Магриб
Магриб в viii-xi веках
. РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА МАГРИБА В viii-xi ВЕКАХ
Социально-экономические процессы раннего арабского средневековья, характеризовавшегося интенсивным взаимодействием и синтезом разных этносов, хозяйственных систем, историко-культурных обычаев, представляют значимый энтузиазм для исследования генезиса и типологии феодализма на Востоке. Соответствующий материал, в крайние годы ставший предметом многостороннего разбора на образце государств Ближнего Востока, в том числе Египта, в еще наименьшей ступени изобретен применительно к Магрибу как в работах русских востоковедов{1}, так и в исследованиях зарубежной марксистской историографии{2}.
При исследовании данной темы нами применены местные хроники, труды законоведов, географические сочинения арабских экспертов и путников ix - xi вв. {3}, а втомжедухе " Книга о природе общественной жизни ", входящая в трактат " Пролегомены "( вступления к летописи мусульманских народов) Ибн Хальдуна ал-Магриби{4}.
В пределах средневекового Магриба находилась главная дробь местности современного Марокко, внесахарского Алжира и Туниса, а втомжедухе Триполитания. В географической литературе той эры этот регион делился на три области: Ифрикия( былая римская периферия Африка, сделанная на месте Карфагена), Магриб " ал-Аусат " - срединная государство, лежавшая меж Кабильскими горами и р. Мулуя, и Магриб " ал-Акса ", т. е. Дальний, или Крайний, Запад{5}. Подавляющая толпа обитателей западных окраин Северной Африки состояла из берберов, до арабского покорения долею принявших иудаизм или христианство. В Ифрикии очень значимой была полоска греков и латинян - " руми ", по терминологии арабских источников, и " афарик " - романизованных берберов. Наряду с греческим и латынью тут обширно употреблялся и схожий арабскому древнесемитский пунийский язык, который и раньше являлся средством общения не лишь простонародья, но и знати{6}, чем во многом объясняется наиболее глубочайшая - по сравнению со Средним и Дальним Магрибом - и стремительная арабизация народонаселения Ифрикии, о чем свидетельствуют уже письменные монументы и данные эпиграфики viii - ix веков.
Арабские покорения, начавшиеся во 2-ой трети vii в., привели к творению огромной империи, простиравшейся от Атлантики до пределов Китая и включавшей местности, очень неоднородные как по составу народонаселения, так и по историческим обычаям. Локальное обилие соц форм усиливалось по мерке распада мусульманской империи и развития на завоеванных арабами землях самостоятельных стран. Будучи во многом однотипными( с точки зрения определявшихся исламом официальной идеологии, политической культуры, соц норм), новейшие муниципальные образования имели, но, любое свои индивидуальности в социально-экономическом развитии, обусловленные в первую очередность исходными действиями феодализации, начавшимися еще до арабских завоеваний.
Если сложившийся на Востоке во 2-ой половине viii в. Багдадский халифат Аббасидов был, по понятию почтивсех историков, типичным воссозданием - в новейшей кожице - муниципального строения персидского королевства Сасанидов, то присредиземноморские страны арабского решетка во многом восприняли позднеантичную( византийскую) традицию аграрного устройства, муниципальный жизни и т. д. Кроме такого, в Магрибе наблюдалось сочетание действий, данных трансформациями позднеантичного сообщества, и зарождения системы отношений феодального типа на складе раннеклассовых структур, конкретно восходивших к родовому строю берберских племен, деление которого - по последней мерке вне зоны римской колонизации - ускорилось конкретно после арабо-мусульманских завоеваний, территориально расширивших ближнюю и дальнюю периферию средиземноморского центра{7}. Определенные индивидуальности имело и само покорение Магриба арабами, а втомжедухе те пути и формы, в которых распространялась идеология ислама в разных областях Северной Африки.
Формирование социально-экономических отношений в Магрибе раннего средневековья было во многом продолжением веяний, наметившихся с границы iv - v веков. Речь идет о зарождении феодальных отношений в критериях покорения Римской Африки германцами-вандалами и в период византийской реставрации. При этом условная живучесть классической земледельческой общины-города{8}, а втомжедухе улучшение вольного крестьянского хозяйства в Вандальском царстве( 439 - 534 гг.) {9} придавали исходным действиям феодализации локальную специфику.
Вместе с тем предпосылки генезиса феодализма в регионе не были однородными. Если в Ифрикии задолго до арабского покорения шло деление древних форм принадлежности, то в западных областях Магриба, в доисламскую эру испытавших только опосредствованное воздействие финикийской и греко-римской цивилизации, значимая дробь народонаселения оставалась на стадии родового строя или перехода к раннеклассовым структурам.( Не исполняя широкой аграрной колонизации, римляне имели на Атлантическом побережье лишь цитадели и приморские фактории, дробь которых была покинута армией и состоятельными горожанами еще в iii в. н. э.) Формой первичной государственности берберов были племенные княжения, времяотвремени перераставшие в большие племенные союзы, описанные античными создателями как королевства главарей агеллидов. Некоторые зачаточные формы страны, бывшие до арабского покорения, развивались и самостоятельно от римского воздействия: кпримеру, эмират берберов бергвата, впервыйраз упомянутый в мусульманских хрониках в связи с приглашением " на престол " выходца из Испании Тарифа{10}.
Завоевание Магриба Арабским халифатом началось после такого, как к нему были присоединены Египет и Киренаика( 640 - 642 гг.), и одолжило более чем полстолетия. Сражение при Суфетуле( сейчас Сбейтле) с византийской армией в 647 г. было первой, но далековато не совершенной победой арабов. За ним последовали еще два их похода, положившие конец существованию византийского экзархата, недавно до описываемых событий отделившегося от Константинополя, и серия томных столкновений с берберскими главарями. Она закончилась решающей боем с племенным ополчением, возглавленным царицей Ореса Кахиной, объединившей и противопоставившей арабам силы кочевников Нумидии. Разгром войска Кахины( 703 г.) открыл завоевателям вероятность стремительного продвижения на запад. Основанный еще в 670 г. арабским полководцем Сиди Окбой первый мусульманский град на земле Магриба - Кайруан стал столицей большого западного наместничества, управляемого от имени Омейядов, и центром распространения ислама в Северной Африке.
User posted image
Кайруан
В родное время в востоковедной литературе сформировалось понятие об арабском покорении как экспансии номадов, их передвижения, фактор которой одни спецы усматривали в особенно яростном фанатизме кочевников- неофитов, вставших под знамя ислама, остальные связывали с предположительным изменением погодных критерий на Аравийском п-ове и его перенаселением, появившимся в эру Мухаммеда. Однако накопленные наукой факты молвят о том, что арабское покорение vii в., желая в него и были вовлечены силы аравийских бедуинов, не сопровождалось распространением на новейших территориях кочевого вида жизни{11}. Что касается Магриба, то, по имеющимся оценкам, выходцы с Востока за vii - x вв. составили максимум 100 - 150 тыс. человек, приэтом приток новейших обитателей устремлялся вбольшейстепени в городка. Более такого, в результате арабского покорения местные скотоводческие племена были обязаны бросить некие оккупированные ими в vi - начале vii в. местности Атласской области, раньше освоенные земледельцами, и отойти в пустыню{12}.
