династия ахеменидов?

династия ахеменидов?

Ах, какие ножки


- Ах, какие ножки

Спросил

АХАЕМЕНИДОВАЯ ДИНАСТИЯ АХАЕМЕНИДА ДИНАСТИЯ, из одноименного персидского клана, правил ок. 700 до 330 г. до н.э. я. Клан и династия . II. Империя . III. Культура . я. Клан и Династия Латинская форма Achaemenidae заимствована из греческого Achaimenidai, регулярное отчество собственное имя Achaiménēs, лат. Ахемен (об этом см. R. Schmitt, ZDMG 117, 1967, pp. 120, n. 8; 143). Первоначальная древне-персидская форма отчества - Haxāmanišiya, также подтвержденная как Elamite Ha- (ak-) ka-man-nu- (iš-) ši-ya, Ha-ak-ka-man-nu-u-šiya, Ha -ка люди-на-ША; Аккадский A-ḫa-ma-ni (š) -shi-ʾ, A-ḫa-ma-ni-iš-ši-ʾ, A-ḫa-ma-an-ni-iš (niš) -ši-ʾ, A -а-ман-ниш-ши-ʾ, а-та-ма-мэн-ни-иш-ши-ʾ, а-та-ма-ну-уш. ОПЕРЫ. собственное имя - Хаксаманиш, также засвидетельствованное как Еламит Ха-ак-ка-ман-ню-иш, Аккадский А-Ха-ма-ни-иш-ʾ, арамейский ʾḥмнш , имя одноименного основателя династии. «Хаксаманиш» означает скорее «характеризующийся духом последователя» (например, Б. Шлерат, « Die Indogermanen»Инсбрук, 1973, с. 36, н. 9) чем «иметь в уме друга», как это традиционно трактуется. Ахемениды («потомки Ахеменов»), таким образом, названы в честь Хаксаманиша / Ахемениса, истории которого ничего не известно. Но существует согласие между иранцем (см. Надпись D [arius] B [īsotūn или «Behistun»] I.6, где Дарий ведет свою генеалогию к Ахеменам, продолжая, что «по этой причине мы называемся Ахеменидами») и греческой традицией (Геродот 3.75.1, 7.11.2); последний также описывает его как сына Персея (Ps.-Plato, Alcibiades 120e) и воспитанного орлом (Aelianus, Nat. anim), 12,21). Согласно Геродоту (1.125.3), ахемениды были кланом, принадлежавшим к племени пасаргад, храбрейшему из десяти персидских племен. Часть этого клана, который сформировал правящую династию, вероятно, была заселена в стране, окружавшей места Пасаргад, Персеполис (Тат-э Ямшид) и Накш-э Ростам (ср. Страбон 15.3.3: «Там у персов были свои гробницы на местах предков »). Империя, основанная Киром II, включала собственно Иран, Месопотамию, Ближний Восток, Египет, северо-запад Индии и части Центральной Азии, и она просуществовала до свержения Александра Македонского. История династии Ахеменидов (начиная с Кира и заканчивая историей Персидской империи), особенно известна благодаря рассказам греческих авторов, особенно Геродота, Ктесия и Ксенофонта ( Анабасис иCyropaedia ); несколько запутанные рассказы о нескольких ветхозаветных книгах; и местные иранские источники - (обычно трехъязычные) королевские надписи, среди них чрезвычайно важная надпись Дария на скале Бисотун, чьи высказывания иногда оказываются предвзятыми в пользу королей. Издание этих надписей см. FH Weissbach, Die Keilinschrifien der Achämeniden , Leipzig, 1911 (repr. 1968, тексты на трех языках); Кент, древнеперсидский (ОПЕР. Только текст; здесь используются аббревиатуры кента); М. Майрхофер, Дополнение к Zur Sammlung der altpersischen Inschriften , Вена, 1978; ср W. Hinz, «Die Quellen», в Walser 1972, с. 5-14. Генеалогия . Генеалогия династии Ахеменидов вплоть до Дария I и Ксеркса сообщается самим Дарием (DB I.4-6: Darius-Hystaspes-Arsames-Ariaramnes-Teispes-Achaemenes); Геродотом, 7.11.2 (Ксеркс-Дарий-Гистаспес-Арсамес-Ариарамнес-Тейспес-Кир-Камбис-Тейспес-Ахемен); и частично двумя важными аккадскими надписями, известным цирусским цилиндром из Вавилона (539 г. до н.э .: Кира-Камбис-Кира-Тейспа) и фрагментом призмы ассирийского царя Ассурбанипала (с его 30-го года = 639 г. до н.э.), упоминающего Кира Я и обеспечивает значительный синхронизм для ассирийской и персидской истории (см. EF Weidner, «Die älteste Nachricht über das persische Königshaus», Archiv für Orientforschung 7, 1931-32, pp. 1-7). На этой основе мы можем установить сокращенное генеалогическое древо таблицы 4, (Все даты за время до Кира II и Дария I рассчитаны как средние; имена правящих царей указаны заглавными буквами.) Ценную информацию об истории семьи можно найти в БД I.10f., Где Дарий говорит, что он является девятым королем (поскольку Гистасп, отец Дария, нигде не называют королем) в его семье и что «девять» в двух крыльях / линии "( Опер . duvitāparnamМы короли. Различные версии должны быть связаны с предположением, что Тейсп, отец Кира I, и Тейсп, отец Ариарамна, - это одно и то же лицо. Генеалогия, данная Геродотом (возможно, введенная в заблуждение предполагаемой дитографией и, по-видимому, не знающая о существовании двух линий династии), не соответствует иранским источникам, но не может быть никаких сомнений в том, что сам Дарий является источником более достоверным, чем Геродот. , Раньше были сомнения в отношении Кира к Ахеменидам, хотя они были несовместимы с Геродотом 3.75.1. Такие теперь полностью удалены более поздними (особенно археологическими) исследованиями (см., Например, надписи Pasargadae C [yrus] M [orḡāb] ac). Более подробные генеалогические деревья ахеменид нарисованы Кауэром, 1893, лицом к цв. 200; Justi,Наменбух , с. 398f. Общий опрос, Клан Ахеменидов, возможно, управлял персидскими племенами уже в 9 веке до нашей эры, когда они все еще были заселены в северном Иране около озера Урмия и притока ассирийцев. Царя с именем Ахемен нет исторических свидетельств; но, возможно, именно при нем персы под давлением мидийцев, ассирийцев и урартов мигрировали на юг в район Загрос, где у эламских границ они основали небольшое государство Парсумаш (с резиденцией в настоящее время в Маседе). - Солайман в горах Баттиари, согласно Р. Гиршману). Тиспес, освобожденный от господства Медианы во время так называемого скифского царства, расширил свое маленькое королевство, государство эламских вассалов согласно документам 7-го века, завоевав Аншан / Анзан и собственно Фарс. Он был первым царем, носящим титул «царь Аншана, ”, Который был традиционным вплоть до вступления Дария I в 522 г. до н.э. Тейспес / Чишпиш, похоже, разделил территорию своего королевства между двумя своими сыновьями после его смерти (таким образом, разветвились две линии династии Ахеменидов); возможно (старше?) Кир управлял предком Парсумаша, Ариарамн - недавно обретенным Аншаном и Фарсом. Эти два царя и их непосредственные преемники играли лишь незначительную роль в современном ближневосточном мире, который был разделен между мидянами и ассирийцами. Говорят, что Кир, царь Парсумаша, отдал дань уважения Ассурбанипалу в надписи от 639 г. до н.э. (см. выше). Позже им пришлось признать суверенитет срединного царя. Персидское королевство было затем воссоединено при Киру II (маловероятно, что это было достигнуто при Камбисе I) как срединное вассальное государство; В 550 г. до н. Э. Кир (называемый греками «Великим») сверг Медианскую империю под властью Астиагов и привел персов к господству над иранскими народами; он достиг объединенного господства над всем Ираном как первый настоящий монарх династии Ахеменидов. В течение нескольких лет он основал многонациональную империю без прецедента - первую мировую империю, имеющую историческое значение, поскольку она охватывала все предыдущие цивилизованные государства древнего Ближнего Востока. В 547/6 г. до н.э. Кир завоевал лидийское царство Крез, т. Е. Почти всю Малую Азию, а в 539 г. до н. Э. Вавилон и нео-вавилонскую империю. Государство Кира, которое должно было быть расширено при его преемниках, уже превзошло всех предшественников на древнем Ближнем Востоке. Его сын Камбис II добавил Египет (в 525 г. до н.э.), Нубию и Киренаику (Ливия). С Дарием I, несомненно, величайший из ахеменидских царей, побочная (младшая) ветвь семьи достигла власти. Он был способен не только «удерживать вместе империю» (DB I. 25ff.), Яростно потрясенную дюжиной узурпаторов (как он описал в DB), но и расширить ее границы на востоке (долина Инда), на севере ( Сакские племена) и запад (фракийцы и македония). За тридцать пять лет он завершил работу своих предшественников. За короткий промежуток времени одного поколения ахеменидских царей Иран стал одной из главных держав в мире: во времена своего наибольшего расширения, при Дарии I, Персидская империя достигла «от скифов, которые находятся за Согдианой, в Нубию, от Инда (провинции) до Лидии »(DP [ersepolis] h 4-8 и DH [amadān] 3-6). Однако самым важным из достижений Дария была не его экспансионистская политика, что было расстроено греками, но жестко организованное, централизованное управление империей (см. ниже) и высокий культурный и художественный уровень достигнут, например, в зданиях дворца в Сузах и Персеполе (см. ниже). С сыном Дария Ксерксом начался распад империи Ахеменидов. Снова и снова государство поражалось повстанцами (часто мятежными сатрапами); и после ряда слабых королей империя под руководством Дария III Кодоманна, последнего царя Ахеменидов, несмотря на свою обширную протяженность и множество жителей, была лишь колоссом на глиняных ногах, который не смог остановить вторжение Александра. Роль ахеменидов в мировой истории заключается в том, что они создают модель централизованного управления различными народами с различными обычаями, законами, религиями, языками и т. Д. Царствование . Царствование в персидской империи, по-видимому, было наследственным в династии Ахеменидов. Если происхождение кровью Ахеменидов было существенным основанием царства Ахеменидов, то неудивительно, что короли повторили последний элемент своего титула, Хаксаманишия, «Ахеменид». Правопреемство, похоже, было