Святые и сексуальные соблазны
Кажется, что даже лучшие из нас, а именно святые, не свободны от сексуального соблазна. Есть множество способов избежать искушения, но иногда мы забываем самое очевидное: убегаем от него или, когда оно не покидает, насильно отгоняем его. Это иллюстрируется двумя историями о двух очень известных святых: святом Бенедикте Нурсийском и св. Фоме Аквинском - двух святых, которые обычно не приходят на ум, когда мы думаем о сексуальном искушении (в отличие от, скажем, святого Августина).
В своей « Жизни святого Бенедикта» папа Григорий рассказывает, как однажды святой Бенедикт «подвергся такому ужасному искушению плотью, которого он никогда не ощущал во всей своей жизни». Внезапно сознание святого наполнилось памятью «Некоторая женщина ... которую он когда-то видел». Простое воспоминание о ней «сильно зажигало» его с желанием ее. Затем, как только он был почти охвачен страстью, вмешался Бог. Вот как описывает это Папа Григорий:
Но, внезапно помогший с Божьей милостью, он пришел в себя; И, видя множество густых волхвов и кустов крапивы, становился твердым, отбрасывал одеяние и бросился в них, и там валялся так долго, что, когда он поднялся, вся его плоть была изрядно разорвана; Раны его тела, он исцелял раны своей души, в том, что он превращал удовольствие в боль, а при сожжении крайнего умного, погасил огонь, который, будучи питаемым прежде с помощью топлива плотских размышлений, внутри сгорал внутри Его душа: и таким образом он преодолел грех, потому что он сменил огонь.
Столетия спустя св. Фома Аквинский оказался непосредственно перед соблазном, возможно, более соблазнительным, чем тот, который воспламенил святого Бенедикта. Сразу после ввода доминиканского ордена его «благородная» семья тщетно пыталась отговорить его от своего призвания. Когда все провалилось, они наняли проститутку и отправили ее в свою комнату. Аквинский вступил в действие: он вошел в камин, схватил огненного гранату и выгнал проститутку из своей комнаты. С тех пор он больше не чувствовал сексуального соблазна.
Обе истории являются неотразимыми из-за глубокой простоты, с которой каждый святой сталкивался с сексуальным искушением. Ответ каждого святого был прямым и немедленным - и в обоих случаях ни один из них не тратил много времени на то, чтобы смириться с тем, насколько ужасным было то, что они чувствовали сексуальное искушение в первую очередь. Оба святых вместо этого показывают, как иногда платит физически реагировать на физическую проблему. Святой Бенедикт, несомненно, должен был яростно молиться об избавлении от искушения, но он, не колеблясь, сражался с плотью плотью, бросившись в терние кусты. Он физически ранил себя, но исцелился духовно, перефразируя Папу Григория. Что касается Аквинского: он не умолял проститутку - хотя он, несомненно, должен был помолиться за этот инцидент, - он увел ее с огненным гранатом. С обоими людьми благодать была, безусловно, на работе, но за ней последовали действия - и я думаю, что это важный урок из обеих историй, чтобы иметь в виду. Как говорит Иаков 4: 7: « Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас» ..
posted by avdnepr in Духовная жизнь, Искушения, Искушения в час погибели, Святые Отцы, Скорби #8776; Оставьте комментарий
МеткиИскушения в час погибели, Святые Отцы об искушениях, длячего посылаются обольщения, обольщения праведных, снисхождение скорбей
загруженное( 2) Никто без искушений не может зайти в царствие небесное, не будь искушений, никто бы и не спасся
Преподобный Антоний Великий
…В искушениях, неоднократно чувствуя Божию содействие, человек получает и твердую веру…
Преподобный Исаак Сирин
…Терпение – это зла и бед снисхождение, а не блага и благоденствия
Святитель Тихон Задонский
Зачем посылаются обольщения? — Искушениями проверяет Бог нашу веру и влюбленность к Нему — Искушения от плоти, решетка и диавола — Как одолеть обольщения? — Об искушениях праведников — Не ищи истины на земле — Искушения в час погибели – Священное Писание об искушениях
Зачем посылаются обольщения?
10Преподобный Антоний Великий( 251-356) о факторах искушений и большой полезности от них обучает так: " Золото неоднократно очищается огнем, чтобы чрез сильнейшее очищение оно стало лучше. Равным образом Господь наш, по благости Своей, чистит человека многими искушениями, проверяет его и делает его искусным в ведении браней сердечных, так что он не ворачивается наиболее думами или памятью к неправдам и унижениям, каким подвергали его люди; но смиряется перед Богом и на Него ложит все упование родное, будучи постоянно готов на каждое благое дело перед Богом, как произнес Давид Пророк: готово сердечко мое, Боже, готово сердечко мое: воспою и пою во известности моей( Пс. 107, 2). Содержите в идеи, что вы будете испытываемы какими-нибудь братьями, средством поношения и неправд, или подвергнетесь унижению от служащих собственных. Почему когда произойдет с вами что схожее, стойте крепко, не бойтесь, не унывайте; но благодарение воссылайте Господу за все это, поэтому что без Него ничто аналогичного не случается, а Им попускается по той фактору, что проверять ругани нужно для рабов Божиих: ибо кто не станет испытан от благости Божией искушениями, трудами, скорбями и бедствиями, покуда навыкнет с терпением устаивать в добре во всех вариантах, тот не получит от Него чести. Господь нам не произнес, что тут станет амортизация; но что тут будут обольщения, тесноты, нищеты и скорби, а там амортизация. Эта жизнь имеется путь геройскихпоступков и искушений. Никто без искушений не может зайти в царствие небесное, не будь искушений, никто бы и не спасся ".
03Преподобный Исаак Сирин( 550) строчит: " Искушение здорово любому человеку. Подвижники посещают искушаемы, чтобы прибавить что-то к имуществу собственному; расслабленные, чтоб защищать им себя от вредоносного; погруженные в сон – чтоб приуготовляться им к пробуждению; далековато заслуживающие – чтобы приблизиться им к Богу; свои Богу – чтобы развлекаться им с дерзновением. Всякий необученный сын приемлет достояние из дома Отца собственного не в выгоду себе. Поэтому-то Бог сначала искушает и томит, а позже показует и дарование. Не должно тебе, тогда как живешь пространно, ликовать, в скорбях же посуплять лицо и уважать их чуждыми пути Божию. Ибо стезя Его от века и от родов крестом и смертию пролагается. А у тебя откуда таковая мысль( свежо идти методом Божиим)? – Дознай из этого, что ты вне пути Божия и удаляешься от него, не желаешь идти по отпечаткам святых, или намереваешься уладить себе другой, особый путь и по нем идти, не страдая. Путь Божий имеется ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя свежо. О пути же холодном знаем, где он заканчивается. Если человек не случается сначала искушен испытанием худого, то он не владеет вкуса в хорошем, чтобы, когда встретится в худом благое, пользоваться тем с ведением, как своею собственностью. Как славно познание, взятое самым занятием из эксперимента и из упражнения, и какую силу доставляет оно тому, кто долговременным экспериментом собственным заполучил оное в себе самом, – сие познается теми, какие изведали помощь этого познания, одинаково как болезнь естества и содействие священной силы, – и уверились в этом. Ибо тогда лишь познают они сие, когда Бог, удержав сначала силу Свою от содействия им, приводит их в рассудок немощи естества, трудности искушений, лукавства вражеского и такого, с кем у них сражение, каким облечены они естеством и как были оберегаемы Божескою мощью, насколько сделали пути, насколько возвысила их Божия держава и насколько посещают они бессильны в борьбе со всякою страстью, ежели удаляется от них эта Божия держава; – так что из только этого получают они смирение, приближаются к Богу, начинают ждать Его поддержке и присутствовать в мольбе. И откуда бы заняли они все это, ежели бы не заполучили эксперимента о многом худом, впав в сие худое по Божию попущению, как произносит вестник: за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, архангел сатанин( 2 Кор. 12, 7)? Но в искушениях, неоднократно чувствуя Божию содействие, человек получает и твердую веру; от что делается небоязненным и получает благодушие в искушениях ". Блаженный авва Зосима: " Уничтожить обольщения и помыслы – и не станет ни 1-го святого. Бегущий от обольщения спасительного – бегает от вечной жизни. Некто из святых произносит: " Кто доставил святым мученикам венцы оные, ежели не мучители их? Кто даровал святому Стефану такую, окружающую его, славу, ежели не те, кои побили его камнями? " — прилагая к сему афоризм иного святого, который заявлял: " Я не обвиняю поносящих меня, а, против, именую их и уважаю своими благодетелями; и не отреваю Врача душ, подающего тщеславной душе моей врачевство безчестия ". Блаженный Диадох: " Как не тёплый и не умягченный воск не может добре отпечатлеть налагаемую на него печать, так и человек, ежели не станет искушен трудами и немощами, не может поместить печати добродетели Божией. Подобает с благодарением испытывать каждые тесты, бываемые по воле и промышлению Божию, и тогда как заболевания, так и сражение с демонскими помыслами вменится нам во 2-ое мученичество ". Преподобный Иоанн Карпафский: " Прежде Петру вручаются ключи, а позже попускается ему впасть в отрицание от Христа Господа, чтоб падением таковым уцеломудрить его о себе мудрование. Так и ты, ежели, получив ключ разумения, подпадаешь различным искушениям, не дивись сему, но прославляй Единого Премудрого Господа, падениями обуздывающего самомнение, находящее вдогон за Божественным ведением: ибо обольщения сущность узда по Божию промышлению, способная укротить человечное надмение ".
