Романский меч?

Романский меч?

Ах, какие ножки


- Ах, какие ножки

Спросил

Романский меч Романский меч - это тип европейского меча высокого и, частично, позднего средневековья (или, точнее, примерно с 1000 по 1350 год), используемый в Западной Европе почти исключительно в имении рыцарей , а в России - в княжеская армия. Другое их название - Капетян [1] , вероятно, по аналогии с каролингским. Наряду с мечами XIV-XV веков, эти дни иногда объединяются термином «рыцарский меч», (рыцарский меч) [2] или вооруженный меч - буквы. «Меч для вооружения», то есть ношение в качестве вспомогательного оружия. Романский меч Альбион Норманнский средневековый меч 3 (6093191381) .jpg Современная Реплика Романский Меч Тип меч История обслуживания Годы эксплуатации ~ 1000–1350 История производства Опции около десяти основных типов Характеристики Вес (кг 1,0-1,3 1,5—2,3 Длина мм 900-950 950-1200 Тип лезвия линзовидная секция, с дол Тип рукояти открытый Топ Тип монолитный Тип ручки на одну или две руки Следует помнить, что все указанные имена (за исключением в некоторой степени вооруженного меча , использовавшегося со времен позднего средневековья, хотя и в несколько ином значении) являются ретронимами, введенными экспертами по оружию, коллекционерами оружия и реконструкторами. В то время, когда такое оружие активно использовалось, его называли просто «мечом». В качестве оружия «романские» мечи играли вспомогательную роль во многих отношениях, но они были важной отличительной чертой статуса - только дворянин имел право носить меч на своем поясе, а опоясывание мечом было частью ритуала рыцарство. Владение и ношение мечей простолюдинами было юридически запрещено [3] . Современные исследователи выявили различные типы таких мечей, которые, как правило, являются общими для всей Европы . Романтические мечи характеризуются сдержанной внешностью, чаще всего лишенной украшений. Их широкие клинки, иногда с загадочными аббревиатурами , предназначались в основном для рубящих ударов, чего было вполне достаточно в эпоху, когда цепные доспехив основном служил защитой. Значительное количество образцов сохранилось до нашего времени, они также часто изображались в миниатюрах, были представлены в виде круглых скульптур и барельефов, описанных в письменных источниках . история Романский меч, появившийся в начале-середине 11 века [4] [1] , является развитием меча эпохи викингов , также известного как меч Каролингов , который, в свою очередь, восходит к мечам периода Великой Миграции. и кельтские мечи. Романские и каролинговские мечи были очень похожи. Романские мечи были несколько длиннее - 90–95 см против 63–91 см, всегда имели заметное сужение краев, которое отсутствовало у ранних каролингских мечей. Такое сужение сместило центр тяжести ближе к рукоятке, что, с одной стороны, несколько ослабило силу удара, но, с другой стороны, позволило сделать это воздействие более точным [5] , Каролингские мечи предназначались в основном для боевых действий пешком. Рука воина на их сравнительно коротких руках была плотно зажата между крестом и массивной рукоятью, обычно с прямым нижним краем. Романские мечи символизировали переход к ведению битвы на лошадях. У уменьшенной вершины теперь полукруглый нижний край, крестик во многих случаях также согнут - на такой рукоятке рука намного свободнее. Кроме того, с 13-го века ручка также была увеличена с 9-10 см до 12 см и более. Удлиненный крест лучше защищал руку во время активного боя как от мечей противника, так и от удара по щиту противника [6] [7] . Таким образом, почти все перечисленные изменения в конструкции рукояти способствовали забастовкам лошадей.[8] [9] . Также отличительной чертой романских мечей была монолитная вершина, сделанная из одного куска металла (для каролингских мечей вершина, как правило, состоит из двух частей) [6] [10] . Эварт Оукшотт в Центрах Меча Как, например, меч мог упасть на среднего англичанина? Он мог купить его в соседнем городе, на ярмарке или у путешественника, у которого был меч одного из крупнейших производителей оружия из Милана или Пассау, Аугсбург [комм. 1] , Кельн или Бордо. Везде, где он покупал меч, лезвие определенно делалось в одном из перечисленных выше мест, хотя рукоять могла быть изготовлена ​​в Париже или Лондоне, Солсбери или Честере, Норвиче или Глостере. «Меч в эпоху рыцарства» [11] . Как и большинство одноручных мечей, романский меч использовался в тандеме со щитом (это не относится к «военным мечам» ). Именно такая тактика применения диктовала его «одноручность» и массовые характеристики [12] . В рукописи I.33 - старейшем из сохранившихся учебников по фехтованию (датируется концом XIII - началом XIV века [13]) , в то время как учителя фехтования (называемые мастерами обороны, немецким ширммастером ) впервые упоминаются в Немецкие рукописи XII века [14] ), техника боя на мечах в сочетании с легким кулачным щитом - баклером, Боевая система I.33, разработанная достаточно подробно, включала рубящие и колющие удары, парирование и разоружение противника. Для рыцарей эта система, вероятно, имела характер обучения, поскольку на поле битвы все еще использовались более крупные и тяжелые щиты [15] . Производство мечей в Европе в то время было в значительной степени централизованным. Было несколько наиболее важных центров, чья продукция была распространена по всему региону. Такими центрами были Пассау , Кельн , Милан , Брешиа , известные с 12 века, возможно, испанский Толедо был среди них. Фруассар в своей « Летописи 14-го века » также упоминает о достойных мечах из Бордо, и вполне возможно, что он имел в виду не известный город Бордо в Гаскони, а Бордо в Верхнем Савойе , регион, известный своими традициями обработки металлов из время кельтов [16], Меч XI-XIII века с латинскими буквами на клинке, найденный в Мордовии, является самой восточной находкой романского меча, известного в настоящее время. Предположительно, это трофей, взятый мордовцами у российских комбатантов [17] . В конце XIII века разработка оборонительного оружия приводит к тому, что рубящие удары становятся неэффективными. В связи с этим появляется новый тип меча, который впоследствии был назван готическим [18] . У готических мечей были более узкие клинки, четырехсторонние или шестиугольные, с длинным концом, чем у романских мечей. Такая конструкция определялась их ориентацией больше на колющий, чем на рубящий удар [19] . В тот же период появился новый тип романского меча (тип XIV Oakeshott), который с удлиненным острием, иногда имеющим слабо выраженный тетраэдрический разрез, также обнаруживал тенденцию к прокалыванию ударов [20] [21]., В течение приблизительно 70 лет романский и готический типы меча сосуществуют; после 1350 г. романские мечи повсеместно устаревают [22] . классификация Первую попытку классифицировать средневековые мечи сделала датская исследователь Ада Брун-Хоффмейер. В своей работе «обоюдоострый меч средневековья» ( от Middelalderens Tvaeggede Svaerd ), опубликованной в 1954 году, она выделила шесть групп романских мечей, взяв за основу конструкцию рукояти. Первые две группы переходят от каролингских мечей к романскому, остальные четыре принадлежат к «истинным» романским мечам. Переходные формы, 1100-1250: Группа I. Мечи с лопастной лукой, напоминающей о мечах мечей викингов, 1100–1150. группа II. Мечи в форме бразильского ореха, 1100-1250. «Истинные» романские мечи, 1150-1500: группа IIIa. Мечи с плоским верхом и прямым крестом. группа IIIb. Мечи с плоским верхом и изогнутым крестом. группа IIIc. Модифицированные дисковые мечи и прямые кресты. группа IIId. Мечи с надписью в виде модифицированного диска и изогнутого креста [23] . Позже его классификация , ставшая впоследствии широко известной [24] , была создана Эвартом Оукшоттом. В отличие от типологии Брун-Хоффмейер, Оукшотт взял за основу форму клинка. Он разделил Эфес на крест и вершину, создав свои собственные типологии для обоих этих элементов и соединил все три (вместе с типологией клинков) между собой. Это позволяет нам описать практически любой средневековый меч формулой XIV-K-2, где «XIV» - это тип клинка, «K» - это тип фрезы, а «2» - это стиль креста. , В типологии Оукшотта все мечи делятся на две группы: первая охватывает период с 1050 по 1350 год, вторая с 1350 по 1550 год. Первая группа соответствует романским мечам [9], но частично (по отношению к некоторым ранним типам) это может относиться ко многим мечам Каролингов [25] . В общей сложности первая группа вместе с подтипами содержит десять разновидностей мечей, от типа X до типа XIV включительно. Типы мечей первой группы по классификации Окшотта Тип Описание Длина клинка, см [26] Период использования. Виды Поммеля. Стили крестов [26] . Рисунок Икс Широкий клинок, кончик слабо выражен, кончик клинка может быть даже закругленным. Дол длинный, широкий и неглубокий. Переходный тип от эпохи викингов к средневековым мечам. 