Если вы причисляете себя к секуляристам, ратующим за упадок религии, нетрудно найти утешительную статистику. Почти каждый обзор состояния религии в моей стране, Соединенных Штатах, такая же картина упадка веры. По сравнению со своими родителями, бабушками и дедушками, американцы реже идентифицируют себя. как религиозный, посещать религиозные службы или участвовать в религиозных обрядах, таких как ежедневная молитва. Полноценный атеизм по-прежнему остается в меньшинстве. Но в рядах «Нерелигиозные» - широкая категория, состоящая из тех, кто отвергает традиционные концепции Бога и религиозные доктрины или выражает неуверенность в своих убеждениях, - растет.
Даже те, кто идентифицирует себя как христиане, менее склонны публично говорить о Боге и своей вере, чем их предшественники. Действительно, многие американцы по имени христиане только - используя этот термин скорее как показатель их культурного происхождения, чем как декларацию духовной жизни, приверженной учениям Христа. А остальные западные мир еще дальше идет по тому же пути.
Но сторонникам секуляризма следует сделать паузу, прежде чем отмечать такие тенденции. Более глубокое исследование религиозной природы нашего вида ставит под сомнение точку зрения, что Светская культура, ориентированная на науку, может добиться успеха без места для священного.
Ученые предложили широкий спектр теорий, объясняющих стойкость религиозной веры во всех человеческих обществах. Многие из этих теорий включают большую дозу того, что может быть описывается как мышление «с чистого листа», при котором человеческие интересы и убеждения полностью формируются под влиянием общества. Однако такие нисходящие объяснения, основанные на культуре, игнорируют возможность того, что религиозная вера берет свое начало в восходящих мозговых когнитивных и мотивационных процессах.
В «чистом» взгляде на религию подразумевается идея о том, что религиозная вера может быть ослаблена простым изменением типа культурной информации, которую получают люди. Казалось бы поддерживаться постепенной заменой религиозных доктрин рационалистическими, основанными на фактах методами объяснения мира: история науки полна примеров наука заменяет старые суеверия. Но объяснение мира природы - лишь одна из функций религии. В конечном счете, религия - это человеческая потребность в смысле. Эта потребность присуще, а не изучено. Это фундаментальная составляющая человеческого существования.
Действительно, степень, в которой люди воспринимают свою жизнь как значимую, надежно коррелирует с наблюдаемыми показателями психологического и физического здоровья. Чувство смысла также помогает людям мобилизоваться для достижения своих целей (настойчивость) и защищает их от негативных последствий стресса и травм (устойчивость). Короче говоря, люди, которые считают, что их жизнь наполнена смыслом, у них больше шансов на процветание, чем у тех, кто не.
Когда люди отворачиваются от одного источника смысла, такого как религия, они не прекращают поиск смысла полностью. Они просто ищут это в разных формах. В своей новой книге я обсуждаю Сверхъестественное: смерть, смысл и сила невидимого Во всем мире упадок традиционных религий сопровождался ростом разнообразных верований в сверхъестественное, паранормальное и связанных с ними.
Почти треть американцев сообщают, что чувствовали контакт с кем-то, кто умер, чувствуют, что они были в присутствии призрака, и верят, что призраки могут взаимодействовать с и вредят людям. Эти цифры растут, а не падают, поскольку все больше людей ищут что-то, чтобы заполнить религиозную дыру в своей жизни. Не случайно, нечастые посетители церкви примерно в два раза чаще верят в призраков, чем обычные прихожане.
Американцы оставляют скамейки, но все больше увлекаются астрологией, «духовными» методами исцеления и краеведческими источниками в СМИ, которые якобы описывают силы сверхъестественное царство. Число заявленных «домов с привидениями» в Соединенных Штатах растет. И паранормальный туризм, сосредоточенный в таких якобы населенных привидениями местах, стал быстро развивающийся бизнес, приносящий сейчас более полумиллиарда долларов дохода в год.
Эту тенденцию можно наблюдать на основе возрастной когорты: молодые люди, менее религиозные, более склонны верить в призраков, астрологию, ясновидение и духовную энергию. Но это также можно наблюдать географически: части Соединенных Штатов, где преобладают светские либералы, как правило, являются теми же районами, где рынок альтернативных духовные переживания и продукты являются наиболее прибыльными. Даже известные СМИ, такие как The New York Times и (в Великобритании) The Guardian , чьи читатели состоит в основном из светских либералов, часто публикует статьи на такие темы, как колдовство и астрология, даже если они стараются не узаконить утверждения, сделанные сторонники этих убеждений.
Опросы в Канаде и Европе показывают похожие тенденции. Например, указывают, что что все большее количество людей в Соединенном Королевстве верят в призраков; более 50% сегодня по сравнению с примерно 40% десять лет назад. А <а href = "https://nationalpost.com/news/canada/millennials-do-you-believe-in-life-after-life"> опрос взрослых канадцев показал, что, хотя миллениалы реже, чем люди старшего возраста, взрослые люди верят в Бога и Иисуса Христа как сына Бога, они с одинаковой вероятностью верят в небеса и с большей вероятностью верят в ад (а также ряд других сверхъестественные идеи, включая идею о том, что люди могут общаться с духовным царством).
