исчезновение великой державы?

исчезновение великой державы?

Ах, какие ножки


- Ах, какие ножки

Спросил

исчезновение великой державы? биография .ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА Все, что вы думаете о распаде Советского Союза, неверно * И почему это имеет значение сегодня в новую эпоху революции. ПО LEON ARON | 20 ИЮНЯ 2011 ГОДА, 1:58 Boris_Yeltsin_22_August_1991-1 Каждая революция - это сюрприз. Тем не менее, последняя русская революция должна считаться одним из величайших сюрпризов. В годы, предшествовавшие 1991 году, практически ни один западный эксперт, ученый, чиновник или политик не предвидел надвигающегося распада Советского Союза, а вместе с ним однопартийную диктатуру, государственную экономику и контроль Кремля над своей внутренней и внутренней политикой. Восточноевропейские империи. Ни с одним исключением, ни советские диссиденты, ни, судя по их мемуарам, сами будущие революционеры. Когда Михаил Горбачев стал генеральным секретарем Коммунистической партии в марте 1985 года, никто из его современников не ожидал революционного кризиса. Хотя были разногласия по поводу размера и глубины проблем советской системы, никто не считал их опасными для жизни, по крайней мере, не в ближайшее время. Откуда такая странно универсальная близорукость? Неспособность западных экспертов предвидеть распад Советского Союза может быть частично приписана некоему историческому ревизионизму - называемому это анти-антикоммунизмом - который имел тенденцию преувеличивать стабильность и легитимность советского режима. Тем не менее, другие, кого вряд ли можно считать мягкими по отношению к коммунизму, были столь же озадачены его кончиной. Один из архитекторов стратегии США в холодной войне Джордж Кеннан писал, что, рассматривая всю «историю международных отношений в современную эпоху», он обнаружил, что «трудно представить себе любое событие более странным и поразительным, и на первый взгляд необъяснимое, чем внезапный и тотальный распад и исчезновение ... великой державы, известной последовательно как Российская империя, а затем Советский Союз ». Ричард Пайпс, возможно, ведущий американский историк России, а также советник президента США Рональда Рейгана, назвал революцию «неожиданной». Сборник очерков о распаде Советского Союза в специальном выпуске 1993 года консервативного журнала National Interest получил название «Странная смерть советского коммунизма ». Если бы это было легче понять, это коллективное упущение в суде могло бы быть безопасно отправлено в ментальную папку, содержащую другие странности и причуды социальных наук, а затем забыто. Тем не менее, даже сегодня, через 20 лет, предположение о том, что Советский Союз сохранит свое нынешнее состояние или, самое большее, что он в конечном итоге начнет длительный затяжной упадок, представляется столь же рациональным выводом. Действительно, Советский Союз в 1985 году обладал большей частью тех же природных и людских ресурсов, что и 10 лет назад. Конечно, уровень жизни был намного ниже, чем в большинстве стран Восточной Европы, не говоря уже о Западе. Нехватка, продовольственное нормирование, длинные очереди в магазинах и острая бедность были местными. Но Советский Союз пережил гораздо большие бедствия и справился, не жертвуя ни на йоту власти государства над обществом и экономикой, а тем более отказавшись от нее. Ни один из ключевых параметров экономических показателей до 1985 года не указывал на быстро развивающуюся катастрофу. С 1981 по 1985 год рост ВВП страны, хотя и замедлялся по сравнению с 1960-ми и 1970-ми годами, в среднем составлял 1,9 процента в год. Та же самая неадекватная, но вряд ли катастрофическая закономерность сохранялась и в 1989 году. Бюджетный дефицит, который после Французской революции считался одной из главных составляющих грядущего революционного кризиса, составлял менее 2 процентов ВВП в 1985 году. Несмотря на быстрый рост, разрыв оставался 9 процентов до 1989 года - размер, который большинство экономистов сочли бы вполне управляемым. Резкое падение цен на нефть, с 66 долларов за баррель в 1980 году до 20 долларов за баррель в 1986 году (в ценах 2000 года), безусловно, стало серьезным ударом по советским финансам. Тем не менее, с учетом инфляции, нефть была дороже на мировых рынках в 1985 году, чем в 1972 году, и только на