НАС
Дебаты о вмешательстве США во Вторую мировую войну
73 года назад президент Рузвельт обдумывал третий срок, а Чарльз Линдберг восхвалял немецкую авиацию. Новая книга посвящена драматическим месяцам, предшествовавшим выборам 1940 года.
СЬЮЗАН ДАНН
8 ИЮЛЯ 2013 Г.
Наслаждайтесь неограниченным доступом к Атлантике менее чем за 1 доллар в неделю.
войти в систему
Подпишитесь сейчас
Ссылка скопирована
rooseveltlindbergh.png
Слева: президент Рузвельт подписывает объявление войны Германии; справа: Чарльз Линдберг на знаменитой фотографии Ламберта Филда, Сент-Луис, Миссури, 1923 г. (Библиотека Конгресса)
«УВАЖАЕМЫЙ ФРИСКИ», - писал президент Рузвельт в мае 1940 года Роджеру Мерриману, его профессору истории в Гарварде и мастеру Элиота Хауса. «Мне нравится твое слово« креветки ». Их слишком много во всех колледжах и университетах - мужских и женских. Я думаю, что на данный момент лучше всего называть их креветками публично и в частном порядке. Большинство из них в конечном итоге встанут в очередь, если все станет хуже ».
Подпишитесь на ежедневную рассылку The Atlantic.
Каждый будний вечер вы получите обзор самых важных новостей дня, а также увлекательные идеи, изображения и голоса.
Адрес электронной почты (обязательно)
Введите адрес электронной почты
Подписаться
Спасибо за регистрацию!
Чтобы обозначить молодых изоляционистов, которые вводили себя в заблуждение, полагая, что Америка может оставаться в стороне, в безопасности и вдали от войн, бушующих в Европе, Рузвельту понравился забавный термин «креветки» - ракообразные, обладающие нервным шнуром, но без мозга. В этот критический майский месяц 1940 года он наконец осознал, что, возможно, речь идет о том, когда Соединенные Штаты будут втянуты в войну. Разговоры о нейтралитете или невмешательстве больше не были сезонными, так как немыслимые опасности, которые он едва видел в 1936 году, переросли в то, что он назвал «ураганом событий».
Вечером в воскресенье, 26 мая 1940 года, через несколько дней после того, как немцы начали наступление на запад, когда город за городом подвергся нападению нацистов, мрачный Рузвельт устроил непринужденную беседу о страшных событиях в Европе.
БОЛЬШЕ ИСТОРИЙ
Уроки «Джунглей на заднем дворе»
Тайный мир «мусорщиков»
Перед разжечь, еще одна революция чтения
Ранее тем же вечером президент отвлекся и приготовил напитки для небольшой группы друзей в своем кабинете. Там не было ничего от обычного подшучивания. Посылки вливались в Белый дом. «Все плохо, все плохо», - мрачно пробормотал Рузвельт, передавая их Элеоноре для чтения. Но в своем выступлении он попытался подготовить американцев к тому, что может произойти впереди, и задал рефлексивный религиозный тон.
«В этот субботний вечер, - сказал он своим обнадеживающим голосом, - в наших домах среди наших американских семей давайте спокойно рассмотрим, что мы сделали и что мы должны делать». Но прежде чем говорить о своем решении значительно повысить военную готовность страны, он швырнул первый залп в изоляционистов.
Они бывают разных размеров и форм, пояснил он. Одна группа из них представляла собой троянского коня из прогерманских шпионов, диверсантов и предателей. Не называя имен, он выделил тех, кто стремился вызвать у людей «ненависть» и «предрассудки», прибегая к «ложным лозунгам и эмоциональным призывам». С пятыми обозревателями, которые стремились «разделить и ослабить нас перед лицом опасности», заявил Рузвельт, «мы должны и будем энергично бороться». Он пояснил, что другая группа изоляционистов выступала против политики его администрации просто ради оппозиции - даже когда безопасность нации находилась под угрозой.
Президент признал, что некоторые изоляционисты были серьезны в своих убеждениях и действовали добросовестно. Некоторые просто боялись столкнуться с мрачной и мрачной реальностью. Другие были доверчивы, стремясь принять то, что им сказали некоторые из их сограждан, что то, что происходило в Европе, "не было нашим делом". Эти «веселые идиоты», как он позже назвал их публично, наивно увлекались фантазией о том, что Соединенные Штаты всегда могут идти своим мирным и уникальным курсом в мире.
Они «честно и искренне» полагали, что многие сотни миль соленой воды защитят нацию от кошмара жестокости и насилия, охвативших большую часть остального мира. Хотя это могло быть утешительной мечтой для «креветок» ФДР, президент утверждал, что изоляционистская фантазия нации как безопасного оазиса в мире, где господствует фашистский террор, вызывала для него самого и для подавляющего большинства американцев не мечту, а мечту. «Кошмар людей без свободы - кошмар людей, живущих в тюрьмах, в наручниках, голодных и питающихся через решетку изо дня в день презрительными, жалкими хозяевами других континентов».
Спустя две недели после этого разговора у камина, 10 июня 1940 года, Рузвельт дал еще один ключевой адрес об американской внешней политике. На этот раз это была Мемориальная гимназия Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле для аудитории, в которую входил его сын Франклин-младший, который заканчивал юридический факультет Вирджинии. В тот же день президент получил известие о том, что Италия объявит войну Франции, и направил четыреста тысяч солдат для вторжения на французское побережье Средиземного моря. В своем выступлении ФДР выразил сожаление по поводу «богов силы и ненависти» и осудил коварного Муссолини. «В этот десятый день июня 1940 года, - заявил он, - рука, державшая кинжал, вонзила его в спину соседу».
Но речь шла не просто о разоблачении предательства и двуличия Муссолини, но и, наконец, о политике США. Пришло время «провозглашать определенные истины», сказал президент. Военные и морские победы "богов силы и ненависти" поставили бы под угрозу все демократии в западном мире. В это кризисное время Америка больше не могла претендовать на звание «одинокого острова в мире силы». Действительно, нация больше не могла цепляться за фикцию нейтралитета. «Мы выражаем сочувствие тем народам, которые кровью сражаются против этих сил». Затем он изложил свою политику. Америка одновременно проводила два курса действий. Во-первых, он распространял на демократических союзников все материальные ресурсы нации; и во-вторых, это ускоряло военное производство у себя дома, чтобы у Америки было оборудование и рабочая сила, «равные задачам любой чрезвычайной ситуации и любой обороны». Там не будет никаких замедлений и никаких обходных путей. Все требовало скорости, "впереди на полной скорости!" Завершая свои замечания, он призвал, как и в 1933 году, когда он впервые принял присягу, американцы «усилия, мужество, жертва и преданность».
Это была «боевая речь», пишет журнал « Тайм », «более могущественная и более решительная», чем любая из высказываний президента о войне в Европе. Но реальность была на самом деле более сложной.
С одной стороны, президент встал на сторону европейского конфликта. Больше нет иллюзий "нейтралитета". И он сделал прямое заявление о том, какой курс действий он будет проводить. С другой стороны, он не был свободен проводить политику в одностороннем порядке; ему все еще приходилось бороться с изоляционистами в Конгрессе. 10 июня, в день его разговора в Шарлоттсвилле с немцами, которые собирались пересечь Марну к юго-востоку от Парижа, стало ясно, что французская столица скоро рухнет. Отчаянный премьер-министр Франции Пол Рейно попросил Рузвельта публично заявить, что Соединенные Штаты будут поддерживать союзников «всеми средствами, за исключением экспедиционных сил». Но Рузвельт отказался. Он отправил Рейно только сообщение поддержки с пометкой «секрет»; и в письме к Уинстону Черчиллю, он объяснил, что «ни в каком смысле» он не готов поручить американское правительство «военному участию в поддержку союзных правительств». Только Конгресс, добавил он, имеет полномочия принять такое обязательство.
«Мы все выслушали вас прошлой ночью», - сказал Черчилль президенту на следующий день после выступления в Шарлоттсвилле, умоляя, как и в начале мая, предоставить больше оружия и техники из Америки и отклонив его просьбу об эсминцах из «сорока или пятидесяти». "до" тридцати или сорока ". «Ничто так не важно», - написал он. В ответ на настоятельный призыв Черчилля президент решил отправить в Великобританию то, что он ловко назвал «избыточным» военным оборудованием. Двенадцать кораблей приплыли в Великобританию, загруженные семидесяти тысячами бомбардировщиков, винтовок, танков, пулеметов и боеприпасов, но эсминцы не были включены в сделку. Отправка эсминцев будет актом войны, заявил сенатор из Массачусетса Дэвид Уолш, изоляционист председатель сенатского комитета по морским делам. Уолш также обнаружил план президента отправить двадцать торпедных катеров в Великобританию. В ярости он пригрозил законодательством запретить такие продажи оружия. Рузвельт временно отступил и отменил сделку с торпедным катером.
Несмотря на то, что нацистские войска, танки и самолеты записывали все новые завоевания в Европе, борьба креветок с Белым домом не закончилась. Напротив, креветки все еще занимали положение огромной силы.
