— Ты это! А ты товой!
— Чего т-того?!
— Ты… это… не безобразничай.
воспитание с пелёнок в СССР::
- воспитание с пелёнок в СССР: это грех
- воспитание с пелёнок в СССР может означать: состояние
- Сова
- Кролик
— Тебе — .
— А зачем нам английский?
— Посольство будем грабить!
воспитание с пелёнок в СССР: это грех
воспитание с пелёнок в СССР:?
Во время ,...Списки?
Мы родом из СССР . Нерадостные очарования (советологический лубок )
Примерно так можно резюмировать наблюдения Дэвида Шиплера из нашей не такой уж и далёкой , но всё-таки прошлой жизни .
Даже в кривом зеркале советологии можно кое-что увидеть , особенно сегодняшним раскованным взглядом . Заезжий интересант многое ухватил в советской системе образования и воспитания, но многого и не заметил . Попробуем прочитать его заметки как наследники по прямой .
« Пеленание » как способ воспитания
... Весьма оригинально в СССР относятся к детям . Ребёнка окружают беспрестанным вниманием , как щенка, потерявшегося на перекрёстке, и постоянно следят , чтобы он « далеко не уходил ». Отношения между поколениями в России можно сравнить с «пеленанием » – традиционным русским способом одевать ребёнка, от чего новое поколение родителей постепенно отказывается . Ребёнка закутывают в набор ограничений, и эти тёплые «пелёнки » отнимают у него всякую независимость .
Это видно повсюду : например , в парках, где родители и бабушки с дедушками с нежным вниманием следят за детьми , постоянно мешая им играть и не давая валяться в грязи , разбить в кровь коленки...
До детей есть дело каждому . Совершенно незнакомые друг другу люди готовы ругаться и спорить по поводу недостаточно тепло одетого или предоставленного самому себе ребёнка. Возьмите с собой зимой в Москве своё дитя , оставив открытым кусочек тела , и на вас набросится гневная бабушка , и вы сами почувствуете себя провинившимся ребёнком .
Однажды я увидел двух мальчиков , которые пробирались через сугробы около Кремля. Сгребавшие снег две полные женщины в оранжевых куртках гневно закричали ребятам , чтоб те остановились . Мальчики не обратили на них никакого внимания . Поначалу мне это показалось ещё одним классическим примером абсурдного запрета : ну почему нельзя ходить возле Кремля? Только услышав разговор этих двух женщин , я понял причину их беспокойства : « Вот сорванцы, ноги насквозь промочат!».
Забота о ближнем – как взрослом , так и ребёнке – свойственна всему советскому обществу и являет собой смесь природных инстинктов и социальных « манер ». В дипломатическом зале аэропорта Внуково, когда в Москву в январе 1976 года приехал госсекретарь США Генри Киссинджер, один американский дипломат , Маршалл Бремент, получил выговор за то, что стоял на лётном поле без шапки. Отругал его министр иностранных дел СССР Андрей Громыко.
Безусловно , всё это делается из самых добрых побуждений, особенно если речь идёт о детях . Даже самый официальный русский тает при виде маленького ребёнка, переходя на чудесный ласковый язык (1): « мокренький », « хорошенький » вместо « мокрый », « хороший ». Не сосчитать , сколько раз советская таможня пропускала нас без досмотра, если плакали от усталости после долгого полёта наши дети .
Во время школьных каникул телевидение бо́льшую часть дневной программы уделяет детям . 106 кукольных театров и 77 цирков устраивают дополнительные дневные представления. В каждом городе огромные средства тратятся на кружки по интересам , секции, музыкальные школы и другие формы организации досуга. По всей стране в метро висят объявления, призывающие уступать места пассажирам с детьми . Около крупных вокзалов на стоянках такси для них есть даже отдельная очередь .
В нашем доме дети совершили целый переворот в личности домоуправляющего. Он оставлял без внимания все жалобы на протекающую крышу или неработающее отопление . Когда же жильцы дома , собравшись , превратили маленькую площадку для автомобилей во дворе в игровую, комендант по собственной инициативе проявил невероятную активность . Откуда-То появился целый парк аттракционов : две карусели, качели, скамейки . Всё это он с помощью двух рабочих раскрасил в яркие цвета. Когда я стал его благодарить , восхищаясь тем , что он за столь короткий срок сумел всё это достать , он улыбнулся и сказал : « Дети – наше будущее ».
