Арабы узнали о кофе и были заинтересованы в его выращивании. td> tr>
tbody> table>
Неясно, принимал ли мастер Абул Хасан какие-либо кофейные растения, но исторические записи показывают, что к тому времени в этом районе уже были кофейные плантации. Йемен. И именно с арабами их выращивание было лучше проработано и развито, поскольку в Эфиопии население первоначально собирало кофе все еще в своем диком состоянии только после того, как эфиопы начали приручать это растение.
Кофе был в состоянии распространяться среди арабов главным образом благодаря тому, что в Коране пророк Мухаммед рекомендовал людям избегать употребления алкогольных напитков (CIVITELLO, 2008, p. . 64). В некоторых исламских странах даже сегодня потребление алкоголя очень ограничено и отпускается только иностранцам. Со времен Средневековья основным напитком, которым наслаждались арабы, был чай, с введением кофе этот напиток стал таким же важным, как и чай, до такой степени, что существовали древние легенды, в которых говорилось, что пророк Мухаммед открыл бы и был бы первым, кто изобрел этот напиток (TOPIK, 1999, с.648).
Помимо важности, придаваемой арабами распространению выращивания кофе, слово «кофе» также имеет арабское происхождение. Хотя coffea arabica является родным для региона Каффа, слово кофе происходит от qah'wa , старого арабского слова, используемого в качестве синонима для qah'wa > вино I>. Поэтому кахва была «вином мусульман». В восемнадцатом веке голландцы стали основными производителями кофе, посадив славянократическую латифундию в Индонезии, из голландского языка она стала известна как coffie i>, которая стала кофе, я> на английском, до кофе I> на португальском.
|
Mercadores árabes de café. |
Os usos do café:
В отличие от сахара, который является элементом для производства различных видов сладких продуктов и некоторых напитков, кофе в целом имеет свое основное использование в качестве напитка, однако на протяжении всей истории его уже называли лекарством, которое уже использовалось для приготовления чай, сладости и даже волшебство. Сегодня кофе все еще используется в некоторых сладостях, таких как кофейные пули и кофейный пирог; в случае аптеки он не используется должным образом как лекарство, но кофеин используется в некоторых лекарствах, потому что сегодня известно, что кофе может вызывать проблемы с желудком или усугублять других, таких как язвы и гастриты. />
В любом случае, изначально кофе не пили, но употребляли в чистом виде при употреблении в пищу спелых фруктов. В случае арабов в Йемене, между 12 и 13 веками было принято использовать листья кофейного дерева и кору кофе для приготовления чая (TOPIK, 1999, с.641). Лишь несколько дней спустя все еще на свидании не нужно, что арабы начали раздавливать кофе и смешивать его с водой, чтобы приготовить напиток, который мы знаем сегодня. Примерно в шестнадцатом веке кофе начал обжариваться, что дало новые вкусы.
История распространения кофе будет рассказана в следующей теме, но мы продолжим его использование, которого было не так много. Кофе в шестнадцатом веке уже широко использовался в исламских странах Азии и Африки. Даже в Индии уже регулярно пили кофе из-за династии Моголов, и его не следует путать с монголами. В случае Европы европейцы имели контакт с кофе в средние века, но именно с XVII века напиток начал распространяться по всему континенту. Добавленный к обильному сахару в то время, начал создавать различные способы пить кофе, и даже некоторые сладости, сделанные с кофе, возникли.
В медицине кофе из-за его кофеин-энергетических качеств рекомендовался для лечения различных расстройств, связанных с желудком, кишечником, печенью, усталостью, усталостью, мышечной болью, головной болью, клизмами и NBSP; , цинга, водянка, подагра и т. д. (CIVITELLO, 2008, с.65). В 17 веке французские врачи рекомендовали пить кофе при различных видах заболеваний (MONTANARI, 2004, стр. 112), что на практике употребление этого напитка никоим образом не способствует улучшению состояния пациента.
«Похоже, напиток был завезен в Европу, во-первых, благодаря своим лечебным свойствам, поскольку, согласно Раувольфу, в 1582 году он был« очень адекватным для вин ». В том же году сэр Т.Х. Хеберт сказал, что «персы не ценят больше ничего, чем« cohs »или« copha », которые турки называют« capha », напиток, который, кажется, отгоняет болезнь, потому что он настолько черный, что густой и такой горький, который разрушает меланхолию, высыхает слезы, смягчает ненависть и вызывает радостные чувства "(ORNELLAS 1978: 86).