урегулировано по указанию царя (Геродот 7.2.1). Обычно наследником был первенец, и только в порядке исключения (см. Плутарх, Артаксеркс 2.4) сын, родившийся первым после вступления. П. Калмейер («Мотив Zur Genese altiranischer. В. Синархия», АМИNF 9, 1976, особенно стр. 68-90) теперь пытался показать, что от Дария I до Артаксеркса II разновидность синархии (совместная регенерация отца и одного из его сыновей), кажется, была обычной. Избрание короля родственниками наиболее выдающихся персидских семей (как в случае Дария, когда правопреемство не было урегулировано автоматически), очевидно, не было правилом. Цари Ахеменидов не были богами, несмотря на Эсхила ( Persae 157), где царица Атосса называется «женой бога [Дария]» и «матерью бога [Ксеркса]» (здесь и в других местах выдвигаются греческие идеи) ; и они не были божественного происхождения. Но другой фундаментальной основой их царствования помимо генеалогического принципа является теория божественного права королей, Gottesgnadentum . Они короливашна аурамаздах , «по милости Ахуры Мазды»; немыслимо, чтобы Дарий установил надпись, гласящую, что «он получил персидское царство благодаря превосходству своей лошади и жениха», как утверждается в Геродоте 3.88.3. Этот верховный бог «даровал империю» ( xšaçam frābara) на королей. Как показывают эти и подобные выражения, правление Ахеменидов узаконено богами, и король наделен ими; то есть он их избранник и их представитель на земле (ср. Гноли 1974; Шмитт, «Кенигтум»). Эти два принципа, династический и принцип божественного права, относятся к разным областям и периодам - ​​соответственно, к доисторическим кочевым племенам индоевропейского происхождения и к высоко цивилизованным месопотамским народам. Таким образом, три составляющих элемента входят в царствование Ахеменидов и королевскую идеологию: (а) ближневосточное наследие, (б) индоиранское наследие и (в) персидское сочетание этих двух. Дарий и некоторые из его преемников говорят , что Ахурамазды «сделали их царь, одного царя многих, один Господь многих» (ср Эсхила, Persae 762f.). Это означает, в то же время, что персидский царь был не первопричиной, а суверенным правителем, который объединил в себе всю власть как верховного лорда и судьи в мире и войне и поэтому стоял намного выше своих подданных. (См. Знаменитый рельеф Персеполя с изображением аудиенции с королем, который показывает влияние Месопотамии, отраженное в значительной части протокола и символики, связанных с царями Ахеменидов.) Король был выше закона и позволял делать все, что ему угодно (Геродот 3.31.4). Как представитель богов, царь был священным, и к его персоне была прикреплена фарна(слово, которое является медианным эквивалентом Avestan xᵛarənah ), своего рода божественное великолепие или королевская харизма. Роль, которую сыграл совет из (семи?) Наиболее выдающихся персидских семей (у которых, возможно, были определенные привилегии, см. Геродот 3.84.2), когда необходимо было решить важные вопросы (например, создать еврейскую общину в Иерусалиме [ Ездра 7: 14-28] или идти против греков [Геродот 7.8 и далее.]), Возможно, было больше в раннем персидском царстве, чем в более поздние годы или во времена правления могущественного царя. Особая практика, о которой обычно уделяется недостаточно внимания, состоит в том, что цари Ахеменидов, по крайней мере со времен Дария, брали имена престолов при вступлении. Они выражали, так сказать, программу короля: например, Дарий (Опер. Дарья-вау, «держащий добро»), Ксеркс (Xšaya-ṛšan, «правящий над героями»), Артаксерксы (Ṛta-xšaça «, правление которых через правду »). Свидетельство этому обычаю можно найти, в частности, в греческих отчетах и ​​в поздневавилонских астрономических текстах (см. Шмитт, «Троннамен» и «Имена трона»). Идеальный правитель описан в некоторых отрывках королевских надписей (в частности, надписей Дария I), которые могут быть взяты из Fürstenspiegel : король подчеркивает, что он получил поддержку Ахура Мазды и других богов, «потому что я не был нелояльным, был Ни предатель, ни правонарушитель не был, ни я, ни моя семья (но) не придерживались праведности и не делали зла ни слабым, ни сильным »(DB IV.61-65). Ахура Мазда создал царя таким, что он был «другом по правде, а не другом по ошибке» (DN [aqš-e Rostam] b 6-8); и он даровал ему «мудрость и силу» (DNb 3f.), чтобы он сражался как «хороший всадник», «хороший лучник» и «хороший копейщик» (DNb 41-45). Церемония награждения царей Ахеменидов была описана Плутархом ( Артаксерксом).3.1-2): это было выполнено персидскими священниками в Pasargadae «в храме богини войны, сравнимой с Афиной;» там назначенный царь должен был снять свою одежду, надеть старую, которую носил Кир, прежде чем он стал царем, съесть фисташки и кирпич сушеного инжира и выпить чашку кислого молока. Другие формальности не известны ни Плутарху, ни нам. К царскому знаку принадлежат трон (см., В частности, для этого и последующих, рельефы аудитории из Казначейства Персеполя), длинный скипетр справа и цветение лотоса в левой руке, вертикальная фиолетовая тиара (ср. Арриан 3.25.3) или, как своего рода военный головной убор, зубчатая корона (см. Рельеф Бисотуна и различные монеты и печати), особая «королевская» одежда, а также гладкая обувь без шнурков. Титулы . Официальный королевский протокол, как достоверно засвидетельствовано в прокламациях, значительно различается по степени; самая полная версия - БД I.1-3 (= БД 1-4): «Я (я) Дарий, великий царь, царь царей, царь в Фарсе, царь стран, сын Хистаспеса, внук Арсамеса, Ахеменид. Он содержит четыре элемента, также используемых отдельно, и все они включают в себя типично западно-иранскую xšāyaθiya (Mid. / New Pers. Šāh «король»). Этот термин, вероятно, является прилагательным производным от первичного абстрактного существительного * xšay-aθa («правительство, правление») до иранского словесного корня * xšay (арийский * kšai)«Править, царствовать»); Король, таким образом, будет назван тем, «кого характеризует правление». Название, возможно, является медианным заимствованием в древнеперсидском лексиконе; точно так же, как говорит Страбон 11.13.9, персы переняли у мидян «услугу королям». Простое название xšāyaθiya встречается часто, как если бы оно было сокращением. Обычно титул короля увеличивается: 1. Xšāyaθiya vazṛka «великий король» (с прилагательным vazṛka- , «великий», еще один традиционный элемент медианского происхождения), титул, в конечном счете, месопотамского происхождения (ср. Akkadian šarru rabû ). 2. Xšāyaθiya xšāyaθiyānām «царь царей» (в обратном порядке Mid. Pers. Šāhān šāh , NPers . Šāhanšāh), унаследованный от урартов и в конечном итоге месопотамского происхождения (калька с сохранением семитского порядка слов) и выражающий претензию ахеменидов на законных наследников вавилонских, ассирийских, урартских и мидийских царей. 3. Xšāyaθiya dahyūnām «король стран», пожалуй, самый типичный титул царей Ахеменидов, часто варьируемый по формам xšāyaθiya dahyūnām vispazanānām «король стран, содержащих все расы», и xšāyaθiya dahyūnām paruzanānām «король стран» гонки." Этот последний вариант является отзывом Ксерксом прежних претензий на мировое господство, определенно вызванным поражениями у Саламинов и Платей. 4. Xšāyaθiya ahyāyā būmiyā ( вазкаяя ) (дурай апий ), «царь на этой (великой) земле (даже далекой)». См. Далее К. Ниландер, «Кто написал надписи на Пасаргаде?» в или. Suec . 16, 1967, с. 157-66; Herrenschmidt 1976; Шмитт, «Кёнигтум»; B. Kienast, «Zur Herkunft der achämenidischen Königstitulatur», Festschrift für Hans Robert Roemer , Бейрут, 1979, стр. 351-64. В других источниках коренная (вавилонская, египетская и т. Д.) Традиция преобладает даже в протоколе. Например, в знаменитом цилиндре Кира Сайрус, новый царь Вавилона, получает традиционный вавилонский титул «царь тотальности, великий царь, могущественный царь, царь Вавилона, царь земли Шумера и Аккада». король всех четырех частей света ». Дария называют «царем Верхнего и Нижнего Египта», «повелителем двух стран», «верховным правителем земли», «сыном бога Атума», «изображением Реа» и т. Д. В иероглифических текстах на вновь найденная статуя Сузы (J. Yoyotte, «Надписи на бумаге », CDAFI 4, 1974, с. 181-83). Эти формулы являются свидетельством признания законного правопреемства Ахеменидов в этих странах. II. Империя Структура . Персидская империя была многонациональным государством под руководством персов; среди этих народов особое место занимали мидяне, иранская братская нация персов. Персидский и, в более общем смысле, «арийский» (т. Е. Иранский) характер царя, его происхождение, его новый письменный язык (DB IV.89) и его верховного бога Ахура Мазды, также называемого «богом арийцев» »(Дважды в эламской версии БД), неоднократно подчеркивались, хотя ахемениды не заходили так далеко, как сасанианцы, называвшие свое королевство« империей Ирана и неиранца ». Я думаю, что обозначение Ахеменидской «империи» было xšāça (ОПЕР. Форма от иранского * xšaθra , не означающего «правило»), а не būmi«Земля» (как предполагает Херреншмидт, 1976, стр. 35 и 43). Расширенное государство - помимо областей местных властей (князей, династий и т. Д.), Которые частично сохранялись под наблюдением сатрапов (например, на Кипре или в городах Финикия и Малая Азия) - было разделено на провинции. Они называются «странами» (OPers. Dahyāva , стебель dahyu- ) в надписях и «сатрапиями» греков после