В сердце Иерусалима
Купол Скалы был построен Омейядским Халифом Абд аль-Маликом в 691 - 692 годах. Он расположен на Большой Священной Площади Харам аш-Шарифа, перед мечетью Аль-Акса, "далеко", самой старой из известных нам мечетей. Эта эспланада находится в 280 метрах от 490 и приблизительно соответствует эспланаде храма Соломона, разрушенного в 70 году будущим римским императором Титом. После того, как Елена, мать Императора Константина, обнаружила Истинный Крест в Иерусалиме в 326 году нашей эры, христиане оставили эту эспланаду, чтобы сосредоточиться на западной части города. Они оставили руины римских храмов (включая храм, посвященный Юпитеру) на этой террасе, чтобы символически показать победу христианства над языческими религиями. Руины эспланады противостоят новым церквям, которые размножаются в Иерусалиме. В тот момент, когда мусульмане захватывают город, это пустое место поклонения, но полное памяти и символов. Они будут использовать эти руины, чтобы построить эти новые здания. Обратите внимание, что это сооружение, согласно византийскому летописцу Феофану, было очень хорошо принято евреями, которые видели бы реконструкцию Храма Соломона. Возможно, это было также для халифа, чтобы выдать себя за наследника римского императора: император разрушил Храм, халиф восстановил его. Купол будет местом, где вы можете увидеть renovatio imperii , принесенный исламом. P>
У Купола Скалы есть особый восьмиугольный план вокруг скалы, называемой Камнем Основания, самым высоким обнажением горы. Купол несет круговая арка, опирающаяся на четыре колонны и двенадцать колонн. Затем памятник вращается вокруг двойной амбулатории, что может показаться странным, поскольку ходьба не является частью мусульманских религиозных обрядов. Фактически, мы признаем византийское архитектурное наследие: Купол Скалы напоминает Храм Гроба Господня. Точно так же внутреннее убранство, вероятно, было сделано христианскими мастерами или недавно преобразовано в ислам, потому что эти мозаики похожи на те, которые можно найти, например, в церкви Рождества Христова в Вифлееме. Строительная техника, наконец, заимствована как у римской, так и у сасанской империи. Четыре двери, обращенные к четырем кардинальным точкам, пронизывают стены. Наконец, купол высотой 25 метров и диаметром 20 метров виден со всего города. Он покрыт золотым сплавом, хотя некоторые средневековые летописцы утверждали, что когда-то он был покрыт чистым золотом. Внешняя отделка (полихромная керамика) выполнена в Османском стиле: она была переделана Солиманом Великолепным в 1545 году и восстановлена в 1960-х годах. Внутренняя отделка - стены, покрытые мраморной облицовкой, окна, украшенные витражами, потолки из гипса золотой - более аутентичный. p>
Святое место ислама
Как объяснить этот памятник Эта святыня ознаменовала бы «ночное путешествие» (исра) и восхождение пророка Мухаммеда в небо ( miraj ). Согласно этой легенде, Пророк был перевезен из Мекки в Иерусалим, и оттуда взошел бы на небеса под руководством Гавриила, встретив всех Пророков и увидев ад. Именно благодаря этой истории Иерусалим (по-арабски «Аль-Кудс») утверждает себя как третий священный город ислама с Меккой и Мединой. [ 1 ] . Эта история, которая вдохновила Данте, оправдывает строительство святого здания вокруг скалы. В одиннадцатом веке мы зашли так далеко, что сказали, что на этой скале есть отпечаток стопы Мухаммеда. Современники особенно ценили контраст между необработанным камнем, оставленным голым, и позолоченными стенами, покрытыми дискретными растительными завитками. Архитектура усиливает эту важность камня: чередование колонн позволяет видеть его повсюду. Внешняя надпись имеет частично эсхатологическое измерение: она поможет превратить Купол в преображение небесного Иерусалима, так как он должен вернуться на землю в момент Страшного Суда. Ниже Скалы есть пещера, которая служит мечетью, так как в ней находится mirhab , и дата строительства обсуждается. После того, как крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, Купол был превращен в церковь, а мечеть Аль-Акса стала дворцом. Только когда Саладин захватил город в 1187 году, эти здания вернулись к своим первоначальным функциям. P>