«В рекламе, сделанной в Турции в 1652 году, говорилось, что с драгоценной рубцеевой подагрой можно избежать подсчетов, водянок и авитаминоза, а также сделать их Спустя пять лет в Лондоне «Public Advertise» анонсировала новый напиток под названием кофе, очень полезный и целебный, который «закрывает отверстие желудка, повышает внутреннее тепло, помогает пищеварению возбуждает дух и радуется сердцу. "(ОРНЕЛЛАС, 1978, с.86). & nbsp;
Однако кофе не всегда рассматривался как возможный наркотик, были случаи, когда его пытались запретить кофе по религиозным или предположительно медицинским причинам. В 1574 году турецкий султан Мурад III распорядился приостановить действие закона, запрещающего потребление кофе, и закрыл кофейни в своей империи, закон, введенный в некоторых провинциях, поскольку утверждалось, что кофе состоял из напитков, запрещенных пророком Мухаммедом. Поскольку султан был знатоком этого напитка и, судя по всему, это было не более чем интересом религиозного класса, он отменил такой запрет (AMARAL, 1958, 181).
В европейском случае в Венеции, Риме и других итальянских городах и Марселе во Франции существовали теории, что кофе будет способствовать похоти или вызывать импотенцию и паралич (AMARAL, 1958, 181). С другой стороны, в Италии были религиозные деятели, которые утверждали, что кофе - это «напиток по-арабски», и его не следует употреблять христианам.
Что касается волшебной проблемы, у кофе было меньше рабочих мест, чем у сахара, но волшебная практика, которая все еще используется, - это кофейная манера , то есть взгляды на будущее из интерпретации кофейной гущи (в этом случае кофейный порошок нельзя спекать), который оставляли после принятия его в чашке. Такая практика довольно старая и возникла среди арабов, распространяясь по Азии, Африке и Европе. В семнадцатом и восемнадцатом веках, между дворянством Франции и России, кофейня была очень популярна.
|
Женщина, предсказывающая будущее для другого, с помощью техники кофеоманства. td> tr>
tbody> table>
Но помимо кулинарной, фармацевтической и магической атмосферы, кофе также способствовал изменению социальных и культурных привычек, как в случае с сахаром и кофе. других напитков. В пятнадцатом веке в арабских странах уже были кофейни (аль-махах-махах), а в шестнадцатом веке они начали распространяться, появившись в Персии, Малой Азии Египет и Северная Африка (CIVITELLO, 2008: 66).
Кафе:
С 16-го века в арабских странах наблюдается рост потребления кофе, причем не только в росте потребления кофе, но и в количестве кофеен, открытых в Азии и Африке. Кафе того времени не сильно отличались от наших дней: люди ходили в кафе, чтобы прокормить себя, пообщаться и отдохнуть..
|
Картина из кафе в Стамбуле, Турция, в 19 веке. |
Но из-за популяризации этого напитка владельцы кафе стали предлагать другие услуги по привлечению покупателей. они стали местом встреч, встреч, курения, игры в шахматы, нарды, шашки; читать книги (у некоторых были библиотеки или книжные магазины), слушать истории или музыку, видеть танцоров, а в некоторых случаях были доступны проститутки. В 1511 году председатель Бей Мекка приказал закрыть многие кафетерии, поскольку население стало бездействовать, так как они предпочитали проводить часы в этих местах ( CIVITELLO, 2008, стр. 66 / AMARAL, 1958, 181).
|
Картина арабской кофейни. |
В Европе в семнадцатом веке кафе было еще немного: в 1645 году была открыта первая кофейня в Италии, в 1652 году настала очередь Англии, а в 1672 году была открыта первая кофейня во Франции (BENDINER, 2004, p. ). В то время как кафе еще не были оформлены в европейских странах, в этих местах их посещали только буржуазия, аристократия и знать. Это оказалось социальным отличием, поскольку у остальной части населения не было денег, чтобы посещать эти изысканные места, им приходилось довольствоваться, чтобы купить кофе, перемолоть его, выпить за него и выпить его дома.