их правителей, сатрапами (OPers. Xšaçapāvan ; OIr. * Xšaθrapāna , в аккадском ашадрапану , библейском арамейском и иврите Чагашдарпан , Имперский Арам. Эшатрапан , египетский Эштрпн ; Ойр. * Xšaθrapā, в ликийском χssadrapaГреческий сатрапес и т. Д., Латинский сатрапес и т. Д.) Или «защитники королевства» (см. Р. Шмитт, «Der Titel« Сатрап »),« Исследования по греческому, курсивному и индоевропейскому языкознанию, предложенные Леонарду Р. паломникИнсбрук, 1976, стр. 373-90). Такие сатрапии, по-видимому, существовали в подобной форме в Срединной империи, поскольку формы титула, сохраненные в сопутствующей традиции, не являются ОПЕР. из них. Их расположение, по-видимому, было систематизировано Дарием, который, таким образом, отказавшись от местного самоуправления в соответствии с неизменными традициями, как во времена правления Кира и Камбиса, разработал новую систему управления. Страны должны были отдать дань королю (например, DB I.19) - все, кроме персов, которые имели привилегированное, освобожденное положение - и выполнять его приказы (например, DB I.19ff., 23ff.) И подчиняться его закону (там же, I.22ff.). Они стояли в страхе перед царем и его законом (DP [ersepolis] e 7-9, DS [usa] e 37-39) и были названы последователями царя (DB I.18ff; для термина бандака, используемого там, см. ниже). Государство, созданное реформами Дария, было основано главным образом на реорганизованной администрации провинции, хотя политическая система была частично адаптирована к местным условиям (см. Выше). Многие проблемы не решены, например, проблема интеграции Киликии, местная династия которой была удалена только Артаксерксом II. Правление ахеменидов над завоеванными народами было в целом довольно либеральным, и большая часть автономии была предоставлена ​​отдельным народам империи, особенно древним цивилизациям - вавилонянам, ассирийцам, египтянам и евреям. Было только административное объединение народов, и, похоже, не было никакого намерения достичь культурного единства. Каждый народ может поддерживать свои собственные институты, обычаи, формы бизнеса или правительства, язык и религию (вкратце, свою индивидуальность), до тех пор, пока общее управление империей находилось под персидским контролем. Отметьте, например, возвращение евреев в Палестину, разрешенное Киру, или отношение Кира к вавилонянам и Камбиса к египтянам, так что вавилоняне признали Кира законным преемником Набонида, а египтяне признали Камбиса основателем законная новая династия (27). Жить и работать вместе в великих центрах империи, таких как Суза или Персеполис, где население было смешанным (как видно из подтвержденных имен), вызывало взаимную терпимость, ассимиляцию, живые контакты между различными этническими группами и своего рода культурные религиозный синкретизм. или отношение Кира к вавилонянам и Камбиса к египтянам, так что вавилоняне признали Кира законным преемником Набонида, а египтяне признали Камбиса основателем законной новой династии (27-я). Жить и работать вместе в великих центрах империи, таких как Суза или Персеполис, где население было смешанным (как видно из подтвержденных имен), вызывало взаимную терпимость, ассимиляцию, живые контакты между различными этническими группами и своего рода культурные религиозный синкретизм. или отношение Кира к вавилонянам и Камбиса к египтянам, так что вавилоняне признали Кира законным преемником Набонида, а египтяне признали Камбиса основателем законной новой династии (27-я). Жить и работать вместе в великих центрах империи, таких как Суза или Персеполис, где население было смешанным (как видно из подтвержденных имен), вызывало взаимную терпимость, ассимиляцию, живые контакты между различными этническими группами и своего рода культурные религиозный синкретизм. Society in Achaemenid Iran was feudal, as inherited from Indo-Iranian and even Indo-European times; its feudal structure, based on a personal loyalty between the king and each single subject, can no longer be doubted since Geo Widengren’s Der Feudalismus im alten Iran (Köln and Opladen, 1969). Closely connected with the royal court was the nobility with its large estates. The chief authorities of administration and the military, the satraps and generals, are called (in DB, passim) the king’s bandakā “vassals, followers” (not “slaves,” as the OPers. word has been mistranslated formerly). They bore the “belt of vassalage” and therefore were named as “those equipped with a binding (OIr. *banda), пояс », чья лояльность была щедро оплачена и чья нелояльность была строго наказана королем (DB I.21ff., IV.65-67). Подводя итог, можно сказать, что люди подчинялись царю, так как царь подчинялся Ахура Мазде. То, что касты или классы общества, такие как рабы или полностью лишенные гражданских прав граждан, были твердо институционализированы, не может быть доказано. администрация, Административным центром империи был королевский дворец, где сложная бюрократическая и административная система была организована по вавилонской модели. Здесь, при дворе, как и во всех других административных органах, канцелярия действовала очень аккуратно; Как и в других древних ближневосточных государствах, административная связь между царем и провинциальными офисами осуществлялась по почте (например, арамейские документы, выданные египетским сатрапом Аршамом [см. Арсамес]). Единый административный язык в бюрократии (о котором мы мало знаем) и общие средства связи и дипломатической переписки были арамейскими. Арамейский уже в неоассирийские времена стал международным языком дипломатов; и его триумф над клинописью как системой письма следовал за тем из папируса как материала письма. При Киру арамейский язык использовался административными учреждениями в западной части империи; при Дарии во всей империи. Поэтому современные ученые придумали терминРейхсарамайш , «Императорский арамейский» Арамейские документы были найдены от Верхнего Египта (Слоновий) и Малой Азии (Сардис) до северо-западной Индии. Напротив, королевские надписи были написаны в основном на трех языках и в клинописных системах письма (древнеперсидский, эламский, вавилонский; иногда также на иероглифическом египетском и арамейском языках). По-видимому, именно Дарий, как он утверждает (БД IV.88-92), отдал приказ составить (клинописный) сценарий, подходящий для выражения древнеперсидского языка, когда ему пришла в голову идея вписать свои собственные гестыего действия против узурпаторов и мятежников у скалы Бисотун. Те, кто работает. надписи, которые претендуют на происхождение от Ariaramnes или Arsames (AmH, AsH), являются поздними подделками Ахеменидов; те, которые якобы Кира (CMa-c) были помещены туда Дарием; ранее были только эламские и / или вавилонские надписи. Древнеперсидский (и язык, и письмо) использовался только для монументальных надписей царей (в их дворцах, гробницах или других памятниках) или для ваз и печатей царя и других знатных лиц; но это не было ни в общем использовании, ни в практических целях. Основные надписи ахеменидских царей (например, Д.Б., высоко над дорогой или надгробие царя в Накш-э Ростам) были предназначены для того, чтобы произвести впечатление на своих подданных, и «должны быть объяснены как документы, подготовленные для шоу и. , , В тех странах, где арамейский язык не преобладал в до-или раннее ахеменидское время, использовались национальные языки и сценарии (см. Явно в Есфирь 1:22, 3:12, 8: 9): Демотический в Египте; Греческий в переписке с ионийскими греками (как в знаменитом письме Гадаты, найденном в Магнезии); прежде всего, эламит на территории старого эламского царства и, в силу его положения и цивилизации, в Фарсе. В Фарсе, самом центре империи, эламский язык использовался в качестве административного языка (как мы видим из огромного архива Персеполя) до Артаксеркса I. Когда администрация была реорганизована примерно в 460 г. до н.э., арамейский язык полностью вытеснил эламский язык и клинописную письменность. , Суза была административной столицей империи Ахеменидов, вероятно, со времен Дария; и его космополитическая природа обильно засвидетельствована археологическими находками. (При Киру место правления оставалось в Экбатане.) Суза была самой важной столицей, как мы видим из современных описаний (Эсхил, Персей , чья сцена лежит там; Геродот, 5.49.7; Есфирь 1: 2 и т. Д.) ; старая эламская крепость была великолепно расширена Дарием (см. DSf). Время от времени, в зависимости от сезона, резиденция короля была также в Вавилоне (семь месяцев зимой: Ксенофонт, Киропедия 8.6.22) и Экбатана / Хамадан, который был идеальным курортом в середине лета (там же; то же самое, Анабасис).3.5.l5; но см. Атней 12.8, где говорится, что зимой цари были в Сузах, летом в Экбатане, осенью в Персеполе и в остальное время года в Вавилоне). В персидской метрополии Pasargadae, основанной Киру и близлежащим Персеполем, не выполняли функции правительственных учреждений. Оба были неподходящими из-за их удаленности. (Однако в поздние ахеменидские времена Диодор Сикулус делает интересное замечание о том, что Персия «значительно превосходит другие сатрапии по плотности населения» [19.21.4].) Персы играли особую роль в административном аппарате. Им никогда не управлял сатрап, но всегда сам король; и в их руках были сосредоточены наиболее важные и влиятельные гражданские и военные ведомства. Надписи (например, DNa 44-47) подчеркивают достоинства персов. Над всей администрацией стоял хазарапати , который также командовал королевскими телохранителями (см. Ниже). Провинции управлялись сатрапами - влиятельными должностными лицами, назначаемыми царем на неограниченный срок владения (например, Аршам был сатрапом в Египте около 454-03 до н.