Нечестивая вражда, которая убила Томаса Беккета
Томас БекетНечестивая вражда, которая убила Томаса Беккета
Генрих II и Бекет, возможно, боролись за власть церкви, но их убийственный спор в основном подпитывался столкновением личностей, по словам Ричарда Барбера ...
Эта статья была впервые опубликована в выпуске журнала истории BBC за август 2015 года
Четверг, 23 июля 2015 г. Представлено: BBC History Magazine
Поделиться
чирикать
плюс
Журнал BBC History - 5 выпусков за £ 5
В сумерках вечером 29 декабря 1170 года архиепископ Кентерберийский Томас Бекет был убит в полумраке своего собора четырьмя рыцарями. Они прибыли днем в квартиру архиепископа, заявив, что несут послание короля Генриха II. Вскоре вспыхнул сильный аргумент, и Томас укрылся в церкви. Он решительно сопротивлялся требованию рыцарей, чтобы он стал их пленником. В ответ они попытались вытащить его из церкви, и в ходе последовавшей борьбы они вытащили свои мечи. Первый удар ранил Томаса по голове, а затем, когда кровь струилась по его лицу, один из рыцарей, Ричард Брито, «поразил его такой силой, что меч сломался у него на голове», а вся корона его Голова была отрезана. Один из последователей рыцаря использовал свой меч, чтобы извлечь мозги архиепископа через рану. Это было ужасное преступление само по себе. Но, учитывая статус жертвы и святость места, это было возмущение, выходящее за рамки понимания.
Атака была завершением долгой борьбы между королем и архиепископом, которая была отмечена почти с самого начала столкновением личностей. На карту поставлены большие проблемы. Генрих II был замечательным и разумным правителем, у которого было видение земли, в которой правосудие должно быть доступно для всех, и все должно быть равным королевскому праву. Будучи молодым человеком, он стал свидетелем катастрофической борьбы за трон между своим двоюродным братом Стефаном и его матерью Матильдой и был убежден в том, что хорошее правительство должно быть восстановлено.
У Томаса было свое видение, полагая, что во всех отношениях авторитет церкви должен быть высшим и что царь должен править как представитель церкви в светском мире. Королевское вмешательство в дела церкви должно быть прекращено, он оспаривал, после нескольких столетий, когда король мог превзойти тех, кто избрал лидеров церкви, даже кардиналов, которые выбрали самого папу.
Оба верили страстно в законы: Генри в законах царства, Томас в церковно-каноническом праве, который был недавно составлен и отредактирован в университете Болоньи.
Но эта печально известная борьба между двумя могущественными людьми началась в гармонии и дружбе. Генрих II стал королем в конце 1154 года, когда ему было всего 21 год, после внезапной смерти Стивена. Его главным советником в начале своего правления был Теобальд, архиепископ Кентерберийский; И именно Теобальд назначил 35-летнего клерка на его службе, чтобы быть канцлером короля, фактически его главным клерком. Это был Томас Беккет, сын умеренно богатого лондонца, который 12 лет назад присоединился к дому Теобальда в качестве первого шага к карьере в церкви. Он стал фаворитом Теобальда и был отправлен в Болонью и Осер, чтобы изучить закон о канонах, прежде чем стать архидиаконом Кентербери. Томас был очаровательным, сообразительным и верным слугой.
Проведя свои ранние годы в очень светской среде лондонских купеческих семей, Томас легко передал королевскую службу и королевский двор. Но то, что никто не мог предвидеть, - это необычная дружба, которая возникла между Генри и канцлером и то, как Томас преобразовал свой довольно прозаический пост - по крайней мере, по внешнему виду - к величайшему офису под короной.