17
Преподобный Максим Исповедник( 662) о факторах и полезности искушений строчит: " Прошу отче! скажи, что означает долготерпеть? " Старец ответил: " Быть тверду духом в несчастьях, разрушать каждое зло и ожидать конца искушению, не разрешая проторгаться бешенству, или заявить глупое словечко, или подозревать что, или поразмыслить что неприличное благочестивому человеку, как произносит Писание: до времени стерпит Долготерпеливый, и последи воздаст ему веселие( Сир. 1, 23) ". Ибо немало из случающегося с нами случается в научение нас, или во очищение прошедших грехов, или в поправка реального нерадения, или предупреждение грядущих падений. Кто подумывает, что обольщение приключилось с ним для чего-либо 1-го из показанного, тот не будет гневаться, будучи биен, вособенности когда сознает при сем за собой грехи; не будет оговаривать такого, через кого обольщение, ибо через него или через иного всячески он обязан был глотать чашу судов Божиих – но к Богу воззрит разумом и возблагодарит Его, попустившего обольщение, оговаривая себя 1-го и добровольно принимая вразумление… Когда тяжело тебе от укоризны или безчестия, то знай, что ты большую получил от такого выгоду, — ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. Если прийдет на тебя нечаянное обольщение, не вини такого, через кого оно пришло, а ищи – для что оно пришло, и обретешь поправка. Искушения наводятся на одних для изглаждения грехов, доэтого былых; на остальных – для прекращения сейчас деемых, а на других – для предотвращения имеющих быть содеянными, несчитая тех, кои посещают для тесты человека, как то было с Иовом. Пяти из-за обстоятельств от Бога попускается нам быть боримыми от бесов: 1-я фактор та, чтоб мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения распознавать добродетель от греха; 2-я – чтоб мы, борьбой и трудом снискав добродетель, имели ее жесткой и постоянной; 3-я – чтоб, преуспевая в добродетели, мы не приподнято о себе мудрствовали, но научились смиренномудрию; 4-я – чтоб, испытав занятием, сколь зол грех, абсолютной возненавидели его нелюбовью; 5-я и важная – чтоб, сделавшись безстрастными, не забывали мы собственной немощи и силы Помогшего нам ".
01Преподобный Симеон Новый Богослов( 1021): " Кто проживает комфортно и не владеет искушений, тот подвержен двум невыгодам: первая, что не так усердствует по Богу и не от всей души благодарит Его, а 2-ая, что ум его неизбежно вдается в суетные попечения и заботы ".
Святитель Филарет, митрополит 1Московский( 1783-1867): " Вещь, кажущаяся золотою, может быть или из чистого золота, или из нечистого, или совсем не из золота во внутренности: в огне золото делается похлеще, примесь отделяется, поддельное существо обличается. Так добродетель человека может быть чистая и жесткая, о Бозе соделанная и в силе Божией неизменная, или нечистая, по фактору примешения помыслов тщеславия, своекорыстия и самоугодия или, вконцеконцов, совсем лицемерная: в огне обольщения чистота ее возвышается, нечистота отделяется, лицемерие обличается. …Полезно средством обольщения разоблачение неправильной и двуличной добродетели, чтобы высвободить человека от пагубного самопрельщения и определить на путь подлинного покаяния и корректирования. Полезно средством обольщения и неложную добродетель жаловать к высшей чистоте, цитадели и совершенству, по реченному: святой да освящается еще( Откр. 22, 11), да, по обетованию Христову, чистые сердцем Бога узрят( Мф. 5, 8), да побеждающий наследует все( Откр. 21, 7), да абсолютный, без преграды, по закону схожести и целостности, приступит и приобщится к церкви первенцев написанных на небесах… и к духам праведников, достигших достоинства( Евр. 12, 23) ".
07Святитель Феофан, затворник Вышенский( 1815-1894) строчит: " Спасительная Божественная благодать для пробуждения грешника от усыпления, ориентируя свою силу на банкротство той опоры, на которой кто утверждается и почивает своею самостью, — вот что делает. Кто связан плотоугодием, такого ввергает в заболевания и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу придти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и мощью, такого отбирает красоты и владеет в неизменном изнеможении. Кто упокоевается на собственной власти и силе, такого подвергает рабству и унижению. Кто немало доверяет на достояние, у такого отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий. Кто базируется на прочность связей, у такого они разрываются. Кто положился на бесконечность установившегося кругом него распорядка, у такого он разоряется смертию лиц или потерею вещей нужных… Убедите себя, что всякою случайностью Бог проверяет вас, и, око Свое утвердив на вас, ожидает, когда-то вы поступите… Когда колотит Господь, не благочестиво ли мыслить, что правильно имеется за что. Итак, посмотрите, что такое имеется, за что колотят, и исправьте то. Для тесты скорби посылаются праведным, а нам – быстрее в возмездие и в призывание к покаянию. Если верите, что Господь имеется доктор, и таковой доктор, который не будет растрачивать лекарств впустую, то когда отвратится неисправное не в делах, а в эмоциях и думах, тогда прекратятся и скорби ". 17( 4)
Преподобный Амвросий Оптинский( 1812-1891) в собственных письмах к мирским особам так строчит о неизбежности искушений и их факторах: " Пишешь, что тебя возмущают некие сомнения и недоразумения. На это я тебе скажу. Ты знаешь и видела, что я развдень объясняю с людьми различного сорта и пола, и звания, и состояния, и не незабываю, чтоб я кого-то видел без сомнения и недоразумения, поэтому что всех неприятель искушает и не желает никого бросить в покое. Преп. Макарий Египетский строчит, что Господь попускает лукавому противнику соблазнять христиан, чтоб не предавались нерадению, а пытались существовать пристально и осторожно. Во-вторых, чтоб через обольщения смирялись и не высокоумствовали, чему без борения и обольщения вражеского люди просто подвергаются. В-третьих, люди через обольщения делаются наиболее опытными и качественными и наиболее жесткими. А, доэтого только, попускает Господь обольщения, чтоб разделять боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержанных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых… Св. Иоанн Лествичник произносит, что неприятель общежительным монахам хвалит уединенное жительство, а уединенно живущим восхваляет убежище, и таковым образом путает тех и остальных. …В мире все делается с крупными ошибками, поэтому что неприятель всех искушает, и Бог попущает, чтоб через это ощущалось произволение человечное. Но Бог глядит не на выполнение дел, вособенности материальных, а взирает на желание, с каким кто чего-нибудь делает, — совершит ли он то или не совершит. …Люди благонамеренные желают что-либо изготовить, а по вражескому искушению и по немощи человечной оказываются различные препятствия, и через это уходят различные ошибки. Со стороны разрешено созидать эти ошибки, а возьмись сам за это дело, то еще наиболее наделаешь ошибок ".
06Святитель неведомый Брянчанинов( 1807-1867) строчит, что " Время напастей имеется время преимущественного памятования о нас Бога: время напастей имеется то время, в которое Бог созидает души наши… Горшечник знает, насколько необходимо удерживать в огне глиняные сосуды, какие, будучи передержаны, трескаются, а, будучи недодержаны, ненужны к употреблению. Тем наиболее знает Бог, какой-никакой силы и ступени нужен пламя искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтоб они сделались способными к наследованию Царства Небесного ". Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний( 1773-1846) прежде заявлял о святом Антонии Великом, что этот угодник Божий считал три пути, водящие человеков к Небесному Царствию. Иные люди от молодости возлюбили Бога и всем сердцем Ему работают – это первый путь спасения. Другие к тому побуждаются ужасом грядущих мук и ожиданием неизреченных радостей – это 2-ой путь. А других по Своему милосердию Господь выручает, отправляя им заболевания и различные бедствия, какие их поправляют и приводят к добродетели, — это третий путь. Некто прибывает к преосвященному и заявляет ему о тягостном состоянии души собственной, в котором он не владеет спокойствия от грязных, лукавых, законопреступных помыслов и впадает времяотвремени даже в уныние, так что готов отнять себя жизни. Архипастырь рекомендовал ему худые идеи, в душу прибывающие, полагать ни за что, не становиться на них, но избавляться от них и подменять их благими размышлениями; тем наиболее пытаться не приносить их в действие. Когда приразится уму порочная мысль, безотлагательно обходиться к мольбе, — и мгла в уме пропадет и воссияет свет. " Читайте, — заявлял он, — мольбы: " Царю Небесный ", " Святый Боже ", " Пресвятая Троица ", " Отче наш ", " Верую ", почаще повторяйте Иисусову мольбу: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного ". Усердные воссылайте мольбы к Божией Матери и угодникам Божиим – и сойдет вам с небес содействие. Исповедайтесь, откройте духовному папе вашему совесть вашу, ничто перед ним не скрывая, — и тяжелое угнетение отпадет от сердца вашего и водворится в нем покой. Чувствуя за собой грехи, мы обязаны от них опаздывать, исправляться; памятовать постоянно Слово Божие и ему вытекать. Для что отдаваться уныния и отчаянию? Господь благ и милосерд: Он печется о нас. Некоторые желания наши не исполнены? Будем молиться Богу: силен Господь сделать добрые желания наши больше каждого нашего ожидания. Нас огорчают, нам сделали обида, нанесли обиду? Обидевшего и оскорбившего благородно простим, все терпеливо перенесем; за зло заплатим хорошем. Мы лишились очень принципиального для нас блага? То совершилось по премудрому Промыслу Божию для нашего же счастья. С почтением скажем ко Господу, Начальнику и Владыке жизни нашей: да станет свобода Твоя! Господь может потерянное добро вернуть или вобмен такого отправить нам схожее добро или еще еще высшее. В нуждах и недочетах мы? Помолимся поусерднее Богу, и Он пошлет нам еду и одежду, и покровителя, и благотворителя. Как бы ни было велико горе наше, избави Бог, каким бы ни было образом, уменьшить жизнь свою: за это назначена нескончаемая мучение. Трудно нам тут вытерпеть сильную заболевание, уничижения и скорби, удивительно же станет, когда подвергнем себя огню геенскому? И поэтому жизнь свою земную – дражайший дар Божий, мы обязаны сберегать. Она нам дана для покупки счастливой жизни в будущем веке. Путь к тому – Святая наша Православная религия и добрые заболевания картинадела. Болезни, скорби и каждого рода бедствия тут, на земле, временны – заслуга за доброе их перемещение в небесах безконечна. Не злобствуйте и на близких, какое бы ни сделали они вам зло. Господь и Спаситель наш Иисус Иисус повелел извинять брату нашему согрешения, изготовленные против нас, повелел близких любить, но воспретил их ненавидеть и мстить им. Дурные помыслы от лукавого. Изгоняйте их размышлениями о благости, мудрости и правосудии Божием, о законе Господнем. Чтобы купить дробь с избранными Божиими, пытайтесь быть благотворительными, милосердными, терпеливыми, кроткими, воздержанными, благочестивыми, верующими, добродетельными и святыми. Занимаясь собственной должностью, с охотою и прилежанием трудитесь; от трудов правдивых и похвальных переходите к мольбе, а от мольбы снова возвращайтесь к трудам. За все Бога благодарите. Надобно удерживаться от гордыни, ибо по большей доли горделивым прибывают смелые помыслы ".