Информация географической литературы - как и подлинный материал, иллюстрирующий абстрактные размышления создателя " Пролегоменов ", - свидетельствуют о том, что развитие раннефеодальной государственности в Северной Африке происходило на фоне заметного роста производительных сил, " расширения потенций сообщества "( ежели употребить терминологию Ибн Хальдуна) {13}. Этот период характеризуют напряженное формирование земледелия, вособенности поливного и плантационного хозяйства, возникновение новейших отраслей ремесла, большие градообразовательные процессы, продолжение сферы товарно-денежных отношений. В регионе складывался наиболее образованный, чем в древности, межобластной товарообмен, чему содействовали диверсификация и поднятие продуктивности сельского хозяйства, вступление ряда новейших технических культур.
Оливководство, имевшее древнейшую традицию в Ифрикии( в Римской империи эта периферия являлась большим экспортером масла), получало обширное распределение и в западных районах. Наряду с издавна популярными злаками - жесткой пшеницей и ячменем, - в Северной Африке стали возделываться занесенные с Востока рис, сладкий тростник, индиго и остальные красящие растения. Описывая плантации тростникового сахара в равнине Сус( Марокко), Ал-Бекри подмечал его Обилие и редкостную дешевизну: " За четверть дирхема разрешено купить так немало, что человеку тяжело приподнять " {14}. В источниках часто упоминаются посевы льна, а из хроники Ибн Изари явствует, что новейший град Басру так и звали " льняная "( Басра ал-Кеттана); в водоемах рек Себу, Луккос и на севере Ифрикии формировались плантации хлопчатника. Усовершенствуются способы агротехники. Судя по всему, имело пространство крупномасштабное усвоение земель, творение зон искусственной ирригации, с чем связана закладка почтивсех городов на западе и в южных областях Магриба.
Вторая половина viii и правило ix в. - период постепенного отделения североафриканских областей от халифата и развития самостоятельных стран. Политические формы раннесредневековых муниципальных образований Магриба представлены 2-мя моделями, или типами: большая централизованная монархия, опиравшаяся на чиновничество и армию( Ифрикия), и города-государства в западной доли региона. В развитии крайних необыкновенную роль игралась " дальняя торговля ", связывавшая городские ремесленные изготовления и товарное земледелие урбанизованной зоны с наружным рынком.
Ифрикийское правительство, выделившееся из состава халифата в 800 г., было - как потом Египет при Тулунидах и саманидский Иран - отложившимся наместничеством. Представители новейшей династии( прародитель - Ибрахим ал-Аглаб, раньше мэр в Забе) стали независимыми правителями, не порывавшими, но, символической связи с Багдадом, что выражалось в нерегулярной высылке дани и упоминании имени Аббасидского халифа в хутбе, пятничной мольбе( по имеющимся сведениям, Ибрахим, получив наместничество совместно с титулом эмира от Гаруна ар-Рашида, обязался записывать в казну халифа 800 тыс. серебряных дирхемов{15}, против 13 млн., выплачивавшихся в конце viii в. {16}, но и эта сумма в полном объеме высылалась, возможно, лишь в первые годы его правления).
Хотя рубежи владений Аглабидов не были официально поставлены, габариты местности эмирата примерно популярны - его рубежа практически совпадали с проконсульской периферией пор Цезаря.
User posted image
Дирхем Ибрахима аль-Аглаба
На западе эмиры воспользовались для охраны собственных земель старыми византийскими крепостями, какие, образуя цепь по полосы Ходна - Заб, противостояли Оресу, а севернее, в районе Аннабы( бывш. Гиппо-Региус), предостерегали набеги со стороны Кабилии. Южная грань проходила чрез Джерид, оазисную страну, которую раннесредневековые создатели традиционно именовали Кастилией.
Административное управление эмирата Аглабидов строилось по образчикам, существовавшим в халифате. Здесь сложилась та же чиновная иерархия - визирь, мажордом замка( хаджиб), шеф почт( сахибу-ль-барид); потом шли второстепенные чины ранга секретарей( куттаб), возглавлявшие подразделения налогового ведомства. Основой военной организации была постоянная проф войско( джунд). Она состояла вбольшейстепени из персов-хорасанцев, приглашенных Ибрахимом ал-Аглабом, но включала и старые арабские соединения. Солдаты получали валютное содержание из казны и наделялись земляными участками{17}.
Аглабиды водили постоянную борьбу за администрация с представителями собственного рода рыцарского сословия, образовавшегося из среды командиров полков, можетбыть, и администраторов в солдатских поселениях, носивших тот же титул, что и монарх. Лишь к концу ix в. Ибрахиму ii, фигура которого на страницах хроник стает в зловещем отблеске кровавых расправ и казней, получилось практически убить эту самостоятельную прослойку " аристократов "( можетбыть, в чем-то сходную с византийской военной знатью тех же пор). В стране неодинраз происходили втомжедухе восстания мещан, нередко вступавших в коалицию с " эмирами джунда ". Они были вызваны доэтого только рвением Аглабидов ужесточить налоги, в том числе на ввоз продуктов и торговые сделки в городах{18}, распространить поземельный налог на мусульман. Городские мятежи - соответствующая царапина летописи Ифрикии ix - x веков. Только г. Тунис, по сведениям Ал-Бекри, поднимал восстания 20 раз{19}.
Ифрикия была земледельческой государством, народонаселение которой жило в городках и больших селах. Арабские создатели ix в., оставившие отображение данной страны, в том числе известный Ал-Йакуби, формируют картину ее экономического процветания. Путешественника, попадавшего сюда с востока, встречал непрерывной лес оливковых деревьев, тянувшийся от Сфакса по всему побережью а в глубь страны - до Кайруана. Плантации поставляли продукцию многочисленным маслодельням. Географ аш-Шихари, разговаривая о восточном побережье Ифрикии, изумляется тому, что " в Сахеле большое оченьмного олив и виноградной лозы, а деревни соприкасаются одна с иной " {20}. Центральные и в индивидуальности северные районы( Беджа) описаны как большие производители зерна. Фруктовые сады широким поясом окружали городка, имелись внутри городских стенок и укреплений. Только на последнем западе эмирата, в старых нумидийских областях, встречались безлюдные районы, где берберские племена водили скотоводческое хозяйство с подсобным пашенным земледелием и обитали в удаленных друг от друга деревнях.
Кайруан служил принципиальным перевалочным пт в торговле семенем и оливковым маслом. Через оазисы Джерида туда поступали продукты из предсахарских областей и из дальнего Судана, в том числе милый песок, слоновая кость, вконцеконцов, рабы, которых вывозили на Восток, в Александрию, или употребляли в семейном услужении. На местности страны разрабатывались месторождения железа, свинца и серебра. Среди городских ремесел географы особенно выделяли ткачество и ковроделие. Видимо, приподнято было развито оружейное дело: бойцы джунда сражались в стальных шлемах, закованные в латы. Армия имела осадные машинки. В городках Тунис и Сус действовали огромные судоверфи. Первая из них была создана еще при наместниках Омейядов, для что( ежели верить Ал-Бекри) из Египта вывезли тыщу коптов, знавших корабельное дело. Флот Аглабидов в ix в. был одним из сильнейших на Средиземном море, удачно развивал пришествие на византийскую Сицилию, нападал городка Южной Италии и неодинраз одерживал впечатляющие победы над греческими эскадрами.
