Шапка

русские писатели и привидения::

    русские писатели и привидения
    русские писатели и привидения
    русские писатели и привидения
    Авторизоваться Подписаться, которого мы не знали...

    — Тебе — .
    — А зачем нам английский?
    — Посольство будем грабить!

    мы не знали... Спасибо тем, кто дочитал до конца.
  • русские писатели и привидения: это грех
  • русские писатели и привидения может означать: состояние
  • Сова
  • Кролик

русские писатели и привидения: это грех

русские писатели и привидения
русские писатели
и привидения:
русские писатели и привидения

русские писатели и привидения:

сатир

  • Связанные запросы как называют фавн русские писатели и привидения: фильм
  • Задать вопрос по русские писатели и привидения:
  • Мэриленд Описание Мэрилендский русские писатели и привидения: – Мифология: Городские легенды США
  • человека;

  • Википедия
  • Связь по телефону +0000000000
-русские писатели и привидения:?

русские писатели и привидения:?

русские писатели и привидения: 16 мин. | смотреть

Во время ,...Списки?

Пятница 13-е. Мистика в русской литературе : суеверия, привидения и потусторонний мир

У мистицизма в русской литературе – самая почтенная родословная , чему подтверждение выпущенные в 2004 году антология « Таинственная проза русских писателей первой трети XIX века » в двух томах и трехтомник « Русская мистическая проза », вобравший в себя произведения десятков писателей – от Василия Жуковского и Ореста Сомова до Александра Грина и Михаила Булгакова . А если прибавить к сказанному , что именно Россия дала миру Николая Федорова , Елену Блаватскую , Андрея Белого , Георгия Гурждиева, Николая Рериха и Даниила Андреева с его монументальной «Розой Мира », то выйдет, что эта традиция у нас – из влиятельнейших. Несмотря даже на перерыв в несколько десятилетий, когда Советская власть боролась с мистикой как со своего рода контрреволюционной деятельностью , однозначно квалифицируя ее как мракобесие , поповщину и бесовщину одновременно . Едва ли не единственными прорывами в эту сферу оказались романы « Лезвие бритвы » (1963) Ивана Ефремова и «Альтист Данилов » (1980) Владимира Орлова, успех которых у читателей был памятно оглушительным .

Не удивительно поэтому , что сочинения классиков мистической мысли и мистической литературы с самого начала перестройки стали по популярности конкурировать с антисоветчиной, порнографией и переводными детективами, а такие облеченные в художественную форму катехизисы современных мистиков, как цикл романов Владимира Мегрэ об Анастасии или стихотворные сборники Евдокии Марченко, даже сегодня числятся в ряду самых высокорейтинговых бестселлеров .

Из реальной жизни в книгу

Автор мистических детективов Наталья Солнцева как-то сказала :

« Если в жизни не будет необъяснимых загадок, то она станет намного скучнее ».

И если современный человек скептически относится к потусторонним явлениям , то для людей XVIII — начала XX вв. нереальные вещи были ( простите за каламбур ) частью реальности .

 Иллюстрация  к мистической  повести  «Вий » Николая

Гоголя / © tania / illustrators.ru
Иллюстрация к мистической повести «Вий » Николая Гоголя / © tania / illustrators.ru

Люди того времени , будучи глубоко верующими, утром усердно молились, а вечером могли пойти к гадалке . Суеверия были настолько сильны в сознании мирян, что даже церковь не могла их искоренить .

Гаданиями и астрологией увлекалась царская семья , русская аристократия зачитывалась произведениями таких мистиков, как Сен-Мартен , Штиллинг, Эккартсгаузен, Сведенборг . Как писал священнослужитель Георгий Флоровский, «то было время мечтаний , грез, видений, провидений и привидений ».

Пер Краффт Старший  « Портрет  Эмануэля Сведенборга »,

около  1766 года
Пер Краффт Старший « Портрет Эмануэля Сведенборга », около 1766 года

Неудивительно , что в классической литературе сверхъестественное не только вплетается в сюжет , но и нередко само становится сюжетом.

  • У Булгакова в книге « Мастер и Маргарита » Воланд со своей свитой меняет жизнь советской Москвы .
  • «Пиковая дама » Пушкина наполнена мистической многоплановостью, которую запросто считывали современники поэта , но не всегда видят современные читатели.
  • По поводу создания «Вия » Гоголь говорил , что ничего не придумывал , а лишь пересказал народное придание .

Герои книг русских писателей гадают на картах и кофейной гуще , читают сонник , верят в приметы и вызывают духов.

 Рисунок  к «Пиковой даме  » Пушкина / Художник  Андрей

Николаев
Рисунок к «Пиковой даме » Пушкина / Художник Андрей Николаев

Погорельский, Пушкин и Карамзин – основатели « русской готики »

Мрачные готические мотивы двоемирия, существующие в европейской литературе, появляются в произведениях русских писателей на рубеже XVIII — XIX вв. Первопроходцем стал Николай Карамзин . В 1793 и 1795 гг. выходят две его книги : « Остров Борнгольм » о таинственном месте у берегов Дании и «Сиерра-Морена », в котором эксплуатируется популярный на западе образ умершего жениха.

Но по-настоящему мистические мотивы в отечественной литературе раскрылись в произведениях А . А . Погорельского , которого называли русским Гофманом . Таинственные новеллы « Двойник , или мои вечера в Малороссии » предвосхитили творчество Гоголя. А от описания волшебного подземелья в « Черной курице » пришел в восторг сам Пушкин .

 Иллюстрация  к повести  Антония Погорельского « Черная

курица  » / Художник  Михаил  Бычков
Иллюстрация к повести Антония Погорельского « Черная курица » / Художник Михаил Бычков

Пушкин и его мистические явления

Александр Сергеевич не мог остаться в стороне от нового течения в литературе. Он сам был человеком очень суеверным. В каждом произведении поэта можно найти те или иные мистические явления . Я уже упомянула «Пиковую даму », которую сам Пушкин определял как мифическое произведение .

«Пиковая дама » – это развенчание масонского мировоззрения , ответ поэта масонам, в чьей « гибкой нравственности » он разочаровался. В произведении множество масонских символов и образов. Кроме того , ясно просматривается христианская составляющая произведения .

Семь персонажей – персонификация человеческих страстей , семи смертных грехов. Кроме сакрального числа 7, в «Пиковой даме » встречаются другие важные в контексте христианства цифры . Герман играет ( чего не должен делать верующий человек ) христианскими символами , за что и наказан .

Мистикой наполнена книга «Гробовщик ». В ней Пушкин « прикасается » к миру мертвых и через него ищет смысл существования человека в мире живых. Светский роман « Евгений Онегин » тоже не остался в стороне : гадающие девушки , Татьяна , которая видит вещий сон и толкует его по соннику.

 Рисунок  к «Пиковой даме  » Пушкина / Художник  Андрей

Николаев
Рисунок к «Пиковой даме » Пушкина / Художник Андрей Николаев

Тургенев и главный мистик Гоголь

Даже в книгах такого писателя-реалиста, как И. С. Тургенев, можно встретить таинственные загадки и фантастические сюжеты. Например , в повестях «Призраки », « Песнь торжествующей любви », « Клара Милич ».

Конечно , главным мистиком русской литературы является Николай Гоголь . Писатель так ярко и подробно рассказывает истории о призраках и ведьмах , будто не просто верит в их существование , а наслаждается воспроизведением мифологических представлений украинского простонародья, умело переплетает христианские мотивы с языческими. Иногда , как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки », Гоголь с иронией относится к народным поверьям .

 Кадр  из  фильма  « Вечера  на  хуторе близ Диканьки »,

1961 года
Кадр из фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки », 1961 года

Мистика в произведениях писателей и поэтов начала XX века

В начале XX в. мистические мотивы, которые были почти вытеснены реализмом, вновь возвращаются в литературу. Настоящим мастером сюрреалистических ужасов этого периода является Леонид Андреев .

