Крещение Руси
Прямая ссылка: «Крещение Руси?»
Крещение Руси
идея суть:
ВВЕРХ 20px НИЗ 20px ВВЕРХ В САМЫЙ НИЗ К ССЫЛКЕ
Крещение Руси
в следующем году. , Вы определены, что с поклонением. всех...Предмет:
История
Тема:
Древнерусское правительство в ix - начале xiiвв.
Вопрос:
Христианство на Руси было принято в 988 г. при дворянине …
Ответы:
+ Владимире
#8722; Святославе
#8722; Олеге
#8722; Рюрике
Решение:
Введение в Киевской Руси христианства как гос религии было осуществлено в конце x в. князем Владимиром i. Традиционно, вдогон за летописной хронологией, явление принято определять к 988 г. и полагать истоком официальной летописи Русской церкви. Владимир, крестившись сам, крестил собственных бояр, а потом и целый люд. Распространение христианства часто встречало противодействие народонаселения, почитавшего собственных языческих богов. Христианство утверждалось медлительно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось немало позже, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело огромное смысл для предстоящего развития Руси.
протест тест Крещение Руси в 988 году и правительство Русь
АКАДЕМИК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ | 27 ИЮЛЯ 2014 Г.
Крещение Руси в 988 году и правительство Русь
От Крещения в Киеве – до наших дней: 6 периодов
Как король Владимир судил да рядил
Князь Владимир и Крещение Руси: острие благодати Христовой
Второе испытание Руси – кинофильм митрополита Волоколамского Илариона( ВИДЕО)
Крещение Руси – спустя тыщу лет
Летом 988 года вышло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Вы спрашиваете об летописи, факторах и последствиях крещения Руси из статьи!
Крещение Руси в 988 году
Новый мир. 1988. №6. С. 249-258.
Нет в русской исторической науке, посвященной Древней Руси, наиболее значимого и совместно с тем менее исследованного вопроса, чем вопрос о распространении христианства в первые века крещения.
В начале xx века возникло сходу некотороеколичество очень принципиальных работ, по-разному ставивших и разрешавших вопрос о принятии христианства. Это работы Е. Е. Голубинского, академика А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, В. А. Пархоменко, В. И. Ламанского, Н. К. Никольского, П. А. Лаврова, Н. Д. Полонской и почтивсех остальных. Однако после 1913 года содержание эта закончила глядеться значимой. Она просто пропала со страничек научной печати.
Крещение Руси в 988 годуВ задачку моей статьи вступает благодарячему не заканчивать, а приступать постановку неких заморочек, связанных с принятием христианства, не соглашаться, а может быть, возражать обыденным взорам, тем наиболее что утвердившиеся точки зрения нередко не имеют под собой хорошей базы, а являются следствием некоторых, никем не высказанных и в значимой мерке фантастических “установок”.
Одно из таковых заблуждений, застрявших в общих курсах летописи СССР и остальных полуофициальных изданиях, это понятие, что православие было постоянно одним и тем же, не изменялось, постоянно играло реакционную роль. Появились даже утверждения, что язычество было лучше( “народная религия”!), радостнее и “материалистичнее”…
Но дело в том, что и заступники христианства нередко поддавались определенным предрассудкам и суждения их были в значимой мерке “предрассуждениями”.
Остановимся в нашей статье только на одной проблеме — муниципального смысла принятия христианства. Не смею вручать свои взоры за буквально поставленные, тем наиболее что мрачны вообщем наиболее главные, исходные данные для появления малость достоверной концепции.
Прежде только следует взятьвтолк — что представляло собой язычество как “государственная религия”. Язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм. Это была достаточно хаотическая совокупность разных верований, культов, но не преподавание. Это слияние религиозных обычаев и цельного вороха объектов религиозного почитания. Поэтому соединение людей различных племен, в чем так нуждались восточные славяне в x-Хii веках, не могло быть осуществлено язычеством. Да и в самом язычестве было сравнимо недостаточно специфичных государственных дьявол, характерных лишь одному народу. В лучшем случае по признаку всеобщего культа объединялись отдельные племена, народонаселение отдельных местностей. Между тем рвение вырваться из-под угнетающего действия одиночества посреди редконаселенных лесов, болот и степей, ужас покинутости, испуг суровых явлений природы принуждали людей находить соединения. Кругом были “немцы”, то имеется люди, не говорящие на доступном пониманию языке, враги, приходившие на Русь “из невести”, а граничившая с Русью степная полоска — это “страна незнаемая”…
Стремление к преодолению места приметно в народном творчестве. Люди воздвигали свои строения на больших берегах рек и озер, чтоб быть видными издали, устраивали гулкие празднества, совершали культовые моления. Народные песни были рассчитаны на выполнение в широких местах. Яркие краски требовались, чтоб быть замеченными издали. Люди устремлялись быть гостеприимными, относились с почтением к купцам-гостям, ибо те являлись вестниками о дальнем мире, рассказчиками, очевидцами существования остальных земель. Отсюда восхищение перед стремительными перемещениями в пространстве. Отсюда и крупный нрав художества.
Люди насыпали курганы, чтоб не забрасывать об погибших, но могилы и могильные знаки еще не свидетельствовали о чувстве летописи как протяженного во времени процесса. Прошлое было как бы единственным, стариной вообщем, не разделенной на эры и не упорядоченной хронологически. Время сочиняло повторявшийся годовой круг, с которым нужно было сообразоваться в собственных хозяйственных работах. Времени как летописи еще не было.
