— Ты это! А ты товой!
— Чего т-того?!
— Ты… это… не безобразничай.
Спарта - Ликург доля Флипборд Эл. адрес РАСПЕЧАТАТЬ Ликург Спартанский Ликург Спартанский. Clipart.com История и культура История и культура Древняя история и культура Греция Цифры и события Древние языки Египет Азия Рим Мифология и религия Американская история Афроамериканская история Африканская история История Азии Европейская история Генеалогия Изобретений ПОСМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ От Н.С. Гилл Обновлено 8 марта 2017 г. Дата: 22.06.99 - Назад в Спарту: военное государство - Хотя эволюция кодексов греческих законов сложна и не может быть сведена к работе одного человека, есть один человек, ответственный за афинское право, а другой - за спартанский. В Афинах был Солон, а в Спарте - законодатель Ликург . Подобно истокам правовых реформ Ликурга, сам человек окутан легендами. Геродот 1.65.4 говорит, что спартанцы думали, что законы Ликурга пришли с Крита . Ксенофонтзанимает противоположную позицию, утверждая, что Ликург их выдумал; в то время как Платон говорит, что Дельфийский Оракул установил законы. Независимо от происхождения законов Ликурга, Дельфийский Оракул сыграл важную, если не сказать легендарную, роль в их принятии. Ликург утверждал, что Оракул настаивал на том, чтобы законы не записывались. Он обманом заставил спартанцев соблюдать законы в течение якобы короткого периода - пока Ликур отправился в путешествие. Спартанцы согласились с этим из-за упомянутого авторитета. Но затем, вместо того, чтобы вернуться, Ликург навсегда исчезает из истории, тем самым навеки обязывая спартанцев соблюдать свое соглашение не изменять законы.См . "Этику греческой культуры" Сандерсона Бека для получения дополнительной информации. Некоторые думают, что законы Спарты практически не изменились до третьего века до нашей эры, за исключением «всадника на ретру», упомянутого Плутархом. См. «Законодательство в Спарте» В. Г. Форреста. Феникс. Vol. 21, No. 1 (Весна, 1967), стр. 11-19. Источник: (http://www.amherst.edu/~eakcetin/sparta.html) Реформы Ликурга и спартанское общество До Ликурга существовало двойное царство, разделение общества на спартиатов, илотов, периоев и эфоратов. . После своих путешествий на Крит и в другие места Ликург принес в Спарту три нововведения: Старейшины (герусия), Передел земли и Общие беспорядки (еда). Ликург запретил чеканку золотых и серебряных монет, заменив их чеканкой железа низкой стоимости, что затруднило торговлю с другими греческими полисами; например, предположительно существовали железные монеты в форме буханки и размера. Также возможно, что железные монеты ценились так же, как железо в железный век Гомера. См. «Железные деньги Спарты» Х. Мичелла Феникса, Vol. 1, Дополнение к первому тому. (Весна, 1947), стр. 42-44. Мужчины должны были жить в бараках, а женщины должны были проходить физическую подготовку. Во всем, что он делал, Ликург пытался подавить жадность и роскошь. [www.perseus.tufts.edu/cl135/Students/Debra_Taylor/delphproj2.html] Delphi и закон Мы не знаем, просил ли Ликург оракула просто подтвердить код закона, который у него уже был, или просил оракула предоставить код. Ксенофонт предпочитает первое, а Платон - второе. Есть вероятность, что код пришел с Крита. Источник: (web.reed.edu/academic/departments/classics/Spartans.html) Ранняя Спарта Фукидид предположил, что не короли объявили войну, и тот факт, что семь илотов посетили каждого спартанца, указывает на то, что их жребий не может было так плохо. br /> Великий отрывок Ретры из Жития Плутарха Ликурга о получении им оракула из Дельф об установлении его формы правления: Когда ты построишь храм Зевсу Силланию и Афине Силлании, разделишь людей на филы, разделишь их на обай и установишь Герусию из тридцати человек, включая архагетов, а затем время от времени аппеллазин между Бабкой и Кнакионом, и там вводить и отменять меры; но Демос должен иметь решение и власть. Ксенофонт о спартанцах Девять отрывков из Геродота о знаменитом спартанском законодателе Ликурге. Отрывки включают упоминание о том, что порабощенные женщины должны были работать над одеждой, в то время как свободные женщины, поскольку производство детей было самым благородным занятием, должны были заниматься спортом не меньше мужчин. Если муж был стар, он должен был дать своей жене более молодого человека, чтобы она родила детей. Ликург считал почетным удовлетворять естественную тягу воровством; запретил свободным гражданам заниматься бизнесом; невыполнение своего долга приведет к потере статуса homoioi (равно привилегированных граждан). Индекс занятий - лидер Плутарх - Жизнь Ликурга Цитируйте эту статью Портрет Ликурга из Спарты работы Веселого Джозефа Блонделя Ликург Законодатель Спарты Статуя Ликурга, законодателя Спарты, в Суде Брюсселя Спартанское государственное образование Статуя Леонида, короля Спарты Спарта: военный город-государство Каменный рельеф У древних спартанцев была убийственная тайная полиция Картина маслом Персея, держащего голову Медузы. Герои Древней Греции и Рима Крез показывает Солону свои сокровища Реформы Солона и подъем демократии в Афинах Обложка для книги «История Греции». Экклесия в Спарте Леонидас.jpg Спартанский царь Леонид и битва при Фермопилах 91Сократ в Спартанский камуфляж Роман Светлов. Профессор, декан факультета философии, теологии, религиоведения, Российская христианская гуманитарная академия. Адрес: Россия, 191023, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 15. Электронная почта: spatha@mail.ru. Ключевые слова: античная философия; Сократ; Спарта; невербальный аспект философии. Аннотация: В статье рассматриваются биографические свидетельства Сократа, описывающие некоторые особенности его внешности и манеры поведения. На доказательства Аристофана, Ксенофонта, Платона и других автор приходит к выводу, что поведение Сократа и изображения стилизованы под спартанский характер. «Le Mirage Spartiate» и биографические свидетельства Сократа. Параллели нарисованные позволяют обсудить невербальное определение философского темперамент как предмет истории философии. 