В Сахеле деятельно велось фортификационное стройку. Даже над небольшими поселениями росли цитадели и боевые монастыри( рибаты), образуя непрерывную линию защиты вдоль береговой полосы. С пришествием ночи зажженные в Сусе на дозорной вышке рибата сигнальные огни перекликались с огнями рибатов Монастира, Херглы, Лемты, Сканеса, Сиди-Двиба. По примерной оценке( методом сравнения средневековых нарративных источников и отдельных реконструкций археологов) {21}, удельный вес обитателей более значимых городов Ифрикии, основных административных, стратегических и торговых центров сочинял на рубеже ix - x вв. возле 20% только народонаселения( в Кайруане насчитывалось до 40 тыс. обитателей). Города владели ограниченной автономией, заметную роль в их внутренней жизни игрались советы " огромных людей "( риджаль кибар).
Этот район Магриба притягивал больший приток выходцев с Востока. Ал-Йакуби, современник эмира Ибрахима ii, посетив Ифрикию, писал, что в Кайруане разрешено созидать пеструю смесь людей: курейшитов и представителей остальных арабских племен, посреди них народа из рода Мудара и Рабиа( эпонимы племен Северной Аравии), из рода Кахтана( т. е. йеменитов), а втомжедухе неарабов( аджам) - хорасанцев джунда, " уроженцев берберской страны, руми и схожих им " {22}.
Приход к власти Фатимидов( 909 г.) был связан с исмаилитским ходом - одной из водящих шиитских сект{23}. Основатель династии имам Убейдаллах, именовавшийся втомжедухе махди( мессией), в период " сокрытия "( секретной деятельности) находился в Сирии. Но его посланцы просочились в Северную Африку, где смогли направить в свою веру племена кутама в Малой Кабилии, какие, живя в глухих местах, номинально подчинялись Аглабидам, но были свободны от налогов и повинностей. Отсюда, из Кабилии, с высоте Икджан, где была создана боевая основа Фатимидов, шииты начали свои первые быстрые покорения, итогом которых появилось совершенное повиновение Ифрикии и Сицилии. Основанный на небольшом полуострове севернее Суса город-крепость Махдия стал резиденцией новейших правителей страны, объявивших себя халифами.
User posted image
Монета Убейдаллаха
Еще при Убейдаллахе начались пробы вторжения в Египет. Фатимиды завладели Барку, установили сюзеренитет над некими районами Центрального и Западного Магриба. Направление их боевых компаний очевидно определялось рвением определить контроль над важными торговыми способами, что повлекло за собой вмешательство испанских Омейядов, очень заинтересованных в африканской торговле. Реально Фатимидам получилось подчинить себе только северную полосу средиземноморского побережья вплоть до Танжера, желая и тут оставались независимые от них городка и местности.
По собственному внутреннему устройству правительство Фатешидов воспроизводило административно-военную компанию Аглабидав, но при этом усилились веяния к бюрократической централизации. Был сотворен наиболее громоздкий и разветвленный установка фиска. Однако вероучение исмаилитов, обожествлявших правителя - халифа, не лишь не нашло малость бессчетных адептов, но и встретило функциональное сопротивление в Северной Африке. Основная толпа народонаселения отказалась взять шиизм. Поэтому возмущение народонаселения твердой налоговой политикой правительства часто воспринимало форму религиозного протеста. Тайными источниками брожения и оппозиции суннитов становились стародавние монастыри-рибаты Ифрикии. Более 2-ух десятковлет длилось, захватывая все новейшие области, возмущение под флагом нуккаризма( последнее движение посреди хариджитов) {24}, возглавленное " человеком на ослике ", шейхом Абу Язидом. В 40-х годах x в. ему получилось просочиться из алжирских районов в Ифрикию, брать городка Кайруан и Тунис и определить под опасность администрация Фатимидов в Магрибе. Фес и остальные города-государства на севере Марокко только периодически признавали зависимость от Фатимидов, то ориентируясь на Кордову, то стараясь вернуть свою независимость. Фатимидскому полководцу Джаухару в конце 50-х годов x в. довелось свершить вторичный поход на Дальний Магриб, чтоб закрепить там пошатнувшуюся администрация отпрысков махди.
Однако скоро после такого, как Фатимиды, завоевав Египет( 969 г.), перенесли свою столицу в Каир, оказавшиеся в удалении от центра западные области шиитского халифата отложились. Ифрикийские наместники Зириды, получившие эту провинцию в 972 г., закончили опознавать сюзеренитет Каира и правили как независимые судари в границах областей, раньше составлявших эмират Аглабидов( истина, имя фатимидского халифа закончили затрагивать в мечетях, что обозначало официальный разрыв, лишь в 1048 г.).
Что касается публичных отношений, то в Ифрикии они развивались в этот период на складе синтеза социально-правовых норм халифата( " багдадское " воздействие) и обычаев позднеантичного сообщества, воздействие которых открывается доэтого только при исследовании форм муниципальный жизни и структуры поземельных отношений. Для начального шага летописи страны было типично параллельное наличие государственно-феодальной эксплуатации, объектом которой были большие круги земледельческого народонаселения с наделами на правах мулька( в мнении мусульманских законоведов - абсолютная, вольно отчуждаемая собственность) и отношений зависимости, строившихся на базе частнофеодального землевладения. Однако большое хозяйство феодалов играло второстепенную роль и, как нам представляется, к рубежу ix - x вв. в главном утратило родное смысл.
В Ифрикии меры по регламентации налоговой системы и постановлению землей, отошедшей в выгоду мусульманской общины, были предприняты еще в начале viii в. наместником Омейядов Хасаном Ибн ан-Нуманом( 692 - 705 гг.). При нем, как докладывает Ибн Абд ал-Хакам( ум. в 871 г.), был установлен налог - харадж, обязательный для неарабов: " И возложил он харадж на аджам Ифрикии " {25}. Затем создатель прибавляет: " И на тех, кто остался с ними совместно в христианской вере из берберов ". Это дозволяет мыслить, что в Ифрикии, как и в неких восточных областях халифата, новообращенные мусульмане первое время были свободны от хараджа и выплачивали лишь десятину - ушр.
Особенностью Ифрикии в эру раннего средневековья было неимение малость значимой прослойки феодалов местного происхождения, схожих большим землевладельцам Сирии или иранским дикханам, сохранявшим воздействие и после мусульманских завоевании{26}( т. е. бесчеловечный класс этнически обновился). В ходе покорения Восточного Магриба крупная дробь византийской аристократии погибла в схватках, бегала в Сицилию и в остальные области, остававшиеся под властью Константинополя. Местные обитатели из числа берберов и афарик, а втомжедухе руми, оставшиеся в стране, были маленькими крестьянами или владельцами средней руки, чьи права на землю утверждались с условием выплаты хараджа в выгоду страны.
Еще при Ибн ан-Нумане формировались провинциальные диваны( канцелярии), ведавшие сбором налога. Вместе с тем в руках наместников сосредоточивался домениальный фонд. Есть сведения, что сподвижникам первых завоевателей Магриба Мусы ибн Нусейра, Окбы ибн Нафи и командирам джунда выделялись большие имения из числа земель, конфискованных у церкви, романской знати или принадлежавших раньше конкретно византийскому правительству.
