Первая рождественская открытка

V&A проявляет особый интерес к сбору и демонстрации поздравительных открыток с момента своего основания. Наш директор-основатель Генри Коул отправил первую рождественскую открытку в 1843 году. Сейчас у нас есть национальная коллекция открыток на все случаи жизни, насчитывающая более 30 000 экземпляров, более половины из которых посвящены Рождеству. Откройте для себя истоки этой викторианской традиции.

Генри Коул (1808–1882) был видным государственным служащим, педагогом, изобретателем и первым директором V&A. В 1840-х годах он сыграл важную роль в реформировании британской почтовой системы, помогая создать Uniform Penny Post, которая поощряла рассылку сезонных поздравлений на украшенных бланках и визитных карточках. Рождество было напряженным временем в семье Коула, и из-за скопления неотвеченной почты требовалось решение, позволяющее сэкономить время. Генри обратился к своему другу, художнику Джону Каллкотту Хорсли, чтобы проиллюстрировать свою идею.

Greetings card, John Callcott Horsley, 1843, England. Museum no. MSL.3293-1987. © Victoria and Albert Museum, London.
Открытка, Джон Коллкотт Хорсли, 1843, Англия. Музей № MSL.3293-1987. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.

В дневниковой записи Коула от 17 декабря 1843 года записано: «В Evg Horsley приехал & принес свой дизайн для рождественских открыток ». Дизайн Хорсли изображает три поколения семьи Коул, поднимающих тост на центральной, раскрашенной вручную панели, окруженной декоративной решеткой и черно-белыми сценами, изображающими акты дарения; двойное послание было празднованием и благотворительностью. Затем Коул заказал типографию для переноса дизайна на карточки, распечатав тысячу копий, которые можно было персонализировать с помощью рукописного приветствия. Сам Хорсли персонализировал свою открытку для Коула, нарисовав крошечный автопортрет в правом нижнем углу вместо своей подписи вместе с датой «Рождество, 1843».

Рождественская открытка Коула также была опубликована и выставлена ​​на продажу по шиллингу за штуку, что было дорого в то время, и это предприятие было признано коммерческим провалом. Но 1840-е годы были периодом перемен, когда принц Альберт представил британской публике различные немецкие рождественские традиции, включая украшенную рождественскую елку.

Коул, возможно, опередил свое время, но коммерциализация Рождества шла полным ходом, чему способствовали события в издательской индустрии. Более доступные рождественские подарочные книги и сувениры были нацелены на растущий средний класс, и авторы откликнулись на эту тенденцию: Чарльз Диккенс написал рассказы на рождественскую тему для журналов Household Words и Круглый год и опубликовал Рождественский гимн в 1843 году. К 1870-м годам Рождественский тренд утвердился.

Pencil sketch design for the second Christmas card, William Maw Egley, 1848, England. Museum no. E.12-1940. © Victoria and Albert Museum, London
Эскиз карандаша для второй рождественской открытки, Уильям Мо Эгли, 1848, Англия. Музей № E.12-1940. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Вторая рождественская открытка, разработанная художником Уильямом Мо Эгли (1826–1916), появилась несколько лет спустя, в 1848 году (когда-то считалось, что она предшествует открытке Хорсли, поскольку дата была неверно интерпретирована как 1842 год). Дизайн заметно похож на первую открытку: на обеих изображены сцены праздничного веселья среднего класса, совмещенные с актами сезонной благотворительности, и обе были напечатаны на отдельных листах размером с дамскую визитку.

Valentines card with paper lace, unknown, mid 19th century, possibly England, USA or France. Museum no. E.2236-1953. © Victoria and Albert Museum, London
Валентинка с бумажным кружевом, неизвестно, середина 19 века, возможно, Англия, США или Франция. Музей № E.2236-1953. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

На рождественские открытки повлияли уже популярные валентинки. В них использовалось «бумажное кружево» (тисненая и перфорированная бумага) и слои, которые открывались, чтобы показать цветы и религиозные символы, включая ангелов, наблюдающих за спящими детьми. Викторианский период расцвета рождественских открыток (1860–1890 гг.) Был вызван новыми процессами и методами печати, в которых сочетались цвет (хромолитография), металлические чернила, аппликации на ткани и высечка для создания открыток сложной формы.

Religious Christmas card, Marcus Ward & Co., about 1870, England. Museum no. 15780:46. © Victoria and Albert Museum, London
Религиозная рождественская открытка, Marcus Ward & Co., около 1870 г., Англия. Музей № 15780: 46. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

«Эстетические» открытки, произведенные в этот период, считались изысканными или искусно изысканными. Продававшиеся в книжных магазинах и канцелярских принадлежностях, они были дорогими, по «девяти пенсов за два рисунка» (с обертки в коллекции) и нацелены на буржуазных покупателей. Такие издатели, как Hildesheimer & Компания импортировала более дешевые карты из Германии, прежде чем в 1879 году выпустила «пенни-корзину», которая содержала около дюжины карточек и продавалась через табачные лавки, магазины тканей и игрушечные магазины. Почтовая марка Half Penny Post, представленная в 1894 году, еще больше увеличила продажи рождественских открыток, при этом наиболее популярным стал менее дорогой формат открыток (как для покупки, так и для отправки).