Наша беда – отсутствие творческого начала
... Вообще , в Советском Союзе все недостатки системы скрыты за глазурью аккуратности и упорядоченности и ребёнку дают мало возможности самовыражаться. Войдите в любой , даже прекрасно оборудованный , детский сад и вы увидите : в одном углу большие синие кубы сложены в виде красивой лодки, что пятилетнему ребёнку сделать явно не под силу ; в другом – строительные блоки дети используют , чтобы строить город – по рисунку, а не просто складывать самую-самую высокую башню.
Посторонний человек , посетивший хорошую школу на Западе, довольно быстро составит себе представление о том , какие в ней учатся дети : читая рассказы, рассматривая рисунки и другие предметы детского творчества, как это привыкли делать американские родители .
Школьнику в России нечасто представляется возможность испачкать руки . Нет ничего экспериментального, такого , что говорило бы ребёнку : « Погляди на меня. Что я такое ? Что ты сможешь из меня сделать ?».
Ярче всего стиль образования и предъявляемые к нему требования видны на уроках изобразительного искусства . Основной упор здесь делается на реалистичное рисование или моделирование , часто исходящее из строгого образца . В одной детсадовской группе все дети лепили совершенно одинаковых пластилиновых петухов. Воспитатель был ими очень доволен. На полке лежали – лежали, а не висели – рисунки вьющегося стебля растения. И вновь все они были одинаковы , за исключением одного наброска . Смущённый директор сказал , что это рисунок новенькой девочки , которая пришла в группу всего несколько дней назад и которая скоро будет рисовать как все .
Вообще учителя испытывают неловкость за рисунки , не похожие на остальные . Мой знакомый видел , как 30 восьмилетних детей перерисовывали изображения снеговика с такой аккуратностью, как будто копировали через кальку. Один мальчик раскрасил своего жёлтым цветом, за что получил строгий нагоняй от учителя .
В уже упоминавшемся детском саду я просмотрел рисунки ,которые дети делали на строительной площадке, получив задание рисовать только то, что видят . Ребята выполнили это с разной степенью умения. И только один мальчик внёс в свой рисунок элемент выдумки : прямо в центре он нарисовал золотоволосую принцессу. Я показал на неё учителю , который , решив , что мне это не нравится, поспешил заверить меня, что на стройплощадке действительно стояла светловолосая девушка .
Вымысел существует в совершенно конкретных образцах : в старинных русских сказках , мультфильмах , цирке, но , если дети пытаются фантазировать в рисунках, рассказах или играх , взрослыми это чаще всего не поощряется. Игры в детсадах, видимо , ценятся выше , если максимально приближены к реальности . Они задумываются как уроки познания мира , а не как попытка дать волю личным переживаниям.
Не могу сказать , что происходит в этом отношении в семьях, которые в любом обществе необычайно разнообразны в зависимости от интеллектуального уровня и социального статуса. Некоторые родители говорили мне , что они специально не дают своим детям фантазировать ( как будто фантазия – что-то нездоровое !). Возможно , это следствие общей нелюбви к самоанализу. Погружения в подсознание в стиле Достоевского мало популярны в советском обществе .
В повседневной жизни совсем не прибегают к социологическому и психологическому анализу в воспитании детей . В отличие от традиционного западного интереса к личности – общее внимание привлечено лишь к её внешним проявлениям, а не к внутренним мотивам . Внутри может кипеть котёл чувств , которые никому не интересны до тех пор , пока они не начинают выплёскиваться через край ...
Повторение – мать учения
Не пытаясь разбираться в мыслительных процессах , в советских школах все учебные предметы излагают примерно так же , как проводят уроки рисования в детском саду. Существуют ответы правильные и неправильные . На ранних стадиях своего развития дети учатся распознавать , где – какие ... Вообще , в основе системы образования лежат определённость и однозначность , и к окончанию школы многие подростки вырабатывают что-то вроде иммунитета к иному толкованию и неоднозначности.
Общий стиль преподавания – педантичность , даже в предметах, свободных от груза , который лежит на общественных науках. Основной метод – выяснить , как усвоен пройденный материал , как будто ученик – сосуд , который можно в зависимости от воли учителя заполнять знаниями ...