"рекламируется как
напиток буржуазного интеллекта и эффективности, кофе должен был уничтожить
лень и тупость традиционной аристократии. Работает параллельно
с этой идеей была оппозиция худого к толстому, и это, безусловно,
не случайно, что этот подрывной напиток был классифицирован врачами как «сухой»
(со ссылкой на классификацию Галиена), и, следовательно, «обезвоживание».
замена вина и пива («теплые» напитки и богатые, мы бы сказали, в
употребление кофе также подразумевало отмену
эстетические каноны ". (MONTANARI, 2004, p. 119).).
|
Картина кафе Sadullah Pashah в Вене, Австрия. Основан турецким полководцем в 1683 году. |
Кофе был напитком, столь же популярным среди европейской элиты, как вино и пиво (MONTANARI, 2004, pp. 111-112), причем в некоторых странах существовали ограничения на его потребление, поскольку кофе рассматривался как подрывная форма либо потому, что это угрожало другим отраслям производства напитков, либо потому, что это был вектор для объединения людей и идей, которые в некоторых случаях считались подрывными.
“
Семнадцатое столетие ознаменовало открытие первой кофейни в Париже в
1686 итальянцем по имени Прокоп. Почти везде был представлен кофе
встретились с двумя ответами. Первым был подавляющий энтузиазм со стороны людей
кто это выпил Второе - это репрессии со стороны правительства. В Мекке губернатор
приказал закрыть кофейни, когда узнал, что его подшучивают.
Король Георг II сделал то же самое в Англии по той же причине. Французы были
собираюсь запретить кофе, потому что они боялись, что он заменит вино как
национальный напиток; немцы боялись за свое пиво. Во всех этих местах люди
продолжал пить кофе, и в конце концов запреты были сняты. Исключение было
Италия, где кофе никогда не запрещали, хотя католические священники обращались к
Папа, чтобы запретить мусульманский напиток. Вместо этого папа попробовал это и отдал
благословение». (CIVITELLO, 2008, стр. 169).
Так же, как кафе в исламском мире были местами для обмена идеями и их заметки, в Европе это не отличалось. То же самое видели в Италии, Австрии, Германии, Англии, Португалии, Испании и т. Д. Более конкретно, во французском случае парижские кафе восемнадцатого века сыграли важную роль в распространении идей Просвещения и Революции (Burke 2003: 50).
«Владельцы кафе
часто показываются газеты и журналы как способ привлечения клиентов,
поощрение обсуждения новостей и появления того, что часто
называется "общественное мнение" или "общественная сфера". те
учреждения способствовали встречам между идеями и людьми ".
(BURKE, 2003, стр. 50-51).
В случае с Парижем среди его сотен кафе одним из самых известных был и остается Le Procope, основанный в 1686 году сицилийцем Франческо Прокопио деи Колтелли. В восемнадцатом веке кофе Le Procope стал местом встречи важных мыслителей и имен Просвещения, как Тюрго Барон Монтескье, d'Alembert , Voltaire , Руссо , Дидро Кондорсе , La Harpe и даже такие революционеры, как Robespierre & nbsp; <& nbsp; Дантон и будущий император Франции Наполеон Бонапарт (AMARAL, 1958, с.182).
|
Гравюра, изображающая философов Вольтера и Дидро, воссоединилась с другими людьми в кофе Le Procope i> в XVIII веке. |
“ Heinrichhof Café I> в Вене вдохновил
Иоганнес Брамс и другие великие композиторы, а также торговцы, которые предпочитали
звук денег. Другие кофейни (такие как бабушка этого автора
<Я> Моцарт I> в Вене) I> I>
размещенные карты и бильярд и другие менее вдохновленные диверсии. Досуг
кофейни было серьезным делом ». (TOPIK, 1999, p.643). & Nbsp;
Даже идеи и действия для будущего мира.
Французская революция (1789-1799) обсуждалась в Procope i> и других кафе города, таких как Café Foy Casmille Desmoulins планировал нападение на тюрьму Бастилии, что произошло в Бастилии, где 13 июля 1789 года , на следующий день становится вехой для начала революции во Франции (TOPIK, 1999: 643). p> p>
В то время как сахар был связан с обжорством и стал поводом для жалоб со стороны религиозных деятелей, которые считали, что такая пища является причиной этого греха, и в В других случаях сладости рассматривались как форма показа, особенно в шестнадцатом и начале семнадцатого веков, кофе, а точнее кофейни, стали местами, связанными для общения и обмена идеями. Кофе в семнадцатом и восемнадцатом веках считался напитком, связанным с интеллектуальностью и вежливостью, и, в свою очередь, пиво стало устаревшим, считаясь напитком "низших классов", беспорядка и невежества, так как кофе Вдохновленный и опьяненный пивом (TOPIK, 1999, с.643). Люди собирались в кофейнях, чтобы обсудить искусство, философию, историю, политику и науку (BENDINER, 2004, p.146).
