Металлическое распятие висит на стене в гостиной Стефана Мукеля, профессора канонического права в Кельнском университете, перед картиной Папы Римского Бенедикта XVI. выбирайте, как хотите, оформление самого офиса.
А развесить распятие в классе, это возможно? Нет, Мукель отвечает, так как это может вызвать «проблему нейтралитета». То есть в некоторых общественных местах, таких как суд или классная комната, в этом смысле необходимо сохранять «нейтральную» позицию. В этих местах не следует создавать впечатление, что у вас есть склонность к определенной религии.
Противоречия светского общества
Религиозный налог: взимается государством и передается церквям
В Германии религиозный выбор рассматривается на переднем плане как индивидуальный и конкретный вариант каждого из них. Однако комнаты преподавателей, в которых можно найти религиозные символы, не являются пространством, считающимся приватным.
Здесь возникает противоречие: Германия, с одной стороны, согласно Основному закону, является светским государством, нейтральным с идеолого-философской и религиозной точки зрения, которая теоретически выступает за отделение Между церковью и государством, на практике, однако, эти два случая смешиваются по-разному, в отличие от того, что происходит, например, во Франции, где существует строгое разделение двух секторов.
Это противоречие последствия в обществе по-разному. В Германии нет ни религии, ни церкви и штат. Несмотря на это, государство как материально, так и идеологически сотрудничает с Церквами. Согласно Макелу, это не было бы, например, очевидным фактом, что Федеральная конституция позволяет государству собирать налоги для Церкви, равно как и правило, устанавливающее занятия по религии в государственных школах в качестве обычной дисциплины.
Используя государственные ресурсы, Церковь активно участвует в таких секторах социальной помощи в стране, как детские сады, школы и больницы. «Недаром церкви в Германии после государственной службы являются крупнейшим работодателем», - резюмирует специалист по Canon Law.
Возвращение к религии
Всемирный день молодежи: собрание масс
< p>
Это правда, что Церковь живет, сожалея о растущей потере верующих, что, теоретически, вызывает вечный кризис института и сокращение «религиозных налогов». Однако, в отличие от этого сценария, в то же время в современных обществах ощущается новая тенденция к возвращению религии, которая никоим образом не ограничивается христианством.
В мае этого года 500 тысяч люди праздновали Конгресс немецкой лютеранской церкви в Кельне. В июле прошлого года Далай-лама был принят в Гамбурге с красными коврами. По случаю 50 000 человек посетили буддийские семинары в городе. Всемирный день молодежи, один из крупнейших международных собраний, которые прошли в Германии га в 2005 году.
Строительство мечети не является юридическим вопросом
Архитектор Поль Боэм с моделью мечети, которая будет построена в Кельне: спорный проект
Там, где есть религия, есть символы. Все религии явно используют ритуалы и символику. В связи с этим, в принципе, уже поставлен вопрос: сколько религиозных символов может выдержать светское общество, подобное германскому, не отказываясь от своего секуляризма?
С этой чисто юридической точки зрения, говорит Мукель Не существует непреодолимых барьеров, препятствующих строительству большой мечети в Кельне. Дискуссия на эту тему происходит, по словам эксперта, в политической сфере.
Сколько может быть минаретов, каким может быть купол, какими пропорциями он может быть, насколько внушительным он может быть работа? Вкратце: сколько мечетей поддерживает такой либеральный город, как Кельн? Почему люди, которые выступают против его строительства, чувствуют себя так неловко? Почему строительство церкви не представляет проблемы, а строительство мечети? Есть много реакций, мусульмане чувствуют себя ущемленными и ущемленными в фундаментальном праве исповедовать свою религию.
Запрещение использования некоторых нехристианских символов
Учитель государственных школ с мусульманским покрывалом: запрет по закону
Кроме того, в связи с так называемыми "вердиктами" мусульмане в Германии воспринимаются по-разному, хотя в большинстве государств В стране приняты законы, запрещающие религиозную символику в публичном пространстве, и эти запреты применяются неравным образом.
< В Берлине, например, символы любой религии были запрещены в классах, в то время как в других регионах страны, с другой стороны, христианская и еврейская символика по-прежнему разрешена, в то время как мусульманская вуаль, знак ислама, запрещена. .
Если учитель-мусульманин учит с завесой на голове, диктует вердикт по этому вопросу, это рассматривается как демонстрация. за фундаменталистский ислам, который угнетает права женщин. В то же время, прикрытие головы вуалью считается нарушением нейтралитета немецких школ.
Кипа (тюбетейка, используемая евреями) покрывает голову, крест свисает с шеи или даже с Католическая религиозная привычка, охватывающая все тело, разрешается преподавать почти во всех немецких государствах - когда дело доходит до символов западной христианской традиции, это почти всегда стоит аргумент государственного закона.
Что это означает, однако, перед лицом нейтралитета государства по отношению ко всем религиям и мировоззрениям, поскольку Федеральный конституционный суд хочет именно "одинаково относиться ко всем убеждениям"?
Этот вопрос все больше будет занимать центральное место в дискуссии, считает Герд-Ульрих Каптейна, пресс-секретарь Административного суда Дюссельдорфа, в интервью Deutsche Welle. 14 августа суд подтвердил недавний вердикт о запрете использования мусульманской вуали учителями в государственных школах, подчеркнув, что различие между исламскими и христианскими религиозными символами недопустимо.
Наряду с рядом других проблемных вопросов пример противоречия вокруг шарфа показывает, что мешает возрождению религия приносит в светское общество. Германия, по крайней мере, пока не нашла ответов на эту проблему.
Никки Р. Кедди, почетный профессор истории в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, является членом Американской академии с 1994 года. Она писала об истории Ирана, женщинах в мусульманском мире, религиозно-политических тенденциях во всем мире и Сайеде. Джамаль ад-Дин аль-Афгани Автор книги Современный Иран: корни и результаты революции (2003), она также основала и отредактировала журнал Contention: Debates in Society, Culture and Science с 1991 по 1996 год.
За четверть века, прошедших после того, как иранская революция застала большую часть мира врасплох - не в последнюю очередь в том, как ее религиозное руководство мобилизовало по-настоящему народное восстание - многие комментаторы на Западе были склонны рассматривать Ближний Восток и Южную Азию в качестве культурных подпоров, где основанная на религии политика преодолевает светские формы политической организации, соответствующие современным индустриальным обществам.
Но это понимание недавних событий вводит в заблуждение. Сравнительный исторический обзор подъема и падения последовательных волн секуляризма в современную эпоху показывает более сложную и парадоксальную картину тенденций в западных странах и влияния этих тенденций на общества, пытающиеся подражать экономическим успехам современного Запада.