треть ниже, чем в течение 1970-х годов. И в то же время советские доходы увеличились более чем на 2 процента в 1985 году, а заработная плата с учетом инфляции продолжала расти в течение следующих пяти лет до 1990 года в среднем более чем на 7 процентов. Да, застой был очевидным и тревожным. Но, как отметил профессор Уэслианского университета Питер Ратленд , «хронические заболевания, в конце концов, не обязательно смертельны». Даже ведущий исследователь экономических причин революции, Андерс Ослунд, отмечает, что с 1985 по 1987 год ситуация « была совсем не драматичной ». С точки зрения режима, политические обстоятельства были еще менее неприятными. После 20 лет неустанного подавления политической оппозиции практически все видные диссиденты были заключены в тюрьму, сосланы (как Андрей Сахаров был с 1980 года), вынуждены эмигрировать или умерли в лагерях и тюрьмах. Похоже, не было никаких других признаков дореволюционного кризиса, в том числе другой традиционно назначаемой причины провала государства - внешнего давления. Напротив, предыдущее десятилетие было правильно оценено как « реализация всех основных советских военных и дипломатических требований», как писал американский историк и дипломат Стивен Сестанович. Конечно, Афганистан все больше напоминал длительную войну, но для 5-миллионной советской военной силы потери там были ничтожны. Действительно, хотя огромное финансовое бремя поддержания империи должно было стать главной проблемой в дебатах после 1987 года, стоимость самой афганской войны едва ли была сокрушительной: по оценкам в 1985 году она составляла от 4 до 5 миллиардов долларов, это была незначительная часть. советского ВВП. Америка также не была движущей силой. «Доктрина Рейгана» о сопротивлении и, если возможно, обращении вспять достижений Советского Союза в странах третьего мира оказала значительное давление на периметр империи в таких местах, как Афганистан, Ангола, Никарагуа и Эфиопия. Но и здесь советские трудности были далеко не фатальными. В качестве предвестника потенциально очень дорогостоящей конкуренции предложенная Рейганом Стратегическая оборонная инициатива действительно имела решающее значение, но она была далека от того, чтобы предвещать военное поражение, учитывая, что Кремль очень хорошо знал, что эффективное развертывание космической обороны было на расстоянии десятилетий. Точно так же, хотя мирное антикоммунистическое восстание польских рабочих в 1980 году было очень тревожным событием для советских лидеров, подчеркивая неустойчивость их европейской империи, к 1985 году Солидарность выглядела исчерпанной. Советский Союз, похоже, приспособился к кровавым «умиротворениям» в Восточной Европе каждые 12 лет - в Венгрии в 1956 году, в Чехословакии в 1968 году, в Польше в 1980 году - без особого уважения к мировому мнению. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг говорит об утечке данных и дезинформации в России на слушаниях в Сенате США в Вашингтоне, округ Колумбия, 10 апреля 2018 года. Снова и снова: Россия готовится вмешаться в выборы 2020 года с дезинформацией коронавируса Кампания, связанная с Россией, направлена ​​на манипулирование выборами этого года в Соединенных Штатах и ​​Европе. Трамп должен позволить специалистам разведки делать свою работу. АРГУМЕНТ | СПЕНСЕР П. БОЙЕР Президент Китая Си Цзиньпин (слева) и президент США Дональд Трамп присутствуют на церемонии приветствия в Большом зале народных собраний в Пекине 9 ноября 2017 года. Трамп зацикливается на Китае, поскольку Пакт о ядерных вооружениях приближается к концу Администрация настаивает на том, что любой будущий договор СНВ должен включать как Пекин, так и Москву, но эксперты говорят, что практически нет шансов, что Китай согласится. ОТЧЕТ | РОББИ ГРЭМЕР , ДЖЕК ДЕТШ Рабочие загружают статую скандального маршала советской армии Ивана Конева на грузовик после того, как он был вывезен из пражского парка 3 апреля. В то время как Путин стремится переосмыслить историю, российско-чешские отношения достигли нового минимума Три пражских чиновника находятся под защитой полиции после сообщений о ядовитом заговоре. ОТЧЕТ | ЭМИ МАККИННОН Другими словами, это был Советский Союз в разгаре своей глобальной мощи и влияния, как по своему, так и по мнению всего остального мира. «Мы склонны забывать, - заметил позднее историк