В постановлении историков имеется основным образом агиографическая беллетристика ix в. и трактаты законоведов - косвенные источники, какие разрешают только отчасти ремонтировать картину общественной жизни Ифрикии такого времени. В бессчетных биографиях узнаваемых людей, живших в эру Аглабидов и снискавших славу своими " богоугодными действиями ", имеются свидетельства такого, что в стране часто встречались хозяева богатейших личных имений. Автор жития некоего Абдаллаха Мухаммеда ибн Масрука докладывает, что его отец был одним из соратников завоевателя Мусы ибн Нусейра и обладал на дороге, водящей к Сусу, деревней, которая и получила заглавие Аль-Масрукин. Другой узнаваемый собственным " богоугодным " образом жизни человек - Али ибн Аслам, которому приписывают стройку великий мечети в Сфаксе, был хозяином большого состояния и бессчетных " маназиль "( поместий или поселений?), таковых, как Джебениана, а втомжедухе владельцем нескольких домов-крепостей( риба) {27}.
Представляют энтузиазм и сведения, какие проскальзывают в хрониках, излагающих действия бунта, поднятого в 824 г. при помощи народонаселения г. Туниса одним из предводителей джунда Мансуром ал-Джушайни, наиболее популярным под именованием Ал-Тунбузи. В тексте Ибн ал-Аббара( подлинник опубликован М. Тальби) направляет на себя интерес упоминание селений и находившегося в селе Тунбуза замка, можетбыть, цитадели( каср), принадлежавших Ал-Джушайни{28}.
По всей очевидности, почтивсе поместья арабской военной макушки были отобраны казной во время мятежей джунда, неодинраз потрясавших правительство Аглабидов, потом они могли скрыться при замене власти и воцарении новейших династий. Характерно, что в источниках первой пятидесятипроцентов xi в. упоминания о больших личных имениях уже видятся изредка: практически во всех вариантах стиль идет о собственной принадлежности эмиров - " султанских землях ", занятых плантациями плодовых деревьев и обрабатывавшихся местным популяцией на критериях договора - " мугараса ".
Арендные дела в то время получили существенное формирование, но договоры, сообразно которым порция арендатора колебалась от 1/ 5 до 1/ 2 урожая, носили кратковременный нрав, почаще содержались только на год{29}. Многолетний же контракт, " мугараса ", очень известный в Ифрикии, подразумевал легальное правомочие владельца и труженика, который обязуется засадить участок плодовыми деревьями, взрастить их, после что земля в принципе распределяется на одинаковые части.
Эмиры из дома Аглабидов сохранили налоговую систему, сформировавшуюся при их предшественниках. Нововведением, но, был перевод хараджа в валютную форму, определение жесткой величины налога и распределение его на все районы страны. При этом в хрониках видятся противоречивые свидетельства: что продуктовый налог-десятина был отличен, подключен в новейший харадж, и иное - что он продолжал взыскиваться особенно, но в деньгах. В хрониках Ибн Изари и Ибн ал-Атира, истина, составленных в xiii в., имеется в главном одновременный и довольно детальный рассказ об этом событии{30}. Он объединяется к последующему: Абу-ль-Аббас( 812 - 817 гг.), 2-ой эмир династии Аглабидов, установил единственный годичный налог в размере 18 динаров с феддана( Ибн ал-Атир) или 8 динаров( Ибн Изари) - самостоятельно от урожая{31}. Эта вручить, строчит Ибн ал-Атир, тягостным ярмом легла на плечи людей страны, какие пожаловались и сетовали. Попытки убедить эмира аннулировать родное приказ, сопровождавшееся предсказаниями, что его ожидает недобрая известность, возмездие в другом мире, ничто не отдали. Хронисты пишут, что аллах покарал Абу-ль-Аббаса и тот водинмомент погиб.
Однако ни сменивший Абу-ль-Аббаса на троне Зиядет Аллах i, ни кто-нибудь другой из Аглабидов и не помышляли об отмене валютного поземельного налога. Были введены втомжедухе налоги на торговые сделки и подвоз в городка( мукус), особенные выплаты поставлены за использование выгонами и пастбищами( марай). Еще наиболее бессчетные и дробные налоги, в том числе на торговые и ремесленные виды деятельности, были введены Фатимидами, желая в период борьбы за предложение собственной власти шииты кое-где подчеркнуто ворачивались к взиманию только обусловленных Кораном " легальных " налогов.
Ибн Изари ведает, как действовал Абу Абдаллах, помощник махди, завладев Белезму и Тобну, пограничные городка Аглабидов в Забе( 905 г.). В Тобне находился управитель периферии, собиравший налоги " на имя эмира "( Зиядета Аллаха iii). Абу Абдаллах вызвал к себе всех городских чиновников, занимавшихся сбором налогов, и они представили приобретенные суммы. На вопрос, откуда средства, один из чиновников ответил: " Это с десятины ". Но Абу Абдаллах произнес, что десятину не взыскивают в деньгах, и отдалприказ возвратить их популяции. Другой сборщик налогов дал ему золотые монеты, объяснив, что это джизья за минувший год с христиан и иудеев. Абу Абдаллах вспомнил, что, по Корану, джизью доверяет взыскивать серебром. Но бюрократ заверил, что поменял дирхемы на динары, и тогда Абу Абдаллах признал этот налог безошибочным. Третий бюрократ представил средства, собранные в счет хараджа. Их Абу Абдаллах счел взятыми неправедно, " ибо харадж не обязан укладываться на мусульман ", и отдалприказ возвратить популяции. Затем последовало такое же разбирательство с податью " садака "( со скота). Абу Абдаллах утих, только услыхав, что налог обратился в средства методом реализации стада сборщиком налогов{32}. Этот эпизод дает понятие о том, как исполнялся сбор податей в Ифрикии в начале x в., и подкрепляет тот факт, что централизованная рента-налог имела валютную форму и даже в отдаленных провинциях взималась в монете.
У Ибн Хаукаля имеется сведения( точность которых создатель ручается ссылкой на достоверные источники) о совокупной сумме всех налогов, поступавших в казну Фатимидов в середине x в., т. е. в период, когда этот купец-географ совершал свои странствия по странам Северной Африки и Андалусии: " В 336( 947) г. я слышал от Абу-ль-Хасана, а он был головой ведомства казны в Магрибе, что заработок со всех районов и провинций складывался из хараджа, десятины, даней, подушной подати-джизьи, плат за выпас, дорожных пошлин, сбора с ввоза продуктов из Рума( Византии. - М. В.) и из Андалусии, какие взимаются в портах, а втомжедухе сборов с вывоза продуктов из Кайруана в Египет, плюс порция с дирхемов, что поступают из Египта, переведенная в цену золота. Все это оценивалось в 700 - 800 тыс. динаров. И по своим словам его( Абу-ль- Хасана. - М. В.), величина мог быть вдвое более, ежели бы проявлялось более строгости. То же наиболее и практически в тех же словах я слышал от Зиядета Аллаха Абу Насра в 360( 971) г., а он знал на собственном эксперименте, так как был основным сборщиком хараджа Ифрикии и только Магриба " {33}.
Судя по документам x - xi вв., главная толпа налогов, которыми облагались земля, постройки и каждого рода недвижимость, поступала конкретно в казну. Сбор хараджа и десятины-ушр производился представлявшими центральную администрацию чиновниками с народонаселения такого или другого района( села, оазиса) совокупно, и расклад налогов вступал, как правило, в компетенцию общины.
