Владимир и Марья Санаровы из деревни Санта Круз ( Святой Крест , значит ), что в
бразильском штате Парана, занимаются земледелием. На больших полях они выращивают бобы , хлеб , разные овощи , арбузы. Еще русские
бразильцы сдают молоко . В каждом хозяйстве есть огромный бак , к которому каждый день приезжает молоковоз.
Русские люди в Бразилии живут сельским хозяйством. Правда , в последнее
время жизнь там все сложнее - экономика страны в упадке , что сказывается и на земледельцах . Все это заставляет чаще смотреть в
сторону России , которая заинтересована в русских переселенцах на Дальнем Востоке.
Русские староверы в Бразилии не прячутся от
мира , как считают некоторые . Например , деревушка Санаровых в полутора часах езды от главного города штата - Куритибы - расположена в
укромном месте . К ней можно проехать , свернув с трассы по указателю, на котором написано "Colonia dos russos".
Владимиру 47 лет , Марье - 42. У них трое
детей , есть внуки . Русские староверы в Бразилии активно пользуются соцсетями и используют новые гаджеты . Но при этом одеваются
по-старинке. Женщины носят длинные платья и убирают волосы в платок . Мужчины , само собой , носят бороды, рядятся в рубахи и
подпоясываются.
Это сильное впечатление - увидеть , как в бразильской глуши по деревенской
улице идет женщина в сарафане и приветствуют соседей : " Здорово живете!"
Так было четыре года назад , когда мне удалось побывать
в Санта-Крузе, такой же уклад сохраняется и сейчас . Дедушке Антону - отцу Владимира - тогда было 80 лет . Его не стало год назад . А в
2014-м он рассказывал , что родился рядом с Харбином (в Бразилии вообще много русских выходцев из этого китайского города , который
когда-то считался русским ). Из Маньчжурии, когда ситуация в Китае резко изменилась , пришлось уезжать в Бразилию.
И
вот - снова Дальний Восток . Теперь , правда , для детей дедушки Антона. Или внуков. Вопросами их переселения занимается созданное в
2015 году Агентство по развитию человеческого капитала . Его представители несколько раз ездили в Южную Америку и агитировали русских
старообрядцев переезжать в Россию .
- Теперь представители общин приехали посмотреть все вживую , чтобы принять решение . Самим
переезжать или сыновей отправлять сюда . Агентство готово всячески содействовать переселению русских людей на Дальний Восток , -
говорит Павел Мальченко, который сопровождает старообрядцев в России.
Он встречает их в аэропорту. В Москву прилетают
староверы не только из Бразилии, но и из Аргентины, Боливии, Уругвая. Впереди - Москва , а потом перелет во Владивосток , затем дорога
в Дальнереченский район , Хабаровский край , Еврейскую автономную область , Амурскую область , Бурятию и Забайкальский край . Еще ,
говорят , русских старообрядцев хочет видеть на своих землях правительство Карелии.
А Марья с Владимиром хотят задержаться в
России подольше . В Калужской области у них живет родня и, чувствуется , оставаться на Дальнем Востоке им бы не очень хотелось . Хотя ,
возможно , они посмотрят на все по-другому, побывав там .
Но почему гектар готовы давать безвозмездно только на Дальнем Востоке?
Поля зарастают лесом и в Тверской, и в Смоленской, и в Калужской, и во Владимирской областях. Это не тысячи , а сотни километров от
Москвы . Земля там , возможно , не слишком плодородна и нет такого уединения, как у староверов на Дальнем Востоке. Но старообрядцев из
Бразилии это , судя по всему, не слишком смущает. Еще подлетая к Москве , они спрашивали , глядя в иллюминатор , что убирают на
полях.
Брат Владимира Александр (ему 54) в этой поездке по России - на свои деньги ( остальным билеты и проживание оплачивает
агентство ). Говорит , одному было бы не так сподручно , а тут вместе со всеми удастся посмотреть много мест.
Везде со
старообрядцами собираются встречаться местные власти . Будут рассказывать про программу "Дальневосточный гектар ", льготы и помощь . Но
старообрядцев предупредили , что не все так красиво и просто , как кажется на первый взгляд . Так что они, и без того не слишком
доверчивые , в России чрезвычайно осторожны .
В Москве всех разместили в кельях Преображенской
старообрядческой общины на Преображенском валу. В советское время эти корпуса отдали под жилье . Многие , как говорят здесь , приходят
сюда и рассказывают , что жили в монастырских постройках или вообще в башнях. Правда , главный храм не закрывался ни в Отечественную
войну 1812 года , когда французы жгли город , ни в Великую Отечественную . Недавно здесь подняли из архива книги прихода за 1941 год .
Людей в дни , когда немцы подходили к Москве , тут стало только больше ...
Правда , остальную территорию общины застроили всякими постройками, в том числе гаражами, а потом
открыли на территории колхозный рынок . Он и теперь существует . На него старообрядцы, оставив вещи в кельях, отправились за
едой.