В книжной живописи c1280-1300 показан король Генрих II, «замечательный и умный правитель ... подверженный катастрофическим вспышкам характера». (© AKG Images)
Генри никогда не наслаждался великолепием и предпочитал, даже в праздничные или церемониальные случаи, одеваться как можно проще. Когда нужно было договориться о союзе с Францией, чтобы быть опечатанным обручением старшего сына Генри, также называемого Генри, Маргарет, дочери Людовика VII - король послал Томаса вперед, чтобы заняться деловыми аспектами альянса. Помня о необходимости произвести впечатление на французов, король также призвал его создать великолепный показ. Сказать, что Томас справился с задачей, - это что-то вроде преуменьшения. Для начала он взял 24 смены одежды, много шелковых изделий (которые он отдал), все виды меха, плащи и богатые ковры. Когда он вошел во Францию, ему предшествовали 250 лакеев, которые пели, когда они шли. Последовали восемь вагонов с его провизией и мебелью для его часовни, спальни, спальни и кухни. Сокровища Томаса - золотая и серебряная тарелка, деньги и книги - были перенесены на 12 пакетиков. Обезьяны поехали на задворках колясок. За этим шли оруженосцы с щитами их хозяев и ведомые их конями, сокольники с ястребами на запястьях и члены семьи канцлера.
Наконец, впереди были рыцари и священнослужители, появился сам канцлер, сопровождаемый близкими друзьями. «Какой чудесный человек должен быть королем Англии», - должны были воскликнуть французы, «если его канцлер путешествует в таком великом государстве!» Как выяснилось, Генри пришел скромно одет и сопровождался просто горсткой рыцарей.
Король часто дразнил Томаса о его восторге в богатом платье. Однажды, когда они ехали по Лондону, Генри увидел старика в оборванном пальто и предложил своему канцлеру, что это будет благотворительная акция, чтобы дать ему плащ. «Да, - сказал Томас, - вы, как король, должны позаботиться об этом». При этом Генри схватил великолепный мыс Томаса и, после короткой схватки, снял его и отдал бедному человеку.
Священнослужитель Уильям Фитцстефен писал, что «когда деловое дело было занято, король и Томас бы вместе играли вместе, как мальчики того же возраста, в зале, в церкви и вместе катались». Он также описывает развлечения Томаса: «Он почти никогда не обедал без компании разных графов и баронов ... Его доска была великолепна с золотыми и серебряными сосудами и изобиловала изысканными блюдами и драгоценными винами». И сам Генрих придет: «Иногда король, Лук в руке, когда он вернулся с охоты или собирался отправиться в путь, поехал верхом в зал, где канцлер сидел за столом ... иногда он прыгал через стол и садился с ним с ним. Никогда в течение всей христианской эры не было двух человек более одного ума или лучших друзей ».
И когда англичане вторглись в графство Тулуза осенью 1159 года, Томас, похоже, командовал армией после того, как Генри ушел, чтобы сразиться с французами в Нормандии. «Подняв хауберка и шлем, канцлер поставил себя во главе сильной силы и штурмовал три замка, которые были сильно укреплены и неприступны. Затем он пересек Гаронну своими войсками в погоне за врагом и, подтвердив всю провинцию в своей верности королю, вернулся с большой благосклонностью и честью ». Судя по всему, Томас наслаждался своей ролью великого светского магната ,
Через шесть лет после того, как Томас стал канцлером, его старый мастер, архиепископ Теобальд, умер. К настоящему времени планы Генри по установлению королевской власти и справедливости идут полным ходом, и, как Томас, вероятно, помог им развить их, он казался очевидным выбором для замены Теобальда. Вероятно, Генри получил благословение папы Александра III, прежде чем рассказать Томасу о назначении.
И с этим начинается трагедия. Томас был избран в мае 1162 года. По словам современного историка, «он сбросил мирянина и стал полным архиепископом». В начале июня он подал в отставку канцлера, по-видимому, по совету самого старшего из английских епископов Генриха Блуа, епископа Винчестерского, и может быть, что его отношения с королем уже на исходе. Позже было сказано, что Томас уже предупредил Генри, что его назначение на пост архиепископа будет смертельным для их отношений. В этом он оказался впечатляюще предсказуемым.