По этим причинам, как уже упоминалось, кафе в определенные моменты практически не видели мест, поскольку они были распространителями идей, которые не всегда нравились крыльям правительства, общества и церквей (HIGMAN, 2012, 152)..
«В 1671 году уже
будет около трех тысяч лондонских кафе; и в следующем году король
перед магистратами вопрос о нравственности этих домов, баллы
концентрации людей не рекомендуется. После трех лет управления,
запрет пришел. Вопреки духу британской Конституции,
Дизраэли, гораздо позже: «Король утверждал, что в таких учреждениях,
он оставил огромное количество бездельников, самое пагубное собрание. и
также, что многие торговцы и другие торговцы собрались там, чтобы потерять
огромное время в бесполезных разговорах, не обращая внимания на обязанности и обязанности. также
в таких домах действуют ложные, злобные и скандальные диктатуры, которые распространяются
извне клеветать на правительство Его Величества, что приводит к нарушению мира
и нарушая тишину монархии. "Общественный протест заставил короля вернуться
назад, который демонстрирует популярность кофе в Лондоне и позволяет точно представить,
без преувеличения, приведенные выше строки шифра выражают количество домов, где он
был подан. " (AMARAL, 1958, с.183).
Этот негативный взгляд на кафе как на места распространения смелых идей и политических идеалов также сохранился в девятнадцатом веке. Например, накануне Революции 1848 года произошли в разных странах Европы, что стало известно как Весна народов , были встречи в кофейнях в Париже, Лондоне, Берлине, Вена, Венеция и Будапешт (TOPIK, 1999, с.643).
К этому времени кофейни уже не были эксклюзивными местами для элиты, а низшие классы, как правило, формировались в результате пролетариата, выросшего после промышленной революции. >, чаще посещал эти сайты. Тем не менее, в Соединенных Штатах, кофе в девятнадцатом веке уже был одним из самых потребляемых напитков в стране, вытеснив вкус к чаю, наследие, которое американцы считали напоминанием о своей связи в качестве колонии. Англии В США кафетерии не ассоциировались с подрывными идеями, такими как «н» в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке (TOPIK, 1999, с.664). />
В двадцатом веке кофейни продолжат расширяться по всему миру, но кофе больше не будет прилипать к ним, продаваясь в кофейнях, ресторанах, барах и других заведениях. еда и реклама. Кофе стал в двадцатом веке тем, что он развивал с конца восемнадцатого века, напитком изо дня в день. Во время Великой депрессии в США кофе и бутерброд с арахисовой пастой и желе были ежедневной едой многих американских рабочих. Из-за своей низкой стоимости такие продукты предотвращали голод от смерти.
Таким образом, сегодня миллионы людей ежедневно пьют кофе, будь то только во время первого приема пищи, который из-за влияния этого напитка был назван на португальском языке Завтрак ( завтрак i>). Тем не менее, кофе не только наслаждается первым приемом пищи, он также включает в себя закуски, популярный кофе-брейк или, как говорится в бразильской фразе «Я иду туда, беру чашку кофе», что эквивалентно < b> кофе-брейк i> из американцев.
|
Hoje em dia para muitas pessoas, não ter café durante a primeira refeição do dia, é algo de estranho, pois tal bebida tornou-se tão familiar que muitos sentem sua ausência. |
“The combination of
coffee and wake-up time reveals how closely coffee and the first meal of the
day are connected in the modern American mind. Whether breakfast is ‘Continental’,
consisting of coffee and a roll with butter and jam, or a full American affair,
evolved from nineteenth-century English practice, with eggs, bacon, sausage,
toast, cereal, juice, potatoes and other heavy items, coffee remains the liquid
accompaniment”. (BENDINER, 2004, p. 178).