В следующем обзоре я остановлюсь на конфликте между секуляристскими и антисекулярными тенденциями в различных государствах, начиная с подъема секуляризма на Западе. Прежде чем я начну, будет полезно более внимательно изучить историю некоторых ключевых терминов.
На протяжении веков «светский» передавал гораздо более широкое разнообразие значений, чем можно предположить при нынешнем использовании. Термин, полученный в среднеанглийском языке от старофранцузского слова seculer (само по себе от латинского saecularis ), слово первоначально относилось к духовенству, которое не было связано религиозными правилами монашеский орден. В среднеанглийском языке это также может относиться к сфере «этого мирского» в противоположность божественному - священному и «другому миру», исторически монополизированному в Западной Европе римско-католической церковью. Действительно, развивающееся использование слов, основанных на «светском», отражает, среди прочего, долгую и спорную историю; «Секуляризм» и его воинствующий латинский родной «лаизм» возникли в западноевропейских странах, в которых когда-то, если не до сих пор, доминировал римский католицизм.
Лишь в девятнадцатом веке слово «светский» стало ассоциироваться с «секуляристами», которые придерживались доктрины «секуляризма», то есть убеждения в том, что религиозные институты и ценности не должны играть никакой роли во временной сфере. дела национального государства. Эти термины были придуманы в Англии в 1851 году радикальным атеистом Джорджем Холиоаком, который искал респектабельные эвфемизмы для замены «атеист», «неверный», «вольнодумец», «неверующий» и т. Д. 1 Холиок и его преемник Чарльз Брэдло возглавили национальную сеть светских обществ, которые некоторые считают альтернативной церковью - безусловно, эти общества выполняли социальные и политические, а также идеологические функции.
Обращаясь в основном к квалифицированным работникам из высших рабочих классов, светские общества выступали за прекращение привилегий для англиканской церкви и расширение равных прав и свобод для всех религиозных и антирелигиозных лиц и учреждений. Они убедили парламент отменить инвалидность для неверующих свидетелей, помогли дискредитировать (хотя им не удалось отменить) законы о богохульстве, а после того, как Брэдло был избран в парламент и отказался принять религиозную клятву, позволили общепризнанному неверующему занимать должность. . 2 Помимо Брэдла, самой эффективной спикером и писателем организации была молодая Энни Безант, известная позже своей связью с теософским движением, с его индуистским и буддийским подтекстом. 3
К концу девятнадцатого века политические цели светских обществ были в основном достигнуты, частично потому что они были в гармонии с другими социальными и культурными тенденциями. После смерти Брэдло и отступления Безанта движение, которое никогда не было значительным, исчезло. К тому времени дарвинизм и социализм заменили секуляризм борьбой с вероучениями, а чеканка Томаса Хаксли «агностик» в конце девятнадцатого века в значительной степени заменила «светский» как термин для религиозных скептиков.
Старшее существительное «секуляризация» претерпело несколько аналогичную эволюцию. В течение многих столетий термин на латыни и французском языке относился только к изменению церковного статуса - например, когда монах стал светским священником. Более широкое значение было задокументировано только после Тридцатилетней войны и Вестфальского мира в 1648 году, когда этот термин использовался для описания процесса, при котором Бранденбургу предоставлялась церковная земля в пределах ее границ. В последующие десятилетия «секуляризация» часто использовалась для описания конфискации или конверсии церковных религиозных учреждений или имущества в гражданское владение и пользование. 4
К концу девятнадцатого века «секуляризация» широко использовалась в сочетании с терминами «секуляристы» и «секуляризм» для обозначения различных государственных мер, которые ослабили Церковь и религию, включая разрушение доминирующих церквей, защита религиозных и атеистических меньшинств и усиление контроля со стороны мирян в прежних религиозных сферах. 5 Кроме того, «секуляризация» использовалась также для описания обобщенный процесс замены религиозных ценностей на характер и направление морали, образования и культуры. Для многих «светский» и «светский» (и французские варианты «laic») остаются связанными с неверием.
Введите социологов: только в начале двадцатого века «секуляризация» стала научной категорией, обычно прослеживаемой для социологов Вебера, Тонни и Троельча, хотя подобные идеи можно найти у более ранних мыслителей. 6 В современном понимании «секуляризация» означает:
- увеличение числа людей со светскими убеждениями и обычаями;
- ослабление религиозного контроля или влияния на основные сферы жизни; и
- рост отделения государства от религии и светского регулирования бывших религиозных учреждений и обычаев.
Эти явления в определенной степени логически независимы, а также часто независимы на практике. Попытка измерить степень светских верований и практики через членство в церкви может не дать точных результатов; сегодня в Европе цифры по религиозным убеждениям, измеряемые опросами общественного мнения, значительно выше, чем по посещаемости и членству в церкви. Степень веры или неверия также не обязательно положительно коррелирует со степенью отделения государства от религии или контроля над ней. 7
Кроме того, все эти явления сильно различаются по своим масштабам и интенсивности, и все они могут быть парадоксальными по своим последствиям. Вместо разделения церкви и государства, секуляризм иногда использовался для оправдания и усиления агрессивного политического контроля над религией и ее институтами. Это верно в отношении современной Турции, Ирана Пахлави, Туниса Бургибы, а также Советского Союза и коммунистической Восточной Европы, правительства которых в большинстве своем считают такой контроль необходимостью для быстрой социально-экономической модернизации своих государств.
На протяжении большей части девятнадцатого и двадцатого веков большинство ученых и писателей, как западных, так и восточных, рассматривали рост секуляризма как улицу с односторонним движением к модернизации - совершенно позитивный процесс, по мнению Конта и многих других. последующие теоретики, или диалектический процесс, синтезирующий положительные и отрицательные моменты, как предположили Гегель и Маркс. В литературе по общественным наукам рост секуляризма часто интерпретируется как естественное сопутствующее распространение науки, образования и технологий - все это, кажется, подрывает необходимость религиозных объяснений мира и, в конечном счете, мощных организованных религий. в современном обществе. Теоретики с прогрессивным взглядом, будь то прямой или диалектический, также склонны предполагать, что люди будут наслаждаться все более высоким уровнем материального благосостояния, уменьшая тем самым коллективную потребность в религиозном утешении. (Однако следует иметь в виду определенный дисбаланс в научных отчетах: большинство ученых, пишущих о секуляризации, считают это рациональной, даже естественной, точкой зрения, в то время как большинство ученых, пишущих о фундаментализме, скептически относятся к значению религиозной политики. . 8 ) Большинство свидетельств с Запада, как правило, поддерживают эту точку зрения на прогрессивную секуляризацию и, несмотря на кризис доверия Запада к прогрессу большинство современных правительств продолжают осуществлять все больший контроль над ранее религиозными сферами.