92 RJPH · ТОМ 1 · №1 · 2017 ДЛЯ ВСЕХ разнообразных оценок философского творчестве современной науки, следующие три атрибута среди них преобладают: «диалектика», «ирония», «морализм». [Vlastos 1991; Суриков 2011]. Они перевешивают все остальные черты античного мыслителя: как среди апологетов афинского «Босоногий мудрец» и его противники. Они также доминируют в подавляющем большинстве большинство реконструкций образа Сократа. Эта статья, однако попытаемся взглянуть на Сократа не через призму его диалектики, но с точки зрения практического, поведенческого сторона избранного им образа жизни. Тезис о том, что философия Сократа дошла до нас в основном как набор его очень разрозненных биографий вряд ли может быть оспорен. Вследствие этого, Представление последователей Сократа о жизни своего учителя нам выбранный ими вектор развития его идей. Любые биографические запись в этом случае приобретает герменевтический характер (и смысл) не только как сообщение, но и как толкование. Этический и политические, а также эпистемологические идеи его биографов проявляют себя через образ Сократа. Достаточно вспомнить Знаменитый моральный экскурс Сократа из Теэтета, который не образует только «вертикальная» составляющая платонической этики («бегство к истинному Родина »), но и разграничение видов знания: философское и обычные. Наиболее подробные версии «личности» Сократа представлены в счета Платона и Ксенофонта. При всех различиях в их описаниях образа жизни своего учителя, ряд общих, четко выраженных в них можно найти доминирующие поведенческие характеристики. В этой статье особое внимание будет уделено одной поведенческой характеристике: стилизация поведения (и, в определенной степени, внешнего вида) смоделирована после лакедемонянина, известного нам из античной историографии. Эта стилизация, выраженная в лаконической манере что было очевидно современникам, стало одним из мотивов 1. Роман Светлов 93 судебного процесса 399 г. до н.э.1 и, по-видимому, шире, чем политическая повестка дня. 2. Именно в текстах учеников Сократа и их последователей. что самые важные записи о лаконском этосе появляются (помимо Диалоги Платона, такие как Гиппий Майор, Протагор, Законы, Ксенофонта трактатов, Плутарх Херонийский особенно важен). Эта однажды факт вдохновил ряд исследователей сформулировать гипотезу «лаконского миража» - предположение, что особенности хорошо известные нам лакедемонские общественный порядок и законодательство отражают не реальность Спарты, а скорее утопические идеи греческих историков и политические теоретики (в первую очередь, последователи Платона) [Oliver 1933– 1943; Oliva 1971]. На наш взгляд, сторонники этой гипотезы слишком скептически относится к достоверности античных сведений о политических и поведенческие реалии Лакедемона. Однако некоторые следы Платона тем не менее очевидны в образе Лакедемона и одного из их Источники - это Сократ, а точнее собрание записей о его внешности, поведение и мотивы некоторых его поступков.Иногда ирония по отношению к спартанцам встречается в текстах Платона. Пример этого можно извлечь из диалога Гиппий Майор, где Сократ смеется над эгоистичным софистом Гиппием, который приравнивает его изысканность в мудрости к заработанным деньгам. В то время как в в то же время становится очевидным, что в Спарте, которую посетил Гиппий чаще, чем в любом другом месте, он не зарабатывал ни одной Мины. Спартанцев совершенно не интересовали математика, астрономия или естественные науки. философия - предметы, в которых Гиппий был очень осведомлен (Hippias вероятно, первый настоящий историк философии, который дал отчет мнений древних мудрецов в его Сборнике [Patzer 1986]). Вместо расспрашивали его о прошлом: об основании городов, о славных делах предков и обо всем, что было предмет, интересующий поэтов и логографов античности, Каллинус и Мимнерм, Ксенофан и Гекатей [Plato Hip. Maj. 285cd]. Возникает вопрос: неужели пренебрежение лаконизмом к схоластическим достижениям математики и натурфилософии, это наследие древнегреческой мысли, связанной с их «военной простотой», вызванной знаменитым требованием Ликурга не заниматься ничем, кроме военных дел, или к тому, что они все равно обладали мудростью? Сократ говорит у Протагора «философия более древняя и обильная в 1. Недовольство лаконианскими манерами Сократа скрывается за против него выдвинуты известные обвинения, но причина очевидна: в 399 г. до н.э. Афиняне пока не решались вести антиспартанские тяжбы. 94 RJPH · ТОМ 1 · №1 · 2017 Крит и Лакедемон, чем в любой другой части Греции »[Prot. 342ab], Очередную спекуляцию в этом диалоге Алексей Лосев назвал «мифом о Глубоко скрытый интеллект спартанцев »(здесь он обращается к убеждению, что лаконцы разговаривают со своими мудрецами тайно от посторонних). Однако, Есть основания для такого мифа: учителя мудрости (Гиппий например) приехали в Спарту, и их попросили обратиться к молодежи в их выступления; древний царь Агасикл (на рубеже 7–6 вв. До н.