Уже во втором классе учат наизусть стихи Пушкина – скорее всего , для того , чтобы взрослые могли порадоваться , слушая знакомые строчки , произносимые звонким голосом ребёнка... Как отметил Хедрик Смит в книге « Русские », из поколения в поколение учат одно и то же : его дочь заставили выучить отрывок из Гоголя « Чуден Днепр при тихой погоде...», который в свои школьные годы учили его русские приятели – одному было 26 лет , а другому – 52. Есть старая русская поговорка : повторение – мать учения .
Метод зубрёжки применяется во многих областях и приводит к появлению в некоторых из них безупречно подготовленных специалистов . Если вы, гуляя по Москве или Ленинграду, пройдёте мимо музыкальной школы – окажетесь в волне очаровательных звуков, извлекаемых из фортепьяно и скрипки. Семи - и восьмилетние дети старательно ходят после уроков на занятия в музыкальные школы .
Они держат локти и кисти под идеально правильным углом к телу , их смычки грациозно двигаются по струнам именно с такой скоростью , с какой это необходимо для данной ноты и громкости звука .
Большинство этих людей останутся любителями : заниматься музыкой их уговорили родители , как когда-то уговорили и меня. Здесь нет традиционного американского стремления заниматься весело . Это серьёзное занятие , требующее усилия . Пока ученик не усвоит определённый урок , каким бы скучным он ни был , ни один учитель не разрешит ему сыграть забавную мелодию.
Не может быть и речи о Моцарте, пока не усвоены все необходимые этюды. Вознаграждение за труд будет позже , на экзамене, когда ученик грамотно сыграет пьесу под одобрительный шум зрителей – родителей , их детей и нервничающих учителей, которые тоже в этот момент сдают экзамены.
Результаты такого образования нам хорошо известны . Хотя СССР славится множеством прекрасных исполнителей , профессиональные музыканты в США и Израиле, где в последние годы многие советские исполнители начали свою новую карьеру, часто сталкиваются с тем , что их игра – абсолютно точна, технически безупречна , но холодна и бесчувственна, ибо у них педантичность победила внутреннюю суть ...
А что бы вы хотели исправить у себя ?
В московском Дворце пионеров Дебора ( жена автора . – Ред.) и я встретились с группой комсомольских активистов . Они занимались в кружках изучением различных стран мира . Наши юные собеседники принадлежали к наиболее обеспеченному слою общества . Это требует от них политической ортодоксальности, в обмен на которую они – дети профессоров, учёных и дипломатов – получают всевозможные привилегии и следуют по стопам своих родителей , вступая в партию и погружаясь в относительно комфортную жизнь .
Мне хотелось понять , чем живут советские юноши и девушки . Меня усадили во главе длинного стола. Напротив сидело человек 50 в возрасте 15-17 лет . Совершенно очевидно , что они хорошо подготовились к встрече.
Значительно позже мне рассказали , что такая встреча – событие беспрецедентное . Слишком велик риск заразиться чужеродными идеями : люди в таком возрасте особенно впечатлительны. Мне показалось , что те немногие на встрече, которые вообще что-либо говорили , достаточно безразлично относились к любым точкам зрения, отличным от их собственной . Правда , чтобы контролировать их идеологическую безупречность , рядом со мной сидел человек средних лет – руководитель группы, выполнявший функции « сторожа ».
« Какие пороки этого мира вы бы хотели исправить ?» – задал я вопрос . После секундного замешательства ответы посыпались один за другим , и все – вдоль линий , давно проведённых советской прессой.
– Сидоров, немедленно прекрати прыгать и поговори со мной о любви!... К Родине и партии. Автор фото : С. Борисов
«Диктаторские режимы, лишение человека его элементарных прав , как в Чили и Родезии », – сказал один мальчик . «Войну, – сказала девочка . – У США столько никому не нужного оружия , а люди с голоду умирают ». «Безработицу », – произнёс другой мальчик , имея в виду безработицу в «капиталистических странах ». « Рост преступности в США и других западных государствах », – говорили выступавшие. – «В Западной Европе и Америке вновь возникает фашизм ».
Я обратил внимание моих собеседников на то, что они говорили о проблемах только западной жизни , и спросил : « А что бы вы хотели исправить у себя ?» Молчание . « Неужели вы не хотите сделать ваше общество ещё лучше ?» – продолжал я спрашивать у будущих представителей правящей элиты . Ответ был один : « Надо построить коммунизм ».