В то же время в каждой стране становится все более очевидным, что политическая борьба между религиозными и светскими силами далеко не окончена - будь то в Иране, Индии или даже в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что во всем мире многие считают, что религия не должна влиять на законодательство и формирование политики, те, кто не согласен, становятся растущей силой.
В следующем обзоре я сосредоточусь на тех частях мира, где власти основных мировых религий удерживали власть, создавая значительные препятствия для секуляризации. Поэтому я сконцентрируюсь на областях, которые имели монотеистические библейские религии с исключительными претензиями, а именно - иудаизм, христианство и ислам; или ряд противоречивых религий с сильными несовместимыми требованиями, как в Южной Азии. Это области, где произошла важная борьба за секуляризацию. Они также не случайно являются областями, в которых наблюдался недавний рост «фундаменталистских» движений, которые я назвал «Новой религиозной политикой». 9
До шестнадцатого века религия была основным организующим принципом цивилизации в большей части мира - и, конечно, в Западной Европе. Там авторитет римско-католической церкви был непревзойденным: возможно, это был самый мощный религиозный институт в мире. С конца одиннадцатого века до примерно 1300 года каноническое право имело приоритет над светским правом, и цари должны были совершать значительные аскезы, если они нарушали церковные указы. 10 Кроме того, Церковь сыграла ведущую роль в организации крестовых походов не только на Святой Земле, но и против еретиков и некатоликов в Европе. Позже он также сыграл ведущую роль в разделении Нового Света на испанские и португальские домены.
Рост протестантизма первоначально усилил религиозность в Западной Европе, вызвав серьезную личную озабоченность религиозными доктринами и лояльностью, как среди протестантов, так и реформированных и возбужденных католиков контрреформации. В конечном счете, однако, распространение сект и истощение комбатантов в долгих, кровопролитных и неокончательных религиозных войнах привело к росту религиозной терпимости. Правительства постепенно предоставили равный гражданский статус тем, кто придерживается различных религиозных и нерелигиозных убеждений, что является ключевым условием создания светских государств. Но правителям Западной Европы теперь приходилось сталкиваться с самыми разными религиями.
Политические последствия этих изменений развивались в течение нескольких веков, в серии иногда жестокой борьбы, в которой правители боролись против авторитетных религиозных групп. В Англии Генрих VIII (ок. 1509–1547) порвал с Римом, конфисковал церковные земли и закрыл монастыри. В Италии три столетия спустя националисты под руководством короля Виктора Эммануила II (р. 1861–1878) лишили Церковь контроля над папскими государствами и Римом, что привело к разрыву отношений между Ватиканом и итальянским правительством, которое продолжалось в двадцатый век. Во Франции борьба между правительством и церковью, начавшаяся в 1789 году во время Французской революции, завершилась между 1901 и 1905 годами конфискацией религиозных ценностей и строгим разделением церкви и государства. В Испании, Португалии и во многих странах Латинской Америки аналогичная борьба шла по схожему пути. 11
Относительно этих тенденций западные мыслители сделали различные выводы. Некоторые мыслители, такие как Джон Локк и Джон Стюарт Милль, выступали за религиозную терпимость, в то время как другие, особенно во Франции во времена Просвещения, жестко критиковали организованную религию. Но даже некоторые из самых суровых критиков (например, Вольтер) полагали, что религия может быть полезна для низших классов, делая их честными, усердными и мирными, - предложение, которое стало особенно заслуживающим доверия после антиклерикального насилия, развязанного во время Французской революции . 12
Французская революция также дала понять, что национализм - растущее чувство общих моральных, политических и социальных привязанностей, выражаемых через институты национального государства - вполне может соперничать или даже заменять религиозность в умах нового себя. Сознательные граждане. Традиционные религиозные верования потенциально противоречили приоритетам возникающих национальных государств; еще до появления современного национализма европейские режимы пытались ослабить религиозные институты, которые мешали их светской власти.
Национализм создал идеологическую основу для нерелигиозных конфессий, а также упростил предоставление равных прав гражданам, исповедующим различные религиозные убеждения, и способствовал развитию национальных сетей производства и потребления. 13 Хотя в некоторых современных европейских странах - например, в Польше и Ирландии - национализм использовал религиозные чувства, в большинстве случаев он был силой секуляризации, ставя национальную лояльность выше религии и делая национальное государство сильнее любой церкви, даже при наличии государственных религий, как в Англии.
Период с 1860 по 1914 год был, вероятно, периодом расцвета в Европе широкой секуляризации. Это был период расцвета оптимистических теорий эволюционного развития человечества: от Карла Маркса до Огюста Конта и Герберта Спенсера. Как описывает Эрик Хобсбаум период:
Традиционная религия отступала с беспрецедентной быстротой, как в качестве интеллектуальной силы, так и среди масс. Это было в некоторой степени почти автоматическим следствием урбанизации. , , , В римско-католических странах, которые составляли 45 процентов европейского населения, вера отступала особенно быстро. , , до совместного наступления. , , рационализм среднего класса и социализм школьных учителей, но особенно сочетание эмансипаторских идеалов и политических расчетов, которые сделали борьбу против Церкви ключевым вопросом политики. 14
Эти изменения сопровождались всплеском светского контроля над образованием и ростом марксистского социализма, особенно среди рабочих. «Во многих отношениях марксизм [по версии Карла Каутского]. , , был последним триумфом позитивистской научной уверенности девятнадцатого века. Он был материалистом, детерминистом, неизбежным, эволюционистом и твердо отождествлял «законы истории» с «законами науки». 15 < / р>
В восточноевропейских странах, где преобладало православное христианство, секуляризм также был восходящей тенденцией между семнадцатым и началом двадцатого века. Петр Великий (р. 1682–1725) упразднил русский патриархат, создал синод при церковном управлении и назначил представителя правительства главным прокурором синода. Екатерина Великая (ок. 1762–1796) конфисковала значительную часть церковных земель, и ряд царей XIX века предпринял дальнейшие меры по контролю над Православной церковью. 16 В эти годы секуляризация была в основном нисходящим делом по государственным причинам. В то время как демократические и социалистические секуляристы выступали за часть городской интеллигенции, сельское большинство россиян оставалось искренне христианами.
