|
| | |
|
Моисей
Моисей
моисей водил евреев 40 лет
Как легко .
Условия
✳✳✳
.
58-51 до н.э.
Римский император Юлий Цезарь завоевывает Галлию, которая в настоящее время Франция.
486-511 н.э.
A Tribe Called франки правила регион. Земля названа в честь них.
1 429
Жанна д'Арк приводит французские войска против англичан в Орлеане, заканчивая осаду англичан во время Столетней войны между Францией и Англией.
1643-1715
Людовик XIV, Король-Солнце, царит дольше, чем любой другой французский правитель. В эту эпоху, Франция получает власть по всей Европе.
Paragraph 5
This is section 1СМЕРТЬ ТИРАНА
Моисей
[править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с именем Моисей.
Моисей (?????? — Моше)
Michelangelo Moses.jpg
скульптура Микеланджело
Ветхозаветный пророк и законодатель, сплотивший израильские колена в единый народ
Пол: мужской
Период жизни: XV—XIII вв. до н. э.
Толкование имени: «взятый (спасённый) из воды»
В иных культурах: Муса (ислам)
Местность: Египет, Аравийский п-ов, Синайский п-ов
Занятие: первый Судья Израиля, пророк, пастух
Происхождение: колено Левия
Упоминания:
Пятикнижие (Тора), Евангелие изменило Десять заповедей Моисея и почитание Субботы
Отец: Амрам
Мать: Иохаведа
Супруг(а): Сепфора, дочь Иофора
Дети: Гирсам и Елиезер
Место погребения: долина у горы Нево хребта Аварим
Связанные понятия: Неопалимая купина, Десять казней египетских, Исход, Золотой телец, Медный змий, манна небесная, Станы Исхода, Десять заповедей, гора Синай, песах, Шаббат, иудаизм, скиния, менора
Связанные события: Исход
Связанные персонажи: Аарон и Мириам (брат и сестра), Иисус Навин
Атрибуты: Скрижали Завета, посох, рожки (cornuta)
Commons-logo.svg Категория на Викискладе
Запрос «Моше» перенаправляется сюда, о других носителях имени см. Моисей (имя)
Моисе?й (ивр. ???????????, Моше?, «взятый (спасённый) из воды»; араб. ??????? Муса, др.-греч. M?????, лат. Moyses) (XIII век до н. э.)[1], в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.
Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убить всех новорожденных мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила ее по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребенка.
Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины) к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море[2], после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей. После сорока лет скитаний по пустыне Моисей умер.
Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI—XII вв. до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства.
Содержание [убрать]
1 Имя
2 Жизнеописание
2.1 Библейский рассказ
2.1.1 Семья
2.1.2 Откровение
2.1.3 Исход
2.1.4 Смерть
2.2 Античная традиция
2.3 Египетские источники
3 Моисей в авраамических религиях
3.1 В иудаизме
3.2 В христианстве
3.3 В исламе
4 Историчность Моисея
4.1 Моисей и фараон Исхода: Версии
4.2 Моисей и Эхнатон
5 В искусстве
5.1 Иконопись
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Имя[править | править вики-текст]
Моисей
в иероглифах
<
F31 S29 S29
>
Основная статья: Моисей (имя)
Согласно Библии, значение имени Моисей связано со спасением из вод Нила («вытянутый»). Это имя Моисею дала дочь фараона (Исх. 2:10). Здесь игра слов может также быть намеком на роль Моисея, который вывел израильтян из Египта. Античный историк Иосиф Флавий повторяет библейское толкование, утверждая, что имя Моисей состоит из двух слов: «спасенный» и египетского слова «Мои», означающего воду[3]. Семитологи выводят происхождение имени от египетского корня msy, означающего «сын» или «рождать»[4].
Жизнеописание[править | править вики-текст]
Библейский рассказ[править | править вики-текст]
Нахождение Моисея. Ф. Гудолл, 1862
Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование на древнееврейском языке. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.
Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте (Исх. 2:2) в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.
Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын (Исх. 2:2). Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев (Исх. 2:3). Не имея более возможности его прятать, она положила младенца в тростниковую корзину, обмазанную снаружи асфальтом и смолой, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание (Исх. 2:5).
Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден
Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам (Исх. 15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его (Исх. 2:7-9). Дочь фараона назвала ребенка Моисей («вынутый из воды») «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:10). В Библии не упоминается, как долго Моисей жил у своего родного отца и матери. По мнению некоторых [источник не указан 353 дня], он оставался с ними два или три года, а может, и дольше — по меньшей мере пока не был отнят от груди. В книге Исход говорится, что «вырос младенец» у родителей, но какого возраста он достиг, неизвестно. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх. 2:10).
q: Нахождение Моисея царевной в Викицитатнике?
commons: Нахождение Моисея царевной на Викискладе?
Согласно новозаветной книге «Деяния святых апостолов», когда Моисей был отдан дочери фараона, его стали обучать «всей мудрости египтян» (Деян. 7:22).
Моисей вырос как приёмный сын в семье фараона. Однажды Моисей пришел к евреям. Он был глубоко огорчён рабским положением своего народа. Увидев египтянина, бившего еврея, Моисей убил его, а позднее пытался помирить ссорящихся между собой евреев.[5] Фараон узнал об этом, и Моисей, опасаясь за свою жизнь, бежал из Египта в землю Мадиамскую.[6]
Семья[править | править вики-текст]
Моисей защищает дочерей Иофора
Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую[6], остановился у священника Иофора[7] (Рагуила[8]). Жил у Иофора, пас его скот и женился на его дочери Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама (Исх. 2:22; Исх. 18:3) и Елиезера[9]. (После исхода Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян, народ своей жены.[10])
Вероятно, имел ещё одну жену, после Исхода евреев из Египта. В книге Числа упоминается, что его упрекали сестра Мариам и брат Аарон, что его жена — эфиопка по национальности[11].
Откровение[править | править вики-текст]
Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему своё Имя (Яхве (ивр. ????), «Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Моисей спросил, что ему делать, если израильтяне ему не поверят. В ответ Бог дал Моисею возможность творить знамения: он превратил посох Моисея в змея, а змея — снова в посох; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул её, и рука была здорова.
Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» (Исх. 4:16), так как Моисей ссылался на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причём сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.
Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня (Исх. 12:31), и евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.
Исход[править | править вики-текст]
Основная статья: Исход
Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21-22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу (Исх. 151-21).
Моисей повел свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в неё указанное им дерево (Исх. 1524-25). В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.
В Рефидиме Моисей по повелению Бога извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. 17:11-12).
В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключен завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения.
Моисей, разбивающий скрижали. Рембрандт, 1659 год
Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключенный завет: сделал Золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.
Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог дал указание сказать слова скале, но по маловерию они ударили в скалу два раза[12].
В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.
Смерть[править | править вики-текст]
Моисей умер, как указывают поздние иудейские богословы, 7-го адара 1488 года года по еврейскому календарю (1272 г. до н. э.)[источник не указан 467 дней], перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим[13]: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана.» (Втор. 34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.» (Втор. 34:6)
Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.[14]
Жил Моисей 120 лет.[15] Из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.
Античная традиция[править | править вики-текст]
О Моисее упоминали греческие и латинские авторы.
По свидетельству римского историка Иосифа Флавия, египетский историк Манефон (IV—III вв. до н. э.) сообщал, что фараон приказал переселить в каменоломни всех прокажённых и больных другими болезнями. Прокажённые избрали своим предводителем гелиопольского жреца Осарсифа (имя в честь бога Осириса), который после изгнания сменил имя на Моисей. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Он также возглавил войну против фараона. Однако в войне переселенцы потерпели поражение, и армия фараона преследовала разбитых врагов до пределов Сирии[16]. Однако Иосиф Флавий называет сведения Манефона «вздорными и лживыми»[17]. По мнению Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их[18].
По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф[19]. Тацит называет его законодателем иудеев[20]. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев[21].
Египетские источники[править | править вики-текст]
Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее.
Моисей в авраамических религиях[править | править вики-текст]
В иудаизме[править | править вики-текст]
Моисей (ивр. ???????????, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). Также о нем говорится: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис. 12:6-8). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).
На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди своей рукой.