Критики называли его колдуном и садистом. Не каждому придутся по душе его произведения (у меня мурашки начинают бегать уже с первых страниц прочтения ), но нельзя не признать , что , например , «Елеазар » или «Он. Рассказ неизвестного » – шедевры “ страшной литературы ”.

 Илья  Репин « Портрет  писателя  Леонида Николаевича

Андреева », 1904 год
Илья Репин « Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева », 1904 год

Поэты Серебряного века вновь затронули темы безвременного пространства и возможности сосуществования реального и потустороннего миров. Стихи Зинаиды Гиппиус нередко наполнены настороженным чувством открытия тайн , к которым человеку лучше бы не подступаться.

В поэме « Двенадцать » наиболее сильно отразилась склонность Александра Блока к поискам « знаков судьбы », разгадыванию тайн человеческой души, противопоставлению темного и светлого . В поэме С. А . Есенина « Черный человек » ( настоящий хоррор Серебряного века ) ирреальное тесно переплетается с естественным .

Самым таинственным романом XX в. является « Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова. Фантасмагория и фантазия вплетены в нарративную ткань произведения , создавая три измерения : мир реальный , мир мистический и мир Ершалаима. Мистикой окружен и сам роман , который будто противится перенесению на сцену и экран .

Сегодня мистические мотивы в литературе представлены целыми жанрами : хоррор, фэнтези, триллер , черный юмор . Современные писатели сделали мистицизм популярным жанром. Они больше не заимствуют сюжеты из фольклора, а создают собственный мир потусторонних существ и явлений.

Источник 1, 2

« Духи танцевали и пели »: 10 русских писателей, практиковавших спиритизм

588 прочитали

Многие российские литераторы, творившие в период Серебряного века , увлекались мистицизмом. Детский писатель Николай Вагнер подробно описал свое участие в спиритических сеансах, Андрей Белый интересовался «наукой о духе » антропософией, а Николай Гумилев был приверженцем геософии, изучающей « умную сущность земли ». « Газета .Ru» рассказывает о десяти известных авторах , чьи жизни были связаны с оккультизмом.

 Кадр  из  фильма  « Доктор  Мабузе, игрок  » (1922) / Фото  : UFA/Bettmann/Getty Images
Кадр из фильма « Доктор Мабузе, игрок » (1922) / Фото : UFA/Bettmann/Getty Images

Владимир Одоевский (1804–1869)

 Владимир  Одоевский / Фото  : Спивак/РИА Новости
Владимир Одоевский / Фото : Спивак/РИА Новости

Князь и писатель Владимир Одоевский был влиятельным членом русского литературного сообщества . Он писал книги , занимался переводами, стал одним из основоположников русского музыкознания, издавал несколько журналов и альманахов, а также являлся директором Румянцевского музея. Кроме того , писатель увлекался оккультными учениями, за что ему дали прозвище « русский Фауст ».

Подруга Одоевского — графиня Евдокия Ростопчина — в шутку называла его «Ваше алхимико-музыко-философско-фантастическое сиятельство ». В кабинете писателя было много книг о мистике, пергаментов, черепов и других необычных предметов. Он и сам идеально вписывался в антураж , подбирая соответствующую одежду . Об этом писатель Иван Панаев рассказал в своих воспоминаниях :

«Меня поразил даже самый костюм Одоевского : черный шелковый , вострый колпак на голове и такой же длинный до пят сюртук делали его похожим на какого-нибудь средневекового астролога или алхимика ».

Внимание Одоевского к мистике могло быть частью его широкого интереса к устройству мира в целом. В « Психологических заметках » писатель объяснил свою страсть к информации , выходящей за пределы науки :

« Едва ли ошибки и заблуждения не столь же подвинули вперед науку, сколь и удачные опыты ; часто в ошибке, в противоречии заключается прозрение в такую глубину, которой не досягает правильный , по-видимому, опыт ; без заблуждений алхимиков не существовала бы химия ».

В своих рассказах и повестях Одоевский описывал мистические события с участием духов, магов и оживших кукол. Перед написанием произведений князь подробно изучал трактаты о колдовстве и эзотерике. Например , главный герой повести «Сильфида » (1837) Платон Михайлович бросает влюбленную в него девушку и с помощью каббалистических ритуалов привлекает к себе духа воды Сильфиду.

Николай Вагнер (1829-1907)

 Николай  Вагнер / Фото  : Зоологический

музей  Санкт-Петербургского государственного  университета
Николай Вагнер / Фото : Зоологический музей Санкт-Петербургского государственного университета

Автор «Сказок Кота Мурлыки » и профессор зоологии Николай Вагнер познакомился со спиритизмом в 1871 году. Он посещал спиритические сеансы, много о них писал и полемизировал с Дмитрием Менделеевым и другими критиками оккультизма.

1 апреля 1875 года в «Вестнике Европы » вышла статья Вагнера о существовании духов, которые якобы рассказывали участникам сеансов о потустороннем мире . Он воспринимал призраков не как фантазии или галлюцинации, а как полное или частичное воплощение нематериального. По словам Вагнера, по просьбе участников сеансов духи пели , танцевали , курили трубки и оставляли в комнате различные предметы.

« Вообще всех являвшихся на наших сеансах духов можно разделить на три категории, — написал Вагнер в книге « Что такое спиритизм ?». — Одни, добрые и чистые духи , являлись для добра , для того , чтобы внушить нам добрые мысли и добрые намерения . Другие , так называемые «страждущие духи », являлись с просьбой помолиться о них . Наконец , духи третьей категории — злые или озлобленные — являлись с очевидным намерением помешать делу добрых духов и совратить нас на ложный путь ».

По словам автора , «страждущие » духи нередко являлись плачущими и стонущими.

Писатель тесно общался с жившей в Америке спиритуалисткой Еленой Блаватской, которой якобы удалось воплотить дух покойного грузина Михалко. Она также заявляла , что покойные писатели могут передавать медиумам тексты своих незаконченных произведений — и прислала Вагнеру заключительную часть романа Чарльза Диккенса « Тайна Эдвина Друда ». По словам Блаватской, дух Диккенса несколько раз являлся к разносчику газет из типографии и диктовал ему текст незаконченного романа. Этот случай вызвал много споров, и сторонники спиритизма склонялись к его правдивости : разносчик был малограмотным , но в написанном им тексте якобы не было ни одной ошибки .

Николай Лесков (1831-1895)

 Николай  Лесков / Фото  : Тасс
Николай Лесков / Фото : Тасс

В течение всей жизни писатель Николай Лесков интересовался спиритизмом. В написании романов « Белый орел », « На ножах » и других он использовал свой опыт участия в круге «светских мистиков », которые вызывали духов. Следуя теории французского спиритуалиста Аллана Кардека, Лесков разделял духов от самых низших разрядов к высшим . Он верил в проявление «невидимых сил » в материальном мире и считал земную жизнь мучительным этапом на пути души к совершенству . В финале романа «Соборяне » Лесков изобразил « высвобождение » духа дьякона Ахиллы.

Известно , что в спиритических сеансах принимал участие Федор Достоевский . Впоследствии он критически отозвался об увлечении Лескова, но признал , что не все мистики являются « глупцами »:

«Одним словом , спиритизм — без сомнения, великое , чрезвычайное и глупейшее заблуждение , блудное учение и тьма . Но беда в том , что не так просто все это , может быть , происходит за столом, как предписывает верить комиссия , и нельзя тоже всех спиритов сплошь обозвать рохлями и глупцами ».

Некоторые литераторы изображали увлечение спиритизмом сатирически . Среди них — Лев Толстой (« Плоды просвещения »), Александр Амфитеатров («Княжна ») и Алексей Писемский (« Финансовый гений »).

Александр Блок (1880-1921)

 Александр  Блок  / Фото  : Риа Новости
Александр Блок / Фото : Риа Новости

Один из крупнейших представителей русского символизма Александр Блок всегда был окружен мистикой . Его мать — литератор Александра Кублицкая-Пиоттух — всерьез занималась религиозными исканиями. Тетя поэта Мария Бекетова писала, что Кублицкая-Пиоттух « не уклоняясь от христианства и воспринимала его исключительно как религию духа ». По ее словам , мать Блока « не раз говорила , что мир нереальный гораздо достовернее реального », и « везде искала тайных причин и мистических влияний ».

