Жизненный опыт женщин в Российской империи до революции был чрезвычайно разнообразен. В то время как более обеспеченные женщины имели доступ к ограниченному образованию, особенно после женского курсы высшего образования были введены в конце 1870-х годов, крестьянки (составлявшие большинство женского населения Империи в 19 веке) были в основном неграмотный.
Несмотря на классовые различия, общество было стойко патриархальным, и женщинам любого происхождения не разрешалось голосовать или занимать государственные должности до 1917 года.
Открытка с крестьянами, собирающими сено, 1913 г.
Условия использования Общедоступный Домен
К концу XIX века крестьянки начали массово переезжать в города для работы на фабриках или в качестве домашней прислуги. Хотя их рабочее время и условия были долгими и трудными, это был первый раз, когда многие женщины ощутили независимость от патриархальных деревенских традиций и укладов. & nbsp;
Первая мировая война принесла еще больше свободы и лишений, поскольку тысячи женщин были мобилизованы, чтобы заполнить должности, оставленные мужчинами на фронте вакантными, и поддержать военные действия.
В 1860–70-х годах ряд женщин присоединились к народническому революционному движению, набирающему силу в России. Многие из женщин были из знатных или бюрократических семьи и учились за границей, где они создали женские учебные кружки и участвовали в них. Призывая к социальной справедливости и политическим переменам, эти женщины воспользовались революционные настроения, вызванные реформами крепостного права, судебной системы и образования Александра II.
Революционеры, как мужчины, так и женщины, печатали и распространяли пропаганду, а также совершали политические и экономические террористические акты. В 1874 году тысячи Народники ( народники ) уезжали в деревню жить среди крестьян в надежде улучшить уровень жизни и поднять социалистическое сознание.
Царские власти быстро подавили движение, и были арестованы сотни активистов мужского и женского пола. Скоро появятся новые ненасильственные и агрессивные группы возникла, в том числе революционная террористическая организация «Народная воля» ( Народная воля ), которая несет ответственность за убийство царя Александра II в 1881 году.
Среди самых известных женщин-революционеров XIX века - Вера Засулич, Мария Спиридонова, Вера Фигнер и Екатерина. Брешко-Брешковская (Екатерина Брешковская).
Засулич получила известность после того, как была оправдана присяжными за покушение на губернатора Санкт-Петербурга. Петербург в 1878 г.
Условия использования Public Domain
Возникновение социал-демократии в России в 1880-е годы привлекло как рабочих, так и женщин из интеллигенции. Студенты вновь созданных женских высших курсов сыграли особенно важную роль в формировании социал-демократических взглядов городских рабочих, и многие позже стали ведущими. href = "https://www.bl.uk/russian-revolution/glossary#Bolshevism"> Большевистские цифры.
Среди них была и Надежда Крупская. Неутомимая защитница женских интересов и проблем образования, Крупская вышла замуж за Ленина в 1898 году и занимала видные должности в партии большевиков. вплоть до ее смерти в 1939 году.
С середины XIX века российские интеллектуалы, такие как анархист Петр Кропоткин, начали интересоваться «женским вопросом». Эти интеллектуалы, в основном мужчины и несколько дворянок, обсуждаемых в салонах и прессе по вопросу о правовом и социальном статусе женщин и их роли в семье.
Кампания за избирательное право и равенство женщин в России набирала обороты во время и после Революция 1905 года . Более радикальные группы, такие как Создан Российский союз за равенство женщин и журналы, посвященные «женскому вопросу».
Большевики & nbsp; революционеры критически относились к тому, что они считали «буржуазными» женскими группами, которые мы в основном руководят женщины из привилегированных семей. Они утверждали, что эти «буржуазные» женщины не понимают потребностей рабочих и крестьянок и что женское движение угроза солидарности рабочего класса.