После Октябрьской революции 1917 года большевики, приверженные атеистическому мировоззрению Маркса, разрушили Православную Церковь и экспроприировали ее активы. Последовали жестокие общенациональные кампании против Церкви, религиозных убеждений и духовенства. Эта политика изменилась во время Второй мировой войны, и в 1943 году режим принял соглашение с Церковью, которая восстановила патриархат. Конец коммунизма в Советском Союзе позволил Церкви восстановить значительную собственность и влияние, но уровень религиозных убеждений и посещаемости церкви оставался низким, 17 Это указывает на то, что даже нисходящая секуляризация может в некоторых обстоятельствах подорвать религиозные убеждения. (Аналогично низкий уровень посещаемости церквей и мечетей отмечается в посткоммунистической православной Болгарии и Сербии, а также во многих других регионах Восточной Европы и бывшего Советского Союза.)
Европейское еврейство также было затронуто широкой светской тенденцией, особенно в Западной Европе. В таких странах, как Германия и Франция, евреи среднего класса приветствовали разделение церкви и государства и распространение гражданского равенства. Теодор Герцль и большинство других основателей политического сионизма конца XIX века были секуляристами, но многие из их последователей в Восточной Европе не были. Среди европейских евреев секуляризм и национализм не были полностью конгруэнтными силами: многие сионисты, особенно на народном уровне, не были секуляристами, а многие секуляристы не были сионистами.
Между тем, в Соединенных Штатах на протяжении всего девятнадцатого века, хотя светские принципы организовывали политическую жизнь, процветало множество религий, отчасти потому, что равное обращение с различными христианскими церквями в Америке оставляло людей свободными присоединяться или находить религию по своему выбору. , Но когда религиозные интеллектуалы в Америке перешли к более рационалистическим и социально реформистским интерпретациям религии во второй половине девятнадцатого века, это вызвало негативную реакцию буквально-протестантских консерваторов, которые боролись с постепенной секуляризацией поведения, убеждений и государственных школ. / р>
Даже в европейских странах в зените широкой секуляризации религиозные группы не приняли ситуацию без борьбы. В Германии, разделенной между протестантами и католиками, сформировалась и набрала значительную силу католическая партия. А за последние полвека ряд западных стран испытали возобновление политических требований от имени религиозных ценностей и институтов.
Сомнения в мудрости неослабного секуляризма были спровоцированы различными событиями. Одним из них было опустошение, вызванное двумя мировыми войнами и последующими региональными кровопролитиями. Способность цивилизованных народов совершать акты массового уничтожения, гораздо худшие, чем все, что происходило в XIX веке, вызывала пессимизм в отношении прогресса. Другим фактором было смешанное функционирование экономических систем, будь то капиталистических или социалистических, которые должны были обеспечить богатство наций. Хотя большинство людей, живущих на Западе, стабильно повышали свой уровень жизни, новый экономический порядок создавал новые неопределенности: циклы бума и спада, увеличивающиеся разрывы в доходах, высокий уровень безработицы. Недавняя стремительная глобализация мировой экономики усугубила многие из этих проблем и напряженности и снизила уровень жизни для многих. Солидарность рабочего класса, профсоюзное движение и даже сам промышленный рабочий класс оказались слабее, чем ожидали социалисты.
Новые светские социальные системы также имели смешанный успех, улучшая некоторые серьезные проблемы, но часто создавая новые. Снижение расовых барьеров во всем мире стало серьезным шагом вперед, но нигде не сопровождалось адекватными образовательными, медицинскими и другими мерами по обеспечению равенства возможностей среди расовых групп. Этническая напряженность иногда усиливалась. Во многих частях Европы наблюдается рост враждебности по отношению к иммигрантам, особенно к мусульманам. Женщины добились большего равенства, но очень немногие страны имеют адекватный уход за детьми и другие услуги для работающих матерей. Некоторые женщины, учитывая нынешние трудности, жаждут возвращения во времена идеализированной семьи с двумя родителями и кормильцами, часто связанной с религиозной моралью.
Короче говоря, секуляризм нигде на Западе не является простым свершившимся фактом. Распространение светских убеждений и практики в Европе и Соединенных Штатах привело к медленным изменениям и продолжающимся, иногда острым, дебатам. В результате было бы глупо ожидать, что светские реформы так или иначе будут осуществляться на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Я бы сказал, что медленное созревание светских тенденций важнее, чем доктринальные различия в объяснении нынешней силы секуляризма на Западе. Как показывает даже краткий обзор, Запад поначалу был не более открыт для секуляризации, чем сегодня части Ближнего Востока и Южной Азии. Как я уже говорил в другом месте, общая идея, что религия и политика всегда были более неразрывно связаны в исламе, чем в христианстве, не соответствует действительности. Как правило, правительства мусульманского мира следуют исламским правилам только в той степени, в которой они думают, что это в их интересах.
Секуляризм как оживляющий набор политических убеждений пришел в мусульманский мир поздно, как побочный продукт растущего влияния западных политических идей. В то время как христианская Европа переживала свою эпохальную серию борьбы между церковью и государством, большинство мусульманских стран оставались умеренно религиозными в своей ориентации. В течение раннего современного периода большинство ближневосточных правителей придерживалось Ислама, и мусульманские религиозные лидеры продолжают играть активную роль в гражданском обществе, хотя и не претендуют на временную власть, подобную той, которую Римско-католическая церковь выдвинула до Реформации.
Поскольку секуляризация в мире прогрессировала неравномерно, секуляристы на Ближнем Востоке в настоящее время сталкиваются с некоторыми трудностями, ранее встречается в Западной Европе. Например, только в прошлом веке секуляристы во Франции и Италии не решались предоставить женщинам избирательное право, опасаясь, что большинство из них проголосуют за католическую церковь; некоторые светские деятели в арабских странах сегодня опасаются, что большинство свободного электората выберет религиозные партии. Точно так же в 1902 году лидеры Французской радикальной партии опубликовали предвыборную программу, в которой предлагалось, что «подавляя религиозные ордена, секуляризируя церковную собственность в смертной казни и отменяя выплату государственных денег духовенству, мы намерены претворить в жизнь это решающее решение. либеральная формула - свободные церкви в свободном и суверенном государстве »; 18 несколько десятилетий спустя, в Турции Ататюрка проводилась несколько похожая политика отчасти потому, что турецкие секуляристы имели основания опасаться социально-экономической, политической и культурной власти своей религиозной элиты.
Западноевропейские режимы были непоследовательны в применении принципов секуляризации, особенно в своих колониях. В то время как французы и некоторые другие колониальные державы подавляли религиозное обучение дома, они поощряли его в своих колониях как часть более широкого культурного проекта. Французские колонии, где доминировали консервативные дипломаты и военные офицеры, были освобождены от антиклерикальных законов, поскольку католические ордена продолжали получать французские правительственные субсидии и поддержку для колониальных образовательных учреждений, утверждая, что местные националисты в противном случае вступят во владение. 19 Колониальная политика иногда благоприятствовала определенным религиозным группам, тем самым усиливая межрелигиозную рознь - но она также привела некоторых лидеров в колонизированных районах к западному мышлению о секуляризации и модернизации. После обучения в школах западного образца или возвращения на Ближний Восток и в Южную Азию из школ на Западе, некоторые из них выбрали светский национализм, который после Второй мировой войны стал доминирующим способом деколонизации не только в Индии, Турции и Тунисе. но также в Египте, Сирии, Иране и Ираке.