78-84 с. 1000-1200 [27] A, B, G, H, I, J, K, M 1, 2, 3 Тип Х Xa Это отличалось от типа X с немного более длинным лезвием и более узким долмом; сужение клинка более выражено. 78-84 с. 1000-1200 [27] A, B, G, H, I, J, K, M 1, 2, 3 Подтип Ха Xi Клинок уже и длиннее, чем у типов X и Ha; наконечник четко обозначен. Дол узкий, занимает 4/5 длины клинка. 91.5-94 1100-1175 A, B, G, H, I, J, K 1, 2, 3 Тип XI Xia Широкий клинок, как тип X, в сочетании с узким типом XI дол. Лезвия в среднем короче, чем тип XI. 84-94 1100-1175 A, B, G, H, I, J, K 1, 2, 3 Изображение меча XII Клинок широкий, с равномерным сужением. Долина средней ширины занимает большую часть длины клинка. Ручка немного длиннее предыдущих типов. Вероятно, самый распространенный тип в XIII-XIV вв. 81-86 1170-1350 I или любой 3 или любой Альбион Кейтнесс Средневековый Меч 5 (6093077224) .jpg XIIa Он отличается от типа XII большим размером как лезвия, так и рукоятки (15–25 см), весом 1,5–2,0 кг [28] . Дол берет две трети длины клинка. Относится к «боевым мечам». 91.5-101.5 1250-1400 Дж или любой 1, 2, 3 или любой Альбион Барон Средневековый Меч 8 (6092399150) .jpg XIII Лезвие широкое, со слабой конвергенцией и короткой, иногда закругленной точкой. Дол занимает около половины или двух третей длины клинка. Ручка относительно длинная. 76-78 1240-1350 D, E, I или любой 1, 2, 3, 5, 6, 7 Изображение меча Xiii Как и подтип XIIa, он относится к «боевым мечам» и имеет сходные показатели массы и размеров. 94-101.5 1240-1350 D, E, I или любой 1, 2, 3, 5, 6, 7 Средневековый меч графа Альбиона 02 (7310736352) .jpg XIIIb Форма лезвия такая же, как у типа XIII, но ручка укорочена и имеет уникальную конструкцию для одной руки (лезвие может быть уже, чем у типа XIII). 76-78 1240-1350 D, E, I или любой 1, 2, 3, 5, 6, 7 Тритония 02.jpg XIV Меч довольно короткий и широкий, с ярко выраженным сходством краев и длинным кончиком. Дол занимает примерно половину длины клинка. 66-84 1275-1340 К или другие дискообразные типы 6, 7 Альбион Йеман Средневековый Меч 4 (6093621147) .jpg В 1991 году немецкий ученый доктор Альфред Гайбиг опубликовал разработку средневекового меча ( немецкий язык: Entwicklung des Schwertes im Mittelalter), содержащая его классификацию мечей с начала эпохи викингов до конца XIII в. В общей сложности классификация Гайбига содержит четырнадцать типов мечей, из которых восемь (от 6 до 13 включительно) относятся к эпохе романского меча, хотя они не полностью покрывают его. Как и в системе Оукшотта, типология основана на лезвиях, но, в отличие от Оукшотта, Гайбиг определял для каждого типа чистые размеры путем измерения выживших образцов, включая: длину лезвия, ширину лезвия (в основании), отношение длины лезвия к длине лопасть, сужение лопасти пропорционально ширине у основания, длине и ширине лопасти, сужение лопасти по отношению к ширине лопасти у основания [29] . Производство Типичные романские мечи Изготовление меча началось с выплавки металла в печи для производства сыра . Полученный слиток был кован, после чего был изготовлен пакет из стали и железа или стали с различным содержанием углерода (высокоуглеродистый - более твердый, а низкоуглеродистый - более мягкий и более гибкий). Затем слои мешка, который был заготовкой будущего лезвия, были сварены при температуре около 1100 ° C с использованием флюса - речного песка, который защищал стальот «выгорания». Требуемая температура определялась «на глаз», в то время как заготовка должна была светиться желтым, и для лучшего различения оттенков в кузнице обычно было темно. После сварки они начали вытягивать лезвие при температуре около 950 ° С, о чем свидетельствует светло-оранжевый цвет металла. Вытягивание осуществлялось студентами, изучавшими горло молотка, под контролем самого кузнеца, в то время как заготовка приобрела приблизительные очертания и толщину будущего клинка, на нем был сформирован хвостовик и выкована кузница. Альтернативным способом было измельчить дол на холодном клинке, что было проще, но, нарушив структуру стали, ухудшило его характеристики. После этого кузнец выполнил тонкую ковку, уплотнив лезвия и придав ему окончательную форму (в идеальном случае, лезвие на этом этапе должно как можно ближе соответствовать размерам готового изделия). Герметизация лопастей произошла при нагревании до красного цвета, мелкие детали и ошибки были исправлены с помощью файла. После этого лезвие подвергалось термической обработке, которая состояла из трех этапов. Сначала, чтобы сделать сталь более однородной, ее медленно нагревали до примерно 800° C (вишнево-красный цвет раскаленного металла) и охлаждают на воздухе. Затем их выдерживали как можно дольше при 780 ° C (темно-красный цвет), что улучшало структуру металла, после чего, чтобы снять напряжение в лезвии, проводился мягкий отжигвыполнила. Для этого лезвие нагревали до красно-коричневого цвета, заворачивали в теплоизоляционный материал и оставляли для охлаждения, и желательно, чтобы охлаждение происходило как можно дольше. Все эти процедуры составляли только первый этап обработки. Вторым и наиболее важным этапом была закалка, которая во многом определяла характеристики готового продукта. Для этого лезвие нагревали до 800 ° С, а затем быстро погружали в емкость с водой или маслом в максимально вертикальном положении. Сразу после этого был проведен отпуск (третий этап). Лезвие нагревали до 250-300 ° С (до тусклого красного цвета), затем его медленно охлаждали. Это повторялось несколько раз, одновременно исправляя молотком выявленные недостатки и ошибки [30] . Далее готовое лезвие в целом отполировали. Сначала выполнялось грубое шлифование, затем тонкое шлифование, после чего лезвие было очищено маслом (что обеспечивало дополнительную защиту от коррозии) и заточено. Паук, черный и верх были установлены на хвостовик. Хвостовик прошел через вершину, его выступающий конец был заклепан, фиксируя все элементы. Черен был оплетен шнуром и обтянут кожей. В довершение всего, были изготовлены чехлы, тогда они могли также сделать ремень для ношения [30] . Описание и дизайн лопасть Романский меч характеризуется относительно широким лезвием линзовидного сечения, с плавно сужающимися краями, превращающимися в относительно короткий наконечник. На боковых поверхностях клинка была выполнена канавка, на ранних образцах - почти по всей длине клинка, а иногда и очень широкая (на мечах типа X согласно Оукшотту) [12] , на более поздних, таких как тип XIV согласно до Оукшотта - около половины длины клинка [20] . Иногда дол может быть многорядным: двойной [31] [32] [33] , тройной [34] или даже четырехкратный [35], Лезвия были так называемыми. выпуклая (округлая) заточка, которая ухудшала режущие свойства клинка, но позволяла снизить риск повреждения при нанесении удара по щиту, доспехам и оружию противника и прорезанию кольчужной ткани (а иногда и шлемов). Средняя длина составляет около 90-95 см, из которых рукоять была от 7,5 [36] до 12 см [37] , вес был 1,0-1,3 кг [38] (описанные ниже «боевые мечи» имели несколько других масс и габаритные показатели). Разные виды дол на примере копий средневековых мечей 1px]] Меч Альбиона Ярла Викинга 3 (6093921215) .jpg [[file: blank300.png 1px]] Альбион Рив Средневековый меч 1 (6093827470) .jpg [[file: blank300.png 1px]] Средневековый Меч Альбиона Риттера 06 (6093361823) .jpg [[file: blank300.png 1px]] Суверенный средневековый меч Альбиона 5 (6093465177) .jpg [[file: blank300.png Широкий Средний Ограниченный двойной У романских мечей были либо полностью стальные, либо ламинированные клинки - сталь снаружи и железо внутри. Стальная оболочка сделала лезвие достаточно прочным для выполнения своих задач, в то время как сердечник из мягкого железа придал ему упругость и эластичность, тем самым компенсируя хрупкость стали с ее тенденцией к разрыву [39] . Такие лезвия были гораздо менее трудоемкими в изготовлении, чем мечи, выкованные в сложной кованной технике, хорошо известной в раннем средневековье (также известной как дамасская сталь). Более того, такие мечи (при условии надлежащей термической обработки) были не хуже и даже лучше, чем мечи из « дамасской стали ». Тем не менее, сложная ковка некоторое время сохранялась в некоторых регионах Европы: в Прибалтике, Польше и России до 12-го века [40]а в Скандинавии еще дольше [41] . Боевой меч Юарт Оукшотт о «боевых мечах» ... они отлично справляются со своей задачей: наносят необычайно широкие, медленные, резкие удары лошади. «Археология оружия» [42] . Большинство романских мечей одноручные, но некоторые из них были длиннее и тяжелее, с удлиненными ручками, что позволяло брать их при необходимости двумя руками. Такие мечи назывались «боевые», «военные», «мечи для войны» ( старофранцузские espées de Guerre , ср. - англ. Swerdes of Werre ), «большие» ( старофранцузские гранты espées , ср. - англ. Grete Swerdes ) или «большая война» ( ср. англ. Grete War Swerdes ) [43] [44], Упоминание о таких мечах можно найти в средневековых источниках конца XIII - начала XIV веков. Согласно Оукшотту, именно они были седлами, также часто упоминаемыми в письменных источниках, хотя ни одно изображение меча, установленного возле седла, не сохранилось до нашего времени (оруженосцы, не имевшие права на рыцарство , также обнажили свои мечи седло носить его на ремне [45] ). С другой стороны, существуют известные изображения, на которых «боевые мечи» носят в ножнах на поясе. Окшотт также предположил, что «военные мечи» не следует путать с двуручными мечами, называемыми старомодными в средневековых источниках . espées deux mains или ср. Twahandswerds, Таким образом, «боевые мечи» относятся к полутора , которые можно использовать обеими руками и одной [46] , но двуручный захват все еще был основным [47] . Оукшотт выделил только две, очень похожие друг на друга разновидности «боевого меча», получившие обозначения XIIa и XIIIa. Разница между этими двумя типами заключается главным образом в том, что XIIa имеет более выраженное сужение краев клинка, тогда как в XIIIa они почти параллельны. Их характеристики таковы: длина клинка составляет не менее 80 см, в среднем 90-104 см, от половины до двух третей от длины дол, длина ручки 15-25 см, вес 1,5-2,0 кг, максимум до 2,3 кг [48] . Один из мечей типа XIIa, датированный 1300–1350 годами, интересен тем, что, вероятно, он является самым старым выжившим мечом с кольцом для защиты пальца [49] (воины, держащие меч, иногда бросали указательный палец через крест. Таким образом, рука переместился немного ближе к центру тяжести меча, что в свою очередь позволило лучше контролировать клинок и наносить более точные удары). Такие защитные устройства широко использовались на мечах и мечах в XVI-XVII веках [50] . Что касается двуручных мечей того времени, то они не представляли никаких отдельных типов, но были увеличенными версиями мечей типа XII и типа XIIIa [51] . Такие мечи упоминаются, например, в « Романе об Александре » [52] . Эфес Stick Crank Черен [комм. 2] обычно изготавливали из дерева, реже из другого твердого материала - рога, кости или металл. Существовали два типа конструкции: составной из двух половинок и сплошной, трубчатый. Составная структура обычно использовалась на мечах с широким хвостовиком, характерных для многих ранних мечей, в разрезе такого черена она имела форму сплюснутого овала. При изготовлении трубчатых черенков в заготовке просверливали канал, после чего заготовку надевали на раскаленный хвостовик, который точно прожигал отверстие. Такой черен был более округлым в поперечном сечении, хотя он мог быть шестиугольным [53] . Иногда Черена оставляли открытым, но чаще оборачивали тонким шнуром или проволокой. Поверх этого слоя, в свою очередь, они могли сделать кожистую кожу [комм. 3] или они наложили еще одну плотно прилегающую веревку / провод, которая, пересекаясь по диагонали, образовывала рисунок, похожий на сетку с большими ячейками [56] . У такой двойной косы есть меч, найденный в гробнице Фернандо де ла Серда (умер в 1270 году), также каждый из концов рукояти украшен шелковой кистью, что довольно необычно [57] . На так называемом «мече святой Касильды», также испанском, хранящемся в монастыре Сан-Висенте близ Логроньоаналогичное диагональное покрытие сделано узкими кожаными полосками с маленькими зубчиками, вбитыми в них позолоченными головками, - в местах пересечения полос и посередине между каждым таким пересечением [58] . Эварт Оукшотт выделил шесть основных форм черенков рукоятки для мечей первой группы: широкая у креста (приблизительно 3 см) и постепенно сужающаяся к вершине, около которой ширина уже составляет около 2 см. Форма характерна для сложных рук; прямая форма; бочкообразный - выпуклый в центре и сужающийся к концам; в нижней части (ближе к крестовине) прямая, в верхней сужается (бутылкообразная); рукоятка прямая или слегка сужающаяся, примерно посередине прямой выпуклый поясок; бутылкообразная форма с выпуклым пояском [59] . Крестовина Крестовина в романтическом мечте и тонкая и длинная, и каролингские мечты, и в то же время все они были в каролингском периоде, но они стали доминирующим (практически единственным) стилем. Такая длинная крестовина защищает от удара противника [7] . Брюссель-Хоффмайер рассматривал только две разновидности крестовина: прямой и изогнутый, тогда как Эварт Уксотт разработал этот вопрос более подробно, определенно семь стилей крестовина, присущих романтическим мечам. , или изогнутыми. Типы (стили) крестовин по Оукшотту: Крестовины, существующие в прямой и изогнутой областях: стиль 1 . Прямоугольный брусок квадратного сечения, реже пруток круглого или восьмигранного сечения, сужающийся к концам. Наиболее простая форма. Иногда встречался на каролингских мечах, викинги называли такую крестовину Gaddhjalt (+ шип рукоять, англ. Спайк-рукоять ). стиль 1а . Упрощённая разновидность, не имеющая сужения к концам. Сечения такие же, как у стиля 1. стиль 2 . Центральная часть обычно квадратного сечения плавно расширяется к концам. Концы имеют круглую или восьмигранную форму. стиль 3 . Очень простая форма, напоминающая стиль 1, но сечение не квадратное, а прямоугольное, сужение к концам отсутствует. Был популярен на ранних романских мечах - до 1200 года. стиль 4 . Форма такая же, как у стиля 1, но концы слегка опущены. Всегда прямой: стиль 5 . Ветви крестовины сплющены и расширяются, напоминание в виде сбоку галстук-бабочка. В плане ветви узкие, сечение может быть в виде сплющенного шестигранника. Концы иногда оформлялись вырезанными зубцами. Всегда изогнутые: стиль 6 . Изогнутый вариант стиля 5. стиль 7 . Крестовина в виде плоских пластин: в плане широкая, сбоку узкая [60] . Некоторые типы (стили) крестовин по Оукшотту (на примере реплик) Альбион Норманнский средневековый меч 5 (6093742056) .jpg Альбион Йеман Средневековый Меч 1 (6093607071) .jpg Средневековый Меч Тамплиеров Альбиона 2 (6093501601) .jpg Альбион Шериф Средневековый Меч 2 (6093954776) .jpg Золинген 02.jpg Изогнутый вариант стиля 1 (формула меча Ха-G-1) [61] Изогнутый вариант стиля 2 (формула меча XIV-K-2) [62] Стиль 5 (формула меча Xa-H-5) [63] Стиль 6 (формула меча XIV-I-6) [64] Стиль 7 (формула меча XII / XIV-W-7) [65] По сравнению с каролингскими мечами, как правило, существуют достаточно скромный и сдержанный внешний вид [6] . Такой облик хорошо гармонировал с духом христианской эпохи, характерным для эпохи первых крестовых походов [66] . Концы крестовины иногда имеют вырезанные зубцы (характерно для стилей 5 и 6), у которых есть два конуса крестовин в виде звёздных головок , изготовленных по разным версиям или в IX, или в XIII веке [67] ) [68] . У нас есть крестовые кресты, образующие кольца, внутри которых помещены трилистники, сама крестовина украшена цветочным орнаментом. Меч типа XIV из музея Метрополитен имеет крестовину, украшенную вертикально расположенными рядами серебряной проволоки, - похожая техника использовалась во времена Викингов [69] . На крестовинах также могли присутствовать надписи. DIOS ES VINCENTOR EN TOD , написанное по-испански DIOS ES VINCENTOR EN TOD , с другой стороны: О, DIOS ES VINCENTOR EN TODO A (финальная А, вероятно, означает Аминь ( Аминь )) [58] , Крестовина венского меча святого Маврикия имеет одну сторону надпись: + CRISTVS • VINCIT • CRISTVS • REIGNAT • CRIST [VS] • INPERAT , на другой стороне представлены её сокращенный вариант: CRISTVS: VINCIT: CRISTVS: REINAT [70] . КЛАССИКА НА МЕНЮ СУМКА РЕГИОНА (мама) ПУНКТ СРЕДНЕГО РЕЖИМА НА IMUM [71] . Навершие Навершия каролингских мечей обычно состоят из двух деталей. Для романских мечей характерны монолитные навершия. Как видно из вышеизложенного, в типологии Брюн-Хоффмайер выделяется три основных типа: романтические мечты, характерные для мечетей переходного типа, в форме бразильского, и, наконец, дисковые, которые Брюнн- Хоффмайер считает наиболее «романскими» [23] . Все, что может быть использовано до или после того, как у нас были мечты этой группы, могут быть поделены на три категории: форма бразильского происхождения и ее производные ( шесть типов), дисковидные (пять типов), группа сравнительно мало распространенных Навершия в форме бразильского ореха: тип . Классический вариант формы. тип Б . Более короткая и высокая разновидность формы бразильского ореха. тип B 1 . Похож на тип B, но нижняя грань прямая. Строго говоря, это не относится к различным формам бразильского ореха, а Оукшотт сравнивает его с формой гриба или же чехла для чаяника [72] тип С . В форме шляпы. тип D . Более короткая и высокая разновидность типа C. тип E . Прямые или только слегка закругленные. Могу иметь вертикальное ребро. тип F . В конечном счете, ромбовидная форма. Также мог иметь вертикальное ребро. Навершия дисковидной формы: тип G . Правильный диск, боковые грани могут быть слегка выпуклыми, или наоборот, вогнутыми. тип Н . Диск со скошенными краями. Вероятно, самое распространённое навершие средневековья [73] тип я . Напряженный характер. тип