Но даже если детали преувеличены, внезапное изменение Томасом от великого государственного чиновника с соответствующей светской помпой аскетическому архиепископу с тех пор озадачило историков. Испытывал ли он такое обращение, как Святой Павел на дороге в Дамаск? Очевидный контраст между Томасом как канцлером и Томасом как архиепископом столь же острый, как между Саулом, преследователем христиан и святым Павлом, как отцом церкви.
Еще более озадачивает его неустанная позиция в отношении программы правосудия, которую он помог Генри начать в эти ранние годы царствования царя. Поскольку кто-то обучался каноническому праву и обладал английским королевским правом, Томас, должно быть, знал, что существует много моментов, по которым намерения Генри могли привести его в конфликт с церковью. Однако с самого начала есть все признаки того, что он решил не вести переговоры или давать основания, а защищать привилегии церкви изо всех сил.
Став архиепископом, Томас попытался восстановить земли, захваченные из церкви Кентербери во время правления Стефана. У него было разрешение короля сделать это, кажется, но он столкнулся с проблемами. В стратегически важном замке в Тонбридже теперь был Роджер де Клэр, граф Хертфорд, один из самых влиятельных баронов Генриха. Томас отлучил другого важного лорда, Уильяма Эйнсфорда, за иск в церковь в Эйнсфорде, но Генри заставил архиепископа освободить Уильяма.
Бекет явно наслаждался его ролью светского магната, но, будучи назначенным в архиепископство Кентерберийского собора, он защищал привилегии церкви по рукопашному бою. (© Getty)
Зная ум и решимость Генри, Томас, возможно, опасался, что, если он уступит в любой спорный момент, Генри только надавит на него. Но в июле 1163 года на совете, проведенном во дворце Вудстока, Томас напал на предложение Генриха, которое было по существу реформой налогообложения с небольшим конфликтом с церковным правом. Он сделал это на том основании, что это было беспрецедентное и произвольное нововведение, как будто он стал защитником древних королевских обычаев Англии. Прошло уже два года с тех пор, как он впервые узнал, что он должен быть архиепископом, и в это время он перешел от сторонников планов Генри к прямой оппозиции.
Этот злобный подход пронизывает отношения архиепископа с королем всю оставшуюся жизнь - и Генри, известный своим жестоким нравом, ответил натурой. Однако действия короля пахнут холодной и решительной решимостью унизить архиепископа. Томас настаивал на том, что мы теперь называем «благо духовенства», праве любого человека на священные приказы судить в церковном суде и только в церковном суде. Такие «преступные клерки», как их называли, не могли быть заключены в тюрьму королем или казнены. В ответ Генри напал на Томаса лично. Король подстрекал его против него со времен канцлера, требуя от него огромные суммы, которые архиепископ не мог заплатить.
Освещение 14-го века показывает Генри II в разговоре с Томасом Беккетом. Дружба пары оказалась кислой, и архиепископ был преисполнен решимости препятствовать каждому движению Генри - подход, который неоднократно разгневал царя. (© AKG Images)
Это был самый слабый момент Генриха во многих отношениях: он отвечал на вопрос, который поразил суть различий между новыми амбициями церкви и королевской повесткой дня с личной атакой на Томаса. Казалось, он пытался доказать, что даже архиепископ может быть привлечен к ответственности в королевском дворе.
Эти претензии против Томаса и аргумент о том, можно ли его судить за них в светском суде, пришли в голову на совете в Нортгемптоне в 1164 году. Томас усугубил свои преступления в глазах короля, противопоставив положения документа Излагая в письменной форме древние обычаи Англии, которые Генри представил на более раннем совете в Кларендоне в январе 1164 года. Теперь, в Нортгемптоне, эта напряженность вспыхнула в открытом конфликте. И не только король имел топор, чтобы размалывать с Томасом: великие магнаты, которые никогда не любили сына выскочка купца, кричали оскорблениям, когда он заявил, что бароны не имеют права сидеть на суде на него. Томас, однако, не поддерживал достойную тишину, но швырнул оскорбление.