« Неоднократно лечившаяся в психиатрических клиниках (в частности, гипнозом, которым лечил ее будущий психоаналитик Юрий Каннабих ), Александра Андреевна придавала своему мистицизму болезненную чувствительность истерии; годами она находилась в состоянии напряженного , почти конвульсивного ожидания чуда », — пишет историк культуры Александр Эткинд.

Он также отметил , что Блок «всю жизнь сохранял символическую верность матери ». Жена писателя Любовь Менделеева говорила , что « мать на грани психической болезни , но близкая и любимая , тянула Блока в этот мрак ».

«Со многими схожусь в том или другом , с мамой во всем », — писал Блок .

Своего отца — садиста, который мучил мать , — в первой главе поэмы « Возмездие » Блок ассоциировал с демоном , Байроном и готическими монстрами .

Учителем писателя в Санкт-Петербургском университете был профессор русской словесности Иван Шляпкин, который требовал от студентов изучать исследования о сектах. Для Блока на госэкзамене по русской литературе Шляпкин подобрал вопросы , так или иначе связанные с мистическими аспектами русской традиции : «Мифологическая теория », «Жидовствующие », « Масонство при Екатерине » и « Жуковский ».

В отличие от некоторых коллег , имевших большой опыт отношений с сектантами, Блок знакомился с русскими сектами преимущественно по книгам . Друзья поэта и поздние критики связывали мистику в его произведениях с хлыстовством — религиозной сектой, отвергающей обряды православной церкви и культивирующей самобичевание . Об этом , в частности, писал Андрей Белый :

« Сам себя он сближает с «невоскресшим Христом », а его « Прекрасная дама » в сущности — хлыстовская Богородица . Символист Блок в себе самом создал странный причудливый мир : но этот мир оказался до крайности напоминающим мир хлыстовский ».

Николай Гумилев (1886-1921)

 Николай  Гумилев / Фото  : Wikimedia

Commons
Николай Гумилев / Фото : Wikimedia Commons

В своих произведениях поэт Николай Гумилев объединял художественное, религиозное и культурно-философское осмысление географических образов. Он увлекался геософией — сакральной географией, представляющей собой науку об « умной сущности земли ». Например , в его пьесе « Дерево превращений » факиры молятся о благе под святым древом — символом Оси мира . Поэт планировал создать геософическое общество , но его начинание не увенчалось успехом .

Также Гумилев следовал « мистической » моде Серебряного века , участвуя в ритуалах по вызову духов. Художница Ольга Делла-Вос-Кардовская написала в своих мемуарах , что поэт всерьез рассказывал ей о попытке вместе с несколькими студентами Сорбонны увидеть дьявола .

« Для этого нужно было пройти через ряд испытаний — читать каббалистические книги , ничего не есть в продолжение нескольких дней , а затем в назначенный вечер выпить какой-то напиток . После этого должен был появиться дьявол , с которым можно было вступить в беседу », — перечисляет Делла-Вос-Кардовская.

По ее словам , все участники быстро бросили эту затею — лишь Гумилев выполнил все задания и якобы увидел в полутемной комнате какую-то смутную фигуру.

Михаил Булгаков (1891-1942)

 Михаил  Булгаков / Фото  : Риа Новости
Михаил Булгаков / Фото : Риа Новости

Несложно догадаться , что автор «Мастера и Маргариты » Михаил Булгаков не был равнодушен к мистике. Он с детства любил читать произведения Николая Гоголя «Вий », « Ночь перед Рождеством » и «Майская ночь или Утопленница », интересовался оккультной литературой и собирал амулеты . Его отец Афанасий Булгаков был профессором богословия и читал спецкурс по западной эзотерике в Киевской духовной академии. Об этом пишет Андрей Яценко в книге « Мастер и Маргарита ». Анализ романа М.А. Булгакова ».

Став врачом , Булгаков пристрастился к вызывающему привыкание лекарству — и описал свой опыт в рассказе «Морфий » (1927). Супруга Татьяна Лаппа пыталась искоренить пагубную привычку мужа , заменяя наркотик дистиллированной водой . Это вызывало страшные ломки и галлюцинации. В дневнике писателя найдена запись о том , что в состоянии бреда к нему «пришел » Гоголь , склонился над ним, пригрозил пальцем и исчез . По словам Булгакова, это был «низенький остроносый человечек с маленькими безумными глазами ». Наутро писатель не мог понять , был ли это сон , или к нему действительно приходил дух Гоголя. Он отметил , что после этого случая сумел побороть зависимость .

Друзья Булгакова братья Корешковы, жившие на улице Малая Бронная в 32-м доме , проводили магические сеансы, на которых периодически присутствовал писатель . Он посвятил этим обрядам рассказ «Спиритический сеанс ». Литературовед Надежда Шапиро писала, что писатель приводил туда его третью супругу Елену Шиловскую, которую один из гостей назвал « ведьмой ». Вероятно , опыт присутствия на оккультных сеансах оказал влияние на создание персонажей «Мастера и Маргариты». Изначально роман назывался «Черным магом ».

Валерий Брюсов (1873-1924)

 Валерий  Брюсов / Фото  : Риа Новости
Валерий Брюсов / Фото : Риа Новости

Поэт и прозаик Валерий Брюсов увлекался оккультизмом и спиритизмом в начале 1900 годов. В книге «Валтасарово царство » Георгий Чулков сообщил о том , что в молодости Брюсова влекли к себе образы известных оккультистов и алхимиков Агриппы Неттесгеймского, Парацельса, Сведенборга и других . Свидетельство отношения Брюсова к магии оставил также Владислав Ходасевич — по его словам , поэт « занимался оккультизмом, спиритизмом, черною магией , — не веруя , вероятно , во все это по существу , но веруя в самые занятия , как в жест , выражающий определенное душевное движение ». Далее он упомянул « магические опыты под руководством Брюсова », выполняемые возлюбленной поэта Ниной Петровской.

Писатель Андрей Белый в своей мемуарной трилогии вспоминал, как Брюсов «с исступленною страстью изучал средневековые суеверия ». В письме к Эмилию Метнеру в июле 1903 года Белый назвал Брюсова « либо магом , либо великолепным актером »:

« Конечно , Брюсов среди магов выдающийся , умный , знающий маг , к которому термин « пророк безвременной весны » подходит , ибо надвременность очень характерна в Брюсове. Может быть , это у него только поза , но он великолепный в таком случае актер , когда в обществе «застывше » и «надвременно » относится к окружающему . Кроме того , он донельзя гиератичен в манерах — опять-­таки черта магическая …»

Исторический роман « Огненный ангел » Брюсов посвятил таинственным и трагическим событиям в Германии XVI века , а также связи человека с духами и демонами . Прототипом главной героини Ренаты стала Петровская, которая ранее встречалась с Белым . Сюжет произведения построен вокруг взаимоотношений между нею, Белым и самим Брюсовым.

После завершения книги писатель стал охладевать к Петровской. Она попыталась покончить с собой с помощью запрещенных веществ и выжила благодаря усилиям врачей . Позднее к наркотикам пристрастился и Брюсов.

Андрей Белый (1880-1934)

 Андрей  Белый  / Фото  : Wikimedia Commons
Андрей Белый / Фото : Wikimedia Commons

В последних классах гимназии Андрей Белый ( настоящее имя — Борис Бугаев ) увлекся буддизмом и оккультизмом. После знакомства с эзотериком Рудольфом Штейнером Белый стал его учеником и сторонником антропософии — «науке о духе ». Это религиозно-мистическое учение было основано Штейнером в 1912 году с целью рассказать о методах саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека . В рамках учения присутствует альтернативная медицина, основанная на оккультных представлениях. В книге « Почему я стал символистом » Белый написал об антропософских мотивах в своих произведениях :

« Правильный анализ книг Белого должен был бы обнаружить : весь « Петербург » пронизан антропософией, и как раз в ударных « психологических » местах , придававших роману удельный вес ; относительно «Котика Летаева » Гершензон писал, что эта повесть вскрывает « недра ». Какие же недра памяти , видоизмененной антропосоофской культурой; и «Котик » писался как итог , результирующий опыта антропософа; « Москва » поздней подымала идею кармы и проблему отношения низшего «я » к «я » собственно ».

