Что такое выученная беспомощность и как от нее избавиться ? Рассказывает психотерапевт
Бывает ли так , что вы
отказываетесь от желаемого , потому что не верите в себя или выбираете бездействие из-за страха провалиться ? Если да , то вероятнее всего в этом виновата выученная беспомощность . Как
распознать и побороть ее в себе и не привить своим детям — рассказывает психотерапевт , психиатр-нарколог Елена Боярская.
Что такое выученная беспомощность и как узнать ее в себе ?
Выученная, или заученная беспомощность — это такое
психоэмоциональное состояние человека , при котором он не предпринимает попыток улучшить свое положение , несмотря на то, что имеет такую возможность .
Чтобы понять , есть ли она у вас , прочтите утверждения, сформулированные американским психологом ,
основателем схема-терапии Джеффри Янгом. Отвечайте на них да/иногда/нет.
Я завишу от других людей, как физически , так и психологически.
Мне не хватает здравого смысла , чтобы делать все правильно , я часто не довожу дела до конца .
Я знаю , что на мое мнение полагаться нельзя , я не знаю , что такое норма .
Я не уверен , что смогу справиться со всем , что представляется мне в жизни .
Я уверен , что не смогу добиться успеха .
Я
думаю , что большинство людей достигают больших результатов , чем я.
Если вы
ответили да , больше чем на 4 вопроса , то, вероятно , вы имеете склонность к выученной беспомощности .
Источник : Яндекс-Картинки
Выученная беспомощность укорачивает
жизнь
Ученые 20 века не отличались большой гуманностью во время экспериментов ,
зато благодаря их исследованиям , мы узнали об этом феномене очень многое .
Первый
важный эксперимент провел в 1967 году Мартин Селигман. В три клетки он поместил собак. В первой клетке ничего не происходило. К полу второй и третьей был подведен ток . Но во второй
собаки могли отключить его нажав на рычаг , а в третьей — нет . Ток туда поступал тогда , когда решали исследователи . Когда через несколько дней дверцы клетки были открыты , животные из
первой и второй спокойно вышли , а вот жильцы третьей клетки продолжили лежать на полу и скулить . Они не пытались сбежать от тока, так как были уверены , что все равно получат разряд ,
что бы не делали . Когда этот эксперимент Селигман повторил на людях, используя шум вместо тока, результаты были совершенно аналогичными .
Источник : Яндекс-Картинки
Второй знаменательный эксперимент был проведен в 1976 году Эллен Лангер и Джудит Роден. Они
разделили жильцов дома престарелых на две группы и поселили эти группы на разных этажах.
Живущих на втором этаже заверили, что им не о чем беспокоиться : персонал возьмет всю заботу о них на себя .
Им вручили в подарок комнатные растения, но ухаживали за ними медработники. Они же выбирали фильмы , которые будут смотреть постояльцы и полностью обслуживали их в быту .
Жильцам четвертого этажа предложили самостоятельно выбрать себе комнатный цветом и ухаживать за ним. Они
также сами выбирали , что будут смотреть по телевизору , сами решали, когда им нужна помощь , а когда нет .
Когда через 3 недели обе группы были опрошены на предмет удовлетворенности жизнью , жильцы четвертого этажа оказались намного счастливее первых. Более того , через
год стало известно , что смертность пожилых среди группы второго этажа оказалась выше , чем среди участников группы четвертого этажа : 30% против 15%.
Выученная беспомощность возникает там , где нас регулярно лишают права
выбора и ответственности за наши действия .
Как родители прививают выученную беспомощность детям
Те ,
у кого есть маленькие дети , наверняка в садиках часто наблюдают такую картину : мама , опаздывающая на работу, начинает злится и говорить : «Ты не можешь , давай я сама …».
А потом удивляется , почему к первому классу, ее ребенок не одевается сам . Потому что научили . Тоже самое делают родители , выполняющие домашнее задание за
ребенка .