В то время как некоторые сравнивали политико-религиозную волну в мусульманском мире сегодня с ростом протестантизма, более тесная, хотя и неточная параллель - это история религиозно-светской борьбы в католических странах. В обеих возможных параллелях религия требовала власти в политике, законе, личном поведении и регулировании гендерных и семейных ролей. Но хотя некоторая версия секуляризма стала победителем почти в каждой католической стране, в последние несколько десятилетий резко возросло влияние так называемых исламистов - мусульман, которые хотят объединить религию и политику в новых сочетаниях, которые они представляют как традиционные. 20
Вопреки христианской практике, в исламе никогда не было центрального органа, решающего религиозную догму; даже центральный институт исламского права никогда не применялся повсеместно. Здесь мое обсуждение будет сосредоточено на Ближнем Востоке и Пакистане, которые включают самые строгие регионы ислама; и следует отметить, что в Юго-Восточной Азии и в Африке к югу от Сахары, где ислам распространялся поздно и мирно, исламский закон и практика обычно были менее строгими.
Такие термины, как "светский", никогда не использовались в мусульманских странах до двадцатого века. Затем, примерно до 1967 года, секуляристы, националисты и социалисты играли растущую политическую роль в мусульманском мире, приходя к власти в нескольких странах и осуществляя программы секуляризации в качестве сопутствующей модернизации.
Османская империя и Турция, ее центральное государство-преемник, сыграли новаторскую роль в этом отношении. При Османской империи государство осуществляло необычный контроль над своими религиозными институтами. Например, мусульманские ученые, или ulama , были иерархически организованы и санкционированы государством, а османские султаны часто издавали указы с применением силы закона. Полномочия центрального правительства выросли после 1826 года, что позволило ему предпринять ряд мер по секуляризации в девятнадцатом веке, часто под давлением Запада. Эти меры включали значительный государственный контроль над собственностью vakf (mortmain) и декларацию равных прав для мусульман и немусульман. Тем временем национализм рос в армии и среди образованного среднего класса.
Самый большой импульс к светскому национализму пришел после Первой мировой войны с приходом к власти Мустафы Кемаля Ататюрка. Герой войны, он руководил турецкими войсками, которые отражали европейские захватчики, заставляя союзные державы признать турецкий контроль над территорией, достаточной для создания жизнеспособного национального государства. Поскольку султан-халиф согласился на возможность расчленения Турции со стороны союзников, было мало внутреннего сопротивления отмене Ататюрком султаната, а затем и халифата, хотя отмена последнего вызвала сопротивление в других частях мусульманского мира.
Необходимость решительных действий правительства по созданию светского государства была обусловлена как остаточной силой существующих исламских институтов, так и острой необходимостью догнать Запад, который давно занялся централизацией и модернизацией. Секуляризирующие меры Ататюрка включали латинизацию сценария и запрещение использования арабского языка, а также отмену религиозного образования и шариата. Моделируя турецкий закон о Гражданском кодексе Швейцарии, Ататюрк предоставил женщинам почти равные права и не поощрял завесу. Он был самой сильной мерой против религиозных учреждений где-либо за пределами коммунистического мира, поскольку он и многие турецкие националисты приняли французскую модель воинствующего расизма.
Неудивительно, что после Второй мировой войны произошла негативная реакция на некоторые из наиболее агрессивно секуляризирующих мер Ататюрка. Даже светские политики, стремясь улучшить отношения с богатым нефтью арабским миром, делали жесты в сторону ислама. Ярким признаком антисекулярной реакции стало то, что Турция выделила исламистскую партию электоральное большинство и назначение премьер-министра этой партии в 1996 году. 21 Это, в свою очередь, вызвало секуляристскую реакцию, особенно в армии, и премьер-министр-исламист подал в отставку летом 1997 года. Главным образом из-за глубокого экономического кризиса, новая основанная на исламизме, но более умеренная и формально светская партия АК получила большинство в выборы в ноябре 2002 года и с тех пор возглавлял правительство. Периодическая борьба продолжается из-за таких проблем, как запрет исламского головного убора для женщин в штатах, таких как парламент и университеты. Этот запрет в конечном итоге может быть отменен, но основная светская природа турецкого правительства вряд ли изменится. Это отчасти потому, что Турция надеется присоединиться к европейскому сообществу, а отчасти потому, что активное большинство турок по-прежнему светское, хотя часто желает разрешить свободу одежды, а правящая партия не угрожает основному секуляризму.
Как и в России, большая часть населения была успешно секуляризирована правительственными указами и политикой. Сегодня в Турции не так много религиозной реакции, как в некоторых арабских странах на Ближнем Востоке, и Турция уникальна в своем отказе от исламских оправданий законов и институтов. (Законы о статусе женщин были аналогично реформированы в Тунисе, но там реформа проводилась под исламским оправданием.)