Столбцы увенчаны капителями с листьями аканта. Внутренняя мозаика, расположенная на площади более 280 м², имеет повторяющиеся мотивы: ни животных, ни людей, но множество растительных мотивов и изображения драгоценных камней. Эти роскошные наборы можно прочитать по-разному. Является ли это иллюстрацией рая, воплощением богатства халифа или просто эстетическим декором О. Грабарь отмечает, что именно на этих мозаиках рождается один из великих принципов мусульманского искусства: бесконечная вариация одних и тех же мотивов, чтобы создавать новые, комбинируя их несколькими способами. Историки Аббасидов попытаются, чтобы усилить разрыв ( dawla ), который должен был представлять появление Аббасидов, представить эту конструкцию как ересь: аль-Малик хотел бы заменить Мекку, затем занятый повстанческими силами Ибн Зубайра, который был провозглашен халифом в 683 году после смерти халифа Язида I (это «вторая fitna »). Но, вероятно, дело не в этом, а прежде всего в политическом памятнике. P>
Политический памятник
Внешняя надпись длиной 240 м действительно очень ясна: «О люди книги ( ahl al-kitab ), не будьте чрезмерны в своей религии и говорите только правду на бога. Мессия, Иисус, сын Марии, был только посланником Бога, он был словом Божьим, доверенным Марии. Верьте в Бога и Его посланников и не говорите о троице воздержитесь от разговоров об этом, это лучше для вас " В этих благочестивых формулах мы узнаем несколько формул Корана, как фиксированных, так и смешанных, что предполагает, что текст Корана не имеет неприкосновенного аспекта Омейядов на более позднем этапе. Мухаммед назначен слугой и посланником Бога (не как Пророк: rasûl , а не nabi ) те же самые условия определяют Иисуса. Надпись, таким образом, явно адресована христианам, даже больше, чем евреям: таким образом, речь идет о том, чтобы дать им, если не урок, хотя бы послание. В священном городе христианства, в городе, где проповедовал Христос и где он умер, Купол Скалы подтверждает превосходство ислама и ислама. Удивительно, однако, что в надписи нет упоминания о miraj , который должен быть в источнике этого места. P>
В конце надписи указаны дата постройки, название этого памятника и имя строителя: аль-Мамон, халиф Аббасидов начала 9-го века. Теперь правление этого халифа следует за постройкой Купола: поэтому это обязательно представляет собой попытку присвоения. Учитывая престиж, связанный с памятником, халифу было интересно попытаться заполучить его самостоятельно, особенно для аль-Мамона, который восстал против своего старшего брата, прежде чем утвердить себя халифом. Когда Солиман переделывает внешний декор, особенно окна, это одна и та же цель : оставить свой след в этом здании. P>
Это, наконец, памятник престижа, подтверждающий триумф ислама в самом городе христианства, год триумфа Абд аль-Малика на ибн Зубайре 2 ] , заканчивающему двенадцать лет гражданской войны. Ислам снова объединился за халифом. Царствование аль-Малика было основано во многих отношениях: создав централизованную администрацию, способную управлять империей, которая продолжает расширяться, обобщая использование арабского языка, он также изобрел исламизированную валюту ( аниконический, несущий только стихи из Корана). Этот памятник, как и Великая Мечеть Омейядов в Дамаске, поет славу ислама, а также династии Омейядов и участвует в централизации мусульманской империи. Это место связано с Давидом и Саломоном, двумя важными фигурами, чей авторитет, таким образом, отражается на халифе. Надписав свое имя на священном памятнике, который в то же время становится королевским памятником, аль-Малик, первый лидер Дар аль-Ислам, не знавший Мухаммеда, который также представляет собой сильный разрыв, присваивает городское пространство. Этим он изображает из себя лидера Уммы, а не только как военачальника: халиф уже не просто «командующий верующими» ( amir al mu'minin я>), но глава государства, претендующего на универсальность. Более того, аль-Малик бомбил Мекку своего генерала Аль-Шанага, чтобы победить Ибн Зубайра, который отступил туда: мы можем понять, что он чувствовал желание, даже необходимость , выдавать себя за строителя и застройщика религиозных мест. p>
Библиография :
O. Grabar, La formation de l’art islamique, 2000.
M. Rosen-Ayalon, Art et archéologie islamiques en Palestine, 2002.
O. Grabar, Le Dôme du Rocher, joyau de Jérusalem, 1997.
L’Histoire, n° 378, numéro spécial sur Jérusalem.
A lire également :
« Иерусалим, от Ханаанской крепости до святых мест всех ссор »Специальный выпуск журнала The History, июль - август 2012 года
[1] Voir l’entretien de Elodie Hibon sur la Jérusalem ayyoubide.
[2] Вопрос о дате постройки много был в новостях. В 691 году, до победы над ибн Зубайром, было бы подтверждено единство Дар аль-Ислама в 692 году, когда победил ибн Зубайр, чтобы отпраздновать это возвращение к единству. В любом случае памятник несет политическое послание.