Так вот , про премьеру «Лиды Бааровой » Филипа Ренча ( слоган
фильма - История женщины , которая любила Дьявола ). Про то, что этот фильм ждали с нетерпением, я узнала только постфактум , потому что не смотрю новости по
телевизору , а рекламные ролики крутили именно там . Зато после фильма (о, любопытство - моё второе имя ), я прошерстила вдоль и поперёк чешский интернет , и поняла , что
информации там море разливанное. И я не уверена, хочу ли я купаться в этом море , доискиваясь до правды . Скорее всего , не хочу . Да и не бывает никакой правды , когда
дело касается истории , как научной дисциплины. Вся история - суть бесконечные ворота Расёмон, анфас и профиль , и вид сверху , и вид сбоку , но никогда не так , как было
на самом деле . Но поскольку история Лиды Бааровой меня таки задела, я запишу свои субъективные мысли на этот счёт , даже если они будут основываться на ограниченном
знании предмета.
Не думаю , что фильм купят для российского проката, поэтому - краткий синопсис . Коротким синопсис у меня не получился ,
так что под катом очень много картинок , ссылок и букв. Написать про Лиду Б . одним постом все равно , что выпить море .
Далее события развиваются так быстро , как они могут развиваться , когда тебе
двадцать лет , ты красива модной красотой , судьба к тебе благоволит , и ты веришь , что так будет всегда . Лида с Густавом покупают виллу неподалеку от дома четы
Геббельсов, дружат семьями, ходят друг к другу в гости . Между прочим , свежекупленную виллу, по фильму расположенную в престижном берлинском районе , снимали у нас в
брненских Писарках, но это к слову .
Геббельс женат не слишком давно : их браку с Магдой всего три года , но у них уже три ребенка и четвертый на подходе .
Однако это тоже не препятствие , если любовь нечаянно нагрянет, правда ведь ? Поэтому Йозеф Геббельс начинает ухаживать за Лидой, очень эффектно и очень настойчиво , и
в один прекрасный день , воспользовавшись размолвкой Лиды с Густавом (Фрёлих все никак не разведется со своей женой , Лида устала ждать ) он таки добивается своего .
Геббельс так влюблен , что решает поговорить об этом со своей женой . Магда знает , что Йозеф влюбчив, но в этот раз , похоже , дело серьезное . Поэтому она
приглашает Лиду в гости , разливает шнапс по рюмочкам, предлагает выпить на брудершафт, а после перехода на «ты » заявляет без околичностей : она согласна
мириться с присутствием Лиды в жизни своего мужа , ей важно сохранить отца её детей , но своих детей Лиде иметь запрещено . Баарову такая жизнь не прельщает , она хочет
большего .
Для неё эти отношения так же очень серьезны. Из-За них она отказалась от карьеры в Голливуде, о чём жалела потом долгие , долгие годы. Семилетний
контракт с Metro-Goldwyn-Mayer ей предложили в 1937 году, и если бы ! Если бы она улетела в Штаты тогда , кто знает , каких высот она могла бы достичь . Хотя и в этом
случае ей вряд ли удалось бы отмыться от сомнительной славы любовницы херра Гёббельса.
Да , но вернемся к фильму . Не получив согласия Лиды на
« толерантный треугольник », отчаявшаяся Магда идет за помощью к крестному своих детей (а мы знаем, что в вопросах , касающихся детей , Магда была
непреклонна ), и крестный (Гитлер ) ей в этой помощи не отказывает . И это при том , что фюрер не ровно дышал к чешской красавице, портрет которой ( по словам Лиды ),
стоял у него на ночном столике. Не думаю , что Гитлеру так уж важны были границы законного брака или моральный облик подчинённых. Проблема в том , что из-за роковой
красотки мог полететь в тартарары его План , в котором талантливый министр пропаганды играл немаловажную роль .
Блин . Вот каждый раз , когда пишу, что
Геббельс — человек , спотыкаюсь. На « талантливом » споткнулась тоже . Если талант человека (тьфу ты!) персонажа в отсутствии совести , можно ли
называть это талантом?
Чтобы покончить с разбродом и шатанием, Гитлер созвал совет в своем чайном домике в Баварских Альпах ( потрясающее архитектурное
сооружение в горах, вертолет облетел его с камерой вокруг , впечатляет !), и попросил Геббельса объясниться. Тот , дрожа и заикаясь , попросил отставки, развода с Магдой
и ссылки в Японию (в компании с Лидой, разумеется ). Здесь последовал эпизод , над которым издевается весь чешский интернет . Актер , играющий Гитлера, орал на актера ,
играющего Геббельса, как директор гастронома орет на проворовавшегося завхоза за минуту до увольнения. Жуткое дело , скажу я вам . Странно , что зал без конца пробивало
на хихикс.