В Иране улама имел гораздо более независимую власть, чем где-либо еще в мусульманском мире, из-за развития иранского шиизма после того, как он стал государственной религией в 1501 году. Только в конце девятнадцатого века начался национализм расти в стране: в резком контрасте с мусульманскими лидерами ранние иранские националисты обвинили упадок страны в арабском исламском завоевании седьмого века и хвалили ее древнее арийское (лингвистически индоевропейское) наследие. Недовольный улама объединился с торговцами и националистическими реформаторами в частично успешном антиправительственном восстании в 1890–1891 годах. Начиная с конца 1905 года, революция привела к конституционному парламентскому режиму, который продолжался у власти, пока Россия и Великобритания не вмешались в 1911 году. 22
Реза Шах, который управлял Ираном с 1921 по 1941 год, подражал Ататюрку, хотя и в своем менее современном нация он не мог пойти так далеко. Он централизовал свою страну - главным образом путем насильственного расселения кочевников, улучшения образования, транспорта и связи, а также пропаганды светского националистического взгляда на Иран, до сих пор поддерживаемого интеллектуалами. Одновременно он заставлял своих граждан переходить на западную одежду, продвигал систему светских государственных школ и так далее. Модернизация секуляризации продолжалась при его сыне, Мухаммеде Реза-шахе (р. 1941–1979), и была широко связана с подчинением Соединенным Штатам и их интересам, особенно после того, как американское руководство и британское участие в перевороте 1953 года, который сверг народный (и светский Премьер-министр Мухаммед Мосаддек. Модернизация, которая произошла там почти полностью между 1925 и 1975 годами, была гораздо более внезапной в Иране, чем в Турции. Между тем подавление светской оппозиции открыло путь для быстрого роста и победы 1979 года многогранного революционного движения во главе с религиозной оппозицией, которая апеллировала к широко распространенным антизападным и анти-тираническим чувствам. < SUP> 23
В других мусульманских странах были лишь частично похожие траектории, которые я опишу вкратце. По историческим обстоятельствам, на Ближнем Востоке западные колониальные власти находились только в арабских странах. Почти все они за пределами Аравийского полуострова были какое-то время либо колониями, протекторатами, либо мандатами Британии или Франции. Западный контроль над Палестиной в решающие годы после 1918 г. завершился созданием Израиля, который значительно усилил антизападные течения на арабском Ближнем Востоке. В Палестине и Алжире, единственных мусульманских странах, оккупированных иностранными поселенцами, имело место сильное противопоставление национальной и религиозной самобытности, чему в значительной степени способствовали усилия по утверждению местных, незападных культурных ценностей в регионах, управляемых Западом. / р>
Светские националисты обычно возглавляли антиколониальные освободительные движения после Второй мировой войны. В Египте Гамаль Абдул Насер участвовал в революции 1952 года и пережил попытку покушения со стороны «Братьев-мусульман» в 1954 году, которую он использовал, чтобы узаконить расправу над религиозными институтами; два года спустя Насер объявил Египет социалистическим государством. Народная поддержка его марки секуляризма начала угасать после поражения Египта Израилем в Шестидневной войне в 1967 году, и его преемники, столь же автократические, как он, вызвали еще более глубокое недоверие, введя политику «свободного рынка», которая, по мнению критиков В первую очередь служил западным интересам. Нынешний египетский премьер-министр Хосни Мубарак не ограничил свою борьбу с воинствующими исламистами; он арестовал и предал суду ряд диссидентов, в том числе таких лидеров за гражданские права, как Саад Эддин Ибрагим.
В Тунисе после обретения независимости в 1956 году Хабиб Бургиба ввел строго светские меры, которые переосмыслили ислам, ослабили религиозные институты и ввели практически равные права для женщин. Однако его преемник Бен Али самовольно подавлял как исламистов всех сортов, так и адвокатов и защитников гражданских прав.
В Алжире правительственное подавление выборов 1992 года, которые должны были победить исламисты, привело к кровопролитной гражданской войне, а также к значительному снижению воинствующего исламизма. 24 Последние истории Иордании и Марокко более умеренные; Саудовская Аравия управляется строгим исламским вероучением, которое восходит к восемнадцатому веку; Сирия и довоенный Ирак одновременно подавили исламскую и неисламскую оппозицию. Воинствующий ислам по-прежнему является сильной силой в большей части мусульманского мира, но я согласен с теми, кто указывает на его ослабление в последние годы в ключевых центрах, включая Иран, Египет и Алжир. Несмотря на феномен бен Ладена, маловероятно, что воинствующие исламисты захватят больше арабских правительств в ближайшем будущем. 25 С другой стороны, последние Политика США в отношении арабо-израильского спора в Пакистане, а в последнее время в Ираке привела к росту как исламистской, так и неисламистской враждебности по отношению к правительству США в арабском мире, Турции, Пакистане и Юго-Восточной Азии, что можно выразить в дальнейшем насилие против американских и западных целей.
Роковая связь секуляризма с автократическим правлением и западным влиянием помогает объяснить общую тенденция против секуляризма в мусульманском мире; 26 , когда люди хотят быть свободными от западного контроля, они обычно не представляют путь к своему спасению в секуляристских идеях, суверенных на Западе. Создание в последние десятилетия модернизированных и крайне политических версий ислама способствует мобилизации все еще религиозных масс и обеспечивает элементы идеологии, которая кажется знакомой, мощной и незапятнанной влиянием Запада.
В последние годы мусульмане-исламисты ввели антисекулярные элементы, редко встречающиеся в прошлой исламской истории, такие как полное переплетение религии и политики и политическое превосходство духовных и мирянских лидеров. Идея и практика кодификации исламского права и превращения его в закон государства также явно современны. Тем не менее, большинство людей, которых привлекают исламистские идеологии, не предполагают насильственного свержения своих правительств; они скорее хотят создавать политические партии и участвовать в свободных выборах. Некоторые исламисты сегодня отстаивают ценности, давно связанные с секуляризмом на Западе, включая демократию и уважение к современной науке, технике и образованию. Антизападный терроризм, хотя и вызывает естественную международную обеспокоенность, охватывает очень небольшое меньшинство мусульман и поэтому распространился гораздо меньше, чем многие опасались после 2001 года.
Как ни парадоксально, исламская страна, где сегодня наиболее популярны формы секуляризма, - это, вероятно, Иран. Реформаторы одержали многократные победы на выборах в стране с 1997 года, участились демонстрации против сторонников жесткой линии, которые контролируют правительство, и в искусстве наблюдается здоровый брожение. Подобно тому, как иранская революция была кратко рассмотрена в качестве модели в большей части мусульманского мира, иранский реформизм и активистская оппозиция клерикальному самодержавию в настоящее время являются моделями для многих за пределами Ирана. 27 Кроме того, в Иране, как и везде, ряд писателей, в основном женщин, взялись за сложную задачу интерпретации ранних исламских традиций как подразумевающих равенство для женщин, и было несколько правовых и многих социальных изменений в в направлении большего гендерного равенства, хотя законы гораздо более неравны, чем при шахе. 28 Женщины сейчас составляют 63 процента абитуриентов, так как программы здравоохранения, образования и семьи снизили рождаемость с семи на женщину до двух.
Некоторые интеллектуалы в Иране и в других частях мусульманского мира считают, что успехи, связанные с секуляризмом на Западе, могут быть достигнуты посредством переосмысления ислама без отказа от связей между государством и религией. Экономические неудачи и культурные репрессии, пережитые исламским правлением, разочаровали большинство иранцев, чей антиклерикализм подтверждается повсеместным отказом таксистов страны забирать священнослужителей. Многие иранцы выступают не только против церковного правления, но и за явное разделение религии и государства. Неудачи Исламской Республики также ослабили энтузиазм по поводу исламской революции и правления в других местах.
Динамика секуляризации в Южной Азии и Израиле, где религия и национализм тесно переплетались десятилетиями, несколько отличалась от таковой на Западе и на Ближнем Востоке. В Пакистане и Израиле религиозная идентичность стимулировала движения за создание нации, движения, основанные главным образом на религиозном национализме. И в обеих странах религиозные партии выросли со времени образования государств и являются важным элементом политической жизни.