J . Как тип я, но скошенные грани вогнуты. тип K . Как тип J, но выступающие с боковыми сторонами намного меньше диаметра. Навершия различного внешнего вида: тип л . Высокий трилистник. Предположительно тип был популярен в Испании . тип M . Подражание дольчатым навершиям мечей викингов. Встречался в основном на Британских островах. тип Н . В форме лодки. Редкий тип. тип вывода . Более развитая форма типа N, концы загнуты вверх, образуя полумесяц. Также редкий тип. тип Р . Форма щита, довольно толстого. Известно только одно изображение, на статуе Наумбургского собора . тип Q . Диск, разделённый на лепестки. тип R . Правильная сферическая форма, довольно редкий тип. тип S . Форма куба со срезанными углами (усечённый куб). тип Вт . Похоже на то, что выступать по центру наверняка не круглый, а луковицеобразный, вытянутый вверх [74] . Некоторые типы наверняка по Оукшотту (на примере реплик) Альбион Соборг Средневековый Меч 10 (8498105611) .jpg Туринский Сен-Морис 01.jpg Тритония 01.jpg Альбион Риттер Средневековый меч 09 (6093379735) .jpg Альбион Шевалье Средневековый Меч 3 (6092558281) .jpg Тип A (формула меча XI-A-1) [75] Тип A (формула меча XII-A-6) [76] Тип R (формула меча XIII-R-2) [77] Тип D (формула меча XI-D-2) [78] Тип Q (формула меча Xa-Q-2) [79] Иногда они были украшены гербами (чаще всего встречались на дисидных навершиях). Изображение герба наносилось цветной эмалью или гравировалось на серебряной пластине, вмонтированной в навершие. Возможно, иногда навершия окрашивались. Основанием подобного предположения являются некоторые средневековые изображения. Навершия , для Материала ОБЫЧНО служили железо , реже бронза , реже использовались ещё материалы вроде яшма или горный хрусталь [80] . Например, AVE MARIA PLENA GRATIA на дисидном навершии типа G, «меча святой Касильды» [58] , SUNT HIC (sic) ETIAM SUA PRECUNE LAUDI на навершии типа J 1 [81] , закольцованная по кругу надпись TOTOTOTO на навершии типа W [82] . Навершие венского меча святого Маврикия несут на себе героя Оттона IV , имперского орла и надпись BENEDICTVS • DO [MINV] S • DE [V] S • QUI • DOCET • MANV [S] + [70] . Эфес в целом. Семейства мечей Помимо классификации клинков, наверший и крестовин, Э. Оукшотт разработал понятие семейств мечей. Семейство включает в себя устойчивую комбинацию крестовин, а также определенную длину между собой, что также связано с типичными клинками. Из-за того, что у нас есть отношение к романскому мечам: семейство А . Короткая рукоять, диск, простая прямая крестовина. Такой дизайн был использован в Европе более 1,5 тыс. лет, но наиболее распространенный был в 1050—1300 годах. семейство В . Короткая рукоять, дисковидное наверно с выпуклостью в центре, тонкая изогнутая крестовина. Типы XIV, другие типы - редко. Был популярен в 1280—1325 годах. семейство С . Длинная рукоять, дискиидное навершие, прямая крестовина. XIIIa, использовался весь романский период - 1100—1360 годы. семейство Н . Прямая крестовина круглого или квадратного сечения. Близок к семейству С. семейство я . Крестовина стиля 5 («галстук-бабочка»). Семейство предположительно связано с Южной Европой. семейство К . Удлинённая рукоять, как у полуручкового меча. Крестовина с расширяющимися концами. Семейство связано с Данией [83] . Эфесы различных мечей (на примере реплик) Альбион Рив Средневековый меч 1 (6093827470) .jpg Альбион Байе Средневековый Меч 1 (6092216747) .jpg Альбион Кейтнесс Средневековый Меч 1 (6093061058) .jpg Меч средневекового герцога Альбиона 3 (6092501418) .jpg Суверенный средневековый меч Альбиона 5 (6093465177) .jpg Меч формулы Х-А-1 [84] Меч формулы Х-G-1 [85] , семейство А Меч формулы XII-M и с нестандартной крестовиной [86] Меч формулы XIIIa-I-2 [87] , семейство С Меч формулы XIV-K-2 [88] , семейство В Ножны и пояс Надежная мечта, во-первых, в ножах (из дерева), во-вторых, в обтяжке, в-третьих, в бельском, светлое восхождение, навощённое полотно, так, чтобы он с блистающим посередине крестиком [комм. 4] , надолго был сохранен для уничтожения язычников. Из рукописи монастыря Санкт-Галлен [89] . Ножницы изготавливались из дерева, состояли из двух половин и обтягивались кожей или тканью. Кожаная обтяжка, выступающая над верхней частью с использованием двух треугольных клапанов, плотно обтекающих среднюю часть крестовины с различными сторонами, наконечник ножа обычно имел защитную металлическую оболочку. Внутри ножны выкладывались мехом или шерстяной тканью [90] . Ножки носились на поясе, состоящей из двух отдельных частей неодинаковой длины. Приспособление для крепления к ремню с креплением на всю длину и ширину ремня. Это было связано с животным, и он был связан с двумя основными видами работ. В конце концов, популярный в Канаде и германских землях свободный конец длинного ремня был разрезан на два тонких ремня, которые были проделаны в два отверстия, после чего стягивались и завязывались. В Англии, Франции и Южной Европе чаще всего нужна была простая пряжка, которая должна была находиться между ним и Эфесом, слева от него [91] . Верхний (короткий) ремень крепился к ножам следующим образом. , где шёл по диагонали вниз к нижнему ремню. Когда они образовали вместе косой крест, находились между верхним и нижним ремнями. Это связано с тем, что они были связаны между собой. В Англии такое крепление, как правило, имеет несколько различных видов.[91] . Он был расположен ниже правой. Согласно реконструкции Виолле-ле-Дюка , на свободном мечу, пояс крепился с поясом, который гарантированно защищал его от сползания. 1px]] 05-217.png [[Файл: blank300.png 1px]] 05-219.png [[Файл: blank300.png Суверенный меч Тоддара Средневековый 5 (6242797777) .jpg Вариант крепления ремня к ножнам, рисунок Виолле-ле-Дюка Рисунок с изображением Виолле-ле-Дюка Меч в ножнах, современная реплика Примерно с 1310-х годов . 5] . Одним из самих ранних примеров подобного крепления может служить меч , в сокровищнице хранящийся Толедского собора и принадлежавший, по всей видимости, кому-то из членов королевской семьи. В этой связи есть пять поясов из позолоченного серебра с изображением гербов, из-за которых каждая сторона закреплена за кольцом, одно выше, другое ниже. Верхняя граница датировки и меча, и ножен - 1319 год. Другим примером является меч, найденный в гробнице Кангранде делла Скалаумершего и похороненного в 1329 году в Вероне. На этой поверхности имеются две обоймицы, которые находятся в нижней части только на одной стороне. К каждому из них также прикрепляли круглые металлические пластинки, которые должны были приводить к завершению кожаных ремешков, [92] . Например, верхний короткий ремень крепился непосредственно к ножнам, а нижний - к обоймице [92] . В полярных боях, в повседневной обстановке, рыцари, как правило, меч с собой не носили. Это все из-за того, что он мечтал о том, что у него есть все, что нужно, чтобы он мог обойтись вокруг ножа (см. Иллюстрацию в следующем разделе ). , или оруженосец [93] . Клейма и надписи на клинках Имена кузнецов В ранних романтических мечах даже встречаются хорошо известные по каролингским мечам обычаи, применяемые при клике имя кузнеца методом инкрустации железной проволокой. В качестве примера можно привести мечи, клеймённые имя Ингельри (Ингельри). Как минимум два из них относятся к романским мечам. Один находится в Цюрихе, датирован примерно 1100 годом, другой, вероятно, найден на Украине, датирован XII — XIII веком [комм. 6] [95] [96] . Довольно большая группа такие мечи, датированный XII век, является изделие, клеймённое имя, которое западных исследователи (Швиттеринг, Оукшоот, Леппяахо) прочитала как Gicelin , тогда как Кирпичников это же имя (меч из на Стайки ) прочитан как Ctelin [коммы. 