Com o advento das cafeteiras e do café espresso isso facilitou a difusão do café seja nos lares, no trabalho e em outros ambientes urbanos. Você chega numa recepção, dependendo do país, há uma garrafa de café ou uma cafeteira; seja esperando numa clínica, hospital, num escritório, numa escola, numa loja de móveis, num banco, etc., quase todos estes locais haverá café o qual seja apenas de consumo dos funcionários ou possa a ser oferecido aos clientes.
O café se expande pelo mundo:
Como visto anteriormente neste texto, foi por volta do século XII que o cultivo do café teve início entre os árabes no norte do Iêmen. Do século XII até o século XVI, o Iêmen seria o principal produtor de café para o mundo islâmico, tal fato era tão significativo que um dos principais portos da região, chamado de Mocha ou Mocca, tornou-se sinônimo para café, daí encontrar-se referências da época falando acerca do café de Mocha ou café mocha. Embora que ainda hoje, café mocha é sinônimo de café de boa qualidade.
|
Localização da cidade de Mocha no Iêmen. Durante séculos foi um dos principais produtores de café no mundo. |
No caso da Europa, ainda na Idade Média, alguns viajantes europeus que frequentavam as terras islâmicas tomaram conhecimento do café, embora não tiveram interesse em levá-lo para suas terras, apenas levaram consigo as histórias que ouviram. Ainda no século XV e XVI, o café era pouco conhecido na Europa, sendo principalmente conhecido em Veneza, Roma, Gênova, Florença, Viena, Paris, Atenas e Constantinopla, devido a proximidade desses lugares com mercadores árabes e turcos.
Alguns burgueses e nobres que tinham conhecimento dessa bebida, chegavam a comprar alguns grãos com vendedores árabes ou turcos, mas o consumo era caseiro e modesto.
"O café chegou à França em 1644, com Sieur Jean de la Roque, que o trouxe para Marselha quando voltava de uma visita como embaixador em Constantinopla. Na mesma ocasião, la Roque trouxe também xícaras de porcelana antigas de grande beleza e pequenos guardanapos de delicada musselina bordados de ouro, prata e seda. O hábito de tomar café em seu escritório em estilo turco era considerado "uma verdadeira curiosidade". Foram necessários "cinquenta anos para que fossem vencidos todos os obstáculos" a uma aceitação geral do café como bebida, embora que em uns poucos anos o novo hábito já tivesse seus defensores vanguardistas". (FERNÁNDEZ-ARMESTO, 2004, p. 271).
Apenas na segunda metade do século XVII é que o café começaria a despontar na Europa, quando cafeterias foram fundadas na Áustria, Itália, França, Inglaterra e Holanda. Todavia, mesmo com a difusão das cafeterias no final do século XVII, o café ainda era uma bebida associada a burguesia e as elites. Por essa época também, o café já era conhecido na Índia e até mesmo ali era cultivado.
|
Mapa mostrando as palavras usadas para se referir ao café em distintos países europeus. |
No final do século XVII, os europeus já vinham tentando cultivar café em estufas, mas a produção era pequena e em alguns casos a qualidade do solo e o clima não contribuíram para o desenvolvimento da planta. Neste caso apenas dois países possuíam mudas de café, a Holanda e a França, sendo que as mudas de café dadas de presente para o rei francês Luís XIV em 1713, havia sido presente de um mercador holandês chamado Nicolau Witsen (AMARAL, 1958, p. 183). Por volta de 1699, os holandeses decidiram entrar no mercado de produção de café e passarem a concorrer com os árabes.
Assim, eles aproveitaram suas colônias fundadas através da Companhia das Índias Orientais (Vereenigde Oost-Indische Compagnie), e começaram a plantar cafezais na ilha de Java (hoje parte da Indonésia), fundando grandes latifúndios monocultores e escravocratas. No século XVIII, parte do café consumido pelos europeus era de produção holandesa e advinha da distante ilha de Java, a qual por sua vez tornou-se sinônimo de café, chamando-se café de Java ou café java (CIVITELLO, 2008, p. 66). Até meados do século XIX, o café java era um dos mais requisitados, mesmo que em outras partes do mundo já se produzisse café em larga escala.
|
Gravura retratando escravos indonésios colhendo café, numa fazenda holandesa em Java. |
No século XVIII, o café era ao lado do chocolate e do chá, as três principais "drogas das Índias", mais consumidas pelos europeus (BENDINER, 2004, p. 172). Entenda-se que o conceito de droga não tem haver com a noção de hoje em dia propriamente, mas referia-se a plantas cobiçadas pelos europeus e que poderiam gerar vício, pois de fato, o café e o chocolate, mas nem tanto o chá, são alimentos viciantes. Logo, o café, o chocolate, o chá se uniam ao açúcar e outras especiarias asiáticas, africanas e americanas, genericamente chamadas "das Índias".