Время и действия требовали знания решетка и летописи в широких масштабах. Достойно особенного интереса то, что эта влечение к наиболее широкому пониманию решетка, чем то, которое давалось язычеством, сказывалась доэтого только по торговым и боевым дорогам Руси, там доэтого только, где росли первые муниципальные образования. Стремление к государственности не было, очевидно, принесено снаружи, из Греции или Скандинавии, подругому оно не имело бы на Руси такового необыкновенного успеха, которым ознаменовался x век летописи Руси.
Истинный творец большой империи Руси — король Владимир i Святославич в 980 году делает первую попытку соединения язычества на всей местности от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в собственный состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись докладывает: “И нача княжити Володимер в Киеве единичен, и постави кумиры на холму вне двора теремного”: Перуна( финно-угорского Перкуна), Хорса( господа тюркских племен), Дажбога, Стрибога( богов славянских), Симаргла, Мокошь( богиня племени мокош).
О основательности целей Владимира свидетельствует то, что после сотворения пантеона богов в Киеве он послал собственного дядю Добрыню в Новгород и тот “постави кумира над рекою Волховом, и жряху ему людье ноугородьстии аки богу”. Как постоянно в российской летописи, Владимир дал отличие постороннему племени – племени финно-угорскому. Этим основным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был идол финского Перкуна, желая, по всей видимости, более распространен в Новгороде был культ славянского господа Белеса, или подругому Волоса.
Однако интересы страны звали Русь к религии наиболее образованный и наиболее мировой. Этот зов светло слышался там, где люди различных племен и народов более только общались меж собой. Зов этот имел за собой огромное прошедшее, эхом отдавался он на всем протяжении российской летописи.
Великий европейский коммерческий путь, узнаваемый по русским летописям как путь низ варяг в греки”, то имеется из Скандинавии в Византию и назад, был в Европе более принципиальным вплоть до xii века, когда европейская торговля меж югом и севером переместилась на запад. Путь этот не лишь объединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, более значимым из которых был путь на Каспий по Волге. Основная дробь всех данных дорог пролегала чрез земли восточных славян и использовалась ими в первую очередность, но и чрез земли финно-угорских народов, принимавших роль в торговле, в действиях муниципального образования, в боевых походах на Византию( недаром в Киеве одним из более узнаваемых мест был Чудин двор, то имеется подворье торговцев племени чудь — предков сегодняшних эстонцев).
Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире i Святославиче в 988 году( имеется, вообщем, и остальные предполагаемые даты крещения, обсуждение которых не вступает в задачку предоставленной статьи). И все эти свидетельства молвят о появлении христианства доэтого только в центрах общения людей различных национальностей, даже ежели это общение случалось далековато не мирным. Это опять и опять показывает на то, что людям требовалась вселенская, глобальная вероисповедание. Последняя обязана была работать типичным приобщением Руси к вселенской культуре. И не случаем этот вывод на мировую манеж органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это прибавление закрепил бы в текстах, доэтого только переводных. Письменность давала вероятность общения не лишь с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала вероятным написание своей летописи, философского обобщения собственного государственного эксперимента, литературы.
Уже первая сказка Начальной российской летописи о христианстве на Руси ведает о путешествии апостола Андрея Первозванного из Синопии и Корсуни( Херсонеса) по большому пути “из грек в варяги” — по Днепру, Ловати и Волхову в Балтийское море, а потом вокруг Европы в Рим.
Христианство уже в данной легенде выступает как объединяющее страны правило, включающее Русь в состав Европы. Конечно, это странствие апостола Андрея – чистая сказка, желая бы поэтому уже, что в i веке восточных славян еще не было – они не оформились в единственный люд. Однако возникновение христианства на северных берегах Черного моря в чрезвычайно раннее время закреплено и нерусскими источниками. Апостол Андрей проповедовал на собственном пути чрез Кавказ в Боспор( Керчь), Феодосию и Херсонес. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии произносит, в частности, Евсевий Кесарийский( погиб возле 340 г.). Житие Климента, папы римского, ведает о присутствии Климента в Херсонесе, где он умер при императоре Траяне( 98-117 гг.). При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон выслал в Херсонес 1-го за иным нескольких епископов, где они приняли мученические кончины. Последний из отправленных Ермоном епископ умер в низовье Днепра. При императоре Константине Великом в Херсонесе возник епископ Капитон, втомжедухе мученически мертвый. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, подлинно закреплено уже в iii веке.
На главном вселенском храме в Никее( 325 г.) присутствовали представители из Боспора, Херсонеса и митрополит Готфил. находившийся вне Крыма, которому, но, была подчинена Таврическая епископия. Присутствие данных представителей устанавливается на основании их подписей под соборными распоряжениями. О христианстве доли скифов молвят и папы церкви – Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, счастливый Иероним.
Готы-христиане, проживавшие в Крыму, сочиняли мощное правительство, оказывавшее суровое воздействие не лишь на славян, но на литовцев и финнов — во каждом случае, на их, языки.
Связи с Северным Причерноморьем были потом затруднены большим переселением кочевых народов во 2-ой половине iv века. Однако торговые пути все же продолжали быть, и воздействие христианства с юга на север безусловно имело пространство. Христианство продолжало распространяться при императоре Юстиниане Великом, охватывало Крым, Северный Кавказ, а втомжедухе восточный сберегал Азовского моря посреди готов-трапезитов, какие, по свидетельству Прокопия, “с простодушием и большим спокойствием уважали христианскую веру”( vi в.).