«У вас когда-нибудь бывают разногласия с родителями по политическим проблемам ?» Все покачали головой : « Нет ». – « А с друзьями ?» – « Никогда ». – « Но политические-то вопросы вы обсуждаете ?» – « Да , но разногласий не бывает ». Я попросил поднять руки тех, кто всё-таки не соглашался с родителями . Ни одного человека . Я засмеялся и сказал , что они, наверное , единственные дети во всём мире , которые никогда не спорят с родителями .
« Кто ваши кумиры?» Долгое молчание , перешедшее в чувство общей неловкости. Наконец мальчик , говоривший о своём желании « строить коммунизм », произнёс : « Ленин ». Я оглядел комнату. Девочка из латиноамериканского кружка сказала : « Фидель Кастро и Че Гевара ». И снова тишина .
Я предложил им задавать вопросы мне . Спросили о положении в мире .Я сказал , что , по-моему, обе сверхдержавы играют в очень опасную игру , продавая оружие и соперничая из-за сфер влияния , раздувая региональные конфликты . Реакцией на мои слова был общий шок и негодование по поводу того , что я поставил на одну доску СССР и США : «Соединённые Штаты занимаются такими вещами, но мы , русские , – нет ».
Моя слабая попытка объяснить , что государства никогда не действуют просто из добрых побуждений, вызвала вспышку изумления и раздражения. Невольно я бросил вызов фундаментальному видению мира , аккуратно разделённого на хороших и плохих ; присутствовавшие взрослые и дети отчаянно боролись за то, чтобы сохранить в целости привычный образ . Как это напоминало мне мои собственные взгляды 50-х годов, когда мой мир подростка был разделён железным занавесом, а Америка казалась оплотом нравственности! В этой комнате на меня с полным недоумением смотрело зеркальное отражение того наивного и милого времени .
Мои собеседники не просто играли , они набрасывались на меня с декларативными заявлениями, пытались набрать очков в споре, а не обменяться мнениями . Безусловно , их удивляла моя готовность критиковать как СССР , так и США ; я не подходил под стереотип пропагандиста.
Дебора следила за выражением лиц ребят . Они были просто поражены, рассказывала она мне после встречи, но ни в одном лице не было видно даже тени согласия со мной.
В нас сильны коллективистские позывы...
В советском обществе фантазии должны обязательно содержать в себе элементы коллективистской этики. Эта концепция внедрена в ценностную структуру с такой тщательностью, что попытка её опровергнуть вызывает у многих искреннее сопротивление .
У меня есть друг – не член партии, но один из немногих истинно убеждённых марксистов, которых я встречал в СССР . Он как-то привёл мне старую русскую пословицу , по его словам , идеально выражающую суть коллективизма : « На пшеничном поле поверх остальных только пустой колос стоит ». С его точки зрения, это очень глубокая мысль , затрагивающая самую суть человеческой деятельности . Она отражает трансцендентальность традиционных общинных позывов по отношению к современной коммунистической доктрине , то есть укрепляет идеологию коллективизма на русской почве ...
Слово « коллектив » стало палочкой-выручалочкой. Как выяснилось , советские школьники очень большое значение придают тому , как одноклассники оценят их поведение .
Любопытные результаты приведены в книге Урии Бронфенбреннера « СССР и США : два мира детства ». Он возглавлял группу исследователей , которые в каждой стране отобрали по 150 двенадцатилетних детей и предложили им набор ситуаций , в которых они должны были выбрать между правильным и неправильным поведением, например : обман на контрольной или сокрытие факта порчи чьего-либо имущества. Сначала детям говорили , что об их «поступке » никто не узнает : ни родители , ни учителя , ни одноклассники – и что их ответы занесут в компьютер анонимно . Затем – что их ответы станут известны на родительском собрании, но одноклассники о них не узнают ; и в последнем случае – что узнают только одноклассники, а не родители или учителя .
Как отмечается в книге , « во всех трёх ситуациях советские дети гораздо менее охотно идут на антиобщественное, неправильное поведение , чем их сверстники из западных стран . Кроме того , эффект группы имел на советских детей влияние , совсем отличное от того , какое он имел на американских. Если американским ребятам говорили , что их одноклассники обо всём узнают , они с ещё большей охотой шли на неправильные поступки .