Por volta de 1710 os franceses que se tornaram ao lado dos ingleses, vieneses e venezianos, grandes apreciadores de café, desenvolveram um novo método de preparar o café, fazendo uso do coador, para coar o pó por meio da infusão na água quente. Por outro lado, é creditado aos franceses o hábito de tomar café com leite (café au lait) (CIVITELLO, 2008, p. 169). algo que até hoje é comum para muita gente, além do fato de que há pessoas que preferem beber café apenas misturado com leite.
Assim, com o rápido crescimento da popularização do consumo de café nos principais países europeus, os holandeses o passaram a cultivar na Guiana holandesa (atual Suriname), em data ainda incerta, mas foi na década de 1710. Há também relatos de cafezais na Ilha Bourbon (a leste de Madagáscar), tendo sido plantado pelos franceses, e de cafezais na Jamaica, também plantado pelos franceses (AMARAL, 1958, 184). No entanto, data de 1723, ano no qual o francês Gabriel Mathieu de Cleau, levou algumas mudas de café para a ilha de Martinica. Posteriormente o café dos francês foi levado para outras como o Haiti. Posteriormente, os ingleses e os franceses também plantariam seus cafezais no continente, nas regiões chamadas de Guianas.
|
Gravura retratando o capitão Gabriel Mathieu de Cleau protegendo uma pequena muda de café, a qual estava sendo levada para a ilha de Martinica. |
No caso do Brasil, conta-se que por volta de 1727, o militar Francisco de Melo Palheta teria conseguido alguns grãos de café na Guiana francesa, e os trazido para a Capitania do Grão-Pará e Maranhão, tendo plantado os primeiros cafeeiros no Brasil. Todavia essa história hoje é considerada como semilendária por alguns historiadores.
"E, pois, de todo inaceitável a versão, segundo a qual prestimosa senhora da Guiana francesa houvesse enchido de grãos de café os bolsos de Francisco de Melo Palheta. Primeiramente, porque a muda conduzida, penosa e lentamente, em 1723, não poderia ainda haver frutificado em maio de 1727. A seguir, porque, mesmo que isso já houvesse acontecido, não se poderia conceber que os frutos, transportados para a Guiana, também aí já houvessem gerado outros cafeeiros e estes, por sua vez, já dessem safra em 1727". (AMARAL, 1958, p. 184).
Embora não se saiba quando o café chegou propriamente ao Brasil, em carta datada de 1731, escrita por Alexandre de Sousa Freire, governador e capitão-general do Estado do Maranhão, ao rei D. João V, o governador solicitava de Sua Majestade a isenção de impostos pelo prazo de doze anos, para desenvolver o cultivo da canela e do café. De fato naquele mesmo ano, chegou um carregamento de café ao porto de Lisboa, carga essa advinda do Brasil (AMARAL, 1958, p. 187). De qualquer forma, o café só passaria a ter influência na economia brasileira, mais de um século depois.
Ainda pelo século XVIII, os holandeses, árabes e os franceses seriam os principais produtores de café no mundo; disputando mercados internacionais com os turcos, ingleses e indianos. No século XIX, novas ilhas e regiões do continente americano passaram a cultivar café: Colômbia, México, Equador, Venezuela, Guatemala, Nicarágua, Honduras, Bolívia, Cuba, El Salvador, Jamaica, etc., no entanto, principalmente a partir da sua segunda metade do XIX, o Brasil estaria a frente dessa produção, pois embora os americanos estivessem entre os maiores consumidores de café, eles ainda naquele século não haviam conseguido estabelecer uma produção apropriada para seu cultivo, dependendo da importação. Em compensação, os americanos disputavam com os ingleses a maior produção de algodão no mundo.
