5 мая исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса. Больше всего почитателей у него сегодня в России — стране, которую он очень не любил . Исторический экскурс Олега Смирнова
Пятого мая, в день двухсотлетия со дня рождения Карла Маркса, у его памятников, тысячи которых до сих пор разбросаны по миру , появились цветы — создатель коммунистической теории и сегодня может похвастаться огромной армией своих идейных последователей. В том числе и у нас в России .
« Школа рабства »
Хотя Россию и народ , ее населяющий, Маркс искренне не любил . И не отказывал себе в удовольствии давать весьма желчные и, мягко говоря , субъективные характеристики многим ключевым фигурам русской истории . Ну вот , например , как выглядит , по Марксу, один из основателей объединенного русского государства — Иван Калита :
« Политика Ивана Калиты состояла попросту в следующем : играя роль гнусного орудия хана и заимствуя , таким образом , его власть , он обращал ее против своих соперников — князей и против своих собственных подданных . Для достижения этой цели ему надо было втереться в доверие к татарам, цинично угодничая, совершая частые поездки в Золотую Орду, униженно сватаясь к монгольским княжнам, прикидываясь всецело преданным интересам хана , любыми средствами выполняя его приказания , подло клевеща на своих собственных родичей , совмещая в себе роль татарского палача , льстеца и старшего раба . Он не давал покоя хану, постоянно разоблачая тайные заговоры . Как только тверская линия начинала проявлять некоторое стремление к национальной независимости, он спешил в Орду, чтобы донести об этом . Как только он встречал сопротивление , он прибегал к помощи татар для его подавления . Но недостаточно было только разыгрывать такую роль , чтобы иметь в ней успех , требовалось золото . Лишь постоянный подкуп хана и его вельмож создавал надежную основу для его системы лжи и узурпации...» (« Разоблачение дипломатической истории XVIII века »).
Маркс ( подобно сегодняшним евразийцам ) рассматривает Московское царство как наследника государственной структуры Орды. Иван Третий , по его мнению , не завоевал независимость Руси, а « украл » ее с помощью « уловок беглого раба », «продолжая падать ниц перед послами хана и называть себя его данником ». А потом и «разложил Новгородскую республику », опутав Русь « монгольскими цепями ».
Такую тактику Маркс считает чуть ли не национальной русской чертой : « Между политикой Ивана III и политикой современной России существует не сходство , а тождество — это докажет простая замена имен и дат ». Так что и России , созданной Петром I, Маркс приписывает те же черты — использование уже на общеевропейской сцене методов времен Орды и стремление к неограниченной власти .
« Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому , что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба , ставшего господином . Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина , которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира »,— пишет Маркс .
В «Разоблачении дипломатической истории XVIII века » ( эту работу в советские времена широкая публика практически не знала : штатные марксисты ее попросту замалчивали , а впервые на русском языке она была опубликована только в 1989 году, в журнале « Вопросы истории ») трирский философ широко цитирует нелицеприятные высказывания о России дипломатов той эпохи , приходя затем к выводам программного свойства : « Если московитские цари , осуществлявшие свои захваты, главным образом используя татарских ханов, должны были татаризовать Московию, то Петр Великий , который решил действовать , используя Запад , должен был цивилизовать Россию . Захватив прибалтийские провинции, он сразу получил орудия , необходимые для этого процесса. Эти провинции не только дали ему дипломатов и генералов, то есть умы , при помощи которых он мог бы осуществить свою систему политического и военного воздействия на Запад , но одновременно в изобилии снабдили его чиновниками , учителями и фельдфебелями, которые должны были вымуштровать русских , придав им тот внешний налет цивилизации, который подготовил бы их к восприятию техники западных народов, не заражая их идеями последних ».
Изучив , таким образом , «расово-этнографические моменты », Маркс и Энгельс выносят приговор : « Славяне — мы еще раз напоминаем , что при этом мы всегда исключаем поляков — постоянно служили как раз главным орудием контрреволюции. Угнетаемые дома , они вовне , всюду , куда простиралось славянское влияние , были угнетателями всех революционных наций ...» ( Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения . Т. 6. М., 1957. С. 299).
Польский след
Откуда такая непримиримая категоричность и чем насолила Россия Карлу Марксу? Одна из версий — « семейная »: среди предков отца встречаются выходцы из Галиции ( территория современной Украины ), где антирусские настроения всегда были чрезвычайно сильны, и, стало быть , набор соответствующих стереотипов автор « Капитала » мог впитать еще с детства . Но все же ближе к истине , как представляется , другая версия — « внешняя »: серьезное влияние на позицию Маркса оказало знакомство с Теофилом Лапинским — польским революционером-националистом, участником Крымской войны, который сражался против России и на Кавказе, и его единомышленниками.