Первые лидеры израильского сионистского движения были, однако, секуляристами, как и ряд основателей Пакистана, в том числе Мухаммед Али Джинна. 29 И светские интеллектуалы продолжают быть сильнее в этих странах, чем на большей части исламского Ближнего Востока. В результате нет единого мнения о том, что для того, чтобы быть еврейским или мусульманским государством, требуется дальнейшее укрепление религиозных законов.
Однако Пакистан сильно отличается от Израиля; он отстает от Израиля в программах модернизации и образования, а также должен бороться с широко распространенной нищетой и постоянными племенными и региональными центрами власти. Приняв, в соответствии с генералом Зия уль-Хаком в 1970-х годах, «исламские» законы, дискриминирующие женщин и религиозные меньшинства, он также существенно отличается от Израиля в социальном плане. Нынешний президент Пакистана Первез Мушарраф имеет светские цели, но своими действиями он оттолкнул многих исламистов и демократических светских деятелей, и у него возникают проблемы в его усилиях по внедрению светского образования в обширные медресе . В конечном счете, правительство и общество Израиля, несмотря на все привилегии, предоставленные евреям и религиозным партиям, являются более светскими, чем пакистанские.
Случай Индии, где индуизм исповедуется среди нескольких других основных религий, является более сложным. Индуизм, утверждалось, что она не возникла как единая религия, а скорее была «преобразована» в единство доктрины и практики после прихода англичан и развития более четких христианских и мусульманских идентичностей внутри страны. 30 Реформаторские движения, в которых учитывалось влияние Запада, впервые появились в Индии в начале девятнадцатого века и появились раньше среди индусов, которые занимали больше постов среднего класса, чем мусульмане.
Основанный в 1885 году, Индийский национальный конгресс был преимущественно либерально-светским и официально нейтральным по отношению к религии. Такой религиозный нейтралитет казался необходимым, если партия должна была привлечь мусульман и индусов к борьбе за национальную независимость. С другой стороны, акцент некоторых лидеров на индуистские проблемы (например, движение против убоя коровы), за которые выступал в начале двадцатого века Б. Г. Тилак, привлек в основном индуистскую поддержку и оттолкнул некоторых неиндуистов.
В первые годы двадцатого века разобщающие коммунальные проблемы вышли на первый план с неудачным разделением Бенгалии, одобренной мусульманами, но широко отвергнутой индусами. Спор из-за Бенгалии привел к формированию Мусульманской лиги и к предоставлению отдельных электоратов, вначале для местных органов, основанных на религии. Конгресс и Мусульманская лига сотрудничали в Хилафатском движении поддержки Османского халифата во время и после Первой мировой войны, но это стало нецелесообразным с отменой Ататюрком халифата, и сотрудничество прекратилось.
Партия Конгресса привлекла многих мусульманских политиков, особенно А.Казада, в то время, когда Мусульманская лига была далека от обеспечения большинства мусульманских избирателей. Однако секуляризм Конгресса имел непризнанные противоречия, и успехи выдающегося лидера партии Мохандаса Ганди были частично обусловлены массовой привлекательностью его духовных тем, таких как ненасилие и аскетизм, которые были ближе к определенным индуистским и джайнским традициям, чем к исламу. С другой стороны, религиозный Ганди и его коллега-агностик-конгрессмен Джавахарлал Неру согласились с тем, что национальное движение и окончательное национальное правительство объединенной Индии должны быть светскими в своей политике и одинаково относиться ко всем религиям.
На выборах в провинциальные законодательные органы в 1937 году Мусульманская лига не получила большинства голосов мусульман, но впоследствии многие мусульмане сочли работу законодательных органов, в которых доминирует Конгресс, проиндуистской и дискриминационной. В 1940-х годах, после того как Мусульманская лига решила сделать Пакистан мусульманским государством, это еще больше вызвало общинно-религиозные чувства, и большинство мусульман активно поддержали создание отдельного мусульманского государства. Хотя раздела можно было бы избежать - особенно если бы Неру принял предложения о значительной автономии для мусульманских регионов - он вместо этого вступил в силу с жестокой неожиданностью после поспешного ухода британцев в 1947 году. Массовые убийства произошли с обеих сторон. 31 И за десятилетия, последовавшие за разделением, три главных индийских лидера были убиты по религиозно-политическим причинам: Махатма Ганди в 1948 году индуистским националистом; Дочь Неру, премьер-министр Индира Ганди, в 1984 году сикхским боевиком; и ее сын, премьер-министр Раджив Ганди, в 1991 году от индусского приверженца тамильских тигров.
В Индии после раздела поддержание государственного секуляризма и религиозного нейтралитета оказалось затруднительным, а в индийской конституции не было единого гражданского кодекса. В 1985 году разразился кризис, когда отделение Верховного суда Индии постановило, что пожилая мусульманка Шах Бано имеет право на содержание своего бывшего мужа в соответствии с разделом Уголовного кодекса Индии, и пошло дальше этого в защите униформы гражданский кодекс. Это привело к значительному индуистско-мусульманскому конфликту, хотя некоторые мусульманские женщины и либералы согласились с таким решением. Правительство Конгресса Раджива Ганди (I) отступило, однако, успешно выдвинув закон 1986 года, освобождающий мусульманских женщин от закона об алиментах. Индуистская реакция националистов была одним из факторов в конечном итоге успешной кампании по сносу мечети Бабри в Айодхье. 32 Другие правительственные акты, которые поощряли общинную реакцию, включали в себя утвердительный ответ. политика действий для мусульман и для обездоленных каст и племен в то время, когда образованные индусы испытывали высокий уровень безработицы.
В последние годы у власти вырос индусский национализм; его партия, BJP, в настоящее время возглавляет правительство. Ряд интеллектуалов, в том числе Аши Нанди, Т. Н. Мадан и Партха Чаттерджи, подвергли сомнению либо сам светский характер, либо конкретную светскую политику прошлых правительств. Некоторые индийские интеллектуалы защищают секуляризм, но критикуют его применение, утверждая, например, что Неру и его последователи приняли нисходящую политику, мало делая для переговоров с религиозными людьми, прежде чем решать проблемы с нечувствительностью. Другие критикуют соответствие правительства общественному мнению. В результате этих непрекращающихся противоречий современная Индия выпустила, пожалуй, самый большой в мире сборник публикаций, обсуждающих достоинства секуляризма. 33
Конфликт между секуляризмом и религиозным национализмом был постоянной темой недавней истории Южной Азии не только в Индии, но и в Шри-Ланке. В ответ на индуистские и мусульманские версии религиозного национализма в Южной Азии возникли сикхские и буддийские националистические движения. В Индии сикхи и мусульмане столкнулись с индусами; в Шри-Ланке буддисты сражаются с индуистами. Все эти религиозные националистические движения способствовали ослаблению секуляризма в регионе. 34
Ситуация в Индии отличается от ситуации в мусульманском мире тем, что она связана с реакцией против давнего светского правительства с демократическими выборами. В то же время, западная политическая гегемония не так важна в Индии. Индия и мусульманский мир схожи в том, что секуляризм развивается там гораздо быстрее, чем навязанный Западом нисходящий поток населения, еще не принявшего светские взгляды.