Гламурное публичное лицо и отчетливый голос изоляционистского движения принадлежали харизматичному и смелому Чарльзу Линдбергу. Его одиночный перелет через Атлантику в мае 1927 года вывел на мировую арену долговязого мальчишеского 25-летнего пилота. «Ну, я сделал это», - сказал он со скромной улыбкой, приземлившись на аэродроме Ле Бурже в Париже, когда тысячи бредящих французских мужчин и женщин прорвали военные и полицейские линии и бросились к его маленькому самолету. Когда он вернулся в Нью-Йорк через две недели, флотилии лодок в гавани, эскадра из двадцати одного самолета в небе и четыре миллиона человек ревели: «Линди! Линди!» Оказалось, чтобы почтить его в безумно радостном городе, задрапированном флагами и облитым конфетти и тикером. «Нет победителя в мировой истории»
19 мая 1940 года, за неделю до того, как президент выступил со своим очагом в чате, осуждая изоляционистов и обрисовывая в общих чертах планы по созданию американской обороны, Линдберг сделал случай изоляциониста в своем собственном радиообращении. Соединенным Штатам не грозила опасность от иностранного вторжения, если только «американский народ не навлечет на себя этого», вмешиваясь в дела иностранных государств. Летчик настаивал, что единственной опасностью для Америки является «внутренняя» опасность.
Хотя президент объяснил, что Атлантический и Тихий океаны больше не могут обеспечить безопасные границы и не могут защитить американский континент от нападения, Линдберг настаивал на том, что два огромных океана действительно гарантируют безопасность нации. « Вторжения не будетна иностранном самолете, - категорически заявил он своим пронзительным голосом, - и ни один иностранный флот не осмелится приблизиться к бомбардировке наших берегов. «Единственная задача Америки, подчеркнул он, заключается в том, чтобы« строить и охранять нашу собственную судьбу ». Страна, придерживавшаяся одностороннего курса, избегая запутывания за границей, воздерживаясь от вмешательства в европейские дела и создавая свою собственную оборону, будет неприступной для иностранных вторжений. В любом случае, подчеркнул он, для Соединенных Штатов бессмысленно рисковать затоплением его будущее в войнах Европы, потому что умирание уже было брошено: «У нас больше нет времени, чтобы успешно вступить в эту войну», - заверил он свою аудиторию.
Выводя все «истерические болтовни о бедствиях и вторжениях», Линдберг заявил, что гневные слова президента Рузвельта против Германии не приведут к «ни дружбе, ни миру».
Дружба с нацистской Германией? Конечно, Линдберг понял, что дружба между народами означает их взаимное одобрение, доверие и помощь. Но он был настолько взволнован о динамичности, технологиях и военной мощи Германии и настолько отрешен от реальности и последствий немецкой агрессии и угнетения, что даже в тот день 19 мая, когда заголовок в « Вашингтон пост» гласил: « Нацисты истребляют себя через всю Бельгию, во Францию "и когда десятки тысяч отчаянных бельгийских беженцев вышли через границу во Францию, Линдберг сказал, что, по его мнению, для Соединенных Штатов не будет никакого значения, если Германия выиграет войну и станет доминирующей во всей Европе. « Независимо от того, какая сторона выиграет эту войну«Он заявил в своей речи 19 мая без малейших колебаний или опасений», нет никаких оснований. , , чтобы предотвратить продолжение мирных отношений между Америкой и странами Европы. «По его мнению, опасность заключалась не в том, что Германия может победить, а в том, что антифашистские заявления Рузвельта сделают Соединенные Штаты« ненавидимыми победителями и побежденными одинаково ». Соединенные Штаты могли и должны поддерживать мирные дипломатические и экономические отношения с любой стороной, победившей в войне. Фашизм, демократия - шесть из одного, полдюжины других. Его пораженческая речь не могла быть «лучше сформулирована, если бы она была написана Сам Геббельс, - заметил Франклин Рузвельт два дня спустя.
Когда могучая немецкая армия прорвала оборону Франции и прогремела к Парижу, господство Германии в Европе казалось очевидным, неизбежным и оправданным для Линдберга. Почему же тогда он задавался вопросом, настойчиво ли Рузвельт в своих усилиях по вовлечению нации в войну? « Единственная причина, по которой мы рискуем оказаться вовлеченными в эту войну, - заключил он в своей речи 19 мая, - в том, что в Америке есть влиятельные элементы, которые хотят, чтобы мы приняли участие. Они представляют небольшое меньшинство американского народа». , но они контролируют большую часть механизма влияния и пропаганды ". Это был завуалированный намек на издателей еврейских газет и владельцев крупных голливудских киностудий. Он советовал американцам " ударитьэти элементы личной выгоды и иностранного интереса. "Хотя его рекомендация, казалось, граничит с насилием, он также возрождает многовековой антисемитский миф о евреях как о лицах без гражданства, членах международной заговорщической клики, не имеющей корней в" почве " "и заинтересованы только в" перевозимых "бумажных богатств.
«Линдберги и их друзья смеются над идеей, что Германия когда-либо сможет атаковать Соединенные Штаты», - написал радиокорреспондент Уильям Ширер, находящийся в Берлине. «Немцы приветствуют их смех и надеются, что больше американцев будут смеяться». Слова Линдберга также воодушевили немецкого военного атташе в Вашингтоне генерала Фридриха фон Беттихера. «Круг вокруг Линдберга, - писал фон Беттихер в послании в Берлин, - теперь пытается, по крайней мере, помешать фатальному контролю евреев над американской политикой». На следующий день после выступления Линдберга вызывающие голливудские руководители студии, Джек и Гарри Уорнер, написали Рузвельту, чтобы заверить его, что они «сделают все от нас зависящее в киноиндустрии».
Кто мог предвидеть в 1927 году, что Линдберг, бегство которого вдохновляло чувство трансатлантического сообщества и порождало идеалистические надежды на международное сотрудничество, воплотил бы самый жестокий, самый яростный вид изоляционизма? Спустя два года после своего подвига, Линдберг получил выход в восточную социальную и финансовую элиту, когда женился на Энн Морроу, дочери Дуайта Морроу. Бывший партнер JP Morgan и посол в Мексике Дуайт Морроу будет избран республиканцем в Сенат США в 1930 году, незадолго до его смерти в 1931 году. Чарльз и Энн, казалось, вели очарованную жизнь - до своих 20-месячного возраста. в марте 1932 года старого сына вырвали из детской кроватки в их сельском доме в Нью-Джерси. По полу в детской комнате на втором этаже тянулись грязные следы к открытому окну, под которой стояла лестница. "Ребенка похитили!" воскликнула медсестра, когда она побежала вниз. Губернатор Нью-Йорка Франклин Рузвельт немедленно передал все ресурсы полиции штата в распоряжение властей Нью-Джерси. Через два месяца небольшое тело было найдено в неглубокой могиле. Немецкий плотник, который отбывал срок в тюрьме за кражу со взломом, Бруно Гауптманн, был обвинен в совершении преступления; Линдберг назвал его голос тем, который он слышал, крича в темноте кладбища в Бронксе, когда он выкупил 50 000 долларов. маленькое тело было найдено в мелкой могиле. Немецкий плотник, который отбывал срок в тюрьме за кражу со взломом, Бруно Гауптманн, был обвинен в совершении преступления; Линдберг назвал его голос тем, который он слышал, крича в темноте кладбища в Бронксе, когда он выкупил 50 000 долларов. маленькое тело было найдено в мелкой могиле. Немецкий плотник, который отбывал срок в тюрьме за кражу со взломом, Бруно Гауптманн, был обвинен в совершении преступления; Линдберг назвал его голос тем, который он слышал, крича в темноте кладбища в Бронксе, когда он выкупил 50 000 долларов.
Неся с собой пистолет, видимый в кобуре на плече, Линдберг присутствовал на суде в январе 1935 года, находясь всего в нескольких местах от обвиняемого. После осуждения Гауптмана и подачи апелляции Элеонора Рузвельт, как ни странно и беспристрастно, взвешивалась, подсчитывая присяжных и объявляя, что она «немного возмущена», что невиновный человек может быть признан виновным. Но обвинительный приговор остался, и в апреле 1936 года Гауптманн был казнен на электрическом стуле.
В декабре 1935 года после судебного процесса Чарльз и Энн, которых преследовали и иногда пугали навязчивые репортеры, а также потенциальные шантажисты, бежали в Европу со своим 3-летним сыном Джоном. «Америка в шоке из-за изгнания, вызванного Линдбергсом», гласит заголовок из трех колонок на первой странице « Нью-Йорк Таймс» .
Сможет ли толпа Линдберг и его жена найти спокойное убежище в Европе? У Старого Света также есть свои гангстеры, прокомментировал обозреватель французской газеты, добавив, что Европа "страдает от дополнительной вызывающей беспокойство силы, поскольку там все говорят:" Скоро будет война ". Однако нацистская пресса другая позиция. «Как немцы, - пишет Deutsche Allgemeine Zeitung с отсутствием иронии, - мы не можем понять, что цивилизованная нация не может гарантировать безопасность тел и жизни своих граждан».
В течение нескольких лет Линдберги наслаждались жизнью в Европе, сначала в Англии, в доме на холмах возле Кента, а затем на небольшом скалистом острове у побережья Бретани. Летом 1936 года супруги побывали в Германии, где их наградил Герман Геринг, уступив только Гитлеру в нацистской иерархии и другим членам партийной элиты. Геринг лично привел Линдберга в инспекционный тур по авиационным заводам, элитной эскадре Люфтваффе и исследовательским объектам. Американец исследовал новые двигатели для пикирующих бомбардировщиков и боевых самолетов и даже поднял бомбардировщик в воздух. Это была «привилегия» посетить современную Германию, - сказал впоследствии удивленный Линдберг, хвалив «гения, проявленного этой страной в разработке дирижаблей». Фотографы делали фотографии Чарльза и его жены, расслабленные и улыбающиеся в доме Геринга. Отчеты Линдберга о германской авиации были переполнены превосходной степенью превосходства относительно «поразительного роста германской авиации», «этого чудесного всплеска национальной энергии в воздушном поле» и «научного мастерствагонка . «Авиатор, однако, не проявил никакого интереса к разговорам с иностранными корреспондентами в Германии,« которые извращенно любят просвещать посетителей на Третьем рейхе », сухо отметил Уильям Ширер.