Когда началась Первая мировая война , Белый находился в швейцарском Дорнахе, где начиналось строительство Гетеанума — всемирного центра антропософского движения . В возведении здания участвовали Белый и Максимилиан Волошин. Приверженцами антропософии также были супруга Волошина Маргарита , поэт Лев Кобылинский, актер Михаил Чехов и другие .

Вячеслав Иванов (1886-1949)

 Вячеслав  Иванов / Фото  : Риа Новости
Вячеслав Иванов / Фото : Риа Новости

Для тех, кто знаком с творчеством поэта-символиста Вячеслава Иванова, его интерес к мистике кажется очевидным . Особое внимание он уделял философским и теологическим вопросам , а также греческой и христианской мистике. Поэт противопоставлял мистическую составляющую жизни науке и поневоле ее принимал . В дневнике от 12 февраля 1888 года Иванов писал :

«В каждом великом творении духа необходимо скрыты семена мистического . Недаром даже в античном мире — ибо этот мир единое творение духа — мы с удивлением встречаем их. Поистине я не хотел бы предаваться праздным мечтам и затемнять истину воображением . Но что же делать мне, если , исследуя элементы , произведшие явления , я встречаю в конце мне непонятный остаток ? Оттого мистическое я вывожу из проникновения в сущность вещей ».

Переехав в Санкт-Петербург, поэт жил в доходном доме Дернова около Таврического сада, получившем название « дом с башней ». В его квартире в башенной части здания собирались литераторы, театралы, художники , философы и другие культурные деятели . Они устраивали дискуссии , читали произведения , устраивали театральные представления и прочие мероприятия . В «башне » литератор Георгий Чулков основал очередное художественное течение — мистический анархизм », очень поддерживаемый Ивановым. Течение привлекло внимание властей, которые провели в квартире несколько обысков. Но с политическим анархизмом у « мистического » не было ничего общего . По словам Чулкова, он означал « соединение мистического мироощущения с социальными воззрениями эпохи ».

В штейнеровском кружке в Петербурге Иванов увлекался медитативной практикой . Особенно поэт любил дыхательные упражнения , сочетаемые «с началом Иоаннова Евангелия, что имманентно содержит в себе и учение «Suche den Weg».

« Благодаря этой системе я впервые понял смысл этих слов . Содержание их, для меня раскрывающееся, необозримо и несказанно . Я сразу чувствую себя взнесенным на бесконечную высоту : едва голубеют еще темные дали. Потом все исчезает . Задержка дыхания — услада . Покой и тишина божественного лона, где сознает себя Логос , где он у Бога или к Богу и тотчас же — сам Бог ».

Он даже стал кандидатом на пост главы шнейдеровского кружка в Петербурге, но некоторые теософы этому воспротивились.

Даниил Андреев (1906-1959)

Даниил Андреев / Фото  : Геннадий

Попов/ТАСС
Даниил Андреев / Фото : Геннадий Попов/ТАСС

Писатель Даниил Андреев был теоретиком и практиком мистицизма. Его детство прошло в московском доме Елизаветы и Филиппа Добровых, где собирались Иван Бунин, Максим Горький , Федор Шаляпин, актеры Мхата и прочие культурные деятели . Под их влиянием Андреев увлекся литературой и в раннем возрасте написал масштабную эпопею о межпланетных событиях .

После участия в войне Андреева арестовали по 58-й статье из-за недописанного романа « Странники ночи » о духовных исканиях интеллигенции в послереволюционные годы. В 1947 году его приговорили к 25 годам лишения свободы, а позже сократили срок до 10 лет .

Во Владимирской тюрьме Андреев работал над главным трудом своей жизни — сложным религиозно-философским произведением « Роза Мира ». Книга представляет собой оригинальную концепцию метаистории — уникальное описание прошлого , настоящего и будущего человечества . В ней писатель утверждает существование чертей, Сатаны , «стихиалей » (ожившей природы ), духовных монад, демиургов ( творцов ) народов, соборных душ, «эгрегоров » и «даймонов » ( это живые психоизлучения народов ), «раругов » ( гигантских ящеров ), «Лилит » ( матери земли ), умерших героев и исчезнувших храмов, а также Бога , Христа и ангелов.

Антропология , Литература

7 историй о русских писателях и привидениях

Как Лев Толстой относился к гипнозу? Почему Достоевский не любил хитрых чертей? Какое место шаловливые духи занимают в творчестве Лескова? Что призрак поэта Жуковского сказал Владимиру Далю? По просьбе Arzamas филолог Илья Виницкий выбрал несколько историй об отношениях русских писателей XIX века с духами

18+

« Верить или не верить привидениям?» — этот вопрос , вынесенный Василием Андреевичем Жуковским в начало статьи « Нечто о привидениях» (1850), можно назвать одним из самых серьезных вопросов XIX  столетия , вобрав­шим в себя страхи , надежды и сомнения современников. Повышенный интерес общества к привидениям объяснялся не только экзотичностью и занимательностью этой темы, но и тем, что призраки и видения осозна­вались определенной частью русской интеллигенции как единственное зримое свидетельство существования загробной жизни , а возможная связь с ними — как «фактическое » доказательство контакта материального и духовного миров. Спиритуализм XIX  века (в самых разных своих формах, последовательно сменявших друг друга или сосуществовавших в пределах одного периода ) был ответом на быструю секуляризацию жизни , «панацеей » против губительного , с точки зрения спиритуалистов, влияния материали­стической философии и попыткой реформы традиционного , « уснувшего » православия.

Весь век обсуждался вопрос о том, как относиться к многочисленным рассказам о встречах с привидениями. Насколько эти рассказы достоверны? Что является критерием их истинности? Являются ли призраки плодом расстроенного воображения (то есть галлюцинациями ) или же действи­тельно приходят извне ? Откуда они приходят , если приходят ? Какова их природа ? Зачем они являются в наш мир ? Кто и почему обладает способностью их видеть ? Нужно ли искать встречи с ними? Верить ли привидениям? Теологи, мистики, философы, ученые и врачи предлагали самые разные ответы. Привидения были неизменными героями мистических поэм и баллад, « ужасных » готических романов, фантастических повестей и святочных историй. О них любили говорить в семейном и дружеском кругу, придавая теме особый « домашний » оттенок . В свою очередь , здравомыс­лящим и материалистически настроенным современникам уже сама тема привидений показалась детской и смешной, и закономерным следствием быстро наметившегося « кризиса перепроизводства духов » стали много­численные антидуховидческие насмешки , пародии и сатиры. 

1. Русские масоны и стихийные духи

Принятие нового члена в масонскую ложу. Около 1805  года Wikimedia Commons

Первыми русскими авторами историй о сверхъестественных явлениях были масоны-мистики конца XVIII — начала XIX  века . При этом они не считали себя писателями и понимали сверхъестественные явления (видения, призраки, сообщения с загробным миром и духами разных стихий ) как вполне естествен­ные, но открывающиеся лишь избранным и подготовленным. В собрании масонских бумаг, хранящемся в рукописном отделе Российской государствен­ной библиотеки, есть целая папка писем и сообщений о таинственных проис­шествиях в жизни русских визионеров той эпохи : « Приключение покойного Преосвященного Антония, им самим описанное, кое ему случилось 1781  года Апреля 1-го дня в Городе Саратове », «О крестьянине, коему духовный мир во время его болезни показан был », «О чудном исцелении в Нижнем Нове­городе девицы Гулимовой » и другие. « Почти весь Великий пост проводил я в роскоши и праздности, или плотоугодии, — свидетельствовал один из визионеров, — от чего сделалось мне так умножение крови , так и засорение желудка » и начались видения, « гневом Божиим на меня посланныя ». В другой рукописи сообщалось о загадочной смерти некоего флотского офицера из Кронштадта: «За два дни до своей смерти говорил он своему товарищу , что у него в обоих ушах говорят и отвечают на все его вопросы . Больной спрашивал у них, кто вы таковы, ему отвечали : „Нас у леваго уха шестеро, а у праваго трое “. На вопрос больного , вылечится ли он от своей болезни , получил ответ : „Давно бы вылечился , если бы ты не пил“». Через день этот офицер умер .