Отсоответствовав до хрипоты своему клише , Гитлер велел пригласить на террасу фрау Магду с детьми , отвел туда же Геббельса и сфотографировался
на фоне образцово-показательной немецкой семьи. Снимок напечатали во всех газетах , а бедняга Геббельс позвонил Лиде и, обливаясь слезами ( весьма чувствительный был
персонаж ), сказал , что между ними все кончено . И звезда удачи Лиды Бааровой, помигав печально , погасла навсегда .
Ей запретили сниматься , за её домом
установили круглосуточное наблюдение , которое Лиде удалось обмануть и сбежать на своем Praga-Baby кабриолете в Прагу. В фильме этот побег происходит точнехонько в
Хрустальную ночь (9-10 ноября 1938), а меня этот побег со всеми удобствами из-под неусыпного надзора наводит на мысли о возможно не таком уж неусыпном надзоре .
Вернувшись в отчий дом ( Лида была любящей дочерью и сестрой ), Баарова пыталась продолжить свою кинематографическую карьеру. Она много снимается, но является
ли она любимицей публики , вот в чем вопрос ...
Немного статистики из IMDb: фильмография актрисы включает 62 фильма .
До-Немецкий период (1931-1934): 21 фильм (Чехословакия )
Вершина карьеры,
начиная с "Баркаролы " (1934-1938): 11 фильмов ( Германия )
Во время войны (1939 -1944): 16 фильмов (Чехословакия, Италия )
После тюремного
заключения (1950 — 1957): 14 фильмов ( Италия , Испания ) Однако в 1945 году Баарову задерживают и заключают в тюрьму , предъявляя ей обвинение в
сотрудничестве с нацистами. Её мать умирает от инфаркта во время допроса. Её сестру, Зорку, выгоняют из театра, потому что сестре нацистской приспешницы там не
место . Её отец , стремясь помочь младшей дочери, отказывается от длительного лечения и соглашается на ампутацию ноги , только чтобы вернуться домой и оказать Зорке
поддержку . Зорку это не спасает , она выбрасывается с террасы роскошной виллы, построенной на немецкие гонорары сестры. Наконец , самой Бааровой грозит смертный
приговор .
Эпизод с виселицей, когда Лида стоит у эшафота и там же узнает о помиловании, скорее всего , относится к «клюквенным » местам фильма ,
но в эффектности ему не откажешь. В любом случае , Бааровой удалось избежать смертного приговора , поскольку во внимание было принято обстоятельство , что она уехала из
Германии до начала войны и несомненно , была там в опале : последний ее немецкий фильм , «Прусская любовная история », снятый в 1938 году, был запрещен к
показу в тысячелетнем рейхе. Хм. Тысячелетний рейх , наверное , следует писать с большой буквы . Не буду проверять из принципа.
Собственно , на выходе Лиды из
тюрьмы фильм и заканчивается . Ее послевоенную судьбу я узнавала , листая ссылки в интернете . Целые океаны ссылок, мнений , свидетельств . Пани Баарова прожила долгую
жизнь , ей было 86 лет , когда она умерла в Зальцбурге. Ей было , что вспомнить , ей было , о чём рассказать . Она написала книгу , в 1995 году к ней ездила съемочная
группа из Чехословакии, отснятый материал был смонтирован в документальный фильм , вышедший на чешском телевидении в 2015 году.
Ну , а теперь , когда я
более-менее закончила с сюжетом, мне хотелось бы написать о своих впечатлениях . За первые выходные проката фильм «Lída Baarová» увидело 115
тысяч зрителей , что для Чехии является весьма приличным показателем. Не знаю , как в Праге, в Брно зал был наполнен примерно на половину. И в первый мой просмотр
фильм мне понравился очень сильно .Мне понравились костюмы актрисы, играющей Лиду. Невероятные , потрясающие, элегантные . Шляпки с перьями, вуали, туфельки с
перепонками, чулочки-носочки, ну и, конечно , меха .