Тот же дурной характер проявился, когда Томас, опасаясь за свою безопасность, бежал во Фландрию. Там его посетил судья (главный судья) Ричард де Люси, который умолял его вернуться в Англию. Томас отказался, и встреча закончилась яростной ссорой, в ходе которой де Люси сняла почтение, которое он когда-то заплатил архиепископу.
Бекет встречает Папу Александра III. Боясь спровоцировать гнев Генриха II, понтифик не хотел предлагать Бекке свою полную поддержку. (© Bridgeman)
Обе стороны обратились к Папе Александру III, и он, вероятно, предпочел бы вернуть Томаса на рукоять - если бы не тот факт, что он был одним из двух пап. Император Священной Римской империи, Фридрих Барбаросса, только что признал соперника Александра, Виктора IV, как понтифика, и, опасаясь, что Генрих II мог бы сделать то же самое, Александр стремился достичь компромисса. Летом 1165 года он приказал Томасу никоим образом не спровоцировать царя до Пасхи 1166 года, так что он хотел сохранить добрую волю Генриха. Как только запрет истек, Томас - в движении, удивившем даже самых близких советников, - начал разрушительную серию изгнаний против английских епископов и баронов, избавляя только самого короля. Когда жертвы сразу обратились к папе, поселение оказалось менее вероятным, чем когда-либо.
Но нужно было найти поселение, и папа начал бесконечные переговоры о возвращении Томаса. Встречи с легатами, присланными папой, расстроились в ярости, но были редкие моменты, когда Томас и Генри встретились и, казалось, возобновили свою давнюю дружбу - и, как результат, мирные условия были в конечном итоге согласованы. Тем не менее, соперник вскоре сломался в захватывающем стиле.
Значок паломника-паломника показывает, что Беккет стоит на корабле, возвращаясь в Англию из его ссылки на континент. Через месяц он будет мертв. (© Art Archive)
Против традиции, но не церковного права - старший сын Генри, также известный как Генри, был коронован королем архиепископом Йоркским и епископами Лондона и Солсбери в начале этого года, чтобы гарантировать, что он сменил отца. У Генри несколько лет назад были письма от папы, дающие разрешение на церемонию. Томас возмездился натурой, используя письма об отлучении от них, которые выдал папа, и некоторое время назад.
Это был поступок человека, одержимого мести, а не того, кто собирался отвоевать свою позицию путем примирения и терпеливых переговоров. Ставя под сомнение правильность коронации, Томас поразил сердце одной из самых заветных схем Генри. В годы изгнания архиепископ, казалось, потерял суждение о делах и ушел в стальную горечь.
В этом он был не одинок: ярость Генри с Томасом, когда он услышал новости во Франции, также привел его к потере контроля. Как бы то ни было, он сказал собравшимся придворным, - и у нас есть только отчет одного из биографов Томаса, которого нет, - его ярость вдохновила четырех рыцарей на посадку на берег, взять корабль в Англию и встретиться с архиепископом. По этому поводу непримиримость и ярость породили кровавое убийство.
Томас Бекет отправляется из Генриха II в Монтмайл во Франции после того, как переговоры между ними сломались. Он скоро возразил бы против решения Генри, чтобы его сын был коронован королем - шаг, который пошлет их отношения к новым минимумам. (© Bridgeman)
Из-за отсутствия свидетельств очевидцев или личных писем историкам может быть трудно проследить настроения и мотивы людей, о которых они пишут. Но в этом случае у нас есть много доказательств, в основном от биографов Томаса в годы после его смерти - и от его собственных писем. Гораздо меньше на стороне Генри, но даже те, кто его хорошо знал, не пытаются скрыть свой жестокий характер и упрямство. Только экстремальные сцены его катания по полу, жующие камыши и разрывающие его одежду, когда в ярости подпадают под подозрение, поскольку они кажутся слишком близкими к медицинским описаниям безумия.