17Святитель Тихон Задонский( 1724-1783) об искушениях строчит: " Терпению без бед и искушений выучиться нереально, ибо снисхождение – это зла и бед снисхождение, а не блага и благоденствия. Как счастье возносит, так гроза смиряет и в Знание себя приводит человека. Истинной добродетели последует обольщение. Сатана постоянно бунтует на Христовых рабов и попущением Божиим то чрез себя самого, то чрез злобных людей мешает им зло. Здесь необходимо любому благочестивому снисхождение, и все, что ни приключится неприятное, кротко и благородно терпеть, и терпением справляться, и это все приключающееся, как от Бога посланное, воспринимать, чтоб представить, что он нелицемерно Бога уважает. Так сатана посрамляется, и человек, подлинно почитающий Бога, познается и венчается. Так на Иова святого от диавола нашедшее обольщение, которое он благородно претерпел, показало, что он настоящий был богопочитатель. И диавол не отыскал наиболее чем его оклеветать, тот, который доэтого клеветал и заявлял: Разве даром чтит Бога Иов( Иов. 1, 9)? И так, терпением его побежденный и посрамленный, умолк. И сие-то имеется брать собственный крест, то имеется быть отделанным к терпению только, что ни приключится неприятного, даже и до самой погибели, ежели это необходимо станет из-за Бога. Что означает идти крест собственный? Ответ: вытерпеть кротко и благородно все, что ни приключится. Так носящему собственный крест обязано следовать Христу, как Господь произнес: и бери крест собственный, и следуй за Мною( Мк. 8, 34) ".
Преподобный старик Алексий( Шепелев)( 1840-1917) заявлял, что " Нельзя войти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не отправляет человеку искушений больше его сил ".
2( 2)
Старец Паисий Святогорец( 1924-1994): " Не будь искушений, — никто бы не спасся ", — произносит один Авва. Почему он так заявляет? Потому что от искушений проистекает большая полезность. Не поэтому, что диавол был бы когда-либо способен изготовить благо, нет – он зол. Он желает разбить нам голову и кидает в нас гранит, но Добрый Бог… преследует этот гранит и вносит его нам в руку. А в ладошку иной руки Он насыпает нам орешков, чтоб мы покололи их этим камнем и покушали! То имеется Бог попускает обольщения не для такого, чтоб диавол нас тиранил. Нет, Он дозволяет ему соблазнять нас, чтоб таковым образом мы сдавали экзамены на прибытие в другую жизнь и при Втором Христовом Пришествии не имели лишних претензий. Нам нужно хорошо взятьвтолк, что мы воюем с самим диаволом и станем сражаться с ним, покуда не уйдем из данной жизни. Пока человек жив, у него немало работы, чтобы изготовить свою душу лучше. Пока он жив, у него имеется преимущество на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из перечня экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не случается. Бог попускает обольщения поэтому нашему духовному состоянию. В одном случае Он попускает нам свершить некоторую ошибку, к образцу, выразить маленькую небрежность в чем-то, чтоб в последующий раз мы были заботливы и избежали или, лучше заявить, предупредили большее зло, которое готовился изготовить нам тангалашка. В ином случае Он дозволяет диаволу соблазнять нас для такого, чтоб нас проверить. То имеется( в этом случае) мы сдаем экзамены и вместо зла диавол делает нам благо. Вспомните-ка Старца Филарета, который скорбел: " Чадо, Бог оставил меня – сейчас не было ни 1-го обольщения! " Старец желал биться с искушениями любой день – чтоб обретать от Христа победный корона. Человек мощный, схожий Старцу Филарету, не избегает искушений, но просит Христа: " Христе мой, отправь мне обольщения и дай мне силы биться ". Однако человек слабый скажет подругому: " Христе мой, не попусти мне впасть в обольщение ". Однако нередко, впадая в какое-то обольщение, мы затеваем негодовать: " Ну невозможно же так! Ведь я также человек, я более не могу! ", тогда как нам бы следовало заявить: " Я не человек, я человечное отребье. Боже мой, помоги мне начинать человеком! " Я не призываю к тому, чтоб мы сами устремлялись к искушениям. Но, когда обольщения прибывают, мы обязаны встречать их выдержкой и мольбой. Во время хотькакого духовного зимнего непогоды станем с терпением и верой ожидать духовной весны. Самые огромные обольщения традиционно проносятся, как буря. И ежели в тот момент, когда они обрушиваются, нам удается их избежать, то бесовское полчище, пролетев( над нами), уносится далее, а мы освобождаемся от угрозы. Когда человек соединяется с Богом, у него уже не случается искушений. Разве может диавол изготовить зло Ангелу? Нет:( приближаясь к нему) он сгорает сам. Духовная жизнь чрезвычайно элементарна и легка. Это сами мы, подвизаясь неверно, ее усложняем. Приложив мало усердия и имея при этом почтивсе смирение и доверие к Богу, человек может чрезвычайно преуспеть. Ведь там, где смирение, диаволу нет места. А там, где нет диавола, нет и диавольских искушений. — Геронда, а верно ли произносить о каком-то собственном падении: " Это соблазнитель меня подтолкнул "? — Мне также нередко приходится чуять от неких, что в их мучениях повинен соблазнитель, тогда как на самом деле мы сами повинны в том, что с нами проистекает. А несчитая такого, соблазнитель – он таккак и имеется соблазнитель. Разве он будет сдерживать нас от зла? Он делает родное дело. Не нужно свергать всю вину на него ".
загруженное( 1) Архимандрит Борис Холчев( 1895-1971) о шестом прошении мольбы Господней: " и не введи нас во обольщение " произносит последующее: " Мы неодинраз разговаривали о той правде, которая лежит в базе мольбы Господней, что Бог является Отцом Своего сотворения и что любой человек призван быть чадом Божиим, быть в живом единении с Богом и существовать так, как должно существовать чаду Божиему. Люди же по собственной вольной воле удалились от Бога и живут не как детки Отца Небесного, а уподобляются животным или диаволу. А когда человек затевает воспринимать всю угроза удаления от Бога, когда у него появляется желание приблизиться к Богу и существовать, как должно чаду Божиему, и он затевает это исполнять, тогда возникает цельный ряд препятствий, какие препятствуют человеку начинать чадом Божиим, уподобиться Отцу Небесному. У всякого человека были в прошедшем грехи, лежащие ярмом, которое препятствует идти к спасению. Это первое барьер на пути к Богу. Сегодня мы побеседуем о ином препятствии. О нем произносит нашестомместе прошение мольбы Господней: И не введи нас во обольщение. Что же такое обольщение? Что необходимо воспринимать под этим? Если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим, что и в книжках Ветхого Завета, и в книжках Нового Завета неодинраз говорится об искушении. Так, кпримеру, в одной из книжек Ветхого Завета имеется такое пространство: Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во обольщение( Сир. 2, 1). Это означает: ежели готовишься действовать Господу, то будь готов терпеть обольщения. В Евангелии повествуется о том, что после Крещения Господь Иисус Иисус претерпевал обольщения от диавола в пустыне. В Послании апостола Иакова говорится: С великою готовностью принимайте, братия мои, когда впадаете в разные обольщения( Иак. 1, 2). Если мы обратимся к творениям святых отцов, то там встретим цельные головы, приуроченныек выяснению такого, что такое обольщение и как нужно его терпеть. Прежде только, под искушением необходимо воспринимать многообразные скорби, напасти, беды, какие постигают падшего, удалившегося от Бога человека на пути его жизни. Эти беды, скорби, мучения проистекают от личного тела человека, от стихийных естественных бедствий и от окружающих людей.