В собрании сочинений можно обнаружить письмо Ф. Энгельсу от 24 июня 1864 года , в котором Маркс пишет : «... догма Лапинского, будто великороссы не славяне , отстаивается г-ном Духинским ( из Киева, профессор в Париже ) самым серьезным образом с лингвистической, исторической, этнографической и т.д. точек зрения; он утверждает , что настоящие московиты, то есть жители бывшего Великого княжества Московского , большей частью монголы или финны и т.д., как и расположенные дальше к востоку части России и ее юго-восточные части . Из этой книги видно , во всяком случае , что дело очень беспокоило петербургский кабинет ( ибо оно решительно положило бы конец панславизму ).?...? Выводы, к которым приходит Духинский : название Русь узурпировано московитами. Они не славяне и вообще не принадлежат к индогерманской расе, они intrus ( незаконно вторгшиеся.— "О "), которых требуется опять прогнать за Днепр и т.д.?...? Я бы хотел , чтобы Духинский оказался прав и чтобы , по крайней мере, этот взгляд стал господствовать среди славян » ( Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения . Т. 31. М., 1963. С. 106-107).
Следует уточнить , что польский этнограф Франциск Духинский прикладывал немало сил к тому , чтобы доказать — «москали » не принадлежат к славянам и даже не являются арийцами, а , подобно монголам, выходцы из Туранского региона Азии и присвоили себе имя « русские », на которое имеют право только малороссы и белорусы, близкие к полякам по происхождению. Все это , как мы видим , популярно и спустя полтора века . Но кто сегодня помнит Духинского или Лапинского — иное дело сам Карл Маркс ...
Образ и оригинал
Наверное , ни один другой философ и идеолог не прочертил столь глубокую борозду в истории современного мира , как этот господин с окладистой бородой, знакомый по бесчисленным бюстам и портретам, которые десятилетиями покрывались пылью в залах и кабинетах по всей советской империи и на « дружественных территориях » сателлитов, разбросанных по всем континентам .
Сегодня в Европе Маркс нередко выступает в качестве персонажа поп-арта, к его юбилею , например , выпущена купюра достоинством 0 евро, в киосках мелькают забавные фигурки и комиксы о создателе « Капитала ».
Готовился к знаменательной дате и родной город Карла Маркса — Трир, где дом семьи Маркс по Брюккенштрассе превращен в музей , в последние годы его осаждают толпы туристов из Китая.
В этом аккуратном светлом здании изобретатель марксизма и появился на свет 5 мая 1818 года в благополучной многодетной буржуазной еврейской семье. Чтобы заниматься юридической практикой , его отец принял лютеранство , превратившись из Гиршеля в Генриха Маркса, что , впрочем , вполне отвечало его собственным стремлениям к духовной эмансипации и прусскому патриотизму, которому старший Маркс был искренне привержен. Сына он крестил, когда тому исполнилось шесть лет ...
На дошедших до нас фотоснимках Карл Маркс часто предстает в окружении жены и дочерей — этакий благородный патриарх , отец семейства . Рассказ о его личной жизни обычно начинают с романтической истории о страстной любви к Женни — баронессе фон Вестфален, первой красавице Трира, любви, преодолевшей все классовые и национальные барьеры. Познакомились они еще детьми : будущей невесте было 16, ее суженому — 12. Дети были разные : крещеный в шестилетнем возрасте сын юриста и девочка , в предках которой были и фельдмаршалы, и шотландские аристократы. Романтические встречи, разрыв с первым женихом — блестящим лейтенантом, тайная помолвка , негодование обеих семей и брак лишь спустя годы ( после смерти отцов обоих влюбленных ).
История красивая . Но образцовым семьянином Карл все же никогда не был . Приметная деталь : в 1850 году, во время болезни Женни, Маркс нашел себе очередную любовницу — Ленни Демут, которая весной 1851 года родила мальчика . Фридрих Энгельс благородно признал ребенка своим , нашел ему приемных родителей , всю жизнь выплачивал алименты. Женни сделала вид , что ничего не знает . В момент появления ребенка от любовницы законная жена Карла тоже была на сносях. Их дочь Женни-Франциска не прожила и года : у Маркса не было денег ни на доктора , ни затем на похороны , маленькое тельце долго лежало в квартире , прежде чем семья смогла оплатить место на кладбище . « Когда Франциска родилась , у нее не было колыбельки. Ей долго отказывали даже в последней маленькой обители . Каково же было нам, когда мы несли нашу девочку к ее последнему пристанищу »,— запишет Женни в своем дневнике (биографы Маркса между тем подсчитали, что даже тех доходов , о получении которых он сам упоминает в переписке, было бы достаточно для безбедной жизни семьи, однако Женни он выделял на расходы ничтожно мало . Наиболее распространенная версия — автор « Капитала » регулярно играл на бирже, и играл крайне неудачно ).