э.), любил приветствовать мудрецов в своей компании, как мы можем собрать из [Плутарх Мор. 208b]. Некоторые древние мудрецы-космогонисты (например, Алкман и Эпименид) имели отношение к Криту и Лакедемону. Именно в Спарте милетский философ Анаксимандр воздвиг свой гномон. Поляен в своих Стратагемах рассказывает, как царь Леонид увидел собирающиеся грозовые тучи перед битвой и объявил его офицеры, что шторм был вызван естественными объективными законами, а именно: движение звезд [Polyaenus Strat. i 32.2]. Отсюда следует, что в «Сократе» Платона есть лишь поверхностная «ирония». Уже в Протагоре мы видим форму, в которой спартанская мудрость было выражено именно в лаконичной речи. Если вы решите сотрудничать с самыми подлыми спартанцами, сначала вы обнаружит, что он в разговоре плохо себя показывает; но скоро, в в какой-то момент в дискуссии он возвращается домой с заметным короткое и сжатое замечание - смертельный выстрел, заставляющий собеседника казаться беспомощным ребенком [Plato Prot. 342e].Лаконизму якобы научился и у спартанцев знаменитая «семерка». мудрецы. " Это и есть «древний способ философствования - Лаконическая краткость ». Эти утверждения закладывают основу будущего «тренда»: трансформации сборников спартанских выражений во «флорилегиумы» практическая мудрость. Ярким примером этого процесса может стать Плутарх, оставивший после себя наиболее полный свод моральных принципов приписывается спартанцам. Представленный «этический рационализм» спартанцев в сборниках Плутарха напрямую перекликается с этической программой Платоновского Сократа: спартанские цари поощряли других учиться править и повинуйся, 2 как справедливый человек в Республике, практикующий в подчинении разуму и контролю над своими страстями. Тем не менее, идентификация стиля философствования Сократа с лаконичностью спартанцев кажется невозможным: афинские 2. Когда спартанского царя Агесилая спросили, почему спартанцы счастливее других наций, он ответил: «Они больше, чем кто-либо другой, упражняются в умении властвуй и повинуйся »(Плутарх). Роман Светлов 95 философ - это само воплощение природы речи. Он, тоже мастер коротких, резких фраз («смерть - это освобождение душа от тела »,« лучше быть несправедливым, чем совершать это »и т. д.), но его пристрастие к разговору, это страстное философское болтливость, отнюдь не похожа на молчание граждан Лакедемонии. И все же речь Сократа порой парадоксально похожа на лаконичность спартанцев. И не только в том, что он утверждает истинность (в тех случаях когда он заявляет об этом), но и в том, что Сократ, как и спартанцы, при определенных условия, действует как парресиаст. В лекционных курсах 1982–1983 годов Мишель Фуко неоднократно обращается к тема парресии (παρρησία), специфическое понятие из античности ораторское искусство, означающее речь, в которой любые сознательные условности и риторические фигуры отсутствуют и которые выражают правду свободно - бесстрашно и сбивает с толку [Foucault 2008: 159–262]. Фуко сильно отличает парресию от диалектической иронии Сократа, наблюдая в последнее - искусство майевтики [Фуко 2011: 68], но это невозможно отрицать, что Апология Сократа (как в вариантах Платона, так и Ксенофонт) также говорит правду, говорит, что происходит в ситуация смертельной опасности. Фуко соглашается с тем, что Сократ действует как истинный парресиаст. в Апологии. С его точки зрения, защита Сократа на суде философская свобода слова, не ставящая рассказчика выше его аудитории, но судят и обвиняемого, и афинян [Foucault 2011: 334– 335]. Именно в этом он видит природу «господства над собой и другие »- это поистине царственное умение, которое, по мнению апологетов Сократа этот мыслитель обладал в полной мере. Сократа свободна речь - это достоинство, которое философия взрастила в нем, и это точно то, что делает его в момент суда не ответчиком, играющим по правилам афинской судебной риторики, а по-настоящему независимый человек, способный судить своих судей. Спартанские речи, вырванные из контекста дидактической проповеди коллекции и понимаются в свете их исторических условий (неважно, вымышленные они или нет), также прекратите быть риторической условностью. Достаточно рассказать историю Геродота о разговоре спартанского раскольника Демарата и персидский царь Ксеркс перед битвой при Фермопилах. Удивленные поведением спартанцев, стоящих на заставах, их головы, украшенные венками из цветов, Ксеркс не верит, что они вступят в бой с его армией. Демарат напоминает ему, что он уже предупреждал короля об этих людях перед началом марша на Элладу. В то время Ксеркс насмехался над ним, но теперь он 96 RJPH · ТОМ 1 · №1 · 2017 вынужден признать, что слова Демарата о странном поведении его соотечественники были правы. Несмотря на недоверие и недоумение Ксеркса, несогласный отвечает, что считает своим долгом выступить правда в его присутствии, какой бы правдой она ни была [Геродот Hist. vii 209]. Полностью зависит от воли персидского царя, Демарат восхваляет своих соотечественников как самое славное эллинское племя. Несмотря на свою «придворную» позицию, он осмеливается говорить правду перед лицом варварский правитель. Семантически связать Демарата и