Есть еще скорби от черных сил, от диавола. Когда мы читаем жития святых, то убеждаемся, какие большие скорби доводилось испытывать подвижникам от черных сил.
Кроме наружных скорбей, имеется еще внутренние скорби, внутренние мучения – это наши влечения. Если человек религиозно пробудился, затевает пристально касаться к себе, то у него наступает тяжелая сражение со страстями.
Страсти исходят от падшей человечной природы и от диавола, который данными страстями, как разжженными стрелами, пробует выключить человека от Бога. Для человека-подвижника эти влечения являются наибольшими внутренними скорбями. Подвижник мучается, мучается, молится о том, чтоб Господь избавил его от внутренних влечений. Страсти – это то же, что мучения. Искушение – это совокупность всех мучений и от наружной природы, и от сердца самого человека, и от диавола. Оно неизбежно для всякого человека, покуда он проживает на земле. Откуда же возникают эти обольщения? Кто их сотворил? Искушения сделаны не Богом, они пришли в мир чрез грех. Когда человек заразился грехом от диавола, когда удалился от Бога, то следствием этого появились многообразные скорби и внутренние, и наружные. Эти скорби и мучения появились итогом, следствием греха.
Когда человек заразился грехом от диавола, он религиозно заболел. Всякая заболевание – печаль и связана со страданием. Скорби неминуемы для всякого человека: для праведного и неправедного, для тех, кто еще дремлет религиозно и кто пробудился и начал над собой заниматься.
Но разрешено двояко касаться к скорбям. Можно быть побежденным ими и внутренне, и снаружи, окунуться в бездну влечений и скорбей, а разрешено справиться их, очутиться победителем. Распятие 1В Евангелии имеется два вида, какие воплощают в себе двоякое известие человека к искушениям. Вспомните Голгофу. По обе стороны креста Господня было два креста: были распяты два разбойника. Они претерпевали однообразные пытки – пытки томные, невыносимые – это было одно из наибольших для них искушений. Но посмотрите, как по-разному два разбойника переносят однообразные скорби. Вотан из злодеев предается отчаянию, говорит хулу на Бога. Другой же относится к собственным страданиям иначе. Он произносит: мы благородны терпеть эти мучения, мы заслужили их за свою вину, а Господь мучается безвинно. И, обращаясь ко Господу, благоразумный разбойник восклицает: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое, и Господь даетответ ему: Днесь со Мною будеши в рай( Лк. 23, 39-43). В главном случае эти мучения вызывают уныние, хулу, в ином – переносятся тихо, с самоукорением, с мольбой ко Господу Иисусу Христу. Каковы итоги такового дела к искушениям? Первое – уныние, сумасшествие и хула – низводят в ад. Другое – самоукорение и мольба – жалуют в рай. Страдания 2-ух злодеев демонстрируют нам, как люди переносят обольщения, неминуемые на пути земной жизни. Каждый человек уподобляется или главному, или другому разбойнику, среднего нет. Когда нас постигают обольщения и нашу душу охватывает уныние, смущение, ежели мы поддаемся тогда этим страстям, побеждаемся ими, это путь главного разбойника.
Другой путь – когда мы, перенося обольщения, вспоминаем о собственных грехах, укоряем себя, благоговейно обращаемся к Богу и, таковым образом, оказываемся фаворитами их, то имеется, по истолкованию святых отцов, слова: И не введи нас во обольщение – означают: не дай нам быть побежденными искушением, не дай нам погрязнуть в искушении, но дай нам, Господи, терпеть обольщение так, как Ты заповедал. Этими словами мы молимся о том, чтоб Бог дал нам силы терпеть обольщения и скорби так, как переносил благоразумный разбойник, а не как иной, погрязший в страстях и отчаянии. …Если мы обратимся к писаниям святых отцов, то найдем в них цельный ряд указаний, как касаться к искушениям внутренним и наружным, как добиться такого, чтоб не быть побежденными ими, а, напротив, очутиться фаворитами. Святые папы молвят, что, когда поймет нас какое-либо обольщение, доэтого только мы обязаны укорить самих себя. Мы обязаны припомнить, что грешны и благодарячему заслуживаем каждых скорбей. Апостол Павел произносит в одном из собственных Посланий: Бог… не попустит вам быть искушаемыми сверх сил( 1 Кор. 10, 13). Поэтому, когда нас постигают обольщения, мы обязаны держатьвголове, что сверх сил нам искушений не станет. Иногда мы впадаем в уныние, и смущение охватывает нашу душу, поэтому что мы думаем, какбудто обольщения окажутся выше наших сил. Оказывается, что обольщения выше сил не посылаются. И Господь, отправляя их, дает нам и утешение и в подходящий момент совершенно высвобождает от искушений. Наконец, мы обязаны обходиться к Богу с мольбой, как благоразумный разбойник обратился к Господу Иисусу Христу. В одном из Посланий апостола Павла говорится: Сам искушен быв, может и искушаемым поддержке( Евр. 2, 18). В данных словах вестник Павел произносит о Господе Иисусе Христе, что Он искушался, а поэтому может проявить содействие и искушаемым. Действительно, Господь Иисус Иисус перенес все скорби земной жизни, все мучения, вплоть до крестной погибели. Господь Иисус Иисус перенес не лишь мучения телесные, не лишь печаль, клевету, неправду от людей, но Он перенес и скорби от диавола. Эти мучения и обольщения не необходимы были Господу Иисусу Христу – Он свят и пресвят, но Он перенес их из-за нас и нашего из-за спасения, чтоб отдать нам силу терпеть свои мучения и скорби. Когда мы молимся Господу, мы обязаны держатьвголове, что Он переносил что-то наиболее тяжелое, чем мы, претерпевал тяжелейшие мучения и благодарячему может ниспослать Свою силу, чтоб и мы могли терпеть те обольщения, какие посылаются нам на пути жизни.
Итак, святые папы указывают три пути, три средства, как терпеть скорби и обольщения: самоукорение, память о том, что Бог не отправляет искушений выше сил, и мольба. Вот как мы обязаны касаться к искушениям, посылаемым нам в жизни. Если мы станем так касаться, то получим установленный опыт, определенную дееспособность терпеть обольщения, и когда наступит час погибели и неприятель начнет соблазнять, то сможем очутиться фаворитами. А ежели мы не научились терпеть скорби и обольщения в движение жизни, то в час погибели окажемся безоружными и безпомощными ".
загруженное( 1) Святитель Николай Сербский( 1880-1956), разъясняя слова " и не введи нас во обольщение " в мольбе " Отче наш ", строчит: " О, как недостаточно необходимо человеку, чтоб отвернуться от Тебя и повернуться к идолам! Он окружен искушениями, как бурями, и он немощен, как пена на гребне буйного горного потока. Если он богат, он безотлагательно затевает мыслить, что равен Тебе, или становит Тебя после себя, или даже украшает собственный дом Твоими ликами, как предметами роскоши. Когда зло постучит в его врата, он впадает в обольщение поторговаться с Тобой или совершенно Тебя отбросить. Если Ты призываешь его дарить собой, он противится. Если Ты посылаешь его на погибель, он дрожит. Если Ты предлагаешь ему все земные наслаждения, в искушении он отравляет и убивает свою свою душу. Нас смущает Твоя крепость, о, наш Святый Боже. Когда Ты нас зовешь к свету, мы, как ночные мотыльки, бросаемся во тьму, но, метнувшись во тьму, мы ищем свет. Перед нами раскинулась сеть множества дорог, но мы опасаемся дойти до конца хоть некий из них, ибо нас на всяком краю ожидает и привлекает обольщение. А путь, что ведет к Тебе, прегражден многими искушениями и многими-многими провалами. До такого, как обретает обольщение, нам видится, что Ты сопровождаешь нас, как ясное скопление. Однако когда обольщение наступает, Ты исчезаешь. Мы оборачиваемся в безпокойстве и неговорянислова узнаем себя: в чем наша опечатка, где Ты, Ты имеется или Тебя нет? Во всех наших искушениях мы узнаем себя: " Вправду ли Ты наш Отец? " Все наши обольщения забрасывают в наши умы те же вопросы, какие целый окружающий нас мир задает нам изо дня в день и из ночи в ночь: " Что ты размышляешь о Господе? ", " Где Он и Кто Он? ", " Ты с Ним или без Него? ". Дай мне силы, Отец и Творец мой, чтоб я мог в всякую минутку собственной жизни верно ответствовать на каждое вероятное обольщение. Господь имеется Господь. Он там, где я имеется и где меня нет. Я даю Ему родное страстное сердечко и протягиваю к его святым одеждам руки, я тянусь к Нему, как малыш к любимому Отцу. Как я мог существовать без Него? Это означает, что я сам без себя сумел бы протянуть. Как я могу быть против Него? Это означает, что я сам буду против себя самого ".