День был постным, поэтому мясные ряды все дружно миновали . Приценились к рыбе, сверяясь с курсом бразильского реала,
российского рубля и американского доллара . А купили хлеба , квашеной капусты, овощей и фруктов . Особенно по душе пришлись луховицкие
огурцы, тверская черника, узбекские виноград и дыня . Кроме того , кстати пришелся сергиево-посадский разливной квас . От ананасов,
апельсинов и " прочего фрукта " отказались . Такое и в Бразилии есть.
Тем временем , торговцы и торговки на рынке , оценивая
наряд староверов, пытались угадать , что это за покупатели и из какой они страны . Услышав по-русски " русские из Бразилии ", пребывали
в некотором замешательстве.
Пока Владимир с Марьей щедро посыпали
огурцы и помидоры солью и нарезали хлеб в столовой монастырской гостинички, Александр задержался в коридоре возле огромной копии
суриковской картины " Боярыня Морозова ". Ее с поднятым вверх двуперстием увозят на санях по рыхлому снегу.
А в Бразилии сейчас
весна ...
- Да , там мы и родились , и выросли . И даже чуть не состарились , - щурится Александр Санаров, как будто ему в глаза
светит солнце.
В России у него живет сестра и два шурина. Три года как они переехали в окрестности Дальнереченска из
Боливии. На вопрос , нравится ли им в России , Александр отвечает так :
- Они об этом не шибко говорят . Сказали так : " Мы приехали - нам понравилось. Другие пущай сами
смотрят ". Вот мы и посмотрим - увидимся с ними.
Для Санаровых это самое далекое путешествие , хотя Марья с
дочерью Феофанией зимой приезжали в Москву , откуда путешествовали в Петербург , Ростов-На-Дону и Сочи . А Александр летал к
дочери в США . Ему сложно представить , что ждет впереди и что заставит его переселиться в Россию , " пока не состарились ":
- Нам
главное , чтоб земля была . Чтобы работать на ней можно было . Мы к этому привыкшие. У себя бобы выращиваем, по-португальски это сожа.
Кукурузу, пшеницу, фасоль сеем. И арбуз , бывало , сажали. А нонче не стали...
P.S. Марья Санарова согласилась вести дневник своего путешствия по
России для " Родины ". Мы будем следить за ним ее глазами . Подписывайтесь на обновления в наших соцсетях - здесь , здесь
фото вернуть в россию из америки старообрядцев?
фото
Староверы из Южной Америки ищут в России землю и невест
Делегация староверов из Южной Америки в Амурской области
© Риа Новости / Елена Тимошенко
Читать ria.ru в
Благовещенск, 22 сен — Риа Новости . Делегация староверов из Бразилии, Боливии, Уругвая, США знакомится с российскими регионами , куда можно переехать по программе добровольного переселения соотечественников , группа из 21 человека уже посетила Приморский , Хабаровский края и Еврейскую автономию. Корреспондент Риа Новости в Амурской области узнала , что в Россию староверы едут за землей и невестами .
Во второй половине Хх века староверы, эмигрировавшие после революции из России в Китай , переселились в страны Южной Америки , сейчас там проживает более трех тысяч человек , в основном они занимаются сельским хозяйством.
Русские в поисках невест
В Россию староверы приехали 12 сентября, 21 человек — это представители общин из Бразилии, Аргентины, Уругвая, США , Новой Зеландии.
В храме Христа Спасителя . Архивное фото
Три века молчания : в Русской церкви хотят решить проблему старого обряда
4 июля 2018, 08:00
Татьяна Реутова, как и все женщины делегации, в сашмуре, или шашмуре, — головном уборе, который положено носить замужним. Многие из старообрядцев приехали в Россию выбирать место для возможного переселения вместе с женами . У Реутовых в Бразилии четверо детей , двое из них уже создали свои семьи.
"У каждого свое понимание , кто как желает . Для меня красиво , где как горы ", — внимательно смотрит в окно автобуса Татьяна .
Гор и сопок в Мазановском районе Приамурья, куда для знакомства приехали староверы, нет . Но есть 14 тысяч гектаров земли — решающий фактор для гостей . Староверам для одной семьи нужно 300 гектаров. Мужская часть делегации внимательно обследует почву в полях, с собой специально привезли лопаты, осматривают посевы сои — основной культуры Приамурья.
Староверы из Южной Америки осматривают соевые поля в Амурской области
© Риа Новости / Елена Тимошенко
Марья Калугина в Россию приехала во второй раз . На вопрос , не страшно ли будет переезжать , удивляется .
" Почему неизвестность-то? Мы же русские . Нам кажется , что мы здесь как дома тоже ", — объясняет женщина . Желание вернуться именно домой — одно из ключевых для староверов.