Адам Улам , - что в 1985 году ни одно из правительств крупного государства, казалось бы, не обладало такой сильной властью, его политика была бы столь же четко сформулирована в его курсе, как политика СССР». Конечно, было много структурных причин - экономических, политических, социальных - почему Советский Союз должен был распасться так, как это произошло, но они не могут полностью объяснить, как это произошло, когда это произошло. Как, то есть между 1985 и 1989 годами, в отсутствие резко ухудшающихся экономических, политических, демографических и других структурных условий, государство и его экономическая система внезапно стали казаться постыдными, незаконными и невыносимыми для достаточного количества людей и людей? женщины обречены? Виртуально, как и все современные революции, последняя российская революция была начата нерешительной либерализацией «сверху», и ее обоснование выходило далеко за рамки необходимости исправлять экономику или делать международную среду более благоприятной. Ядро предприятия Горбачева было неоспоримо идеалистической: он хотел построить более нравственный Советский Союз. Хотя экономическое улучшение было их знаменем, нет никаких сомнений в том, что Горбачев и его сторонники вначале пошли на правильные моральные, а не экономические ошибки. Большая часть того, что они говорили публично в первые дни перестройки, теперь кажется не более чем выражением их страданий из-за духовного упадка и разрушительных последствий сталинского прошлого. Это было началом отчаянного поиска ответов на большие вопросы, с которых начинается каждая великая революция: что такое хорошая, достойная жизнь? Что представляет собой справедливый социальный и экономический порядок? Что такое порядочное и законное государство? Какими должны быть отношения такого государства с гражданским обществом? «В стране формируется новая моральная атмосфера», - сказал Горбачев Центральному Комитету на заседании в январе 1987 года, где он объявил гласность - открытость - и демократизацию основой своей перестройки или перестройки советского общества. «Переоценка ценностей и их творческое переосмысление идет полным ходом». Позже, вспомнив свое чувство, что «мы больше не можем так продолжать, и нам пришлось радикально изменить жизнь, оторваться от прошлых злоупотреблений», он назвал это своей « моральной позицией». В интервью 1989 года «крестный отец гласности» Александр Яковлев напомнил, что, возвращаясь в Советский Союз в 1983 году после 10 лет в качестве посла в Канаде, он чувствовал, что настал тот момент, когда люди объявили: «Хватит! Мы больше не можем так жить. Все должно быть сделано по-новому. Мы должны пересмотреть наши концепции, наши подходы, наши взгляды на прошлое и наше будущее ... Пришло понимание, что просто невозможно жить так, как мы жили раньше - невыносимо, унизительно ». Для премьер-министра Горбачева Николая Рыжкова «моральное [ общественное ] состояние общества» в 1985 году было его «самой страшной» чертой: [Мы] украли у себя, взяли и дали взятки, лгали в репортажах, в газетах, с высоких подиумов, погрязли в нашей лжи, навешивали медали друг на друга. И все это - сверху вниз и снизу вверх. Министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе, еще один член очень маленькой оригинальной группы либерализаторов Горбачева, также страдал от повсеместного беззакония и коррупции. Он вспоминает, как говорил Горбачеву зимой 1984-1985 годов: «Все гнило. Это должно быть изменено ». Еще в 1950-х годах предшественник Горбачева Никита Хрущев воочию видел, насколько опасным было здание дома, построенного Сталиным на терроре и лжи. Но это пятое поколение советских лидеров было более уверенным в устойчивости режима. Горбачев и его группа, казалось, полагали, что то, что было правильно, также политически управляемо. Горбачев заявил, что демократизация была «не лозунгом, а сущностью перестройки». Много лет спустя он сказал интервьюерам: Советская модель была побеждена не только на экономическом и социальном уровнях; это было побеждено на культурном уровне. Наше общество, наши люди, самые образованные, самые интеллектуальные, отвергли эту модель на культурном уровне, потому что она не уважает человека, угнетает его духовно и политически. То, что реформы привели к революции к 1989 году, было в значительной степени связано с другой «идеалистической» причиной: глубоким и личным отвращением Горбачева к насилию и, следовательно, его упорным отказом прибегнуть к массовому принуждению, когда масштабы и глубина изменений начали опережать его первоначальные намерение. Использование сталинских репрессий даже для «сохранения системы» было бы предательством его самых глубоких убеждений. Свидетель вспоминает, как Горбачев говорил в конце 1980-х: «Нам говорят, что мы должны стукнуть кулаком по столу», а затем сжал руку в иллюстративном кулаке. «Вообще, - продолжил генеральный секретарь, - это можно сделать. Но не хочется этого ». РОЛЬ идей и идеалов в осуществлении русской революции становится еще более очевидной, когда мы смотрим на то, что происходило за пределами Кремля. Ведущий советский журналист, а затем страстный гласный гласность Александр Бовин писал в 1988 году, что идеалы перестройки «созрели» на фоне растущего «раздражения» людей коррупцией, наглым воровством, ложью и препятствиями на пути честной работы , Ожидания «существенных изменений были в воздухе», напомнил другой свидетель, и они создали заметную группу радикальных реформ. Действительно, ожидания, которые приветствовали приход к власти Горбачева, были настолько сильными и растущими, что они сформировали его реальную политику. Внезапно сами идеи стали материальным, структурным фактором разворачивающейся революции. Доверие к официальной идеологии, которая, по словам Яковлева, скрепляла всю советскую политическую и экономическую систему «как стальные обручи», быстро ослабевало. Новые представления способствовали изменению отношения к режиму и «изменению ценностей». Постепенно легитимность политических договоренностей стала подвергаться сомнению. В случае бессмертной «теоремы Томаса» Роберта К. Мертона - «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям», - фактическое ухудшение советской экономики стало последующим только после и из- за фундаментального сдвига в том, как производительность режима была воспринята и оценена. Писая в советском журнале в 1987 году, русский читатель назвал увиденное вокруг него «радикальным прорывом»] в сознании ". Мы знаем, что он был прав, потому что Россия - первая великая революция, курс которой был намечен в опросах общественного мнения почти с самого начала. Уже в конце 1989 года первый репрезентативный общенациональный опрос общественного мнения обнаружил подавляющую поддержку конкурентных выборов и легализации партий, отличных от Коммунистической партии Советского Союза, - после четырех поколений под однопартийной диктатурой и с независимыми партиями, по-прежнему незаконными. К середине 1990 года более половины опрошенных в российском регионе согласились с тем, что «здоровая экономика» более вероятна, если «правительство позволяет людям делать то, что они хотят». Спустя шесть месяцев всероссийский опрос показал, что 56 процентов поддерживают быстрый или постепенный переход к рыночной экономике. Прошел еще один год, и доля про-рыночных респондентов увеличилась до 64 процентов. Те, кто привел этот замечательный «прорыв в сознании», ничем не отличались от тех, кто затронул другие классические революции современности: писателей, журналистов, художников. Как заметил Алексис де Токвиль, такие мужчины и женщины «помогают создать общее понимание недовольства, это укрепило общественное мнение, которое… создает эффективный спрос на революционные изменения». Внезапно «все политическое образование» нации становится «делом его людей букв». И так было в Советской России. Ряды с газетными киосками - иногда толпами вокруг блока, который образовывался в шесть утра, причем каждый ежедневный пробег часто распродавался за два часа - и стремительные подписки на ведущие либеральные газеты и журналы свидетельствуют о разрушительной силе самых знаменитых эссеисты гласности или, по словам Сэмюэла Джонсона, «учителя истины»: экономист Николай Шмелев; политические философы Игорь Клямкин и Александр Цыпко; блестящие эссеисты, такие как Василий Селюнин, Юрий Черниченко, Игорь Виноградов и Алесь Адамович; журналисты Егор Яковлев, Лен Карпинский, Федор Бурлацкий и еще как минимум два десятка. Для них моральное воскресение было необходимо. Это означало не просто перестройку советских политических и экономических систем, не просто переворот социальных норм, но революцию на