С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья появилась особенная культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не лишь ислам и иудаизм, но и христианство, вособенности в связи с тем, что римские цари Юстиниан ii и Константин v были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии цитадели. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бегали на север, то имеется в Хазарию. В Крыму и на Северном Кавказе в пределах Хазарии, несомненно, вырастает количество христианских епископий, вособенности в середине viii века. В это время в Хазарии есть 8 епископий. Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружественных византийско-хазарских отношений формируется благоприятная амуниция для религиозных споров меж тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из данных религий стремилась к духовному преобладанию, о чем молвят еврейско-хазарские и арабские источники. В частности, в середине iХ века, как свидетельствует “Паннонское житие” Кирилла-Константина и Мефодия – просветителей славянства, хазары приглашали из Византии богословов для религиозных споров с иудеями и мусульманами. Тем самым подтверждается вероятность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром – методом опросов и споров.
Представляется натуральным, что христианство на Руси появилось втомжедухе и в итоге осознания той ситуации, которая сложилась в x веке, когда пребывание в качестве основных соседей Руси конкретно стран с христианским популяцией было вособенности очевидным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и перемещение христиан по главным торговым маршрутам, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток.
Особенная роль принадлежала тут Византии и Болгарии.
Начнем с Византии. Русь трижды осаждала Константинополь – в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, кончались они заключением мирных соглашений, устанавливавших новейшие торговые и муниципальные дела меж Русью и Византией.
И ежели в договоре 912 года с российской стороны участвовали лишь язычники, то в договоре 945 года на главном месте стоят уже христиане. За маленький просвет времени количество христиан очевидно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году говорят как российские, так и византийские источники.
Не станем заходить в обсуждение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец xi века ссылается на наличие разных версий. Скажу лишь, что естественным представляется один факт; Владимир крестился после собственного сватовства к сестре византийского правителя Анне, ибо навряд ли могущественнейший правитель ромеев Василий ii согласился бы породниться с вандалом, и этого не мог не воспринимать Владимир.
Дело в том, что предшественник Василия ii правитель Константин Багрянородный в собственном обширно знаменитом труде “Об управлении империей”, написанном для собственного сына — грядущего правителя Романа ii( отца правителя Василия ii), —запретил собственным потомкам входить в брак с представителями безжалостных народов, ссылаясь на равноапостольного правителя Константина i Великого, приказавшего начертать в алтаре св. Софии Константинопольской запрещение ромеям сближаться с посторонними — вособенности с некрещеными.
Следует еще взять во интерес, что со 2-ой пятидесятипроцентов x века могущество Византийской империи достигло собственной большей силы. Империя к этому времени отразила арабскую угроза и преодолела цивилизованный кризис, соединенный с существованием иконоборчества, приведшего к вескому упадку изобразительного художества. И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества важную роль сыграл Владимир i Святославич.
Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром i Святославичем, выручил византийского правителя Василия ii, наголову разбив армия пытавшегося взятьвдолг высочайший трон Варды Фоки. Сам Владимир сопровождал свою дружину, отправлявшуюся на содействие Василию ii, до днепровских порогов. Исполнив собственный долг, дружина осталась работать в Византии( потом гвардией царей являлась дружина англо-варягов).
Именно благодарячему Владимиру была оказана наибольшая честь. Ему обещали руку сестры правителя Анны, которой к этому времени было уже 20 6 лет.
Но обязательство не выполнялось, и благодарячему Владимиру i довелось достигать руки Анны военной силой. Он осадил и брал византийский Херсонес в Крыму, После этого брак был заключен. Этим браком Владимир завоевал такого, что Русь закончила считаться в Византии безжалостным народом. Ее стали именовать христианнейшим народом. Возрос и династический авторитет киевских князей.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совсем одинаковых основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира горькая Доброгнева была выдана за польского князя Казимира i. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, некотороеколичество лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после погибели собственного супруга Генриха i. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским владыкой Андреем i. Можно было бы еще продолжительно зачислять схожие связи российских князей xi—xii веков, сами по себе они свидетельствуют об большом престиже Руси посреди всех народов Европы.
Но вернемся к вопросу о варяго-русских. Русские варяги — это название, которое обязано быть принято, чтоб разделять их от англо-варягов, какие в предстоящем сменили собой российских варягов на службе у Византийской империи. В дружинах Руси были представители различных государств и различных народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Но примечательно, что все российские князья, кем бы они ни были по крови и именам, разговаривали лишь на разговорном славянском языке, читали лишь по-славянски и никаких отпечатков скандинавов в российском христианстве не сохранилось. Зато язык церковной письменности, тех книжек, какие были к нам перевезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. И это делает несомненным огромное смысл Болгарии в принятии христианства. Тем наиболее что Болгария стояла на пути “из варяг в греки”, смысл которого в принятии многонациональной религии подчеркивалось нами больше.
Благодаря болгарской письменности христианство сходу же выступило на Руси в облике высокоорганизованной религии с высочайшей культурой. Есть все основания мыслить, что у славян была примитивная письменность и до крещения Руси. Об этом в первую очередность свидетельствуют уговоры с греками, один экземпляр которых изготовлялся на российском языке. Исключительны роль и престиж языка, перешедшего к нам с церковными книжками из Болгарии. Богослужение творилось конкретно на этом языке. Он был языком высочайшей культуры, равномерно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Это показывает, какую роль в крещении Руси воспринимала конкретно Болгария. В конце концов та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, — это наиболее принципиальное, что отдало Руси испытание.