Сократа довольно просто. Даже один из главных античных обличителей Сократа, Аристоксен, не отрицать его откровенность. Согласно Плутарху, он изображает Сократа как грубый и невежественный человек, но тем не менее честный человек [Плутарх Мал. Ее. 856cd]. Прямолинейность, простота и ясность составляют вполне достаточные бихевиоурологические основания для парресии. Действительно, философ предстать перед судом может только как простодушный простак, разрушающий эристический судебный дискурс. Недаром Сократ называет защиту в начале «Извинения» «трудной задачей», рассматривая добродетель оратора, говоря правду [Платон Апол. 18а, 19а]. Несмотря на настроенную против него аудиторию со стороны прокуратуры, он готов говорить правду. Более того, он этого не делает. через риторику, а на самом обычном языке, который было так характерно для его разговоров с афинянами. Отличия в стиле и доставке между речами Сократа и спартанцев в ситуациях опасности уменьшается: мы начинаем видеть речи парресиастов, которые прекрасно осведомлены о том, что делают. 3. Сходство между образом Сократа и образом спартанцев. становятся особенно очевидными, когда читаешь о последних часах жизнь афинского философа. Появляется Сократ, готовящийся к смерти в Phaedo такой же сосредоточенный, бодрый и даже веселый. Он выражает своему опечалил и изумил друзей тезис, который в итоге станет известным: философия - это подготовка к смерти. Другие люди, вероятно, не подозревают, что те, кто придерживается философии правильно изучать только умирать и быть мертвыми »[Phaedo 64a]. Сократ заявляет, что ожидает от смерти «величайших благ». В в частности, он надеется встретить лучших людей и уверен, что он будет судят мудрые и добродетельные боги [68b]. Описание «философской» смерти Сократа поражает воображение. влияние на читателей Федона. Между тем предшественники Платона поощряли мужественное принятие своей смерти, Спартанский поэт Роман Светлов 97 В этом контексте особенно примечателен Тиртей. Согласно широко распространенному легенда, он прибыл в Лакедемон из Афин [Законы I 629a] и был представителем прекрасной плеяды музыкантов и поэтов (Терпандер, Фалета, Тиртей и Алкман), которые традиции, сформировавшие основные гражданские праздники Лакедемона, вдохновили мужества воинов и помогли сформулировать знаменитый спартанский военный этос. В одной из элегий Тиртея есть мотив, выделяется в ярко выраженной гармонии с Федоном. Поэт называет [Тиртей Eleg. 6–8]: Не бойтесь множества людей и не дрогните,Но пусть каждый держит щит прямо к фургону, Делая жизнь своим врагом и черных духов Смерти - Милый как лучи солнца! <…> Да, для храброго человека справедливо упасть и умереть Борьба в фургоне за родную землю. Здесь следует отметить, что ожидание славной смерти как достойное окончание славной жизни - тема, которая постоянно обсуждается античными историками, когда они описывают отвагу спартанцев, особенно в классический период истории Лакедемона. Смерть Сократа перекликается с самой известной спартанской смертью, а именно падение Триста в битве при Фермопилах. Геродот сообщает что перед началом войны Дельфийская Пифия предсказала что разрушения Спарты можно было избежать, только если один из королей был принесен в жертву. Утром решающего дня битвы за Фермопилы предсказание падения подтвердил прорицатель Мегисти которые читают удачу на чистоте [Herodotus Hist. vii 219–220]. Но здесь мы видим отражение рассказа о смерти Сократа. В соответствии до «Апологии» Ксенофонта Сократ считал, что боги вели его до смерти перед началом суда. 3 В то время как в Крите Платон описывает Сон Сократа, в котором пророчествует красивая величественная женщина его смерть на третий день [Plato Crito 44ab]. В стихотворении из Илиада, цитируемая ею («На третий день от плодородной Фтии ты будешь иди »[Гомер Илиад ix 363]), угроза Ахилла, оскорбленная Агамемнона, чтобы покинуть стан ахейцев и вернуться в Родина, содержится. Ассонанс греческих слов «фтия» (Φθία) и «умереть» (φθίνω) заставляет Сократа, чувствительного к таким вещам, 3. См. [Ксенофонт Апол. 5]. Ученики Сократа объясняют, что мудрец знает его будущее, ссылаясь на влияние своего демона. Диоген Лаэртский, однако, ссылается на к словам Аристотеля о каком-то волшебнике, предсказавшем судьбу Сократа [Диоген Лаэртий жив II, 5.45]. 98 RJPH · ТОМ 1 · №1 · 2017 увидеть в этих словах предсказание его неминуемой смерти, которая станет для философа возвращение на свою истинную небесную родину. Прежде чем его ученики пришли навестить его в тюрьме в день казни, Сократ пытался писать стихи, следуя указаниям Аполлона, которые убеждали его «служить музам» в повторяющихся снах. Если раньше то, что он имел в виду под этим, было философией, тогда в последний день его жизни, он обратился к поэзии [Платон Федон 60в]. Согласно [Плутарху Мор. 16], спартанцы также принесли жертву музам перед битвой в для того, чтобы получить известность, которую потом будут восхвалять потомки. Эта слава - одно из основных понятий моральной мудрости, содержащихся в «Спартанском афоризмы ». Именно эту славу праздновали спартанцы во времена застолья. И снова Плутарх сообщает нам о любви спартанцев к пение. Преданность музам, как на военном поприще, так и на поле философских баталий, доказал свою приверженность - в обоих случаев это было связано со смертью. Платон и Ксенофонт во многих случаях изображают Сократа как воин, который не боялся, но жаждал славной смерти. В «Апологии» Сократ отказывается принимать во внимание смерть, предпочитая в первую очередь заботиться не о себе, а о справедливости дело. В Crito Лоус обращается к нему с увещеванием: «Вы не должны уступить дорогу или отступить, или оставить свой пост »[Plato Crito 51b]. Сократа хладнокровие в битве при Делиуме (424 г. до н.