Искушениями проверяет Бог нашу веру и влюбленность к Нему
5( 1) Преподобный Амвросий Оптинский( 1812-1891) строчит, что " Всякий христианин чем-нибудь да испытывается: один бедностию, иной болезнию, третий различными нехорошими помыслами, 4-ый любым бедствием или унижением, а другой различными недоумениями. И этим испытывается верность веры, и веры, и любви Божией, то имеется к чему человек наиболее склоняется, или еще пригвожден к земному, чтоб человек-христианин через такие тесты сам видел, в каком он располагаться расположении и расположении, и непроизвольно смирялся ". И еще он заявлял: " Ежели в видимой природе постоянная случается смена, то бесшумно, то ветрено и бурно, то светлая погода, то дождливое время, а времяотвремени внезапный мороз или град, и схожее тому: то кольми лучше в духовной жизни посещают прелоги и неожиданные конфигурации. Преподобный Исаак Сирин строчит, что влюбленность христианина к Богу на любой час испытывается различными сменами, приятными и неприятными, отрадными и печальными ".
Искушения от плоти, решетка и диавола
6( 1) Преподобный Максим Исповедник( 662): " Демоны или сами нас соблазняют, или вооружают против нас людей, не опасающихся Господа: сами соблазняют, когда уединяемся от людей, как искушаем был Господь в пустыне; соблазняют через людей, когда обращаемся с людьми, как снова искушали Господа через фарисеев. Но мы, взирая на эталон наш, т. е. Господа, отразим их в том и ином случае ". Преподобный Иоанн Карпафский: " Душеполезно крепко терпеть любую печаль, людьми ли она причиняется или демонами, зная, что мы справедливо подлежим каждой тяготе и никого при том, несчитая себя самих, не укоряя. Невозможно избегать уныния тому, кто учится искушениями; но после этого большой сподобляются веселья этакие, и слез сладких и помышлений Божественных за то, что болезнование и сожаление возделали в сердцах собственных ".
Images( 9) Святитель Филарет, митрополит Московский( 1783-1867): " Мир имеется то горнило, в котором огнь искушений, равномерно разрушая плоть, чистит драгоценность духовное и возвышает стоимость его перед глазами неба… Если влюбленность к Богу, чтоб мы были Его благородны, обязана брать в нас вершина над всякою другою, то не должны ли мы Ему тем, что Он упрощает нам выполнение сея должности, делая нашим противником очаровательный мир, который так тяжело закончить любить? "
15Святитель Феофан Затворник( 1815-1894): " От вражеских нападок, смущений и поражений сердца никто не волен. Так устроена наша жизнь. Но это не на пагубу нам, а во избавление. В нас кроется зло каждое вследствие падения. От этого зла нужно очистить сердечко. Но, чтоб очистить, нужно увидеть: чтоб увидеть, надо, чтоб оно вышло из собственной скрытности… Когда же оно выйдет, надо посекать – противлением, молитвою, ненавистию. И это любой раз, как зло выйдет из скрытности. Вот это и совершают обольщения от плоти, решетка и диавола. Они вызывают наружу скрытое в вас зло. Наше дело, только лишь увидим его вышедшим из сердца, иссекать его. И это добро для нас. Как худосочие значит наружу сыпью, так скрытое в нас зло значит наружу худыми думами, эмоциями и позывами, и порывами… Как сыпь не загоняют внутрь, а счищают; тогда внутренние соки очищаются. Так и в душе, когда худое, обнаруживающееся в думах, эмоциях и позывах, не скрывают внутри, но посекают, тогда искренняя чистота утверждается внутри… Неправые движения не так были бы безжалостны, ежели бы не вспомоществуемы были соседствующими им родителями их – миром и демонами.
Мир имеется осуществленный мир влечений, или ходячие влечения в лицах, обычаях, делах. Прикасаясь к нему какою-нибудь долею, невозможно не растревожить и соответственной в себе царапины, или влечения, по однообразию их и подобонастроению…
И демоны, как источники каждого зла, своими полчищами везде окружая людей, научают их на любой грех, действуя через плоть, вособенности ощущения и ту стихию, в коей воротила и наиболее демоны. Потому-то любую влечение и каждое возмущение греховное разрешено определять к ним как к фактору. Но имеется что-то в греховном кружке, что демоны лишь одни и имеютвсешансы навеять, к чему, при всей порче, естество представляется неспособным: так, помыслы хульные – сомнения, неверия, …омрачения, различного рода красоты и, вообщем, обольщения горячие, дмящиеся, кпримеру – неукротимая блудная влечение, …упорная нелюбовь и проч. …Для распознания только коварства демонов здорово прочесть жития Нифонта, Спиридона и остальные ".
Как одолеть обольщения?
001Преподобный Амвросий Оптинский( 1812-1891): " У всех Святых Отцов единогласный протест и комитет в схожих вариантах: во каждом искушении победа – смирение, самоукорение и снисхождение, очевидно, при испрашивании поддержке выше ".
Об искушениях праведников
Преподобный Исаак Сирин( 550) строчит об искушениях праведников: 01 " Бог часто попускает, чтоб добродетельные искушаемы были чем-нибудь, позволяет, чтоб отовсюду восставали против них обольщения, поражает их в теле их, как Иова, ввергает в бедность, делает, что отходит от них населениеземли, поражает их в том, что приобретено ими; лишь к душам их не близится урон. И нереально, чтоб, когда идем методом истины, не встретилась с нами грусть, тело не изнемогло в болезнях и трудах и присутствовало постоянным, ежели лишь возлюбим существовать в добродетели. Когда человек делает путешествие родное по Богу – и встретится с ним что-либо схожее, тогда непристойно ему воздерживаться от стези собственной, но обязан он с готовностью, без пытливости воспринимать это и благодарить Бога, что послал ему благодать сию и сподобился он из-за Бога впасть в обольщение и соделаться сообщником в мучениях с пророками, апостолами и иными святыми, из-за пути этого претерпевшими скорби.
От людей ли, от бесов ли, от тела ли приидут на него обольщения, да станет сие для него предлогом к благодарению. Ибо нереально, чтоб Бог возжелавшему присутствовать с Ним подругому как оказал благодеяние, а не отправив на него обольщения за правду; как и человеку соделаться благородным такого, чтоб сподобиться этого величия – т. е. зайти в обольщения и возрадоваться, – нереально без благодати Христовой… По любви, какую святые проявили к Богу, страдая за имя Его, сердечко их получает дерзновение глазеть на Бога непокровенным лицом и умолять Его с упованием. Велика держава дерзновенной мольбы. Потому попускает Бог, чтоб святые Его искушаемы были всякою печалью и втомжедухе экспериментально изведывали содействие Его и то, насколько добывает о них Бог. Вследствие искушений получают они мудрость и из эксперимента почерпают знание о всем, чтобы не пострадать осмеяния от бесов. Если б Бог упражнял их в одном хорошем, то не доставало бы им обучения в иной доли и во бранях случались бы они слепы ".
Преподобный Никита Стифат( 11 век): " Не желает Бог, чтоб делание ревностных подвижников оставалось неискушенным, но чтоб подвергалось огромным испытаниям. Почему напускает на них огнь искушений и на время прячет даемую им выше благодать, а духам злости другой раз попускает взволновывать тишину помыслов их, чтоб созидать подталкивание души, кому она более попасть желает – Творцу ли и Благодетелю собственному или мирскому ощущению и сласти наслаждения чувственного. И позже, — или ухудшает им благодать, ежели они преуспевают в любви Его, или бичует искушениями и скорбями, ежели пристрастны к земным вещам, покуда примут нелюбовь к видимым благам, по фактору изменчивого их непостоянства, и неприятность наслаждения от них потопят в слезах ".
1
Святитель Димитрий Ростовский( 1651-1709) строчит: " Знай, что не постоянно за грехи попускаются несчастья, скорби и огорчения. Иногда человеколюбивый Бог, любя роба Своего, намеренно окунает его в мучения, как золотую руду в пламя, чтоб проверить его, как золото в горниле. Искушает вас Господь, — заявлял Моисей Израилю, — чтоб выяснить, любите ли вы Господа, Бога вашего, от только сердца вашего и от всей души вашей( Втор. 13, 3) ".
Не ищи истины на земле
images5Старец Михаил( Питкевич)( 1877-1962): " Не ищи истины на земле… ищи ее в себе… Я поведаю тебе сказочку… Жила Правда на земле. Плохо ей было: где ни покажется, куда не придет – всюду ее отгоняют, всюду ей нет места, всем она мешает… " Пойду, — задумывается Правда, — ближе к храму Божию, схожу в церковь ". Пришла, встала, но и в самом храме ее стали толкать: " Тут не стой, это мое пространство "; " Туда не иди – там для знатных, состоятельных " … Придвинулась Правда к амвону, но и тут ей не нашлось места… Поднялась она – вошла в самый-самый жертвенник, стала у Престола… Вотан произносит: " Я – ветше ", иной произносит: " Я – саном больше, я – справедливый; я ученый – тут я обязан торчать, а тут – я… "
И вот даже там Правда не нашла себе места… Не ищи Правды… Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим, разве не видела вокруг Своего Божественного Сына неправду, клевету, ересь, несправедливость, которыми выплачивали Спасителю за Его бесчисленные благотворения и чудеса, — но Она безмолвствовала! Она никого не упрекнула, никого не осудила. Вот как Она отнеслась к Неправде этого решетка!.. "
7Старец Савва( 1898-1980): " Не нужно изумляться и расстраиваться тем, что подмечаете на земле неправду. Как произносит вестник: " Ожидаем новейшего неба и новейшей земли, где истина обитает ". Значит, на нашей земле у нас не проживает истина, и поэтому нужно касаться разумно к земной неправде и никогда ничем не Бунтовать ".