В Берлине жена Линдберга, Анна, была ослеплена блестящим фасадом потемкинской деревни. Она была очарована "чувством веселья, развешенными флагами, нацистским флагом, красным со свастикой на нем, вездеи олимпийский флаг, пять колец на белом. «Динамизм Рейха был настолько впечатляющим.« Нет никаких сомнений в силе, единстве и целеустремленности Германии », - лихорадочно написала она своей матери, добавив, что американцам, несомненно, нужно было преодолеть их подонок, «пуританский» взгляд на то, что диктатуры были «по необходимости неправы, злы, нестабильны». Энтузиазм и гордость народа были «захватывающими». Сам Гитлер, добавила она на мечтательной, романтической ноте, «очень велика человек, как вдохновенный религиозный лидер - и как таковой, довольно фанатичный - но не интриган, не эгоист, не жадный до власти, но мистик, провидец, который действительно хочет лучшего для своей страны и в целом имеет довольно широкий Посмотреть."
1 августа 1936 года Чарльз и Анна присутствовали на церемонии открытия Олимпийских игр в Берлине, сидя в нескольких шагах от Адольфа Гитлера. Когда группа играла «Deutschland über alles», светловолосые девочки предлагали букеты роз Фюреру, восхищенному хозяину международных игр. Теодор Левальд, глава Организационного комитета Германии, объявил, что игры открыты, приветствуя «реальную и духовную связь огня между нашей немецкой родиной и священными местами Греции, основанными почти 4000 лет назад иммигрантами из Северной Европы». Уезжая на следующий день в Копенгаген, Линдберг сказал журналистам в аэропорту, что он «очень доволен» увиденным. Его присутствие на Олимпийском стадионе и его теплые слова о Германии услужливо добавили блеска и гордости нацистов. Также присутствовавший на Олимпийских играх, Уильям Ширер подслушал людей в нацистских кругах, что им удалось «заставить Линдбергов» понять «нацистскую Германию».
По правде говоря, Линдберг заметил некоторый тревожный фанатизм в Германии, но, как он сказал своему другу, учитывая хаотическую ситуацию в Германии после Первой мировой войны, достижения Гитлера «вряд ли могли быть достигнуты без некоторого фанатизма». Он не только оценил, что фюрер был «несомненно великим человеком», но и в том, что Германия «имеет больше, чем ее доля элементов, составляющих силу и величие среди народов». Несмотря на некоторые сомнения относительно нацистского режима, Линдберг считал, что рейх был «стабилизирующим фактором» в Европе в 1930-х годах. Еще один визит в Германию в 1937 году подтвердил его прежние впечатления. Немецкая авиация была «не имеющей аналогов в истории»; Политика Гитлера «кажется, выложена с большим умом и дальновидностью»;порядочность и ценность, которая во многих отношениях намного опережает нашу собственную ».
В конце весны 1938 года Линдберг и его жена переехали на крошечный бретонский остров Иллиец, где Чарльз мог вести длительные беседы со своим соседом и наставником, доктором Алексисом Каррелем, отмеченным наградами французским ученым и евгеником, который инструктировал летчика в его научном расизме. В своей книге 1935 года « Человек неизвестный»Кэррел изложил свои теории, свою критику парламентской демократии и расового равенства. Утверждая, что Запад является «рушащейся цивилизацией», он призвал к «гигантской силе науки», чтобы помочь устранить «дефектных» особей и пород и предотвратить «вырождение [белой] расы». Во введении к немецкому изданию своей книги он высоко оценил «энергичные меры Германии против распространения отсталых людей, психически больных и преступников».
Осенью 1938 года Чарльз и Анна вернулись в Германию. В октябре на мальчишнике в Берлине, организованном американским послом с участием итальянских и бельгийских послов, а также немецких авиаконструкторов и инженеров, Геринг удивил авиатора, наградив его «во имя фюрера». Второе по значимости украшение Германии, медаль - служебный крест ордена немецкого орла, украшенный золотым крестом и четырьмя маленькими свастиками. Линдберг носил его с гордостью в тот вечер. Потом, вернувшись из посольства, он показал медаль Энн, которая правильно предсказала, что она станет «альбатросом».
Линдберги хотели провести зиму в Берлине, и Анна даже нашла подходящий дом в пригороде Берлина Ванзее. Они вернулись в Иллиец, чтобы собраться для переезда, но изменили свои планы, когда узнали о Хрустальной ночи. «Мое восхищение немцами постоянно разбивается о какую-то скалу, подобную этой», - сетовал Линдберг в своем дневнике, выражая смятение в связи с преследованием евреев со стороны нацистских головорезов. Обеспокоенный тем, что их проживание в Берлине может вызвать «смущение» у правительств Германии и Америки, он и Анна сняли квартиру в Париже. И все же глубокое восхищение Линдберга Германией не было серьезно подавлено. Напротив, переходя границу из Бельгии в Германию в декабре 1938 года, Линдберг был очарован симпатичным молодым немецким офицером иммиграции, чья «атмосфера дисциплины и точности», писал он, «резко контрастировала с непринужденной приятностью Бельгии и Франции». Германия все еще предлагала поразительный образ мужественности и современных технологий, которые он ценил. Дух немецкого народа, сказал он Джону Слессору, заместителю директора британского министерства авиации, «великолепен»; он особенно восхищался их отказом признать, что что-то невозможно или что любое препятствие слишком велико, чтобы его преодолеть. Американцы, вздохнул он, потеряли эту силу и оптимизм. Сила была ключом к будущему. Чарльзу Линдбергу казалось чрезвычайно рациональным и справедливым, что Германия должна доминировать в Европе, потому что, как он писал, «нет системы».
В апреле 1939 года Линдберг вернулся в Соединенные Штаты, его жена и двое молодых сыновей спустя две недели спустя. Несколькими годами ранее он обсуждал со своими британскими друзьями возможность отказа от своего американского гражданства, но теперь он решил, что в случае войны он останется верным Америке. Тем не менее, в тот же день, когда он и Энн обсуждали возвращение в Америку, он признался в своем дневнике, что из всех стран, в которых он жил, он «нашел самую личную свободу в Германии». Более того, он все еще питал «опасения» в отношении Соединенных Штатов; критикуя близорукость и колебания "демократических государственных деятелей, он был убежден, что для того, чтобы выжить в новом тоталитарном мире, американская демократия должна будет сделать"
Вернувшись на американскую землю в апреле, Линдберг немедленно начал неутомимый раунд встреч с учеными, генералами и правительственными чиновниками, рассказывая о замечательных достижениях авиации, которые он видел в Германии, и стремясь к дальнейшим исследованиям и разработкам в области американской авиации и авиации. военная сила. Хотя он верил в американскую изоляцию, он также верил в американскую готовность.
20 апреля 1939 года у Линдберга был насыщенный день в Вашингтоне: сначала встреча с военным министром Гарри Вудрингом, а затем встреча с президентом Рузвельтом в Белом доме. Прождав сорок пять минут, летчик вошел в кабинет президента. «Он опытный, учтивый, интересный собеседник», - писал позже Линдберг в тот же день в своем дневнике. «Мне он понравился, и я чувствую, что могу хорошо с ним ладить». Но он подозревал, что они никогда не согласятся со «многими основами», и, кроме того, чувствовал, что в нем было «что-то, чему я не доверял, что-то слишком изощренное, слишком приятное, слишком легкое ... Тем не менее, он наш президент, "Линдберг заключил. Он будет пытаться работать с ним, отметил он, осторожно добавляя: «У меня такое чувство, что это может продолжаться недолго.
Выйдя через полчаса из бокового выхода из исполнительного особняка, Линдберг оказался в осаде фотографов и репортеров. Шумная сцена была «позорной», - горько судил оператор. «Среди африканских дикарей будет больше достоинства и самоуважения». После их встречи ни Линдберг, ни Белый дом не могли пролить свет на то, что обсуждалось. Позже появятся слухи о том, что на той апрельской встрече или спустя несколько месяцев президент предложил авиатору назначить кабинет, но такие слухи никогда не подтверждались.
В тот апрельский день из Белого дома Линдберг отправился на заседание Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA) и рассказал о важности разработки программы разработки технологически совершенного самолета. Хотя он поддержал рекомендацию NACA о выделении правительством 10 миллионов долларов на исследовательский центр на Западном побережье, даже это не было достаточным прогрессом в сознании Линдберга. Это все равно оставит Соединенные Штаты «далеко позади такой страны, как Германия, в исследовательских центрах», - написал он в своем дневнике. «Мы не могли ожидать продолжения производства европейских самолетов, пока мы работаем в мирное время».
Линдберг был неумолим в своем сообщении о военной готовности. Одним ученым, который внимательно слушал его, был Ванневар Буш, председатель NACA и глава Института Карнеги, исследовательской организации в Вашингтоне. После нескольких встреч этой весной двое мужчин согласились, что необходим план по возрождению NACA. Буш «впитал» мнение Линдберга, пишет биограф Буша Дж. Паскаль Захари. Действительно, Буш был настолько впечатлен, что предложил Линдбергу председательство или вице-председательство в NACA - предложение, от которого он отказался. В начале 1940 года Буш получил еще одно сообщение от Линдберга, в котором он повторил свою тревогу по поводу серьезной нехватки исследовательских мощностей в Соединенных Штатах и призвал к "немедленным шагам для устранения этого недостатка".