Женни не раз говорила , что помышляет о самоубийстве, что неудивительно , учитывая , сколько ей пришлось вытерпеть : и безденежье , и долги, и любовниц своего драгоценного мужа , и его пристрастие к алкоголю ...
В письмах к подруге Эрнестине Либкнехт Женни признавалась , что ей тяжела интимная близость с ним, она измучена постоянными родами , недоеданием и болезнями , мечтает о передышке между беременностями, однако пылкий Карл не желает принимать это во внимание .
Из семерых детей супругов Маркс до взрослого возраста дожили лишь три дочери, две из которых ( Элеонора и Лаура ) покончили собой . Самоубийство двух из трех дочерей Карла Маркса многие специалисты связывают с фигурой их отца — доминирующего родителя . Женни, имея возможность бросить супруга , который ей изменял и не обеспечивал минимального достатка, не сделала этого ( хотя семья матери в Германии была готова ее принять ), предпочитая « нести крест ». Все это с самого детства наблюдали дочери. И хотя отец давал им богатую интеллектуальную пищу , его внутренний холод , который отмечали многие , замораживал все вокруг . « Чудовище , одержимое тысячей демонов » — так отзывался Фридрих Энгельс о своем друге и соратнике ...
Не все знают , что автор « Капитала » в юности пописывал стишки , которые могут многое рассказать о его личности . Будучи уверенным в своей гениальности, он мнил себя будущим великим поэтом . В его строках — бунт против Творца , и некоторые исследователи даже окрестили поэтические опусы философа « Сатанинскими стихами ». В 20 лет он, подобно Люциферу, заявил : «Я чувствую себя равным Богу !». Вот пара характерных строф из малоизвестного Маркса :
Адские испарения поднимаются
и наполняют мой мозг ,
Пока не сойду с ума
и мое сердце в корне не переменится.
Видишь этот меч ?
Князь тьмы продал его мне .
Мир должен быть разрушен с проклятиями.
Я сдавлю руками его упрямое бытие .
И, обнимая меня,
он должен безмолвно угаснуть
И затем вниз — погрузиться в ничто ,
Совершенно исчезнуть ,
не быть ,— вот это была бы жизнь ...*
Дух и тело
В своей книге « Карл Маркс : Мировой дух » французский экономист Жак Аттали приводит свидетельство современников, относящееся к 1850-м годам : «В частной жизни он очень неряшлив, циничен, отвратительный хозяин . Он ведет богемную жизнь . Редко моется и меняет белье . Быстро пьянеет. Зачастую целый день слоняется без дела . <...> В его квартире нет ни одного целого предмета мебели. Все поломано, покрыто пылью , в большом беспорядке . Посреди гостиной стоит большой стол , покрытый подобием скатерти. На нем рукописи, книги , газеты , клочки ткани от шитья его жены , треснувшие чайные чашки , грязные ложки, ножи , вилки, свечи , чернильницы, стаканы, трубки, табачный пепел; все это вперемешку на одном столе. <...> Все это нимало не смущает ни Маркса, ни его жену ».
Маркс постоянно болел — головные боли, воспаление глаз , невралгия , ревматизм, бессонница , нервное расстройство , которые философ пытался победить с помощью наркотиков. Его мучила больная печень , которую он не щадил , поглощая маринованные огурцы, копченую рыбу, ликеры и вино . Из-За вечного безденежья Маркс курил самые дешевые сигары. В наши дни философу поставили еще один диагноз — гидраденит, проявляющийся в постоянном возникновении фурункулов, тогда эта болезнь еще не была известна . В 2007 году эту ретродиагностику кожной болезни Маркса провел дерматолог Сэм Шустер из Университета Ньюкасла, который указал на ее возможные психосоциальные последствия — стресс и заниженную самооценку , что , по мнению ученого , могло повлиять и на его философию. Болезни усугубляли его и без того его тяжелый характер , он был резким, даже грубым человеком, нетерпимым к критике , раздражительным, часто не доверял даже ближайшим друзьям (и Энгельс тут не был исключением ).
Шестидесятичетырехлетнего Карла Маркса убили бронхит и плеврит. 17 марта 1883 года проводить в последний путь автора « Капитала » пришло всего около 10 человек . Он был похоронен как человек без гражданства на участке для атеистов Хайгейтского кладбища Лондона, известного своими преданиями о вампирах и оккультными ритуалами, которые до сих пор проводят здесь сатанисты.
Пятого мая 2018 года на могилу Карла Маркса легли свежие цветы . А в европейских публикациях, посвященных его юбилею , дежурно говорили о том , что марксизм скоро вступит в эпоху ренессанса...
* Перевод стихов с немецкого Марианны Давиша.