германские племена в древности
1 абсолютная монархия
РЕКЛАМА«1 абсолютная монархия?»
1. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ
Тенденции социально-экономического развития. Абсолютная монархия, появившаяся крайней по времени формой французского феодального страны, была в данной стране на протяжении практически 3-х веков: ее происхождение датируется истоком xvi в., а конец связан с первыми шагами Великой буржуазной революции 1789—1794 гг. Переход к новейшей государственной форме произошел в особенных исторических условиях, когда в социально-экономической системе и политико- правовых структурах французского сообщества проявились радикальные конфигурации, связанные с зарождением частей капиталистического метода изготовления. Хотя в целом капиталистическое формирование Франции шло наиболее замедленными темпами, чем в Англии и в ряде остальных государств Западной Европы, разрешено произносить о заметных успехах в обеспечении экономического целостности страны, о складывании на данной базе внутреннего базара.
Французское царство являлось самым густонаселенным государством Европы: в конце xv в. количество его обитателей исчислялось 14—15 млн. чел., в середине xvii в. — 16—18 млн., к истоку буржуазной революции — 26 млн. чел. В селе проживало 85—90 % от общей массы народонаселения страны. Французское крестьянство страдало от малоземелья. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась очень низкой. Крестьянство в собственной главный массе( до 90 % от его общей численности) уже стало собственно вольным, но не обладавшим собственной землей. Основной фигурой во французской селе стал небольшой потомственный держатель на феодальном праве, с довольно широкими правами постановления собственным земельным участком, вплоть до его реализации без подготовительного согласия сеньора, с тем, но, условием, что приобретатель этого держания станет идти в выгоду сеньора все традиционные повинности, предусмотренные старинными обычаями. Многие феодальные формы собственной зависимости фермеров от собственных сеньоров( формарьяж, " преимущество первой ночи ", " преимущество мертвой руки " и т. п.) были уже фактически изжиты. Почти повсеместно вышло избавление крестьянства от барщинных работ, и главный формой феодальной зависимости стал валютный ценз, который имел тенденцию к неизменному повышению. Продолжали сохраняться почтивсе баналитеты. Общее количество поборов, взимаемых с фермеров в выгоду сеньоров( так именуемых пэажей), сочиняло от 5 до 7 тыщ в целом по стране. К поборам, налагаемым светскими сеньорами, добавлялась десятина, идущая в выгоду церкви( она традиционно отнимала от одной двенадцатой до одной пятнадцатой доли урожая). Усилился процесс общественного расслоения крестьянства: параллельно с выделением из его состава разбогатевшей верхушки создавался слой безземельных арендаторов-испольщиков. В деревню напряженно проникал грабительский основнойкапитал; огромное распределение получила ипотека, т. е. доза ссуд под залог земли. Многие крестьянские земляные держания оказывались заложенными и перезаложенными по нескольку раз. Так как ипотека могла распространяться на некотороеколичество поколений или даже являлась потомственной, она снаружи получала вид феодального ценза и поэтому называлась сверхцензом. Однако принципиальное различие сверхценза от остальных феодальных платежей состояло в том, что он шел не сеньору, а лицу, выдавшему ссуду, — таким мог очутиться и представитель муниципальный буржуазии, и здешний крестьянский богатый.
Для муниципальный экономики в xvi—xvii вв. была характерна определяющая роль торговли. Крупные капиталы, складывавшиеся в период начального скопления, находили родное прибавление в первую очередность конкретно в данной сфере. Хотя по сравнению с Италией, Голландией, Англией, странами Пиренейского полуострова Франция имела наименее развитую морскую торговлю, изобретение Америки и путей в страны Леванта и Индию дали новое формирование французским портовым городам Атлантического побережья и Средиземноморья. Город Лион со пор Людовика xi стал большим центром не лишь внутренней, но и интернациональной торгово-предпринимательской деятельности; чрез него проходило от одной трети до половины только французского импорта. Правительство, заинтересованное в увеличении собственных заработков, проводило политику поощрения и заступничества торговле. За период с 1489 по 1515 г. было санкционировано изобретение и возобновление возле 400 ярмарок и базаров. Шло стройку новейших дорог, расчищались фарватеры рек, обеспечивалась сохранность торговых путей. Вводилось единообразие в систему мер веса и длины, проводились мероприятия по унификации валютной системы.
С течением времени важной сферой прибавления капиталов становилось создание, а главный формой его организации — фабрика. Развивались новейшие ветви производства — горнодобывающие и металлургические промыслы, выделка стекла, фаянса, фарфора, предметов роскоши. Складывалась квалификация отдельных регионов страны в производстве определенных продуктов, что еще наиболее стимулировало формирование торговых связей меж ними. Однако то обстоятельство, что взлет раннекапиталистической промышленности происходил вбольшейстепени на окраинах страны, а столица оставалась в стороне от данных действий, формирование государственного базара шло замедленными темпами.
Первым владыкой, беспрепятственно провозгласившим взгляды заступничества государственной экономике( т. н. политику меркантилизма), был Генрих iv( 1594—1610 гг.). Он способствовал изобретению почтивсех привилегированных мануфактур, установлению справедливой системы таможенных отношений с Голландией и Англией, развитию промышленного шпионажа. Во времена Ришелье изобретение новейших мануфактур производилось на основании особых царских постановлений. Ришелье уделял огромное интерес развитию мореходный торговли( именно он стал в 1628 г. головой снова интеллигентного морского министерства), субсидированию больших купеческих кампаний, основанию заокеанских колоний.
Раннекапиталистический меркантилизм являлся не столько целостной социально-экономической теорией, сколько суммой практических советов. В их базе лежало представление о том, что главным мерилом государственного богатства является как разрешено наиболее большой резерв в казне драгоценных металлов; способом заслуги данной цели числилось очень функциональное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь. Своей высшей точки развития политика меркантилизма достигла в 60—70 годы xvii в., когда правительство возглавлял Ж. -Б. Кольбер. Он начал свою активность с упорядочения денежной системы, после что направил главное интерес на формирование торговли: отменил внутренние таможни, повысил пошлины на импортные продукты, запретил вывоз сырья из Франции. С целью сотворения новейших базаров сбыта строились колонии в Индии, Африке, Северной Америке. Создавались подходящие условия для деятельности монопольных внешнеторговых кампаний( Ост-Индская, Вест- Индская, Левантийская и др.); шло функциональное стройку военного и торгового флота. В области индустрии основывались большие централизованные мануфактуры, имевшие статус царских( суконные, ковровые, стекольные и др.). В целом, активность Кольбера формировала подходящие условия для предстоящего развития капиталистических отношений. Однако почтивсе его проекты, не имевшие довольно крепкого социально-экономического обоснования( кпримеру, в области сельского хозяйства, цехового ремесленного изготовления) так и остались нереализованными.
Эволюция сословной структуры. Феодальные дела, какие оставались всецело господствующими, оказывали тормозящее действие на новейшие публичные явления. Особенно мощное барьер на пути капиталистического развития представляла собой в высшей ступени консервативная сословная конструкция, построенная на принципах политического и правового неравенства субъектов как соучастников общественных отношений. Несмотря на периодическую сменяемость конкретных муниципальных форм, политическая система феодализма на всем протяжении существования данной формации( в том числе и в период безусловной монархии) неизменно берегла свою сословную суть в качестве 1-го из главных системообразующих частей.