“Se começarmos pelo continente negro,
pátria do café, passando daí à Ásia, como ele mesmo e de onde se divulgou, e
depois à América central, descendo, enfim, à do Sul, onde chegou por último e
estabeleceu quartel-general, faremos a seguinte distribuição perfunctória da
cultura cafeeira: Etiópia e Somália, Uganda, Quênia, Tanganica, Congo-Belga,
Madagáscar, Angola — na África; Áden, Índia inglesa, Malásia, Índias holandesas
— na Ásia; Suriname (Guiana Holandesa), onde provavelmente se cultivou primeiro
nas Américas; Porto Rico, São Domingos, Haiti, Cuba, Jamaica, Guatemala, El Salvador, Nicarágua, Costa Rica — na América Central; México — na América do
Norte; Equador, Colômbia, Bolívia, Venezuela e Brasil — na do Sul”. (AMARAL,
1958, p. 189).
|
Mapa atual com os produtores de café no mundo. As variações de cores indicam o tipo de café cultivado. Verde escuro = c. cenaphora; verde claro = c. cenaphora e arabica; amarelo = c. arabica. |
A partir de 1820, a produção de café no Brasil tornou-se significativa, pois já constam em registros nacionais e internacionais uma boa quantidade desse produto sendo exportado, tendo como um dos principais clientes, os Estados Unidos.
"O café só começou a aparecer, como valor nacional apreciável, em 1820. Em 1850 a sua exportação estava representada por cerca de 1.500.000 sacas, menos de seis milhões de arrobas. A exportação total, no período em que havia tráfico africano, não atingiu a 150 milhões de arrobas". (SIMONSEN, 1937, p. 204).
|
Café sendo posto para a secagem. Fotografia tirada em 1902, na Fazenda Dumont, São Paulo, Brasil. |
Da segunda metade do século XIX ao presente século XXI, o Brasil figura como um dos maiores produtores da café do mundo, tendo assumido o primeiro lugar por vários anos consecutivos (AMARAL, 1958, p. 213). Graças a riqueza do café, a Província de São Paulo pôde se modernizar, e a Vila de São Paulo do Piratininga pôde tornar-se uma cidade. A riqueza do café incentivou os "barões do café" a investirem em ferroviais, aumentar o porto de Santos e trazer indústrias para São Paulo e o Rio de Janeiro.
No século XX, após a crise de 1929 com a "quebra" da Bolsa de Valores de Nova York, muitos cafeicultores no Brasil e no mundo chegaram a falência ou bem próximo disso. No entanto, nas décadas seguintes, outros países da África e da Ásia passaram a cultivar café também, e o Brasil foi recobrando seu posto como principal produtor de café no mundo. Até 1940, dos 28.318.200 sacas de 60 quilos de café produzidas no mundo, desse total, 19.343.000 sacas foram produzidas no Brasil, representando para aquele ano, a parcela de 68,31% da produção mundial de café (AMARAL, 1958, p. 213).
Considerações finais:
Embora sua "descoberta" ainda seja envolta em lendas sobre um pastor etíope e suas "cabras dançantes", o café de fato ganhou o mundo em cinco séculos. Um percurso longo, mas devemos nos lembrar que bebidas como a cerveja, o vinho e o chá, são consumidos a milhares de anos. A avassaladora guinada do café como bebida diária ocorreu entre os séculos XVIII e XIX, consolidando-se no século XX, tornando-se uma das bebidas mais diárias da humanidade, inclusive em países nos quais se oferecem alimentos tidos básicos, o café figura entre esses alimentos.
|
Fotografia de uma etíope ao lado de uma cesta com grãos de café. Partindo da Etiópia, o café ganhou o mundo. |
No entanto, não podemos negar o papel fundamental dos árabes em se difundir o cultivo do café, em se elaborar as primeiras técnicas de seu preparo como bebida, além de criarem as cafeterias, as quais tiveram aspectos sociais e culturais que contribuíram para moldar a sociedade Ocidental, e até mesmo estiveram relacionadas a grandes mudanças na História, como debates filosóficos, artísticos, científicos e políticos, dos quais alguns repercutiram em planejamento de importantes revoluções.
O café como o açúcar foi considerado uma "droga do Oriente" por seus fatores viciantes. Foi visto por alguns como um medicamento para os mais diversos males, mas para outros, foi considerado algo perigoso, por supostamente criar alguns males, além de levar a ociosidade e a vadiagem.