В арабских странах в определенные периоды( кпримеру, в домамлюкском Египте) проявлялась желание к развитию частнофеодального землевладения на базе откупов. Отдельные факты, свидетельствующие о существовании схожей практики, закреплены и в Магрибе. Например, в одном из документов каирской Генизы{34}, какие представляют собой бизнес переписку торговцев, стиль идет о некоем ифрикиийском торговце, собиравшем налог с оливководов в районе Сфакса{35}.( Этот акт относится к первой половине xi в.) Кроме такого, в Ифрикии еще с эры Аглабидов были популярны откупщики " городских налогов ", таковых, как коммерческая пошлина рынка( мукус алъ-асвак) {36}. Но, вероятно, в больших масштабах передача поземельного налога на откуп не применялась. Ибн Хаукаль категорично заявляет, что откупов в Магрибе не было{37}.
Иным был тип развития экономики, раннефеодальной государственности и социокультурной среды в западных областях Магриба. Наиболее обычной формой муниципальных образований для данных районов, соответственных географически современному Марокко и северо-западному Алжиру( Оранской области), были города-государства.( Во 2-ой половине xi в. они были завоеваны государством Альморавидов, сложившимся на торговых маршрутах в Сахаре, а потом - религиозной общиной Альмохадов.) Эксплуатация конкретных производителей, как и в Ифрикии, исполнялась основным образом методом взимания централизованного налога-ренты, в том числе поземельного налога, распространявшегося на членов городских общин. С соседними племенами, населявшими достаточно необъятные местности, разделявшие меж собой эти страны, устанавливались союзнические, а времяотвремени и даннические дела.
Западные области Северной Африки вышли из-под контроля кайруанских наместников после восстания берберов, вспыхнувшего в крайние годы существования халифата Омейядов под лозунгом хариджизма. Из средневековых хроник понятно, что предлогом к восстанию были притеснения наместников, какие облагали новообращенных мусульман-берберов налогами и данями, вособенности же злоупотребления представителя арабских властей в Танжере. Об этом свидетельствует, кпримеру, воспроизведенный ат-Табари контент петиции, которую посланцы берберских племен пробовали дать халифу Хишаму заранее бунта, начавшегося в 740 году{38}.
Однако разрешено допустить, что религиозное сектантство в Магрибе, как это не раз бывало в летописи, служило основанием для обособления экономически сложившихся районов, втянутых в сделанную силой орудия империю. Руководство ходом, начавшимся посреди угнетенных слоев, сходу воспринявших новейшую веру в " экстремистской " форме, чрезвычайно быстро перешло в остальные руки. Водонос Майсара, заявленный было берберским халифом, был убит самими хариджитами. А после возобновления решетка рассеявшиеся по Магрибу хариджитские общины образовали состоятельные торговые поселения. Таким образом, итогом движения, принявшего вид религиозного раскола, было оформление ряда раннеклассовых образований, частично сложившихся уже заранее арабского покорения и тяготевших к местным городским центрам, какие с viii в. получили заметное формирование благодаря вовлечению района в дальнюю торговлю и распространению товарно-денежных отношений.
Со времени хариджитских войн в мусульманские хроники начали просачиваться сведения о государстве берберов бергвата, занимавшем равнину Шауйя( тогда - Таманса). Группа оседлых племен с этим заглавием жила в деревнях и занималась вбольшейстепени земледелием и пастбищным скотоводством. Их городка Федалла и Куз были оживленными портами, поддерживавшими торговые сношения с Испанией. Государство бергвата имело необъятную и компактную местность. Но остальные политические образования Западного Магриба, как правило, представляли собой конгломераты городов, а почаще - отдельные городка с монархическим или " вечевым " режимом власти. Часть данных городов, ставших самостоятельными политическими единицами, была популярна еще в древнее время: кпримеру, Тлемсен( римская Помария). Другие выросли из старых берберских поселений и племенных городков. Таким был г. Агмат, предшественник Марракеша, где жили берберы, сначало исповедовавшие христианство. Полисная община управлялась советом и выборным вождем, носившим, по сведениям Ал-Бекри, титул амгара( и доныне так именуются старейшины племен берберов-горцев в Марокко).
Некоторые большие торгово-ремесленные центры, основанные хариджитскими общинами, со порой преобразовались в маленькие теократические монархии. Так, группа хариджмтов Джебель Нефусы( южная Триполитания), проникнув в Ифрикию и завладев на время Кайруаном, потом бегала в район алжирских Высоких Равнин, где в 761 г. заложила г. Тахерт, продолжительно остававшийся основным оплотом ибадитов( приверженцев умеренного хариджитского течения). Примкнувший к берберам еще в Кайруане перс Абдеррахман ибн Рустум был провозглашен имамом( 777 г.) и стал родоначальником династии, правившей Тахертом до 909 года. Хотя почтивсе племена близлежащей округи были совсем автономны от Тахерта, духовная администрация Рустемидов сознавалась в неких отдаленных районах, откуда поступали и налоги в облике добровольной подати " садака ".
Сходной была деяния основания Сиджильмасы( оазис Тафилалет на юге Марокко). Если верить Ибн Изари, град появился в незаселенном оазисе, где берберы-скотоводы предсахарской полосы часто встречались на межплеменных ярмарках. Около 747 г. тут возникли хариджиты суфритского толка, какие жили в палаточном лагере под покровительством местного обеспеченного скотовода Абу-ль-Касима, покуда не стали жаловать городское селение. Вначале община имела выборного голову. Затем к власти пришли Мидрариды, отпрыски Абу-ль-Касима, и правили оазисным государством в движение 200 лет. Таким образом, и сиджильмасская община перевоплотился в наследственную монархию, желая народонаселение ее имело сравнительно большие права и само решало, кому из семьи Мидраридов быть эмиром{39}.
На рубеже viii - ix вв. в Северном Марокко появилось правительство под эгидой арабской династии Идрисидов, сначало имевшее единственный центр в Фесе, но скоро раздробившееся. Основатель династии Идрис был потомком 4-ого халифа Али и проповедовал ислам в форме зейдизма( шиитский прок, более недалекий к суннитской ортодоксии).
Трудно заявить, имели ли в виду первые Идрисиды достигнуть соединения только Западного Магриба, как считают некие историки, но, во каждом случае, они подчинили себе некотороеколичество городов, в том числе Танжер, Сеуту, Тлемсен, решали походы против бергвата. Но большаячасть бессчетных войн, какие водили Идриаиды, походит быстрее на отображение набегов свободных племен, локальные столкновения с соседями. Надо считать, что еще до раздела наследства Идриса ii( 803 - 829 гг.) меж 10 братьями правительство по существу представляло собой федерацию городов{40} с независящим управлением, связанных в главном торговлей. Как явствует из извещений путников ix - x вв. и из энциклопедического труда Ал-Бекри " Книга путей " {41}, эмираты Идрисидов были обширно разбросаны, меж ними вклинивались местности остальных самостоятельных городов и вольных племен. Князья третьего поколения династии основали городка и на последнем юге Марокко: Тамдулт, Маса, Игли. Правда, владетель Феса, считаясь старшим в роде, хранил за собой сословие имама, религиозного головы, а поэтому воспользовался особенным престижем{42}.
Среди самостоятельных городов, существовавших на местности Марокко, разрешено втомжедухе именовать Нокур, эмират на средиземноморском побережье вблизи с Сеутой, Рабат - прочность независимых мусульманских рыцарей, Сале, ставший центром " княжества " берберов ифрен, вытесненных Идрисидами из Тлемсена, и т. д. Государства Западного Магриба распространяли свою администрация на ограниченную местность; времяотвремени это был один оазис или самая близкая к городку сельская округа.