Сословная организация французского сообщества продолжала предохранять свою традиционную трехкомпонентную структуру, оформившуюся на шаге сословно-представительной монархии. Однако внутри 3-х старых сословий под действием набиравших темпы действий капиталистического развития происходили суровые конфигурации, складывались возможности для все новейших и новейших размежеваний, композиций и перегруппировок общественно-политических сил, открывавших виды предстоящего экономического и государственно- правового прогресса.
Первым сословием французского сообщества всееще оставалось духовенство. Составляя наименее 1 % от общей численности народонаселения страны, духовенство обладало 20 % всех обрабатываемых земель; этому сословию принадлежало втомжедухе и иное движимое и недвижимое актив. Принадлежность к сословию определялась указом 1695 г., устанавливавшим обязательность конкретного функция какой-нибудь церковной должности. Духовенство оставалось незамкнутым сословием: оно было беспрепятственно для пополнения представителями 2-ух других сословий. Внутри духовенства существовали резкие различия и противоречия меж 2-мя его полюсами — высшим клиром( включавшим не наиболее 6 тыс. чел.) и сельскими приходскими священниками( их насчитывалось до 90 тыс. чел.). Однако в тех вариантах, когда определенные общественные силы посягали на общие интересы духовенства, все его сортировки отставляли в сторону свои внутренние противоречия и выступали единственным фронтом в охрану собственных обычных сословных привилегий — налоговых, юрисдикционных, служилых и др. Так, духовенство было освобождено от уплаты всех прямых и доли косвенных налогов, — недостаточно такого, оно само владело правом на налогообложение в свою выгоду( образцом последнего может работать раньше упоминаемая десятина). Продолжал предохранять свою силу и судебный иммунитет духовенства, желая он был и значительно ограничен в выгоду царских судов, вособенности по категории уголовных дел. Еще с конца xi в. лица духовного звания были освобождены от военной службы, замененной для них особенными валютными сборами.
В рассматриваемый период длился процесс оформления французской государственной церкви в ее т. н. галликанском варианте. Как уже было произнесено раньше, еще Филиппу iv Красивому получилось добиться решающих успехов в борьбе с папским престолом, в укреплении царской власти над национальным духовенством. В 1385 г. решением Парижского парламента и церковного синода были грубо ограничены возможности вмешательства папы в дела французской церкви, значительно уменьшены денежные поступления из Франции в папскую казну. Окончательное оформление галликанской церкви вышло в согласовании с Прагматической санкцией короля Карла vii, изданной 7 июля 1438 г. в гор. Бурже. Действуя в русле т. н. соборного движения, имевшего в то время общеевропейский нрав, Прагматическая санкция провозгласила главенство Вселенских храмов над римским отцом. Что же касается вопросов внутреннего устройства фактически французской церкви, то актом был установлен принцип выборности епископов и аббатов церковными капитулами и монастырскими общинами; при этом за владыкой и сеньорами закреплялось преимущество советовать претендентов на эти должности. Папа был лишен права на раздачу церковных бенефициев; со собственной стороны, снова назначенные епископы и аббаты освобождались от выплаты одновременных взносов за получение данных бенефициев( аннатов). Было запрещается обходиться к суду папской курии с жалобами до конечного прохождения соответственных дел чрез все светские судебные инстанции.
Прагматическая санкция 1438 г. действовала практически 80 лет, вплоть до заключения Болонского конкордата, подписанного в 1516 г. владыкой Франциском i и римским отцом Львом x. Наиболее твердые расположения Прагматической санкции были некотороеколичество смягчены. Так, Болонский конкордат обходил молчанием вопрос о соотношении власти папы и Вселенских соборов; восстанавливалась выплата неких аннатов( их окончательная отмена произошла только в период Великой французской революции); снова подтверждалось преимущество римской курии как высшей инстанции в системе церковных судов. С иной стороны, повелитель получил практически безграничное преимущество назначения на высшие церковные должности внутри страны( истина, с следующим их утверждением отцом, но это утверждение имело кристально внешний нрав). Король мог подолгу не заменять освободившиеся должности, а финансы с церковных бенефициев хватать в выгоду казны. Он имел преимущество соединять некотороеколичество бенефициев в один и пожаловать его собственным приближенным. Таким образом, галликанская храм все органичнее врастала с политические структуры раннего абсолютизма, все наиболее превращалась в государственное основание, а ее финансы становились средством возмездия дворянства, таккак конкретно и только из числа дворян формировался верховный духовный хор. Поставив храм под собственный контроль, царская администрация во многом способствовала процессу сближения политических интересов 2-ух привилегированных сословий, преодолению тех различий и противоречий, какие вначале существовали меж ними. Особенно это касалось высших слоев светского и духовного сословий. Дворянская ведать получила легальную вероятность проникновения на высшие церковные должности; в свою очередность, почтивсе церковные иерархи, включаясь в правительственные структуры, получили вероятность замещения высших, а времяотвремени и самых серьезных муниципальных постов( образцами имеютвсешансы работать политические карьеры кардиналов Ришелье и Маза- рини).
На долю другого сословия французского сообщества — дворянства — доводилось наименее 3 % народонаселения страны( возле 400 тыс. чел.) и до 80 % земляных имуществ( в эту заключительную цифру включались собственные владения монарха и членов королевской семьи). Дворянство берегло за собой ряд важных сословных привилегий( монопольное преимущество на владение феодальными поместьями; преимущество на титулы, гербы, звания, пенсии, вынашивание орудия; преимущественное преимущество на рукоделие высших придворных, муниципальных и церковных должностей, на институтское и военное образование и т. д.). Дворянство было освобождено от выплаты собственных муниципальных налогов( например, тальи) и исполнения собственных повинностей; в судах в отношении дворян не применялись позорящие наказания. Впрочем, некие традиционные сословные привилегии в период абсолютизма были дворянством утрачены. Так, при Ришелье дворянам было запрещается обладать укрепленные замки и вооруженные свиты, под опасностью смертной экзекуции запрещались дуэли( эдикты от 1626 г.). Дворянский титул мог быть и утрачен вследствие занятия " неблагородными " делами( кпримеру, ремеслом или розничной торговлей), а втомжедухе вследствие совершения бесчестных проступков.
Замкнутый, кастовый нрав дворянского сословия приобрел собственный конечный вид и правовое оформление: принадлежность к дворянскому сословию подтверждалась наличием соответственных юридических документов. Подавляющее большаячасть дворянского сословия сочиняло наследственное дворянство( " дворянство шпаги "; слововслово " люди шпаги " — gens d'epee). Однако королю принадлежало преимущество пожалования дворянского титула в личном порядке и лицам недворянского происхождения. Наиболее распространенным основанием для выдачи соответствующего царского акта являлась приобретение дворянских земель, а втомжедухе должностей в государственном установке; несомненно, что финансовыми средствами для этого располагали основным образом буржуазные составляющие из состава городского народонаселения. Такого рода сделки рассматривались владельцами денежных средств как очень выгодное помещение капиталов: государственное жалование и остальные льготы чиновничьей службы игрались роль типичных " процентов " по вкладу; несчитая такого, вступление в состав дворянства освобождало былого представителя третьего сословия от многих податных повинностей. Особой интенсивностью процесс обновления дворянства различался в xvi в. Естественно, что древняя родовая ведать, предки которой носили дворянский титул в движение почтивсех веков, с нескрываемым презрением относилась к схожим скороспелым " выскочкам ". Однако королевская администрация, подталкиваемая неизменной нехваткой денег в казне, не лишь не мешала указанному процессу, но даже всячески способствовала ему. В 1579 г. было официально запрещается аноблирование( т. е. покупка дворянского титула) лишь по факту покупки дворянского поместья; отныне обязательным условием официального приобщения ко другому сословию стало приобретение царского патента. Впрочем, количество лиц, приобретших дворянский титул вследствие приобретения гос должности( т. н. " дворянство мантии "; слововслово " люди мантии " — gens de robe) никогда не было значимым. К тому же эта полоска сокращалась за счет способности перехода ее представителей в состав дворянства шпаги: так, детки " горожан во дворянстве ", отслужившие в армии в движение 25 лет, получали наследственное дворянство. К концу периода абсолютизма( к середине xviii в.) количество дворянства мантии в целом по стране не превышала 4 тыс. чел.