Советские же подростки предпочитали прямо противоположную ориентацию : одноклассники были для них так же важны , как родители и учителя , для выбора правильного поведения . Советские подростки наибольшее значение по сравнению с другими группами детей придавали внешней правильности – аккуратной одежде , соблюдению порядка и хооошему поведению – и значительно меньше тому , что надо говорить правду и искать интеллектуального взаимопонимания ».
... Эти результаты показывают , как жизненно важен коллективизм в формальной системе ценностей, но оставляют открытым вопрос , в какой степени он определяет поведение . По этому поводу мои сведения довольно противоречивы. В некоторых школах я обнаруживал явное нежелание использовать коллектив в качестве инструмента для установления дисциплины. В других – молодые люди объясняли мне , что их старшие товарищи имеют в своих руках всю необходимую власть и авторитет , чтобы добиться правильного поведения и хорошей учёбы.
« Коллектив куда более важен , чем родители , – сказал мне студент-юрист. – Нам гораздо важнее , что о нас думают в коллективе, чем то, что о нас думают родители ». В средних школах в повседневной практике используется коллективное « уговаривание », рассказал он мне , а в случае необходимости – и коллективное « наказание ».
Представление о том , что коллектив воспитывает в человеке его лучшие качества , занимает важное место в системе советской этики. Даже если в кино и в театре показывают разрушительную силу коллектива , остаётся впечатление , что было извращено нечто весьма благородное . Идеи коллективизма не критикуют никогда . Западные ценности индивидуализма не имеют первостепенного значения . Считается , что коллектив – огромная сила , если её применять правильно . Этот тезис , безусловно , на руку советской политике лакирования реальности .
Важным моментом этой концепции является то, что за поведение и успехи ребёнка отвечают и учителя , и родители ... Советские классные комнаты выглядят нешуточными помещениями для изучения основ чтения, письма и арифметики : парты и скамейки строгими рядами прикреплены к полу; стены увешаны лозунгами и портретами. Пять или шесть раз в году класс заполняется родителями , которые садятся за парты, как дети , и слушают сообщение учителя о том , как их дети учатся и ведут себя .
Институт открытого родительского собрания резко разделяет советское и американское общество . Некоторые учителя довольно жестоко раскрывают грехи ребёнка всем родителям класса. Ирина Макклеллан ( русская учительница английского языка, вышедшая замуж за американца . – Примеч. перев.) испытала на себе и родительскую, и учительскую долю и считает, что эта система ужасна .
« Родители боятся ходить на собрания , потому что они себя там чувствуют как провинившиеся дети ».
Недостатки такого образования не очень заметны , когда русские находятся в привычных им условиях , а не в открытых обществах Запада, куда эмигрируют... Не всем удаётся выполнить предъявляемое там требование – самостоятельно мыслить . Профессор в Иерусалиме с горечью рассказал мне , что он ведёт в группе русских студентов занятия по методике воспитания отсталых детей . Его подопечные идеально выполняют все его инструкции , но оказываются не в состоянии предложить оригинальное решение неожиданно возникшей проблемы . Как рассказывал мне другой профессор , издающий журнал в Тель-Авиве, где периодически публикуются статьи советских эмигрантов, те постоянно просят у него совета, о чём им написать , уделяя внимание поиску правильной линии поведения , а не правды .
Отличительными чертами мировоззрения становятся страх перед неизвестным , растерянность перед неопределённым. Внешний мир безопасен только тогда , когда он полностью упорядочен в сознании, внутренний мир хорош лишь при условии, что он лишён неуверенности . Главное – понимать , где и на чём ты стоишь .
Из книги « СССР глазами советологов », М., 1990 г.
***
1 – В английском языке нет уменьшительно-ласкательных суффиксов, аналогичных русским суффиксам «- чек », «-еньк » и т. д. – Прим, перев.
ссылка - Страхтого, чтобы быть Загрузить следующую страницу Смотрите также:
& NBSP;
Авторы Авторы и аффилированные лица )фото?
фото воспитание с пелёнок в СССР?
фото
заживо погребенные?
ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (воспитание с пелёнок в СССР)
ЗЛОЙНЫЕ ПОРОКИ ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (воспитание с пелёнок в СССР)?
воспитание с пелёнок в СССР создают воспитание с пелёнок в СССР?
воспитание с пелёнок в СССР, и конец?
воспитание с пелёнок в СССР, Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для.
[5]. Текст взят из Википедии.