Легко изобразить Генри как злодея части, как это сделали некоторые историки, описывая царя, окруженного «скользкими» советниками, «чувствуя себя совершенно униженным» и «резкими оскорблениями». Это не в источниках, даже самых враждебных.
Я лично вижу Генри как классного и расчетливого человека, склонного к случайным катастрофическим вспышкам характера. Томас, тем временем, встречается столь же решительно, но решительно недипломатично, искренне духовно в своем изгнании, но в конечном счете не знает себя - человека, который в критические моменты полагался на совет своих последователей.
Конечно, в ссоре между Генри и Томасом были высокие принципы и глубокая политика, и нет сомнений в том, что проблема как королевской, так и папской власти оказалась неразрешимой проблемой. Но результат усугублялся двумя главными героями. Томас, несмотря на его святость и незаслуженную мученическую смерть, так же виноват, как и Генри. Действительно, поэт Норман, который в 1169 году описал Генри как непорочного и Томаса как несправедливого, может иметь больше точки, чем мы знаем. То, что должно было быть аргументом, как бы горячо оспаривалось, проводилось между высшими представителями церкви и государства, смертельно запуталось в столкновении личностей.
Ричард Барбер - историк, который написал несколько книг по средневековой Англии, включая Эдварда III и Триумф Англии (Allen Lane, 2013).
Тип статьи: | Журнал истории BBC | Люди в истории | Великобритания | Kings & Queens | Особенности |
Как это? Попробуйте эти:
Томас Бекет и купание 16-го века
Томас Беккет и вторая мировая война
Король и его замок: как Генрих II восстановил свою репутацию
Средневековые граффити: потерянные голоса церквей Англии в средние века
Каносса: средневековое столкновение между церковью и государством
Каменистые отношения христианства с сексом
Доисторическая религия: загадка, которую мы никогда не разрешим
В картинках: короли и королевы по истории
Религия и война#8592; История Германии. Оглавление
Следующее Предыдущее Главная страничка
Tags: Коломийцев, Тайны Великой Скифии, Черняховская цивилизация, Ясторфская цивилизация, германцы, готы, кельты. Посмотрите видео ниже, где следовательно, как менялась ее наружность.
Источник:... .
.
.
ТОМАС БЕКЕТ: БИОГРАФИЯ
Томас Бекет жизнеописание, фото, летописи - одна из главных фигур в британской летописи xii века, сначало канцлер Генриха ii, потом архиерей Кентерберийский с 1162 по 1170 годы
21 декабря 1118 - 29 декабря 1170
одна из главных фигур в британской летописи xii века, сначало канцлер Генриха ii, потом архиерей Кентерберийский с 1162 по 1170 годы
РАННИЕ ГОДЫ
Томас Бекет родился в Чипсайде, Лондон, в семье торговца Гилберта Бекета и его супруги Матильды. Отец Томаса был сыном рыцаря, в юности стал торговцем, приобрёл недвижимость в Лондоне и жил тут на финансы от аренды. Известна сказка, что мама Томаса была мусульманской принцессой, встретившейся с Гилбертом во время его паломничества в Святую землю, последовавшей за ним в Англию и принявшей там испытание. Установлено, что сказка не владеет под собой оснований и появилась чрез три века после смерти архиепископа. О влиятельности и имуществе семьи Бекетов разрешено осуждать по тому, что Гилберт и Матильда были погребены в храме святого Павла.
Первоначальное воспитание в рыцарском духе Томас Бекет получил под управлением друга собственного отца Ришара де л’Эгль, а изначальное образование — в английском монастыре Мертон. Затем он учил гражданское и каноническое преимущество в Парижском и Болонском институтах. По возвращении в Англию в 1142 году Бекет поступил на службу к архиепископу Кентерберийскому Теобальду и скоро стал одним из его деятельных помощников. В 1148 году Бекет сопровождал Теобальда на храм в Реймсе, в 1152 году он был представителем архиепископа в Риме и достигнул от папы послания, запрещавшего коронацию сына Стефана Блуаского. В 1154 году Бекет стал архидиаконом Кентербери, а потом по советы Теобальда новейший британский повелитель Генрих ii провозгласил Бекета канцлером.
