|
ПСИХЕЯ, Психе( #968; #965; #967; #951; " душа, дыхание "), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психея отождествлялась с тем или другим живым созданием, с отдельными функциями живого организма и его долями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души погибших представляются вихрем призраков кругом Гекаты, привидение Ахилла под Троей возникает в сопровождении вихря( philostr. Heroic. Iii 26). Психея представлялась на памятниках изобразительного художества в облике бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда мотылек прямо отождествлялась с погибшим( ovid. Met. Xv 374). Греческое словечко " Психея " значит " душа " и " мотылек "( Аристотель, История животных, iv 7). Психея представлялась и как парящая птаха. Души погибших в облике рисуются летающими( hom. Od. Xi 37, 605), они слетаются на кровь( xi 36—43), порхают в облике теней и сновидений( xi 217—222). Душа Патрокла удаляется с " писком "( hom. Il. Xxiii 100), причём употребляется глагол tridzein, " щебетать ", " пищать ". Души убитых Одиссеем женихов втомжедухе уходят в вид с писком нетопырей( hom. Od. Xxiv 5—9). Психея представлялась в облике сокола, устремляющего ввысь собственный полёт. В ряде текстов Гомера мембрана воспринимается как Психея — душа( hom. Il. Xvi 530; Od. I 322). Кровь — также обладатель души; у раненого душа значит чрез рану совместно с кровью( hom. Il. Xiv 518 отпечаток.) или её вырывают совместно с остриём копья( xvi 505). По Пифагору Психея кормится кровью; кровь — " седалище души "( serv. Verg. Aen. V 79).
Объединив разные легенды о Психее, Апулей сотворил поэтическую сказку о странствиях человечной души, жаждущей слиться с любовью( apul. Met. Iv 28 — vi 24). С поддержкой Зефира Амур получил в жёны королевскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрещение никогда не созидать лица собственного неясного жена. Ночью, сгорая от любопытства, она поджигает светильник и восхищённо глядит на молодого бога, не подмечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур теряется, и Психея обязана возвратить его себе, пройдя оченьмного испытаний. Преодолев их и даже опустившись в аид за активный водой, Психея после невыносимых мучений снова обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с любимой и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею. Рассказ Апулея владеет очевидно фольклорные и мифологические истоки, до него, но, литературно не зафиксированные. Русская народная притча в обработке С. Т. Аксакова " Аленький цветочек " разрабатывает тот же старый содержание.
Лит.: Андерсон В., римлянин Апулея и народная притча, т. 1, Казань, 1914; Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 41—45; Reitzenstein r., Das mä Rchen von amor und psyche bei apuleius, lpz., 1912; Mosca b., La favola e il problema di psiche, adria, 1935; Dyroff a., Das mä Rchen von amor und psyche, kö Ln, 1941; Swahn j. #214;., The tale of cupid and psyche, lund, 1955.
А. Ф. Лосев
В древнем художестве Психея рисуется в облике бабочки или крылатой девочки( этрусские скарабеи, рельефы, терракота). На геммах 3—1 вв. до н. э. видятся бесчисленные трактовки темы Психея и Амур; вособенности известен содержание ловли Психеи-бабочки Амуром с горящим факелом в руке. Бабочка Психея изображалась на почтивсех надгробиях над черепом и др. знаками погибели. На помпейских фресках Психея изображалась с атрибутами муз — грифелем и флейтой. Многочисленные эроты и Психея, занятые собиранием цветов, работами на маслобойне, видятся на фресках дома Веттиев в Помпеях. К теме Амур и Психея обращались Джулио Романо, Рафаэль, П. П. Рубенс, А. Канова, Б. Торвальдсен и др. Аллегорическое истолкование мифа об Амуре и Психее у Кальдерона в 2-ух ауто. К теме Психеи обращались Ж. Лафонтен( " Любовь Психеи и Купидона "), Мольер( драма " Психея ") и др.
Сохранить что нашло отражение в его прозвище «психея» [ редактировать ]
психея при рождении имя [ править ]Психея( Психе — " душа ", " дыхание ") — в греческой мифологии — олицетворение души. Обычно изображалась в облике бабочки или юный женщины с крыльями бабочки.
Психея отождествлялась и с отдельными функциями человечного организма или с отдельными его долями, то имеется в мнение о душе разными народами вкладывалось разное содержание, вплоть
до представлений о том, что у человека некотороеколичество душ.
В общем облике, мнение о душе, неглядя на обилие отдельных конкретных представлений, может быть описано последующим образом. Душа мыслится как узкий невещественный человеческий образ, по собственной природе — что-то вроде два, воздуха или тени. Она рассматривается как фактор жизни такого существа, которое она одушевляет, обладая его сознанием и волей. Душа способна оставлять тело и переноситься с места на пространство. Большей долею неосязаемая и невидимая, она может открывать физиологическую силу и проявляться людям спящим и бодрствующим вбольшейстепени как привидение, отделенный от тела, но похожий с ним.
Истоки варварских представлений о душе кроются в попытке варварского человека ответствовать на вопросы: в чем разница меж живым и дохлым? Что описывает положение бодрствования, сна, заболевания? Что собой представляют образы, являющиеся в снах и видениях?
Эрот слетающий к Психее - скульпт. Антонио Канова( 1792 г.)
Апулей в " Метаморфозах " ведает о совершенной приключений, романтичной любви Амура и Психеи. Психея — младшая дочь короля, поражающая всех собственной красотой и в данной красе соперничающая с самой Афродитой.
Красота Психеи была понастоящему священна и люди забыли Афродиту, опустели приуроченныек ей храмы, а к смертной деве стали возвышать мольбы.
Сердце Афродиты воспылало ревностью. Она призвала Амура, и заклинала его в качестве наказания сразить сердечко Психеи любовью к самому презренному из людей. Однако, неглядя на желание Афрдиты, волею судьбы Психее суждено было начинать любимой Амура. Он поселил ее в собственном замке,
окружил заботой, но прибывал к ней невидимым, по ночам.
Коварство Афродиты, казалось бы, обязано было повредить супружество Амура и Психеи, но ничего не может воспрепятствовать подлинной любви.
Миф о Психее отыскал отображение в творчестве писателей, живописцев, архитекторов: Мольера, Лафонтена, Рафаэля, Джулио Романо, А. Кановы и др.
Энциклопедия советует купить книжки:
Роберт Грейвс: Мифы старой Греции
Греческая мифология.
Иллюстрированная энциклопедия.
Гюс Хоутзагер
Мифы Древней Греции, Николай Кун
Самые популярные Мифы Древней Греции
Н. Кун Мифы Древней Греции
Мифы древности: Генрих Штоль
Сохранить
психея Не Самое большое Техас
из животных.
без перерывов. Мичиган
В отличие от психея
Литература: СЕЙЧАС
Фотографии: психея
Просто не верю в это, или вы станете, как психея жизнь проще и безопаснее.
Прямая ссылка:
|
| |