ритуальных атрибутов, можно правдоподобно приписать
Лакония, где местный культ Артемиды Ортии, возможно, вдохновил эту необычную иконографию. Иногда спартанские зеркала такого типа также экспортировались, причем примеры из них
прочь, как Кипр. \ ^ /
«Артефакты из лаконской бронзы были особенно популярны на Западе: они не только экспортировались в Южную Италию, Сицилию и Центральную Италию, но и вдохновляли важных местных жителей.
изготовление бронзовых изделий. В то время как в случае расписной керамики импортные и местные имитации можно довольно четко различить, эта же задача становится чрезвычайно сложной.
с бронзой. На самом деле украшенные бронзовые артефакты были престижным товаром и путешествовали по другим маршрутам, чем керамика, достигая иногда удивительно далеких мест.
Ремесленникам, специализирующимся в этом искусстве, было легче путешествовать по заказам в отдаленные регионы. Они смогли обосноваться на новых местах и основать новые мастерские, стилистические и
Иконографический репертуар мог бы, по крайней мере частично, происходить из традиций их основателей. По этой причине часто прекрасную бронзу предположительно относят к спартанской мастерской,
хотя обнаружен в Италии или даже за ее пределами, во Франции или Центральной Европе. Однако эта атрибуция является предметом долгих споров, иногда без реальной возможности
заключение. Эта проблема особенно очевидна в Южной Италии, где ряд бронзовых артефактов демонстрирует характерные черты, напоминающие лаконскую традицию, тем не менее
их нельзя с уверенностью отнести к Спарте. Знаменитый пример - тщательно продуманный штатив, найденный в Метапонто ». \ ^ /
Фильм 300
Фильм 300 во многом познакомил современную публику со спартанцами и их духом. Хотя New York Times назвала фильм чрезмерно
жестокий и глупый, он дал зрителям некоторое представление о суровых тренировках, которые прошли спартанцы, чтобы сделать их такими же жесткими и жестокими, как они были, и показал, как это окупилось для греков.
в героической обороне спартанцев при Фермопилах в 480 г. до н. э.
300 было снято почти исключительно на складе в Монреале с использованием графики и изображений синего экрана. Заработав более 500 миллионов долларов в прокате по всему миру, он был
основан на графическом романе Фрэнка Миллера, который, в свою очередь, был вдохновлен фильмом 1962 года 300 спартанцев .
Источники изображений: Wikimedia Commons, Лувр, Британский музей.
Изображения предоставлены:
модели звезды актрисы?
Словарь греческих и римских древностей (1890)
Уильям Смит, доктор юридических наук, Уильям Вайт, Г. Е. Мариндин, изд..
Диамастигосис
СИС ДИАМАСТИГО
DIAMASTIGO´SIS (
διαμαστίγωσις ) было торжественным мероприятием, проводившимся в Спарте на фестивале
Артемиды Ортии, чей храм назывался Лимнеон, из-за его положения в
заболоченная часть города. (
Paus. 3.16.6 .)
торжественность была такая: - Спартанские юноши (
ἔφηβοι) подверглись бичеванию у алтаря Артемиды,
лицами, назначенными для этой цели, пока их кровь не потечет и
накрыл жертвенник. Самому бичеванию предшествовала подготовка,
которые пытались укрепить те, кто намеревался пройти диамастигоз
себя против ее боли. Павсаний описывает происхождение поклонения
Artemis Orthia и диамастигоза следующим образом: - A
деревянная статуя Артемиды, которую Орест привез из Тавриды, была найдена
в кустах Астрабака и Алопека, сыновей Ирбуса. Двое мужчин были
сразу же пришел в ярость при виде этого. Лимнеи и жители
из других соседних мест принесли жертвы богине; но
Между ними завязалась ссора, в которой несколько человек были убиты на
алтарь Артемиды, которая теперь требовала искупления за осквернение ее
святилище. Отныне человеческие жертвы отбирались по жребию и предлагались
Артемида, пока Ликург не представил бичевание молодых людей у ее алтаря.
как заменитель человеческих жертвоприношений.
Согласно этой версии, диамастигоз заменил человеческий
жертвоприношения, и Ликург сделал это также своим воспитательным целям.
насколько он сделал это частью системы закаливания спартанской молодежи
против телесных страданий. (
Plut. Lyc. 18 ,
Instit. Кружево. с. 254;
Cic.
Tusc. 5.27 , § 77.) Согласно
другое, гораздо менее вероятное объяснение, диамастигоз возник в
обстоятельство, записанное Плутархом (
Plut. Arist.
17 ), который произошел перед битвой при Платеях.
Поклонение Артемиде Ортии, несомненно, было очень древним, и
diamastigosis всего лишь шаг от варварства к цивилизации. Много
анекдоты рассказывают о мужестве и бесстрашии, с которыми молодые
Спартанцы несли на себе удары плети; некоторые даже умерли, не произнеся
роптали о своих страданиях, потому что умереть от ударов считалось
почетная смерть на поле битвы. (См. Мюллера
Дор . 2.9.6, примечание k и 4.5.8, примечание c;
Мансо,
Спарта , 1.2, с. 183.) [
L.S ]
D < * > A´NOMAE (
διανομαί ) или DIA´DOSEIS (
διαδόσεις , Dem. < u> c. Leoch. p. 1091.37) были
публичные пособия афинскому народу, напоминающие римские
CONGIARIUM К ним относятся
бесплатные раздачи кукурузы (
Aristoph.
Wasps 715 ff.), Клерухии [
КОЛОНИЯ п. 477], доходы от рудников и
теоретический фонд (Dem.
l.c .;
THEORICON ). (Ср. Boeckh,
П. E. с. 216 =
Sthh. 3
1.274.)
[
WS ] [
WW ]