Киса Воробьянинов из «Двенадцати стульев » и шведский посол из « Иван Васильевич меняет профессию », лектор из «Карнавальной ночи » и наглый Казимир Алмазов из «Укротительницы тигров »— все эти и еще сотня других персонажей ожили на экране благодаря таланту актера Сергея Филиппова, чей 98- летний юбилей отметят поклонники таланта 24 июня 2010 года .
Сергей Николаевич Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать — портнихой.
Однажды Сергей шел вечером с работы мимо клуба и, как говорится , забрел на огонек. Шла репетиция балетной студии. Парень так удивился увиденному, что попросил преподавателя взять его в обучение .
Оказалось , что у Филиппова уникальные балетные способности , и вскоре преподаватель стал настойчиво рекомендовать ему поступать в балетное училище . Несколько дней Сергей думал , как быть , а потом продал свой плотницкий инструмент ( топор и рубанок ) и в 1929 году отправился в Москву .
Приехав в столицу , он узнал , что приемные экзамены в балетную студию при Большом театре уже закончились , и по совету знающих людей отправился в Ленинград , в хореографическое училище . Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум , куда и был принят.
Преподаватели прочили одаренному студенту блестящее будущее , и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета . В том же году состоялся и яркий дебют Филиппова на сцене прославленного театра в балете « Красный мак ».
По сюжету , его герой — кочегар должен был пробежать по сцене с ведром, а Сергей повесил сию емкость на вытянутую руку одного из танцовщиков и скрылся в кулисе. Самое удивительное — никаких оргвыводов тогда не последовало.
Но карьера балетного танцора оказалась слишком короткой — во время очередного спектакля Филиппову стало плохо . Приехавшие врачи посоветовали уйти из балета . « Иначе в следующий раз вы просто умрете », — не стали скрывать они.
«Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю , такие неординарные личности рождаются раз в сто лет . Будучи уже немощным стариком , Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел , что не стал звездой балета , а пошел в кино . Балет он бросил не по своей воле — врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать », — рассказывала старейшая сотрудница «Ленфильма » Любовь Тищенко.
Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера актер играл в основном комедийные роли, и в амплуа комика он чувствовал себя , как рыба в воде и был безмерно счастлив , что одной репликой может заставить смеяться целый зал .
Такого артиста не могли не заметить кинематографисты, и в 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в картине « Падение Кимас-Озера », где он сыграл маленькую роль финна.
Затем фильмы последовали один за другим : «Волочаевские дни » (1937), « Член правительства » (1939), «Выборгская сторона » (1939), « Яков Свердлов » (1940), « Новые похождения Швейка » (1943), « Беспокойное хозяйство » (1946), « Золушка » (1947).
В те годы настоящих комиков было немного , поэтому Филиппов почти безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей . Ярче всего талант Филиппова раскрылся в 1950-е годы.
Когда Эльдар Рязанов снимал свой первый художественный фильм «Карнавальная ночь » (1956), он долго не мог подобрать актера на роль лектора. Съемки были уже в разгаре , а подходящего актера все не было . И тут он вспомнил про замечательного артиста Ленинградского театра комедии им. Акимова Сергея Николаевича Филиппова и пригласил его на роль .
Сергей Николаевич приехал на съемки в состоянии сильного подпития. Начинающий режиссер этому даже очень обрадовался , решив , что актер пьян , и играть ему тоже пьяного и все получится очень реалистично . Но когда начали снимать , роль у Филиппова не пошла . Сняли 13 (!) дублей, а результата нет .
Рязанов отправил Филиппова в Ленинград и продолжил съемку других эпизодов. Через несколько дней на съемочной площадке вновь появился Сергей Филиппов, но на этот раз абсолютно трезвый . Результат все видели на экране. Роль была исполнена блестяще .
В другой картине Рязанова « Девушка без адреса » (1957) Сергей Николаевич исполнял роль начальника-бюрократа. Главной доминантой роли была фраза : «Мася хочет водочки!» На съемках все произошло с точностью до наоборот . Вспоминает Эльдар Рязанов : « Роль не шла, не шла, не шла … И я тихонечко попросил ассистента режиссера, чтобы она принесла четвертинку водки. Не больше . И мы дали Сергею Николаевичу ее выпить , и он все чудесно сыграл ...».
Когда Сергей Филиппов снимался в фильме Леонида Гайдая « Двенадцать стульев » он был тяжело болен , ему трудно было запоминать роль . Врачи обнаружили очередную опухоль мозга. Дождавшись окончания съемок, Сергей Николаевич с женой отправился в Москву для операции . В столице оперировать отказались , и они ни с чем вернулись в Ленинград . Вскоре его состояние ухудшилось и « скорая помощь » доставила любимца зрителей в больницу «25-го Октября » на Петроградской стороне, известную тем , что туда свозили травмированных пьяниц со всего города . Из-За отсутствия мест Сергея Николаевича положили в коридоре. К счастью, врачи в больнице оказались лучше московских коллег , и операцию сделали отлично . Была проведена трепанация и удалена опухоль . Впоследствии Сергей Филиппов шутил : « Вот Екатерина Фурцева говорит , что Сергей Филиппов дурак , а у меня мозгу сколько вынули , а я все умный ».
С первой женой Сергей Николаевич расстался после того , как она эмигрировала в Америку.
«Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство . Это заметно отразилось на его психике. В то время у него буквально « поехала » крыша . Ему казалось, что за ним следят органы КГБ , постоянно мерещились какие-то люди .