э.). Как указано в их названии, они были «покровителями королевства» своего феодала, а не притоков (поскольку у них не было xšaçaсвоих). В более поздние времена, по общему признанию, практика не соответствовала теории. Сатрапы были непосредственными представителями короля и непосредственно отвечали за него. Будучи руководителями местной администрации, они отправляли правосудие, собирали дань (обязанность, часто возлагаемую на арендаторов или коммерческие фирмы, которые получали огромные прибыли), и контролировали налогообложение и экономическую систему. Они также вели переговоры с соседними государствами и вели войну. Обычно сатрапы выбирались из персидских (и срединных) дворян, и наиболее важные сатрапии часто даровались царским князьям: например, Парфия на Гистаспе, отец Дария (DB II.93 и далее); Бактрия на Масиста, брата Ксеркса (Геродот 9.113.2); Лидия об Артафренах, брате Дария (там же, 5.25.1), а в последующие годы о Кирах "Младших" (Ксенофонт). По большому счету сатрапы обладали силой короля в миниатюре. Не только двор и правительство сатрапа были копией королевских; но также некоторые сатрапы, особенно в более поздние времена, вели себя как второстепенные цари и становились непослушными и мятежными. Власть короля, теоретически абсолютная даже в местных делах (как последнее средство апелляции и главнокомандующий постоянной армии), со временем изменилась в пользу сатрапов. Разделение империи Киром на сатрапии было скорректировано Дарием после подавления восстающих узурпаторов. Положение вещей в начале царствования Дария подтверждается в БД, где перечисляются следующие «двадцать три страны» (БД I.14-7): Персия, Элам, Вавилон, Ассирия, Аравия, Египет, « народы у моря »(т. е. дасцилит; см. Р. Шмитт,« Die achaimenidische Satrapie tayaiy drayahyā », Historia21, 1972, pp. 522-27), Лидия, Иония, Медиа, Армения, Каппадокия, Парфия, Дранджиана, Ария, Хорасмия, Бактрия, Согдиана, Гандара, Скифия, Саттагидия, Арахосия и Мака. Но даже во время правления Дария должны были произойти дальнейшие изменения; поскольку в более поздних списках народов и стран (древнеперсидских, а также иероглифических) встречаются и другие названия, такие как Сагартия, Индия, Фракия, Ливия и Кария. Известные нам списки сильно различаются по количеству, форме и содержанию с течением времени; количество сатрапий имеет тенденцию расти, в то время как их размер становится меньше. Изменения в разделении и границах сатрапий и их причинах в основном неизвестны; мы должны считаться с новыми завоеваниями (поскольку наши источники охватывают длительный период времени), а также с реорганизациями (слияние нескольких сатрапий или снятие прежних подсатрапий, ставших более независимыми); и мы должны учитывать, что первоначальные двадцать три страны были слишком велики для эффективного правительства. Кроме того, чем меньше и менее могущественны сатрапы, тем проще было управлять (см. Ниже); наконец, феодальная структура общества требовала включения в правительство все большего количества людей. Сами сатрапы регулярно подвергались проверкам со стороны других должностных лиц, называемых «глазами короля» или «ушами короля», которые путешествовали по всей империи (в сопровождении войск, достаточных для немедленных действий), наносили неожиданные визиты для изучения поведения сатрапов или других целей. представители администрации (например, в огромных королевских владениях) и доложили непосредственно королю. Эти королевские инспекторы или контролеры, доверенные лица короля (чтобы не сказать, что его шпионы) обычно находились в напряженных отношениях с сатрапами и местными властями. К сожалению, иранская форма таких названий не засвидетельствована; в иранских источниках мы не находим ни «глаз царя», ни «ушей царя», ни чего-либо подобного. Греческие источники различаются между «око царя» (Геродот 1.114.2; Ксенофонт, Cyropaedia8.2.10-12, 6.16 и т. Д.) И «уши царя» (там же, 8.2.10-12; ср. Геродот 1.100.2 о «наблюдателях и слушателях» Медиан-де-епархии); арамейский папирус из Elephantine сохраняет gwškyʾ , форму множественного числа * gōšak , которая отражает (как и армянский гушакский «информатор») OPers. * гаушака- «слушатель». Закон и справедливость . Кир II и Дарий I ввели новые формы законодательства и юрисдикции. Этот «новый» закон, и особенно гражданское право, хотя и основывался на древнем персидском законе, находился под сильным влиянием древнего ближневосточного закона (см., В частности, Olmstead 1948, pp. 122ff.). К сожалению, ни один ахеменидский кодекс, сравнимый с вавилонским или хеттским, не сохранился, если вообще существовал. Реформа законов имела большое значение в программе Дария по реорганизации империи, поскольку в таком многонациональном государстве правопорядок был необходим для общественной безопасности. Очевидно, что его надписи намереваются подчеркнуть его роль как великого законодателя; даже Платон восхвалял его как модель хорошего законодателя и царя, поскольку именно по его законам персидская империя сохранилась «до наших дней» (Епистула VII, 332 б). Важность права как основы государства Ахеменидов также отражена в историях греческих источников о справедливости и юрисдикции Ахеменидов. Благодаря Gottesgnadentum царей (см. Выше), царство на земле было связано с божественным правом. Царский закон (Дарий говорит, что страны соблюдали «мой закон» [DB I.22ff.]) Был Божьим законом (Ксеркс требует соблюдения закона Ахура Мазды [XPh 49f., 51-53]); и воля короля была универсальным законом во всей империи. Каждый королевский указ, если он был скреплен печатью короля, считался неопровержимым и неизменным законом (ср. Есфирь 1:19, 8: 8; Даниил 6: 9, 6:16). «Новый» закон царей Ахеменидов был распространен по всему Ближнему Востоку; Персидская дата«Закон» (многократно засвидетельствованный в надписях), который был широко распространен среди вавилонян, арамейцев, евреев и других народов (например, вавилонских да-та-шашарри [ Дар . 53,15] и арамейского языка dtʾ dy mlkʾ [Ездра 7:26 ], «Закон царя»), что-то вроде ключевого слова истории Ахеменидов. Королевский законодатель, однако, был обеспокоен не только тем, что его правовой кодекс действителен во всей империи, но и предыдущими местными правовыми традициями и обычаями. Таким образом, Дарий считается шестым египетским законодателем (Диодор 1.95.4), так как он приказал собрать египетский закон, действовавший до сорок четвертого года фараона Амасиса, что подтверждается так называемой «Демотической летописью» (Пап) 215 BN; см. W. Spiegelberg, Die sogenannte demotische Chronik.Лейпциг, 1914). Эта коллекция королевских и религиозных законов, законченная шестнадцать лет спустя (495 г. до н.э.), была написана на папирусе на арамейском и демотическом. Аналогичным образом, усилия писца Ездры по кодификации Закона Моисея для еврейской общины, возвратившейся из изгнания, завершенные в соответствии с Артаксерксом I (Ездра 7: 11-26; Неемия 8: 1), мыслимы только с интересом и сочувствием персидских царей. Судебная власть была в руках царя и особых «королевских судей» (Геродот 3.31.2-3), которые были выбраны из персов и назначены царем на всю жизнь; таким образом был сохранен принцип абсолютного и неограниченного самодержавия короля. Официальное название этих судей, по-видимому, было ОПЕР. * dātabara- («знаменосец»), как засвидетельствовано Аккадским да- (а-) та-ба (r) -ра и т. д., эламитский да-уд-да-бар-ра , арамейский dtbr (форма множественного числа dtbry') и позже иранские доказательства. Они должны были отправлять правосудие и истолковывать древние законы. При этом должны соблюдаться следующие принципы: факты должны быть тщательно изучены; и, в частности, вес преступления должен был быть установлен против предыдущих заслуг обвиняемого (ср. Геродот 7.194.1-2). Последний принцип следует сравнить с зороастрийской концепцией суда после смерти, где Рашну взвешивает добрые и злые дела мертвых. Ахемениды серьезно относились к правосудию судей; Греческие авторы несколько раз сообщают, что коррумпированные судьи были приговорены к смертной казни (например, Геродот 5.25.1; 7.194.1-2). Наказание было таким же жестоким, как и на древнем Ближнем Востоке в целом. Казнь, распятие, осквернение, увечье, изгнание были обычным явлением (см. БД II.73-76, Дань . Чтобы заложить прочную экономическую основу для своей империи, Дарий, в связи со своей реформой администрации, наложил фиксированную дань уважения на каждую страну (за исключением Персии и персов, они не облагаются налогом, вероятно, со времен Дария), и он стандартизировал веса и меры. Во времена правления Кира и Камбиса формальная дань не должна была выплачиваться, и короли были удовлетворены получением подарков. При Дарии все провинции (точнее, все номои«Налоговые округа», которые основывались на новом расположении сатрапий, но, казалось бы, не совпадали с ними) должны были платить фиксированную годовую сумму золотом и серебром, а некоторые фиксированную дополнительную дань в натуральной форме (лошади, зерно и т. Д.), в соответствии с их экономическими ресурсами. Из-за этой оценки дани и подобных действий персы называли Дария в насмешке «торговцем» (Геродот 3.89.3). Подробные статистические данные с точными данными о дани, уплаченной двадцатью налоговыми округами, без сомнения, в зависимости от официального персидского источника, приведены Геродотом (3.90-94). Пересчитав стоимость золота в стоимость серебра, он (3.95.1-2) вычислил общую сумму в 14 560 талонов на евебийское серебро. Ставки для отдельных районов были рассчитаны тщательно; но так как они никогда не менялись, в то время как экономическая ситуация становилась все хуже и хуже, они становились все более и более репрессивными. Это фиксированная дань (ОПЕР.