7] или Etclin [комм. 8] . Позднее Кирпичников, расчистив два меча с таким клеймом из Пассельна (Латвия), пришёл к выводу, что правильным прочтением является Etcelin . К его мнению присоединился Антейн, который обосновал правильность такого прочтения в своей статье [99] . Полностью надпись выглядит как + GICELINMEFECIT + ( или+ ETCELINMEFECIT + ) ( лат. Gicelin [Etcelin] me fecit - Гицелин [Этцелин] меня сделал ) на одной стороне клинка, и + INNOMINEDOMINI + ( в номинальном домини - во имя Господа ) на другой. По предположению Оукшотта, Гицелин является формальным именем Джоселин, тогда как Дрбоглав указывает на подобие Этцелина с немецким именем Этцель. Всего по данным на 1984 год известно 15 таких мечей: 5 из Латвии, 4 из Германии, 2 из Финляндии и по одному из Англии, Нидерландов, Украины и России [комм. 9] [100] [101] . Три меча несут на себя имя Костантин . Один из Финляндии, надпись которого доктор Леппяахо прочитала как CONSTMIITNS , ещё один из Англии, надпись которого Оукшотт передаёт как CONSTAININUS . КОНСТАНТИНУС считает, что прочтение в разных случаях является постоянным . Особенности надписи третьего меча, из Норвегии, неизвестны [102] . Возможно, романтически не сохранил своего мечты, вероятно, найден в Киеве и датирован предположительно X веком, с именем, прочитанным Кирпичниковым как Сввенсива . Это было имя Свенислава , предположительно его польское или чешское происхождение и более позднюю датировку - XI век. Также им высказано предположение о том, меч Мог что в Киев попасть вместе с отрядами Болеслава Храброго [103] . Клейма Образцы клейм романских мечей Клеймо "волк" из Пассау, Бехайм.jpg Клеймо города Пассау Клеймо меча 12 века, Бехайм.jpg С меча святого Маврикия, начало XII века Клеймо меча 12 века, Германия, Бехайм.jpg Священной Германской империи, конец XII века Клеймо меча 13 века, Бехайм.jpg Италия, XIII век. Часто копировался в XIV и XV веках Клеймо меча, 13 век, Германия, Бехайм.jpg С меча Конрада Шенка фон Винтерштеттена, XIII век Клеймо меча 13 века, с меча Сида, Бехайм.jpg С меча приписываемому Сиду , XIII век Клеймо меча 13 века, Испания, Бехайм.jpg С меча святого Фердинанда , XIII век С XIII века оружейники вместо подписи стали наносить на клинки мечей клейма. Первоначально они, как и подписям, выполняли инкрустацию проволоки цветного металла, а с конца столетия могли просто выбиваться на поверхности клинка. Одним из самых известных клеев был волк («волчок») мастеров города Пассау , бывшего важным центром изготовления мечей. Изображение волка, заимствованное из городского герба, традиционно выкладывалось из проволочного желтого металла, из которого были получены самые ранние образцы датированного XIII веком, и официально подтверждено право его использования герцогом Альбрехтом Австрийским в 1340 году [104] . Пасха был очень велик, что клеймо «волк» нередко подделывалось, также его «позаимствовали» мастер Золингена, Что даже послужило в 1464 году причиной официальной жалобы кузнецов из Пассау [105] , а кавказские мастера клеймили свои клинки «волчком» ещё и в XIX веке [106] . Большое сходство с пассауским волком имеет клеймо «единорог» [107] . Другим распространенным клеймом является «крест в круге», который встречается примерно в 1250 году и встречается на многих клинках. Принадлежность его к конкретному центру производства неизвестна, но, по мнению Бехайма, она связана с Италией [108] . Два меча с таким клеймом были найдены в Украине, даже в России, Белоруссии или на Украине [109] . Голова, меч, голова, меч, голова быка, пеликана [107] . Сокращённые надписи Альбион Соборг Средневековый Меч 12 (8499206418) .jpg Надпись на клинке BENEDIC • ATNTNIV • SET • MA • T (реплика меча из замка Соборг) Сокращенные надписи очень распространены на лезвиях романских мечей, которые, на первый взгляд, не имеют смысла буквенных комбинаций, которые на самом деле являются аббревиатурами , несущими религиозный смысл. Именно эти надписи, в отличие от имен кузнецов и отличительных знаков, можно считать наиболее характерными знаками на романских мечах, численно преобладающих в XII-XIV веках. Эти надписи очень разнообразны и почти никогда не повторяются (из 165 мечей, известных в 1984 году, 130 несут уникальные надписи, и только 35 мечей имеют 11 повторяющихся надписей). Тем не менее, тем не менее, в них можно выделить некоторые общие черты, которые позволяют классифицировать. В частности, советский исследователь Д. А. Дрбоглав, который серьезно занялся этим вопросом, распространил все известные надписи на девять групп, некоторые из которых имеют подгруппы (до семи) [110] . Типология сокращенных надписей по Drbohlav [110] группа Групповые знаки Подгруппа Знаки подгруппы Примеры [комм. десять] Количество вариантов маркировки в подгруппе Количество вариантов маркировки в группе Период использования меток подгруппы Период использования метки группы я Сигли (одиночная надпись) - - AAA —R— S - S - S - S - S - 6 - - II Сложные персонажи Распространенность буквы «Н» ( Ih (esus) - Иисус ) H + H -NNN— EHHHHVHHHHE SH - H - H - HHS 3 23 - - В Наличие термина лат. всемогущий - всемогущий Ī Ī S S S about about about about 3 - С Наличие элемента выделено в центре IX + X + XI + EMEDE + DUUD + DUUD S HVAIMIAVH S 7 - D Имя Иисуса в начале надписи ЕЕ ИЕИРС- ИХ Р ОЙХ П 3 - Е Наличие буквы «G» или комбинации «GN» ( g (enitrix), g (e) n (itrix) - Богородица )) G - d Dign LVGn G - V - S + DIOLAGR + DIGNLAGDIGNLA + GOXOAIEAI— GOXO AMGVAIEXI 7 XIII - 1 этаж. XIV век III Самые простые формулы Наличие формулы Iesu nomine - Во имя Иисуса + N + + NINI ... + NEI - NIE + NNNNN ... 7 27 4-й XII-XIII века - В Присутствуют слова «Христос» или «Искупитель», надписи обрамлены словом «Спаситель» (кроме одного) SNXXNS + SNEXPNEXPNEXPNS + + SHEX [P] RHEX [P] RHEX [P] RS + + SNERENERENERENERENERES + NERENERENERENERENERENERE пять 1 этаж XIII в. (2 четверть XIII в.?) С Существует комбинация сиглы "AC" ( a (ltissimi) C (hristi) - Всевышний Христос ) ACN NoAC X NoH 2 - D Важное место занимают сигилы «А» или «ИИ» ( а (итиссими), а (итиссимы) i ) НАН АНТАН ... АИНВНИЯ 3 - Е Важное место занимает символ «Д» ( Домини - Господь ) NuDN + NnSD + NDIENDI четыре - F Наличие формулы «НЕТ» ( номинант всемогущества - во имя всемогущего ) Нонон + ХОНОНОНОН + 2 - г Архаичный стиль SIGVINALS SNEMENTS 2 - Не входит в подгруппы - Lnl VLGN + + nhAR.S 2 - IV Содержит комбинацию «in» в начале ( I (n n (omine) - в названии ) Наличие выделенного элемента в центре граничит с официальными выражениями + INOELIGNI + + INNOIELINI I. IN. BITTPINI SIE [N] MIBIELTS + INNIOINNEDINI + NNOMIDO [MINI +] + NNM [U] CITI MNI + 9 11 - XI-XII века Не входит в подгруппы - INIOM [N] CII INIOM [N] NDII + INNIOMMH DII + 2 - В Содержит сокращенное слово benedic - sanctify - - + SESBENEDIC + AS + BEnc ... UD ... M ... CDS + + SXSBENEDICAT [IVI] S ... + BENEDIGATINT USDOGATRA ... + BENEDICATINI USDICI [T] РА [IU] CNIUIOMUENIE восемь - - 2 половина XII - 1 четверть XIII века VI Ярлыки, которые не вписываются ни в одну из других групп Наличие в начале комбинации «NES» или «NS» ( n (omin) e s (alvatoris), n (omine) s (alvatoris) - во имя Спасителя ) + [NISHIECGES RUAX + + SNESNDUONM INIODIFS + 2 11 - 4-й XII - 1 этаж. XIII век В Важным местом является имя Богоматери + NIGUVGU + SOsSMENRSOs NMNSiETDSE.c [t] Hct 3 - С Наличие комбинации «NI» ( n (omine) i (esu) - во имя Иисуса ) + NIOIMIO ... + NIUMFUMFATI + HIMINIO - M - O - N + ВРНЕТУДНЕЛЬVREXETVNE [V] + четыре - Не в подгруппах - S.NININ + SN ... + NININ + + NPATERFNFIDIC.A.TVIS + + NRCXOXONE AOR + NININI + 2 - VII Содержит комбинацию «нед» ( n (omin) e d (omini) - во имя Господа ) - - NEDRV ... NED + NVAD + XHDHDAHIX + NEDEHEREMEDENI + NEDASEDNGREDA ... + NCHDRINFUSDRINFUCGDXMAUSDRIFUSDRIN + + NEDRIVTNGDRINFURCGDRINCDRINFUSDRINEN + - 13 - 2-3 четверть XIII века VIII Содержит комбинацию «nr» ( n (omine) r (edemptoris) - во имя Искупителя ) Готический шрифт, наличие орнамента + N - n - C + NRĪSDVIX + + SBENĪ + + [NER] SUHSUDH NSU + ... XSDNDU + + NRCDISIC + EnSNRCN + NRCDISDV + ERCDISIA + 7 11 2 половина XIII - 1 четверть XIV века - Не подгруппа - + NREDAREDX + + HERENAOHRSHDERtN + + NnADNnADNnADNnADNnADNn + четыре - IX Содержит комбинацию «копать» ( d (e) i g (enitricis) - Богоматерь или «dic» d (omini) I (esu) C (risti) - Господь Иисус Христос ) Важным местом является имя Богоматери + NnDIG + + RGVnSDIGVnS + + DI [G] OHnSDIGVLCO ... + H [n] SDIGOHnSDIGAnO + + RGAnSDIGAnSDIGAnSDIGAnl + пять 13 - 4-й XIII - 1 этаж. XIV век В - + DICnACNSN NIGODYGNUDICOL VGNUDICODI 3 - С - NRUDICNUDI + + NICH ... DIOAGSDICNIEROHDI ... пять - Распределение мечей по странам [110] Страна количество Германия 42 Латвия 22 Финляндия 19 Швейцария 12 Польша 11 чешский язык 9 Словакия Франция восемь Эстония 7 Англия 6 Украина 6 Дания пять Литва пять Россия пять Норвегия четыре Испания 2 Италия один Швеция один Неограниченные ярлыки Встречаются на лезвиях и полных, не сокращенных или только частично сокращенных сокращениях, обычно религиозного характера. Самой распространенной надписью была IN NOMINE DOMINI [111] , другие примеры включают HOMO DEI ( человек Божий , самоназвание участников Крестовых походов) на одном из мечей Ингельри [112] , BENEDICTUS DEUS MEUS , SES (Sanctus) PETRNUS , SES BENEDICTAS [113] . На мече XIII века, хранящемся в Дюссельдорфе , четыре рифмованных предложения на латинском языке с одной стороны клинка выложены серебром: Qui falsitate vivit animam occidit. Фальсус в руде, карет чести , и на другой: Qui Est Hilaris Dator, Хунс Амат Salvator. Omnis avarus, nulli est caruus [114] . Надпись, похожая по характеру, также рифмованная и четырехчастная, но на немецком языке, присутствует на большом церемониальном мече, найденном около Мансфельда : + CHUNRAT.VIL.VERDE.SHENKE + HIE.BI.OV.NIR.GEDENKE + VOR.VINTERSTETER.HOHGEMUT + LA.GARZ.DEHAINE.IISENHUT Меч, вероятно, принадлежал барону Конраду фон Винтерштеттеру, упомянутому в надписи. Один из мечей типа XIV содержит надпись NULLA DE VIRTUTIBUS TUIS MAJOR CLEMENTIA EST [115] . На медной мемориальной доске начала 14-го века, содержащей рисунок, вероятно, сделанный с натуры, рыцарь держит меч, на лезвии которого вы