Left to right: Shaped Christmas card with paper lace, unknown, about 1870, England. Museum no. E.1938-1953. © Victoria and Albert Museum, London. 'A Merry Christmas' (card with paper lace), unknown, 1860 – 80, England. Museum no. 
E.1925-1953. © Victoria and Albert Museum, London.
Слева направо: фигурная рождественская открытка с бумажным кружевом, неизвестно, около 1870 года, Англия. Музей № E.1938-1953. © Музей Виктории и Альберта, Лондон. & # 39; С Рождеством Христовым! (открытка с бумажным кружевом), неизвестно, 1860-80 гг., Англия. Музей № E.1925-1953. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Викторианцы обменивались, выставляли и собирали рождественские открытки в огромных количествах. В процессе они создали знакомую теперь иконографию Рождества. В этот период дебютировали многие значимые символы и декоративные элементы, которые мы ассоциируем с праздничным сезоном: зимние сцены с малиновками, падубом, вечнозелеными растениями, деревенскими церквями и снежными пейзажами; а также сцены сезонных ритуалов и вручения подарков в помещении, от украшения деревьев и рождественского ужина до Санта-Клауса, детских игр, персонажей пантомимы и рождественских крекеров - еще одно викторианское изобретение.

Christmas cards, late 19th century, England. Museum numbers (clockwise from top): E.1996-1953/E.378-1971/ E.1971-1953/E.380-1971. © Victoria and Albert Museum, London
Рождественские открытки, конец 19 века, Англия. Номера музеев (по часовой стрелке сверху): E.1996-1953 / E.378-1971 / E.1971-1953 / E.380-1971. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Известные иллюстраторы создали дизайн для рождественских открыток: Линни Уоттс адаптировала свои пронзительные детские рисунки (подписанные ее монограммой LW), а художник Гарри Пейн, прославившийся своими точными изображениями военной формы, превратили сентиментальные изображения солдат в рождественские открытки, объединяющие семьи и друзей по всей Британской империи.

Left to right: Christmas card, designed by Harry Payne, published by Raphael Tuck & Sons Ltd., about 1887. Museum no. E.230-1952. © Victoria and Albert Museum, London. Christmas card, designed by Linnie Watt, published by Hildesheimer & Faulkner, about 1880, England. Museum no. E.2090-1952. © Victoria and Albert Museum, London
Слева направо: рождественская открытка, созданная Гарри Пейном, опубликованная Raphael Tuck & ООО "Сыновья", около 1887 г. E.230-1952. © Музей Виктории и Альберта, Лондон. Рождественская открытка, разработанная Линни Ватт, изданная Hildesheimer & Фолкнер, около 1880 г., Англия. Музей № E.2090-1952. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Christmas card, probably Ernest Nister, 1890 – 1900, England. Museum no. B.414-1993. © Victoria and Albert Museum, London
Рождественская открытка, вероятно, Эрнест Нистер, 1890-1900, Англия. Музей № B.414-1993. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Такое искреннее общение было готовым подарком на память, а коллекционирование рождественских открыток стало страстью среднего класса. В своей книге История рождественской открытки (1954) коллекционер Джордж Будай предположил, что «рождественская открытка с самого начала была более тесно связана в умах отправителей с социальным аспектом - праздниками. связано с Рождеством, а не с религиозной функцией сезона », и описывает викторианское увлечение рождественскими открытками как« появление формы популярного искусства ».

Будай подарил музею свою обширную коллекцию открыток, что позволяет проследить эволюцию традиций на основе десятилетий примеров. На рубеже веков Дед Мороз - добрый викторианец - шел в ногу со временем: на одном из рисунков он мчится по снегу на велосипеде - относительно новая технология для конца 19 века. Сообщение на внутренней стороне открытки гласит: «Вот старый добрый дедушка, едет верхом на велосипеде, пусть он принесет вам много подарков и веселого Рождества».

Three novelty shaped Christmas cards, various designers and publishers, about 1880 – 1900, England and Germany. Museum no. E.1080-1993. © Victoria and Albert Museum, London. Donated by George Buday
Три новогодние открытки в форме новинок, разные дизайнеры и издатели, примерно 1880-1900 годы, Англия и Германия. Музей № E.1080-1993. © Музей Виктории и Альберта, Лондон. Подарено Джорджем Будаем

То, что началось как прагматичный жест Генри Коула, превратилось в феномен розничной торговли на несколько миллионов фунтов стерлингов, когда в Великобритании ежегодно покупается около миллиарда рождественских открыток. Однако Коул по-прежнему делает новости; когда одна из его первых карт была продана на аукционе в 2013 году, она была продана за 22 000 фунтов стерлингов. Каждый год мы возрождают дух предпринимательства Коула, запуская эксклюзивные линейки карт в V&A Shop . Вдохновленный любимым дизайном из этой исторической коллекции.

Узнайте больше о нашей коллекции поздравительных открыток в Search the Collections

Рождественские открытки V&A

Знаете ли вы, что наш директор-основатель сэр Генри Коул прислал первую рождественскую открытку 175 лет назад? Сегодня мы продолжаем наследие Коула, воспроизводя вечные фавориты и работая с такими артистами, как Ник Визи и Донна Уилсон.

Shop the new range here