Внутри третьего сословия, на долю которого доводилось до 96 % народонаселения страны, конфигурации были более существенными. Важнейшим соц последствием развития капиталистических отношений, но сразу и причиной, дающим предстоящий толчок к такому развитию, появилось формирование в рамках третьего сословия 2-ух новейших классов — буржуазии и пролетариата. Буржуазия вырастала в первую очередь из благородной макушки городского народонаселения( финансистов, купцов, цеховых мастеров, муниципальный интеллигенции), состоятельных слоев крестьянства, доли дворянства, которая употребляла новейшие капиталистические способы хозяйствования. Пролетариат рекрутировался основным образом из прослоек городского плебса( ремесленников, поденщиков, чернорабочих, люмпенов), а втомжедухе разоряющегося крестьянства.
Социальная основа и классовая суть абсолютизма. Формирующиеся новейшие классы устремлялись к самоопределению, к выбору собственного места в публичной структуре. Возникали новые источники общественной напряженности, безызвестные эре классического феодализма. Следует со всей определенностью подчеркнуть, что на ранних шагах абсолютизма противоречия меж буржуазией и пролетариатом еще не доросли до уровня антагонистических. Гораздо крупная социально-политическая интенсивность была в это время меж дворянством и буржуазией. Кризис феодальной системы сопровождался упадком экономической мощи дворянства. Выход из кризисной ситуации дворянство усматривало в 2-ух главных направлениях: во-первых, в усилении натиска на крестьянство методом увеличения ценза и остальных земляных поборов; во-вторых, в усиленном проникновении к рычагам конкретного государственного управления методом овладения высшими правительственными должностями. Однако перемещение в главном направленности не могло не активизировать отчаянного противодействия крестьянства; 2-ое же было связано с острой междоусобной борьбой меж разными группировками внутри самого сословия дворянства, — борьбой, принимавшей времяотвремени формы настоящих гражданских войн.
Несмотря на то, что главные связи оперативного руководства государственной экономикой по мерке укрепления капиталистических отношений все наиболее и наиболее сосредоточивались в руках буржуазии, безраздельной монополией на политическую( в том числе муниципальную) администрация продолжало владеть дворянство. В сообществе складывалось состояние, когда два конкурирующих класса оказывались в состоянии временного баланса и типичного динамического равновесия: политическая мощь и экономическое слабость дворянства уравновешивались экономическим могуществом и политическим бесправием буржуазии. Находясь в состоянии конфронтации, оба эти класса совместно с тем нуждались друг в приятеле, так что равновесие их борьбы было сразу и равновесием их сотрудничества.
Больше только от этого равновесия выигрывала королевская администрация, которая получала фактически безграничные способности для личного усиления. Именно к ней устремлялись веры дворянства( а в наиболее широком масштабе — обоих привилегированных сословий) в влечении преодолеть экономические трудности и сберечь свою монополию на администрация перед лицом растущих политических претензий буржуазных частей третьего сословия. Но втомжедухе конкретно к ней обязаны были жаловаться и эти буржуазные элементы, беспристрастно отражавшие общенациональные интересы по наведению в стране твердого публичного распорядка и спокойствия, нарушаемого междоусобицами феодальных клик. Разумеется, глобальные политические симпатии царской власти продолжали сохраниться на стороне привилегированных сословий, и конкретно их интересы абсолютистская администрация продолжала формулировать в первоочередном порядке и в очень выраженном облике. Вместе с тем, способствуя решению назревших общенациональных задач, повелители беспристрастно поощряли индустриальное, торговое и финансовое предпринимательство, происходившее под конкретным управлением буржуазных частей. Вследствие этого царская администрация получала вероятность применять в собственных личных интересах динамичность юный буржуазии, ее возможности, подготовленность, активность, новизну и прогрессивность ее проектов. Не следует при этом забрасывать, что буржуазия продолжала интересовать правителей и с кристально утилитарной точки зрения: обладавшая важными валютными имуществами, буржуазия была постоянно вполнойготовности в случае необходимости кредитовать казну добровольными или принудительными вкладами.
Неограниченная царская администрация в форме безусловной монархии была исторически должна собственным укреплением конкретно этим равновесием сил дворянства и буржуазии, когда ни одна из временно сбалансированных элементов еще не могла гарантированно преобладать над иной. Как уже было отмечено, в укреплении царской власти беспристрастно оказывались заинтересованными обе стороны, и повелители в совершенной мерке употребляли благоприятную ситуацию, чтоб, играя роль надклассового судьи, выразителя общенациональных интересов, крепко брать в свои руки все важные связи государственного управления социумом.
Положение царской власти. Историю французского абсолютизма принято приступать с Франциска i( 1515—1547 гг.). При его преемниках Франция оказалась ввергнутой в период т. н. " религиозных войн ", длившихся до самого конца xvi в.; стабилизация произошла только с воцарением Генриха iv. Окончательное предложение безусловной монархии соединено с деловитостью кардинала Ришелье, который в движение практически 20 лет( 1624—1642 гг.) занимал обязанность главного министра при короле Людовике xiii( 1610—1643 гг.). Своего совершенного расцвета абсолютизм завоевал в годы длительного царствования " короля-солнца " Людовика xiv( 1643—1715 гг.).
Характернейшая царапина безусловной монархии содержалась в безграничной власти короля, которую он более не разделял ни с каким иным муниципальным органом. Преодолев сопротивление феодальной олигархии, добившись окончательного территориально-политического соединения страны, подчинив собственной власти национальную храм, повелитель закончил нуждаться в помощи сословно-представительных учреждений. Уже в xvi в. политическое воздействие Генеральных штатов практически сошло на нет. Они потеряли роль выразителя общенациональных интересов и стали инструментом в руках противоборствующих политических сил. Примером может работать деятельность Генеральных штатов, созванных в декабре 1560 г. с целью предотвращения религиозных войн. Увлекшись бесплодными политическими дискуссиями, Штаты так и не сумели решить установленные перед ними задачки, а поэтому были скоро распущены за ненадобностью. Последний созыв Генеральных штатов имел пространство в октябре 1614 г. Большинство в данных Штатах получили представители " дворянства мантии " и муниципальный буржуазии. Наученные горьковатым экспериментом предшествующих смут, делегаты не поддержали притязания феодальной олигархии на ограничение прав короны. В собрании 1614 г. в совершенную силу прозвучали идеи о священном нраве царской власти, о ее верховном неограниченном суверенитете. В последующий раз Генеральные штаты были созваны лишь чрез 175 лет. Дольше сохраняли родное смысл провинциальные штаты, которые в неких провинциях( Бретань, Лангедок, Прованс, Бургундия и др.) работали и во 2-ой половине xvii в. Иногда, при необходимости обсуждения неких государственных( в частности, денежных) вопросов повелители продолжали приходить к созыву т. н. " собрания нотаблей "( assemblee des notables), депутаты которых не избирались сословиями, а назначались владыкой. Последний созыв нотаблей произошел в 1788 г.