В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах. [22] А также то, что Моисей — это кругооборот (гилгул) души Авеля[23].
Обычно иудеи упоминают Моисея как Моше Рабейну, то есть «наш учитель».
В христианстве[править | править вики-текст]
Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.
Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.
В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди — Новый Завет.
Согласно синоптическим евангелиям, во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия.
Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.
Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).
Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.
В исламе[править | править вики-текст]
Основная статья: Муса
В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса? (араб. ??????). Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора).
Муса — пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.
Историчность Моисея[править | править вики-текст]
Существование Моисея и его роль в ранней истории Израиля — предмет давних споров. Первые сомнения в историчности Моисея и достоверности его жизнеописания были высказаны еще в Новое время. В современную эру ряд историков и библеистов приводит доводы в пользу того, чтобы считать Моисея легендарной фигурой. Они отмечают, что древневосточные (включая древнеегипетские) письменные источники и археологические памятники не содержат никаких сведений о Моисее или событиях исхода[24][25][26][27]. Их оппоненты указывают на дефицит исторических памятников и утверждают, что события исхода, связанные с Моисеем имеют минимальные шансы на отражение в памятниках бронзового и раннего железного веков.[28] Однако и те и другие признают, что записи сказаний о Моисее предшествовала длительная устная традиция, которая могла видоизменить, переиначить, исказить или дополнить первоначальные предания. Этим точкам зрения противостоят сторонники школы «библейского минимализма», которые полагают, что Ветхий Завет был написан иудейскими жрецами около IV—II веков до н. э. и подавляющее большинство событий и фигур этой части Библии являются вымышленными.
Сторонники документальной гипотезы рассматривают Пятикнижие как результат компиляции нескольких источников, четыре из которых (Яхвист, Элохист, Жреческий кодекс и Девторономист) составляют основной массив текста. Они отмечают, что фигура Моисея и его роль в каждом источнике отличается. Так в Яхвисте Моисей безоговорочный лидер исхода. Жреческий кодекс стремится преуменьшить роль Моисея и акцентирует внимание на роле брата Моисея Аарона, к которому возводили свою родословную иерусалимские священники. Элохист в противовес Аарону подчеркивает роль Иисуса Навина, который оказался верен слову Бога более Моисея. Наконец Девторономист подчеркивает роль Моисея как пророка и законодателя. Из этих наблюдений делается вывод, что предания о Моисее сложились постепенно и их версии в разных традициях отличались[29]. Эти выводы оспариваются критиками документальной гипотезы.
Библеисты также отмечают, что в текстах об исходе, которые считают более ранними, чем основной массив Пятикнижия (ранние пророки, псалмы, «песнь моря») Моисей не упоминается. На этом основании выдвигается предположение о том, что в ранних устных традициях Моисей или не был героем исхода или имел незначительную роль. И только позднее составители письменного предания построили весь рассказ вокруг фигуры Моисея, от которого они вели свою родословную[29]. Такие заключения также оспариваются на том основании, что предполагаемые упоминания об исходе являются краткими и Моисей в них мог быть не упомянут по желанию авторов.
Моисей и фараон Исхода: Версии[править | править вики-текст]
Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода, и какого фараона она подразумевает. Существует несколько версий, относительно того, когда, предположительно, произошел исход, и, следовательно, когда, жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI—XII века до н. э.
Библия не называет упоминаемого фараона по имени, несмотря на то, что она часто уделяет именам много внимания[30]. Так книга Исход называет имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона (Исх. 1:15). Согласно Книге Исход, после бегства Моисея из Египта, фараон умер («спустя долгое время, умер царь Египетский») (Исх. 2:23). Таким образом, не менее двух фараонов фигурируют в предании об исходе.
Различные библеисты пробовали идентифицировать фараона Книги Исход со следующими фараонами:
Яхмос I (1550—1525 до н. э.)
Тутмос III (1479—1425 до н. э.)
Рамсес II (1279—1213 до н. э.)
Мернептах (1212—1202 до н. э.)
Сетнахт (1189—1186 до н. э.)