э.), когда афинское формирование был уничтожен («все уже отбились»), а враг кавалерия доминировала на поле боя, о чем красноречиво говорилось в симпозиуме Алкивиада. 4 Эти и другие рассказы иногда напоминают нам буквально о ценности военного режима и верности товарищам по герб, прославленный вышеупомянутым Тиртеем.4. Сравнение спартанских черт и философских взглядов Сократа. позиция становится особенно ясной, когда мы вспоминаем знаменитую верность спартанцев к закону, на что указали классические греческие историки и последователи Сократа, Платона и Ксенофонта. Но эта позиция стоит в полной гармонии с тем, что Сократ в "Крите", где он объясняет почему у него нет желания бежать из тюрьмы следующим образом: … И должен либо убеждать ее, либо делать то, что она приказывает, и страдать, если приказывает вам страдать, в тишине и если он приказывает бичевать или заключать в тюрьму, или если он ведет вас к войне быть раненым или убитым, это должно быть сделано, и это правильно [51b]. 4. См. [Symp. 221ab]. Также есть дополнительная информация о Сократе как о воине. в [Anderson 2005: 273–289]. Роман Светлов 99 Соблюдение положений закона подразумевает выполнение даже те условия, которые нам кажутся странными. Давайте рассмотрим один больше свидетельств Законов в [52b]: … Вы бы никогда не остались в нем больше, чем все другие афиняне, если бы Вы были довольны этим не больше, чем они; ты никогда не выходил из города на праздник или в другое место, кроме военной службы, и ты никогда не совершал другого путешествия, как другие люди, и ты не хотел знать какой-либо другой город или другие законы, но вы были довольны с нами и нашим городом. Вы так сильно предпочли нас и согласились жить в соответствии с нами; кроме того, вы родили детей в город, показывая, что он вам понравился. Бегство от закона привело бы к тому, что Сократу «пришлось бы благоволить ко всем и быть подчиненным »[53e], то есть быть опозорились и потеряли честь. Тиртей говорит о той же идее: беглец с поля боя «вкусит горькая участь». Сократ утверждает: находка сам, например, в Фивах, где законы хороши, тот, кто бежал его родной город станет их врагом. Тиртей утверждает в элегии уже цитировалось здесь, что беглец будет врагом те, кто его принимают. Фрагмент, взятый из Crito, особенно важен для темы сопоставления образа Сократа со спартанцами в традициях древности, потому что Плутарх утверждает: Ликург запретил спартанцам от выезда за пределы своей страны, за исключением периодов военных операций или участия в дипломатических и религиозных миссии [Плутарх Пар. Живет 27]. По его мнению, поездки за границу могут побудить ослабление прочных основ спартанской манеры поведения5. именно по этой причине Сократ не пошел к чужеземным правителям кто его пригласил, особенно Архелай I Македонский и Скопас от Краннона, которого он «презирал» [Diogenes Laertius Lives II 5.27]. Как известно, Сократ покидал Афины только во время военных действий. и однажды отправился на перешеек во время религиозного праздника. Даже если он был владельцем земли, то почти никогда не бывал в этой собственности: недаром у Федра мы читаем, что Сократ почти никогда не выходил за городские стены [Платон Федр 230в]. 5. Деятельность, которой посвятили себя Сократ и спартанцы. их родина, похоже, сильно различалась. Спартанцы, если быть- 5. Посмотрите историю о царе Леотихиде, подкупленном фессалийцами, или о печальной судьбе. генерала Павсания, который победил персов в битве при Платеях и был затем развратился образом жизни покоренных варваров. 100 RJPH · ТОМ 1 · №1 · 2017 придерживаются древних традиций, представленных в работах Фукидида, 6 Плутарх и другие авторы постоянно готовились к боевых действий.7 Именно на это особое внимание отдано на воспитание детей, о чем подробно описано в лакедемонской конституции Ксенофонта было связано [Xenophon Const. Лак. 2–7]. Следует отметить, что на одном стороны, строгость их воспитания, а с другой стороны, факт что, по словам Ксенофонта, Ликург «смешал в Спарте все возрасты» несмотря на то, что сверстники проводят время в компании равных по возрасту. Легендарный законодатель считал, что это дать возможность молодым людям учиться на опыте старших и готовиться больше подходит для невзгод взрослой жизни. Но Платоновский Сократ также стремится проводить время с людьми разных возрастов. В диалоге Парменид он изображен любознательным подросток разговаривает с мудрыми элеатическими мыслителями. В диалоге Теэтета, пожилой философ действует как воспитатель молодежи. Тридцать Тираны стремились запретить Сократу общаться с молодежью [Мем. i 2.33], а в 399 г. до н.