St. Thomas becket
Все видео
Понравилось 6Не понравилось 1Не по темеНе работает
КАНЦЛЕР ГЕНРИХА ii. ИЗБРАНИЕ АРХИЕПИСКОПОМ
Томас Бекет был канцлером в движение 7 лет( 1155-1162 годы), за это время он достигнул значимого политического воздействия и поддерживал с Генрихом ii дружественные дела. Бекет был наставником преемника престола Генриха Молодого; хронисты закрепили слова царевича, что канцлер демонстрировал ему более отеческой любви за один день, чем близкий отец за всю жизнь. В 1158 году Бекет возглавлял полпредство в Париж и удачно провёл переговоры о браке собственного ученика с дочерью Людовика vii. В 1159 году Бекет практически управлял боевым походом на Тулузу, а потом командовал и иными военными операциями. В конфликтах меж Генрихом ii и Теобальдом Бекет постоянно воспринимал сторону короля. Так Бекет достигнул взимания земляного налога с богатства, принадлежавшего Церкви. В среде духовенства Бекет несомненно числился " человеком короля ", благодарячему лишь под давлением Генриха ii капитул Кентербери после погибели Теобальда выбрал Томаса Бекета новеньким архиепископом Кентерберийским. К моменту собственного избрания в архиепископы Бекет не был рукоположен даже в сан священника.
КОНФЛИКТ С КОРОЛЁМ И ИЗГНАНИЕ
Назначив собственного друга и советчика на кентерберийскую кафедру, Генрих ii доверял подчинить себе английскую Церковь и отнять её ряда привилегий. Тем не наименее, сходу же после собственной хиротонии Томас Бекет отказался от поста канцлера и стал жить политику, совсем противоположную ожиданиям короля. Архиепископ начал ряд судебных действий против лиц, незаконно захвативших церковную собственность в период гражданской борьбы. В октябре 1163 года повелитель на собрании духовенства в Вестминстере объявил о намерении завести новейшую вручить с церковных земель и дать расследования уголовных правонарушений клириков из ведения церковных судов светским судам; Бекет грубо выступил против царских инициатив. Кроме такого, Бекет после собственного назначения архиепископом, поменял образ жизни — ежели ранее он вёл обыденную жизнь придворного, то после принятия сана стал отдаваться аскетическим практикам, немало молиться, учиться благотворительностью. 30 января 1164 года на собрании знати и духовенства в Кларендонском замке Генрих ii предъявил присутствующим для подписания так именуемые Кларендонские конституции — 16 статей, значительно ограничивавшие привилегии Церкви. Так, 3-я статья обязывала клириков, обвинённых в уголовных грехах, стать и перед светским, и перед духовным судами. 4-я статья запрещала епископам и клирикам оставлять Англию без разрешения короля, а, в случае получения такового разрешения, обязывала их письменно обеспечивать монарху, что во время присутствия за границей они не будут переносить вред короне. 7-я статья запрещала изменять анафеме или интердикту царских вассалов и чиновников без разрешения монарха. Статьёй 11-й на епископов, аббатов и клириков, держащих фьефы от короны, налагались все повинности вассала; 12-я статья передавала королю финансы от вакантных епархий и аббатств, ею же определялось, что замещение вакантных церковных постов может происходить лишь по согласию короля, а претенденты обязывались приводить присягу справедливости монарху.
Присутствовавшие в Кларендоне представители духовенства одобрили конституции, но Бекет, хоть и заявил о собственном гармонии с их вхождением, отложил их подписание. Папа Александр iii отказался признать конституции, так как они противоречили каноническому праву( в частности, за одно и то же грех клирики обязаны были быть судимы дважды — светским и духовным судами); вдогон за отцом Томас Бекет втомжедухе объявил об отказе от подписания Кларендонских конституций. В протест 8 октября 1164 года Генрих ii на совете в Нортгемптоне обвинил архиепископа в тратах казны в период его канцлерства. Томас Бекет объявил о собственной неподсудности царскому совету и бегал во Францию.