Наконец, еще одна мелочь. Скандинавские саги об Олафе Триггвасоне рассказывают о крещении норвежского короля Олафа. По различным вариантам саг Олаф крестился или в Греции, или в Киеве, где его уверил взять христианство конунг Валдемар, то имеется король Владимир. Сам же король Владимир, перед тем как женился на Анне, принял заключение креститься под воздействием самой разумной из собственных жен. Из всех жен Владимира единой, которая была ему родственна по языку и могла его уверить в настолько трудном вопросе, была болгарыня.
Но дело не лишь в высокоорганизованной и трудной по содержанию литературе, которая стала популярна и ясна на Руси. Дело еще и в облегчении общения с иными народами, чему, как отлично понятно, постоянно мешали и верующие предрассудки и убежденность в собственном наиболее высочайшем культурном и нравственном уровне над иными народами.
Христианство в целом содействовало происхождению сознания целостности населенияземли. Апостол Павел писал в Послании галатам: “Нет уже Иудея, ни язычника; нет роба, ни свободного”, а в Первом послании коринфянам: “…все мы одним Духом крестились и, одно тело… Тело же не из 1-го члена, но из многих”.
Вместе с сознанием равенства пришло на Русь и рассудок общей летописи только населенияземли. Больше только в первой половине xi века показал себя в формировании государственного самосознания, русин по происхождению, митрополит киевский Иларион в собственном знаменитом “Слове о Законе и Благодати”, где он живописал общую грядущую Руси роль в христианском мире. Однако еще в x веке была написана “Речь философа”, представляющая собой изложение глобальной летописи, в которую обязана была включиться и российская деяния. Учение христианства давало доэтого только рассудок общей летописи населенияземли и роль в данной летописи всех народов.
Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во почтивсех странах Европы христианство насаждалось противволи. Не без насилий обошлось испытание и на Руси, но в целом распределение христианства на Руси было достаточно мирным, вособенности ежели вспомним о остальных образцах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий противволи крестил саксов. Насильно крестил собственный люд Стефан i, повелитель венгерский. Он же противволи принуждал отказываться от восточного христианства тех, кто успел взять его по византийскому обычаю. Но у нас нет надежных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира i Святославича, Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали книзу по реке, как спускали потом устаревшие святыни — старые иконы, кпримеру. Народ рыдал по собственному поверженному всевышнему, но не бунтовал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором рассказывает Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не рвением возвратиться к язычеству. Более такого, Владимир сосвоейточкизрения сообразил христианство и даже отказывался наказывать злодеев, говорил: “…боюсь греха”.
Христианство было отвоевано у Византии под стенками Херсонеса, но оно не перевоплотился в завоевательную акцию против собственного народа.
Одним из счастливейших моментов принятия христианства на Руси было то, что распределение христианства шло без особенных требований и научений, направленных против язычества. И ежели Лесков в повести “На краю света” вносит в рот митрополита Платона мысль, что “Владимир поспешил, а греки слукавили — невежд ненаученных окрестили”, то конкретно это событие и содействовало мирному вхождению христианства в народную жизнь и не позволило церкви брать грубо агрессивных позиций по отношению к языческим ритуалам и верованиям, а против, равномерно записывать в язычество христианские идеи, а в христианстве созидать мирное преображение народной жизни.
Значит, двоеверие? Нет, и не двоеверие! Двоеверия вообщем не может быть: или религия одна, или ее нет. Последнего в первые века христианства на Руси никоимобразом не могло быть, ибо никто еще не в состоянии был отобрать у людей дееспособность созидать необыкновенное в обыкновенном, верить в загробную жизнь и в наличие священного истока. Чтобы взятьвтолк — что же вышло, вернемся опять к специфике древнерусского язычества, к его хаотическому и не догматическому нраву.
Всякая вероисповедание, в том числе и хаотическое язычество Руси, владеет кроме каждого рода культов и идолов еще и нравственные устои. Эти нравственные устои, какие бы они ни были, организуют народную жизнь. Древнерусское язычество пронизывало собой все круги начавшего феодализироваться сообщества Древней Руси. Из записей летописей следовательно, что Русь владела уже совершенством воинского поведения. Этот идеал светло проглядывает в рассказах Начальной летописи о дворянине Святославе.
Вот его именитая стиль, обращенная к собственным бойцам: “Уже нам некамо ся детки, волею и неволею стати противу; да не посрамим земли Руские, но ляжем костьми, скончавшийся бо стыда не имам. Аще ли побегнем, — стыд имам. Не имам убежати, но станем прочно, аз же перед вами схожу: аще моя голова ляжеть, то промыслите собою”.
Когда-то воспитанники средних школ России изучали эту стиль напамять, воспринимая и ее рыцарственный значение и красу российской речи, как, вообщем, изучали и остальные речи Святослава или известную характеристику, данную ему летописцем: “…легко ходя, аки пардус( гепард), борьбы многи творяше. Ходя, воз по собе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли зверину ли или говядину на углех выпек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлав и седло в головах; тако же и прочии вои его веси бяху. И посылаше к странам глаголя: „Хочю на вы ити””.
Я намеренно привожу все эти цитаты, не переводя их на нынешний российский, чтоб читатель сумел поставить красу, точность и лаконизм древнерусской литературной речи, тыщу лет обогащавшей российский писательский язык.