баджи- ) - как золото, серебро, слоновая кость, сосуды и т. д., так и крупный рогатый скот, кукурузное вино, масло и т. д. - представляется наиболее важным источником дохода; она текла в огромные королевские сокровищницы (см. Геродот 3.96.2) в Экбатане, Сузах и особенно в Персеполе. Последняя сокровищница (* Ганза , чей начальник был * Ганзабара) выпустила тысячи экономических планшетов в Эламите, которые дают живое представление о деятельности администрации. Другими источниками дохода были таможенные сборы, в частности, муниципальные, дорожные и транзитные пошлины, подробностей о которых мы не знаем. Все это было использовано для покрытия расходов короля и государства: выплаты слуг и чиновников короля, армии и, в более поздние времена, наемников, а также расходов на общественные работы, такие как строительство дворцов, дорог и каналов. , Денежно-кредитная система, Дарий I, вероятно, был первым царем династии Ахеменидов, который ударил монеты, как предполагает Геродот 4.166.2, где Дарий, как говорят, ударил монеты из чистого золота. Этим он принял достижение лидийцев, чей король Крез ввел первую настоящую денежную систему. Дарий содействовал развитию и использованию монет и ввел единую государственную валюту. Без сомнения, сначала вызванный спросом прибрежных провинций, привыкших к монетам, он, таким образом, создал важное средство для консолидации империи путем развития торговли и торговли. В частности, банковская деятельность была облегчена. Для частных банков, как они были известны Месопотамии со 2-го тысячелетия до нашей эры, были открыты новые возможности, как мы узнаем из сохранившихся деловых отчетов. Мурашу и сыновья в Ниппуре, очевидно, получили хорошую прибыль, ок. 455-403 до н.э., Новым стандартом был золотой дарик ( dareikós ), изготовленный из очень чистого золота (23,25 карата, то есть только три процента примеси) и ок. Вес 8,34 г; 3000 дариков сделали один талант - самый большой вес и денежная единица. Имя dareikós не должно быть связано, как предполагают греческие лексикографы, с именем короля, но может быть получено из непроверенных операторов. * дари- ( ав . зари -) «желтый, золотой;» statēr dareikós был бы просто «золотым статером» (см. ссылки в Christensen 1933, p. 279, n. 1). Эти золотые монеты должны были быть поражены только центральной властью, королем, который, следовательно, взял на себя ответственность за обычный вес и сплав монеты. Были также серебряные монеты, так называемые шекели (Siglos), получено из очень чистого серебра (более 90 процентов) и ок. 5,56 грамм по весу; двадцать шекелей были эквивалентны одному дарику, соотношение между ценностью золота и серебром было установлено примерно в 40: 3. Золотой дарик и серебряный шекель (они являлись основным законным платежным средством) были того же типа. Они были примерно овальной формы, поражены маленькими металлическими шариками в форме яйца, не имели легенды и оставались практически неизменными от ок. 515 до н.э до распада империи. Реверс был только нерегулярным квадратом надписи; на аверсе изображен персидский царь (на довольно идеализированном портрете) с бородой и зубчатой ​​короной в полулежащем положении, полуколце, в королевской мантии, с луком в левой руке и копьем в правой руке ( следовательно, дарик был назван «лучником»). Чеканка золотых монет (дарик) была королевской прерогативой; серебряные и медные монеты также могут быть выброшены в качестве случайных выпусков во имя сатрапов и генералов (в частности, для оплаты солдат) или местных династий и автономных городов. Эти неофициальные монеты иногда носили легенды на арамейском, ликийском, греческом и т. Д. К этому классу относится ряд самых ранних реальных портретов на монетах; Самый старый из этих сатрапских портретов (на электруме от Фокея) датируется 453/2 до н.э. Ф. Боденштедтом («Сатрапен и Династен на фокейшен Гектен») К этому классу относится ряд самых ранних реальных портретов на монетах; Самый старый из этих сатрапских портретов (на электруме от Фокея) датируется 453/2 до н.э. Ф. Боденштедтом («Сатрапен и Династен на фокейшен Гектен») К этому классу относится ряд самых ранних реальных портретов на монетах; Самый старый из этих сатрапских портретов (на электруме от Фокея) датируется 453/2 до н.э. Ф. Боденштедтом («Сатрапен и Династен на фокейшен Гектен»)Schweizer Münzblätter 26, 1976, pp. 70f.). Переход к финансовым операциям с наличными можно легко наблюдать в табличках казначейств Персеполис. В первые годы правления Дария заработная плата выплачивалась натурой; но в течение следующих десятилетий денежные выплаты быстро увеличились, так что новая система была полностью создана в конце правления Ксеркса. Однако персидская чеканка сыграла важную роль только в Малой Азии и в торговле с греческими городами; в других странах торговля обычно велась в натуральной форме. Реформа денежной системы остановилась на полпути, так как короли предпочитали копить драгоценный металл в своих сокровищницах, чтобы большая часть королевских сокровищ оставалась непокрытой (пока она не попала в руки Александра) и, таким образом, была изъята из обращения. экономика, Международная торговля значительно расширилась во времена Ахеменидов, чему способствовало, в частности, введение фиксированных весов и мер и, прежде всего, установившейся денежной системы (см. Выше). Во всех покоренных странах по всей империи были созданы благоприятные условия для экономического развития. Императорская администрация должна была справляться, в частности, с огромными расстояниями. Чтобы облегчить связь между различными частями империи и особенно с ее столицами, Дарий приказал построить ряд дорог, которые соединяли Сузы и Вавилон с столицами провинций и сделали возможным быструю перевозку (торговых) караванов, почтовых войск, и королевские инспекторы. Самым известным из них является так называемая «Королевская дорога» (описанная Геродотом 5.52-54) от Сузы до Сардиса (позднее расширенная до Эфеса) через Ассирию, Армения, Киликия, Каппадокия и Фригия, пересекают реки Тигр, Евфрат и Галис. В целом его длина составляла 450 парасангов (см. Ниже) или 13 500 стадий (т.е. около 2600 км; Геродот 5,53), и он был снабжен 111 королевскими постами (stathmoí ) с лучшими четвертями (там же, 5.52.6). Были и другие (и частично более старые) дороги - естественные караванные пути, а также искусственные «всепогодные» дороги - например, из Вавилона через Сузы в Персеполис, из Вавилона через горы Загрос и через Экбатану в Бактрию и Индию или из Выпуск по Малой Азии в Синопу на побережье Евксин. Эти дороги тщательно контролировались и контролировались патрулями, как мы знаем из греческих авторов; и они были разделены на парасанги ( парасанги) равняется тридцати стадиям в среднем. Этот термин, интерпретация которого неясна, не обозначал постоянного расстояния; по-видимому, это была мера времени, расстояние, пройденное бегущей лошадью за один час (следовательно, варьировалось в зависимости от сложности дороги). Следы таких дорог, обнаруженные археологами, свидетельствуют о высоком качестве и новом методе строительства дорог с твердым покрытием, которые имеют канавки для колесных транспортных средств; неудивительно, что сеть этих ахеменидских дорог сохранилась еще долго после падения империи. Другим достижением, которое стало возможным благодаря этим дорогам, была регулярная почтовая служба, которая, вероятно, увековечила подобное ассирийское учреждение и, со своей стороны, послужила образцом для Александра, его преемников и, косвенно, даже для римлян. Эта система была основана на ретрансляционных станциях вдоль дорог,Киропедия 8.6.17-18) , так что эти королевские посланники ( ángaroi ), «более быстрые , чем краны» (там же , 8.6.18), могут покрыть расстояние от Сард до Суза всего за семь дней. Геродот 5.53, напротив, дает, как правило, девяносто дней. Торговля была дополнительно стимулирована завершением строительства древнего Суэцкого канала, который соединил Средиземное море с Красным морем и, таким образом, сделал возможным прямой контакт от западных до восточных границ империи. Канал был уже спроектирован египетским фараоном Нехо, но был закончен Дарием (ср. Геродот 2.158; Страбон 17.1.25; в частности стелы Дария с четырехъязычными надписями, найденными около древнего канала, среди них DZc; см. Также Г. Позенер, Премьер-министр доминирует в египтеКаир, 1936). Он вел из Нила (в Бубастисе) через Вади-Тумилат и через (или вдоль?) Горьких озер к Красному морю (в Суэце), был достаточно широким для плавания бок о бок в двух тримах и мог проходить через четыре дней (Геродот 2.158.1). Обладая как жаждой географических знаний, так и интересом к дальновидной торговой политике (т. Е. Поиску новых рынков и новых природных ресурсов), Дарий спонсировал экспедиции, такие как Скилакс Карьянский (Кария), который открыл устье реки. Инд (т. Е. Морской