э. он был осужден за «растление молодежи». Здесь также стоит отметить, что, взявшись за философию, Сократ отказался от всей другой деятельности [Платон, Апол. 31b]. Одно место от Диогена Лаэртий предполагает, что он вел определенную коммерческую деятельность изкоторый он получал доход [Diogenes Laertius Lives II 5.20]. Однако в Платона, Сократ никаким делом не занимается. Хотя он владеет достаточным имуществом, чтобы служить в рядах гоплитов, это свойство был давно оставлен философом [Платон Апол. 31b]. Сократ полностью погружается в философию и ни на что не отвлекается но неизбежные общественные и военные обязанности. Слова Плутарха в в соответствии с этим образом человека, который отстраняется от экономических проблем: За одну из благородных и благословенных привилегий, которые предоставил Ликург. для его сограждан это было изобилие досуга, поскольку он запрещал их участие в каком-либо механическом искусстве, а что касается зарабатывания денег, с его кропотливыми усилиями по накоплению богатства не было необходимости его вообще, так как богатство не пробуждало зависти и не приносило чести [Плутарх Пар. Живет 24]. В историко-философской традиции Сократ изображается как действительно свободный человек. В диалоге Теэтета Платон приписывает слова Сократу о необходимости ухода истинного мудреца от мещанства 6. См. Знаменитое место от Перикла: [Thucydides Hist. II 39]. 7. Сократ также «занимался физическими упражнениями и имел крепкое здоровье» [Diogenes Laertius Жизни II 5.22]. Роман Светлов 101 суета, связанная с зарабатыванием денег, страх социальной депривации и господство судебной власти. Но образ жизни спартанских мужчин, к степень, описанная авторами «Спартанского миража», полностью лишены черт обычных людей из Теэтета. По мнению Плутарха, главной добродетелью лакедемонян была свобода: Следовательно, это был один из лакедемонян, который пребывал в Афины, когда суды заседали, и узнали, что некий Афинянин был оштрафован за безделье и в большом отчаянии шел домой ума и сопровождаемый на его пути сочувствием и печалью друзья, умоляли прохожих показать ему человека, который был оштрафован за то, что живет как свободный человек [24]. 6. Еще одно место, где образ Сократа можно связать со «спартанцем». мираж »- это Дельфы. Пифийское святилище, объявившее Сократа самый мудрый человек среди афинян традиционно состоял в дружеских отношениях со Спартой. Согласно легенде, принятие закона Ликурга by Delphi стала одним из первых проявлений этой дружбы. Когда Ликург прибыл в святилище, оракул обратился к нему с слова: «Я не понимаю, как тебя называть, богом или человеком?» Сократ «Смиренно» признает, что оракул не приравнивал его к богу, но «Просто» заявил, что он превзошел афинян [Ксенофонт Апол. 15]. Вполне возможно, что главный мотив здесь не столько в выделении особый статус мудреца, но сравнивая Сократа со знаменитым законодатель. Если мы не можем приписать политические проекты Платона (например, Республика) исторической личности Сократа, затем Сократа конечно мог заявить о своей близости с Ликургом в отношении заботы для образования молодежи [24]. 7. Для античных авторов эротизм Сократа имел не только философское последствия. Страстный характер Сократа выражен в его внешность. Об этом говорят и Платон, и Ксенофонт. Алкивиад, у Платона Симпозиум, сравнивает внешность своего учителя с изображениями Силена, одной из ипостасей земледельческого демона плодородия [Платон Symp. 215b]. Смысл сравнения ясен: Алкивиад сопоставляет образ Сократа, обращая внимание на его «деревенскую простоту», которая высмеивали в «пьесах сатиров» (и которые могли, во времена нарастающей враждебности между полисами, ассоциируется с «деревенской» Спартой), с внутренним красота его души. Однако не следует забывать, что силени и сатиры связаны с сексуальностью, характерной для сельскохозяйственных культов. Платону вторит Ксенофонт. В своем симпозиуме Сократ иронично опровергает 102 RJPH · ТОМ 1 · №1 · 2017 ругает свои «раковые» глаза, мопсий нос и пухлые губы (см. [Xenophon Symp. v 5] и далее), которые в древности были показателями чувственности. С точки зрения наследников афинского мудреца, философские размышления полностью изменили его страстную натуру. Порфирий упоминает эта тема в "Истории философии". 8 Рассказ Цицерона на тускуланском Споры об ошибке физиономиста Зопира, кто пытался «прочитать» характер философа по чертам его лица, также показательна.9 Победа «небесного» Эроса над страстным природа особенно очевидна в «Федре» Платона. Здесь Сократ призывает не подчиниться телесному влечению, укрощая тем самым «черную усадьбу», для сладострастных желаний [Plato Phaedrus 256ab]. Здесь мы снова видим спартанские параллели. Ксенофонт говорит о самом та же эротическая сдержанность в Конституции лакедемонян - только сейчас в отношении законодательства Ликурга [Xenophon Const. Лак. ii 13]: Установленные Ликургом обычаи были против всех <…>. Если кто-то, будучи сам честным человеком, восхищался душой мальчика ипытался без упреков сделать из него идеального друга и связать с ним, он одобрял и верил в превосходство такого рода обучения. Но если было ясно, что привлекательность заключалась во внешнем красота, он запретил связь как мерзость; и поэтому он заставлял любовников воздерживаться от мальчиков не меньше, чем воздерживаются родители от полового акта со своими детьми, братьями и сестрами друг с другом. 8. Множество других более или менее прямых указаний на сходство между Можно отметить спартанский образ жизни и поведение Сократа: его супруга Ксантиппа, которая больше похожа на спартанок, чем на афинских женщин; сравнение софистов с пельтастами в Теэтете - это отделение боевиков, которые привели к нарушению норм классический спартанский гоплитный бой. 8. «Порфирий утверждает, что Сократ, сын Софрониска, был несдержан в раннем возрасте. жизни, но, преодолев себя и всерьез изучая науки, он удалось избавиться от худшего и раскрыть черты философии »[Теодорет GAC iv 2]. Также [Cyril Con. Июл vi 76, 784d-785a]: «Кроме того, Порфирий пишет о Сократе: «Он был скромен в своей повседневной жизни и не требовал много для удовлетворения повседневных потребностей; что касается любовных похождений, он рвался для них, хотя они и не заставляли его стать больным ». [Porphyry Hist. Фил. 12а]. 