Самая удивительная история из этого собрания посвящена таинственной любви одного масона к неизвестному духу, рассказанная в переписке двух его наставников. Герой этой переписки поведал им, что некое существо стало навещать его и даже проникать в его тело в области живота в районе диафраг­мы. Это существо приносило ему неслыханные духовные удовольствия . Чувствовал он « сначала какое-то легкое его обхватывание , которое , устремля­ясь на его грудь , имело всегда направление на сердце». Затем «прикосновения делались время от времени живее и весьма осязательны, до того, что все его тело проникаемо было некоим огнем , но не жгущим, а более усладительным », и, наконец , «вошед в него, существо сие в нем покоилось, нежилось и вообще давало ему знать о себе самым приятнейшим образом , никогда не возбуждая в нем никакой дурной мысли или плотскаго побуждения ».

Наставники долго спорили о том, как установить его природу  — дух ли это природы или нечистый — и, соответственно , как их подопечному нужно вести себя с таинственным посетителем ? В итоге они сошлись на том, что это существо женское и, « может быть доброе », и «в этого брата страстно влюб­ленное», однако брату « крайне должно остерегаться не сделать неверности с земными женщинами , хотя он еще не в открытом союзе брака, следовательно и без обязательств». Такая эротическая интерпретация сообщения стихийного духа с человеком восходит к натурфилософии великого оккультиста XVI  века Теофраста Парацельса, учившего, что духи воды, огня , земли и воздуха могут влюбляться в людей, ибо ищут через сближение с последними бессмертия , но человек обязан соблюдать верность вступившему с ним в союз духу, иначе тот может отомстить : « приходит к нему и причиняет ему смерть »  « Книга Феофраста Парацельса о нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах, так еже и о других сего рода ». Ниор РГБ. Ф. 14. Ед. хр. 1195. Л. 34..

Влюбленный брат был верен таинственной гостье, но в какой-то момент он со слезами признался своему наставнику, что навещающее его существо вызывает в нем не только духовные, но и плотские устремления и даже содрогания. Старшие братья немедленно приказали ему всеми возможными средствами (в основном постом и молитвой) отдалить от себя этот страш­ный дух . В последнем письме говорится о том, что ему удалось избавиться от своего наваждения, но с тех пор он «стал скучен и хладен». Звали этого влюбленного брата Петр Иванович Маклаков : он был петербургским купцом второй гильдии, 35  лет от роду, холостым и воздержанным в еде и плотских утехах .

Алексей Покровский. Портрет князя В. Ф. Одоевского. 1844  год Руниверс

Рассказы, включенные в эту папку, переписывались и читались русскими масонами как истинные истории и иногда становились, наряду с подобными анекдотами, рассказанными в книжках западных авторов-духовидцев, источниками литературных произведений . Вполне вероятно , что случай с братом, вынужденным расстаться со своей духовной возлюбленной , стал известен большому ценителю и знатоку мистической литературы князю Владимиру Федоровичу Одоевскому, которого друзья в шутку звали «ваше алхимико-музыко-философско-фантастическое сиятельство ». Михаил Платонович, герой эпистолярной романтической повести Одоевского «Сильфида » (1837), задуманной как часть цикла «Повестей о том, как опасно человеку водиться со стихийными духами », увлекшись каббалой и  алхимией , сотворил по одному рукописному рецепту воздушную духиню, которую полюбил и с которой вел долгие беседы о таинствах мира . Близкие Михаила Платоновича решили , что он тяжко болен , и вылечили его от мистического безумия с помощью ванн и микстур. Но физическое здоровье не принесло счастья бедняге , лишившемуся воздушной собеседницы и возлюбленной. Он превратился в грубого филистера и горького пьяницу . То есть , как и его возможный прототип или дальний мистический родственник , стал «скучен и хладен».

2. Василий Жуковский и Владимир Даль об истинности видений

Проблема испытания и идентификации представителей « неизвестной силы » — одна из важнейших для спиритуализма и романтической литературы XIX  века , метафорически изображавшей и «разыгрывавшей» важные для современников «духовные » конфликты . Приведем два примера таких тестов-истолкований.

«В Москве, — писал Жуковский в программной статье „ Нечто о привиде­ниях“, — одна грустная мать сидела ночью над колыбелью своего больного сына : все ее внимание обращено было на страждущего младенца , и все, что не он, было в такую минуту далеко от ея сердца . Вдруг она видит , что в дверях ея горницы стоит ея родственница М. ( которая в это время находилась в Лиф­ляндиии не могла от беременности предпринять путешествие ); явление было так живо , что оно победило страдание матери . „Ах, М., это ты?“ — закричала она , кинувшись навстречу нежданной посетительнице. Но ея уже не было. В эту самую ночь , в этот самый час М. умерла родами в Дерпте».

Эта мистическая история требует комментария . Время ее действия  — ночь на 18 марта 1823  года . Действующие лица  — племянница Жуковского Авдотья Петровна Елагина, в самом деле сидевшая в ту ночь у колыбели своего смертельно больного сына Рафаила ( или Рафаэля, как его называли в семье), и ее сестра и близкий друг Марья Андреевна Мойер (в девичестве Протасова ) — возлюбленная Жуковского, скончавшаяся в эту ночь в Дерпте.

Смерть Марьи Андреевны была кульминационным событием душевной жизни Жуковского, расколовшим ее надвое . Своей лирикой поэт уже давно «подгото­вил» новую для себя ситуацию : жизнь без любимой, жизнь в воспоминании, в надежде на будущую встречу там . Теперь наступила пора испытания собственной лирической веры. Видение Елагиной было воспринято поэтом как вещее подтверждение его тайных надежд. В одном из снов после смерти Маши Елагина увидела своего мертвого ребенка на руках сестры. Этот сон Жуковский назвал пророческим : «Рафаэль на руках Маши  — какое небесное настоящее !»

Видение Марии было истолковано Жуковским как « синоним » ( характерное слово-понятие из его лексикона ) «Сикстинской Мадонны » Рафаэля, которую он описал в знаменитом романтическом письме-манифесте 1821  года (опубл. 1824): « Занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека ». По мысли Жуковского, утраченные Маша и маленький Рафаэль преображаются в небес­ное видение глубочайшего смысла , и мистический опыт Елагиной оказывается истинным откровением, а не галлюцинацией.

Второй пример  — история о посмертном явлении самого Жуковского его другу лексикографу и писателю Владимиру Ивановичу Далю, который в 1850-е годы увлекся стологаданием и спиритуализмом  Он был почитателем и переводчиком знаме­нитого шведского духоведа Эммануила Сведенборга и спрашивал у духов, успеет ли до конца жизни закончить свой словарь . «Успеете », — отвечали духи .. Даль рассказывал , как однажды на сеансе с ним вступил в сообщение дух , назвавшийся именем его друга-поэта. Даль сказал ему : « Если ты действительно дух Жуковского, расскажи что-нибудь такое , что знают двое : я и Ж у к о в с к и й!» « Хорошо , — отвечал дух , — в проезде Государя Наследника ( ныне благополучно царствующего Императора ) через Оренбург , в 1837 году, мы с тобою встретились в первый раз . Ты, еще молодой и горячий мечтатель , принес мне тетрадь стихов и спрашивал моего мнения : годятся ли они на что-нибудь и есть ли в тебе поэтический талант ? Я, пробежав тетрадку, сказал тебе , что поэтом тебе не быть, брось лучше всего стихи и примись за прозу!» По словам Даля, все так и было, а следовательно, дух Жуковского был настоящим .