Будучи глубоко обеспокоенным после прочтения рекомендаций Линдберга, Буш подготовил предложение о создании Совета по исследованиям в области национальной обороны (NDRC), организации, которая будет контролировать и финансировать работу американских инженеров и ученых. 12 июня 1940 года Буш впервые встретился с президентом Рузвельтом в Овальном кабинете. Он вручил ему свою записку - четыре коротких абзаца на одном листе бумаги. Впоследствии, как писал один из коллег Буша, этого было достаточно, чтобы убедить президента в необходимости использовать технологии для возможной войны. Вынув свою ручку, он написал на записке волшебные слова: «ОК-- ФДР».
Во время войны две трети физиков страны будут работать под руководством Ванневара Буша. Один из секретных проектов, которым он руководил до 1943 года, когда он был передан армии, был известен как секция S1. Физики S1 стремились разблокировать энергию от деления атомов редкого изотопа урана. И среди отправных мест для этой работы, а также для создания Бушем NDRC были его информативные и тревожные беседы с Чарльзом Линдбергом.
В июне 1940 года, когда Франция упала на нацистские войска и самолеты, Линдберг обратился к воспоминаниям своего отца для уверенности и мудрости. «Провел вечер, читая« Почему папа на войне? », - писал он в своем дневнике. Эта книга 1917 года оправдала тревогу сына в связи с перспективой вступления Америки в очередную европейскую войну. Чарльз Линдберг-старший, прогрессивный республиканец из Миннесоты, умерший в 1924 году, служил в Палате представителей с 1907 по 1917 год. Его младший сын Чарльз выполнял поручения и обращался к нему с письмами, а иногда его видели в галерее Дома, наблюдая его отец на полу ниже. Хотя Линдберг-старший был последователем Теодора Рузвельта, в вопросе об американском участии в Первой мировой войне он и воинственная компания ТР расстались.
Почему ваша страна на войне? Это был скучный, тупой антивоенный путь, в котором утверждалось, что Соединенные Штаты втянуты в войну из-за махинаций "трусливых политиков", богатых банкиров и Федерального резервного банка. Старший Линдберг не выступал против насилия войны как такового. Скорее, этот средне-западный аграрий выступил против несправедливости войны, организованной и продвигаемой как коммерческое предприятие "захватчиками богатства" Уолл-стрит, такими как Морганы и Рокфеллеры. По иронии судьбы, среди людей «властной элиты», которых он больше всего презирал, мог быть будущий тесть его сына Дуайт Морроу, партнер Моргана, хотя позже Линдберг-младший сказал интервьюеру, что, по его мнению, его отец и Дуайт Морроу, вероятно, хотел бы друг друга. Внизу, старший Линдберг
Когда его книга появилась в печати, Линдберг-старший должен был защищаться - не от обвинения в том, что он антикапиталист, что было бы правдой, а от обвинения в том, что он прогерманец. Он был повешен в чучелах и издевался как «друг кайзера». Хотя в книге не было ничего прогерманского, обвинения способствовали его поражению, когда он баллотировался на пост губернатора Миннесоты в 1918 году. «Если вы действительно в первую очередь за Америку, - писал он в свою защиту, - то вас классифицируют как проремецкий со стороны большой прессы, которую поддерживают спекулянты ".
Как и его отец, Чарльз Линдберг-младший также столкнется с обвинениями в том, что он прогерманец. Но в его случае обвинительный акт звучал правдоподобно.
По мнению летчика, Германия это сделала. В Англии была «организация без духа», - говорил он радиослушателям в августе 1940 года. «Во Франции был дух без организации; в Германии были оба». Действительно, чем больше Линдберг жил среди англичан, тем меньше он доверял им. Они поразили его, писал он, как неспособные соединиться с «современным миром, работающим в современном темпе». И, к сожалению, он решил, что было слишком поздно для них, чтобы «наверстать упущенную возможность». Единственная надежда Британии, как он однажды упомянул своей жене, заключалась в том, чтобы учиться у немцев и перенимать их методы, чтобы выжить. Он также не верил и не уважал демократию в Соединенных Штатах. На американском континенте он чувствовал себя окруженным посредственностью. Написав в своем дневнике летом 1940 года, он оплакивал упадок американского общества - «поверхностность, дешевизна, отсутствие понимания или интереса к фундаментальным проблемам». И усугубляли проблемы евреи. «Уже слишком много таких мест, как Нью-Йорк», - писал он, ссылаясь на еврейское население этого города. «Несколько евреев добавляют силу и характер к стране, но слишком много создают хаос. И мы получаем слишком много». еврейское население. «Несколько евреев добавляют силу и характер к стране, но слишком много создают хаос. И мы получаем слишком много». еврейское население. «Несколько евреев добавляют силу и характер к стране, но слишком много создают хаос. И мы получаем слишком много».
Был ли Линдберг нацистом? Он был «прозрачно честным и искренним», отметил сэр Джон Слессор, маршал Королевских ВВС, который несколько раз встречался с Линдбергом. Позже, по словам Слессора, именно «порядочность и наивность» Линдберга убедили его в том, что авиатор просто «яркий пример воздействия немецкой пропаганды». Один из знакомых Линдберга, журналист и поэт Селден Родман, также пытался объяснить привязанность авиатора к нацистской Германии. «Возможно, именно консерватизм его друзей и аристократические расовые доктрины Кэррела сделали его сочувствующим нацизму», - написал Родман. " Возможно, именно символизм его одинокого бегства и ужасной развязки массового поклонения и похищения людей привели его к непопулярной причине, потому что она непопулярна; это всегда заставляет героя Байроник отрицать славу и удачу за вину и одиночное преследование ».
Со своей стороны, Линдберг знал, что многие его взгляды были непопулярны в определенных кругах, но, как он сказал общенациональной радио-аудитории в 1940 году: «Я бы предпочел, чтобы вы уважали искренность того, что я говорю, чем пытались заслужить ваши аплодисменты. ограничив мою дискуссию популярными концепциями ". Ошибочно принимая за интеллект и проницательность, он считал себя реалистом, который осознал, что технологические достижения Германии глубоко и бесповоротно изменили баланс сил в Европе. Единственный вопрос, который он однажды объяснил послу Джозефу Кеннеди, заключается в том, «будет ли это изменение принято мирным путем или оно должно быть проверено войной». Гордясь своим ясным пониманием военной мощи, он мрачно предсказал, что в июне 1940 года, еще до начала битвы за Британию, что конец для Англии "придет быстро". Драматург Роберт Шервуд, которого ФРГ подготовит летом 1940 года, чтобы присоединиться к своей команде по написанию речей, возможно, ближе всего подошел к истине о Линдберге. Авиатор, как он сухо прокомментировал, имел «исключительное понимание силы машин в отличие от принципов, которые оживляют свободных людей». Как предположил Шервуд, Линдберг, возможно, просто был наивен в политике, не знает истории, необразован во внешней политике и национальной безопасности и был введен в заблуждение своим увлечением немецкими технологиями и энергией. Возможно, он не в полной мере оценил, по словам Шервуда, степень, в которой германский народ "сейчас полон кокаина мировой революции и мечты о мировом господстве". Драматург Роберт Шервуд, которого ФРГ подготовит летом 1940 года, чтобы присоединиться к своей команде по написанию речей, возможно, ближе всего подошел к истине о Линдберге. Авиатор, как он сухо прокомментировал, имел «исключительное понимание силы машин в отличие от принципов, которые оживляют свободных людей». Как предположил Шервуд, Линдберг, возможно, просто был наивен в политике, не знает истории, необразован во внешней политике и национальной безопасности и был введен в заблуждение своим увлечением немецкими технологиями и энергией. Возможно, он не в полной мере оценил, по словам Шервуда, степень, в которой германский народ "сейчас полон кокаина мировой революции и мечты о мировом господстве". Драматург Роберт Шервуд, которого ФРГ подготовит летом 1940 года, чтобы присоединиться к своей команде по написанию речей, возможно, ближе всего подошел к истине о Линдберге. Авиатор, как он сухо прокомментировал, имел «исключительное понимание силы машин в отличие от принципов, которые оживляют свободных людей». Как предположил Шервуд, Линдберг, возможно, просто был наивен в политике, не знает истории, необразован во внешней политике и национальной безопасности и был введен в заблуждение своим увлечением немецкими технологиями и энергией. Возможно, он не в полной мере оценил, по словам Шервуда, степень, в которой германский народ "сейчас полон кокаина мировой революции и мечты о мировом господстве". возможно, ближе всего к истине о Линдберге. Авиатор, как он сухо прокомментировал, имел «исключительное понимание силы машин в отличие от принципов, которые оживляют свободных людей». Как предположил Шервуд, Линдберг, возможно, просто был наивен в политике, не знает истории, необразован во внешней политике и национальной безопасности и был введен в заблуждение своим увлечением немецкими технологиями и энергией. Возможно, он не в полной мере оценил, по словам Шервуда, степень, в которой германский народ "сейчас полон кокаина мировой революции и мечты о мировом господстве". возможно, ближе всего к истине о Линдберге. Авиатор, как он сухо прокомментировал, имел «исключительное понимание силы машин в отличие от принципов, которые оживляют свободных людей». Как предположил Шервуд, Линдберг, возможно, просто был наивен в политике, не знает истории, необразован во внешней политике и национальной безопасности и был введен в заблуждение своим увлечением немецкими технологиями и энергией. Возможно, он не в полной мере оценил, по словам Шервуда, степень, в которой германский народ "сейчас полон кокаина мировой революции и мечты о мировом господстве". Линдберг, возможно, просто был наивен в политике, не знал истории, необразован во внешней политике и национальной безопасности и был обманут своим увлечением немецкими технологиями и энергией. Возможно, он не в полной мере оценил, по словам Шервуда, степень, в которой германский народ "сейчас полон кокаина мировой революции и мечты о мировом господстве". Линдберг, возможно, просто был наивен в политике, не знал истории, необразован во внешней политике и национальной безопасности и был обманут своим увлечением немецкими технологиями и энергией. Возможно, он не в полной мере оценил, по словам Шервуда, степень, в которой германский народ "сейчас полон кокаина мировой революции и мечты о мировом господстве".