9. «Зопир, который утверждал, что знает характер человека по его внешнему виду, когда он публичное собрание, которое он дал длинный список недостатков Сократа, и был высмеивал другие, которые не признавали в нем эти недостатки, избавился от обвинял самого Сократа, который сказал, что эти недостатки были насажены на него природа, но что он истребил их разумом »[Cicero Tusc. Дисп. iv 37]. Роман Светлов 103 Однако наиболее важная и очевидная черта Сократа в Взгляд современников был его внешностью. Было что-нибудь Спартанец в этом? Если придерживаться принципа стилизации в «строгом» смысле слова, то некоторые спартанские черты должны проявляться и в внешнее поведение афинского мудреца. Наши ожидания оправдались снова в этом случае. В полном соответствии с традициями, установленными Ликург, спартанцы не заботились о своих телах так, как другие Это сделали эллины. Они мылись, наряжались и украшали свои головы с венками только когда пошли на войну. Парадоксально, но что-то то же самое можно сказать и о поведении Сократа. Аристофан зафиксировано как минимум два подтверждения этому. Хронологически первый можно найти "Облака", где Аристофан сравнивает ученики, мрачные, заглядывающие под ноги и небрежно одетые, с лаконцы, взятые в плен в битве при Пилосе [Аристофан Облака 225]. Позже в «Птицах» Аристофан описывает «Мода» спартанского образа жизни, распространенная среди афинян, со ссылкой на на примере Сократа [Птицы 1281–1284]: До того, как был построен ваш город, у всех мужчин была мания к Спарте; длинные волосы и пост были в почете, люди грязны, как Сократ, и носят посохи. Есть большая вероятность, что эта мода была широко распространена в то время. Никийского мира. Сократ явно не заботился о «купании» и «парфюмерии». сам. «Гигиеническая аскеза», очевидно, направлена на привыкание тело к невзгодам, аналогично случаю лакедемонян. Мы встречаемся Сократ, «умытый и в сандалиях», на симпозиуме (который поражает все участники этого диалога [Платон Symp. 171а]). Однако это Следует отметить, что этот текст посвящен теме Эроса и представляется как дискуссионный конкурс по восстановлению «древнего демона». Это состязание становится для Сократа своего рода испытанием, как война для спартанцев. И, как мы видим, он работает не покладая рук, даже когда все остальные засыпает, наш философ занят рассуждением о том, комедий можно писать трагические произведения и наоборот [223c]. Более того, до появлению Алкивиада товарищи по этому диалогу сохраняют обязательство не пить вино, проявляя такую же твердость, как и участники легендарных спартанских сисситий [Xenophon Const. Лак. v 3–7; Плутарх Пар. Живет 12]. 9. Обобщение спартанских черт образа Сократа в текстах его учеников, можно предположить, что новая, еще не разработанная сторона исторического и перед нами открываются философские исследования: невербальное измерение 104 RJPH · ТОМ 1 · №1 · 2017античной (и не только античной) философии, выраженной не в эзотерическом тишина, но в символическом отражении некоторых реальных и вымышленных закономерности в жизни философов. Эта тема особенно важна в отношении Сократа из-за его «незнания», что приветствовалось Дельфийского оракула. Понимаем ли мы слова афинского философа «Незнание» как методический принцип «открытие новых земель» для «поиска самого себя» для своих учеников и их будущих философских доктрины, или истолковать их как критику софистической мудрости, словесное «незнание» ни в коем случае не означает утрату поведенческих ориентация. Мудрец, отказывающийся определять мужество, красоту и правильное мнение, в практической деятельности мужественен, справедлив и нравственно прекрасный; он абсолютно один и тот же с самим собой и своим поведением символизм в его стойкости на испытаниях и перед смертью. Из этого точки зрения, он предстает перед своими учениками как полностью «знающий», только это знание так трудно выразить языком, через диалог или в биографии… использованная литература Андерсон, М. (2005). «Сократ как гоплит». Древняя философия 25: 273–289. Фуко, М. (2008). «Дискурс и истина». Логотипы. Философско-литературный журнал [«Беседа и правда». Логотипы. Философско-литературный журнал. 2 (65): 159–262. Фуко, М. (2011). Управление соби и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982–1983 гг. [Правительство Я и другие. Лекции в Коллеж де Франс, 1982–1983]. Святой Петербург: Наука. Олива, П. (1971). Спарта и ее социальные проблемы. Прага: Academia. Оллер, Ф. (1933–1943). Le Mirage spartiate. Étude sur l’idéalisation de Sparte dans l’antiquité grecque du début de l’école cynique jusqu’à la fin de la cité. Т. I – II. Париж: Les Belles-Lettres. Патцер, А. (1986). Der Sophist Hippias псевдоним Philosophiehistoriker. Фрайбург: Альбер. Розен, Р., Слюитер, И. (ред.). (2004). Свобода слова в классической античности. Лейден; Бостон: Брилл. Суриков, И. Е. (2011). Сократ [Сократ]. Москва: Молодая гвардия. Властос, Г. (1991). Сократ, ироник и моральный философ. Итака: Корнелл University Press.