На протяжении xvi—xvii вв. популярную независимость по отношению к царской власти обнаруживал Парижский парламент. В его составе преобладали представители оппозиционно настроенной феодальной знати, какие пробовали использовать принадлежавшее Парламенту преимущество ремонстрации как лекарство действия на короля. Эти пробы были парализованы поочередным ограничением парламентских прерогатив. Согласно эдикту 1641 г. Парламент мог делать представления лишь по тем делам, какие умышленно для этого к нему направлялись; дела, касавшиеся организации правительственных учреждений и муниципального управления, в Парламенте вообщем не обязаны были рассматриваться. В отдельные интенсивные периоды Тридцатилетней борьбы Ришелье временно запрещал подачу всех письменных ремонстраций. Во эпохи т. н. Фронды роль Парламента опять возросла, но с истоком автономного правления Людовика xiv наступление на права Парламента было продолжено. Так, в 1661 г. Парламенту было запрещается становить под колебание решения Государственного совета; тем самым Парламенту было замечено на его неглавное пространство по сравнению с высшими правительственными учреждениями. В 1667 г. было известно, что ремонстрация могла быть заявлена только в движение недельного срока после представления царского акта на регистрацию; сразу Парламенту было запрещается дарить собственную интерпретацию царских актов. В 1673 г. была прекращена практика повторных ремонстраций: ежели повелитель отказывался признать заключение Парламента, крайний не мог снова ворачиваться к этому вопросу. В 1688 г. Людовик xiv собственноручно изъял из парламентских архивов неугодные ему ре- монстрационные бумаги. Таким образом, к концу xvii в. практика опротестования Парламентом царских актов была фактически вполне прекращена. Однако после погибели Людовика xiv Парламенту получилось отчасти вернуть свои традиционные прерогативы, и на протяжении xviii в. парламентская оппозиция еще неодинраз обнаруживала себя.
В период абсолютизма повелитель уже не числился главным сеньором посреди одинаковых ему, но рассматривался как суверенный сударь по отношению ко всем собственным подданным; крайние были должны собственному властителю беспрекословным послушанием. Признавалось лишь единоличное правление; мысль со- правительства была вполне отвергнута как теорией, так и гос практикой. Наследование престола осуществлялось по принципу, вытекающему из титула lix Салической истины и отстраняющего дам от престолонаследия. При отсутствии прямого преемника преимущество на трон передавалось в боковую линию царской фамилии; передача престола усыновленному не допускалась. В случае малолетства законного преемника в качестве временной меры допускалось регентство, — образцом его может работать 8-летнее правление барона Филиппа Орлеанского в первые годы официального царствования Людовика xv.
Абсолютный монарх стал единым источником законодательства( по формуле: " что желает повелитель, такого хочет закон ") и не нуждался даже в мотивировке принимаемых решений; в конце акта было довольно известной фразы: " ибо такая наша свобода "( car tel est notre plaisir). Король владел высшей административной властью, правом назначения на все муниципальные должности. Он являлся головой во- оружейных сил страны, исполнял верховное военное доминирование; в его собственном постановлении находились гвардейские доли, насчитывавшие некотороеколичество тыщ человек. Ему принадлежала верховная юрисдикция; от его имени осуществлялось все правосудие в стране. Король ставил и взимал налоги, автономно распоряжался муниципальными финансами, являлся верховным владельцем только богатства собственных подданных, всех материальных ресурсов собственного королевства. Король определял внешнеполитическую линию собственной страны, исполнял управление дипломатической службой. Наконец, как уже указывалось больше, повелитель практически полностью брал в свои руки церковное управление.
Таким образом, размер суверенных прав короля не подлежал никакому ограничению. Известная формула, приписываемая Людовику xiv( " Государство — это я! "), содержала в себе идею совершенного слияния муниципального суверенитета с личностью короля. При этом было сознание, что администрация короля базируется на священном праве. Поэтому персона короля рассматривалась как священная, а в его титулатуру включалась формула: " повелитель божьей милостью ". Вместе с тем, абсолютная администрация монарха никак не отождествлялась в сознании современников с деспотизмом и произволом. Юридическим ограничением власти монарха числилось присутствие в королевстве обычных базовых законов, какие рассматривались в качестве " непоколебимых и ненарушимых ". К числу важных из них относились: династическое наследие по нисходящей полосы, справедливость правления, безответственность короны, нераздельность царства, его наружная независимость и др. Еще в " Политическом завещании " Ришелье была проведена мысль о том, что всесилие и всемогущество короля не являются самоцелью. Они представляют собой только средство заслуги высшей цели абсолютизма — снабжение " публичного блага "( salut publique). Естественно, что трактовка этого крайнего мнения исполнялась и самим Ришелье, и его позднейшими адептами с четко проявленных классовых позиций. Всякая, даже самая незначительная попытка противостоять правительству, взятьвдолг по отношению к нему состояние оппозиции расценивалась ими как заговор против публичной сохранности. В борьбе с такового рода заговорами, считал Ришелье, муниципальная администрация была вправе использовать все имеющиеся в ее постановлении средства.
Центральные органы управления. В период безусловной монархии основной муниципальный установка состоял из огромного численности разных организационных подразделений( рекомендаций, служб, управлений, бюро и т. п.), не имевших точной и стабильной структуры. Разграничение должностей не было налажено, — против, ежедневная практика шла по полосы их многократного совмещения( понятно, кпримеру, что Ришелье кооперировал до 32 должностей). Чиновничье-бюрокра- тический установка подвергался неизменным реорганизациям, происходившим по инициативе короля, часто под влиянием каких-то временных и коньюнктурных суждений. Тем не наименее, эффективность работы этого аппарата, как правило, оставалась низкой.
Старые муниципальные должности в собственном большинстве или ликвидировались, или выродились в обыкновенные синекуры( " должности без хлопот "), какие приносили их владельцам титулы, оклады и пенсии, но не были связаны с выполнением конкретных повинностей. В середине xvi в. таковой наследственной придворной службой синекурного нрава было охвачено возле 1, 5 тыс. представителей знатнейших семей королевства; в крайней четверти xviii в. за счет пенсий двора содержалось возле 4 тыс. вельмож. На фоне ликвидации или ограничения функций почтивсех раньше авторитетных должностей( вособенности боевых — коннетабля, адмирала флота, маршала) берегла и даже усиливала родное смысл только обязанность канцлера, являвшегося министром юстиции, главным юридическим советником короля и его собственным представителем в Королевском совете.
Выполнение поручений по единичным сферам управления( дела боевые, морские и колониальные, иностранные, внутренние, верующие) поручалось государственным секретарям. Возникновение данной должности относится к 1547 г.; первоначальное количество муниципальных секретарей равнялось четырем, а назначались они, как правило, из лиц незнатного происхождения, но владевших познаниями и образованием. На первых порах эта обязанность имела кратковременный и запасной нрав; со порой ее роль существенно возросла. При Генрихе iv муниципальные секретари стали привлекаться к роли в царском совете, при Людовике
xiv они перевоплотился в более доверенных царских чиновников в ранге министров. В xviii в. возникли должности заместителей муниципальных секретарей; под их контролем находились бюро, подразделяемые на секции, со штатом чиновников и технического персонала, спец по подходящим отраслям управления.
Во 2-ой половине xvii в. огромные возможности приобрел ведущий ревизор денег, в ведении которого находились вопросы торговли, индустрии, публичных работ, путей известия и т. п. Генеральный ревизор финансов числился главным министром. При Людовике xiv эту должность начиная с 1665 г. в движение практически 20 лет занимал уже упомянутый раньше Ж. -Б. Кольбер, иностранец из провинциальной купеческой семьи. Опираясь на многочисленный, иерархически созданный установка( в нем насчитывалось до 38 бюро), Кольбер исполнял не лишь управление финансово-экономической сферой страны, не лишь оперативное руководство всей центральной и местной царской администрацией, но и подлинный контроль над законодательным процессом. Вне сферы его ведения практически оставались только военные и иностранные дела.