На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов. Яхмос I успешно воевал с гиксосами и захватил их столицу — Аварис. Те, кто пытались установить дату исхода на основе библейского летоисчисления, приходили к заключению, что исход приходится на правление Тутмоса III. В Рамсесе II, ведшего обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для спекуляций до того времени, когда мумия была обнаружена.
См. также: Иосиф Прекрасный#Исторические идентификации Иосифа и Ирсу
Моисей и Эхнатон[править | править вики-текст]
В 1939 году в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, которую в Египте насаждал во время своего правления фараон Эхнатон (правил приблизительно в 1351—1334 годах до н. э.). Эта религия предполагала поклонение только одному божеству — диску солнца Атону. В монотеизме (или генотеизме) Эхнатона Фрейд усматривал истоки единобожия иудаизма. Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э.
На сегодняшний день догадка Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа.[31]
В искусстве[править | править вики-текст]
изобразительное искусство:
Моисей (Микеланджело)
Моисей (фонтан в Берне)
литература:
Поэма И. Я. Франко «Моисей»
Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм» (З.Фрейд: Этот человек Моисей), посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с народом.
музыка:
Джоаккино Россини, опера
Арнольд Шёнберг, опера
Мирослав Скорик, опера
Негритянская песня «Go Down Moses»
кинематограф:
Персонаж на imdb.com
Мультфильм «Принц Египта» (1998)
Фильм «Десять заповедей» (1923) и его одноименный римейк (1956)
Фильм «Пророк Моисей: Вождь-освободитель» (1995)
Фильм «Исход: Цари и боги» (2014)
Иконопись[править | править вики-текст]
Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: «Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху — ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги. В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями».
Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью:
«Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския» (Исх. 3:11).
Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1).
Существует также традиция изображать пророка еще достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали[32].
См. также[править | править вики-текст]
wikt: Моисей в Викисловаре?
q: Моисей в Викицитатнике?
commons: Моисей на Викискладе?
Авторство Библии
Операция «Моисей» — военная операция Израиля по спасению эфиопских евреев из Судана в Израиль, проведённая с осени 1984 по январь 1985 г.
Holy Moses — немецкая трэш-метал группа.
Этот человек Моисей — поздняя работа Зигмунда Фрейда, посвящённая психоанатилическому и историческому анализу формирования монотеизма у евреев.
Примечания[править | править вики-текст]
^ Показывать компактно
^ По иудейским верованиям, родился в Египте 7-го адара 2368 года по еврейскому календарю (1392 г. до н. э.), а умер 7-го адара 2488 (1272 г. до н. э.).
^ Чермное море // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
Из-за сходства названий Чермное море часто путают с Чёрным морем. Чермное море не является универсальным названием. Его использует синодальный перевод Библии. В септуагинте водоем отождествляется с Красным морем. В еврейском тексте используется названием "Море камышей".
^ Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 31 http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html
^ Mark S. Smith. Exodus. Volume 3 (The New Collegeville Bible Commentary); Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011.
^ Исх. 2:11-14«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.»
^ Перейти к: 1 2 Исх. 2:15«И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя.»
^ Исх. 3:1«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.»
^ Исх. 2:17«И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.»
^ Исх. 18:4«а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.»
^ Чис. 31
^ Чис. 12:1«И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял [за себя] Ефиоплянку»
^ Чис. 14:22-23: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её;»
^ Втор. 32:49, Чис. 27:12
^ Втор. 34:9
^ Втор. 34:7
^ Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 26 http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html
^ Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 27 http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html
^ (Древ. кн. II, гл. 10)
^ Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 32
^ Тацит. История V 3-4
^ Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXVI 2, 11-16
^ «Введение в каббалу. Десять сфирот»
^ Книга Зоар. Пункт 285 «Эвель — Моше»
^ Who Were the Early Israelites? by William G. Dever (William B. Eerdmans Publishing, Grand Rapids, MI, 2003)
^ The Bible Unearthed by Neil Asher Silberman and Israel Finkelstein (Simon and Schuster, New York, 2001)
^ ''False Testament''by Daniel Lazare (Harper's Magazine, New York, May 2002). Harpers.org. Проверено 11 октября 2010.
^ Archaeology and the Hebrew Scriptures.