можете увидеть надпись: HORREBANT DUDUM REPROBI ME CERNERE NUDUM . Очень редко мечи носили имя владельца, например, надпись Gladius Rotgieri на мече около 1300 года или имя GIUDO , видимое на мече, которое является частью барельефа 11-го века [116] . Хронологический график знаков и надписей на лопастях [29] Романский меч в России Мечи, используемые на русских землях, принципиально не отличались от европейских и во многих случаях были импортированы из Западной Европы. Это полностью верно по отношению к романским мечам. Информация о романских мечах, найденных на территории, где находились русские княжества, была обобщена в первом номере его работы «Древнерусское оружие», опубликованной в 1966 году советским историком Анатолием Кирпичниковым . По его данным, известно 75 таких мечей XI-XIII веков, из которых 45, типологически идентифицируемых, Кирпичникова распределены по семи типам и одному подтипу [1]., Следует отметить, что типы I, II и IIa имеют вершины, состоящие из двух частей, характерные для мечей Каролингов. Причиной их включения в группу романских мечей является, по-видимому, их поздняя «посткаролингская» датировка, а также, вероятно, наличие подобных мечей в типологии Бруна-Хоффмейера (группа I, мечи в переходе ). По мнению Кирпичникова, такие финилы в этот период были характерны именно для Восточной Европы [117] . Виды русских мечей романского типа по мнению Кирпичникова: Тип I. Бронзовый верх разделен на пять долей, крест также бронзовый, прямой или слегка изогнутый (7 экземпляров). Тип II . Верхняя часть, разделенная на три лепестка, бронзовая или железная, большая часть креста слегка изогнута (6 экземпляров). Это восходит к типам S и A Петерсена. тип IIa . Один экземпляр, выделенный Кирпичниковым как отдельный подтип, датируется 12 веком. Бронзовый топ и крест украшены рельефным орнаментом с растительными мотивами и изображением усатого мужчины. Паук толстый и короткий. тип III . Верх седловидный (полукруглый). Три экземпляра датируются XII-первой половиной XIII в. тип IV . Вершина грибовидной формы (тип B, B1 по Окшотту) и прямой крестик (2 экземпляра). тип V. Верх в виде бразильского ореха (линзовидный в терминологии Кирпичникова) (8 экз.). Тип VI . Дискообразный верх и прямой (в большинстве случаев) крест. Самый многочисленный тип (14 экземпляров). тип VII . Пять или восьмиугольные вершины, прямой или изогнутый крест (4 экземпляра) [118] . Из 75 экземпляров более половины (44) были обнаружены в Украине (в том числе 16 в Киеве и Киевской области ), 8 в Беларуси. Мечи, найденные на территории России, сосредоточены в основном на территории Ленинградской области, Новгородской и Псковской (вместе с областью) - 17 из 20 экземпляров. Два меча некуда найти. 14 из 20 мечей, очищенных Кирпичниковым, имели какие-либо надписи или знаки. С учетом трех меченых мечей, известных ранее, знаки были распределены следующим образом: три меча носят имена кузнецов - Ингельрий, Эцлин, Свенислав [комм. 11] , шесть - сокращенные надписи (еще две были позже обнаружены), три - знак «крест в круге», на двух сохранившихся орнаментах [97] . Сокращенные надписи на мечах, происходящих с территории Древней Руси Тип [комм. 12] Найти местоположение Макет этикетки [комм. 13] Предполагаемая транскрипция Перечислить Знакомства - Нижняя река Паша [119] + LIGNVDNLI + lignu ( m ) d ( omi ) n ( i ) li ( gnum ) крест лорда крест 1100-1200 [120] + LIGNVDNLI + IV Киев [121] + NOMIDO [ MINI + ] Я ( N ) НОМИ ( НЕ ) ДО ( мини ). Во имя Господа. 1100-1150 [122] + NNM [ U ] CITI MNI + ( I ) nn ( omine ) M ( arie ) [ v ( irginis )] C ( hr ) i ( s ) ti m ( atris ) n ( omine ) I ( n ) Во имя Марии [ девственницы ], имя Христа матери В я Полтавские губы. [97] + INIOINI I ( n ) n ( omine ) I ( esu ). О ( мнипотен ). I ( esu ) n ( omine ) i ( n ) Во имя Иисуса. Всесильный. Имя Иисуса в 1150–1300 [122] + INIOINI - Большой Потемкин ( Дельта Днепра ) [123] + SNERENERENERENERENERES + S ( Алватор ). N ( omin ) e re ( demptoris ) ... S ( alvator ). Спаситель. Во имя Искупителя ... Спасителя. 1200-1250 [124] - Вероятно, Украина [125] + MEDIEIVI ... MEVDEVUEM + M ( ari ) e , d ( omini ) Т.е. ( su ), I ( es ) u ... M ( ari ) e v ( irginis ) d ( ei ) e ( terni ), v ( irginis ) v ( irginum ) e ( т ) м ( атрис ). Мария, господа Иисуса, Иисус [ мать? ] ... Мария, девственница вечного бога, девственниц и матерей. 1200-1250 [126] - Древнее поселение, Хмельницкая область [127] + SNEXPNEXPNEXPNS + S ( Алватор ). N ( omin ) e . Xp ( isti ) ... N ( omine ). S ( Алватор ). Спаситель. Во имя Христа ... Во имя. Спаситель. 1225-50 [124] VI Макарецкая дача, Черниговская губа. [128] + SNEDNOENEDXIVUMEDNOER UCOES + S ( Алватор ). N ( omine ) d ( omini ) n ( ostri ) o ( mnipot ) e ( ntis ). N ( omin ) e d ( omini ) X ( pisti ) I ( es ) u , v ( irginis ) M ( ari ) e , d( OMINI ) п ( ostri ) O ( mnipot ) е ( NTIS ), г ( Egis ) у ( niversi ) соя ( Li ). S ( Алватор ). Спаситель. Во имя нашего Всемогущего Господа. Во имя Господа Иисуса Христа и Девы Марии, Господа нашего Вседержителя, царя всех небес. Спаситель. середина XIII века [129] + SNEMACPUNED ERUEOHEDACPUNES + S ( Алватор ). N ( omin ) em ( atris ) a ( ltissimi ) C ( hristi ), p ( atris ) u ( niversorum ). N ( omin ) ed ( ei ) e ( terni ) r ( egis ) u ( niv ) e ( rs ) o( ром ), Ihe ( su ) d ( omini ), a ( ltissimi ) C ( hristi ), p ( atris ) u ( niversorum ) n ( omin ) e . S ( Алватор ). Спаситель. Во имя матери высшего Христа, отца вселенной. Во имя вечного бога, царя вселенной, Иисуса Христа, Всевышнего Христа, отца вселенной во имя. Спаситель. VI - [128] S о S S ( Алватор ) o ( Мнипотенс ) S ( Алватор) Спас Всемогущий Спаситель 1200-1400 [130] OSO o ( мнипотенс ) S ( алватор ) o ( мнипотенс ) Всемогущий Спаситель Всемогущий По сравнению с другим оружием мечи были довольно редки. Из 758 захоронений оружия, обследованных в 11-13 веках, только 88 имели оружие с длинными лезвиями (некоторые из которых были саблями). Из 614 захоронений XI-XII веков они содержались в 35 (6%), из 144 захоронений XI-XIII веков, уже в 53 (35%) [131] . Мечи были использованы в основном тяжело вооруженных конных копейщиков (называемых мужчин оружия , бронированных мужчин, или Branianists ), которые легли в основу армии (их сабли также может быть долго- лезвиеоружие). Выполняя ударную дробь, солдаты взяли свое клинковое оружие и вступили в прямой рукопашный бой с противником. Иногда у мечей могли быть хорошо вооруженные копейщики, но легко вооруженные пехотинцы и всадники, выполнявшие роль лучников, не обладали ими [8] . Начиная с XII века, по отношению к мечам на Руси, эпитет "харажулиные" иногда используется. По словам Кирпичникова, это было обозначение стальных (ламинированных) мечей, название которого связано с тюркским племенем северного Афганистана « карлук », «харлуг» или «харлуж» [132] . Романский меч в культуре Наумбург Эккехард и Ута.jpg Статуя графа Эккеарда из Наумбургского собора демонстрирует, как пояс меча (тип XII) [133] обернут вокруг ножен Многочисленные изображения романских мечей были сохранены на средневековых миниатюрах, фресках, скульптурах, барельефах и т. Д. Часто эти изображения могут быть использованы для уточнения и уточнения дат дат использования определенного типа меча [134] . Например, мечи Окшотта типа X часто изображались немецкими миниатюристами эпохи Оттона Ренессанса [135] , тип XI можно найти в английских рукописях и на бронзовой дверной панели собора Вероны в Сан-Дзено-Маджоре [136] , многие типа XII Мечи изображены в Библии Мациевского и в Апокалипсисе Троицкого училища . Один из экземпляров романа об Александре(1330) содержит мечи типов XII, XIII и XIV [133] , мечи типов XIII и XIIIa можно увидеть на скульптурах Фрайбургского собора , XIIIb на некоторых английских надгробиях [137] . Мечи типа XIV часто встречаются в английских, французских и итальянских картинах и скульптурах периода 1270–1340 годов [21]., Интересны статуи Наумбургского собора, сделанные в 13 веке и имеющие семь мечей, демонстрирующих два типа вершин в форме диска и пять спускающихся по форме бразильского ореха: граф Герман и Дитрих фон Бренна имеют высокое и полное разнообразие с прямые верхние края и вертикальное ребро (тип D) графа Конрада похожи, но со слегка вогнутыми верхними краями (тип D или E), граф Дитмар имеет толстый и высокий верх с прямым верхним краем (тип P), У меча Вильгельма фон Камбурга есть вершина, похожая на лодку (тип N) [138] . Иногда ценные данные предоставляются средневековой литературой. В уже упоминавшемся «Римляне об Александре» есть данные о двуручных мечах, а в « Римляне о Ру » и эссе де Жоанвилля о седлах [139] . В России изображения романских мечей были обнаружены на иконах, изображениях, миниатюрах, печатях и на резьбе из белого камня, а мечи с вершинами в форме диска (тип В.