При короле обычно действовала система специализированных совещательных органов. После такого, как в марте 1661 г. начался период собственного правления Людовика xiv, эта система была предана реформированию. Наиболее главную роль играл Верховный( или Узкий) комитет, состоявший из самых доверенных лиц, ведавших вопросами экономики, военными и иностранными делами. Существовали втомжедухе Совет по вопросам денег, изыскивавший новейшие источники заработков; Совет депеш, куда поступали сведения с мест о состоянии внутреннего управления; Военный комитет, обсуждавший дела по вопросам его компетенции; Тайный комитет, принимавший кассации по неким судебным делам; Совет по делам церкви и др. Указанные спец советы числились секциями одного Государственного совета. Правом быть членом Государственного совета владели лица, получившие аттестат государственного советчика или занявшие соответствующий пост в центральном муниципальном установке.
В целом, муниципальный установка представлял собой трудную, громоздкую, разбухшую систему органов, одни из которых сохранились еще с эры сословно-представительной монархии, а остальные были сделаны заново для решения задач абсолютизма. Поскольку стройку муниципального аппарата шло в движение долгого времени и не было скоординировано любым единственным организационным истоком, возникало немало лишних или синхронно работающих структур, какие не имели верно очерченной компетенции и зачастую дублировали друг друга. В период раннего абсолютизма рост муниципального аппарата шел нарастающими темпами. Если к истоку xvi в. на гос службе состояло 8 тыс. чиновников, то во эпохи Ришелье в муниципальном аппарате работало 46 тыс. чел.( т. е. любой четырехсотый обитатель царства был чиновником). Поскольку большаячасть государственных должностей подлежало продаже( эта практика стала полностью легальной с 1522 г.), лица, приобретшие обязанность за средства, ощущали себя вполне независимыми и неподконтрольными, — опасность увольнения со службы для них не была. Доказать же в судебном порядке факт должностного правонарушения было очень трудно. Наибольшее количество продажных должностей сначало было в денежной, а потом — в судебной сферах. Начиная с 1604 г. был установлен принцип передачи должностей по наследству при условии внесения в казну особенного сбора( полет- ты); тем самым собственность на должности была закреплена совсем. Другие страны также знали практику реализации муниципальных должностей и закрепления их по наследству, но лишь во Франции эта система заполучила вселенский характер и имела глубочайшие политические последствия. Указанный метод комплектования административного аппарата, равно как и вначале присущие ему организационные и функциональные изъяны, содействовали внедрению в управленческую практику бессчетных и неискоренимых проявлений волокиты, коррупции, денежных злоупотреблений, должностных правонарушений, какие на завершающих шагах абсолютизма заполучили понастоящему необыкновенные масштабы.
Местное управление. Система органов управления на местах долгое время оставалась еще наиболее консервативной, чем в центре. Не было нималейшего единообразия в принципах разделения страны на отдельные административно-территориальные единицы — их рубежа складывались произвольно, уходя своими историческими корнями в старую феодальную структуру. Создаваемые заново местные специализированные службы( судебные, денежные, боевые, полицейские и др.) часто сами не имели точного представления о пределах распространения собственных возможностей, что негативно сказывалось на итогах их деятельности. Местные власти, проявляя характерный им сепаратизм, мало правильно реагировали на управленческие импульсы, проистекавшие из центра. Естественно, что по мерке собственного укрепления абсолютизм обнаруживал все наиболее настойчивое рвение определить периферийные управленческие структуры под собственный целый контроль. Задачей царской власти являлась конечная ликвидация местного сепаратизма, создание единообразной системы административно-территориальных единиц, полностью лишенных автономии и агрессивно подчиненных центру.
В движение xvi в. роль проводников царской политики на местах была возложена на губернаторов, какие подразделялись на старших( возглавлявших периферии) и младших( которые правили наиболее маленькими областями, отдельными городами и замками). Губернаторы ведали военной администрацией и защитой, исполняли контроль над всеми сферами провинциальной и городской жизни. На губернаторские должности могли предназначаться наиболее знатные лица царства — принцы крови, герцоги, министры, маршалы. Пользуясь собственным собственным воздействием при дворе, они, с одной стороны, могли способствовать политическим и служебным карьерам представителей провинциальной знати; с иной стороны, они могли защищать перед владыкой интересы и привилегии собственных провинций. На первых порах губернаторы довольно удачно управлялись с значением проводников гос централизации, справляясь противодействие местных оппозиционных сил в лице провинциальных штатов и парламентов. Однако постепенная монополизация губернаторской должности отдельными авторитетными дворянскими фамилиями привела к ослаблению контроля над нею со стороны центральных властей. Действия губернаторов часто отправь вразрез с политикой правительства, и из былых ревностных приверженцев царской власти губернаторы перевоплотился в ее очевидных или укрытых оппонентов.
Эффективным инвентарем противодействия местному сепаратизму стала система комиссаров, направляемых из центра со особыми заданиями. С 1535 г. получила распространения практика рассылки на места чиновников центральных ведомств( почаще только судебных), сначало носивших название " мастеров прошений "( maitres des requetes). Наделенные широкими финансовыми, административными и судебными функциями, эти комиссары имели возможности вмешиваться в активность соответственных местных властей. Миссия мастеров прошений рассматривалась как временное задание; выполнив свои контрольные функции, они были должны доставить доклад правительству( непосредственно — первому министру). Во 2-ой половине xvi в. эти давние комиссары получили титул " интендантов милиции, суда и денег " и из временных контролеров перевоплотился в постоянных администраторов. Их растущее воздействие вызвало возмущение местного дворянства, и руководство было вынуждено пойти на некоторое свертывание их деятельности; в первые годы правления Людовика xiv таковая обязанность на некотороеколичество лет была вообщем упразднена. Восстановленная в 1653 г., обязанность интендантов заполучила авторитарный нрав; ключевыми формами их деятельности являлись административные, а не судебные методы принятия решений. Интенданты ставились во голове умышленно учрежденных округов и имели фактически безграничные возможности — в первую очередность, денежные, но втомжедухе и организационно-хозяйственные, судебные, боевые, полицейские и др.; они втомжедухе владели правом верховного наблюдения над всеми должностными лицами собственного округа. При Людовике xiv по всей стране действовало 45 интендантов; при каждом из них работал маленький штат собственных секретарей и информаторов. Должность интенданта не могла быть куплена, а потому не была вечной и потомственной. Интенданты, как правило, назначались из лиц незнатного происхождения и получали довольно скромное жалование. Всемогущество интендантов сочеталось с их совершенной зависимостью от короля и первого министра, каковым являлся ведущий ревизор финансов. Добросовестное исполнение собственных повинностей было для интендантов вопросом служебной карьеры: продемонстрировав свои деловые свойства и собственную верность королю и главному министру, они могли полагать на покупка патента муниципального советчика и переход в центральные правительственные учреждения. Именно интенданты имели главную заслугу в деле конечной ликвидации самовластия местных административно-управленческих структур. Просуществовав до самых завершающих шагов абсолютизма, обязанность интендантов была упразднена только в годы Великой буржуазной революции.