Еще одна область, где секуляризм был в обороне, а религиозная политика на подъеме, - это совсем другая страна, ни третьего мира, ни недавно созданного: Соединенные Штаты. Соединенные Штаты имеют мало общего со странами, в которых проводилось исследование, и, вероятно, большинство причин нападок на секуляризм в Соединенных Штатах отличаются от тех, что были в других странах, даже несмотря на то, что их антисекулярные силы стали сильными почти одновременно. Однако есть некоторые сходства.
Примечательно, что рост Новой Религиозной Политики с 1970 года частично является реакцией на сильные и порой возмущенные светские меры, сопровождающиеся усилением централизации правительства и усилением посягательств во многих сферах жизни. В Соединенных Штатах был ряд мер по секуляризации правительственных мер, но антисекулярная оппозиция сосредоточилась, в частности, на двух решениях Верховного суда: запрещение школьной молитвы в 1962 году и легализация абортов в 1973 году. Ранее фундаменталисты фокусировались на креационизме и против него. Эволюция, вопрос для местных органов власти и школьных советов, расширилась, чтобы охватить противодействие школьным учениям о гомосексуализме - и вообще о сексе. 35
Во всем мире усиление антисекулярных политических партий и движений сопровождалось некоторым ослаблением светских партий и движений, ослаблением не только из-за политических неудач, но и из-за разочарования населения в старых светских идеологиях и панацеях. Конец коммунизма вызвал в некоторых странах обновление религиозных традиций, не полностью утраченных в Восточной Европе и Центральной Азии. Среди мировых поведенческих тенденций - рост числа более свободных сексуальных привычек, в результате которых рождается больше детей, рожденных вне брака, а также рост заболеваемости, передаваемой половым путем, и уровня преступности, а также ощутимое снижение активности и духа в обществе, отчасти из-за распыляющих сил, таких как телевидение. Некоторые люди находят в возрожденных религиозных связях и морали частичное или полное решение таких проблем.
В прошлом, когда религия и правительство обычно переплетались, диссидентам было легко рассматривать ослабление религиозных сил и создание светских государств в качестве основных шагов к решению социальных проблем. Точно так же сегодня, когда секуляризм и правительство обычно взаимосвязаны, диссидентам легко реагировать на светские государства и призывать к появлению очевидной альтернативной политической власти для религии. Тот же «враг моего врага - мой друг» - логика применима и к идеологии. В прошлом, когда светские идеологии, такие как национализм, социализм и капитализм свободного рынка, не были широко опробованы, их легче было представить как ключи к созданию лучшего мира. В последние десятилетия ситуация изменилась, и религиозные группы, более не связанные с правительством, смогли продвигать религиозные решения неразрешимых светских проблем.
В некоторых интеллектуальных кругах работает похожая динамика, в которой открылось разочарование в различных старых светских идеалах. дверь для некоторых, чтобы восстановить религию или создать новые религиозные идеологии. Это связано с подъемом политики идентичности в последние десятилетия, когда религия, наряду с этнической принадлежностью, полом и сексуальными предпочтениями, стала основой политической солидарности, частично заменяя старые идентичности, основанные на классе или патриотизме, или на универсалистских мировоззрениях, таких как социализм и либерализм.
Однако в некоторых отношениях рост религиозности и снижение секуляризма, возможно, менее распространены, чем они кажутся. С одной стороны, всевозможные традиции, воздерживающиеся от западных образованных классов, стали часто ошибочно восприниматься как принадлежащие к религиозной традиции. В исламском мире, как и в Соединенных Штатах, религиозное право охватило романтическую точку зрения на традиционные социальные отношения, создавая картину гармонии, которой никогда не было или редко было. 36 < / sup> В то же время, когда к власти пришли религиозные партии, как в Иране, они имели тенденцию сохранять или в конечном итоге восстанавливать важные компоненты современного секуляризма. Например, Исламская Республика Ирана приняла не только в значительной степени светскую конституцию с использованием западных моделей, но и ее экономика, внешняя политика и система образования также в основном опираются на светские черты, несмотря на религиозное наложение, которое, как и в случае с религиозным правом США, касается в основном вопросов пола и сексуальности.
Обратная реакция на секуляризм, вероятно, приведет к собственной обратной реакции, которая уже наблюдается в Иране, особенно среди молодежи и женщин, которые смогли вызвать некоторые изменения в политике. Также и в Соединенных Штатах, при всей превосходящей политической организации религиозного права на низовом уровне, фундаментализм до сих пор не может заручиться поддержкой большинства - ни на выборах, ни в опросах по основным моральным и социальным вопросам, хотя он оказывает существенное влияние на политику республиканцев. .
Рассматривая мир в целом, мы видим, что сегодня секуляризм не находится в подавляющем отступлении, хотя антисекулярные идеологии сейчас обладают большей силой, чем несколько десятилетий назад. Тем не менее, борьба между светским и религиозным мировоззрениями далека от завершения.
В заключение, я думаю, что стоит подчеркнуть два основных момента, которые вытекают из этого краткого сравнительного исторического обзора секуляризма во всем мире:
Во-первых, секуляризация во всем мире была гораздо более длительным, более сложным и более частичным процессом, чем обычно предполагается. Это требует глубоких изменений в мировоззрении: и на Западе, и на Востоке трудности установления стабильных светских режимов часто недооцениваются.
Во-вторых, западный путь к секуляризму и, по сути, западные определения секуляризма, могут быть не в полной мере применимы во всех частях мира из-за религиозных различий и сложного влияния западного колониализма. Поэтому вполне предсказуемо, что незападные государства, которые попытаются быстро установить секуляризм государственными властями, не прибегая к поддержке населения, будут испытывать серьезные трудности - и рискуют вызвать религиозную реакцию. Современное религиозное правление, однако, не решило проблемы, которые привели его к власти. Это усилило неравенство между полами и между религиозными общинами и привело к собственной обратной реакции и контрмобилизации.
<сильный> СНОСКИ STRONG>
9.
http: //www.columbia .edu / сек / DLE / Ciao / CONF / mei01 / the01.html.
.