Несмотря на его бурный энтузиазм по отношению к Германии, его разочарование в демократии, ревностные аплодисменты, которые он получил от фашистов в Соединенных Штатах и в Германии, его восхищение расовыми идеями Алексиса Кэррела, его все более экстремистские и антисемитские речи и тот факт, что его упрощенные взгляды отражали нацистскую пропаганду в Соединенных Штатах, и Линдберг, казалось, хотел получить то, что считал лучшим для Америки. И все же Франклин Рузвельт, возможно, был инстинктивно прав в своем собственном менее детализированном взгляде.
«Я абсолютно убежден, что Линдберг - нацист», - мелодраматически сказал ФДР своему министру финансов и соседу и другу старого округа Датчесс Генри Моргентау в мае 1940 года, через два дня после выступления Линдберга 19 мая. «Если я умру завтра, я хочу, чтобы ты знал это». Президент посетовал, что 38-летний летчик "полностью отказался от своей веры в нашу форму правления и принял нацистские методы, потому что, очевидно, они эффективны".
Другие в Белом доме разделяют эту оценку. Линдберг, усмехнулся Гарольд Икес, претенциозно выдавая себя за «тяжелого мыслителя», но никогда не произносил «слова о самой демократии». Авиатор был "нацистским попутчиком номер 1", сказал Икес. Восторженное немецкое посольство от всего сердца согласилось. «То, что Линдберг провозглашает с большим мужеством, - писал немецкий военный атташе в своем домашнем офисе в Берлине, - безусловно, является высшей и наиболее эффективной формой пропаганды». Другими словами, зачем Германии нужна пятая колонна в Соединенных Штатах, когда в ее лагере находится национальный герой Чарльз Линдберг?
Это отрывок из 1940 года: FDR, Willkie, Lindbergh, Hitler - Выборы среди шторма , Сьюзан Данн, опубликованная издательством Yale University Press, 2013.
Мы хотим услышать, что вы думаете об этой статье. Отправьте письмо в редакцию или напишите по адресу letters@theatlantic.com.
СЬЮЗАН ДАНН - профессор третьего века Престон С. Пэриш, преподаватель гуманитарных и гуманитарных наук в колледже Уильямс. Она является автором книги «Три Рузвельта» , написанной в соавторстве с Джеймсом МакГрегором Бернсом, «Чистка Рузвельта» и 1940: «ФРГ», «Уиллки», «Линдберг», «Гитлер» - «Выборы во время шторма» .
КАК КОМАНДА БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПОМОГЛА ВЫИГРАТЬ БИТВУ ЗА БРИТАНИЮ
Нил Янг
Пятница 15 июня 2018 г.
Победа ВВС над люфтваффе во время битвы за Британию летом 1940 года сделала немецкое вторжение в Британию практически невозможным. В своей книге « Наступление бомбардировщиков» , опубликованной в 1947 году, маршал Королевских военно-воздушных сил сэр Артур Харрис писал, что вся заслуга в предотвращении вторжения в Британию была отдана Командованию истребителей. Он чувствовал, что влияние и важность роли Командующего Бомбардировщиком в Битве за Британию были в значительной степени упущены. Неспособность Германии победить ВВС и обеспечить контроль над небом над южной Англией убедила Гитлера на неопределенное время отложить запланированное вторжение в Британию. Хотя эта победа была решительно завоевана британской обороной, другие организации также внесли свой вклад.
КОНФЛИКТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БОМБАРДНОЙ КОМАНДЕ
Во время битвы за Британию, бомбардировочное командованиепострадали от фундаментальных разногласий в военном и политическом руководстве о том, как его лучше всего использовать, а также от многочисленных и часто противоречивых требований относительно его относительно ограниченных ресурсов. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, в развитии ВВС доминировало убеждение, что служба лучше всего будет использоваться в стратегическом воздушном наступлении против Германии. Была сформулирована серия «Западных воздушных планов», в которой перечислены стратегические цели для атаки. Наступление началось 15 мая 1940 года, через пять дней после немецкого вторжения во Францию и Низкие страны, и продлится практически до конца войны. В течение нескольких лет это было единственное средство довести войну непосредственно до самой Германии. Тем не менее, с перспективой воздушного нападения и вторжения, Командование бомбардировщиков столкнулось с противоречивыми требованиями к его ресурсам.
Сначала основной целью бомбардировочного командования было снижение угрозы со стороны германской авиации против Британии. Тяжелые бомбардировщики Уитли, Веллингтона и Хэмпдена должны были ночью атаковать немецкие авиационные заводы и сборочные заводы, а средние бомбардировщики Бленхейма днем совершали налет на аэродромы на оккупированной территории. Когда с конца августа немецкое судоходство начало концентрироваться на подготовке к вторжению в Британию, основными целями стали порты из северной Германии до побережья Французского канала. Однако в директивах, издаваемых министерством авиации в течение всего лета, должное внимание уделялось стратегическому наступлению. Были совершены нападения на нефтяную промышленность, связь, леса и посевы. Минерализация в немецких прибрежных водах также должна была быть предпринята. Эти цели пользовались различным приоритетом в разное время.
Такое множество целей обеспечило невозможность сосредоточения усилий против кого-либо конкретного. Кроме того, плохая навигация и методы бомбардировки, а также недостаток знаний и чрезмерно оптимистичный взгляд на результаты бомбардировок сделали ранние операции Bomber Command в основном очень неэффективными. Ночные набеги на внутренние цели были невозможны без яркого лунного света, и даже тогда эти цели было трудно найти. Рейды против портов вторжения, из-за их близости к Британии и легко найденных позиций, были гораздо более успешными.
ОТВЕТИТЬ НА ПАДЕНИЕ ФРАНЦИИ
В начале мая, перед немецким вторжением во Францию и Низкие СтраныКомитет начальников штабов (COS) рассмотрел стратегическую ситуацию, исходя из предположения, что Германия будет добиваться решения в 1940 г. Из двух возможных способов достижения этого - крупные нападения на Великобританию или Францию - мысли начальников штабов думали о нападениях на Великобританию. более вероятно. Таким образом, главная угроза безопасности Соединенного Королевства будет исходить из интенсивного немецкого воздушного наступления. Хотя ожидалось, что серьезный материальный ущерб и разрушения будут нанесены британской авиации и авиастроению, считалось, что люфтваффе не удастся достичь своей жизненно важной цели - нейтрализации ударных сил ВВС США. КС заключил, что необходимо принять все возможные меры для ускорения производства зенитного оборудования, бомбардировщиков и истребителей, даже за счет страны ».
Спустя всего три недели, в свете немецкого вторжения во Францию и Низкие Страны, COS пришлось пересмотреть британскую стратегию на случай полного краха французского сопротивления. Было ясно, что Британия подвергнется концентрированной атаке немецких воздушных и морских сил, действующих на кратчайшем расстоянии от Норвегии до Франции. Несомненно, ключевую роль в успешном отражении этой серьезной угрозы сыграют британские истребительные эскадрильи. Но, как пишет COS в своем отчете 25 мая, «мы не можем противостоять вторжению только с помощью истребителей. Воздушные ударные силы необходимы не только для выполнения морской экспедиции, но и для оказания прямого давления на Германию, нанося удары по целям в этой стране ».
20 июня, через несколько дней после падения Франции, главнокомандующий авиации маршала Чарльза Портал Командующего бомбардировщиками приказал министерству авиации направить свои ударные силы главным образом по целям, которые приведут к немедленному сокращению масштабов немецкой армии. воздушные атаки против Британии. В директиве в качестве наиболее неотложных целей указывались фабрики по сборке планеров, алюминиевые заводы и склады оборудования, находящиеся в пределах досягаемости в Германии, хотя у некоторых членов воздушного штаба были оговорки относительно первой из них. Чувствовалось, что разрушение сборочных заводов не приведет к значительному сокращению усилий люфтваффе.потому что уровень его резервов обеспечит поддержание атак на полную мощность в течение периода, когда фабрики были восстановлены вне пределов досягаемости. Однако нападения на основное оборудование и склады технического обслуживания будут иметь немедленный эффект, поскольку эти подразделения были организованы для обеспечения основных средств обслуживания для эскадрильи фронта, а также для оснащения и снабжения резервных самолетов для замены обломков.