Постоянно лишая возможности научиться
чему то путем проб и ошибок , выполняя действия за ребенка , пытаясь сделать его удобным и правильным , вы формируете в нем выученную беспомощность .
Этим и педагоги , которые хотят сначала , чтобы дети были послушными , а потом удивляются , почему эти
послушные дети такие несамостоятельные и безынициативные.
Вырастая , эти дети
превращаются во взрослых , которые постоянно испытывают напряжение , не верят в себя , чувствуют , что ни на что не способны .
Источник : Яндекс-Картинки
Как проявляет себя выученная беспомощность во
взрослом возрасте
Люди , страдающие от этого феномена , часто не доводят дела до
конца , бросают их при первой же сложности , при первом же сопротивлении среды. Они отказываются от интересных им проектов , потому как уверены , что не потянут, хотя еще даже не
пробовали . Они часто чувствуют себя так , будто черная полоса в их жизни никогда не закончится .
История доктора :
К сожалению пандемия , которую мы не выбирали , катастрофически увеличила количество людей, обращающихся ко мне с запросом : « не хочу вставать по
утрам, не хочу ничего делать ». Мы сначала не можем свободно передвигаться , гулять , а через время начинаем отказываться , даже когда появляется возможность . И это тоже про выученную
беспомощность .
Как бороться ?
Признаться себе , что вот в таких и
таких ситуациях проявилась моя заученная беспомощность . Я хотел как лучше , но делал как всегда . Я что-то бросил не потому , что мне стало неинтересно, а потому что испугался или
посчитал , что недостаточно талантлив .
Начать делать маленькие шажки в сторону желаемого .
Приучите себя , что не обязательно делать большое дело разом и идеально . Можно делать и по чуть-чуть.
Отслеживайте свои результаты , фиксируйте их и хвалите себя за это .
Вкладывайтесь в развитие своих навыков и благодарите себя за это .
Не
обесценивайте свои действия .
Откажитесь от отношений с теми , кто постоянно обесценивает
ваши усилия , не замечает ваших успехов , от тех, для кого главное слово « недостаточно ».
Ищите тех, кто хвалит вас , благодарит , уважает и замечает ваши усилия .
Источник : Яндекс-Картинки
Как воспитывать самостоятельность и инициативность в
детях ?
Во-Первых, избавьтесь от мифа, что детей можно перехватить . Нельзя .
Позитивное подкрепление работает лучше всего , особенно с маленькими детьми в возрасте 3-5 лет . Хвалите их за любые достижения . Попробуйте сказать ему что-то вроде :
« Ничего себе ! Как быстро ты надел колготки, я даже обернутся не успела!» и в следующий раз он наденет их еще быстрее . А если каждый раз подкреплять
это еще и наградой — объятием, поцелуем — то за 25 дней можно достичь великолепных результатов в овладении каким-либо навыком или манерой поведения .
Агрессия никогда не даст таких результатов и скорее всего заставит ребенка просто сдаться . Понятно ,
что иногда трудно сдержать эмоции и не начать ругаться , когда малыш хочет делать что-то неразумное . Но дать ему выйти на мороз в маминых туфлях, где он поймет , что это холодно и
неудобно , возможно и отнимет у вас 5 минут , зато внесет неоценимый вклад в воспитание здоровой личности .
Если статья была вам полезна , ставьте лайк и подписывайтесь .
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь , ведь вся наша работа построена на обратной связи , и мы пишем
статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение , это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе .
И будьте здоровы!
ссылка - Страх того, чтобы быть
Загрузить следующую страницу
ИМЕНИ ПАДШИЙ АНГЕЛ
Список павших имен ангелов
Прочитайте больше
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ
ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (выученная беспомощность, Как бороться)
ЗЛОЙНЫЕ ПОРОКИ ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (выученная беспомощность, Как бороться)?
выученная беспомощность, Как бороться создают выученная беспомощность, Как бороться?
выученная беспомощность, Как бороться, и конец?