индивидуальном уровне: изменение личного характера русского субъекта. Как заявил Михаил Антонов в своем эссе 1987 года: «Что с нами происходит?» в журнале Октябрьлюдей нужно было «спасать» - не от внешних опасностей, а «прежде всего от самих себя, от последствий тех деморализующих процессов, которые убивают самые благородные человеческие качества». Сохранено как? Делая зарождающуюся либерализацию роковой, необратимой - не кратковременная «оттепель» Хрущева, а изменение климата. И что гарантировало бы эту необратимость? Прежде всего, появление свободного человека, который был бы «невосприимчив к повторениям духовного рабства». Еженедельный журнал « Огонек» , одно из ключевых изданий гласности, писал в феврале 1989 года, что только «человек, неспособный быть полицейским информатором, предавать и лгать, независимо от того, от чьего или какого имени, может спасти нас от повторного появления тоталитарное государство ». Циркулярный характер этого рассуждения - чтобы спасти людей, нужно было спасти перестройку, но перестройку можно было спасти только в том случае, если она способна изменить человека «изнутри» - казалось, никого не беспокоило. Те, кто всерьез размышлял над этими вопросами, казалось, предполагали, что спасение страны через перестройку и высвобождение ее народа из духовного болота были тесно - возможно, неразрывно - переплетены, и на этом все и оставили. Что имело значение, так это возвращать людей к гражданству от «крепостничества» и «рабства». "Достаточно!" заявил Борис Васильев, автор популярной новеллы периода о Второй мировой войне, которая была превращена в столь же хорошо принятый фильм, «Достаточно лжи, достаточно рабства, достаточно трусости. Напомним, наконец, что мы все граждане. Гордые граждане гордой нации! » Рассматривая причины Французской революции, де Токвиль, как известно, отметил, что свергнутые революциями режимы менее репрессивны, чем предшествующие им. Почему? Потому что, как предположил де Токвиль, люди «могут страдать меньше», их «чувствительность усиливается». Как обычно, Токвиль был на что-то очень важное. От Отцов-основателей до якобинцев и большевиков революционеры боролись по сути под одним и тем же знаменем: продвижение человеческого достоинства. Именно в поисках достоинства через свободу и гражданство подрывная чувствительность гласности живет и будет продолжать жить. Так же, как страницы « Огонек» и « Московские новости» должны занять почетное место рядом с Борисом Ельциным на танкекак символы последней русской революции, Интернет-страницы на арабском языке должны быть символами настоящей революции рядом с изображениями мятежных толп на Каирской площади Тахрир, площади Касба в Тунисе, улиц Бенгази и разрушенных городов Сирии. , Языки и политические культуры в стороне, их сообщения и чувства, которые они вдохновляли, были удивительно похожи. Продавец фруктов Мохамед Буазизи, самосожжение которого положило начало восстанию в Тунисе, начавшемуся «Арабской весной 2011 года», сделал это « не потому, что он был безработным », - сказал американский журналист репортер из Туниса, а «потому что он… пошел к поговорите с [местными властями], ответственными за его проблему, и его избили - речь шла о правительстве ». В Бенгази восстание в Ливии началось с того, что толпа скандировала: «Люди хотят положить конец коррупции!» В Египте толпы были «все о самополномочия длиннофокусной репрессированных больше не готовы не бояться, больше не желает быть лишен свободы, и больше не желает быть униженным своими лидерами,» Новый Обозреватель York Times Томас Фридман сообщилиз Каира в этом феврале. Он мог бы сообщить из Москвы в 1991 году. «Достоинство перед хлебом!» был лозунг тунисской революции. Тунисская экономика росла от 2 до 8 процентов в год в течение двух десятилетий, предшествовавших восстанию. С высокими ценами на нефть Ливия на грани восстания также пережила своего рода экономический бум. Оба являются напоминанием о том, что в современном мире экономический прогресс не заменяет гордости и самоуважения гражданства. Если мы не будем помнить это хорошо, мы будем продолжать удивляться «цветным революциям» в постсоветском мире, «арабской весне» и, рано или поздно, неизбежному демократическому перевороту в Китае - так же, как мы были в Советской России. , «Всемогущий дал нам такое сильное чувство