В недавно учрежденный Женский день в 1914 году группа женщин-большевиков, в том числе Конкордия Самойлова, Надежда Крупская и Инесса Арманд, опубликовали первый русский социалистический женский журнал & nbsp; Работница & nbsp; (Женщина-работница). Однако журнал старался дистанцироваться от феминистских проблем. Работница перестала вышло всего семь номеров, но в 1917 году было возрождено и стало одним из главных большевистских изданий. & nbsp;
Альбом вырезок из прессы об эмансипации женщин в России, собранный и аннотированный князем П.А. Кропоткин
После Февральской революции борьба за Женский избирательное право увеличилось в соответствии с общим призывом к осуществлению демократических реформ. Наряду с образованными женщинами из интеллигенции, работницы и крестьяне также призвал к праву голоса.
В марте 1917 года в Петрограде прошла крупнейшая в истории России женская демонстрация. Возглавляет Поликсена Шишкина-Иавейн, президент Лиги равных прав женщин и первой в России женщины-гинеколога и революционерки Веры Фигнер, в марше приняли участие до 40 000 женщин.
В июле 1917 года женщинам старше 20 лет было предоставлено право голосовать и занимать государственные должности. Первая возможность реализовать свое недавно завоеванное право была на выборах в депутаты. Собрание в ноябре 1917 года. Во многих областях, например в Ярославле, явка женщин превышала мужскую.
Историки в целом согласны с тем, что Февральская революция началась в Петроград в Международный женский день, 23 февраля (по старому стилю: 8 марта) 1917 года, когда тысячи женщин из разных слоев общества вышли на улицы, требуя хлеба, и увеличились пайки для солдатских семей. Однако существует разногласие относительно того, были ли демонстрации под руководством женщин спонтанными или они были результатом сознательных политических действий. действие. Первая точка зрения склонна преуменьшать роль женщин в революции, изображая их импульсивными и политически отсталыми.
Демонстрация в честь женского дня часто рассматривается как главный (и даже единственный) пример участия женщин в революции. Тем не менее, как показывают исследования, такие как Джейн Макдермид и Анна В книге Хилляра & nbsp; Акушерки революции: женщины-большевики и работницы в 1917 году показано, что на протяжении 1917 года женщины-активистки и работницы играли решающую роль. В месяцы, предшествовавшие Октябрьской революции , для пример, Женщины из рабочего класса и большевистские активисты устроили ряд забастовок и демонстраций в знак протеста против продолжения войны и плохих условий труда.
Во время Октябрьской революции женщины-солдаты помогали защищать Зимний дворец против большевиков. Женские батальоны были созданы ранее в 1917 году с санкции лидера партии Александра Керенского. href = "https://www.bl.uk/russian-revolution/glossary#Provisional Government"> Временное правительство , чтобы сражаться в Первой мировой войне и заставлять людей вступать в армию. Первый, и самый известный из этих батальонов, «Женский батальон смерти», был создан и возглавлен Марией Бочкаревой, необразованной крестьянкой из Сибири.
Фотография Марии Бочкаревой, основательницы и лидера женского батальона смерти
Участие женщин в боевых действиях продолжалось с обеих сторон во время гражданских войн в России. Тем не мение, в то время как до 80 000 женщин, по оценкам, служили в красных силах, большинство служили на вспомогательных должностях в качестве врачей, медсестер, телефонисток и клерков.
Тем не менее, некоторые женщины действительно сражались за Красную армию в боевых ролях и даже занимали командные должности. . Один такой Примером может служить Розалия Самойловна Землячка, старший военный комиссар Южного и Северного фронтов, которую британская оппозиция прозвала «Кровавой Розой».
Помимо участия в боевых действиях, небольшое, но значительное количество женщин-большевиков были назначены политработниками, в задачу которых входило инструктировать солдат Красной Армии политика.
Хотя женщины также воевали в белых армиях , их число было значительно меньше, а белые - не вербовать женщин на боевые роли.
Хотя женщины разных национальностей и происхождения задокументировали свой опыт и впечатления от революции и гражданские войны , их отчеты часто игнорируются или игнорируются. Среди них есть свидетельства обычных женщин. которые дают увлекательное и важное представление о жизни в этот период.
Одним из таких «обычных» аккаунтов является дневник молодой русской девушки по имени Нелли Пташкиной.