Искушения в час погибели
загруженноеАрхимандрит Борис Холчев( 1895-1971) об искушениях, какие постигают человека в час его погибели строчит так: " Искушения не лишь сопутствуют жизнь человека, они неминуемы и при погибели. В ужасный час погибели обольщения объемлют душу человека. Есть духовная книжка " Невидимая брань ". В данной книжке рассказывается о 3-х искушениях, какие постигают человека в час его погибели.
Первое обольщение – колебание в вере. Вдруг появляются сомнения в бытии Божием, сомнения в Богочеловечестве Христа Спасителя и в остальных религиозных предметах веры. Эти сомнения пронзают, как острая стрела, душу человека, а времяотвремени к ним присоединяются хульные идеи на Бога и на человека.
Второе обольщение – это ужас, который охватывает душу, чувствующую подведение черных бесовских полчищ, приступающих к умирающему. В это время демоны пытаются окутать ужасом душу человека.
Наконец, третье обольщение в час погибели – это уныние. Когда человек недалёк к финалу, демоны пытаются бросить его в уныние. Они молвят: ты не спасешься, для тебя нет возврата, ты все одинаково умер. Если человек согласится с данными бесовскими внушениями, его охватит уныние, малодушие.
Такие три обольщения постигают человека в час погибели: колебание в вере, хульные идеи, ужас, потом уныние и малодушие за родное избавление. Духовникам, принимающим заключительную исповедь, которым приходится напутствовать умирающих заранее или за некотороеколичество часов до погибели, по эксперименту понятно, что эти три обольщения вправду обуревают человека в час погибели.
Они имеютвсешансы свидетельствовать, что, вправду, черные силы внушают умирающим или сомнения в вере, или ужас, или уныние в спасении. Борьба с данными искушениями обязана происходить в движение всей жизни. Тогда в час погибели человек перенесет обольщение как обязано, окажется победителем над темными бесовскими полчищами, какие желают убить его душу… Искушения и скорби постигают нас не лишь в час погибели, но и после погибели. Все вы понимаете мытарства и трудности, какие видятся на пути в иной мир. Вотан подвижник благочестия – святитель Феофан Затворник, произносит, что мытарства, какие приходится терпеть человеку, — это типичное обольщение. На мытарствах враги также соблазняют человека, также пробуют различными ухищрениями выключить от Бога. Если человек в движение земной жизни выучился терпеть обольщения, то он и на мытарствах одолеет искусителя, а ежели в жизни поддавался искушениям, то на мытарствах окажется побежденным. Если мы станем по – должному терпеть обольщения, научимся молиться, то окрепнут наши свобода, держава, направленность к Богу, мы получим силу противиться. А желание избавиться, приблизиться к Богу имеется у всякого человека. Это желание диавол желает убить чрез обольщения, чрез печаль ".
Священное Писание об искушениях
013 " Если ты приступаешь работать Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению "
( Сир. 2, 1)
Ветхий Завет
" Сын мой! ежели ты приступаешь работать Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению. Управь сердечко твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения. Прилепись к Нему и не отступай, чтобы возвеличиться тебе взавершении. Все, что ни приключится тебе, воспринимай добровольно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения. Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него "( Сир. 2, 1-6).
" Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду терпетьнеможет свою душу "( Пс. 10, 5).
" Благословите, языцы, Бога нашего…, положшаго душу мою в животик и не давшего во переполох ног моих. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем. Возвел еси люди на головы наша, проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в спокойствие "( Пс. 65, 8-12).
" Боже, кто похож Тебе? Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских правду Твою… Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и воротила моя, юже еси избавил "( Пс. 70, 19-23).
Новый Завет
" С великою готовностью принимайте, братия мои, когда впадаете в разные обольщения, зная, что проверка вашей веры производит снисхождение; снисхождение же обязано обладать абсолютное действие, чтоб вы были абсолютны во всей отрицание, без каждого недочета "( Иак. 1, 2-4).
" Блажен человек, который переносит обольщение; поэтому что, быв испытан, он получит корона жизни, который обещал Господь любящим Его "( Иак. 1, 12).
" Ибо то угодно Богу, ежели кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая пристрастно. Ибо что за хвала, ежели вы терпите, когда вас колотят за проступки? Но ежели, делая благо и страдая, терпите, это угодно Богу "( 1 Пет. 2, 19-20)..
.
.
.
Рождение германского царства
(Над картиной слева направо: Христос искушается сатаной, Искушение святого Антония пустыни, РЕКЛАМА«Жуткие ФОТО из прошлого?»
Св. Екатерины осаждали бесы. Ботом: Искушение св. Фомы Аквинского, Искушение св. Иеронима)
Возвыси лицо Твое к небесам. Вот я, и все Мои святые со Мной, которые в этом мире столкнулись с большим конфликтом, теперь радуются, теперь успокоены, теперь в безопасности, теперь в покое, и они на всю вечность будут пребывать со Мной в царстве Мой Отец. Подражания Христу Томасом Кемписом
Искупление - это действие злого духа на нашу душу, чтобы побудить нас к греху; Он возбуждает внутри нас созерцание глаз или гордость жизни. Вспомните искушение Евы в раю и тройное искушение Господа в пустыне. Все святые были сильно искушаемы: святитель Хью, епископ Гренобля, искушался богохульствовать; Святой Франциск продаж был искушен отчаянием; Святой Франциск Ассизский мучился предложениями нечистоты. Некоторые святые испытали искушения против веры; Некоторые искушения длились годами. Бог не искушает никого (Иак 1, 13); Он просто позволяет человеку быть искушенным. Именно дьявол забивает вас, когда вы искушаетесь. «Наша борьба против духов беззакония на высотах» (Еф., VI, 12). На земле нас окружают разбойники; Многие из нас побеждены и ранены ими.
Конфликт с духом зла является более критической борьбой; Оно проводится скрытно и против более сильного противника, который не жалеет сил и не знает стыда; Который, когда его отталкивают, возвращается все более вызывающе к нападению. В течение шести тысяч лет он искушал человечество; Такая длинная практика сделала его идеальным. Он возбуждает в нас похоть плоти, или похотливость глаз, или гордость жизни (1 Иоанна II, 16). Этим трояким образом он искушал Господа. Многие искушения навлек на человека не по своей вине (свидетель Иова); Некоторые - результат преступной халатности (свидетель Ева). Злой враг, как правило, атакует нашу слабость, нашу привязанность к творениям. Как птица, он привлекает птиц к своей сети, предлагая им пищу, которая им больше нравится. Физические немощи дают дьяволу больше власти над нами; Все знают, как склонны больные быть раздражительными, нетерпеливыми и требовательными. Дьявол настраивается на хитрость. Он транс преобразуется в ангела света (2 Кор. XI, 14); То есть он обманывает нас, принимая вид откровенности и благочестия. Его искусство показывает свою слабость; Он не прибегнет к ним, если он достаточно силен, чтобы обойтись без них.
Искупление не является само по себе греховным, только молчание в предложениях искусителя является грехом. Поэтому нам не следует беспокоиться и тревожиться, когда мы чувствуем побуждение к греху, но мы должны верить в Божью помощь, говоря: «Господи, поспеши на помощь мне! Помоги Иисусу и Марии!» Трепет в час искушения выдает уверенность в божественной помощи; Дьявол нападет на страшную душу только сильнее. Если мы не будем спокойны, мы не сможем победить. Те, кто теряют самообладание, подобны птице, пойманной в сети; Чем больше она трепещет и пытается убежать, тем больше она запутывается в сетках. Наш Господь обещает нам: «В терпении вашем будешь владеть душами твоими» (Лк. XXIX, 19). Хороший христианин подобен солдату, который, как правило, радуется, когда вспыхивает война, в надежде получить богатую добычу.