выученная беспомощность, Как бороться,Выученная беспомощность: эксперименты Селигмана и Майера на собаках
Статьи / Психологическое просвещение
Выученная беспомощность эксперименты Селигмана и Майера на собаках
Наверное , уже многие слышали этот популярный психологический термин . Выученная беспомощность или в оригинале «learned helplessness». Что означает это понятие ? Это приобретенный опыт , который не дает человеку даже попытаться произвести какие-то действия , ведь он заранее твердо уверен , что у него ничего не выйдет.
Примером выученной беспомощности часто приводят опыт с цирковым слоном. Маленького слоненка дрессировщик привязывает за ногу веревкой к колышку, вбитому в землю . Слоненок пытается вырвать колышек и убежать , но сил недостаточно , и в конце концов он оставляет бесполезные попытки . Уже взрослый слон с легкостью мог бы вырвать колышек из земли , но уже выучил , что это невозможно , и даже не пытается убежать , если его привязать за ногу простой веревкой.
Однако , эксперимент со слоном — скорее притча . На самом деле , учеными проводились совсем другие опыты над животными . Не менее интересные и показательные.
Феномен выученной беспомощности : суть явления
Синдром выученной беспомощности впервые описали два американских психолога : Мартин Селигман и Стивен Майер . Их определение звучит так : выученная беспомощность — это нарушение мотивации в связи с пережитой субъектом неподконтрольностью ситуации , где результат не зависел от прилагаемых усилий.
Мартин Селигман — американский психолог , основатель направления « Позитивная психология ». Он изучал философию, а затем психологию в Принстонском университете , и в течение 13 лет занимался клиническими исследованиями . Большую часть своей жизни он посвятил изучению пессимистов и оптимистов, особенностей их личностей.
В своей книге « Как научиться оптимизму » он высказывает наблюдение о том , что основные направления психологической науки, Бихевиоризм и Психоанализ, как бы отказывают человеку в собственной воле , объявляя его продуктом внешней среды. Человек формируется под воздействием собственных комплексов , сформированных в детстве, инстинктов и привитых ему общественных норм , потребностей , которые требуют удовлетворения . Все это выглядит так , будто бы у человека вовсе нет собственного выбора.
Селигман считал, что именно такой подход , будто бы человек — порождение обстоятельств , формирует у него чувство безысходности и приводит в большинстве случаев к депрессии. Многие из людей пессимистичны, им кажется , что они ничего не могут поделать со своей жизнью . В основе такого взгляда и лежит выученная беспомощность .
В детстве Селигман пережил травмирующую ситуацию : его отец перенес три тяжелых инсульта , в результате которых стал парализованным в возрасте 49 лет . Это было шокирующим событием , ведь отец Мартина был успешным , уверенным в себе человеком, которым он очень гордился. Теперь же в один момент он стал беспомощным и отчаявшимся. Это было настолько тяжело для Мартина, что определило направление работы на всю его дальнейшую жизнь .
Опыты на животных
В 1964 году молодой ученый Селигман поступил на работу в лабораторию Ричарда Д. Соломона, где тот проводил опыты на собаках по классической схеме, придуманной еще И. П. Павловым для изучения условного рефлекса. Целью исследования было выявление фундаментальных причин психических заболеваний . Однако , едва приступив к работе, Селигман обнаружил проблему : собаки отказывались « работать ».
Суть проблемы заключалась в следующем : собак подвергали опытам с использованием раздражителей : звукового сигнала и удара током. Они предъявлялись попарно : звук , затем разряд , который был довольно-таки слабым . Идея состояла с том , чтобы приучить собак связывать звук с разрядом тока и реагировать на него соответственно (пугаться ).
В главной части эксперимента собак поместили в специальный шаттл-бокс, разделенный двумя перегородками . Перегородки были невысокими . Исследователи хотели добиться следующего эффекта : собаки, пугаясь звука , так же как и электрического разряда, должны были выпрыгнуть через перегородку в безопасный отсек , чтобы избежать воздействия . Если бы они повели себя так , это бы означало , что собаки способны переносить свои эмоциональные реакции, усвоенные в одной ситуации , на другие .