St. Thomas becket
Все видео
Понравилось 6Не понравилось 1Не по темеНе работает
ВОЗВРАЩЕНИЕ В АНГЛИЮ И МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ
Вопреки потребностям Генриха ii французский повелитель Людовик vii с честью принял изгнанного архиепископа Кентерберийского. Большую дробь собственного изгнания( 1164—1170) Бекет провёл в цистерцианском аббатстве Понтиньи, но потом опасности Генриха ii в отношении британских цистерцианцев принудили Бекета переехать в Санс. Всё это время Бекет находился в центре вселенской политики, переписываясь с Людовиком vii, Александром iii и с сицилийской королевой Маргаритой Наваррской. Бекет уверял папу достигнуть отмены Кларендонских конституций маршрутом внедрения последних мер — анафемы и интердикта — против Генриха ii. Но Александр iii, сам вынужденный нестись из Италии, где ему противостоял правитель Фридрих Барбаросса и его ставленники — антипапы, не хотел ссориться с вероятным союзником Генрихом ii.
Ситуация поменялась лишь в июне 1170 года, когда по указанию Генриха ii его сын и преемник Генрих Молодой был коронован в Йорке. Церемонию сделали архиерей Йоркский и епископы Лондона и Солсбери, желая обычно британских правителей венчали на королевство архиепископы Кентербери. Протест Бекета был на этот раз поддержан Александром iii, угрожавшим Генриху ii интердиктом. 22 июля 1170 года Генрих ii, находившийся в этот момент в Нормандии, примирился с Бекетом. В качестве знака царского сожаления Томас Бекет потребовал от короля издать в Англии папские послания, осуждавшие Кларендонские конституции, и низложить трёх епископов, совершивших йоркскую коронацию. Невзирая на восстановление конфликта, Генрих ii позволил Томасу Бекету возвратиться в Англию. В декабре 1170 года Томас Бекет возвратился из изгнания с триумфом: его и лодку, в которой он высадился на сберегал, восхищенные богомольцы несли на руках до Кентербери. Ободрённый таковой встречей Томас Бекет немедленно отлучил от Церкви трёх виновных епископов. Узнав об этом, находившийся в Нормандии Генрих ii, сообразно распространённой легенде, злобно воскликнул: " Неужели никто не избавит меня от этого мятежного священника? " В хронике Эдварда Грима, современника Бекета, зафиксирован иной вариант: " Каких же ничтожных трусов и предателей я кормил и призрел в моём доме, что они разрешают подлому священнику обижать их государя? " Четверо рыцарей( Реджинальд Фитц-Урс, Хьюг де Моревиль, Уильям де Траси и Ричард ле Бретон) восприняли слова короля в качестве указа и немедленно отбыли в Кентербери.
По показаниям кентерберийского монаха Гервасия и летописца Эдварда Грима, рыцари накинули плащи на свои доспехи и оставили орудие под сикаморой у входа в Кентерберийский храм. Встретив архиепископа, они сказали ему, что повелитель вызывает его для суда в Винчестер, но Бекет отверг это требование. Рыцари возвратились за орудием и уже вооружённые ворвались в храм, где архиерей обязан был председательствовать вечерню. Убийцы настигли Бекета на ступенях, водящих к алтарю, на котором обязана была совершаться вечерня, и нанесли ему 4 удара клинком по голове. Лишь на 3-ем ударе архиерей свалился со словами: " Я принимаю погибель во имя Господа и даю свою душу на суд Божией Церкви ". Четвёртый удар клинком раздробил ему голову. После этого убийцы бегали из храма( 29 декабря 1170 года).