путь от Персидского залива) и его судоходство (Геродот 4.44). Его описание этой экспедиции в его Periplūsпринес первую информацию об Индии на запад. Другие греки были так же активны в империи Ахеменидов; Например, Демоседес из Кротона и Ктесий из Книда практиковали медицину при дворе Дария I и Артаксеркса II соответственно. Экономическая ситуация сильно различалась в разных странах; но в целом экономический талант Дария способствовал повороту к лучшему. Значительные изменения произошли в ахеменидские времена в отношении сельского хозяйства, от которого в значительной степени зависела экономическая система империи и которая была значительно поддержана ахеменидами. Одним из главных достижений стало улучшение ирригации, что имело жизненно важное значение для увеличения производственного потенциала в Египте, Вавилонии, Иране и Центральной Азии, где бы не было воды. Успех в непрекращающейся борьбе с истощением обрабатываемой земли был возможен только путем рытья подземных оросительных каналов ( NPers . Qanāt), которые до сих пор сегодня поставляют большую часть воды Ирана и Афганистана в сельское хозяйство. По большей части они владели царем, который арендовал их с высоким расходом воды, но вознаградил строительство нового канала также, уступив узуфект обрабатываемой земли рассматриваемой семье в течение пяти поколений (Полибий 10.28 0,3). По-видимому, Дарий был лично заинтересован в улучшении садоводства, о чем свидетельствует, например, его письмо Гадатасу, который пересаживал плоды из-за Евфрата в азиатское побережье. Наиболее важными владельцами (часто очень больших) поместий были король, семьи ведущих властей (в основном иранцы), храмы и великие коммерческие фирмы. Эти поместья, включая пахотные земли, сады, плантации, зоологические и охотничьи сады (греки называли parádeisoi)) были основой для великого богатства и власти; как правило, они были обработаны (см., например, вавилонские клинописные таблички из Nippur, G. Cardascia, Les Archives des Murašû.. , Paris, 1951). Тем не менее, экономический спад 4-го века не мог быть предотвращен. Политическая ситуация была неурегулированной; и администрация не всегда была успешной в экономических, и особенно финансовых вопросах. Империя переживала чрезмерное налогообложение, инфляцию, вызванную хранением видов, и отток денег наемникам. Военные дела . Чтобы поддерживать политический союз, т. Е. Поддерживать порядок в пределах империи и защищать ее границы, военные силы имели исключительное значение. Состав армии менялся и развивался с течением времени. При Киру все персидские мужчины все еще должны были сражаться за царя, тогда как позже была профессиональная армия и, в случае необходимости, дополнительные силы. В мирное время существовала только постоянная армия, состоящая из персов (самые смелые из народов, принадлежащих к империи, согласно Геродоту 7.83.2 и Диодору 19.21.4) и мидийцев, как всадников, так и пехотинцев, принадлежащих к дворянству. Эта постоянная армия, которую король или его представитель могли пересматривать каждый год, называется карав надписях. Элитой этого массива медиано-персов были королевские стражи, 10 000 «Бессмертных», описанных Геродотом 7,83 (ср. 7,40–41). Он объясняет термин: если кто-либо из этих охранников выпадает из-за смерти или болезни, незамедлительно предоставляется замена, и номер снова заполняется. Несмотря на этиологическую интерпретацию, более вероятно, что «бессмертный» - это неправильный перевод ОП. anušiya «последователь», перепутанный с (непроверенными) операми. эквивалент Av. anaoša «бессмертный» (см. A. Pagliaro, «Riflessi di etimologie iraniche nella tradizione storiografica greca», Rend. Lincei, серия VIII, 9, 1954, стр. 146-51). Тысячи из этих 10 000 гвардейцев составляли королевских телохранителей во дворце (см. Различные изображения на рельефах из Персеполя и глазурованных кирпичей из Сузы); их знаки отличия были золотыми яблоками или гранатами на окурках копий (соответственно они названы «носителями яблок» Гераклидом Кумае F 1 J.). Их вождем был хазарапати или хилиарх, который, как «второй после царя» (Диодор 18.48.4), обычно контролировал всю армию. Насколько далеко зашла власть этого чиновника как своего рода «премьер-министра» во времена Ахеменидов, так как свидетельства на этот счет более поздние. Постоянные гарнизоны, которыми командовали персидские офицеры, были расквартированы по всей империи во многих стратегических точках - фортах на главных маршрутах, пограничных крепостях или даже военных колониях, таких как слон на египетско-нубийской границе, где персидское правление поддерживалось и защищалось персами Мидийцы, греки, карианцы, хористы и т. Д., Но особенно евреи (см. Б. Портен, « Архив от слона». Жизнь древней еврейской военной колонии).Беркли и Лос-Анджелес, 1968). В военное время этот элитный корпус был дополнен сбором со всех разных народов империи (см. Отчет об экспедиции Ксеркса против Греции в Геродоте 7.61 и далее) под командованием персов и мидян. Это могучее ополчение, различающееся по количеству и составленное из всех сатрапий, было разделено на национальные подразделения и вооружено в соответствии с их национальными обычаями. Количество этих поспешно собранных войск обычно преувеличивается греческими авторами, в то время как в иранских источниках мы вообще не находим никаких данных; их эффективность не могла быть очень большой. Во времена поздних ахеменидских царей персидских пехотинцев все больше и больше заменяли греческие наемники. Об организации персидской армии мы мало что знаем. Основными подразделениями были всадники (оперы асабара), копьеносцев ( aṛštika ) и лучников ( θanuvaniya ), причем последние два, по-видимому, подразделяются на кавалерийские и пехотные отряды. (См. DNb 41-45, где Дарий утверждает: «Как всадник, я хороший всадник; как лучник, я хороший стрелок, и как пехотинец, и как всадник; как копейщик я хороший копейщик, и как пехотинец, и как всадник ». Геродот (1.103.1) прослеживает эту систему, которая, по-видимому, осталась неизменной (см. Ксенофонт, Анабазис 1.8.9), до срединного царя Киаксареса. III. культура Религия . Религия, основанная Заратуштрой / Зороастром, была основана на древней индоиранской (арийской) религии; в этой системе божественная и человеческая сферы были помещены в более высокий порядок, называемый ṛtám (Av. aša , OPers. * ṛta ), который осознавался как истина и истина. Верховным богом в системе Зороастра был Ахура Мазда («Опер. Аурамазда» ), «Мудрый Господь» или «Господь Мудрость», который создал мир и распорядился им. Основополагающей была антитеза истины (провозглашенной Зороастром) и лжи (атакованной им), из которой, согласно космологическим спекуляциям Зороастра, развился дуализм между светом и тьмой, богом и демоном (то есть Ахура Мазда и Ангра-Майнью), добро и зло и т. д. Без сомнения, Дарий был горячим и преданным поклонником Ахура Мазды. «Великий бог» ( baga vazṛka ) Ахура Мазда - единственный, кого Дарий называет по имени, хотя он призывает «других богов, которые есть» ( aniyāha bagāha tayaiy hantiy , DB IV.6l, 62ff.). Его преемники, напротив, называют и других божеств. Ахура Мазда сотворил небо и землю, создал царей Ахеменидов и даровал им свое царство (см. Выше). Это «по милости Ахуры Мазды» ( vašnā Auramazdāha) что короли были королями и что они сделали то, что сделали, как они сами заявляют. Цари просили поддержки и защиты Ахуры Мазды для себя, для своего клана, своей империи, своих дел. Дарий конкретизирует это в DPD 15-18: «Пусть Ахура Мазда защитит эту страну от (враждебной) армии, от плохого урожая, от лжи (т.е. бунта и восстания)». Он говорит в интимных выражениях: «Ахура Мазда был мне другом» (DSj 4); «Мой (есть) Ахура Мазда, Ахура Мазда (есть) Я» (DSk 4), так что мы можем говорить о довольно личных отношениях между этим царем и его верховным богом. Моралистический тон в некоторых надписях Дария, особенно когда он призывает делать добро и истину (см. Геродот 1.136.2 об образовании правдивости и 1.138.1 о позоре лжи), часто напоминает собственные этические учения Зороастра вГаты, Таким образом, ахеменидов можно понимать как настоящих зороастрийцев, хотя те элементы их религии, которые кажутся зороастрийскими, также могут быть истолкованы как отражение до-зороастрийской стадии иранской религии. Более того, несомненно, что Дарий не был миссионером для зороастризма. Подобно Киру, который восстановил прежнее положение вавилонского культа Мардука, Дарий преуспел в терпимости к культурно-религиозной неоднородности народов империи; это пошло на пользу египтянам, грекам (см. письмо Гадаты), вавилонянам и евреям, которым Дарий подтвердил возвращение в Иерусалим и реконструкцию Храма, предоставленную Киром в 538 году до нашей эры. Основание этой терпимости, однако, не очевидно. (См., Совсем недавно, Дж. Дюшен-Гийемен, «Религия Ахеменидов» в Walser 1972, стр. 59–82; то же,Acta Iranica 3, 1974, с. 11-21; М. Бойс, История зороастризма , HO I.8.1.2, том. II, Под Ахеменианцами , Лейден, 1982). См. Религия Ахеменидов для подробного обсуждения предмета. Искусство (см. Также Искусство, Ахеменид). Ахеменидское искусство - это торжественное и достойное имперское искусство; в неизвестном до сих пор всемирном масштабе, служа прославлению династии. Это относилось исключительно к царствованию, тем более что древнеиранская религия, по крайней мере зороастрийская, не знала храмов. Огромное расширение