Вначале собаки должны были обучиться перепрыгивать через перегородку , спасаясь от удара током. Это было несложно : обычно собаки легко обучаются таким трюкам. Однако этого не происходило, и собаки просто лежали и скулили, не пытаясь ничего с этим сделать . Это было довольно странно . Почему же они не пытались избежать болезненного разряда?
Селигман пришел к выводу , что это произошло из-за того , что в начале эксперимента собаки подвергались опытам с павловским обусловливанием, где они получали разряд тока вне независимости от того , делали они что-то или нет . То есть , собаки усвоили ранее , что они получат разряд током в любом случае , что бы они ни делали .
Это открытие потрясло Селигмана. Он понял , что никто ранее не изучал явление беспомощности , откуда оно берется, что влияет на его возникновение , и главное , как его лечить ? Ведь именно это чувство разрушило жизнь его отца !
Вот так , совершенно случайно , была открыта выученная беспомощность , а Мартин Селигман понял , в чем состоит цель его работы как ученого и психолога . Он потратил следующие десять лет , чтобы доказать , что выученная беспомощность — своего рода привычка , которой можно как научиться , так и отучиться от нее.
Селигман продолжил изучать поведение собак в лаборатории и поставил новый эксперимент .
На этот раз он разделил собак на три группы. Первая группа имела возможность отключить ток с помощью нажатия кнопки носом и таким образом избавиться от неприятного воздействия . У второй группы механизм отключения тока был «спарен » с первой группой : то есть , сами они не могли отключить ток путем нажатия на кнопку . Механизм срабатывал только в том случае , когда кто-то из собак первой группы нажимал на кнопку вместе с собакой второй группы. Третья группа собак была избавлена от каких-либо воздействий .
Далее собак планировалось поместить в уже знакомый по первому эксперименту шаттл-бокс. Гипотеза заключалась в том , что собаки из второй группы, зная , что от них ничего не зависит , не будут и пытаться что-то делать .
Коллеги Селигмана были настроены скептически . Они считали, что животные не усвоят поведение , которое не подкреплено наградой либо наказанием , то есть гипотеза противоречит основной идее бихевиоризма.
Эксперимент оказался успешным . Действительно , собаки, научившиеся отключать ток , легко перепрыгнули через перегородку , как и те , что не подвергались воздействию тока. Из восьми собак второй группы шесть даже не попытались перепрыгнуть , избежав разряда. Это было печальное зрелище , по словам Селигмана : они просто легли на дно шаттл-бокса и лежали там .
Критика бихевиористов и эксперимент Стива Майерса
Бихевиористы, как и следовало ожидать , подвергли эксперимент безжалостной критике . Ведь он опровергал всю стройную систему их школы ! И тогда другой молодой ученый , Стив Майерс, решил провести еще один смелый эксперимент .
Бихевиористы считали, что собаки оставались сидеть неподвижно , так как их пассивное поведение каким-то образом случайно поощрялось.
Майерс предложил сделать это намеренно , то есть подкреплять пассивное поведение собак и выяснить , какой выбор в итоге они сделают .
Собаки были разделены на три группы : в первой ток отключался, если собаки сидели некоторое время неподвижно , во второй собаки не могли никак повлиять на отключение тока, а третья группа была контрольной.
На втором этапе повторялся опыт с перегородкой . Таким образом , собаки, обучившиеся сидеть неподвижно , чтобы отключить разряд тока, в соответствии с теорией бихевиоризма, должны были оставаться в боксе и не перепрыгивать через перегородку .
Итак , собаки из «параллельной » группы, которые в первом случае не могли ни на что повлиять , продолжали лежать и в боксе. Собаки из контрольной группы сразу перепрыгивали через перегородку . А вот подопытные из первой группы повели себя очень интересным образом . Вначале они на несколько секунд замерли неподвижно , но , быстро поняв , что это не дает никакого результата , просто перепрыгнули через перегородку .