И. Кирпичников) встречались чаще других [140] . Романский меч сегодня Меч для боев с тупыми лезвиями и остриями, изготовленный Мечами Альбиона. Основано на мечах типа XIV [141] В настоящее время существует ряд компаний, которые производят более или менее точные копии средневековья, в том числе романские, мечи, предназначенные для коллекционеров, средневековые реконструкторы, любители исторического фехтования и просто ценители холодного оружия. Точность совпадения средневековых мечей может варьироваться в широких пределах [142] . Примерами таких фирм являются Lutel (Чехия), Hanwei (Китай), Museum Replicas (Индия), Arms & Armor (США). Несколько более дорогие продукты производят американские компании ASA Swordworks и Albion Armorers (ныне Albion Swords) [143] . Albion Мечи, например, в Оукшотте Sword классе (то есть, романский) класс предлагает покупатель двадцать один модель в Next Generation линии [144]две модели для начинающих ( Squire Line ) [145] и два меча для спорта: одноручный и полуторный «бой» [146] [147] . Одна из моделей, такая как Ha, названа компанией в честь Юарта Оукшотта - The Oakeshott [148] . В линии « Музейная линия» сделаны точные копии различных исторических мечей, четыре модели которых принадлежат романскому языку : копия меча датского замка Соборг (тип XI Оукшотт) [149] , туринский меч святого Маврикия. (тип XII) [150] , меч, найденный в стокгольмском квартале Тритония (тип XIIIb) [151]и меч, хранящийся в Музее клинков Золингена (тип XIV) [152] . У Arms & Armor есть по крайней мере две модели, относящиеся к романским мечам [153] [154] , у Лютеля около семи [155] [156] , у музейных реплик есть по крайней мере две [157] [158] . В дополнение к компаниям, производящим копии мечей промышленными методами, небольшой процент копий также делают некоторые кузнецы. Такие образцы обычно отличаются более высоким качеством [159] . Отличной репутацией пользуются, например, изделия шведского кузнеца Питера Йонсена, который сотрудничает с Albion, для которого он разрабатывает их модели [160] . Меч из фильма Арн: рыцарь-тамплиер Романские мечи иногда дают вдохновение для создания мечей героев фильма. Например, меч отрицательного персонажа Каргана из знаменитого фильма «Горец» восходит в виде клинка к таким мечам, как XIIa и XIIIa Oakeshotta. Тип XIIIa также включает меч всадника без головы из фильма « Сонная лощина» . Конструкция романских мечей была принята во внимание при создании мечах для фильма трилогии Питера Джексона «Властелин колец . » Профиль лопасти нарсила / Anduril меч соответствует типу XIIa, но имеет раздел Не типичный для этого типа, меч предводителя наемников относится к тому же типу [161] , меч Боромира относится вообще к типу XIV, меч Эовин принадлежит к типу X [162] . Все мечи были разработаны Weta Workshop в сотрудничестве с режиссером Джоном Хоу и кузнецом Питером Лионом [163] . Более исторически точные мечи можно найти в некоторых фильмах, которые происходят в средние века. Например, для главного героя фильма « Арн: тамплиер » Питера Йонсена и компании Albion Swords был разработан «меч крестоносца», украшенный крестами на клинке и вершине с надписью лат. In Hoc Signo Vinces - Под этим знаком вы выиграете . Венский меч святого Маврикия служил в качестве модели, в то время как кресты на лезвии напоминают те , которые нарисованы на другой меч с таким же названием - Турин [164] . Меч главного героя фильма Ридли Скотта « Царство Небесное»»Выполнен в стиле мечей 12-го типа Окшотта, хотя он несколько больше, чем должен быть для этого типа [165] . Копии многих таких «киномечей», которые поступают в продажу на рынке сувениров [166] . Ноты Комментарии А В Аугсбурге, возможно, мечи стали делать не в романский период, а позже. ↑ мире забавных животных часть рукояти, непосредственно удерживаемая рукой. ↑ Согласно Лайбле, такая обтяжка делалась всегда [54] ; Оукшотт считает, что только иногда [55] . ↑ Инкрустированный золотом на клинке. ↑ Обоймица - металлическая деталь, имеющая ножевые кольца, на которой закреплено кольцо для подвески оружия. ↑ Согласно данным Гайбига, мечи с именем Ингельри производились в период с середины Х по середину XI века [94] . ↑ В основном тексте [97] . ↑ В каталоге [98] . ↑ Российский меч найден в Московском Кремле, в слое XII века. ↑ Знак - (тире) указывает на орнаментальный символ. ↑ Прочтение двух последних по Дрбоглаву даётся. ↑ По Кирпичниковой. ↑ В некоторых случаях на обеих сторонах клинка. Источники и ссылки ↑ 1 2 3 Кирпичников, 1966 , с. 49. ↑ Лайбле, 2011 , с. 58. ↑ Лайбле, 2011 , с. 9—11, 14—15. ↑ Окшотт, 2004 , с. 238-239. ↑ Лайбле, 2011 , с. 69, 75. ↑ 1 2 3 Кирпичников, 1966 , с. 52. ↑ 1 2 Лайбле, 2011 , с. 21. ↑ 1 2 Кирпичников А. Н. Комплекс боевых средств и его использование. Глава 2. Вооружение и войско в период раннего средневековья // Древнерусское оружие. Выпуск третий. Доспех, комплекс боевых средств IX-XIII вв .. - Л. : Наука, 1971. № 1 2 Макаров, Олег РУБИТЬ ИЛИ КОЛОТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС…: КЛИНОК . Дата обращения 1 января 2014. ↑ Лайбле, 2011 , с. 63. ↑ Окшотт Э. Введение // Меч в век рыцарства. Классификация, типология, описание = Меч в эпоху рыцарства. - М. : Центрполиграф , 2007. - 224 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-9524-3315-1 . ↑ 1 2 Лайбле, 2011 , с. 75. ↑ Лайбле, 2011 , с. 31. ↑ Бодемер, Хайдемари Дас Фехтбух (нем.) (PDF). Дата обращения 9 января 2014. ↑ Вальпургиева Фехтбух (MS I.33) (англ.) . Дата лечения 14 января 2014 г. Akes Oakeshott, 2007 , p. 9. ↑ Павлихин А. В. Романский меч из Кельгининского могильника в Республике Мордовия . Исторический сайт (23 августа 2013). Дата обращения 1 января 2014. ↑ Кирпичников А. Н. Вооружение второй половины XIII-XV в. Мечи и сабли // Военное дело на Руси в XII-XIII вв. - Л. : Наука, 1966. ↑ Лайбле, 2011 , с. 82, 84. ↑ 1 2 Лайбле, 2011 , с. 80. ↑ 1 2 Оукшотт, 1994 , стр. 51. Akes Oakeshott, 1994 , p. 17. ↑ 1 2 Алексей Горанов. Брюн-Хоффмейер Типология средневековых мечей (англ.) . Дата обращения 11 января 2014. ↑ Лайбле, 2011 , с. 24. ↑ Лайбле, 2011 , с. 69. ↑ 1 2 Если не указано иное, данные в колонке приводятся по: Чад Arnow, Russ Эллис, Патрик Келли, Натан Робинсон, Шон и А. Flynt Составитель и производства Натан Робинсон. Эварт Оукшотт: Человек и его наследие: часть II (англ.) . myArmoury.com . Дата обращения 2 апреля 2013 года. Архивировано 22 апреля 2013 года. ↑ 1 2 Oakeshott, 2007 , p. 36. ↑ Лайбле, 2011 , с. 94,96. ↑ 1 2 Кристофер Л. Миллер. Типология меча Альфреда Гейбиг (англ.) . Дата обращения 11 января 2014. ↑ 1 2 Лайбле, 2011 , с. 135-150. Akes Oakeshott, 2007 , p. 105. Akes Oakeshott, 2007 , p. 118. Akes Oakeshott, 2007 , p. 121. Akes Oakeshott, 2007 , p. 96. Akes Oakeshott, 2007 , p. 123. Akes Oakeshott, 1994 , p. 131: «В более ранний период использования« плесневого »ядра, в. 850–1200 гг. Он имел тенденцию быть коротким (около 3–3,5 дюйма), довольно широким у креста (около 1¼ дюйма), слегка и прямо сужаясь к ¾ на вершине ». ↑ Кирпичников, 1966 , с. 52: «Удобство для захвата руки было создано не изогнутой части меча, а удлинение стержня рукоятки с 9-10 см до 12 см и больше.». ↑ Лайбле, 2011 , с. 72, 75. ↑ Лайбле, 2011 , с. 139, 160. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 45—46: «В Прибалтике, Польше и на Руси применение сварочных дамаска в некоторых изделиях (мечи, копья, ножи) сохраняется до XII в.». Из Уизерс Х. Дж. С. Мечи и сабли. Большая энциклопедия. - М. : Наше слово: Эксмо, 2012. - С. 31. - 256 с. - ISBN 978-5-699-49020-2 . ↑ Окшотт, 2004 , с. 243. Akes Oakeshott, 1994 , p. 42: «Это утверждение должно быть подробно рассмотрено. 51 В литературе конца 13 и начала 14 веков мы находим много ссылок на эти« espées de guerre »,« Grant espées »,« Grete Swerdes »и т. Д.» , ↑ Лайбле, 2011 , с. 94: «В старой средневековой английской литературе для таких мечетей мы найдем такие слова, как Грете Свердес, Грете Уорлд Свердес и Свердес о Верре, во французской - Epees de Guerre - у нас есть« Мечи для войн »,« боевые мечи ».». ↑ Лайбле, 2011 , с. 14. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 42—43: «Ссылки на« Grete Swerdes », я полагаю, не указывают на двуручные мечи, поскольку они всегда описываются как таковые, как« espées a deux mains или «Twahandswerds», и не нужно путать его с мечом войны ... Таким образом, кажется, что меч войны не рассматривался как двухрукий. Что может быть другим, кроме этого очень большого меча, который в своих более поздних формах , знакомый как Ублюдок или полуторный меч? Мы находим его выделенным в своем собственном классе, например, в описи эффектов Хамфри де Богуна (об. 1319), сделанных в 1322 г. «III espées: Ун-де-армес ле графит, Лот де Сен-Жорж и др. Сарсинея: квартал памяти ».». ↑ Лайбле, 2011 , с. 90. ↑ Лайбле, 2011 , с. 94, 96. ↑ Лайбле, 2011 , с. 96: «Меч типа Xlla (с. 95, вверху справа) наиболее интересен. Клинка с короткой долиной (длина клинка - 96 сантиметров). Предположительно, это самый старый меч с кольцом для пальца (1300-1350). ». ↑ Лайбле, 2011 , с. 86. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 42—43: «Двуручник 13-15 веков не был, как и в 16-м, специализированной формой оружия; это был просто большой экземпляр; в конце 13-го и 14-го веков типов XII или XIIIa и в 15-х типов XV или XVIII. ». Akes Oakeshott, 1994 , pp. 43: «Более ранний пример использования двуручника можно найти в романе Александра в. 1180 ». Akes Oakeshott, 1994 , pp. 129–131. ↑ Лайбле, 2011 , с. 149. Akes Oakeshott, 1994 , p. 136. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 130, 134. Akes Oakeshott, 1994 , p. 134. ↑ 1 2 3 Oakeshott, 2007 , p. 84. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 129–130. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 113—116. ↑ Альбионские оружейники Norman Sword следующего поколения (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. O Йомен (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. ↑ Альбионские оружейники Меч нового поколения тамплиеров (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. Her Шериф (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. ↑ Альбион Марк Питер Йонссон Музей Коллекция Solingen Sword (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. ↑ Павлихин А. В. Романский меч из Кельгининского могильника в Республике Мордовия . Дата обращения 17 января 2014. Akes Oakeshott, 1994 , p. 123. ↑ Окшотт, 2004 , с. 250, 273. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 124—125. ↑ 1 2 Лайбле, 2011 , с. 78. Akes Oakeshott, 2007 , p. 86. Akes Oakeshott, 1994 , p. 94. Akes Oakeshott, 1994 , p. 95. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 93—100. Akes Oakeshott, 2007 , p. 55. ↑ Святой Морис Туринский (Сан-Маурицио-де-Турин) Итальянский меч 13-го века (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. ↑ Альбион Марк Питер Йонссон Музей Коллекция Tritonia Sword (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. ↑ Альбионские оруженосцы Меч нового поколения (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. Che Шевалье (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. ↑ Окшотт, 2004 , с. 267-270. Akes Oakeshott, 2007 , p. 116. Akes Oakeshott, 2007 , p. 120. ↑ Чад Арноу, Расс Эллис, Патрик Келли, Натан Робинсон, Шон А. Флинт. Меч семей (англ.) . Дата обращения 30 декабря 2013. Re Рив (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. Bay Байё (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. Ith Кейтнесс (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. Du Герцог (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. Ove Суверен (англ.) . Дата обращения 22 января 2014. ↑ Цитируется по: Бехайм В. Энциклопедия оружия. - СПб. : Санкт-Петербург оркестр, 1995. - С. 182-183. - 576 с. - ISBN 5-87685-029-2 . ↑ Лайбле, 2011 , с. 150. № 1 2 Окшотт, 2004 , с. 279-281. № 1 2 Окшотт, 2004 , с. 350-353. ↑ Окшотт, 2004 , с. 285. ↑ Меч Типология Alfred Geibig (англ.) . Дата обращения 6 декабря 2013. Akes Oakeshott, 2007 , p. 32. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 86. ↑ 1 2 3 Кирпичников, 1966 , с. 53. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 87. ↑ Дрбоглав Д. А. Эпиграфическое значение меча из Московского Кремля // Академия наук СССР Институт археологии Советская археология: журнал. - М. : Наука, 1978. - № 2 . - С. 222-227 . ↑ Окшотт, 2004 , с. 248. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 107-109. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 109-110. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 107. ↑ Ленц, 1911 , с. 11. ↑ Лайбле, 2011 , с. 154. ↑ Аствацатурян Э. Г. Типы оружия. Холодное оружие. Шашки // Оружие народов Кавказа. - СПб. : ООО «издательство„ Атлант “», 2004. - 432 с. - ISBN 5-901555-17-1 . № 1 2 Окшотт, 2004 , с. 260. ↑ Бехайм В. Энциклопедия оружия. - СПб. : Санкт-Петербург оркестр, 1995. - С. 531. - 576 с. - ISBN 5-87685-029-2 . ↑ Кирпичников, 1966 , с. 53, 86—87, 88—89. ↑ 1 2 3 Дрбоглав Д. А. Загадки латинских клейм на мечах IX — XIV веков. - Издательство Московского университета, 1984. - 4560 экз. Akes Oakeshott, 2007 , p. 6. ↑ Окшотт, 2004 , с. 174. ↑ Окшотт, 2004 , с. 240, 252. ↑ Окшотт, 2004 , с. 255. Akes Oakeshott, 2007 , p. 124. ↑ Окшотт, 2004 , с. 257-258. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 57. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 53-57. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 90. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 114. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 86-87. № 1 2 Дрбоглав, 1984 , с. 120. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 42. № 1 2 Дрбоглав, 1984 , с. 117. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 95. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 136. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 91. ↑ 1 2 Кирпичников, 1966 , с. 88-89. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 126. ↑ Дрбоглав, 1984 , с. 113. ↑ Кирпичников А. Н. Комплекс боевых средств и его использование. Глава 1. Комплекс древнерусского вооружения по археологическим памятникам // Древнерусское оружие. Выпуск третий. Доспех, комплекс боевых средств IX-XIII вв .. - Л. : Наука, 1971. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 59. ↑ 1 2 Оукшотт, 1994 , стр. 40. Akes Oakeshott, 1994 , p. 18. Akes Oakeshott, 1994 , p. 30. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 32, 36—37. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 46—47. Akes Oakeshott, 1994 , pp. 88—91. Akes Oakeshott, 1994 , p. 45. ↑ Кирпичников, 1966 , с. 55. ↑ The Мне: 33 (англ.) . Дата обращения 15 января 2014. ↑ Лайбле, 2011 , с. 51-54. ↑ Лайбле, 2011 , с. 189—193, 226. ↑ Представляем мечи Альбиона нового поколения (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. Words Мечи Альбион Сквайр Лайн (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ The Мне: 33 (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ шпаги де Герр (англ.) . Дата обращения 17 января 2014. Akes Оукшот (англ.) . Дата обращения 17 января 2014. ↑ Søborg ™ Sword (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ Туринский святой Морис (англ.) . Дата лечения 6 января 2014 г. ↑ Albion Mark ™ Музейная коллекция Питера Джонссона ™ Tritonia ™ (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ Золингенский меч ™ (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ # 089 12 - го века Меч (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ # 145 Санкт - Морис Sword (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ ОРУЖИЕ - Мечи (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ ОРУЖИЕ - Мечи (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ Классический средневековый меч (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ Европейский Меч (англ.) . Дата обращения 7 января 2014. ↑ Лайбле, 2011 , с. 54. ↑ Лайбле, 2011 , с. 189, 194. ↑ Лайбле, 2011 , с. 213, 222. ↑ Лайбле, 2011 , с. 217. ↑ Лайбле, 2011 , с. 206. Ar Меч Арна Официальный Меч Меча (англ.) . Дата обращения 15 января 2014. ↑ Лайбле, 2011 , с. 203. ↑ Лайбле, 2011 , с. 201, 208—210. Литература Дрбоглав Д. А. Загадки латинских клейм на мечах IX — XIV веков: (Классификация, датировка и чтение надписей). - М. : Издательство Московского университета, 1984. - 152 с. - 4560 экз. Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. - М .; Л. : Наука, 1966. - Вып. 1: Мечи и сабли IX — XIII вв. - 1900 экз. Лайбле Т. Меч = Das Schwert: Mythos uпd Wirklichkeit. - М. : Омега, 2011. - 232 с. - 5000 экземпляров. - ISBN 978-3-938711-05-7 . Ленц Э. О клеймах мастеров на оружии // Записки разряда военной археологии и археографии императорского русского военно-исторического общества. - СПб. , 1911. - Т. I. - С. 2-29. Окшотт Э. Археология оружия: от бронзового века до эпохи Ренессанса = Археология оружия: оружие и доспехи от предыстории до эпохи рыцарства. - М. : Центрполиграф, 2004. - 398 с. - ISBN 5-9524-0968-7 . Окшотт Э. Меч в век рыцарства: Классификация, типология, описание = Меч в эпоху рыцарства. - М. : Центрполиграф, 2007. - 224 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-9524-3315-1 . Оукшотт Э. Записи о средневековом мече. - Woodbridge: Boydell Press, 2007. - ISBN 0851155669 . Оукшотт Э. Меч в эпоху рыцарства. - Woodbridge: Boydell Press, 1994. - ISBN 9780851157153 . Источник - https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Романский_меч&oldid=98288782

Романский меч? биография .Как развод ..

url: '', target: '_blank', // default is _self, which opens in the same window (_blank in new window) описание: ' варианты своего следующего фильма или драмы. .'

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Red_telephone_box', описание: 'The red telephone box is a familiar sight on the streets of the United Kingdom.'

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

Просто Демо:

Выдвигающееся боковое меню на чистом CSS

Меню Слева Меню Справа

Во время
 

-Романский меч?

фото Вито Дженовезе?
фото

Романский меч Новый! Комментарии