Считалось, что немецкие коммуникации были полностью растянуты в распределении поставок в передовые районы. Таким образом, директива Портала предписывает ему атаковать железные дороги и каналы. Основным направлением атаки должны быть сортировочные станции в Рурской и Кельнской областях, в частности главный двор в Хамме, и акведуки, несущие канал Дортмунд-Эмс через реку Эмс около Мюнстера. Одна эскадра также должна была продолжить установку мин в прибрежных водах Германии. С учетом этих основных задач операции должны были продолжаться против нефтяных целей, особенно всех основных запасов на вновь оккупированных территориях, прежде чем они могли быть использованы вражескими силами. Также необходимо было подготовиться к поджогу немецких культур и лесов, используя новую зажигательную гранулу, которая будет готова в начале июля. Bomber Command ' Эскадрильи средних бомбардировщиков должны были атаковать оккупированные вражеские аэродромы на севере Франции и в Низких странах, чтобы уничтожить как можно больше самолетов и вынудить остальных отступить в тыл. Наконец, Портал получил указание, что он должен быть готов в кратчайшие сроки направить все свои бомбардировщики против вторжения вражеских военно-морских сил.
Опасения вторжения быстро росли. Премьер-министр Уинстон Черчилль заявил 3 июля кабинету министров, что нарастает ощущение, что попытка может быть неминуемой. Он высоко оценил причины, выдвинутые начальником штаба авиации (CAS), маршалом авиации сэром Сирилом Ньюаллом, в связи с нынешней концентрацией ВВС в авиационной промышленности Германии, но считает, что предстоящая неделя может быть настолько критической, что это оправдывает передачу приоритета к бомбардировке вражеских портов и отгрузке.
ФОТОГРАФИИ
HAMPDENS № 14 ОПЕРАТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Взгляд артиллеристов на формирование группы Хэмпденс из оперативного учебного подразделения № 14, базирующегося в Коттесморе в Западном Суссексе, 23 июля 1940 года.
Посмотреть запись объекта
Взгляд артиллеристов на формирование группы Хэмпдена из оперативного учебного подразделения № 14, базирующегося в Коттесморе 23 июля 1940 года.
© IWM (CH 709)
На следующий день «Портал» получил указание сделать эти цели своей первоочередной задачей, с особым акцентом на Киле, где стояли у причала основные корабли « Шарнхорст» и « Дойчланд» , а также Гамбург, Бремен, Роттердам, Вильгельмсхафен и Брунсбюттель. Развертывание мин было увеличено до трех эскадрилий, и наступление против авиастроения и нефти должно было продолжаться. Несмотря на то, что первоначально он был исключен, после обсуждения между порталом и заместителем вице-маршала авиации CAS сэром Уильямом Шолто Дугласом было решено, что усилия по борьбе с коммуникациями должны продолжаться ограниченным образом.
Для Blenheims of 2 Group приоритеты теперь будут: атака барж и малых судов на каналах и в портах Голландии и Бельгии, продолжающееся дневное нарушение целей, атакованных ночью в Германии, и налеты на скопления самолетов на аэродромах на северо-западе Франции и Бельгии, и судоходство зарегистрировано в норвежских портах. Из-за высокой уязвимости самолетов, совершавших дневные бомбардировки, атаки должны были осуществляться спорадически и только тогда, когда была обеспечена достаточная безопасность при достаточном облачном покрове. 2 Группа должна была использовать до 48 самолетов в день, работая индивидуально или в небольших группах. Необходимо было приложить все усилия для распространения атак, с тем чтобы призывающие к защите немецких истребителей были повсеместными и многочисленными, сохраняя оборону истребителей рассеянной.
Угроза немедленного вторжения несколько отступила, когда стало очевидно, что Германия все больше концентрируется на предварительных воздушных атаках против Британии. Воздушный штаб посчитал, что операции до этого момента были слишком рассредоточены, и 13 июля издал распоряжение о корректировке, которое легло в основу проблемы оперативной эффективности Командования бомбардировщиков. Воздушный штаб теперь потребовал, чтобы меньшее количество целей подвергалось более энергичной атаке с целью полного уничтожения, а не преследования. Только пять заводов по сборке планеров, пять складов оборудования и пять нефтяных заводов были выбраны в качестве основных целей.
ФОТОГРАФИИ
БЛЕНХЕЙМ ЭКИПАЖЕЙ ЭСКАДРИЛЬИ № 110
Экипажи Бленхейма из эскадрильи № 110 в Уоттишеме добавляют Ле Бурже к списку недавних целей, август 1940 года.
Посмотреть запись объекта
Экипажи Бленхейма из эскадрильи № 110 в Уоттишеме добавляют Ле Бурже к списку недавних целей, август 1940 года.
© IWM (HU 104640)
Когда он получил директиву, портал маршала авиации (ныне сэра Чарльза) был спровоцирован детальной и продолжительной критикой трудностей ее применения. Очень немногие из целей были бы найдены средними командами, в то время как даже опытные команды потребовали бы помощи ясных ночей с полной луной, чтобы преуспеть. Большинство целей были изолированы и находились в малонаселенных районах далеко на востоке Германии. Поэтому он ожидал значительного процента бесполезных усилий по их поиску и достижению, в то время как те бомбы, которые были плохо нацелены, не ударяли бы ничего более важного.
Портал считает наиболее эффективным способом реализации цели Bomber Command по сокращению масштабов воздушного нападения на Великобританиюдолжен был вызвать смещение на как можно большее количество заводов путем периодических нападений, а не пытаться уничтожить избранных. Это было отчасти потому, что уничтоженная цель не имела морального эффекта после того, как фабричные рабочие были удалены, и ее всегда можно было восстановить в более безопасном районе. Он ответил на обвинение в том, что усилия его командования были слишком сильно рассеяны, объяснив, что тактические факторы, такие как погода и ограниченное количество темноты, часто делают его неизбежным. Тем не менее, он также видел в этом преимущество, так как точечные атаки распространяли тревогу и беспокойство по обширной территории. Портал также указал, что определение коммуникаций в качестве «последней инстанции» было нереальным. Ценность таких целей почти полностью зависела от их географического положения и видимости,
На следующий день после его письма в министерство авиации Портал написал еще одно письмо Дугласу, которое он назвал «полностью личным», чтобы выразить взгляды, которые он не мог сказать в своем официальном качестве. Он чувствовал, что выбор такой узкой цели, как сокращение масштабов воздушного нападения на Великобританию со стороны воздушного штаба, было «огромной ошибкой», и задал вопрос, повлияло ли какое-либо воздействие на авиационные заводы на ограничение воздушных усилий Германии вообще. Портал хотел гораздо более позитивной роли для Командующего бомбардировщиками, которое он считал «единственным оружием прямого нападения во всем нашем арсенале». Поэтому он предложил Дугласу, чтобы RAF взяли на себя цель максимально возможного разрушения военной промышленности Германии с максимально возможным моральным эффектом.
Дуглас, подводя итоги письма Портала в CAS 20 июля, предложил провести встречу с C-in-C. В повестке дня предстоящей конференции Воздушный штаб ясно дал понять, что обеспокоен позицией Портала. Его желание периодически атаковать разнообразные цели, а не уничтожать избранных, оказалось в прямом противоречии с принципом концентрации, на котором основывались их наступательные планы.
Авиационный штаб полагал, что моральный эффект, несмотря на то, что он является чрезвычайно важным побочным результатом бомбардировки, не может быть решающим - материальное уничтожение должно было стать первичным объектом. Более того, было крайне важно продолжать наступление на авиастроение Германии. Воздушный штаб высоко оценил тактические и оперативные ограничения Командования бомбардировщиков и признал, что слишком ограниченный список целей мог быть дан. Но они также надеялись избежать широкого распространения прежних директив, чтобы дать Порталу ограниченное число целей, на которых можно сконцентрировать свои силы на текущем этапе операций.
Конференция между порталом и воздушным штабом не имела большого значения для целей Командования бомбардировщиков, которое в новой директиве, опубликованной 24 июля, оставалось уменьшением масштабов воздушного нападения на Великобританию. Однако из-за уважения к Порталу количество первостепенных целей было увеличено, и наступление на нефть вновь было повышено до второго приоритета. Противодействие портала оборонительной бомбардировочной авиации и неспособность раскрыть весь потенциал стратегического воздушного наступления не принесли плодов до осени, после окончания битвы за Британию, и до тех пор, пока он сам не стал начальником штаба авиации. Разум Портала вскоре внезапно изменился, но ненадолго, поскольку воздушное нападение Германии начало усиливаться в начале августа.
Черчилль был жив к политическим и пропагандистским возможностям хода битвы за Британию. Он спросил госсекретаря по воздуху сэра Арчибальда Синклера, может ли RAF в случае рейда Германии в Лондоне немедленно ответить против Берлина. 23 июля Синклер ответил, что тяжелые бомбардировщики Хэмпдена, Веллингтона и Уитли и Бленхейм с небольшим грузом могут достичь немецкой столицы. Возможности были ограничены сразу, но со 2 августа все силы тяжелых бомбардировщиков могли быть задействованы. За 12 часов можно сбросить от 65 до 70 тонн и повторять каждую ночь в течение недели. С 24-часовым уведомлением подъем бомбы может быть увеличен со 130 до 150 тонн, повторяемый каждую альтернативную ночь в течение недели. Если бы требовался тяжелый одиночный удар, нагрузка от бомбы могла бы возрасти до 200 тонн.
В конце июля, однако, подготовка к вторжению была более важной. И Комитет COS, и Воздушный штаб согласились с тем, что для попытки и поддержания вторжения Германия должна будет добиться господства в воздухе над районами, где ей потребуется безопасное морское сообщение между континентом и британским побережьем. Поэтому, хотя Командование бомбардировщиков будет продолжать сокращать масштабы воздушного нападения Германии, нанося удары по подходящим целям в Германии, оно также будет готово направить свои усилия на атаку вражеских транспортных баз, особенно несущих войска, в случае их реализации. Если начнется вторжение в море, Командование бомбардировщиков будет атаковать транспорты в море и в точках приземления.