2. Бог позволяет нам быть искушаемыми из милости, ради блага наших душ. Когда учитель изучает своих ученых, чтобы дать им хорошее свидетельство, так Бог обращается с душами людей; Он позволяет нам испытать искушение предоставить нам возможность проявить свою лояльность к Нему, и, получив право на возмещение, Он обещает нам. Таким образом, у Него есть только наше благосостояние. Тем не менее, искуситель, злой враг, для нас не годится; Он стремится к нашей гибели, о чем свидетельствует история Иова. Искушения, таким образом, могут считаться признаком божественной милости. Архангел Рафаил сказал Тобиасу: «Потому что ты был приемлем для Бога, было необходимо, чтобы искушение доказало тебя» (т. XIII, 13). Бог посылает искушения тем, кому Он верит; Следовательно, те, кто боятся Его, более искушаемы, чем другие люди. Дьявол не искушает тех, кто уже в его власти, но те, кого он боится, ускользнут от его хватки или могут причинить ему вред. Святой Ефрем увидел в видении большой город, жители которого были очень развращены; Только один дьявол сидел на стене, и он был наполовину спящим. Но в пустыне он увидел целую толпу дьяволов, занятых в келье отшельника. Таким образом, тот факт, что человек сильно искушается, доказывает, что он является другом Бога и чужестранцем врага дьявола. Пираты не атакуют пустой корабль, но тот, который, как они знают, возвращается домой с ценным грузом. Король не сражается с верными подданными, а против повстанцев, которые сопротивляются его власти. Искушения имеют, кроме того, следующие преимущества: Они пробуждают нас от состояния теплоты (они - то, что шпоры для лошади); Они очищают нас от несовершенств, так как бурное море выбрасывает чужие вещества; Они делают нас смиренными, знакомив нас с нашей немощью; Они усиливают нашу силу, так как сильный ветер заставляет дерево бить глубже; Они увеличивают нашу милосердие, так как ветер заставляет пламя гореть более яростно; Они дают нам средство искупления греха в этой жизни; Наконец, они добавляют к нашей славе в дальнейшем, поскольку красота драгоценного камня усиливается полировкой. Таким образом, мы видим, что искуситель делает нам хорошее служение, и его искушения - это шаги в лестнице, ведущей к небу. Поэтому пусть искушаемый скорее молится о силе, чтобы противостоять искушению, чем всему его устранению. Мы читаем, что Святой Павел трижды молился Господу, чтобы ангел сатаны мог отойти от него и тщетно просил (2 Кор. XII, 8).
Бог дает каждому человеку быть искушенным, но Он никогда не позволит нам быть искушаемыми сверх сил. Искушения должны прийти к каждому человеку. Никто не может быть коронован, если он не победил; Никто не может победить, если он не сражается, и никто не может сражаться без противника. Следовательно, искушения должны наступить. По этой причине Бог подверг испытанию ангелов, а также наших первых родителей. И впоследствии к испытаниям на Падение было много людей (свидетель Иов и Тобиас). «Жизнь человека на земле - это война» (Иов VII, 1). Апостол сравнивает христианина с человеком, который бежит в расе (1 Кор., IX, 25). «Но Бог не попустит нам быть искушаемыми сверх того, что мы можем вынести» (1Кор.13: 13). Дьявол может только искушать человека в том пределе, который Бог ему поставил, как мы узнаем из истории Иова. И когда Бог разрешает насильственные страдания, чтобы напасть на нас, Он дает благодать, достаточную для того, чтобы мы могли противостоять им (2 Кор. XII, 9). Чем сильнее искушение, тем более обильна благодать; Чем больше опасность, тем мощнее божественная помощь. Ни один грешник не может отважиться сказать это как свое оправдание, что искушение было слишком велико для его сопротивления.
3. Мы должны защитить себя от искушения усердным трудом, удерживая свои мысли на Боге и постоянно завоевывая себя. Для того, чтобы удержать крепость от врага, необходимы две вещи: (1) сильные укрепления и хорошо охраняемые ворота; (2) В случае нападения отважной защиты. Подобным же образом мы должны защищать нашу душу, предотвращать вход злого врага. Наши укрепления будут: Постоянное занятие; Это самый верный способ удерживать искушения в стороне. Воры не врываются в дом, где происходит работа. Безделье является родителем преступления. Мы также с легкостью будем противостоять искушению, если будем держать свой ум на Боге. Путешественник, направляющийся к месту назначения, встречает на своем пути несколько затруднений, в то время как блуждающий, блуждающий туда-сюда, обязательно попадет в беду. Так же и с христианином Бог делает свой последний конец, и тот, кто не имеет цели в жизни. Поэтому Христос призывает нас: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впадать в искушение» (Матф. XXVI, 41). Волки не подходят к огню смотреть, и дьявол оставляет тех, кто на их страже. Когда Моисей стоял, подняв руки к Богу, Израиль победил; Но когда из-за усталости он позволял им падать, в этот момент враг победил. Большинство грехов, которые совершают добрые люди, исходят из забывчивости Божьего присутствия; Привычка к самоконтролю также очень помогает нам побеждать искушение. Тот, кто привык подавлять свои импульсы, подобен солдату, хорошо обученному в использовании оружия, прежде чем отправиться в бой. Практика самопровозглашения укрепляет волю. Но привязанность к тварям делает человека легкой добычей для дьявола; Точно так же, как тот, кто несет тяжелый груз, не может убежать, когда грабители нападают на него.
4. Когда мы испытываем искушение, мы должны отдаться самим себе в молитве или думать о нашей последней цели или о злых последствиях греха. Если враг осмеливается напасть на крепость, несмотря на поднятые вокруг нее валы, нам надлежит защищать ее мужественно. Когда мы напали, мы должны немедленно принять оборону; Для всех самое главное отбить первый натиск. Чем больше мы определимся, тем скорее упустят нашего противника. Если мы споткнемся, он заставит войти и овладеет нашим воображением. Он действует как солдат, которые, взяв оружие врага, мгновенно превращают их в него. Св. Иероним говорит, что тот, кто не сопротивляется немедленно, уже наполовину побежден. С самого начала пожар может быть погашен, но не позднее. Молодое дерево легко согнуто, а не старое. Но так как мы не можем ничего сделать своими силами, мы должны стремиться получить божественную благодать. Посему, кто искушается, прибегайте к молитве; Пусть он подражает апостолам, когда буря поднялась на море Генария; Или ребенок, который, увидев крупную собаку, бежит к матери. Тот, кто пренебрегает молитвой во время искушения, подобен генералу, который, окруженный врагом, не просит подкрепления от своего монарха. Адам впал в грех, потому что, когда он был искушаем, он не обращался к Богу за помощью. Мы должны сказать «Радуйся, Мария», или, по крайней мере, полностью произнести святые имена Иисуса и Марии. «Эти святые имена, - заявляет святитель Иоанн Златоуст, - обладают внутренней властью над дьяволом и являются ужасом для ада». У имени Марии бесы дрожат от страха; Когда она ссылается на свою силу, оставляет их, как воск плавится перед огнем. Молитва - это оружие, позволяющее отразить нападения нашего духовного врага; Это более мощно, чем все усилия демонов, потому что в молитве мы обеспечиваем помощь Бога, и ничто не может противостоять Его силе. Молитва в точности противопоставляется искушению, ибо она просвещает понимание и укрепляет волю. Знак креста и святой воды также имеет большую эффективность против духа зла. Он летает со креста, как собака летит при виде кнута. Святая вода извлекает свою эффективность из молитв Церкви. Святой Фома Аквинский и многие другие святые часто использовали знак креста с отличными результатами. С другой стороны, св. Тереза постоянно пользовалась святой водой. Хорошо окропить больного и умереть святой водой, и мы никогда не должны упускать его, чтобы войти в церковь.
Второе средство для преследования соблазнов - это перевести наши мысли в другое место, прежде всего думать о последних вещах: о смерти, о суде, о вечном наказании. «Помни о последней цели, и ты не будешь грешить» (Еккл., VII, 40). Или мы можем рассмотреть ужасные последствия греха. Римляне обычно говорили: «Что бы ты ни делал, поступай мудро и думай о конце». В некоторых случаях, особенно когда искушения против веры или против чистоты присутствуют, мудрый курс состоит в том, чтобы презирать искушение, а не бороться с ним. Гордые люди, такие как дьявол, скорее всего, избавятся от них, полностью игнорируя их. Если прохожий не обращает внимания на собаку, он скоро перестает лаять. Если кто-то продолжает пчел, не причиняйте ему вреда, но если кто-то отгоняет их, тогда они жалят. Опять же, мы можем следовать примеру Господа и решительно запретить искусителю оставаться. Христос оттолкнул его словами: «Уйди, сатана» (Матф., IV, 10). Святой Джеймс предлагает нам: «Противостаньте дьяволу, и он улетит от вас» (Иаков, IV, 7). Можно также возразить против искусителя словами Бога, как это сделал наш Господь. Святой Петр говорит: «Который противился вам, силен в вере» (1 Пет. V. 9). Еще одно средство преодоления искушения - смириться перед Богом. «Скромному Он дает благодать» (1 Пет. 5). Святой Августин в час искушения привык восклицать: «Ты знаешь, Господи, что я только прах, и моя слабость велика». Когда нас сильно задевает соблазн, хорошо сознаться священнику в тех грехах нашей прошлой жизни, которым мы больше всего стыдимся; Это верный способ отражения самых суровых соблазнов. Целесообразно причуждать своего исповедника со всеми соблазнами. Сатана хотел бы, чтобы мы молчали о них, тогда как это воля Бога, чтобы мы могли открыть их нашим начальникам и духовным наставникам, потому что, если грешные мысли раскрыты, искушение уже наступило наполовину. Открывать свои печали дает, кроме того, большое облегчение беспокойному сердцу.