Едва ли не крупная дробь местности Марокко была занята труднодоступными и в то время лесистыми горами, болотистыми равнинами. Правители городов, раскинувшихся по долинам рек и на торговых маршрутах, не имели значимых боевых аил, какие позволили бы им подчинить окрестные племена. Некоторые горные области жили разъединенно; просторнее был продуктообмен со скотоводческими племенами, какие участвовали и в караванных перевозках. Но стиль не шла об их постоянном налогообложении. Фесский анналист Аби Зар докладывает, что в середине xii в. творец Альмохадской державы впервыйраз провел регистрацию и наложение налогом земляных угодий в районах. " Каждое племя обязано было записывать свою долю... И он( калиф Абд ал- Му'умин. - М. В.) - первый, кто сделал это в Магрибе " {43}.
Города-государства северного и приатлантического Марокко в главном снабжали свои потребности в сельскохозяйственной продукции за счет внутреннего изготовления. Сады и пашни находились в стенках городка или вблизи с ним. Их обрабатывали горожане. Вместе с тем важнейшую роль в экономике урбанизированных поселений игрались связи с далеким рынком. Большое численность монет, найденных археологами, свидетельствует об функциональной торговой деятельности Феса и остальных городов, принадлежавших представителям династии. Было не меньше 12 монетных дворов, чеканивших серебряные дирхемы Идрисидов{44}.
Под контролем Феса находился важный коммерческий путь, пролегавший чрез коридор Тазы( углубление меж Рифом и Средним Атласом), по которому шли караваны на Восток, к Тлемсену и Кайруану. Сеута делается в ix в. основным портом, связывавшим Дальний Магриб с Испанией. Ал-Йакуби писал, кпримеру, о том, что из порта Масса на атлантическом побережье отплывали корабли, груженные семенем, Басра экспортировала хлопок, в котором особенно была заинтересована Ифрикия. Жители городка, размещенного, как докладывает Ибн Хаукаль, на расстоянии 1-го дня пути от океана, спускали свои суда по р. Сафдад, потом сворачивали в Средиземное море " и плыли, куда им угодно " {45}.
Судя по всему, богатейшим городом Западного Магриба была Сиджильмаса, к которой сходились северные пути и транссахарские караванные трассы. По описаниям создателей x в.( Ал-Мукаддаси, Ибн Хаукаль) и наиболее поздним географическим трактатам( Ал-Идриси, xii в.), Сиджильмаса смотрелась как селение, окруженное стеной из необожженного кирпича со многими воротами. Внутри стояла прочность Аль-Аскар, В которой находились соборная мечеть и дворец эмира. Из нескольких артезианских колодцев влага с поддержкой колес( нория) поступала по трубам в дома городка и его сады. Сиджильмаса располагала существенными сельскохозяйственными ресурсами. Поля орошались рекою - вади, движение которой терялось в песках на неком расстоянии к югу от городка. Ибн Хаукаль, вероятно, желая выделить плодородие оазиса, писал, что довольно единожды кинуть семечки в землю и сбор этого посева на полях, изобильно заливаемых, разрешено составлять в движение 7 лет{46}. Помимо злаковых культур, в Сиджильмасе выращивали хлопок, тмин и хну, которая расходилась по всей Северной Африке. Пальмовые плантации Тафилалета давали состоятельные урожаи фиников, дробь которых караванами вывозилась в Судан.
Сиджильмаса держала в руководстве некотороеколичество наиболее маленьких оазисов предсахарского Марокко. Известно, что эмир получал 1/ 5 заработков от добычи нужных ископаемых в оазисах равнины р. Дра. Кроме такого, недалеко от самого Тафилалета находился большущий серебряный рудник, разрабатывавшийся обитателями городка. Важнейшую статью заработка Сиджильмасы, по всей очевидности, сочиняли сборы-пошлины с караванов и с торговых сделок. Некоторое понятие об уровне заработков оазисного страны дает Ибн Хаукаль, произведший подсчет общих поступлений казны по всем статьям.
О Сиджильмасе, которую он побывал в 951 г., он строчит: " Жители остальных городов куда ниже по имуществу и благоденствию... Му'утаз, когда он заведовал городом и был его эмиром, взимал сборы с караванов, направлявшихся в страну темных, а втомжедухе десятину, харадж, стародавние налоги на куплю и продажу верблюдов, овец, быков. Кроме такого, пошлины со всех продуктов, прибывающих или отправляемых в Ифрикию, Фес, Андалусию, Сус, Агмат. Еще он получал заработок от налога с чеканки монеты. Все это сочиняло возле 400 тыс. динаров( в год) ". И дальше хронист отмечает, что заработок владетеля Сиджильмасы оказывался одинаковым половине такого, что собирала казна Фатимидов, в то время сюзеренов Ифрикии и только средиземноморского побережья Магриба{47}.
Караванная торговля была, как правило, личным предприятием. Поэтому для Сиджильмасы и Аудагоста, являвшегося южным форпостом мусульманских поселений Магриба, не редкостью были большие собственные состояния. Между торговцами содержались денежные сделки на значимые суммы. Ибн Хаукаль ведает, что своими очами видел в руках некоего Мухаммеда Ибн Аби Саадуна, обитателя Аудагоста, долговую расписку - " чек ", подтверждавший, что он ссудил собственному партнеру в Сиджильмасе 42 тыс. динаров. Ибн Хаукаль дважды упоминает этот факт, выделяя, что " нигде на Востоке не слыхал и не был очевидцем чего-либо аналогичного ". " Я заявлял об этом случае - строчит он, - в Ираке, в Фарсе и в Хорасане, и всюду его сочли необычным ". Торговые сношения с Суданом( область меж верховьями Нигера и Сенегала, где в то время было раннеклассовое правительство Гана) давали огромную выручка. Товары с Севера обменивались тут на золото, суть - как правило, на одинаковый или двойной его вес, ибо тропические районы живо нуждались в соли, а золото ценилось там низко. Население использовало в качестве средств раковины каури, доставляемые сюда теми же мусульманскими торговцами.
Города Магриба снабжали Судан орудиями труда, различными металлоизделиями и тканями( дешевые шелка, полотна, масть), а втомжедухе экспортировали войлок и седла, орудие, полуобработанную медь. Из извещений арабских географов явствует, что в неких городках сложились изготовления, умышленно работавшие на африканский базар. В Сиджильмасе для вывоза изготовлялись одежка и шерстяные, ткани, покрывала " изар ", стоимость которых, как писал Йакут, равнялась 35 динарам, времяотвремени и больше. Некоторые предметы роскоши арабские торговцы привозили транзитом из Испании, позднее стали перепродавать итальянские продукты( венецианские зеркала, бусы и т. п.) {48}.
Что касается золота, то в viii - ix вв. оно частично являлось предметом реэкспорта и вывозилось в облике песка и слитков в Андалусию и на Восток( в Египет, страну золотого обращения), в Южную Италию, возможно, окольными способами - ив Византию. Во каждом случае, на западе Магриба до x в. местные монетные дворы чеканили, как правило, серебряные деньги{49}. В Ифрикии золото еще ранее стало водящим платежным средством во наружной и внутренней торговле. В юридической литературе эры Аглабидов огромное интерес уделялось вопросу цен, обменных курсов, доброкачественности монет.( Аглабиды чеканили толстый милый динар, содержавший не наименее 4, 2 г, что подходило каноническому " мединскому мискалю "). Но назло сложившемуся в литературе мнению{50} золото в качестве продукта не играло определяющей роли во наружной торговле Магриба: Ибн Хаукаль в подробном списке статей импорта и экспорта Ифрикийского страны середины x в. золото вообщем не упоминает, извещая о завозе в Кайруан серебряных монет из Египта{51}.