Переходу от правления людей (королей) к верховенству закона в значительной степени способствовали нововведения Ликурга в Спарте, Греция, около 700 г. до н.э. Хотя во всех
уважения, его очень успешная модель правительства уравняла всех спартанских граждан как равных и дала им право голоса в правительстве, и в то же время дала большой толчок развитию
прогресс демократии вверх по лестнице времени. Ликург жил где-то между 800 и 630 годами до нашей эры. & nbsp; Его наследие является предметом серьезных исторических споров. Спартанцы были уникальными в Греции, поскольку они не вели исторических записей и не издавали писаные законы. Ликург произвел впечатление на население необходимостью скамейки и
оттуда каждый случай должен был рассматриваться в индивидуальном порядке, как и в учреждении Англии 2000 лет спустя, Канцелярия . Отсутствие достоверных исторических отчетов делает многое из того, что мы знаем о Ликурге, зависит от греческих историков древности. Ликург & # 39; был написан Плутархом. С рекламой
случайные вклады коллег Плутарха, позволяющие делать перекрестные ссылки на факты и даты, жизнь Ликурга была собрана воедино (Плутарх был не из тех, кто позволял
правда противоречит факту, категорически заявляя, что Ликург "произошел от Геракла"). В какой-то момент он, как утверждают, покинул Спарту и отправился на Крит, где изучил правовой кодекс этого острова (который также был посвящен военной подготовке граждан). Народ не мог предложить никаких новых законов; просто одобрите или наложите вето на то, что предлагает Сенат. Для спартанцев это был маленький шаг, но гигантский шаг к демократии. Эту структуру часто называют Lycurgus & # 39; Конституция Спарты. Плутарх называет свое наследие "совершенством науки управления". Время от времени, особенно богатые или бывшие богатые люди Спарты, восставали, но Ликургу всегда удавалось выжить и стать еще более великой легендой. Импорт предметов роскоши прекратился, и Плутарх объясняет, что «грабеж и взяточничество исчезли из Спарты мгновенно». На самом деле Lycurgus & # 39; законы требовали, чтобы все спартанцы вместе обедали в общественных столовых; богатые и бедные едят одно и то же, & NBSP; И если кому не понравилось
что было на столе, они могли принести свою еду только при условии, что они также накормили всех остальных. Ликург & # 39; законы разрешают супружескую измену, если она способствует получению "хорошего семени". Плутарх объяснил это так: "Почему человек должен так осторожно подходить к разведению своих собак и лошадей и даже платить за племенных животных, чтобы получить хорошее потомство, но настаивать на этом?"
у его жены дети только у него есть? - Военный успех Спарты после Ликурга побудил многие великие города-государства задуматься и развить эту новую форму правления, хотя и в ее самой грубой форме.
демократия. Грубо, потому что помимо прочего , как и во многих других греческих городах-государствах, все было возможно только с а
подчиненная система с жестким контролем. В случае Спарты это были илоты, которые рубили дрова и черпали воду, хотя и с ограниченными правами. Ликург & # 39; У Спарты был творческий метод удержания своих илотов в qui-vive : они ежегодно возобновляли официальное объявление войны против них, даже если они были
интегрированы в их общество. & nbsp; Ликург: Законодатель Спарты (700 г. до н.э.)
Известно, что он был лидером военного греческого города-государства Спарта, расположенного в южной части Греции, около 730 г. до н.э., а точная дата остается вопросом
разногласия среди историков.
Плутарх сообщает нам, что Ликург впервые пришел к власти как регент более молодого королевского наследника.
Ликург вернулся и, как утверждается, остановил Оракул в Дельфах, который вдохновил его на радикальную реформу законодательства в Спарте (которая стала известна как «Ретра»).
Он начал с принятия правила
вдали от & NBSP; воля одного человека (короля) & NBSP; и передал его сенату старейшин (каждому из которых должно было быть не менее 60 лет) и, время от времени, генералу
собрание народа, последнее слово в случае любого конфликта с Сенатом.
Ликург & # 39; величайшим вкладом в закон и справедливость было создание того, что считалось невозможным: демократии и порядка в сосуществовании . По словам Плутарха,
заставить `` управляемых искренне подчиняться приказам, точно так же, как совершенство искусства верховой езды состоит в том, чтобы заставить лошадь откликаться на нежное руководство ''.
Ликург запретил использование золотых или серебряных денег & nbsp; вместо этого заменил их железными деньгами.
Ликург запретил любое занятие, которое он считал бесполезным, например гадание и проституцию .
Как уже упоминалось выше, один из Lycurgus & # 39; законы заключались в том, что закон не должен быть изложен в письменной форме и должен быть "отпечатан в умах граждан через хорошее образование и
если бы образование было достаточно хорошим, то право было бы излишним. Мудрые судьи всегда поддерживали дух закона в свежем виде & quot; (Плутарх).
Женщины были посвящены воспитанию детей, и молодые браки обязательно были делом заговора, поскольку сожительство не разрешалось до достижения мужчиной 30 лет.
Каждого новорожденного отправляли на осмотр на совет старейшин. Если новорожденный скулил, когда его бросили в ведро с вином, или был каким-либо образом «неполноценным», ребенок был
погиб, будучи сброшенным с обрыва.
Как он приближался к старости, Ликург сказал своим людям, что
ему нужно было вернуться для обновленной консультации с Оракулом в Дельфах. Больше его никто не видел. После его исчезновения Спарта взорвалась как военная сила на юге Греции.
и продолжал следовать своим законам в течение 500 лет, считая, что последнее является причиной первого.
Сосредоточенность на образовании и простой жизни спартанцев сделала их лучшими кандидатами в арбитры. Когда в соседних городах-государствах возникали споры, они часто просили спартанцев
арбитраж.
Платон передал Сократу следующие слова: & quot; Спартанцы лучше всех образованы в философии и разговорной речи: если вы поговорите с любым обычным спартанцем, он покажется глупым, но в конце концов, как какой-нибудь опытный стрелок,
он делает короткое замечание, которое доказывает, что вы всего лишь ребенок ».
< sizesСсылки sizes
— Тебе — перестирать всё бельё, а вы… вот вам английский язык! Выучить от сих до сих! Приеду — проверю! Если не выучите — моргалы выколю, пасти порву, и как их, эти…, носы пооткушу.
— А зачем нам английский?
— Посольство будем грабить!