ФОТОГРАФИИ
HAMPDEN MK 1 ИЗ 49 ЭСКАДРИЛЬИ "БОМБИЛИ"
Hampden Mk 1 из 49-й эскадрильи «бомбили» в Скамптоне, июнь 1940 года. 12-13 августа самолеты из 49-й и 83-й эскадрилий успешно перекрыли канал Дортмунд-Эмс, который остановил поток вторженных барж из Рейнской области в берег на 10 дней. За участие в операции летчик-лейтенант РАБ Лиройд из 49-й эскадрильи был награжден крестом Виктории.
Посмотреть запись объекта
Бронетранспортеры устанавливают взрыватели на 250-фунтовые бомбы ГП на своих тележках перед загрузкой в Handley Page Hampden Mark I, P1333 «EA-F», № 49 Squadron RAF в Скамптоне, Линкольншир. P1333 потерпел крушение под Бредой, Нидерланды, по возвращении с рейда на Мерзебург, Германия, 17 августа 1940 года.
© IWM (CH 254)
БОМБАРДИРОВЩИК ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ
В августе, когда битва за Британию стала более ожесточенной, усилие Командования бомбардировщиков против немецких ВВС соответственно возросло. Из 2227 боевых вылетов, совершенных за месяц, 714 были направлены против аэродромов в оккупированной Европе, почти в два раза больше, чем в июле, и 435 против немецкой авиастроительной промышленности. До 12 августа эскадрильи Бленхейма из 2 группы предпринимали попытки дневных операций, но из-за больших потерь пришлось вернуться к ночным набегам. 17 августа Министерство авиации призвало Командование бомбардировщиков усилить атаки на те аэродромы в оккупированной Европе, с которых осуществлялось воздушное нападение противника.
Из-за недостатка разведывательных отчетов оказалось очень трудно оценить результаты этих атак. Более того, некоторые сотрудники Воздушного штаба всегда сомневались в неэкономичности аэродромов как целей. Немецкие атаки были начаты с примерно 400 различных аэродромов в северной Франции, Голландии и Бельгии, и люфтваффе действовали эффективными схемами разгона и защиты. Поэтому до начала рейдов Командование бомбардировщиков никогда не знало, какой из аэродромов действительно работал.
ФОТОГРАФИИ
ВЕЛЛИНГТОНСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
Веллингтонский бомбардировщик и экипажи из 149-й эскадрильи после их возвращения из первого нападения бомбардировочного командования на Берлин в ночь с 25 на 26 августа 1940 года.
Посмотреть запись объекта
Экипажи веллингтонских фотографов сфотографировались на пресс-конференции после первого налета на Берлин, который состоялся в ночь с 25 на 26 августа 1940 года.
© IWM (HU 104669)
Непреднамеренная бомбардировка Лондона германскими самолетами 24 августа вызвала немедленный ответный удар Командования бомбардировщиков против Берлина на следующую ночь. Дополнительные налеты на той же неделе и общий ущерб, нанесенный немецким городам воздушным наступлением, были факторами, повлиявшими на изменение приоритета воздушной атаки Люфтваффе с аэродромов истребительного командования на Лондон 7 сентября, что стало переломным моментом в битве за Британию. 29 августа Черчилль заявил Кабинету министров, что предложил направить поздравительное послание в Командование бомбардировщиков в связи с бомбардировкой Берлина. Ввиду беспорядочной бомбардировки со стороны немцев, вполне возможно, что в ближайшем будущем правительству, возможно, придется рассмотреть вопрос о временном, но явном отходе от его политики бомбардировки только военных целей.
ФОТОГРАФИИ
ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПЕРВОГО РЕЙДА НА БЕРЛИН
Экипажи веллингтонских фотографов сфотографировались на пресс-конференции после первого налета на Берлин, который состоялся в ночь с 25 на 26 августа 1940 года.
Посмотреть запись объекта
Экипажи веллингтонских фотографов сфотографировались на пресс-конференции после первого налета на Берлин, который состоялся в ночь с 25 на 26 августа 1940 года.
© IWM (HU 104668)
В начале сентября премьер-министр предложил «Порталу», чтобы наступательное наступление бомбардировщиков было теперь распространено как можно шире на немецкие города и небольшие города, находящиеся в пределах досягаемости бомбардировочного командования. Заместитель начальника штаба авиации маршал авиации сэр Ричард Пирс указал Черчиллю, что такой план уже разработан для использования зимой, когда неблагоприятные погодные условия могут помешать точной бомбардировке целей. Однако воздушный штаб предпочел не распределять свои усилия по другим целям, а продолжать наступление на цели немецкой авиастроения, нефти и связи. Пирс противопоставил то, что Воздушный штаб считал эффективностью бомбардировки ВВС, которая была запланирована и неумолима до тех пор, пока не была сочтена, что конкретная цель была уничтожена или перемещена, с немецкими усилиями, которые были спорадическими и в основном беспокоящими. Он сказал Черчиллю, что моральный эффект не был достигнут из-за преследований, но был пропорционален нанесенному материальному ущербу. Поэтому полное уничтожение цели было лучшим способом нанести вред Германии.
ФОТОГРАФИИ
БРИФИНГ С КОМАНДИРОМ СТАНЦИИ
Веллингтонские команды изучают карты на брифинге с командиром станции 2 сентября 1940 года.
Посмотреть запись объекта
Веллингтонские экипажи изучают карты на брифинге с командиром станции, 2 сентября 1940 года.
© IWM (HU 104658)
Политическое давление с целью возмездия против немецких беспорядочных бомбардировок продолжалось. 10 сентября Кабинет министров согласился с тем, что самолет Командования бомбардировщиков должен получить указание не возвращаться домой со своими бомбами, если они не смогут найти свои основные цели. Однако через два дня Черчилль допустил более ранний сигнал Министерства авиации, изданный до заседания Кабинета министров. Он поручил Командованию бомбардировщиков, что это не было намерение бомбить случайно, и что пилоты никогда не должны возвращать свои бомбы. Но это также ясно дало понять, что нужно делать все возможное, чтобы бомбить альтернативные или крайние цели
ФОТОГРАФИИ
ЛЕТЧИКИ РАБОТАЮТ НА ВЕЛЛИНГТОНСКОМ БОМБАРДИРОВЩИКЕ
Наземная команда RAF работает над бомбардировщиком в Веллингтоне, 9 сентября 1940 года.
Посмотреть запись объекта
Летчики работают на передней башне веллингтонского бомбардировщика, 9 сентября 1940 года.
© IWM (HU 104665)
19 сентября Черчилль сказал Комитету COS, что сброс крупных парашютных мин Люфтваффе доказал намерение немцев совершить «террористический акт» против британского гражданского населения. Он хотел, чтобы приготовления, направленные на равное возмездие, были нанесены обычным немецким городам. Кабинет министров согласился с тем, что в Берлине должны быть сброшены авиационные мины, и 21 сентября COS ответило, что они выступают за то, чтобы дать немецкому населению «вкус собственного лекарства».
ФОТОГРАФИИ
ПОРТ ДЮНКЕРК ПОСЛЕ АТАК БОМБАРДИРОВЩИКОВ ВВС
Разведывательная фотография гавани Дюнкерка после нападений бомбардировщиков ВВС 19 сентября 1940 года. Был нанесен существенный ущерб установкам дока и некоторым кораблям вторжения. После войны Артур Харрис писал, что стало привычным разрешать экипажам самолетов на последних этапах обучения проводить обычные бомбардировки береговых целей, которые можно было идентифицировать и поразить без особых затруднений.
Посмотреть запись объекта
Вертикальная аэрофотоснимок, сделанный с высоты 3100 футов Бристолем Бленхеймом, Марк IV, T2032, эскадрилья № 82 RAF, части доков в Дюнкерке. Баржи вторжения, собранные для операции SEALION, пришвартованы к Молу № 4 в Бассен-де-Фрейсине. Несколько затонувших и поврежденных барж можно увидеть в верхней части Дарсе № 4, а доки справа от них полностью разрушены. Два из трех складов на Моле № 4 были потоплены огнем и причалами.
© IWM (C 1819)
БОМБАРДИРОВКА РЕЙДОВ ПО БЕРЛИНУ
Этим требованиям первоначально противостоял Воздушный штаб. Они указали, что, поскольку Командование бомбардировщиками считалось способным к точным атакам, беспорядочные бомбардировки были излишними и бесполезными. Более того, было бы неразумно начинать конкурентную бомбардировку, когда ударная сила Люфтваффе была в четыре раза больше, чем у ВВС, и, чтобы добраться до Берлина, британским самолетам пришлось в пять раз больше путешествовать, чем немецким самолетам приходилось достигать Лондона. Однако, в ответ на бомбардировку Лондона, 23-24 сентября был заказан и совершен налет на Берлин максимально возможного масштаба на 119 самолетов.
Директива ВВС от 21 сентября предписывала Командованию бомбардировщиков, что, хотя в области стратегического значения не было целей, периодические нападения на Берлин должны были продолжаться, с тем чтобы «причинить максимально возможный ущерб и сбои» промышленности и гражданскому населению. Самым быстрым, наиболее надежным и эффективным средством для достижения этой цели являются атаки на источники власти. Тем не менее, директива подтвердила мнение воздушного штаба о том, что в соответствии с долгосрочной наступательной стратегией следует по-прежнему уделять внимание уничтожению немецких нефтяных ресурсов и коммуникаций. Командованию бомбардировщиков было предложено продолжать направлять часть своих усилий на достижение этих целей, несмотря на интенсивные операции, предпринимаемые против подготовки немецкого вторжения.