Дьяволы , которые искушают
Все ангелы, созданные Богом, были вначале в благодати Божией и благоугодны Ему. Но многие из ангелов согрешили от гордости и были брошены Богом в ад навсегда (2 Пет. II, 4). Когда Бог сотворил ангелов, Он сотворил их всех в Его благодати. Но никто не может быть увенчан без борьбы (2 Тим. II, 5), и Бог подвергал ангелов суду, так что, согласно всеобщему закону вселенной, они могли заработать свою награду вечного счастья. В этом испытании большое количество ангелов упало. Они стремились быть равными Богу и отказывались подчинять свою волю Его (см. Исх., 12-14). Они не пребывали в истине (Иоанн viii.44). Отсюда возникла великая война на небе. Михаил и его ангелы сражались с драконом, и дракон и его ангелы сражались и не побеждали, и их место больше не находилось на небесах. Дракон был изгнан и все его ангелы вместе с ним (Апок. XII, 8, 9). Все они были брошены в ад; Не то, что они были ограничены каким-либо местным адом, поскольку им разрешено бродить по земле, соблазняя мужчин, но они несут их ад с собой куда бы они ни шли, поскольку они везде страдают от адских мук. Их лидером был Сатана, или Люцифер, потому что это было его имя, прежде чем он упал, и говорят, что он был самым высоким из всех ангелов. Число падших ангелов меньше, чем число тех, кто оставался верным. Падение ангелов было более страшным, потому что раньше они пользовались таким высоким достоянием. Чем выше место, из которого мы падаем, тем хуже осень. В Последний День злые ангелы будут судимы, и их беззаконие и наказание будет объявлено всему миру (Иуды 6: 2, Петр II, 4). Отрицать существование злых ангелов - это тяжкий грех против веры.
Злые ангелы - наши враги; Они завидуют нам, стремятся привести нас к греху и могут, с Божьего разрешения, нанести нам вред в наших телах или в наших мирских благах. Злые духи - наши враги. Со всей злобой они ничего не могут сделать против Бога; Поэтому они выражают свою ярость против людей, которые несут образ Бога. Многие богословы утверждали, что места падших ангелов будут заполнены людьми на небесах. «Знание того, что земное существо займет свое место на небесах, - говорит св. Фома, - причиняет дьяволу больше боли, чем пламя ада». Это был дьявол, который привел наших первых родителей к греху, а также Иуду (Иоанн xiii.27). Дьявол может, насколько позволяет Бог, нанести раны телам и благам людей, как в случае Иова и одержимых во времена Господа. Великая цель дьявола заключается в том, чтобы разрушить Церковь, которая, как он знает, является средством разрушения его власти на земле (Мф., XVIII, Лука XXIII, 31). Он также знает, что однажды он и его ангелы будут судимы святыми (1 Кор. VI, 3). Многие считают, что, поскольку Бог возлагает на каждого ребенка при его рождении ангела-хранителя, поэтому дьявол назначает каждому особый дьявол, чтобы искушать его. Поэтому мы должны подражать евреям при восстановлении Храма (2-е изд., IV, 17). Мы должны работать одной рукой, а с другой - защищаться от врага.
И дьявол не может причинить реальный вред тому, кто соблюдает заповеди Бога и избегает всех грехов . Собака, которая связана, не может навредить тем, кто держится подальше от своей цепи. Дьявол подобен этой собаке. Он может работать над нашей памятью и нашим воображением, но у него нет власти над нашей волей или нашим пониманием. Он может убедить нас, но он не может заставить нас к злу. Поэтому мы должны энергично и быстро отталкивать все плохие мысли, которые дьявол вкладывает в наши головы. «Сопротивляйтесь дьяволу, - говорит св. Иаков (IV, 7), - и он улетит от вас». Наш Господь очень быстро послал дьявола, когда Он сказал: «Уйди, сатана!» Очень хорошо относиться к дьяволу и его искушениям с большим соблазном, а также отвращать наши мысли от других вещей и не позволять нам беспокоиться или беспокоиться его предложениями. Тот, кто позволяет себе сосредоточиться на злых мыслях, приближается к привязанной собаке и почти наверняка укусит его. Если дьяволу было позволено использовать свою полную силу против нас, мы не могли противостоять ему, потому что, когда он падал, он не терял никаких своих природных сил, хотя и терял вечное счастье.
Бог дает дьяволу особую власть над некоторыми мужчинами:
1. Бог часто позволяет мужчинам, которые стремятся к совершенству, кого Он особенно благосклонно, подвергать дьяволу долгими годами каким-то экстраординарным способом, чтобы очистить их от их несовершенств и основательно смирить их.
Бог позволяет своим избранным постоянно осаждаться дьяволом в течение многих лет и терпеть искушения необычайного насилия. Иногда дьявол предстает перед ними в видимой форме; Иногда он нападает на уши своими отвратительными звуками; Иногда ему разрешается ударять их и бросать их на землю. Бог защищает их жизнь, но позволяет дьяволу терзать их телесной болью и болезнью. Они страдают от самых ужасных искушений против веры и против чистоты. Злой человек не имеет власти над их душами, но иногда Бог позволяет ему властвовать над их телами, чтобы они делали и говорили самые необычные вещи, несмотря на то, что они так унижены в глазах людей. Святый Иов подвергся нападению дьявола; И так был Господь наш в пустыне; Так были Св. Антоний, Св. Тереза, Св. Мария Магдалина из Пацци, Курд д'Ар и многие другие святые. Эти святые люди знали, что Бог никогда не позволит им быть искушаемыми сверх сил сопротивления, и что Бог допускает эти искушения для их большего освящения. Они совершенно смирились с волей Бога и, наконец, угнали дьявола своим бесстрашным сопротивлением его нападениям.
Когда дьявол угрожал жизни святой Катарины Сиенны, она ответила: «Делай, что можешь, то, что угодно Богу, мне нравится». Св. Мария Магдалина из Пацци сказала ему: «Ты, кажется, не знаешь, что ты готовишь для меня славную победу». Святой Антоний в пустыне бросил ему вызов и сказал: «Как вы слабы, я полагаю, поэтому вы приносите такую толпу дьяволов, чтобы искушать меня». Когда соблазненные встречают дьявола с мужеством льва, у него нет больше власти против них, чем испуганный заяц, но когда они боятся его, тогда он приходит со всей силой и смелостью льва. Его всегда можно увести с помощью благодати, предоставленной Церковью; По крестному знаку, призывая имя Иисуса и Марии, святой водой, искренней молитвой, использованием реликвий и т. Д. Чем более жестокими будут нападения дьявола, тем больше будет защита, которую дает всемогущий Бог Своим слугам; Часто во время испытаний у них есть откровения от Бога, или святые и ангелы кажутся им, чтобы утешить и укрепить их. Те, кто отрицает реальность этих событий, о которых мы так часто читаем в жизни святых, очень мало знакомы с духовной жизнью.
И это - дух Церкви, чтобы получать все отчеты об этих сверхъестественных и сверхестественных событиях с большой осторожностью, поскольку всегда существует опасность иллюзии или обмана. Не нужно простым смертным бояться таких особых нападений злого; Они зарезервированы для особых друзей и фаворитов Бога.
2. Иногда случается так, что Бог допускает людей злобной жизни или тех, кто грешит против веры, чтобы быть наказанным или сбитым с пути злыми духами. Бог иногда допускает, чтобы тела людей, которые предались снисходительности их страстей, овладели злыми духами, поскольку город занят генералом, который его завоевал. Это состояние называется владением. Во времена Господа нашего многие были одержимы и, следовательно, были немыми (Мф., IX, 32), слепыми (Мт., XII, 22) и более жестокими (Мф., VIII, 28). Бог допускал, что тогда должно быть много таких, чтобы Он мог показать силу Сына Божия и бессильность бесов в Его присутствии, и чтобы Он мог изгнать их от тех, кого они мучили.
На подходе к искушению
Боже мой! Позволь мне скорее умереть, чем обидеть тебя. Мой Божественный Спаситель! Помоги мне своей могущественной милостью: милостиво сохрани меня от уступки этому искушению и ужасаю ужас греха. Господи! Спаси меня, или я погибну.
Когда у вас есть Committed Sin
Лас! Мой Бог, еще одна ошибка! Разве ты не готов снять свою милость с меня? Но, мой бесконечно добрый Бог! Я раскаиваюсь; И я предлагаю тебе искупление этой ошибки, всего того, что сделал мой Божественный Спаситель, чтобы искупить это; Я предлагаю тебе печаль Его Священного Сердца.
О Иисус! Приди на помощь и даруй мне благодать не
Уступить этому искушению. Мой Иисус, милость.
(100 дней индульгенции каждый раз)
Наставление святых
Бог дает власть дьяволу против нас в двух режимах: либо для наказания, когда мы грешим, либо для славы, когда мы испытываем. Киприан Карфагенский
Приблизьтесь к Богу, и сатана убежит от вас - (святой Ефрем Сирийский)
Душа обладает свободой; И хотя дьявол может делать предложения, у него нет силы принудить вас к своей воле. (Святой Кирилл Иерусалимский)
Ловушка дьявола не поймает вас, если вы уже не грызуете наживку дьявола. (Св. Амвросий)
Стратегия нашего противника может быть сравнима с тактикой командира, стремящегося захватить и разграбить желаемую им позицию. Вождь армии будет ставить лагерь, исследовать укрепления и укрепления крепости и атаковать в самом слабом месте. Таким же образом противник нашей человеческой природы исследует со всех сторон все наши добродетели, богословские, кардинальные и моральные. Где бы он ни обнаруживал, что защита вечного спасения слабейшая и недостающая, там он атакует и пытается взять нас штурмом (Игнатий Лойола)
(Продолжение следует в Части IV: Искушения св. Иоанна Вианни и его конфликт с дьяволом.)
грустные последствия что не замедлили отразиться..