"Они возвращаются на родину , для них это — сакральное слово . Из фраз , которые они говорят , мне запомнились : "Нас Господь лучше слышит на русской земле ", " Наши деды здесь умирали , и мы должны быть тут похоронены " и " Русская земля — она православная ", — рассказал руководитель блока развития миграционной и демографической политики Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Иван Ефимов, который сопровождает делегацию.
Экспонаты музея материальной культуры старообрядцев Забайкалья Элементы семейской старины в семейском селе Тарбагатай в Бурятии
"У всех по 15 детей ". Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев
12 мая 2018, 08:00
В Россию староверы едут также в поисках пары . В Южной Америке, по словам Ефимова, молодому человеку трудно найти себе невесту так , чтобы она была не кровной родственницей. Препятствием для создания семьи может стать и духовное родство .
" Допустим , молодой человек не женится, если у его матери кто-то крестный из этой семьи, это тоже нельзя . С нами, например , двое парней приехали из Бразилии, но не в составе делегации, а самостоятельно , они приехали искать невест. В Амурской области не нашли , поедут дальше по общинам староверов. Две девушки из Уругвая планируют переезд по программе переселения соотечественников в Амурскую область , их цель — найти женихов ", — объяснил Ефимов.
Делегация староверов из Южной Америки в Амурской области
© Риа Новости / Елена Тимошенко
Китай как символ памяти и рынок сбыта
Как рассказал Ефимов, из уже увиденных российских регионов староверам понравилось Приморье .
Выходец из России , старовер Семен Матвеев. Архивное фото
В Приморье готовы помочь староверам из Боливии построить отдельный хутор
25 октября 2017, 04:31
" Как они говорят , им там земля очень сильно глянулась, она свободная в большом количестве . И там есть перспектива продажи , к примеру , сои в Китай , Японию, Корею. Предложений по земле в Приморье в десятки раз больше , чем в Амурской области. Но они готовы в том числе приобретать землю , покупать в Амурской области ", — говорит он.
В Приамурье гости из Южной Америки оценили близость Китая. Областной центр Приамурья Благовещенск и китайского соседа город Хэйхэ разделяет только река Амур , по словам Ефимова, когда они были со староверами на набережной Благовещенска, приехавшие вспоминали, " как их бабушки пересекали Амур на плоту ".
" Это было во время гонений, когда они переселялись в Северную Манчжурию. Для них это не просто Китай — это родина их дедов. Плюс — это рынок сбыта сои через реку ", — пояснил собеседник агентства.
Жительница поселения староверов рядом с городом Свободный Амурской области
© Риа Новости / Елена Тимошенко
Птица для космодрома
На Дальний Восток с 2009 года по программе добровольного переселения соотечественников вернулись 133 старообрядца, в Амурскую область в 2016 году переехали 27 человек , они организовали отдельное поселение недалеко от города Свободного . Именно в эту общину собираются приехать в поисках женихов две девушки из Уругвая. Сюда заехали в гости и жители Южной Америки .
Прихожанки старообрядческого храма в столице Уганды
Африканская проповедь : как жители Уганды становятся староверами
18 ноября 2017, 08:00
"Ты чья будешь?" — этот вопрос часто звучал в поселении амурских староверов, многие узнавали в приезжих дальних родственников .
"В Свободненском районе многие села были основаны старообрядцами. Деревня Бардагон была основана старообрядцами, здесь стоял главный старообрядческий собор русской старообрядческой церкви. В планах здешних староверов принять сюда родню ", — рассказал омбудсмен по правам староверов в Амурской области Роберт Каминский.
В распоряжении староверов в Свободном более тысячи гектаров земли , в том числе оформленной по программе "Дальневосточный гектар ", фермеры занимаются животноводством, молоко сдают на Благовещенский молочный комбинат . В 2017 году они получили почти шесть миллионов рублей по программе предоставления грантов на развитие крестьянско-фермерских хозяйств.
Делегация староверов из Южной Америки в Амурской области
© Риа Новости / Елена Тимошенко
"У Алексея Килина, к примеру , много живности, индюки, бройлеры. Он договорился с космодромом Восточный ( рядом с городом Свободным ), что будет свободного выгула птицу откормленную поставлять на космодром Восточный . Жена Алексея — чемпион Бразилии по изготовлению сыра, скоро должна тоже переехать , оформляет документы ", — рассказал Каминский.
Окончательного решения о переезде в Приамурье никто из приехавших из Южной Америки не озвучил.
" Посмотреть Россию ведь можно , а так думать надо , хорошее впечатление осталось. Земля есть , все можно , если трудиться ", — поделился впечатлением Памфил Пятов, в Бразилии у него шесть детей .
После Амурской области старообрядцы посетят Бурятию и Республику Карелию.
ИМЕНИ ПАДШИЙ АНГЕЛ
Список павших имен ангелов
Прочитайте больше
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ
вернуть в россию из америки старообрядцев, Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для.
[5]. Текст взят из Википедии.