^ Hoffmeier, James K. 'Moses and the Exodus.' In: Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition, New York: Oxford University Press, 1996.
^ Перейти к: 1 2 Фридман Р. Как создавалась Библия / Пер. с англ. Г.Ястребова. — М.: Эксмо, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-699-48351-8.
^ Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ., 1937.
^ Harl Kenneth W. The Great Courses: Origins of Great Ancient Civilizations. THE TEACHING COMPANY, 2005
^ Архимандрит Николай (Погребняк). Иконография пророческого служения
Литература[править | править вики-текст]
Бернфельд С. Моисей бен-Амрам // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
Моисей // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
Asch, Sholem. Moses. New York: Putnam, 1958. ISBN 0-7426-9137-3.
Assmann, Jan. Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Harvard University Press, 1997. ISBN 0-674-58738-3.
Barenboim, Peter. Biblical Roots of Separation of Power, Moscow : Letny Sad, 2005, ISBN 5-94381-123-0, http://lccn.loc.gov/2006400578
Barzel, Hillel. «Moses: Tragedy and Sublimity.» In Literary Interpretations of Biblical Narratives. Edited by Kenneth R.R. Gros Louis, with James S. Ackerman & Thayer S. Warshaw, 120-40. Nashville: Abingdon Press, 1974. ISBN 0-687-22131-5.
Buber, Martin. Moses: The Revelation and the Covenant. New York: Harper, 1958.
Card, Orson Scott. Stone Tables. Deseret Book Co., 1998. ISBN 1-57345-115-0.
Chasidah, Yishai. «Moses.» In Encyclopedia of Biblical Personalities: Anthologized from the Talmud, Midrash and Rabbinic Writings, 340-99. Brooklyn: Shaar Press, 1994.
Cohen, Joel. Moses: A Memoir. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 2003. ISBN 0-8091-0558-6.
Daiches, David. Moses: The Man and his Vision. New York: Praeger, 1975. ISBN 0-275-33740-5.
Fast, Howard. Moses, Prince of Egypt. New York: Crown Pubs., 1958.
Freud, Sigmund. Moses and Monotheism. New York: Vintage, 1967. ISBN 0-394-70014-7.
Gjerman, Corey. Moses: The Father I Never Knew. Portland: Biblical Fantasticals, 2007. ISBN 978-1-4241-7113-2.
Halter, Marek. Zipporah, Wife of Moses. New York: Crown, 2005. ISBN 1-4000-5279-3.
Hoffmeier, James K. 'Moses and the Exodus.' In: Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition, pp. 135-63. New York: Oxford University Press, 1996.
Ingraham, J. H.. The Pillar of Fire: Or Israel in Bondage. New York: A.L. Burt, 1859. Reprinted Ann Arbor, Mich.: Scholarly Publishing Office, University of Michigan Library, 2006. ISBN 1-4255-6491-7.
Kirsch, Jonathan. Moses: A Life. New York: Ballantine, 1998. ISBN 0-345-41269-9.
Kohn, Rebecca. Seven Days to the Sea: An Epic Novel of the Exodus. New York: Rugged Land, 2006. ISBN 1-59071-049-5.
Lehman, S.M. (translator), Freedman, H. (ed.), Midrash Rabbah, 10 volumes, The Soncino Press, London, 1983.
Mann, Thomas. «Thou Shalt Have No Other Gods Before Me.» In The Ten Commandments, 3-70. New York: Simon & Schuster, 1943.
Salibi, Kamal. The Bible Came from Arabia. London: Jonathan Cape, 1985.
Sandmel, Samuel. Alone Atop the Mountain. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1973. ISBN 0-385-03877-1.
Southon, Arthur E. On Eagles' Wings. London: Cassell and Co., 1937. Reprinted New York: McGraw-Hill, 1954.
Wiesel, Elie. «Moses: Portrait of a Leader.» In Messengers of God: Biblical Portraits & Legends, 174—210. New York: Random House, 1976. ISBN 0-394-49740-6.
Wildavsky, Aaron. Moses as Political Leader. Jerusalem: Shalem Press, 2005. ISBN 965-7052-31-9.
Wilson, Dorothy Clarke. Prince of Egypt. Philadelphia: Westminster Press, 1949.