Меха в те времена были в большом почете. Лисы, песцы, чернобурка , рыжее , серебристое, чёрное. К
огромному моему сожалению , я не смогла найти фотографию Самого крутого наряда Лиды Б ., в котором она приходит к Йозефу ( еще в их конфетно-букетный период ) просить за
коллегу-еврейку и, заодно , мимоходом , денег на фильм «Летучая мышь ». О-О-О, если бы ко мне пришли в таком наряде просить денег , я бы сняла с себя
последний бэджик. В общем , что касается гардероба для исполнительницы главной роли, художник по костюмам достоин Оскара. Этакий чешский « Великий Гэтсби »,
причем я сейчас имею в виду « Великого Гэтсби » 1974 года , в котором печально-наивный Рэдфорд кокетничал с паршивкой Дэйзи в своем безупречно-розовом
костюме-тройке.
А вот режиссеру «Лб » Филипу Ренчу, похоже , больше нравится Лео ди Каприо (« Великий Гэтсби » 2013), и уж что совсем
очевидно , ему так нравится «Титаник », что он не счел зазорным свистнуть с корабля его основной сюжетный ход : молодая журналистка берет интервью у очень
старой женщины . Те же самые наезды камеры , кропотливо изучающие морщины на лице и на сухих костлявых руках ( пальцы в серебряных кольцах, грация и порода в каждом
движении ), тот же закадровый нарратив, неспешное повествование , та же комплиментарность и сочувствие к главной героине («я просто хотела посмотреть на женщину ,
которая любила человека , который послал моих дедушку с бабушкой в газовую камеру , но теперь я вижу, что история очень сложная , и не мне её судить »). В общем ,
«Титаник » там тоже был , мёд-пиво пил .
На этом мой первый просмотр закончился , и началась обычная рабочая неделя . В течение которой я, к своему
удивлению, всё возвращалась и возвращалась к этой истории , не понимая толком , что же меня так задело. Фильм и фильм . Подчёркнуто красивый , вылизанный ,
отфотошопленный. Несколько кровавых эпизодов, но снятых как бы глазами барышни Бааровой, которая как бы политикой не интересуется и как бы не очень понимает , что
происходит в нацистской Германии - а кто тогда это понимал , собственно ? Поэтому я полистывала чешский интернет , смеялась над
пародией на актера , играющего Гитлера (« настоящий »
Гитлер, сыгранный немецким актёром, очень расстраивается, что его играет Pavel Kříž (в переводе Kříž - Крест ): " Да будь он не Крест (Kříž),
а сам Свастика (Hákový Kříž - " крючковатый крест "), я и то не простил бы ! Такого позора я не припомню со времен Чаплина!"),
читала интервью с режиссером, снимавшим интервью с Бааровой в Зальцбурге 1995 года , смотрела отрывок из «Баркаролы »…
Ну и наконец ,
пошла в кино во второй раз . И если в первый раз я смотрела больше на серебристых лис, Орлиное Гнездо с высоты птичьего полета и пыталась разглядеть получше
воспроизведенные по старым фотографиям интерьеры пражской «Люцерны », куда каждый пражский турист заходил хотя бы раз ( это та винтажная кафешка с видом на
Вацлава, сидящего на перевернутой лошади ), то в этот раз мне было почему-то не до смеха .
Особенно в момент , когда оператор ( отличная работа !) снимал
Гитлера, подсвечивая его мощным прожектором сзади , и простодушно высветил пушистые актёрские ресницы . Беззащитные такие , трогательные гитлеровские ресницы . Или в
момент , когда херр Гёббельс раздает ребятишкам из гитлерюгенда автографы, а потом потерянно улыбается восхищенной Лиде : «невиноватая я, они сами пришли ».
Или когда он же , бедняжка-хромоножка, спотыкается на пляже и падает под ноги своей жене Магде. Или когда Гитлер орет , как резаный, а милый , милый Йозеф дрожит и
заикается. Я с ужасом поняла , что мне его жалко . Мне . Его . Жалко . Абсурд !
Я вовсе не хочу его жалеть . Напротив , я очень надеюсь , что он сейчас тихо-мирно,
в порядке ежедневной рутины, горит в аду. Надеюсь также , он будет гореть там вечно . Сколько раз нужно ему сгореть , чтобы на собственной шкуре почувствовать каждую
смерть , которая лежит у него на его отсутствующей совести , я даже представлять не хочу . И мне дико , что у меня, со всеми моими детскими пожизненными против нациков
прививками, возникает такое странное чувство . А когда я подумаю , какое чувство может возникнуть у людей непривитых, мне очень хочется спросить создателей фильма , о
чем они, господи-помилуй, думали , когда снимали пушистые ресницы Гитлера? Они что , хотели показать, что Гитлер генетически тоже был человек , со всеми страстями и
комплексами , и что он волен был задумать свой План ? Или что у бедняги Геббельса было вдребезги разбито сердце , и у него были причины обидеться на весь белый свет , а
на самом деле он вполне себе тонко чувствующий
человек , на фортепианах играет, немного пописывает, а уж харизмища - любой актёр позавидует.