Обладание надежными источниками получения золота, безусловно, определяло выгодное состояние Магриба на средиземноморском базаре. Вместе с тем портовые городка Ифрикии и подвластной ей в ix - x вв. Сицилии служили собственного рода перевалочной основанием в мореходный торговле. Здесь кончались главные трассы западносредиземноморского водоема, в том числе маршруты кораблей, плывших из Испании; продукты переходили из рук в руки и отправлялись на Восток. Однако было бы преувеличением сближать всю роль магрибских городов к функциям " ворот пустоши " и транзитных базаров. Например, из документов Генизы явствует, что египетские корабли нередко навещали не лишь Сус и Махдию, но и второстепенные штаны Ифрикии, где загружались местными продуктами; из сельскохозяйственных товаров неизменным спросом воспользовалось оливковое масло. Кроме такого, Тунис был большим экспортером шелковых тканей, желая в самой стране шелк-сырец практически не производился. Единственное упоминание о выращивании шелковичного бревна в оазисе Габес имеется у Ал-Бекри. Мастерские Суса и остальных городов Ифрикии употребляли привозное сырье из Испании. Для нужд обширно развивавшегося текстильного изготовления ввозился хлопок из Сицилии, лен из Египта.
Характерно, что все описания городов Северной Африки в широкой географической литературе ix - xi вв., а втомжедухе источники xii в.( ал-Идриси) содержат извещения о процветающих загородных сельскохозяйственных территориях, оливковых рощах, садах и виноградниках, возделывавшихся обитателями городка. Везде, где была вероятность, стройку городов сопровождалось творением акведуков, подведенных к горным источникам, плотин и каналов, артезианских колодцев, обеспечивавших не лишь бытовые, но и производственные потребности народонаселения. Поэтому конкретно сочетание ремесленно-торговых и аграрных функций делало средневековые магрибские городка центрами товарного изготовления.
Таким образом, изюминка развития раннефеодального сообщества Северной Африки, прежде являвшейся благодаря собственной аграрно-экспортной квалификации важной экономической областью Римской империи, содержалась в том, что переход от древности к средневековью тут, в различие от Западной Европы, не сопровождался упадком агротехники, дезурбанизацией, свертыванием торговли и валютного хозяйства. Источники осматриваемого периода свидетельствуют не лишь о валютной форме ренты, но и о существенном расширении сферы обычного товарного изготовления, внутрирегиональной торговли, о функционировании ссудных учреждений. Однако поступательное формирование сообщества сменилось на определенном шаге кризисом и ходом вспять - что получило колоритное отображение в трудах крупнейшего магрибского историка xiv в. Ибн Хальдуна.
Картина экономического регресса, архаизации публичных отношений, изображенная, истина, в достаточно абстрактной схеме на страницах " Пролегоменов ", укрепляет настоящие веяния, проявлявшиеся в Магрибе приблизительно с середины xi в. и выразившиеся в натурализации хозяйства, увеличении части кочевого народонаселения, упадке городов, доэтого только периферийных, расположенных вдалеке от побережья. Немаловажным причиной данных трудных, разноплановых, но взаимосвязанных действий было изменение соотношения сил на Средиземном море после крестовых походов, новейший нрав внешнеторговых связей стран Магриба, отныне нацеленных на городка Северной Италии, Прованса, куда поставлялось сырье, доэтого только продукты животноводства( масть и кожи), уходившее и на наиболее отдаленные рынки Европы, в том числе во Фландрию, т. е. в те районы, где складывались водящие центры сукноделия и развития раннекапиталистической мануфактуры. Встречный поток продуктов включал в главном готовые изделия( сукно, обработанные сплавы, орудие, корабельные снасти и т. д.), с поддержкой которых европейские страны уже в xii - xiv вв. начали усвоение восточных базаров( Магриб, Левант).
Снижение уровня развития производительных сил, вособенности заметное в области поливного земледелия, расстройство валютного хозяйства, в свою очередность, были предпосылкой катастрофы больших феодальных монархий Магриба, еще в xii - xiii вв. сдерживавших напор Реконкисты в Испании и удачно отражавших нападения крестоносцев. Не случаем Северная Африка, оказавшаяся к xv в. во власти кочевых главарей, стала " первой жертвой " раннеколониальной экспансии эры Великих географических открытий. После взятия Сеуты( 1415 г.) значимая дробь побережья была захвачена Португалией, искавшей под давлением охваченного милый лихорадкой дворянства путь в Индию и сказочную страну " негритянских королей " {52}.
Примечания
1. Среди немногих работ см.: Чураков М. В. Хариджитское перемещение и возмущение шиитов в Магрибе. В кн.: Палестинский приемник. Вып. 13( 76). М. -Л. 1965; его же. Борьба хариджитов Сиджилмасы. В кн.: Арабские страны. История. Экономика. М. 1966; Иванов Н. А. Исторический абрис. Средние века. В кн.: Тунис. Справочник. М. 1978.
2. Так, в споры по вопросу о мнениях " феодализм " и " азиатский метод изготовления ", организованной в 1960-х годах французским Центром марксистских изучений, приняли функциональное роль спецы по летописи Северной Африки, но в их публикациях в главном использовался материал, относящийся к османской эре и периоду, конкретно предшествовавшему европейской колонизации( sur le feodalisme. P. 1971; La pensee, 1968, n 142).
3. Ал-Иакуби. Книга государств. Лейден. 1892( на араб, яз.); Ибн Хаукаль. Картина земли. Бейрут. 1962( на араб, яз.); Ал-Бекри. Книга путей. Алжир. 1911( на араб, яз.); Muqaddasi. Descriptio imperil moslemici. Leyde. 1906; Ибн Хурдазбех. Дороги и страны. Лейден. 1898( на араб. яз.).
4. См. новейшее многотомное издание: История большого ученого Ибн Хальдуна( дальше - Ибн Хальдун). Бейрут. 1982( на араб. яз.).
5. В арабском языке словечко " Магриб " и значит " Запад ", " государство заката ".
6. На этот счет имеется много свидетельств создателей ii - iii вв.( см., напр., Апулей. Апология. М. 1959, с. 92).
7. Речь идет, в частности, об исламизации и развитии первичных муниципальных образований в Судано-Сахельской области( см. Первобытная провинция классовых сообществ до истока Великих географических открытий. М. 1978, с. 162 - 198).
8. Машкин Н. А. Городской строй Римской Африки. - Вестник старой летописи, 1951, n 1, с. 65 - 82; Picard g. La civilisation de l'afrique romaine. P. 1959, pp. 171 -190; Toutain l. Les cites romaines de tunisie. P. 1896. Очень емко эта изюминка древнего Магриба подчеркнута Е. М. Штаерман, писавшей, что Африка ii - iii вв. со своими сельскохозяйственными городками и демократическим составом людей припоминает Италию " быстрее республиканской, чем императорской эры "( см Штаерман Е. М. Рабство в западных провинциях Римской империи. М. 1977, с. 13).
9. Подробнее см.: Удальцова З. В. Политика византийского правительства в Северной Африке при Юстиниане. В кн.: Византийский временник. Т. Vi. 1953, с. 88 - 112; Дилигенский Г. Г. Северная Африка в iv - v веках. М. 1961; История Византии. Т. I. М. 1967, с. 298 - 309; Courtois ch. Les vandales et l'afrique. P. 1955.