достоинства, что мы не можем терпеть отрицание наших неотъемлемых прав и свобод, независимо от того, какие реальные или предполагаемые выгоды дают« стабильные »авторитарные режимы,Роза Отунбаева написала в марте этого года . «Это магия людей, молодых и старых, мужчин и женщин разных религий и политических убеждений, которые собираются на городских площадях и заявляют, что достаточно». Конечно, великолепный моральный импульс, поиск истины и добра, является лишь необходимым, но не достаточным условием для успешного преобразования страны. Этого может быть достаточно, чтобы свергнуть античный режимНо одним махом не преодолеть глубоко укоренившуюся авторитарную национальную политическую культуру. Корни демократических институтов, порожденных морально заряженными революциями, могут оказаться слишком поверхностными, чтобы поддерживать функционирующую демократию в обществе, где царит небольшая традиция низовой самоорганизации и самоуправления. Это то, что может оказаться огромным препятствием для выполнения обещания "арабской весны" - как это доказано в России. Моральное возрождение России было сорвано атомизацией и недоверием, порожденным 70-летним тоталитаризмом. И хотя Горбачев и Ельцин разрушили империю, наследие имперского мышления для миллионов россиян с тех пор сделало их восприимчивыми к неоавторитарному путинизму с его пропагандистскими лейтмотивами «враждебного окружения» и «России, поднимающейся с колен». Более того, Вот почему сегодняшняя Россия вновь, похоже, приближается к новому моменту перестройки. Хотя рыночные реформы 1990-х годов и сегодняшние цены на нефть объединились, чтобы обеспечить исторически беспрецедентное процветание для миллионов, наглая коррупция правящей элиты, цензура нового стиля и открытое презрение к общественному мнению породили отчуждение и цинизм, которые начинают достигать (если не действительно превзойти) уровень начала 1980-х годов. Нужно только провести несколько дней в Москве, разговаривая с интеллигенцией или, еще лучше, взглянуть на блоги в Живом Журнале ( Живой Журнал ), самой популярной российской интернет-платформе, или на сайтах ведущих независимых и оппозиционных группы, чтобы увидеть, что девиз 1980-х годов - «Мы больше не можем так жить!» - снова становится символом веры. Моральный императив свободы восстанавливает себя, и не только среди ограниченных кругов демократических активистов и интеллектуалов. В феврале этого года Институт современного развития, либеральный аналитический центр под председательством президента Дмитрия Медведева, опубликовал то, что выглядело как платформа для президентских выборов 2012 года в России: В прошлом Россия нуждалась в свободе, чтобы жить [лучше]; теперь он должен иметь его, чтобы выжить ... Задача нашего времени - это перестройка системы ценностей, формирование нового сознания. Мы не можем построить новую страну со старым мышлением ... Лучшая инвестиция, которую государство может сделать в человеке, - это свобода и верховенство закона. И уважение к мужскому достоинству. Это был тот же интеллектуальный и моральный поиск чувства собственного достоинства и гордости, который, начав с беспощадного нравственного изучения прошлого и настоящего страны, в течение нескольких коротких лет лишил могущественного Советского государства, лишил его легитимности и превратил в сгоревшая оболочка, которая рухнула в августе 1991 года. Рассказ об этом интеллектуальном и моральном путешествии является абсолютно центральной историей последней великой революции 20-го века. Фото предоставлено ИТАР-ТАСС / Wikimedia commons Леон Арон - директор по российским исследованиям в Американском институте предпринимательства и автор книги «Дороги к храму: правда, память, идеи и идеалы в процессе русской революции», 1987–1991 годы. ПРОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ ТЕГИ: 187 , АРГУМЕНТ , ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ , КОРРУПЦИЯ , ПО УМОЛЧАНИЮ , ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ , ХАРАКТЕРИСТИКА , БЕСПЛАТНО , ИСТОРИЯ , РОССИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ОПЛАЧЕННЫЕ ССЫЛКИ НА TABOOLA ..

Просто Демо:

Выдвигающееся боковое меню на чистом CSS

Меню Слева Меню Справа

Во время
 

-исчезновение великой державы?

фото Вито Дженовезе?
фото

исчезновение великой державы Новый! Комментарии