Совершенно иначе та же самая история истолковывается однокашником и приятелем Даля Николаем Потуловым  — консервативным православным мистиком и ярым противником «дьявольского » спиритизма, которому Даль во время одной из их встреч рассказал о том, как испытывал дух Жуковского. Тот якобы дал верный ответ , хотя и неточно указал название станции, на ко­торой Жуковский раскритиковал стихи своего друга . Даль уверял , что медиум ни у кого не могла выведать об этом разговоре , так как он никому, даже жене , о нем не рассказывал. Согласно Потулову, этот верный (в общих чертах ) ответ свидетельствовал о дьявольском наваждении, ибо злые духи « очень хорошо могут знать все наши тайны ». Разрешение мистического сомнения здесь вопрос веры, а не эмпирического доказательства .

3. Николай Лесков и духи Аллана Кардека

Появление призрака на спиритическом сеансе. 1870-е годыKeywordhouse

Автор «Левши » и «Очарованного странника » Николай Семенович Лесков называл себя мистиком и на протяжении всей своей жизни интересовался спиритуалистическими явлениями . В конце 1860-х годов он сблизился с кругом «светских мистиков », занимавшихся в то время верчением столов, вызовом духов, магнетизмом, божественными откровениями и «поруганием нигилистов » ( эти темы нашли отражение в антинигилистическом романе «На ножах» и других текстах ). В эти годы Лескова заинтересовала теория французского спиритуалиста Аллана Кардека о поступательном восхождении духов от самых низших к высшим разрядам. Согласно этой оптимистической эволюционистской доктрине , в конце концов даже духи зла исправятся и поднимутся на верхние ступени, так что все закончится отменой ада .

В спиритизме Лескова привлекали страстная вера в проявление «невидимых сил » в мире материальном , взгляд на земную жизнь как мучительный этап на пути души к совершенству и представление о смерти как стремительном освобождении души из материальной оболочки тела . Именно такое чудесное высвобождение благородного духа дьякона Ахиллы изображает он в финале романа «Соборяне »  «Ахилла был в агонии и в агонии не столько страшной , как поражающей : он несколько секунд лежал тихо и, набрав в себя воздуху, вдруг выпускал его , протяжно издавая звук : „у-у-у-х!“, причем всякий раз взмахивал руками и приподнимался, будто от чего-то освобождался , будто что-то скидывал . Захария смотрел на это, цепенея, а утлые доски кровати все тяжче гнулись и трещали под умирающим Ахиллой, и жутко дрожала стена , сквозь которую точно рвалась на простор долго сжатая стихийная сила . „Уж не кончается ли он?“ — хватился Захария и метнулся к окну, чтобы взять маленький требник , но в это самое время Ахилла вскрикнул сквозь сжатые зубы : „ Кто ты, огнелицый? Дай путь мне !“ Захария робко оглянулся и оторопел, огнелицего он никого не видал, но ему показалось со страху, что Ахилла, вылетев сам из себя, здесь же где-то с кем-то боролся и одолел…».

Произведения Лескова часто строятся как истории об испытаниях духа, стремящегося вырваться из абсурдного и жестокого мира русской жизни . «Вы знаете, отчего у русских так много прославленных святых и тьмы еще не прославленных? —  спрашивает герой произведения Лескова „ Смех и горе“ и сам отвечает : —  Это все оттого , что здесь еще недавно было так страшно жить , оттого , что земная жизнь здесь для благо­родного духа легко и скоро теряет всякую цену ». Следовательно , заключает герой , на нашей планете « Россия в экзаменационном отношении » есть «наи­лучшее отделение : здесь человек , как золото , выгорал от несправедливости». В истории человеческого духа русская жизнь не что иное , как « исправительный карцер в сумасшедшем доме , в который нас сажают для обуздывания нашей злой воли ».

Внимание Лескова также привлекали духи легкие и шаловливые, занимающие особое место в детальной классификации духов, предложенной Кардеком. Эти малоразвитые проказники разыгрывают доверчивых духовидцев, сообщая им ложную информацию о тайнах мира , и засоряют «спиритический эфир » мистификациями разного сорта . В маленьком рассказе Лескова « Дух госпожи Жанлис. Спиритический случай » такой дух-проказник весело подшутил над высоконравственной русской княгиней  — спириткой и фанатичной почита­тельницей французской писательницы конца XVIII — начала XIX  века Стефани Фелисите Жанлис. Сборник назидательных изречений последней , озаглавлен­ный в русском переводе « Дух госпожи Жанлис », русская княгиня использовала в качестве « домашнего оракула »: она открывала книгу на любом месте и в случайной цитате находила ответ духа-наставника Фелиситы на волновав­ший ее вопрос.

Однажды в новогоднюю ночь в маленьком салоне княгини зашел разговор о литературе и литераторах. Один из гостей заявил , что всякая литература  — « змея » и благочестивая Жанлис не исключение. Чтобы опровергнуть это мнение , княгиня попросила свою ангелоподобную дочь прочитать вслух из «Духа Жанлис »: пускай Фелисита сама выскажется по этому поводу . Невинная девушка , открыв книгу наобум , с выражением прочитала гостям историю о том, как слепая госпожа Дюдеффан, имевшая обыкновение при знакомстве ощупывать лица гостей своего салона, приняла «шаровидную » физиономию молодого историка Гиббона за другую мягкую часть его тела : « Она старательно искала , на чем бы остановиться , но это было невозможно . Тогда лицо слепой дамы сначала выразило изумление , потом гнев , и, наконец , она , быстро отдернув с гадливостью свои руки , вскричала : „ Какая гадкая шутка !“»

Девушка покраснела и разрыдалась, княгиня пришла в ужас, разорвала книгу предавшей ее писательницы и вскоре уехала из России. Видимо , ехидно замечает рассказчик , под маской благочестивого «духа Жанлис » скрывался один из шаловливых духов, описанных Кардеком, или , точнее , дух самой литературы  — свободный , шаловливый и сокрушительный, который дышит где хочет , и никто не знает, откуда он приходит , куда стремится и какую шутку способен « отколоть ».

4. Отзывчивые духи профессора Вагнера

Самой колоритной фигурой в истории русского спиритизма 1870-х годов был известный зоолог и детский писатель Николай Петрович Вагнер ( псевдоним Кот Мурлыка ). Его статья о спиритических чудесах, опубликованная 1 апреля 1875  года в респектабельном «Вестнике Европы », вызвала настоящую сенса­цию. Вагнер приводил «фактические » доказательства существования духов, которые сообщали ему и другим участникам сеансов о тайнах загробного мира . Духи в интерпретации Вагнера оказывались уже не таинственными суще­ствами, проникавшими в тела избранников-масонов, не «чудными виденьями », являвшимися только избранным и посвященным, но научными фактами , манифестациями пока что не изученной силы, прикрепленными к тому или иному медиуму как его (или ее) подручные. Наконец , они показывались теперь не в замках, не в алхимических лабораториях и не на кладбищах, а в светских гостиных при любых свидетелях , и сведения об их посещениях, или , точнее , производстве , печатались в общедоступных газетах , журналах и книгах.

Главной темой статьи профессора Вагнера была материализация духов ( полная или частичная). Изображенный им в этой статье « тот свет » представал как нескончаемое шествие осязаемых , красочных и музыкальных манифестаций духовного мира , который с нетерпением ждал своего дальнейшего изучения . При помощи медиумов призраки умерших русских , французов, немцев , индий­цев, грузин , персов свободно пересекали земное пространство и являлись в любое время . Они были добродушны , игривы, покладисты и никогда не отказывались от того, чтобы послужить как простому человеческому любопытству, так и интересам науки. Среди них выделялись представитель­ницы женского пола, придававшие спиритическому сообщению особый , куртуазный характер . Призраки, описанные Вагнером, оставляли по просьбе присутствовавших на сеансах части своей одежды , локоны , резвились, пели , танцевали и даже курили трубки. Их можно было пощупать , сфотографировать при электрическом свете , взвесить , измерить , обнять , снять с них гипсовый снимок . Перед участниками сеансов открывалась возможность своего рода антропологического исследования выходцев с того света, которые ничем не отличались от живых людей (те же ногти, корни волос , биение пульса и сердца). Такие манифестации понимались профессором-натуралистом не как фантазии , галлюцинации или мистические видения, но как научно верифи­цируемое воплощение нематериального  — своего рода спиритический реализм.