Таким образом , собаки, имеющие опыт контроля над прекращением боли, сохранили способность адаптироваться к ситуации ! Это был настоящий переворот в истории психологии.
Но что же стало с собаками, которые выучили , как быть беспомощными ? К счастью, их вылечили.
Селигман пишет , что ученые
«...Стали перетаскивать этих несчастных , сопротивляющихся животных через перегородку камеры туда и обратно , пока они не начали двигаться по собственной инициативе и не обнаружили , что их действия дают результат . Когда они достигали этой стадии, исцеление оказывалось стопроцентно надежным и устойчивым ».
Так что для собак история закончилась счастливо , что дает надежду и многим людям.
Как бороться с этим явлением ?
Выученную беспомощность можно победить . Безусловно , лучшим решением будет обращение к психологу , психотерапевту . Это тот случай , когда нужно работать с внутренними установками человека .
Есть несколько проверенных психологами-практиками методов , помогающих самостоятельно справиться с выученной беспомощностью :
1. Зафиксировать зону контроля. Необходимо определить те действия , которые можно совершить , чтобы действительно на что-то повлиять хотя бы в небольшой степени .
К примеру , менеджер компании не уверен , что может повлиять на решение клиента приобрести товар при холодном звонке. Но он может сделать этот звонок и провести беседу , и это — зона его влияния . Или даже несколько таких звонков. Можно определить для себя эту зону ближайшего контроля — несложных действий , которые точно приведут к результату , и записывать их каждый день в дневник успехов .
2. Важно находить хотя бы маленькие случаи в прошлом , когда что-то получилось . Это дает надежду, что то же получится и в будущем . Хвалить себя даже за маленькие успехи , не обесценивать собственные результаты .
3. Проанализировать шансы на успех в случае действия и в случае отказа от действия , а также определить для себя цену неудачи . Насколько страшно , если действие не приведет к успеху ? Какова вероятность , что все же приведет? Это в любом случае больше , чем в случае отказа от действия — отказа точно не будет , но и шанс на успех теряется .
4. Люди , страдающие синдромом выученной беспомощности , склонны прокручивать в голове одну и ту же негативную мысль многократно . Это явление называется руминацией или «мысленной жвачкой ». Очень полезно выписать эту мысль на бумагу и поработать с ней, задавая себе при этом правильные вопросы . « Почему я так думаю ? Откуда я это знаю ? Кто сказал мне это ? Какая выгода в том , что я так думаю и отказываюсь от действия ?». Такая работа помогает перестроить бесконечный внутренний монолог в конструктивный диалог с собой .
5. Отделить реальные объективные факты от своих убеждений. Как это сделать ? К любому утверждению можно попытаться подставить фразу «Я думаю , что ...» и посмотреть , как она изменится и не потеряет ли смысл .
6. И самое главное : не бояться проигрывать . Одно поражение вовсе не означает полной капитуляции. Иногда нужно выйти из ситуации , где выигрыш невозможен в принципе, ради того , чтобы сохранить себя . Это относится прежде всего к психотравмирующим ситуациям , созависимым отношениям.
Мудрый полководец отступит в неравном бою , чтобы сохранить свои силы для будущих битв.
В жизни очень важно идти вперед , хотя бы маленькими шагами, и не сдаваться перед трудностями . Даже собаки сумели справиться с ситуацией , а человек имеет намного больше возможностей . Даже если ему кажется , что их совсем нет .
Список использованной литературы :
1. Селигман Мартин « Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь ». - М., 2014 г.
2. Ильин Е. П. « Работа и личность . Трудоголизм, перфекционизм, лень ». - М.: Питер . 2011.
Автор : Надежда Козочкина, психолог
Редактор : Чекардина Елизавета Юрьевна
Источник : https://psychosearch.ru/napravleniya/social/669-learn.. Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для .