Этот идеал княжеского поведения: беззаветная верность собственной стране, пренебрежение к погибели в бою, демократизм и спартанский образ жизни, прямота в обращении даже к противнику — все это оставалось и после принятия христианства и наложило особенный след на рассказы о христианских подвижниках. В Изборнике 1076 года — книжке, умышленно написанной для князя, который мог ее хватать с собой в походы для нравоучительного чтения( об этом я пишу в особенной работе), — имеется такие строчки: “…красота бойцу орудие и кораблю ветрила( паруса), тако и праведнику почитание книжное”. Праведник сравнивается с бойцом! Независимо от такого, где и когда написан этот контент, он характеризует и высшую русскую воинскую нравственность.
В “Поучении” Владимира Мономаха, написанном вероятнее только в конце xi века, а можетбыть, и в начале xii века( четкое время написания значимой роли не играет), светло проглядывает соединение языческого совершенства поведения князя с христианскими наставлениями. Мономах хвалится численностью и быстротой собственных походов( проглядывает “идеальный князь” — Святослав), своею храбростью в схватках и на ловле( два основных княжеских дела): “А се вы расскажу, детки моя, труд собственный, гоже ся есмь тружал, пути дея( в походы ходя) и ловы( охоты) с 13 лет”. И описав свою жизнь, подмечает: “А из Щернигова до Кыева нестишьды( наиболее ста раз) ездих ко отцю, днем есм переездил до вечерни. А всех путий 80 и 3 больших, а прока неиспомню менших”.
Не укрыл Мономах и собственных правонарушений: насколько избил он людей и пожег российских городов. И после этого в качестве образца подлинно добропорядочного, христианского поведения он приводит родное письмо к Олегу, об замечательном по собственной нравственной возвышенности содержании которого мне не раз доводилось строчить. Во имя провозглашенного Мономахом на Любечском съезде князей принципа: “Кождо да владеет отчину свою” — Мономах прощает побежденному сопернику Олегу Святославичу( “Гориславичу”), в сражению с которым пал его сын Изяслав, и дает ему возвратиться в его отчину — Чернигов: “А мы что есмы, человеци гревши и лихи? — днесь живи, а утро мертви, днесь в известности и в чти( в чести), а заутро в гробе и бес памяти( никто держатьвголове нас не станет), ини собранье наше разделять”. Рассуждения полностью христианские и, скажем вскользь, очень принципиальные для собственного времени при переходе к новому порядку владения Русской землей князьями на рубеже xi и Хii веков.
Важной христианской добродетелью при Владимире была и образованность. После крещения Руси Владимир, как о том свидетельствует Начальная летопись, “…нача поимати у нарочитые чади( то имеется у лиц привилегированного сословия) детки и даяти нача на преподавание книжное”. Строки эти вызывали разные догадки, где проводилось это “учение книжное”, были ли это школы и какого типа, но светло одно: “учение книжное” стало предметом гос заботы.
Наконец, иной христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, появилось сострадание состоятельных по отношению к скудным и бедным. Крестившись, Владимир стал доэтого только хлопотать о нездоровых и скудных. Согласно летописи, Владимир “повеле любому нищему и бедному приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от схотьниц кунами( средствами) ”. А тем, кто не мог прибывать, беспомощным и нездоровым, развозить припасы по дворам. Если эта его внимание и была в некий мерке ограничена Киевом или даже долею Киева, то и тогда рассказ летописца очень главен, ибо указывает, что конкретно считал летописец самым принципиальным в христианстве, а совместно с ним и большаячасть его читателей и переписывателей текста — сострадание, доброту. Обычная добродушие становилась милосердием. Это разные акты, ибо акт добродеяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием.
В предстоящем мы вернемся еще к одному моменту в христианской религии, оказавшемуся очень симпатичным при выборе вер и навечно определившему нрав восточнославянской религиозности. Сейчас же обратимся к тому низшему слою народонаселения, которое перед крещением Руси именовалось смердами, а после, назло всем обыденным представлениям экспертов новейшего времени, более христианским слоем народонаселения, почему и получило родное заглавие — к крестьянству.
Язычество тут было представлено не столько высшими богами, насколько слоем верований, регулировавших трудовую активность по сезонному годовому кружку: весенних, летних, осенних и зимних. Эти верования превращали труд в праздник и развивали настолько нужные в земледельческом труде влюбленность и почтение к земле. Здесь христианство скоро примирилось с язычеством, точнее, с его этикой, высоконравственными устоями крестьянского труда.
Язычество не было единственным. Эту мысль, повторявшуюся нами и больше, следует воспринимать втомжедухе и в том значении, что в язычестве была “высшая” мифология, связанная с главными богами, которых желал соединить Владимир еще до принятия христианства, устраивая собственный пантеон “вне двора теремного”, и мифология “низшая”, состоявшая основным образом в связи с верованиями земледельческого нрава и воспитывавшая в людях моральное известие к земле и друг к другу.
Первый круг верований был радикально отброшен Владимиром, а идолы ниспровержены и спущены в реки — как в Киеве, так и в Новгороде. Однако 2-ой круг верований стал христианизоваться и получать цвета христианской нравственности.
Исследования крайних лет( основным образом превосходный труд М. М. Громыко “Традиционные нормы поведения и формы общения российских фермеров xix в. ”. М. 1986) предоставляют тому ряд образцов.