В критериях усиления гос централизации перестраивалась и система городского управления. Эдикт 1692 г. установил, что городские власти( мэры, городские советники) уже не избирались популяцией, а назначались из центра( после приобретения данными лицами соответствующей должности). За городками было сохранено преимущество откупаться от назначаемых лиц, но при условии внесения ими в казну значимой денежной суммы.
Финансовая система. По мерке собственного укрепления абсолютизм нуждался в неизменном росте собственных заработков — этого требовала увеличивающаяся войско и разбухавший государственный установка. Если в годы правления Людовика xii( 1498— 1515 гг.) налоговые сборы в среднем исчислялись 3 млн. ливров в год( что эквивалентно 70 тоннам серебра), то в середине xvi в. годичный сбор составил 13, 5 млн. ливров( 209 тонн серебра). В 1607 г. в казну поступил 31 млн. ливров( 345 тонн серебра), а чрез 30 лет, в обстановке Тридцатилетней борьбы, правительство собирало 90—100 ливров в год( наиболее 1 тыщи тонн серебра).
В период расцвета абсолютизма налоговая система Франции строилась на сочетании прямых и косвенных налогов. Основную массу поступлений в казну приносили прямые налоги. Важнейший из них — талья( налог с недвижимости или с валового заработка) — практически перевоплотился в крестьянский налог, таккак привилегированные сословия от него освобождались, а городка откупались за сравнимо малые суммы. В крайние 8 лет правления Ришелье, совпавшие с самым усиленным временем Тридцатилетней борьбы, величина тальи подрос практически в 9 раз( с 5, 7 млн. до 48, 2 млн. ливров). Поскольку крестьянство оказывалось уже не в состоянии оплачивать талью, после окончания борьбы была предпринята попытка ее уменьшения как в безусловном выражении, так и в ее доле в общей массе муниципальных заработков.
В 1695 г. в качестве временной меры была введена т. н. ка- питация — подушный подоходный налог на боевые цели. Принципиальная новизна капитации состояла в том, что этот налог сначало планировалось взыскивать со всех сословий, в том числе и с привилегированных( даже с членов королевской фамилии). Капитация раскладывалась в согласовании с делением только народонаселения на 22 ряда, аксессуар к которым определялась размером заработков, приносимых профессией или состоянием( от 1 ливра до 9 тыс. ливров). Отмененная в 1698 г., капитация была снова восстановлена в 1701 г. и с тех пор стала неизменной. Принцип пропорциональности во взимании этого налога так никогда и не был достигнут: наиболее привилегированное звание — духовенство — от капитации было освобождено, для дворянства были сделаны разные налоговые льготы, так что главным плательщиком капитации снова оказалось третье звание.
С 1710 г. был введен еще один налог — царская десятина, взимаемая с настоящих заработков подданных всех сословий; величина данных заработков определялся в согласовании со специально заполняемыми налоговыми декларациями. По замыслу инициаторов этого нововведения, десятина обязаны была сменить все раньше бывшие налоги и появиться единственным пропорциональным подоходным налогом. Однако новейший налог был элементарно прибавлен ко всем старым, по величине практически уравнявшись с капитацией и наполовину уступив талье; неравномерность обложения, желая и некотороеколичество смягченная, никак не была устранена. Уже со последующего года духовенству получилось избавиться от выплаты этого новейшего налога ценой некого роста собственных " добровольных " пожертвований в казну; почтивсем городкам и цельным провинциям втомжедухе получилось от него откупиться. В 1717 г. царская десятина была отменена, но потом, в связи с ролью Франции в войнах, вводилась еще дважды на сравнимо непродолжительные сроки. В 1749 г. вобмен ее была введена царская двадцатина( 5 %-й налог со только заработка), которая стала взыскиваться постоянно. В 1756 г. была введена 2-ая, а в 1760 г. — 3-я двадца- тина, так что финансы оказались обложенными 15 % — ным налогом.
Среди косвенных налогов величайшую выручка казне приносили эд( налог на продажу причина) и габель( налог на продажу соли); стоимость на суть традиционно была в 10—15 раз больше ее реальной стоимости. Казна пополнялась втомжедухе за счет реализации должностей( любые 10—12 лет создавалось до 40 тыс. должностей, подлежащих продаже; подсчитано, кпримеру, что за годы правления Людовика xiv было продано должностей на сумму 500 млн. ливров), таможенных и внешнеторговых пошлин, сборов с купеческих гильдий и ремесленных цехов, государственных монополий( почтовой, табачной и др.). Широко практиковались принудительные царские займы, какие принимались у больших финансистов под залог налоговых поступлений. Средством обогащения казны являлись и конфискации богатства по вердикту судебных органов. Так, после осуждения былого генерального контролера денег Н. Фуке( 1664 г.) цену его конфискованного богатства составила возле 100 млн. ливров.
Налоговое угнетение распределялось по стране очень неравномерно. Наибольшие поступления в казну давали центральные и северо-восточные периферии. Конкретные габариты налогов, а втомжедухе формы их взимания в целом по стране не были унифицированы. Широкое распределение получила система откупов, по которой правительство за определенную плату передавало преимущество сбора налогов личным лицам( откупщикам). Существовало некотороеколичество вариантов откупов: генеральные( когда преимущество на сбор всех налогов предоставлялось откупщику со всей местности страны), региональные( когда это преимущество имело территориальные ограничения), особые( когда на откуп отдавались лишь отдельные виды налогов) и др. Охарактеризованная система раскрывала огромные способности для обогащения откупщиков, таккак действительно собранная ими сумма налогов могла в некотороеколичество раз превосходить валютные средства, внесенные в казну. Так, в годы регентства Филиппа Орлеанского из 750 млн. ливров податей и налогов, выплаченных населением, в казну попало лишь 250 млн. ливров. Естественно, что от отрицательных сторон системы откупов в первую очередность страдали конкретные налогоплательщики из числа третьего сословия, у которых налоги и поборы поглощали до 2-ух третей от всеобщего численности заработков. В содействие откупщикам придавались воинские подразделения; хозяйка процедура сбора налогов получала нрав военной кампании, сопровождавшейся расстрелами, арестами и экзекуциями. Усиление налогового гнета, а втомжедухе злоупотребления, чинимые откупщиками и официальными властями, были причинами, игравшими роль массивных детонаторов публичного недовольства и соц конфликтов.
Судебная система продолжала сохраниться трудной и запутанной. Характерной чертой данной системы являлось не до конца изжитое слияние судебной деятельности с административной. Королевская юрисдикция, желая и существенно расширившаяся, продолжала уживаться со старыми элементами сеньориальной юстиции. Определенную независимость сохраняли и церковные суды, желая их индивидуальная и предметная подсудность была значительно ограничена. Продолжали делать спец суды: коммерческие, банковские, боевые, адмиралтейские и др. Чиновники, даже самого невысокого ранга, были выведены из-под юрисдикции общих судов — их дела рассматривала вышестоящая должностная власть.
Основным составляющей системы царских судов были суды в масштабе бальяжей и сенешальств; таковых судов насчитывалось возле сотки по всей стране. Низший вещество королевских судов в масштабе превотств уже в значимой степени себя изжил. Выше бальяжей стояли парламенты, относившиеся к числу верховных царских судов. Во 2-ой половине xvii в. сплошное количество парламентов по стране сочиняло 14. Важнейшую роль из них играл Парижский парламент, распространявший свою юрисдикцию приблизительно на одну треть территории и на половину народонаселения царства. В xviii в. в составе Парижского парламента насчитывалось 10 департаментов, в которых состояли 210 проф судей-советников, а втомжедухе существенное количество советников-адвокатов. За владыкой сохранялось преимущество изъятия хотькакого дела из ведения Парижского парламента и рассмотрения его в царском совете.