Позже он говорил : « Конечно , я был дураком . У меня были совсем иные взгляды на жизнь , меня так воспитали ». Спустя годы он осознал , что поступил неправильно . Однажды Филиппов мне признался , что никогда не бросил бы жену , если бы она не уехала в Штаты », — вспоминала Любовь Тищенко.
С сыном Сергей Филлипов не общался , жена увезла мальчика с собой .
«Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына , — продолжала она грустные воспоминания . — « Хочешь , читай, а мне неинтересно », — сказал он мне . Но самое интересное , что ни одного письма он не выбросил . Видимо , чего-то выжидал . Надеялся , что сын вернется . Сын приехал только пять лет назад , когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых ».
В 1980-е годы Сергей Филиппов из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься . Однако достойны упоминания такие работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая « За спичками » (1980) и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце » (1988).
Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет . В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций .
«Я не знаю , чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине . Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда , написала всего одну книжку (« Мальчик из Уржума » о юных годах Сережи Кострикова, то есть Сергея Мироновича Кирова, на гонорары от переиздания которой они могли жить ). Это была странная , абсолютно неприспособленная к жизни семья . Со своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась .
Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался . Зато они объявились после смерти актера . Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз , остальные вещи сдали в комиссионку », — рассказывала Тищенко.
«Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость . А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых , — говорила Любовь Тищенко. — У Филиппова в доме была очень богатая библиотека . Когда я в очередной раз пришла к нему домой , то не обнаружила ни одной книги . Оказывается , когда у Филиппова были проблемы с деньгами , Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги . Самое ужасное , что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку ».
« Как это ни банально звучит , Филиппова сгубила слава ! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить . Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий , он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог . Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. В последнее время Филиппов совсем бросил пить . Во-Первых, ему не на что было покупать спиртное , а в долг он никогда ни у кого не просил . Во-Вторых, он был уже тяжело больной человек », — откровенничала с журналистами сотрудница «Ленфильма ».
Из множества баек, ходивших в артистических кругах о нашем герое, мы вспомним только несколько .
Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего куда-то Сергея Филиппова. Он предложил подвезти коллегу по актерскому цеху. Выяснилось , что народный артист , сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал , чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Расстроенный Михаил предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал . Зайдя за угол , он выбросил билет , отсчитал деньги и, вернувшись в машину , отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал : «Миша, откладывай сейчас , потом мы никому не нужны !»
Сергей Филиппов в блокадном Ленинграде
Ленинградский актер Алексей Севостьянов, человек солидный и импозантный , любил , как это ни странно , вышивать гладью. Этому занятию он отдавался всей душой и любил похвастаться своими достижениями. Однажды он показывал свою вышивку артисту Сергею Филиппову : « Вот , погляди , как мне удался лиловый цвет ! — басом хвастался Севостьянов, тыча пальцем в шитье . — Вот он начинается с бледно-лилового, потом переходит в фиолетовый , а потом постепенно , мягонько, нежно — в бледно-голубенький...» Филиппов слушал-слушал, а потом не выдержал и говорит : «Скажи, а у тебя бывают критические дни ?»
Любовь Григорьевна Тищенко ухаживала за Филипповым в последние годы его жизни . «Он мне всегда нравился как человек . Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким . Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека — нахамить и даже послать матом .
Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Он крайне негативно относился к собственной популярности . Он искренне ненавидел своих поклонников . После выхода фильма « Двенадцать стульев » он не мог спокойно пройти по улице — людям хотелось его потрогать , поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало . Зачастую дело доходило до драк », — говорила она .
Тищенко рассказала о том , что Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни — он никого не впускал в свой дом , отключил телефон . Коллеги по «Ленфильму », зная его суровый нрав , попросту вычеркнули его из своей жизни . По ее словам , он даже врачей не вызывал на дом , вероятно , ему было очень стыдно за свой внешний вид , за беспорядок , творившийся в квартире . Любовь Николаевна приходила раз в неделю , и занималась уборкой. С годами Филиппов становился озлобленным.
Питерские актеры всегда были обделены, но Филиппов на фоне других буквально бедствовал .
«Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал . Я помогала , чем могла — покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды », — вспоминала сотрудница «Ленфильма ». — Он никогда ни у кого ничего не просил . Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все , то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу . Так у него не было тапочек , в которых он мог бы выйти из дома . Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера . Вот так и госпитализировали его — в одних тапочках и какой-то рваной рубахе ».
По ее словам , Филиппов за месяц до смерти был уже другим человеком. Он страдал от головных болей , у него ломило все тело , с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда Тищенко приходила к нему домой , он встречал ее, в чем мать родила.
Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года . Его похоронили рядом с Голубевой, умершей за год до него. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.
« Знаешь , я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль , а мне доставались одни мерзкие типы, — вздыхал Филиппов. — Я даже плакал , когда узнал , что главная роль в фильме « Когда деревья были большие » досталась Юрию Никулину».
Источник:
Дочитали статью до конца ? Пожалуйста , примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье .
Вы также
можете :
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на :
Слово « еврей » происходит от древнего израильского царства Иудея, но значение его названия вызывает большие споры . Это может даже означать « Слава Богу ».
КАССОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ ЖЕНСКИЕ СЕКРЕТЫ ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ ГОРОСКОП НА МЕСЯЦ КАНИКУЛЫ
И с тех пор мы так и пишем это слово.щелкниМария-Антуанетта фотоВоспоминания: воспоминания графа фон Ферзена о своей любовнице Марии-Антуанетте.