10. По его имени и назван мыс на южной оконечности Иберийского п-ова.
11. См. Очерки арабской культуры v - xv вв. М. 1982, с. 156 - 157.
12. Появление в Ифрикии арабоязычных кочевников относится ко 2-ой половине xi в., а их поселение в районах Дальнего Магриба - в главном к xii - xiv векам. Собственно, с этого периода и наступает процесс арабизации сельской периферии на складе распространения бедуинских диалектов( подробнее см.: Видясова М. Ф. О неких особенностях эволюции феодального строя в Магрибе. Роль кочевых миграций, - Вестник Московского института, серия востоковедение, 1979, n 1).
13. Ибн Хальдун. Т. 2, с. 650сл.
14. El bekri. Description de l'afrique septentrionale. P. 1965, pp. 306 - 307.
15. Laroui a. L'histoire de maghreb. P. 1970, p. 111.
16. Вотан создатель ix в., ссылаясь на учет заработков Багдада в 786 г., докладывал: " С Ифрикии 13 млн. дирхемов, огромных ковров 500 штук, оливкового масла 200 тыс. ритлей "( Ибн ал-Факих. Известия о странах. Ереван. 1979, с. 200( на араб. яз.).
17. По мерке сокращения вольного земляного фонда способности размещения " ветеранов " пропадали, и отслужившие бойцы, не имевшие достоверных средств существования, но сохранившие ассоциация со своими дружинами, превращались в страшную силу, поддерживавшую войсковые мятежи, неодинраз угрожавшие эмирам утратой трона. Поэтому Аглабиды в противовес джунду начали формировать при себе собственную гвардию из темных суданских рабов. При Ибрахиме ii( 875 - 902 гг.) она насчитывала до 10 тыс. человек( Абдельваххаб Х. Записки об арабской цивилизации Ифрикии. Т. 2. Тунис. 1966, с. 75( на араб. яз.).
18. По неким этим, традиционно выездные пошлины в городках Ифрикии, несчитая Кайруана и 4 портов, не шли в казну, поступая, вероятно, в приказ совета шейхов, городских старейшин( Ал-Бекри. Книга путей, с. 28 - 29).
19. Там же, с. 36 - 38.
20. Ибн Руста аш-Шихари. Книга драгоценных сокровищ. Лейден. 1891, с. 348( на араб. яз.).
21. Lezine a. Deux villes d'ifriqiya. Sousse, tunis. Etudes d'archeologie, d'urbanisme, de demographic p. 1971, pp. 23, 30.
22. Geographes arabes du moyen age. Textes choisies. P. 1957, p. 130.
23. Шииты - любители крайнего мекканского халифа Али, администрация которого узурпировали наместники Дамаска Омейяды. Шиизм, представлявший наравне с " ортодоксальным " суннитским курсом одно из главных течений ислама, в свою очередность, распадался уже в средние века на некотороеколичество сект, члены которых ожидают пришествия " скрытого имама ", 1-го из отпрысков убитого Али.
24. Хариджиты - третье движение, возникшее в ходе раскола мусульман на шиитов и суннитов; выступали, во каждом случае, сначало, за преданность принципу выборного управления общиной верующих, как это было при мекканских халифах.
25. Ибн Абд ал-Хакам. Завоевание Ифрикии и Андалусии. Алжир. 1948( на араб, яз.); Абдар-Рахман ибн Абд ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М. 1985, с. 220.
26. Ибн Изари. Известия о странствиях в рассказе об Ифрикии и Андалусии. Лейден. 1848( на араб, яз.); франц. перевод: histoire de l'afrique et de l'espagne. T. I. Alger. 1901, p. 19; Talbi m. L'emirat aghlabide. Histoire politique. P. 1966, p. 25.
27. Малики. Цветник красивых душ. Т. 1. Каир, с. 36 - 40( на араб, яз.); Talbi m. Law and economy in ifriqiya( tunisia) in the third islamic century. - the isfamic middle east, 700 - 1900. Studies in economic and social histoiy. Princeton( n. J.). 1981, pp. 210 - 250.
28. Talbi m. Etudes d'histoire ifriqiyenne et de civilisation musulmane medievale. Tunis. 1982, pp. 113 - 114.
29. Idris h. R. La berberie orientate sous les zirides. P. 1959, pp. 604, 609, 616.
30. Ибн Изари. Ук. соч., с. 117; Ибн ал-Атир. Полный свод летописи. Т. V. Каир. 1338 - 1339, с. 105( на араб. яз.).
31. Феддан в Магрибе( то же, что " джауз " или наиболее поздняя " мешья ") - участок, который разрешено обработать с поддержкой пары быков. Его площадь традиционно колебалась в пределах 8 - 12 гектаров.
32. Ибн Изари. Ук. соч., с. 191 - 192.
33. Ибн Хаукаль. Ук. соч., с. 97.
34. Архив личных писем и деловой переписки купцов-иудеев, живших в Египте.
35. Goitein s. D. A mediterranean society. The jewish communities oi the arab world. Vol. 1. Berkeley - los angeles. 1967, pp. 269, 272.
36. Абдельваххаб Х. Ук. соч., с. 54 - 55.
37. Ибн Хаукаль. Ук. соч., с. 97.
38. Ат-Табари. История. Т. Iv. Каир, 1969, с. 254 - 255( на араб. яз.).
39. Ибн Изари. Ук. соч., с. 215 - 216.
40. С именованием Идрисидов соединено базу ряда новейших городов. Это - сейчас исчезнувшие Басра в равнине р. Сафдад( Луккос), находившийся подле нее Аклам, Хаджер ан-Наср у западного склона Рифа и др.( см. Ибн Хаукаль. Ук. соч., с. 80 - 81).
41. Автор " Книги путей ", можетбыть, не покидавший Кордовы, составил широкий компендиум, делаяупор на сочинения наиболее ранних, в главном не дошедших до нас создателей.
42. Terrasse h. Histoire de maroc. Т. 1. Casablanca. 1949, pp. 122 - 124.
43. Ибн Аби Зар ал-Фаси. Спутник по цветущим лугам рассказов о властителях Магриба и летописи городка Фес. Рабат. 1972, с. 198 - 199( на араб. яз.).
44. Histoire du maroc. P. - casablanca. 1967, p. 67.
45. Ибн Хаукаль. Ук. соч., с. 80.
46. Поскольку схожая информация, истина, в различных вариациях( в неких источниках бытует три, а не 7 лет) сталкивается и у остальных средневековых создателей, разрешено допустить, что в Сиджильмасе был популярен некий сорт злака типа ветвистой пшеницы.
47. Ибн Хаукаль. Ук. соч., с. 99 - 100
48. Yacuts geographisches worterbuch. Leipzig. 1886, s. 45.
49. Histoire du maroc, p. 78.
50. Braude i. F. La mediterrannee a l'epoque de philippe ii. P. 1949, p. 367; Bovill e. W. The golden trade of the moors. Lnd. 1958; Am in s. Unequal development. N. Y. - lnd. 1976, pp. 13 - 58.
51. Ибн Хаукаль. Ук. соч., с. 97.
52. Подробнее см.: Хазанов А. М. Португальские конкистадоры в Марокко( xv - xvi вв.). - Вопросы летописи, 1976, n 1.
Вопросы летописи, 1986, № 7, С. 47-62..
.
.
.
.