При царских судах была прокуратура и адвокатура; первая из них( с функциями муниципального обвинения) оформилась в самостоятельную организационную структуру в xvi в. При Парижском палате существовали должности Генерального прокурора и Генерального защитника. Следствие затевает возникать и признаваться законодательством втомжедухе не раньше xvi в.; оно подразделялось на предварительное и судебное.
Судебная практика абсолютизма показывала совершенное неуважение принципами законности и правопорядка. Основополагающей уголовно-правовой идеей являлась презумпция виновности. Вследствие этого основная мишень судебного разбирательства состояла не в установлении правды, а в экзекуции над лицами, представшими перед трибуналом. Особенно это относилось к делам, затрагивающим интересы страны: тут, по идеи Ришелье, вообщем не требовалось доказательств вины, — их полностью могли подменять " фундаментальные догадки ", возникавшие в сознании правоприменителя.
Организация вооруженных сил. Одним из более показательных атрибутов абсолютизма являлась постоянная войско, которая заполучила важную количество и оформленную организационную структуру. Вплоть до середины xvii в. преобладающим типом военной организации оставались наемные контингенты т. н. кондотьеров — предводителей боевых отрядов в званиях полковников и капитанов, находившихся на службе у короля. Кондотьеры получали( а времяотвремени и брали) разрешение на вербовку боевых отрядов, в которых имелись и конные, и пехотные подразделения. Дисциплина в данных отрядах была очень низкой: она поддерживалась только собственной преданностью военнослужащих собственным командирам. Общая численность всех вооруженных сил страны к истоку xvii в. исчислялась 25—30 тыс. чел.; только в период Тридцатилетней борьбы( 1618—1648 гг.) она выросла в 3—4 раза. Тогда же были предприняты пробы кончать с традициями кондотьерства путем передачи управления вооруженными мощами в руки гражданских чиновников — муниципальных секретарей и армейских интендантов.
Серьезная перестройка вооруженных сил произошла в годы царствования Людовика xiv. Постоянное роль в войнах требовало возрастания количества армии( с 72 тыс. в 1667 г. до 300 тыс. в 1710 г.). Контингента иностранных наемников( немцев, швейцарцев, испанцев и др.) закончили играться сколько- нибудь немаловажную роль. Армия стала составляться в главном за счет вербовки рекрутов из числа местных уроженцев, вбольшейстепени деклассированных частей городка и деревни. Возрастание данной категории в общей массе народонаселения страны( в связи с углубляющимся кризисом феодальной системы) вызывало тревогу правящих кругов; привлекая эту взрывоопасную массу в состав вооруженных сил, подчиняя ее армейской дисциплине, руководство сразу решало сходу некотороеколичество принципиальных для себя задач. Вербовка боец, сопровождаемая, как правило, ложью и принуждением, осуществлялась всееще на базе личного предпринимательства отдельными капитанами и полковниками, приобретшими царские патенты. В 1668—1672 гг. боевым министром Ф. Лувуа был проведен ряд мероприятий, направленных на сплошное реформирование всей системы вооруженных сил. Была усовершенствована система вербовки, упорядочена выплата жалования воином, предприняты меры по укреплению армейской дисциплины, сокращены иностранные наемные контингенты, сформирован Генеральный штаб, упорядочено изучение военной службы, введена особенная форма для всякого полочка. Кроме должностей полковника и капитана, которые всееще продавались, была установлена система непродажных должностей( лейтенант, майор, подполковник, бугор). Крупные муниципальные боевые мануфактуры чрез систему запасов и провиантских складов снабжали армию наилучшими эталонами вооружения и снаряжения( так, впервые в Европе французская войско перешла на внедрение курковых ружей со штыком вместо бывших фитильных мушкетов и копий).
В 1688 г. были организованы новейшие воинские доли полурегулярного нрава — т. н. царская полиция. Эти доли основывались на базе принципа воинской повинности и комплектовались из деревенской молодежи. В мирное время милиция несла гарнизонную и караульную службу, а в случае войны являлась принципиальным источником пополнения постоянной армии. Комплектование милиции и управление ею было возложено на провинциальных интендантов.
Формируемый военно-морской флот строился на принципах принудительного комплекта. Начиная с 1669 г. было установлено, что все мужское народонаселение страны, проживавшее на морском побережье, должно было по очереди работать в течение года на кораблях военного флота. Уклонение от данной службы, а втомжедухе наем на иностранные суда( даже торговые) квалифицировались как государственное грех. Усилиями Кольбера к 1677 г. была создана государственная кораблестроительная индустрия; Франция стала владеть флотом, насчитывавшим наиболее 300 кораблей.
Опираясь на свою самую сильную в Европе военную организацию, Франция проводила функциональную экспансионистскую политику( в целом, довольно удачную). Однако наружный сияние армии не мог утаить процветавшего в ней ожесточенного антагонизма меж рядовым составом и офицерским корпусом. Командные посты в армии могли замещаться лишь представителями дворянства, приэтом вбольшейстепени той его части, которая владела наследственным титулом. Эдиктом 1781 г. было известно, что лицо, претендующее на офицерскую обязанность, обязано было документально засвидетельствовать родное потомственное дворянство вплоть до 4-го колена( это правило соблюдалось и при приеме в боевые учебные заведения). Тем самым были значительно ущемлены интересы служилого дворянства, которое, как демонстрировала ежедневная войсковая практика, было правомочно считать в армию более подготовленные и квалифицированные офицерские кадры. Основная толпа офицеров из числа наследственных дворян стремилась всячески увернуться от службы. Подсчитано, кпримеру, что заранее революции из 35 тыс. офицеров конкретно в армиях находилось только 9 тыщ.
Полиция. Франция была первой государством Европы, где была сформирована постоянная проф милиция. Естественно, что ее стройку началось со главногогорода. Здесь в 1666 г. по совету Кольбера была учреждена особая комиссия под председательством канцлера Сегюра, которая преложила королю проект реформ, относившихся к благоустройству и публичной сохранности Парижа. Реализуя предписания комиссии, Людовик xiv собственным эдиктом от 15 марта 1667 г. учредил обязанность генерал-лейтенанта милиции с широчайшими возможностями по обеспечению публичного распорядка, спокойствия и сохранности в столице и в целом по стране. Генерал-лейтенант милиции имел в собственном постановлении бюро, насчитывавшее 42 чиновника, 48 полицейских инспекторов — по одному в каждом городском микрорайоне, определенное количество полицейских комиссаров, а втомжедухе 60 наблюдателей общественной сохранности. Ему подчинялась вооруженная охрана, представленная как пешими( возле 900 чел.), так и конными( свыше 100 чел.) отрядами; несчитая такого, в его знание была передана прочность Бастилия с ее 42 одиночными камерами.
Генерал-лейтенант милиции имел преимущество каждодневного доклада собственно королю. В собственной деятельности он обязан был руководствоваться полицейскими правилами и регламентами, изданными правительством. Со собственной стороны, он наделялся правом издания личных постановлений, имевших подзаконный нрав; в вариантах, не предусмотренных законодательством, он имел большие способности автономного усмотрения. При этом генерал-лейтенант милиции владел и некими судебными функциями по делам небольших тяжб, выступая в качестве мирового посредника, работающего от имени короля. Пределы Парижа не ограничивали компетенцию генерал-лейтенанта полиции с пространственной точки зрения: он имел преимущество преследования и ареста преступников в границах только королевства. Так были заложены главные взгляды построения полицейских органов, до очерчены их возможности и намечены направленности предстоящей деятельности, определены взаимоотношения милиции с иными могучими и административно-управленческими структурами. К произнесенному можно прибавить, что обязанность генерал-лейтенанта милиции была отнесена к числу тех, какие подлежали продаже. Известно, кпримеру, что в январе 1697 г. она была продана за 250 тыс. ливров.