Van Seters, John. The life of Moses: The Yahwist as Historian in Exodus-Numbers, Kok Pharos Publishing House, 1994
K. van der Toorn, Bob Becking, Pieter Willem van der Horst: Dictionary of deities and demons in the Bible
Ссылки[править | править вики-текст]
Моисей — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Дороги праотцев (недоступная ссылка с 14-05-2013 (952 дня) — история)
Леннарт Мёллер. Дело об исходе = Lennart Moller. The Exodus Case. — 2007. — 164 с.
Баренбойм П. Д. Библейское начало философии права (HTML-версия статьи в журнале «Законодательство и экономика», № 2, 2012).
[скрыть] Просмотр этого шаблона Библейские пророки
Ной
Ноах Евер
Эвер Валаам
Бильам Иов
Ийов Авраам
Авраам Сарра
Сара Исаак
Ицхак Иаков
Яаков Моисей
Моше Аарон
Аарон Мириам
Мирьям Иисус Навин
Йехошуа бин Нун Финеес
Пинхас
Девора
Двора Илий
Эли Анна
Ханна Самуил
Шмуэль Давид
Давид Соломон
Шломо Гад
Гад Нафан
Натан Ахия Силомлянин
Ахия ха-Шилони
Великие пророки: Иезекииль
Йехезкель Иеремия
Йирмеяху Исаия
Йешаяху Даниил
Даниэль
Малые пророки: Аввакум
Хаваккук Авдий
Овадья Аггей
Хаггай Амос
Амос Захария
Зхарья Иоиль
Йоэль Иона
Йона Малахия
Малахи Михей
Михa Наум
Наxум Осия
Хошеа Софония
Цфанья
Самей
Шмая Илия
Элияху Елисей
Элиша Олдама
Хульда
[скрыть] Просмотр этого шаблона Исламские пророки
Посланники
Адам (Адам библ.) • Нух (Ной) • Ибрахим (Авраам) • Муса (Моисей) • Иса (Иисус) • Мухаммед
????? ???? ????????.png
Пророки
Идрис (Енох) • Шис (Сиф) • Худ (Евер) • Салих • Лут (Лот) • Исмаил (Измаил) • Исхак (Исаак) • Якуб (Иаков) • Юсуф (Иосиф) • Айюб (Иов) • Шуайб (Иофор) • Харун (Аарон) • Юша ибн Нун (Иисус Навин) • Ильяс (Илия) • Аль-Яса (Елисей) • Зуль-Кифль (Иезекииль) • Ишмаил (Самуил) • Юнус (Иона) • Давуд (Давид) • Сулейман (Соломон) • Закария (Захария) • Яхья (Иоанн)
Категории: Персонажи ПятикнижияПерсонажи по алфавитуПророки Ветхого ЗаветаИсламские пророкиПерсонажи «Божественной комедии»Основатели религийМоисейКнига ИсходИудаистическая мифология
This is section 2
This is section 3
This is section 4
| |
| | |
|
Информация: |
Поиск по тегам:
Список всех тегов А вы знаете что Исход 34 Перевод хороших новостей (GNT)
Второй набор каменных планшетов
34 Господь сказал Моисею: «Вырезать две каменные скрижали , как первые из них, и я буду писать на них слова , которые были на первых таблеток, которые вы сломали. 2 Приготовьтесь завтра утром и взойдите на гору Синай, чтобы встретить меня там наверху. 3 Никто не должен придумывать тебя; никого не должно быть видно ни на одной части горы; и ни одна овца или скот не должны пастись у подножия горы ». 4 Моисей разрезал еще две каменные скрижали, и на следующее утро он понес их на гору Синай, как повелел Господь .
5 Господь сошел в облаке, стоял с ним там, и произнес его святое имя, Господь . [ а ] 6 Затем Господь предстал перед ним и воззвал: «Я, Господь , являюсь Богом, который полон сострадания и жалости, которого нелегко разозлить и который проявляет великую любовь и верность. 7 Я сдержу свое обещание в течение тысяч поколений [ б ] и прощать зло и грех; но я не премину наказать детей и внуков третьего и четвертого поколения за грехи их родителей ».