Одним из главных источников информации Вагнера о материализациях духов были письма из Америки известной спиритуалистки госпожи Елены Петровны Блаватской. Последняя в то время давала сеансы в Вермонте, где ей однажды удалось воплотить руку покойного грузина Михалко. Эта «загорелая, запач­канная, покрытая бородавками и обмотанная янтарными четками » рука сыграла на гитаре восхищенным участникам сеанса грузинскую мелодию. Потом воплотился и весь дух Михалко    Многие усомнились в вермонтском чуде, но некий господин из Филадельфии по имени Майкл Бетанелли (Беталли ) написал в газету, что в Америке в то время находилось всего три грузина, один из которых он, а двое других  — далеко от Вермонта и никак туда попасть не могли, из чего неумолимо следовало , что материализовавшийся Михалко был настоящим покойником , которого Бетанелли знал еще по жизни в Кутаиси. Спириты Бетанелли поверили. Позже Бетанелли и Блаватская поженились. Впоследствии Блаватская отправила молодого супруга назад в Грузию, а сама уехала в Индию, где стала основательницей и лидером теософского движения ..

Однажды Блаватская прислала Вагнеру свой перевод заключительной части романа Чарльза Диккенса « Тайна Эдвина Друда », полученной следую­щим образом . После смерти дух Диккенса стал регулярно являться к простому разносчику при типографии и диктовать ему главы не законченной при жизни книги . Напечатанный финал романа вызвал споры в обществе. Сторонники спиритизма доказывали , что полученный текст был аутентичным, потому что сам разносчик был полуграмотным, а в тексте ошибок не было, и главное, что правописание отдельных слов в полученном тексте было британским , а не американским   Перевод Блаватской недавно опубликовали .. Весть о том, что писатели могут присылать с того света окончания своих не завершенных при жизни сочинений, вдохновила русских спиритов на вызов Николая Васи­льевича Гоголя, который любезно надиктовал им второй том «Мертвых душ ». Этот текст Достоевский потом пародировал в «Дневнике писателя »:

« Гоголь пишет в Москву с того света утвердительно , что это черти. Я читал письмо , слог его . Убеждает не вызывать чертей, не вертеть столов, не связываться: „Не дразните чертей, не якшайтесь, грех дразнить чертей … Если ночью тебя начнет мучить нервическая бессонница , не злись, а молись, это черти; крести рубашку , твори молитву “».

Свои произведения присылали из загробного мира и другие русские писатели : Пушкин , Жуковский , Кюхельбекер, Лермонтов, Тургенев, Апухтин и даже неприличный поэт Иван Барков, который надиктовал целую « Адскую поэму » — репортаж с того света.

5. Михаил Салтыков-Щедрин и современные призраки

Спиритический сеанс ( Сеанс столоверчения ). 1853  год Granger / Diomedia

Красочное , но пустое спиритическое воображение Вагнера и других сторонни­ков общения с духами вызывало резкую антипатию еще одного активного участ­ника дискуссии о спиритизме — писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. В предпоследней части его главного романа « Господа Головлевы » описывается « неистовая фантастическая оргия » лицемера Иудушки, потерявшего всякую связь «с миром живых »: братья, мать , дети умерли ; любовница его ненавидит ; слуги перестали бояться ; будущего нет , настоящее пусто , а прошлое вспоминать страшно . Иудушка запирается в кабинете, где предается бесконечному «запою пустомыслия ». Фантазия героя, подпитываемая алкоголем , дает ему временное избавление от действи­тельной жизни , реализует его заветные желания и приносит на какое-то мгновение иллюзию счастья. В восторженном состоянии, граничащем с безумием, Иудушка творит по собственному подобию мир , населенный послушными его воле и слову отвратительными призраками :

« Это был своего рода экстаз , ясновидение , нечто подобное тому , что происходит на спиритических сеансах. Ничем не ограничиваемое воображение создает мнимую действительность , которая , вследствие постоянного возбуждения умственных сил , претворяется в конкретную, почти осязаемую . Это  — не вера, не убеждение, а именно умственное распутство, экстаз . Люди обесчеловечиваются; их лица искажаются, глаза горят , язык произносит непроизвольные речи, тело производит непроизвольные движения ».

О спиритических радениях Щедрин знал не понаслышке: активными спири­тами были жена писателя и его тесть  — переводчик и истолкователь сочинений упоминавшегося выше Аллана Кардека. Сравнение оторванных от действи­тельности и парализующих волю и деятельность человека мечтаний со спири­тическим учением можно найти и в более ранней статье писателя «Современ­ные призраки » (1863), и в написанной в 1869–1870 годы « Истории одного города », где вся русская история представляется автору огромным спиритиче­ским сеансом. Миссию сатирического писателя Щедрин видел в разоблачении современных фантомов, то есть ложных представлений о мире, лишающих людей разума и свободной воли . 

Парадоксальным результатом последовательной борьбы писателя с совре­менными призраками стала мрачная спектрализация изображаемого им мира . В финале романа « Господа Головлевы » на свет вылезают многочисленные «умертвия » былых жертв этого дома . В свою очередь , еще живой Иудушка здесь же уподобляется призраку . Грань между жизнью и смертью стирается, действительность превращается в фантасмагорию, а Головлево оказывается замкнутым пространством без жизни и смерти, неким «срединным миром », населенным страждущими душами покойников , ожидающими позднейшего «расквартирования ». Выхода из этого «срединного мира », напоминающего «узилища душ », описанные в популярных в 1860–70-е годы мистических сочинениях, в романе Щедрина нет ни вверх, ни вниз, ни в самозабвение, ни в самоубийство, ни в самообман болезненного воображения : « ночь , вечная , бессменная ночь  — и ничего больше », кроме ненавистных призраков . Спирити­ческие фантазии главного героя здесь оказываются  — вопреки убеждениям его создателя  — метафорой самого (мате)реалистического романа.

6. Федор Достоевский и черти

Дух на представлении иллюзиониста. 1863  год Art.com

Одним из самых страстных критиков спиритических фантазий был Федор Михайлович Достоевский . В статье « Спиритизм . Нечто о чертях. Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти », помещенной в «Дневнике писателя » за январь 1876  года , он представил спиритизм как явление внешне комическое , но глубоко характерное для настоящего дня и весьма опасное по своим послед­ствиям для христианина: грубый материализм, суррогат веры и заигрывание с враждебными человеку силами . В свойственной ему парадоксалистской манере Достоевский довел « гипотезу спиритов » до логического завершения : хитрые черти (а духи, по Достоевскому, это не что иное , как черти ) хотят привести человечество к нравственной гибели . Спиритизм для Достоевского — явление западное, чужое , грозящее не только расколом в русском образован­ном обществе , но и — в случае распространения  — сектантскими волнениями в народе.

В феврале 1876  года , на Масленицу, Достоевский сам принял участие в спири­тическом сеансе вместе с Лесковым и романистом Петром Боборыкиным. Этот сеанс имел особое значение для его участников . Несколько ранее глава научной комиссии по исследованию спиритических явлений — знаменитый ученый Дмитрий Иванович Менделеев объявил от имени двенадцати членов комиссии ( своего рода апостолов от науки), что спиритических явлений нет , а есть лишь жульничество медиумов и доверчивость их почитателей. Спириты не согласи­лись и пригласили в качестве третейских судей видных писателей как истинных экспертов человеческих душ. Достоевский не только описал свои впечатления от этого сеанса в своем дневнике, но и вывел на основании собственного опыта особый психологический « закон веры и неверия»:

« После того замечательного сеанса я вдруг догадался или , лучше , вдруг узнал , что я мало того что не верю в спиритизм, но , кроме того , и вполне не желаю верить , — так что никакие доказательства меня уже не поколеблют более никогда . Вот что я вынес из того сеанса и потом уяснил себе . И, признаюсь , впечатление это было почти отрадное , потому что я несколько боялся , идя на сеанс. Прибавлю еще , что тут не одно только личное : мне кажется , в этом наблюдении моем есть и нечто общее . Тут мерещится мне какой-то особенный закон челове­ческой природы, общий всем и касающийся именно веры и неверия вообще . Мне как-то выяснилось тогда , именно чрез опыт , именно чрез этот сеанс , — какую силу неверие может найти и развить в самом себе , в данный момент , совершенно помимо вашей воли , хотя и согласно с вашим тайным желанием … Равно , вероятно , и вера».