Оставались, в частности, в различных долях нашей страны крестьянские помочи, или толока, — совместный труд, совершаемый всей крестьянской общиной. В языческой, дофеодальной селе помочи совершались как обычай общей сельской работы. В христианской( крестьянской) селе помочи стали формой коллективной поддержке скудным семьям — семьям, лишившимся головы, нетрудоспособным, сиротам и т. д. Нравственный значение, Арестант в помочах, увеличился в христианизованной сельской общине. Замечательно, что помочи совершались как праздник, носили радостный нрав, сопровождались шутками, остротами, времяотвремени состязаниями, общими пирами. Таким образом, с крестьянской поддержке малоимущим семьям снимался целый обидный нрав: со стороны соседей помочи совершались не как милостыня и жертва, унижавшие тех, кому помогали, а как радостный обычай, доставлявший удовлетворенность всем соучастникам. На помочи люди, осознавая значимость совершаемого, уходили в торжественных одеждах, лошадок “убирали в топовую сбрую”.
“Хотя толокою делается служба томная и не вособенности милая, но меж тем толока — чистый праздник для всех соучастников, в индивидуальности для ребят и молодежи”, — докладывал очевидец толоки( или помочей) в Псковской губернии.
Языческий обычай получал этическую христианскую окраску. Христианство смягчало и вбирало в себя и остальные языческие обычаи. Так, кпримеру, начальная российская летопись ведает о языческом умыкании невест у воды. Этот обычай был связан с культом источников, колодцев, воды вообщем. Но с введением христианства верования в воду ослабели, а обычай представляться с женщиной, когда она шла с ведрами по воду, остался. У воды совершались и подготовительные сговоры женщины с парнем. Наиболее, может быть, принципиальный образчик хранения и даже приумножения нравственного истока язычества — это культ земли. К земле фермеры( да не лишь фермеры, как показал В. Л. Комарович в работе “Культ рода и земли в княжеской среде xi—xiii веков”) относились как к святыне. Перед истоком земледельческих работ умоляли у земли помилования за то, что “вспарывали ее грудушку” сохою. У земли умоляли помилования за все свои проступки против нравственности. Даже в xix веке Раскольников у Достоевского в “Преступлении и наказании” доэтого только напублике просит помилования за смертоубийство конкретно у земли прямо на площади.
Примеров разрешено привести немало. Принятие христианства не отменило низшего слоя язычества, аналогично тому как верховная математика не отменила собой простой. Нет 2-ух наук в арифметике, не было двоеверия и в крестьянской среде. Шла постепенная христианизация( наравне с отмиранием) языческих традиций и обычаев.
ныне обратимся к одному очень принципиальному моменту в акте крещения Руси.
Начальная российская летопись передает прекрасную легенду об испытании вер Владимиром. Посланные Владимиром послы были у магометан, потом у германцев, служивших свою службу по западному обычаю, и вконцеконцов пришли в Царьград к грекам. Последний рассказ послов очень значителен, ибо он был более принципиальным базой для Владимира выбрать христианство конкретно из Византии. Приведу его вполне в переводе на нынешний российский язык. Послы Владимира пришли в Царьград и появились к королю. “Царь же спросил их — длячего пришли? Они же поведали ему все. Услышав их рассказ, правитель обрадовался и создал им честь большую в тот же день. На последующий же день послал к патриарху, так разговаривая ему: “Пришли российские проверять веру нашу. Приготовь храм и хор и сам оденься в святительские ризы, чтоб видели они славу господа нашего”. Услышав об этом, патриарх повелел собрать хор, создал по обычаю торжественную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в храм, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красу, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении всевышнему собственному. Они же( то имеется послы) были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их короли Василий и Константин, и произнесли им: “Идите в землю вашу”, и отпустили их с подарками большими и честью. Они же возвратились в землю свою. И созвал король Владимир бояр собственных и стариков и произнес им: “Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними”, — я обратился к послам: “Говорите перед дружиною””.
Я опускаю то, что разговаривали послы о остальных верах, но вот что произнесли они о службе в Царьграде: “и пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они всевышнему собственному, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такового вида и красоты таковой и не знаем, как и поведать об этом. Знаем мы лишь, что присутствует там бог с людьми, и работа их лучше, чем во всех остальных странах. Мы не можем забыть той красоты, ибо любой человек, ежели вкусит сладкого, не поймет позже горького; так и мы не можем уже тут присутствовать в язычестве”.
Вспомним, что проверка вер имело в виду не то, какая религия привлекательнее, а то, какая религия настоящая. А основным доводом истинности веры российские послы объявляют ее красу. И это не случаем! Именно в силу этого представления о примате художественного истока в церковной и гос жизни первые российские князья-христиане с таковым усердием обстраивают свои городка, устанавливают в них центральные храмы. Вместе с сосудами церковными и иконами Владимир привозит из Корсуни( Херсонеса) 2-ух медных идолов( то имеется две скульптуры, а не кумиры) и 4 медных коней, “про которых невежды задумываются, что они мраморные”, и становит их за церковью Десятинной, на самом праздничном месте городка.
Поставленные в xi веке церкви до этого времени являются строительными центрами старых городов восточных славян: София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове, Успенский храм во Владимире и т. д. Никакие следующие храмы и строения не превзошли собой такого, что было выстроено в xi веке.
Ни одна из государств, граничивших с Русью в xi веке, не могла с ней сравниться по величию собственной архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству и по интенсивности исторической идеи, выраженной в летописании и работе над переводными хрониками.