St. Thomas becket
Все видео
Понравилось 6Не понравилось 1Не по темеНе работает
ПРОСЛАВЛЕНИЕ В ЛИКЕ СВЯТЫХ
Убийство архиепископа у алтаря в его своем кафедральном храме потрясло средневековую Европу. Уже 21 февраля 1173 года папа Александр iii причислил священномученика к лику святых. Культ святого скоро распространился по Европе: уже в xii веке его изображения возникают на Сицилии( мозаики апсиды храма Монреале) и Кастилии( храм святого Николая в Сориа. В Англии усыпальница Томаса Бекета стала помещением массового паломничества. Традиционный маршрут паломников начинался в Саутуарке( тут 23 декабря 1170 года крайний раз проповедовал архиерей перед отправлением в Кентербери) и длился до Кентербери. Масштаб паломничества был таковым, что вызвал к жизни Лондонский мост( по нему паломники проходили в начале странствия и при его завершении), выстроенный поначалу в дереве, а потом в кремне. Именно в паломничество к гробнице Томаса Бекета направлялись герои " Кентерберийских рассказов " Джеффри Чосера — главного литературного творения на британском языке.
12 июля 1174 года к гробнице Томаса Бекета прибывал с покаянием босой Генрих ii Плантагенет. 7 июля 1220 года мощи святого, хранившиеся в крипте храма, были перенесены в шикарную раку в капелле Святой Троицы Кентерберийского храма.
Сообщения о чудесах, происходивших у мощей Томаса Бекета, возникли сходу после его мученической кончины. Помимо данных чудес Бекет популярен собственным внутренним перерождением: из разгульного весельчака — царского товарища и собутыльника он после рукоположения перевоплотился в серьезного аскета. После его кончины на его теле была найдена втайне носимая им власяница. Житие святого Томаса Бекета было включено в Золотую легенду.
Коллекта праздника святого Фомы Бекета 29 декабря:
ГЕНРИХ viii И ТОМАС БЕКЕТ
В ходе британской Реформации в 1538 году по указу Генриха viii усыпальница Томаса Бекета была вскрыта; принесённые в дар святому и украшавшие её ценности были конфискованы; один из бриллиантов был помещён в царский скипетр. В том же году был издан официальный запрещение называть Бекета святым, из церквей были изъяты его изображения, а из богослужебных книжек — все упоминания о нём. Утверждается втомжедухе, что Томаса Бекета по указу Генриха viii судили посмертно по обвинению в гос измене и обманном присвоении себе титула святого.
Невзирая на официальное гонение Генрихом viii, почитание святого сохранилось в народном благочестии, были сохранены почтивсе его изображения и рукописи. Считается, что мощи святого были сожжены, а останки развеян по ветру, но официального доказательства этому нет. Поэтому времяотвремени утверждается, что мощи были тайком перезахоронены. В 1888 году в крипте Кентерберийского храма неподалеку от начального места погребения Томаса Бекета были найдены остатки, можетбыть являющиеся спасёнными силами святого.
В КУЛЬТУРЕ
Томас Бекет является основным богатырем драмы " Беккет, или Честь Божья ", написанной Жаном Ануем в 1959 году. Сюжет сооружен на катастрофическом столкновении 2-ух былых товарищей, Генриха ii и Томаса Бекета, тяжко переживающих невозможность восстановления бывшей дружбы.
По мотивам вышеупомянутой пьесы Жана Ануя в 1964 году Питером Гленвиллом был снят кинофильм " Бекет ". Главные роли в кинофильме исполнили Ричард Бёртон( Томас Бекет) и Питер О’Тул( Генрих ii). Фильм номинировался на 12 премий " Оскар " и выиграл одну из номинаций( Лучший приспособленный сценарий), а втомжедухе был удостоен премии " Золотой глобус " за наилучший кинофильм в жанре драмы.
История взаимоотношений Томаса Бекета и короля Генриха ii рассматривается в новелле Конрада Фердинанда Мейера " Святой "( 1879). Первоначально книга называлась " Святой, каким Ганс-арбалетчик его знал ". В заглавии использовалось имя героя-рассказчика, постороннего наблюдающего, немца Ганса, с его субъективным взором на произошедшее.
Сохранить.
.
.
.
.