империи Ахеменидов привело к столь же огромному развитию великолепия, особенно в архитектуре. Кульминацией ахеменидского искусства стало то, что персидская власть достигла апогея, когда из королевской сокровищницы из всей империи потекло много золота и серебра, и величайшие цари этой династии стремились к тому, чтобы дворцы и столичные города были больше и прекраснее, чем у их вавилонских царей. и ассирийские предшественники. В Сузах, Пасаргаде и особенно в Персеполе наблюдается очень обширная строительная деятельность. В общем, ахеменидское искусство представляет собой смесь многих элементов различного происхождения (например, колонна средиземноморского происхождения или планы дворцовых планировок в вавилонском стиле). Это не странно, так как материалы и ремесленники были привезены из всех провинций (см. Надпись DSf на здании Сузы, приведенную ниже). Ахеменидское искусство следовало за различными старыми и твердыми традициями, в значительной степени теми из более старого ближневосточного искусства, и было эклектичным в принятии иностранных особенностей. И все же он объединил отдельные заимствованные элементы в новое целое и обладал «неоспоримым единством и индивидуальностью» (Nylander 1970, p. 12). Участие греческих мастеров способствовало преодолению месопотамских формальных и образных традиций, но отдельные имена, к сожалению, нам неизвестны. Пока эффект и вновь созданное целое были персидскими по характеру, История ахеменидского искусства - двудольный; это относится к «архаичному» периоду, представленному в основном памятниками Пасаргад, которые воздвиг Кир Кир, и «классическим» периодом, особенно проявляющимся в памятниках Персеполя и царских гробницах в Накш-э-Ростаме (оба инициированы Дарием). ) и оставаясь практически неизменным в течение двух веков. Между этими двумя периодами есть большие различия в форме, стиле и многих других отношениях. Pasargadae, в некотором смысле, «место рождения ахеменского искусства» (Nylander 1970, с. 21, и passim). Он стал новой резиденцией короля народа, который внезапно вошел в свет истории. В самом сердце Фарса Кир положил начало смелому эксперименту, который создал в Пасаргаде необычайно широкую, неукрепленную территорию с простыми зданиями. (Сильное ионное влияние на них систематически разрабатывалось Nylander 1970). Пасаргады с гробницей Кира, монументальными воротами, аудиторией и жилым дворцом с большими колонными залами (см. Д. Стронах,Pasargadae , Оксфорд, 1978) был святым местом Ахеменидов, где короновались более поздние короли (см. Плутарх, Артаксеркс 3.1-6 о церемониях коронации Артаксеркса II). Что касается развития ахеменидской архитектуры, Пасаргаде проложил путь Персеполису, ныне Тат-э-Джамшиду, «Трону Джамшида», основанному Дарием городом («раньше здесь не было построено ни одной крепости», DPf 9ff., Только Elamite); Ксеркс I и Артаксеркс I закончили его согласно его идеям. На большой террасе у подножия Кух-э-Рашмат («Гора Милосердия») он образовал ритуальный и представительный центр в неизвестных до сих пор масштабах, роскошный город, соответствующий этой могущественной мировой правящей империи (см. Э. Ф. Шмидт, Персеполис).I-III, Чикаго, 1953-1970). Великолепные здания Персеполя, в строительстве которых были заняты ремесленники из всех сатрапий (как мы видим из заработной платы, назначенной им в эламских табличках из сокровищниц Персеполя), являются кульминацией этого искусства и в определенной степени отличительным знаком империя. План территории террасы Персеполя (примерно 450 на 300 м), однородное целое, характеризуется грандиозной и репрезентативной конструкцией, ощущением пространства и уместностью; С его великолепной архитектурой и декоративными элементами это, без сомнения, одно из величайших художественных произведений древних времен. Типичные ахеменидские монументальные дворцы, такие как Зал Сто Колонн (70 на 70 м, самый большой из всех дворцов Ахеменидов) или Зал Аудитории (ОПЕР. Apadāna)) все еще впечатляют даже в разрушенном состоянии. Примечательны высокие (почти 20 м), тонкие колонны с капителями их животных-протом; богатые орнаментальные рельефы, частично основанные на месопотамских или эламских узорах в их изображениях короля (особенно в так называемом рельефе аудитории); и монотонный, но впечатляющий парад бесчисленных солдат имперской армии и несущих дань делегаций наций, которые украшают лестницы и монолитные дверные рамы и символизируют власть многонациональной империи. Персеполис имел особое значение для персидских царей, которые праздновали здесь свой самый высокий праздник - новогодний (Новруз) праздник в день весеннего равноденствия и получили по этому случаю подарки от делегатов из всех провинций. В часе езды к северо-западу от Персеполя, в Накш-э-Ростаме («Картина Ростама»), в густую скалу Хосайн Куна высечены четыре гробницы царей Ахеменидов. Все они одного типа, более поздние (предположительно, Xerxes I, Artaxerxes I и Darius II) точно копируют самый старый разрез, вырезанный Darius I (идентифицированный по надписям DNa-d). Огромная могила была предназначена для короля и восьми родственников; на его передней части в виде утопленного греческого креста в центральной части изображен скульптурный фасад дворца (высотой 22,5 м, перед самой гробницей) с высокими колоннами (напоминая срединные и урартские традиции). Кроме того, король стоит перед огненным алтарем на платформе, поддерживаемой представителями тридцати народов, принадлежащих империи. Подобные гробницы можно найти над террасой Персеполис на склонах Кух-э-Рахмат (приписывается Артаксерксу II и III) и к юго-западу от террасы под углом скалы (незаконченной [что у Дария III?]). Около Накш-э-Рагаба (4 км к северу от Персеполя) были найдены останки незаконченной гробницы (предположительно) Камбиса II; таким образом, мы можем утверждать, что все цари Ахеменидов были похоронены в их родной стране Фарс, а труп короля, умершего за границей, перевозился туда в государстве (ср. Ctesias 15, sec. 44J.). В Сузах, политической столице империи и старой эламской резиденции, официальное космополитическое искусство ахеменидов одинаково очевидно. Здесь Дарий построил крепкую цитадель в старом акрополе и монументальный дворец на большой террасе; в этом был величественный зал для зрителей (сгоревший под Артаксерксом I). Правительственные здания были предположительно в так называемом «Королевском городе» (к юго-востоку от дворца), который не был раскопан. Сотрудничество различных народов в строительстве этих зданий подтверждается надписью DSf, важным текстом истории ахеменидской цивилизации: «Рытье фундаментов, засыпать землю грязью [для дворца с огромные каменные колонны, предназначенные Дарием, по образцу зданий Кира в Пасаргаде, в месте, где раньше были только здания из глиняных кирпичей], а лепка из кирпичей производилась вавилонянами; кедровая древесина [используемая для каркаса крыши] была завезена ассирийцами из Ливана в Вавилон и оттуда в Сузы карийцами и ионийцами; древесина sissoo была привезена из Гандхары и Кармании; золото, добытое здесь, было привезено из Лидии и Бактрии; лазурит и сердолик, привезенные сюда, были привезены из Согдианы; бирюзовая ковка была привезена из Хорасмии; серебро и черное дерево были привезены из Египта; краски для настенных рельефов были привезены из Ионии; слоновая кость, привезенная сюда, была привезена из Нубии, Индии и Арахосии; каменные колонны, сделанные здесь, были привезены из Элама. Каменщики были ионийцами и лидийцами; ювелиры были мидянами и египтянами; резчиками по дереву были лидийцы и египтяне; кирпичные слои [из цветных глазурованных кирпичных рельефов, украшавших стены только в Сузах, это продолжение вавилонской традиции] были вавилонянами; малярами были мидяне и египтяне »(DSf 28-55). Таким образом, появление многих иностранных элементов в технике и реализации не удивительно, но они применяются персами автономно и с новой концепцией для их собственных конструкций, так что конечный продукт был персидским. Представление всемогущего короля и царствования находится на самом высоком уровне в скальном рельефе Бисотуна (с его важной трехъязычной надписью) в месте, святом с незапамятных времен (как следует из его названия: иранское * Bagastāna «Место богов», засвидетельствовано только по-гречески, Bagístanon óros [ Ctesias 1, см. 13.1.2J. = Diodorus 2.13.1-2]) около так называемых «Ворот Азии». Этот монументальный рельеф, находящийся примерно в 66 м над дорогой, был выстроен по приказу Дария в 52-1519 гг. До н.э. Он изображает царя, стоящего слева (с двумя сопровождающими лицами позади него, его носителем и его копьеносцем), его нога на тело побежденного Гаумата и лицом к лицу из девяти плененных мятежников. Их руки связаны за спиной, и веревка вокруг их шей связывает их вместе; над всем - символ Ахура Мазды. Статуя Дария, недавно найденная в Сузах, дает небольшое представление о круглой скульптуре Ахеменидов, о которой мало что известно, кроме сообщения Плутарха, Александра 37,5, о том, что великая статуя Ксеркса в Персеполе (?) Была свергнута солдатами Александра. Греческие скульптуры высоко ценились Ахеменидами и были изгнаны из Греции Ксерксом в его резиденции (ср. Арриан 7.19.2); торс красивой греческой статуи даже был найден в Персеполе (Шмидт, Персеполис II, стр. 66). Известно множество мелких мелких предметов Ахеменидов: металлоконструкции, прежде всего посуда из золота и серебра ( рифы, сосуды, тарелки, культовая утварь и т. д.), ювелирные изделия (серьги, браслеты и т. д.), оружие (кинжалы), печати и драгоценные камни, вырезанные в старом месопотамском стиле, но с иранскими фигурами (например, с царем на бою на колесницах) лев или перед огненным алтарем и с символом Ахура Мазды). Все это характеризуется животным стилем, как это характерно для скифов; но, кроме древних ближневосточных животных, таких как лев, бык, грифон, козерог и т. д., есть, как правило, иранские, такие как лошади или верблюды. Самые старые в мире сохранившиеся ковры, найденные в кургане скифского некрополя на Пазырыке в Алтайском крае, по своим мотивам относятся к ахеменидским временам (около 500 г. до н.