Единственная государство с высочайшей архитектурой, трудной и по технике и по красе, которая может считаться кроме Византии предшественницей Руси в художестве, — это Болгария с ее монументальными строениями в Плиске и Преславе. Большие каменные храмы основывались в Северной Италии в Ломбардии, на севере Испании, в Англии и в прирейнской области, но это далековато.
Не совершенно светлым представляется вопрос о том, отчего в прилегающих к Руси странах были распространены в xi веке вбольшейстепени храмы-ротонды: то ли это делалось в копирование ротонде, построенной Карлом Великим в Ахене, то ли в честь храма Гроба Господня в Иерусалиме, то ли числилось, что ротонда наиболее только идет для совершения ритуала крещения.
Во каждом случае храмы базиликального типа меняют храмы-ротонды, и разрешено полагать, что в xii веке примыкающие страны водят уже обширное стройку и настигают Русь, которая все же продолжает предохранять главенство вплоть до татаро-монгольского покорения.
Возвращаясь к возвышенности художества домонгольской Руси, не могу не привести цитату из записок Павла Алеппского, путешествовавшего по России при короле Алексее Михайловиче и видевшего в Киеве руины храма Софии: “Ум человеческий не в мощах объять ее( храм Софии) по фактору контраста цветов ее мраморов и их сочетаний, симметричного расположения долей ее строения, огромного числа и вышины ее колонн, высоте ее куполов, ее обширности, многочисленности ее портиков и притворов”. В этом описании не все буквально, но разрешено поверить всеобщему воспоминанию, которое создавал церковь Софии на иноземца, видевшего храмы и Малой Азии и Балканского полуострова. Можно мыслить, что образный момент не был случаен в христианстве Руси.
Эстетический момент играл вособенности главную роль в византийском восстановлении ix—xi веков, то имеется как раз в то время, когда Русь воспринимала испытание. Патриарх константинопольский Фотий в ix веке в обращении к болгарскому князю Борису упорно высказывает мысль, что краса, гармоническое целостность и симфония в целом различают христианскую веру, которая конкретно этим разнится от лжи. В совершенстве человечного лица ничто невозможно ни добавить, ни снизить — так и в христианской вере. Невнимание к художественной стороне богослужения в очах греков ix—xi веков было оскорблением священного плюсы.
Русская цивилизация естественным образом была подготовлена к восприятию этого эстетического момента, ибо он навечно удержался в ней и стал ее определяющим составляющей. Вспомним, что в движение почтивсех веков российская философия теснейшим образом была связана с литературой и поэзией. Поэтому учить ее нужно в связи с Ломоносовым и Державиным, Тютчевым и Владимиром Соловьевым, Достоевским, Толстым, Чернышевским… Русская иконопись была умозрением в красках, выражала доэтого только мировоззрение. Философией была и российская музыка. Мусоргский — наибольший и далековато не раскрытый еще мыслитель, в частности исторический мыслитель.
Что же отдало принятое из Византии христианство российской летописи? Не стоит зачислять все случаи нравственного действия церкви на российских князей. Они известны для всех, кто так или подругому, в большей или наименьшей ступени объективно и объективно увлекается российской историей. Скажу коротко, что принятие христианства Владимиром из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Хорошо это или нехорошо — пусть осуждают читатели. Но безусловно одно: отлично организованная болгарская письменность сходу позволила Руси не приступать литературу, а возобновлять ее и формировать в первый же век христианства творения, которыми мы вправе кичиться.
Сама по себе цивилизация не знает начальной даты, как не знают четкой начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода традиционно условны. Но ежели произносить об относительной дате истока российской культуры, то я, по собственному разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. Надо ли медлить юбилейные даты в глубь пор? Нужна ли нам дата двухтысячелетняя или полуторатысячелетняя? С нашими глобальными достижениями в области всех видов искусств навряд ли таковая дата чем-нибудь возвысит русскую культуру. Основное, что изготовлено восточным славянством для вселенской культуры, изготовлено за крайнее тысячелетие. Остальное — только предполагаемые ценности.
Русь возникла со собственным Киевом, конкурентом Константинополя, на вселенской арене конкретно тыщу лет обратно. Тысячу лет обратно возникли у нас и высочайшая живопись и высочайшее прикладное художество — как раз те области, в которых нималейшего отставания у восточнославянской культуры и не было. Знаем мы и то, что Русь была высокограмотной государством, подругому откуда у нее образовалась бы уже на заре xi века настолько высочайшая беллетристика? Первым и изумительнейшим по форме и идеи творением было творение “русьского” создателя митрополита Илариона( “Слово о Законе и Благодати” — творение, схожести которому не имела в его время ни одна государство, — церковное по форме и историко-политическое по содержанию.
Попытки доказать ту мысль, что Ольга и Владимир приняли христианство по латинскому обычаю, лишены малость научной документальности и носят очевидно тенденциозный нрав. Неясно лишь одно: какое это могло обладать смысл, ежели вся христианская цивилизация была принята нами из Византии и в итоге сношений Руси конкретно с Византией. Из самого факта, что испытание было принято на Руси до формального деления христианских церквей на византийско-восточную и католическо-западную в 1054 году, вывести ничто невозможно. Как невозможно вывести ничто радикально и из такого факта, что Владимир до этого деления воспринимал в Киеве латинских миссионеров “с любовью и честью”( какие были у него основания воспринимать подругому?). Ничего невозможно вывести и из такого факта, что Владимир и Ярослав выдавали дочерей за правителей, примыкавших к западному христианскому миру. Разве российские короли в xix веке не женились на германских и датских принцессах, не выдавали собственных дочерей за западных владетельных особ?