8 Моисей быстро поклонился земле и поклонился. 9 Он сказал: «Господи, если ты действительно доволен мной, я прошу тебя пойти с нами. Эти люди упрямы, но прощают наше зло и наш грех и принимают нас как своих собственных людей ».
Завет обновлен
10 Господь сказал Моисею: «Теперь я заключаю завет с народом Израиля. В их присутствии я совершу великие дела, которые никогда не совершались нигде на земле среди народов. Все люди увидят, что великие дела я, Господь , могу сделать, потому что я собираюсь сделать для тебя удивительную вещь. 11 Соблюдайте законы, которые я вам даю сегодня. По мере вашего продвижения я изгоню аморитов, хананеев, хеттов, перизитов, хивитов и иевусеев. 12 Не заключайте никаких договоров с жителями той страны, в которую вы собираетесь, потому что это может оказаться для вас смертельной ловушкой. 13 Вместо этого снесите их алтари, уничтожьте их священные колонны и срубите их символы богини Ашеры.
14 «Не поклоняйся никакому другому богу, потому что я, Господь , не терплю никаких соперников. 15 Не заключайте никаких договоров с жителями страны, потому что, когда они поклоняются своим языческим богам и приносят им жертвы, они приглашают вас присоединиться к ним, и у вас будет соблазн съесть пищу, которую они предлагают своим богам. 16 Твои сыновья могут жениться на тех иностранок, которые приведут их к измене и поклонению своим языческим богам.
17 «Не делай богов из металла и не поклоняйся им.
18 «Держите праздник опресноков. Как я повелел вам, ешьте опресноки семь дней в месяце Авиве, потому что именно в тот месяц вы оставили Египет.
19 «Каждый первенец и домашнее животное мужского пола принадлежит мне, 20 но вы должны выкупить каждого первенца, предложив вместо него ягненка. Если вы не купите его обратно, сломайте его шею. Купи обратно каждого первенца.
«Никто не должен предстать передо мной без приношения.
21 «У вас есть шесть дней, чтобы выполнять свою работу, но вы не работаете в седьмой день, даже во время вспашки или сбора урожая.
22 «Держите Праздник урожая, когда вы начнете собирать урожай первой пшеницы, и проводите Праздник Приютов осенью, когда вы собираете свои плоды.
23 «Три раза в год все ваши люди должны приходить поклоняться мне, Господу , Богу Израиля. 24 После того, как я изгнал нации перед вами и расширил вашу территорию, никто не будет пытаться покорить вашу страну во время трех фестивалей.
25 «Не предлагайте хлеб, приготовленный из дрожжей, когда жертвуете мне животным. Не оставляйте до следующего утра какую-либо часть животного, убитого на Пасхальном фестивале.
26 «Каждый год приноси в дом Господа первое зерно, которое ты собираешь.
«Не готовьте молодую овцу или козу в молоке матери».
27 Господь сказал Моисею: «Запишите эти слова вниз, потому что на основе этих слов , что я делаю завет с вами , и с Израилем.» 28 Моисей оставался там с Господом сорок дней и ночей, ничего не ел и не пил. Он написал на табличках слова завета - Десять заповедей.
Моисей спускается с горы Синай
29 Когда Моисей сошел с горы Синай, неся Десять заповедей, его лицо сияло, потому что он говорил с Господом ; но он этого не знал. 30 Аарон и все люди посмотрели на Моисея и увидели, что его лицо сияло, и они боялись приближаться к нему. 31 Но Моисей позвал их, и Аарон и все руководители общества пришли к нему, и Моисей поговорил с ними. 32 После этого все народы Израиля собрались вокруг него, и Моисей дал им все законы, которые Господь дал ему на горе Синай. 33 Когда Моисей закончил говорить с ними, он закрыл лицо вуалью. 34 всякий раз, когда Моисей входил в скиниюГосподь присутствие «s , чтобы говорить с Господом , он бы завесу прочь. Когда он выходил, он рассказывал народу Израиля все, что ему было приказано сказать 35, и они видели, что его лицо сияло. Затем он снова надевал завесу, пока в следующий раз не пошел говорить с Господом .?
|
|
Реклама: |
|
|
|