Впрочем , что бы ни говорил Достоевский о всеобщем законе неверия, откры­том им в результате эксперимента над собою на спиритическом сеансе, его воображение и мистическое чувство постоянно балансировали между признанием и непризнанием увиденных и услышанных им «явлений », то есть , в его терминологии, существованием и несуществованием враждебных человеку духов (при этом « мистическая доктрина » спиритов им отвергалась полностью ). Знаменательно , что впоследствии , в письме к цензору «Дневника писателя », он сравнил спиритическую коллизию с поэтикой пушкинской «Пиковой дамы » и уже на следующий день обратился к работе над главой « Черт . Кошмар Ивана Федоровича » («Братья Карамазовы »), которая сама строится по принципу сеанса, когда ( заимствуя слова Достоевского ) фантасти­ческое до того соприкасается с реальным, что зритель (в данном случае Иван Карамазов ) почти верит в него. Иначе говоря , в результате личного опыта Достоевский приходит к выводу, что истинный сеанс ( современная мистерия или «диаволов водевиль ») находится у нас внутри .

7. Лев Толстой и опасности гипнотизма

Ричард Берг. Сеанс гипноза. 1887  год Nationalmuseum, Stockholm

Лев Николаевич Толстой , хотя и не верил в чудеса духовидения, интересовался ими ничуть не меньше мистически настроенного Лескова, напуганного чертями Достоевского и восторженного спирита Вагнера. Когда в середине 1850-х годов в моду вошло столоверчение, он принял в этом участие и с удовлетворением записал в дневнике, что оказался сильным медиумом. Много лет спустя Толстой высмеял профессора Вагнера в антиинтеллигентской комедии « Плоды просвещения » (1891). Но еще больше в этой комедии доста­лось гипнотизерам, которых он особенно не любил, потому что считал своего рода конкурентами : хороший писатель вроде него своим искусством заражает читателя по-хорошему , а «гипнотисты» заражают непонятно для чего и еще и подчиняют себе волю человека . Толстой считал, что значительная часть современного искусства ( например , музыка Вагнера ) и вообще все государ­ственные и общественные институты , включая церковь , представляют собой своего рода гипнотические машины , в массовом масштабе парализующие естественное для каждого человека нравственное чувство ( или , точнее говоря , нравственный разум ).

Однажды в Ясную Поляну приехал знаменитый российско-американский гипнотизер Осип Ильич Фельдман. Толстой оказал ему ласковый и душев­ный прием : гипнотизер особо отметил « добрые серые глаза » Льва Николае­вича, приветливо смотревшие из-под нависших бровей. Но Фельдман ошибся . В своем дневнике Толстой назвал его шарлатаном , а гипнотизм — пустяками и глупостью. И, как уже говорилось выше , высмеял в комедии « Плоды просвещения », выведя под именем Гросмана.

Про гипнотическое могущество Фельдмана ходило тогда много легенд. Гово­рили, что он брал тяжелобольных из госпиталей, приказывал им выздороветь и встать и «те вставали и ходили здоровыми ». Кроме того , по слухам, однажды он спас самого обер-прокурора Святейшего синода Константина Петровича Победоносцева, который , купаясь в Черном море , далеко заплыл во время бури и стал тонуть на глазах у толпившейся на берегу публики . Фельдман на рас­стоянии внушил утопающему, что никакой бури на море нет , что он полон сил и что ему надо сделать несколько сильных движений , чтобы доплыть до бере­га. Гипноз подействовал, и Победоносцев спасся . Увидев своего спасителя , антисемит Победоносцев тихо спросил его : « Еврей ?» « Да », — признался гипнотизер . «Крестись!» — посоветовал ему Победоносцев.

Спирит Вагнер очень переживал, что Толстой и Достоевский не признали реальность и легкость сообщения с загробным миром , несмотря на все имеющиеся доказательства . После смерти Достоев­ского Вагнер попросил у  Анны Григорьевны разрешения вызвать его на спири­тическом сеансе, чтобы узнать , не изменил ли он на том свете своего взгляда на спиритизм. Но вдова не позволила. А Толстой просто не оставил Вагнеру шанса его « вызвать », потому что пережил Николая Петровича почти на три года . Теперь , как говорил чувствительный Николай Михайлович Карамзин, похороненный рядом с Федором Михайловичем Достоевским и Василием Андреевичем Жуковским, они, может быть , уже примирились .

 
Как вызвать духа
15 советов начинающим спиритам
 
Медиумы и мистики Серебряного века
Кто и как дружил с миром духов в России начала XX  века
 
Три страшные истории о духах
Нечистый дух , ругающийся матом , одержимость джинном и танец смерти улейских девушек

10 важных текстов XIX  века о духах и призраках

  1. Николай Гоголь . «Вий » (1835)
  2. Василий Жуковский . « Ундина » (1837)
  3. Владимир Одоевский. «Косморама » (1840)
  4. Михаил Лермонтов. « Демон » (1842)
  5. Николай Чернышевский. «Четвертый сон Веры Павловны » (1863)
  6. Иван Тургенев. « Стук … Стук … Стук !..» (1871)
  7. Федор Достоевский . « Бесы » (1871–1872)
  8. Федор Достоевский . « Бобок » (1873)
  9. Иван Тургенев. « Клара Милич ( После смерти )» (1883)
  10. Козьма Прутков . Все !
Источники
  • Аксаков А . Н. Материалы для суждения об автоматическом письме ( из личного опыта ) и для суждения о материализации.
    Спб., 1899.
  • Берг Н. В. В. И. Даль и П. В. Нащокин.
    Pусская старина . 1880. Т. 28. № 7.
  • Быков В. П. Спиритизм перед лицом науки, общества и религии.
    Пг., 1914.
  • Вагнер Н. П. Наблюдения над медиумизмом.
    Спб., 1902.
  • Виницкий И. Дом толкователя : поэтическая семантика и историческое воображение В. А . Жуковского.
    М., 2006.
  • Волгин И. П., Рабинович В. Л. Достоевский и Менделеев : антиспиритический диалог .
    Вопросы философии. 1971. № 11.
  • Ниор Ргб. Ф. 147. № 147. Л. 1–14.
  • Gordin M. A Well-Ordered Thing: Dmitrii Mendeleev and the Shadow of the Periodic Table.
    Princeton, 2019.
  • Oppenheim J. The Other World. Spiritualism and Psychical Research in England, 1850–1914.
    Cambridge, 1985.
  • Vinitsky I. Amor Hereos, or How One Brother Was Visited by an Invisible Being: Lived Spirituality among Russian Freemasons in the 1810s.
    Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 9. 2008. № 2.
  • Vinitsky I. Ghostly Paradoxes: Modern Spiritualism and Russian Culture in the Age of Realism.
    Toronto, 2009.
ссылка - Страх того , чтобы быть Загрузить следующую страницу

Смотрите также :

Подробнее об истории

& NBSP;

Авторы Авторы и аффилированные лица )

фото?

фото русские писатели и привидения?
фото

заживо погребенные?

ИМЕНИ ПАДШИЙ АНГЕЛ Список павших имен ангелов Прочитайте больше ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ

ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (русские писатели и привидения)

ЗЛОЙНЫЕ ПОРОКИ ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (русские писатели и привидения)?

русские писатели и привидения создают русские писатели и привидения?

русские писатели и привидения, и конец?

русские писатели и привидения, Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для.

[5]. Текст взят из Википедии.

русские писатели и привидения: Быстрый ответ ювелирный изделие