э.). Библиография : P. Cauer, «Achaimenidai», Pauly-Wissowa, I / 1, 1893, col. 200-04 (общий генеалогический опрос). A. Christensen, Die Iranier , в A. Alt et al., Kulturgeschichte des Alten Orients , München, 1933. М. Этехам, L'Iran sous les Achéménides , Фрибург, 1946. Олмстед, История Персидской империи , Чикаго, 1948. R. Ghirshman, L'Iran des origines à l'islam , Paris, 1951 (англ. Tr., Harmondsworth, 1954). Г.Г. Кэмерон, «Древняя Персия», в RH Bainton et al., Идея истории на древнем Ближнем Востоке , в Нью-Хейвене и Лондоне, 1955, с. 77-97. Р. Н. Фрай, «Наследие Персии , Кливленда и Нью-Йорка», 1963. К. Ниландер, Ионийцы в пасаргадах. Исследования по древнеперсидской архитектуре , Упсала, 1970. W. Hinz, «Persis», Pauly-Wissowa, Supplement 12, 1971, col. 1022-38. G. Walser, ed., Beiträge zur Achämenidengeschichte , Wiesbaden, 1972. Г. Гноли, «Политика религии и концепция родословной Ахеменидов», Acta Iranica 2, 1974, pp. 117–90. М. А. Дандамаев, Persien unter den ersten Achämeniden (6. Jahrhundert v. Chr.) , Висбаден, 1976 (тр. С рус. Изд., Москва, 1963). С. Herrenschmidt, «ОБОЗНАЧЕНИЕ де l'империи ЕТ концепции политических исследований в Дария 1 эр d'après сес надписи ан вьё Перс,» Studia Iranica 5, 1976, стр. 33-65. W. Hinz, Darius und die Perser, Eine Kulturgeschichte der Achämeniden I-II, Баден-Баден, 1976-79. Р. Шмитт, «Königtum im Alten Iran», Saeculum 28, 1977, pp. 384-95. То же самое, «Thronnamen be den Achaimeniden», Beiträge zur Namenforschung NF l2, 1977, pp. 422-25. То же самое , «Имена престолов Ахеменидов», Annali dell'Istituto Orietale di Napoli 42, 1982, pp. 83-95. MC Root, Король и королевство в искусстве Ахеменидов , Acta Iranica 19, Лейден, 1979. (Р. Шмитт) Первоначально опубликовано: 15 декабря 1983 Последнее обновление: 21 июля 2011 г. Эта статья доступна в печатном виде. Том Я, Фас 4, с. 414-426 Цитировать эту запись: Р. Шмитт, «АХАЕМЕНИДНАЯ ДИНАСТИЯ», Encyclopædia Iranica, I / 4, с. 414-426; обновленная версия доступна в Интернете по адресу http://www.iranicaonline.org/articles/achaemenid-dynasty (доступ 2 февраля 2014 г.). Бардийя Бардия, младший сын Кира Великого. Название происходит от протоиранского * bardz - «будь высоким». В эламской версии надписи Бехистун (Бисотун) его называют Пиртия, но аккадская версия и частные документы из Вавилона имеют срединную форму Барзия. Его называют Смердис Геродотом (3.30), Мардос Эсхилом ( Persae 774), Мергис Джастином (1.9) и Мерфис Геллаником (Якоби, Фрагмент 1, с.449). С другой стороны, Ктесий ( Persica 29.8) называет младшего сына Кира Танёксарса (древнеперсидский * tanu-wazraka «большим телом»; ср. Также Ксенофонт, Cyropaedia).8.7,11, где он называется Tanaoxares). Оба имени, Бардия и Таниоксарс, подразумевают, что принц обладал исключительной физической силой, и, вероятно, Таниоксарс был прозвищем Бардия. Согласно надписи Бехистун (1.29-30), Камбис и Бардия имели одного и того же отца и мать. Геродот (3.2 и 30) также говорит, что они были полными братьями, их мать была Кассандан , дочерью Фарнаспа, Ахеменидом. Утверждение Ктесия (29.2) о том, что женой Кира и матерью его сыновей была Амитис, дочь последнего срединного царя Астиагов, по-видимому, ошибочно. Дарий в своей надписи «Бехистун» (БД 1.30-33) говорит, что Камбис, став царем, но до своего отъезда в Египет, убил Бардию и что убийство держалось в секрете от народа. Однако, согласно Геродоту (3.10), Бардия (Смердис) отправилась в Египет с Камбисом и провела там некоторое время. Позже Камбиз отправил его обратно в Сузы из зависти, потому что Бардия одна могла нарисовать лук, принесенный эфиопским царем. Тогда Камбису приснился сон, в котором он увидел своего брата, сидящего на королевском троне. В результате этого сна Камбиз отправил своего доверенного советника Прексаспа из Египта в Сузы с приказом убить Смердиса. Геродот приводит две версии убийства. Согласно первому, Смердис был убит на охотничьем поле недалеко от Сузы; другая версия гласит, что Прексасп утопил его в Эритрейском море. Убийство держалось в секрете и было известно только Патизейту, магу, которого Камбиз оставил во главе королевского дворца, прежде чем отправиться в Египет, и еще нескольким. У этого мага был брат, который очень напоминал мертвую Бардию и даже с рождения имел одно и то же имя. Патизейт убедил его поднять восстание против Камбиса и объявить себя королем, утверждая, что он настоящий сын Кира. Некоторое время он мог выдавать себя за мертвую Бардию (см. Геродот, 3.61-62). утверждая, что настоящий сын Кира. Некоторое время он мог выдавать себя за мертвую Бардию (см. Геродот, 3.61-62). утверждая, что настоящий сын Кира. Некоторое время он мог выдавать себя за мертвую Бардию (см. Геродот, 3.61-62). В надписи «Бехистун» (БД 1.36 и т. Д.) Этот самозванец называется «Гаумата-маг» ( maguš).; Аккадская версия добавляет «Mede», см. DB 1.15). Имя было сохранено Джастином (1.9) в форме Cometes как имя брата узурпатора. Джастин говорит, что именно Кометс убил принца Мергиса и что убийство произошло после смерти Камбисеса. Как видно из надписи Бехистун, Гаумата восстал против Камбиса 11 марта 522 г. до н.э., утверждая, что это Бардия. Как рассказывает Геродот (3.62-65), из Персии в Камбис, когда он находился в Сирии по пути домой, пришло известие, что его младший брат узурпировал трон. Тем не менее, Prexaspes заверил Камбис, что он убил Бардия. Затем Камбис умер весной 522 г. до н.э., признавшись в убийстве своего брата. Но после смерти Камбиса Прексаспес последовательно отрицал, что Бардия была мертва. Согласно Ctesias (29.8-14), Кир на смертном одре назначил губернатора Бардии (Tanyoxarces) ( despotēs).«Хозяин») бактрийцев, хоровцев (то есть хорезмов), парфян и карманий. Когда Бардия из-за какого-то проступка выпороть мага, по имени Сфендадаты, Сфендадат в отмщении сказал Камбисесу, что его брат замышляет против него. Затем по приказу Камбиса Бардия выпил бычью кровь и умер. Sphendadates, который был очень похож на Бардия, одетый в одежду принца и притворился младшим сыном Кира. После смерти Камбиса он стал королем. Через пять лет после убийства мать Бардии узнала от евнуха, что ее сын умер и что король действительно был Сфендадатами. До этого исчезновение принца прошло совершенно незаметно для всех, кроме сообщников Камбиса Изабатеса, Арташираса и Багапата. Если мы считаем , что Ксенофонт ( Киропедии 8.7.11, 8.8.2), после смерти отца Бардию (Tanaoxares) был назначен сатрапом Мидии, армяне и Cadusians. Когда Кир умер его сыновья начали ссориться (смотри также Платон, Leges 3.694-95 и Epistulae 7.332A). Некоторые современные ученые (например, Олмстед) полагают, что человек, который восстал против Камбиса, был его настоящим братом и законным наследником, и что Дарий убил его, назвав его Гауматой и придумав историю ложной Бардии, чтобы оправдать свой захват королевства. , Однако это должно оставаться гипотетическим (см. Gaumāta ). Согласно надписи Бехистун (DB 3.21-28), в 522 году до н. Э. Перс, по имени Вахяздата, поднял восстание против Дария, также утверждая, что это Бардия, сын Кира. Бардия оставила дочь по имени Пармис, на которой Дарий женился, когда стал царем, чтобы узаконить свое положение (см. Геродот, 3.88). Библиография : Дано в тексте; см. также W. Brandenstein и M. Mayrhofer, Handbuch des Altpersischen , Wiesbaden, 1964, pp. 110, 114. М. А. Дандамаев, Persien unter den ersten Achämeniden , Висбаден, 1976, с. 108-58. То же самое , Политическая история Ахеменидской державы, М., 1985, с. 64-85. И. Гершевич, «Ложный Смердис», Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae 27/4, Будапешт, 1979, стр. 337-51. Кент, древнеперсидский , с.200. Ф. В. Кениг, Der Falsche Bardiya: Dareios der Grosse und die Lügenkönige , Вена, 1938. Олмстед, История Персидской империи , Чикаго, 1948, с. 107-10. J. Wiesehöfer, Der Aufstand Gaumātas und die Anfänge Dareios ' I., Бонн, 1978. Условия поиска : بردیا Bardia bardiaa (М.А. Дандамаев) Первоначально опубликовано: 15 декабря 1988 Последнее обновление: 15 декабря 1988 г. Эта статья доступна в печатном виде. Том III, Fasc. 8, с. 785-786

династия ахеменидов? биография .Как развод ..

url: '', target: '_blank', // default is _self, which opens in the same window (_blank in new window) описание: ' варианты своего следующего фильма или драмы. .'

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Red_telephone_box', описание: 'The red telephone box is a familiar sight on the streets of the United Kingdom.'

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

Просто Демо:

Выдвигающееся боковое меню на чистом CSS

Меню Слева Меню Справа

Во время
 

-династия ахеменидов?

фото Вито Дженовезе?
фото

династия ахеменидов Новый! Комментарии