Нацизм и без того достаточно обаятельный . Мало нам, что ли, их дизайнерской формы от Хьюго Босса ? До сих пор привлекательна , сексуальна , так что даже сладкий принц
Гарри не прочь в ней покрасоваться . Ну так давайте будем снимать еще и фильмы про скромное обаяние нацистов, давайте достойно продолжать дело талантливой ( без
кавычек?) Лени Рифеншталь. Дело милого Йозефа цветёт махровым цветом в фильме Филипа Ренча, вот что меня взбесило до самых моих олдскульных советских печёнок. Хотя я
очень надеюсь , что мне только показалось . Может , я и вправду слишком впечатлительна, к тому же , шила в мешке не утаишь, жертва советской пропаганды; и немудрено -
больше фильмов о войне, чем мое поколение , вряд ли кто вообще мог посмотреть . А ведь были не только фильмы , но и живые разговоры с дедом, с бабушкой , с приглашенными
в школу ветеранами, ну и взрослые разговоры вокруг тоже никто не отменял. Ай, да что там говорить . По сию пору , когда при мне кто-то сомневается в том , что вторую
мировую выиграл Советский Союз ( а такое бывает, чего тут скрывать ), мне стоит больших трудов не лезть в драку . Мне . В драку . Нонсенс .
Резюмируя : костюмы
офигительные, браво костюмеру. Работа оператора, особенно солнечный свет , бьющий в окно - пять с плюсом. Исполнительница главной роли нехемульски прекрасна .
Исполнитель роли Гитлера не знаю , что хотел своим исполнением сказать . У исполнителя роли Геббельса недостаточно четкая для роли главного Каа нации дикция . Именно
так - нациидикция, пусть-ка попробует выговорить и не шепелявить при этом . Ну и … Идеологически вредный фильм , но об этом я уже бубнила два абзаца назад . Была
ли это история красавицы , которая влюбилась в деньги и власть , а потом всю жизнь за это расплачивалась ? Или история о том , что и монстры - тоже люди , во всяком
случае , на заре своей людоедской карьеры? Не могу сказать . Но в третий раз в кино не пойду точно .
«Lída Baarová», январь
2016.
Кадры из фильма и фотографии с портала iDNES.cz
1. Твид и крепдешин. И холодная волна . И берет !!!
2. И тоненько выщипанные брови . У
актрисы невероятного обаяния улыбка .
3. Эту машинку ( по фильму ) Лиде Бааровой подарили после ее первого визита в рейхсканцелярию и чаепития с вождем. На этой машинке , которую актриса
называла "Praga-Baby", она уехала из Германии в 1938 году и на ней же ее задержали американцы в 1945 для передачи чехословацким властям .
4. Киношная Лида и Прага-Бэйба на
заднем плане .
5. Ох уж эти мне
шляпки.
6. Пушистые
ресницы и доброе выражение лица Павла Крижа.
7. В фуражке фюрер более брутален
8. Ну не знаю . Как с таким лицом быть злодеем ???
9. Магда у фюрера, визит в
партком. Верните мужа ! Фюрер озабочен и сострадает .
10. Опять взгрустнулось.
11. Плюшевая овчарка с грустными
карими глазами , охраняющая покой дуче.
12. Киношная семья Бабковых : отец - Карел Бабка ( чиновник мэрии ), старшая дочь Лида Баарова ( урожденная Людмила Бабкова ), мать - Людмила Бабкова
старшая ( актриса до замужества ), младшая дочь Зорка ( тоже актриса ).
13. Лида Баарова в 1937 году
14. Лида и Густав Фрёлих, самое
начало немецкой карьеры
15. Актеры , играющие Густава и Лиду в фильме
16. Настоящая пани Баарова, Зальцбург, 1995 год
17. Великолепная Зденка Прохазкова, играющая Лиду Баарову в старости.
„To je právě to. Co
jsem z toho měla? Byla jsem pošetilá, blbá, slávou opilá a proti své vůli jsem se vlastně nepěkně zapletla do dějin. A za
tuhle pošetilost jsem strašně krutě zaplatila...“
" Так и было . Что из того вышло? Была глупа , неразумна , опьянена славой и против
своей воли неприглядно вошла в историю . И заплатила за свою глупость очень жестоко ..."