Женщины-журналисты также записывали события для российских и международных газет. Среди них были:
Первые годы правления большевиков существенно изменили жизнь многих женщин. Александра Коллонтай, как нарком социальной защиты и первая женщина в Большевистское правительство сыграло важную роль в улучшении прав женщин. Она много писала о «женском вопросе» до революции и выступала за сексуальные освобождение.
Фотография российской революционерки и феминистки Александры Коллонтай
Семейный кодекс 1918 года предоставил женщинам равный статус с мужчинами, предоставил незаконнорожденным детям такие же законные права, как и законные, светский брак и разрешил парам при вступлении в брак возьмите имя мужа или жены. Развод стал легко достижимым, аборты были легализованы в 1920 году, а коммунальные услуги по уходу за детьми и домашние дела были введены с целью избавить женщин от домашних забот.
В 1919 году было создано Женское бюро ( Женотдел ). Первоначально возглавляемый Александрой Коллонтай, Инессой Арманд и Надеждой Крупской, его целью было распространение пропаганда среди женщин рабочего класса и попытка вовлечь их в общественную жизнь и революционный процесс.
«Женотдел» также стремилась способствовать повышению грамотности и образования женщин в Центральной Азии. В отсутствие значительного пролетариата в Средней Азии Советы надеялись, что мусульмане женщины как наиболее угнетенная группа в патриархальной структуре региона могут стать проводниками социальных изменений.
Мусульманским женщинам как проводникам революции была поставлена задача нести социалистические ценности в традиционное докапиталистическое общество. Их попытки нацелить на женщин в регионе в основном были встретил сопротивление - отчасти из-за истории российской колонизации региона - и способствовал росту антисоветских настроений.
На этом плакате на татарском языке мусульманка изображена как агент революции
Однако реформы, направленные на улучшение жизни женщин, длились недолго. К середине - концу 1920-х гг. Отношение к семейной политике как в обществе, так и в партии стало более выраженным консервативный. В 1930-е годы Сталин отменил многие права, предоставленные женщинам и семьям Семейным кодексом 1918 года. Аборт был запрещен, развод стал чрезвычайно трудным. получить, и закон о правах внебрачных детей был отменен.
Сталин также закрыл Женотдел (Женское бюро партии) в 1930 году на том основании, что эмансипация женщин была достигнута в Советский Союз , и поэтому департамент больше не нужен. Несмотря на при этом за всю историю Советского Союза женщины составляли (в среднем) только 3–4% в Центральном комитете партии.
Раннее коммунистическое видение равенства и свободы женщин - когда женщины могли работать в любой профессии, а общественные учреждения брали на себя ответственность за воспитание детей и ведение домашнего хозяйства - никогда полностью не реализовывались. Когда в 1930-х годах акцент сместился обратно на традиционную семейную ячейку, женщины столкнулись с двойным бременем совмещение домашних обязанностей с (часто напряженной) работой на полную ставку.
Анна Хиллар и Джейн Макдермид, Революционные & nbsp; женщины & nbsp; в & nbsp; России, 1870–1917: исследование & nbsp; в & nbsp; коллективной биографии (Манчестер; Нью-Йорк, 2000)
Барбара Альперн & nbsp; Энгель, Женщины в России, 1700 - 2000 (Кембридж; Нью-Йорк, 2004)
Элизабет А. & nbsp; Вуд, Баба и товарищ: гендер и политика в революционной России (Блумингтон, 1997)
Джейн МакДермид и Анна Хилляр, Акушерки революции: женщины-большевики и работницы в 1917 году (Лондон, 1999)
Лори Стофф, Они сражались за Родину: женщины-солдаты России в Первой мировой войне и революции (Лоуренс, Кан, 2006 г.)
Ричард Стайтс, Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930 гг. & nbsp; (Принстон, штат Нью-Джерси; Оксфорд, 1991)
Рошель Голдберг Рутшильд, Равенство & nbsp; и & nbsp; Революция: & nbsp; Права женщин & nbsp; в Российской Империи, 1905–1917 гг. (Питтсбург, Пенсильвания, 2010)
Вильма Рул и Норма С. Нунан, редакторы, Русские женщины в политике и обществе (Вестпорт, Коннектикут; Лондон, 1996 г.)