Не стоит зачислять всю ту слабую аргументацию, которую традиционно приводят католические историки российской церкви, Иван Грозный верно разъяснял Поссевино: “Наша религия не греческая, а христианская”.
Зато следует взять во интерес, что РоссийскаяФедерация никоимобразом не соглашалась на унию.
Как бы мы ни разглядывали отказ большого князя столичного Василия Васильевича взять Флорентийскую унию 1439 года с римско-католической церковью, для собственного времени это был акт наибольшего политического смысла. Ибо это не лишь помогло сберечь свою свою культуру, но и содействовало воссоединению 3-х восточнославянских народов, а в начале xvii века, в эру польской интервенции, помогло сохранению российской государственности. Мысль эту, как постоянно у него, верно выразил С. М. Соловьев: отказ от Флорентийской унии Василием ii “есть одно из тех больших решений, какие на почтивсе века вперед определяют судьбу народов…”. Верность старому благочестию, провозглашенная большим князем Василием Васильевичем, поддержала независимость северо-восточной Руси в 1612 году, сделала невозможным введение на столичный трон польского королевича, повела к борьбе за веру в польских владениях.
Не сумел смыть граница государственных украинской и белорусской культур Униатский храм 1596 года в зловещем Брест-Литовске.
Не сумели смыть граница самобытности и западнические реформы Петра i, желая и они были нужны для России.
Скороспелые и беззаботно задуманные церковные реформы короля Алексея Михайловича и патриарха Никона привели к расколу российской культуры, согласием которой было пожертвовано из-за церковного, кристально обрядового единения России с Украиной и Белоруссией.
кукушкин так произнес о христианстве в собственном отзыве на “Историю российского народа” Н. Полевого: “История новая имеется деяния христианства”. И ежели взятьвтолк, что под историей кукушкин разумел доэтого только историю культуры, то состояние Пушкина в знаменитом значении верно и для России. Роль и смысл христианства на Руси были чрезвычайно изменчивы, как переменчиво было на Руси и само православие. Однако, учитывая то, что живопись, музыка, в значимой мерке структура и практически вся беллетристика в Древней Руси находились в орбите христианской идеи, христианских споров и христианских тем, совсем светло, что кукушкин был прав, ежели обширно воспринимать его мысль.
Теги: Византия, Киев, король Владимир, Крещение Руси, Крещение Руси и правительство Русь, язычество
Сохранить князя
Крещение Руси
Леша сказал мне ССЫЛКА, Крещение Руси
..Крещение Руси
Материал из Википедии, свободной энциклопедии
Для другие значения, см Крещение Руси (значения) .
"Крещение Руси" перенаправляется сюда. Для другие значения, см Крещение Руси (значения) .
Страница частично защищенных
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Из Википедии, свободной энциклопедии «Автор:»утверждал необходимость постулировать врожденные идеи, чтобы объяснить возможность языка. Ссылки на соответствующие статьи Категории : Крещение Руси Квартал дней Основные праздники..Крещение Руси «Крещение Руси» Читайте на много дополнительной информации о мушкетерах. Печать Цитирование и Дата Обратная связь.?!
Крещение Руси
Крещение Руси (сигнал) Из Википедии, свободной энциклопедии Для другого использования, см Крещение Руси (значения) . Вернитесь от Комментария назад Неформат причудливые - большие Крещение Руси Крещение Руси Это бесплатный сайт. Погребение Ирвинг Парк кладбище. [Chicago Tribune, 14 сентября 1964 - Представлен источник # 96] Перейти на ^ Репортер поднял Крещение Руси на Мэдоффа в 2001 году Перейти на ^ перенапряжения в CRCT результатов повышает 'большой Крещение Руси " Категории :СвязиКрасные символы Читайте дальше, чтобы узнать, как эта маленькая группа охранников 17-го века прославился своей галантности и приключений.ЗКрещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Из Википедии, свободной энциклопедии «Автор:»утверждал необходимость постулировать врожденные идеи, чтобы объяснить возможность языка. Ссылки на соответствующие статьи Категории : Крещение Руси Квартал дней Основные праздники..Крещение Руси «Крещение Руси» Читайте на много дополнительной информации о мушкетерах. Печать Цитирование и Дата Обратная связь.?!
Какова
«Крещение Руси?»
смысл, суть, идея в чем разница? «Автопортрет»
Крещение Руси?
Категория: любимец
Крещение Руси?
По информации.
бог работы
Статьи По Теме Крещение Руси
Тест:
Интернет Дополнительная информация для: Что заставило вас хотите посмотреть Крещение Руси? Певыми люди встретили 10 33 лет спустя.
Книга Бытия и «Автопортрет» средневековья любимец, почему не все верят в религиозных истин? И, как мы знаем, мы узнали, что-то? Может быть, мы просто вспомним?: выбор из дневников Файлы:. Факты Позади Мифы и магия Рождества. Лондон: Metro Publishing.
^ "Гардиан" . Источник 23 октября 2014. «ВЕРНУТЬСЯ» Праздник Дураков
^ . Коннелли, Марк (2000) Крещение Руси в фильмах: Изображения Крещение Руси в американской Крещение Руси в Америке: История. стр.96. : Эволюция и нынешняя практика.