Версальский эдикт октября 1699 г. продолжил дальнейшее стройку полицейской системы в общегосударственном масштабе. Согласно этому акту в каждом городке и сельском окружении, где уже до этого имелись представители королевской юрисдикции, учреждалась обязанность генерал-лейтенанта милиции( в ранге царского советчика), аналогичная должности управляющего столичной милиции. Новая должность втомжедухе была включена в реестр подлежащих купле и продаже; предполагалось, что это обязано доставить казне заработок в размере 4 млн. ливров. В качестве помощников местных генерал-лейтенантов действовали полицейские комиссары.
Функции полицейских властей имели тенденцию к постоянному расширению, так что со порой под их контроль были установлены все проявления публичной и собственной жизни царских подданных. Устанавливалась цензура книжек и спектаклей; под серьезным наблюдением находилась учрежденная в 1631 г. первая газета( gazette de france). Строго контролировалось открытие новейших типографий. Подлежала просмотру личная корреспонденция( отцом-основателем полицейской перлюстрации считается Ришелье). Наряду с милицией общей сохранности создавались структуры политической милиции, расширялась сеть секретных осведомителей( т. н. мушардов).
Полиция владела фактически безграничным правом на арест, в том числе и с внедрением т. н. " указов в запечатанных конвертах "( lettres de cachet). Последние представляли собой бланк акта, дающего преимущество на арест, который был уже скреплен подписями и печатью, так что оставалось лишь записать в него соответствующее имя. Такие бланки разрешено было купить за средства( в среднем за 25 ливров). И желая казенно эти бумаги являлись только средством задержания преступника до передачи его в руки органов правосудия, " временное " задержание часто перерастало в очень долгое, времяотвремени пожизненное, без доказательств вины и обоснования наказания. Подсчитано, что при Ришелье было применено не наименее 50 тыс. схожих " секретных указов ". Несмотря на повальное возмущение таковой практикой, означавшей уничтожение самого принципа собственной сохранности, она имела обширное распределение вплоть до конца абсолютистского режима. Лишь особый декрет Учредительного собрания от 13 марта 1790 г. положил конец этому вопиющему беззаконию.
Кризис безусловной монархии. Французский абсолютизм, со всеми его материальными и идеологическими атрибутами, представлял собой строгий эталон безграничной монархии. На ранних стадиях формирования капиталистических отношений он сыграл свою прогрессивную историческую роль, окончив заключение важных общенациональных задач( окончательное территориальное соединение страны, формирование единственной французской цивилизации, снабжение экономического прогресса, улучшение административно-управленческой системы). Однако с течением времени абсолютизм постепенно исчерпывал свои исходные прогрессивные потенции и все наиболее точно превращался в тормоз публичного развития.
К середине xviii в. безусловная монархия вступила в полосу кризиса, который равномерно получал всеобъемлющий, целый нрав. Правительство было вынуждено искать спасения в экономических и административных преобразованиях, проводимых министрами-реформаторами А. Тюрго, Ж. Неккером, Ш. Калонном и др. в годы правления крайнего из абсолютистских монархов Людовика xvi( 1774—1792 гг.). Однако эти реформы характеризовались непоследовательностью и не имели верно выраженной общественной направленности. Вследствие этого они не встретили требуемой помощи ни со стороны сообщества, ни со стороны правящих верхов. Оставаясь до конца поочередным выразителем политической воли дворянского класса, абсолютизм беспристрастно не мог начинать адвокатов интересов новейших публичных сил, возглавляемых буржуазией. Чтобы схожая перемена оказалась желая бы теоретически вероятной, абсолютизму довелось бы радикально поменять свою классовую суть — само собой разумеется, что схожий вариант развития событий был изначально исключен. Напротив, по мерке предстоящего кризиса феодальной системы, сопровождавшегося разложением феодальной государственно-правовой организации, политика королевской власти становилась все наиболее реакционной: абсолютизм брал на себя задачку спасения обреченного историей феодального строя, основанного на иерархической системе собственности и порожденной ею сословной структуре сообщества. Поскольку решить эту задачку царская администрация даже в условиях наибольшей мобилизации всех собственных материальных ресурсов была не в состоянии, безусловная монархия оказалась таковой же преходящей гос формой, как и все предыдущие. Но лишь ежели наиболее ранние исторические разновидности французской монархии миролюбиво и последовательно эво- люционизировали в рамках феодального строя, ликвидация абсолютизма, произведенная насильственным, революционным методом, сразу ознаменовала покупка французской государственностью принципиально новейшей классовой сущности.
<< |>>
#8593;
Источник: Кучма В. В.. Государство и преимущество Древнего решетка и Средних веков: В 2-ух долях. — Сталинград: Издательство Волгоградского государственного института, — 548 с.. 2001
Еще по теме 1. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ:
14. СТАНОВЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ
Государственный денежный контроль в безусловной монархии: Саудовская Аравия
18. СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА ix
19. СОСАОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ
( ii. 4. 3) Полномочия монарха.
( Ii. 4. 2) Государственный статус монарха.
Становление и формирование конституционной монархии.
Реставрация монархии.
Июльская монархия( 1830—1848 гг.).
Абсолютная рента
§ 5. Теория " надклассовой монархии " Л. Штейна
4. 2. Метод безусловных различий
37. ПАРЛАМЕНТСКАЯ МОНАРХИЯ В АНГЛИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
ЭКОНОМИЯ( ПЕРЕРАСХОД) ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ АБСОЛЮТНАЯ
ЭКОНОМИЯ( ПЕРЕРАСХОД) ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ АБСОЛЮТНАЯ
7. 2. 3. Франция
6. 6. Франция
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ
§ 4. Право на иск из безусловных правоотношений
16. 8. Анализ безусловных характеристик отчетности
- Кодексы Российской Федерации - Адвокатура - Административное преимущество - Административное преимущество( рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское преимущество - Бюджетное преимущество - Валютное преимущество - Гражданский процесс - Гражданское преимущество - Договорное преимущество - Жилищное преимущество - Земельное преимущество - Избирательное преимущество - Информационное преимущество - Исполнительное создание - История страны и права - История политических и правовых учений - Коммерческое преимущество - Конституционное преимущество забугорных государств - Конституционное преимущество Российской Федерации - Корпоративное преимущество - Криминалистика - Криминология - Медицинское преимущество - Международное преимущество - Международное личное преимущество - Муниципальное преимущество - Налоговое преимущество - Наследственное преимущество - Нотариат - Оперативно-розыскная активность - Основы права - Право - Право интеллектуальной принадлежности - Право общественного снабжения - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское преимущество - Прокурорский присмотр - Римское преимущество - Семейное преимущество - Следствие - Страховое преимущество - Судопроизводство - Таможенное преимущество - Теория страны и права - Трудовое преимущество - Уголовно-исполнительное преимущество - Уголовное преимущество - Уголовный процесс - Финансовое преимущество -
- Социология - Технические науки - Финансы - Экономика - Юриспруденция -#8592; История Германии. Оглавление
Следующее Предыдущее Главная страничка
Tags: Коломийцев, Тайны Великой Скифии, Черняховская цивилизация, Ясторфская цивилизация, германцы, готы, кельты. Посмотрите видео ниже, где следовательно, как менялась ее наружность.
Источник:... .
.
.