Símbolo de lazer, sociabilidade, requinte, luxo, civilidade, inteligência, subversão, revolução, trabalho e do cotidiano, o café nos últimos quatrocentos anos veio moldando o mundo em distintos aspectos, da economia, agricultura, comércio, alimentação, lazer, sociabilidade, política, costumes e até artísticos, de forma direta ou indireta.
|
Cup of Coffee. Pablo Picasso, 1913. |
Assim como foi o caso do açúcar, o café em parte só conseguiu ser amplamente produzido antes da Revolução Industrial, mediante a escravidão de asiáticos, africanos e ameríndios. Fossem dos cafezais árabes, aos indianos, holandeses, franceses e brasileiros, o escravos foram responsáveis por séculos para cultivar e colher o café, embora que no século XIX em muitos países que já haviam abolido a escravidão, trabalhadores assalariados assumiram tal posto.
Embora eu não goste de café, fato esse no qual faz mais de dez anos que eu não consumo essa bebida, mas como historiador, não posso negar o papel dessa árvore, alimento, bebida e mercadoria que mobilizaram a vida de milhões de pessoas pelos quatro cantos do país.
NOTA: Em 2009, de acordo com a Organização Nacional do Café, o Brasil naquele ano produziu 39,4 milhões de sacas de café, estando em primeiro lugar no ranking mundial de produção de café. Em 2014, de acordo com a Expocafé, o Brasil produziu 50,2 milhões de sacas. Atualmente o país é o maior produtor de café do mundo, responsável por 1/3 do café produzido no planeta.
NOTA 2: Embora a palavra cappucino seja de origem italiana e date pelo menos do século XVI, a bebida cappucino é uma invenção do século XX.
NOTA 3: Sobre o problema da história da introdução do café no Brasil, em 1727, entre algumas obras que abordam o tema, recomendo ler a explicação e análise de Luís Amaral em seu livro História geral da agricultura brasileira no tríplice aspecto: político-social-econômico, volume 2.
NOTA 4: Acerca da expansão do café pelo mundo, Luís Amaral no livro mencionado acima, traz bastantes dados interessantes sobre esse processo. Acabei não usando boa parte deles, pois estenderia demasiadamente esse texto.
NOTA 5: Na década de 1890, a Fazenda Dumont, fundada por Henrique Dumont, pai do famoso pioneiro da aviação Alberto Santos Dumont, chegou a ser a maior produtora de café do Brasil. A fazenda possuía quase 5 milhões de cafeeiros e se estendia por dezenas de quilômetros.
Referências Bibliográficas:
AMARAL, Luís. História geral da
agricultura brasileira no tríplice aspecto: político-social-econômico - vol. 2. 2a ed, São Paulo, Companhia Editora Nacional,
1958.
BURKE, Peter. Uma história social do conhecimento: De Gutenberg a Diderot. Rio de Janeiro, Jorge Zahar, 2003.
BENDINER, Kenneth. Food in painting: from renaissence to the present. Hong Kong, Reaktion Booksm Ltd., 2004.
CIVITELLO, Linda. Cuisine and Culture: a history
of food and people. 2a ed. Hoboken, John Wiley & Sons, Inc., 2008.
FERNÁNDEZ-ARMESTO, Felipe. Comida: uma história. Tradução de Vera Joscelyn. Rio de Janeiro, Record, 2004.
HIGMAN, B. W. How Food Made History. West Essex, Wiley-Blackwell,
2012.
MONTANARI, Massimo. Food is Culture. Translated from the italian by Albert
Sonnenfeld. New York, Columbia University Press, 2004.
ORNELLAS, Lieselotte Hoeschl. A alimentação através dos tempos. Rio de Janeiro, FENAME, 1978. (Série Cadernos Didáticos).
SCHAMA, Simon. O desconforto da
riqueza: a cultura holandesa na época do ouro.
Tradução Hildegard Feist. São Paulo, Companhia das Letras, 1992.
LINKS:
International Coffee Organization
Expocafé . Это была также, которая вызвала горькие религиозные споры и могла заставить вас сходить с ума.
Комментарии а как ...
фото?
Как ??
Как
Прочитайте больше
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ
ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (Падшие ангелы)
ЗЛОЙНЫЕ ПОРОКИ ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (Падшие ангелы)?
Падшие ангелы создают нефилим?
Нефилим, Книга Еноха и конец свет?
Нефилим, Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для.
| |