Мнение Воздушного штаба не было встречено полным согласием Командования бомбардировщиков. Предложения Черчилля были приняты с большим сочувствием Порталом, который вернулся к идеям, которые он отстаивал в июле. 11 сентября он заявил министерству авиации, что на все беспорядочные нападения люфтваффе на британский город должны ответить в натуральной форме RAF. В меморандуме Командования бомбардировщиками от 30 сентября выражалось мнение о том, что стратегическое наступление теперь должно быть направлено на «волю немецкого народа».
Эти изменения в политике имели последствия для долгосрочного осуществления стратегического воздушного наступления на протяжении всей оставшейся войны и поэтому имеют большое значение. Однако роль, для которой бомбардировочное командование имело наибольшее значение в течение лета 1940 года, была его вкладом в предотвращение немецкого вторжения в Великобританию. В сентябре угроза вторжения возросла до таких масштабов, что шестьдесят процентов усилий Bomber Command были направлены против целей вторжения. В первые дни месяца началось интенсивное движение судов из северогерманских портов в порты в Бельгии и Франции. 5 сентября ВВС совершили свои первые крупные рейды против этих концентраций. Два дня спустя, с сообщением о вторжении, Министерство авиации сообщило Командованию бомбардировщиков, что «все доступные усилия бомбардировщика» Ночные операции должны были быть направлены против вторжения. Часовая разведка с 22:00 до 16:00 следующего утра должна была выявить любое движение барж или судоходство в или из портов в Остенде, Ньюпорте, Дюнкерке, Кале и Булони.
С наступлением сентября уровень атаки Bomber Command увеличился. В ночь с 13 на 14 вся доступная сила бомбардировщика была направлена против барж. На следующую ночь количество вылетов увеличилось до 176, а 17 сентября снова до 192. Операции имели больший успех, чем те, которые были направлены на другие цели Bomber Command.
Степень угрозы вторжения была изложена в отчете Объединенного штаба планирования (ССП) от 18 сентября. JPS считал, что у немцев было «практически неограниченное» количество барж для короткого морского перехода, которое могло перевезти 150 000 человек с их оборудованием и четырьмя запасами припасов. Принимая во внимание ветер, прилив и среднюю скорость барж, считалось возможным, чтобы суда из всех портов между Остендом и Булонь достигли побережья Кента, двигаясь ночью. Несмотря на огромные навигационные трудности и возможность потопления многих барж во время переправы, JPS ожидал, что большое количество прибудет на британские берега.
20 сентября коммодор авиации NH Bottomley, старший офицер воздушного штаба бомбардировочного командования, сообщил порталу, что JPS указал, что наиболее уязвимым временем для немецкой морской экспедиции будет период посадки, когда он подбегает и сбрасывается на пляжах. Боттомли считал, что в меморандуме не подчеркивается уязвимость экспедиции на баржах в концентрационные порты. Он выступал за использование преимуществ луны и отправку тяжелых бомбардировщиков Веллингтона на два вылета в ночь с максимальными нагрузками. Таким образом, эскадрильи «Уитли» могут быть выпущены, чтобы выполнить желание Министерства авиации продолжить атаку на цели в Германии. На следующий день Портал ответил, что согласен, за исключением того, что всем экипажам лучше работать три ночи подряд, чем два раза за одну ночь.
«В ближайшем будущем, хотя неизбежная угроза вторжения остается, - говорится в директиве Министерства авиации от 21 сентября, - большая часть усилий бомбардировщиков должна и впредь использоваться для противодействия целям против вторжения». Главной целью Командования бомбардировщиками было бы уничтожение основных скоплений кораблей в портах противника, а второстепенным объектом преследования объектов и коммуникаций в портах и прилегающих к ним, чтобы не допустить развертывания и отправки вторжения.
Поскольку считалось, что подготовка к вторжению Германии была завершена, и с учетом нынешнего оперативного упора на порты и морские перевозки, министерство авиации считало, что нападения на немецкую авиационную промышленность больше не оказывают непосредственного влияния на нынешнюю ситуацию. В качестве долгосрочной политики, которая, вероятно, окажет более длительное воздействие на германские ВВС в предстоящую зиму и первые месяцы 1941 года, бомбардировочное командование было направлено на атаку алюминиевых заводов и ключевых заводов.
17 сентября, когда усилия Бомбардировщика по целям вторжения достигли своего апогея, Гитлер отложил вторжение. Последующий разгон немецкого судоходства был вскоре замечен фотографическим самолетом-разведчиком Прибрежного командования, и 30 сентября министерство авиации подало сигнал Командованию бомбардировщиков, что неизбежность вторжения «несколько отступила». В таких обстоятельствах, особенно в тех случаях, когда погодные условия были неподходящими для операций на нескольких каналах, теперь были даны полномочия активизировать усилия по достижению целей в Германии в соответствии с инструкциями, данными в директиве от 21 сентября.
К октябрю 1940 года неспособность люфтваффе уничтожить оборону британских истребителей и завоевать контроль над небесами над Английским каналом и южной Англией гарантировала, что жизненно важные предварительные условия для успешного вторжения в Британию не были выполнены. Истребительное командование выиграло битву за Британию. Тем не менее, эффективность атак Bomber Command на вражеские порты вторжения и судоходства внесла важный вклад в победу. Хотя только десять процентов собранных барж и других судов были уничтожены, «Командование бомбардировщиками» вызвало у немцев большие трудности в сборе флота вторжения и продемонстрировало тщетность попыток начать морское вторжение через Канал.
ФОТОГРАФИИ
ХЭНДЛИ ПЕЙДЖ ХЭМПДЕН ИЗ ЭСКАДРИЛЬИ № 83
Хэндли Пейдж Хэмпден из эскадрильи № 83 с экипажем, сидящего на загруженной бомбе-тележке в Скамптоне, Линкольншир, 2 октября 1940 года
Посмотреть запись объекта
Хэндли Пейдж Хэмпден из 83-й эскадрильи с экипажем, сидящего на загруженной бомбе-тележке в Скамптоне, 2 октября 1940 года.
© IWM (HU 104656)
ВЛИЯНИЕ ОПЕРАЦИЙ BOMBER COMMAND НА ГЕРМАНИЮ
Командование бомбардировщиков, созданное в качестве инструмента стратегического наступления, было заранее занято угрозой вторжения и уменьшением масштабов воздушного нападения Германии на протяжении всей битвы за Британию. Тем не менее, поскольку министерство авиации было решено продолжать длительную атаку на немецкую промышленность, бомбардировочное командование предприняло как можно больше стратегических операций. Однако влияние на экономику Германии в 1940 году было незначительным. Выбранных целей было слишком много и они были различны для малых бомбардировщиков. Навигация и методы определения местоположения были настолько неадекватны, что самолеты нередко бомбили не только не тот завод, но и не тот город. К сожалению, Воздушный штаб и Командование бомбардировщиков совершенно не осознавали, что их оптимистичные оценки ущерба, нанесенного немецкой промышленности, были сильно преувеличены. Только после окончания Битвы за Британию стали доступны ночные фотографии операций бомбардировщиков и фотографической разведки, и только в 1941 году стало понятно, что эти виды оценки ущерба были единственными точными и полезными методами.
Растущее осознание этих проблем привело к тому, что министерство авиации, особенно после назначения портала в качестве начальника штаба авиации в октябре 1940 года, перешло от политики, в которой меньше внимания уделялось точной бомбардировке целей, к той, которая выбирала цели, которые не были изолированы. но, если возможно, сгруппированы в крупных населенных пунктах или промышленности.
Более длинная версия этой статьи, написанная Нилом Янгом (бывший историк IWM), появилась в обзоре Имперского военного музея, № 6 (1991).
СВЯЗАННЫЙ КОНТЕНТ
Супермарин Spitfire Mk I из эскадрильи № 19 в Фаулмере, Кембриджшир, 21 сентября 1940 года.
© IWM (CH 1447)
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
9 культовых самолетов из битвы за Британию
Узнайте о самолете RAF Fighter Command во время битвы за Британию от Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane, до Bf 109 (названного лучшим истребителем в мире), «Летучего карандаша» и печально известной «Стуки».
Сержант Богумил Фюрст приветствует талисман своей эскадрильи по возвращении в ВВС Даксфорд после миссии.
© IWM (CH 1296)
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
16 удивительных фотографий из битвы за Британию
Hawker Hurricanes Junkers Ju 87
Офицеры-пилоты Ян "Дональд Дак" Цумбах (слева) и Мирослав "Бык" Ферич играют с талисманом эскадрильи
IWM CH 1537
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Польские пилоты прилетевший The Battle Of Великобритании
1 сентября 1939 года немецкая армия при поддержке ВВС (Люфтваффе) и ВМФ (Кригсмарине) вторглась в Польшу с трех сторон. Польские оборонительные сооружения, и без того испытавшие напряженность в результате мощного и новаторского нападения Германии, рухнули вскоре после того, как 17 сентября Советы начали собственное вторжение с востока.
Поделись этим
Поделиться в твиттере
Поделиться через фейсбук
США и Англия во Вторую мировую войну?
биография .Как развод
..
url: '',
target: '_blank', // default is _self, which opens in the same window (_blank in new window)
описание: ' варианты своего следующего фильма или драмы. .'
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Red_telephone_box',
описание: 'The red telephone box is a familiar sight on the streets of the United Kingdom.'
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn',
описание: ' варианты.'
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
описание: '',
Выдвигающееся боковое меню на чистом CSS
Как легко .