Некоторых, кто отвергает как традиционные, так и нетрадиционные верования в сверхъестественное, привлекает то, что я называю "сверхъестественным". Этот ярлык охватывает убеждения, требующие прыжок веры и имеют характеристики, напоминающие религию, но явно не полагаются на идею сверхъестественной силы. И часто они поверхностно завернуты в научное или технологическое тщеславие, которое делает их более приемлемыми для тех, кто не считает себя людьми веры (особенно мужчин). Сюда входит вера в то, что интеллектуально превосходящие инопланетяне наблюдают за жизнью людей и даже влияют на них. Некоторые из этих верующих даже приняли идею о том, что инопланетяне несут ответственность для человеческой цивилизации, и однажды мы будем приветствовать нас в более крупном космическом сообществе, как только мы достигнем некоторого базового уровня просветления.
В своей книге 2011 года Верующий мозг Майкл Шермер утверждает, что инопланетные существа «светские боги - божества для атеистов ». И хотя большинство закоренелых атеистов не являются приверженцами теории заговора об НЛО, мечта о жизни в большом межпланетном сообществе отражает голод. для коллективного человеческого смысла, который выходит за рамки обычного научного представления о людях как о преходящих организмах, населяющих несущественную скалу, мчащуюся через безразличную Вселенная. Как и в случае с другими описанными моделями, в западном мире, в то время как традиционные религии приходят в упадок, верования в сверхъестественное растет.
Еще одна доктрина, лежащая на этой границе между научной фантастикой и религией, - это трансгуманизм, приверженцы которого мечтают преодолеть смертность с помощью медицины и биоинженерия. Масштаб трансгуманизма варьируется от относительно скромной цели победить конкретные неизлечимые болезни, такие как рак, до более амбициозной цели передачи человеческое сознание в тело машины или загрузка его в суперкомпьютер, который позволил бы людям бесконечно жить в киберпространстве. Хотя многие трансгуманисты не придерживаются традиционных религиозных верований, такие верования находят свое отражение в трансгуманизме. Например, растет движение христианского трансгуманизма и мормоны. Ассоциация трансгуманистов.
И если вы представите себе, что светские идеологии и политические движения теперь проявляют фальшивые религиозные черты, вы не одиноки. «Справа у нас культ Трампа, полубог, который среди своих прихожан не может сделать ничего плохого », - написал a > Эндрю Салливан недавно в журнале New York . «И у нас есть культ социальной справедливости слева, религия, последователи которой проявляют такое же рвение, как и любой возрожденный евангелист. Они есть заполняя пустоту, которой когда-то владело христианство, без какой-либо мудрости, культуры и сдержанности, которые когда-то предоставляло христианство ».
Некоторые критики отреагировали на эссе Салливана, указав, что политика и религия во многих отношениях смешивались на протяжении всей истории. Это правда, но не подрывает Аргумент Салливана о подмене религии. Чем больше людей покидают религиозные пространства ради удовлетворения экзистенциальных потребностей, тем больше у них шансов обратиться к крайнему политическому трайбализму и стирать границы между духовными и светскими занятиями. Действительно, исследования показывают, что именно люди с низкими показателями приверженность религиозной вере, которые, скорее всего, будут инвестировать в политические идеологии, чтобы противостоять угрозам смысла жизни. Кроме того, наиболее радикальные светские идеологии как на левые и правые часто связаны с теориями заговора, которые когнитивно похожи на паранормальные и сверхъестественные религиозные заменители и так же мотивированы потребность в значении .
Важно отметить, что есть основания сомневаться в том, что эти различные альтернативы религии могут успешно удовлетворить потребность людей в значении. Современные религиозные заменители часто отражают индивидуализм Запада, который находится в противоречии с социальной природой нашего вида. Традиционные религии действуют как буфер против экзистенциальной угрозы индивидуализма. потому что они активируют социальное «я» - ту часть нас, которая чувствует моральный долг перед другими. И большое количество исследований показывает, что это наша глубокая и прочная связь с другими людьми, которым помогают традиционные религиозные верования и практики, которые придают смысл.
Традиционные религиозные верования на самом деле являются социальными. Они о трансцендентных связях в пространстве и времени. Чем больше эти убеждения связывают нас с семьей и обществом, тем больше они заставляют нас чувствовать себя частью чего-то более прочного и значимого, чем наша короткая земная жизнь.
Некоторые люди могут быть не склонны к религиозному мышлению во всех отношениях, но они, вероятно, составляют чрезвычайно небольшой процент населения. И я не видел никаких доказательств что лежащие в основе когнитивные и мотивационно-психологические характеристики, которые ориентируют людей на религию и заменители религии, уменьшились за время, когда Западный мир якобы стал менее религиозным. Вместо этого большинство людей, считающих себя нерелигиозными, просто не примирились со своей религиозной природой. Они верят что из-за того, что они отвергли веру старших поколений, у них нет веры вообще. Они могут просто не знать, сколько прыжков веры они совершают регулярно, и неверное суждение о том, какие из них позволят им создавать смысл таким образом, чтобы люди могли поддерживать здоровую гармонию между светским и священным.
& nbsp;
Клэй Рутледж, обозреватель Quillette и профессор психологии в Государственном университете Северной Дакоты. Его произведения также были опубликованы в Нью-Йорке. Times , Wall Street Journal , National Review и Scientific American . Вы можете следить за ним в Twitter @clayroutledge
Главное изображение: Книга планет и астрологии, Непал, 17 век, непрозрачная акварель и тушь на бумаге