Гуса и Гуситы
Лечение Яна Гуса и его последователей
вид сканирования
Гуса и гуситов. -John (ЯН) Гуса, б. в Husinetz в Южной Чехии, 1369; d. в Констанце, 6 июля 1415. В раннем возрасте он отправился в Прагу, где он поддерживал себя пением и служа в церквях. Его поведение было образцовым и его преданность изучать замечательно. В 1393 году он получил степень бакалавра искусств в Университете Праги и в 1396 году степень магистра. Он был рукоположен в 1400 году и стал ректором университета 1402-03. Примерно в то же время он был назначен проповедником в недавно возведенной Вифлеемской часовне. Гус был сильный партизан на стороне чехов, и, следовательно, из реалистов; и он был в значительной степени под влиянием трудов Виклифа. Хотя сорок пять предложения последнего были запрещены в 1403 году церковной власти, Гус перевел Виклифа "Trialogus" на чешский язык и помог распространить его. С кафедры он поносил нравственности духовенства, епископата и папства, таким образом, принимает активное участие в движении за реформы. Архиепископ Zbynek (Sbinco), однако, не был снисходителен только с Гусом, но выступает за его назначение в качестве проповедника к двухгодичной синода. С другой стороны Иннокентий VII направил архиепископу (24 июня, 1405), чтобы принять меры против еретических учений Виклифа, особенно учение о impanation в Евхаристии. Архиепископом выполнил путем выдачи синодальный указ против этих ошибок; в то же время он запретил любые дальнейшие нападения на священнослужителей. В следующем году (1406) документ с печатью Оксфордского университета и восхваляя Виклиф был доставлен двумя Богемских студентов в Прагу; Гуса прочитал его триумфом с амвона. В 1408 Sbinco получил письмо от Григория XII о том, что Святейший Престол был проинформирован о распространении ереси Wycliffite и особенно симпатии короля Вацлава с сектантов. Это всколыхнуло короля к мерам уголовного преследования и вызвали в университет, чтобы очистить себя от подозрений в ереси. На Синоде июня было приказано, что все труды Виклифе должны быть переданы Архиепископии канцелярию для коррекции. Гуса выполнил приказ, заявив, что он осудил любой удобной ошибок, содержавшихся эти писания.
Примерно в то же время новый конфликт вспыхнул по национальному признаку. Царь согласился на "нейтральности" плана , предложенного сепаратистскими кардиналами в Совете Пизы (QV) и старались , чтобы он признал университетом. Чехи упал со своими желаниями, но три других «нации» отказался. Затем царь издал указ (18 января 1409), что в университетских конгрегаций чехи должны иметь три голоса, другие «нации» должны иметь только один голос между ними. В результате немецкие мастера и студенты в большом количестве (от 5000 до 20000) покинул Прагу и отправился в Лейпциг, Эрфурт, и других университетов на Севере (см Rashdall, "университеты", II, 224 кв. М). Король Теперь запретил общение с Григорием XII и продолжалось против тех священнослужителей, которые игнорировали его запрет. В результате архиепископ помещен в Прагу и окрестности под запрещением, мера, которая стоила многих преданных духовенства их положение и собственность. Гуса, которые стали еще раз ректор университета, был привлечен к ответственности архиепископу за его тенденций Wycliffite и было сообщено в Рим, в результате чего Александр V, в Bull от 20 декабря 1409 г., направленном архиепископу запретить любому проповедуя за исключением собора, Монастырская, прихода и монастырских церквей, а также видеть, что труды Виклифа были с нарисованные из обращения. В соответствии с Bull архиепископом на синоде июня 1410, заказал сочинения Виклифа быть сожжены и ограничивается проповедуя церквей, названных выше. Против этих мер Гуса продекламировал с амвона и, с его сочувствующих в университете, направил протест Иоанна XXIII. Архиепископом, 16 июля, 1410 отлучил Гуса и его сторонников. Безопасный королевской защиты, Гуса продолжил агитацию в пользу Виклифе, но в конце августа он был вызван лично предстать перед папой. Он просил папу отказаться от личного визита и послал его, вместо него представителей, чтобы просить его дело. В феврале 1411 года, приговор был вынесен отлучения против него и опубликован 15 марта во всех храмах Праги. Это привело к дальнейшим трудностям между королем и архиепископом, в результате чего последний покинул Прагу, чтобы принять убежище у венгерского короля Сигизмунда, но умер в пути, 23 сентября.
Гуса тем временем открыто защищал Виклифа, и это положение он утверждал, особенно против Джона Стоукс, лиценциатом Кембриджа, приехавший в Прагу и заявил, что в Англии Виклифе считался еретиком. С не меньшим пылом Гуса напали Быков (9 сентября и 2 декабря, 1411), в котором Иоанн XXIII, провозглашенные индульгенции всем, кто будет поставлять средства для крестового похода против Ладислава Неаполя. Оба Гуса и Иеронима Праге вызвала университет и население против папской комиссии, которая был послан, чтобы объявить индульгенций, и его члены в результате обрабатывали всякого рода унижениям. Доклад этих деяниях привел римские власти принять более решительные меры. Мало того, что бывший отлучение против Гуса повторил, но его резиденция была помещена под запрещением. Наконец папа заказанные Гуса быть заключен в тюрьму и Вифлеемскую часовню разрушили. Приказ не был повиновался, но Гус по отношению к концу 1412 года покинул Прагу и нашел убежище в Austi на юге. Здесь он написал свою основную работу, "De экклесию". По мере того как король не предпринял никаких шагов, чтобы выполнить папский эдикт, Гуса вернулся снова в Праге в конце апреля 1414, и размещены на стенах Вифлеемской часовне его трактате "De erroribus секс". Из-за этого и "Де экклесию" Герсон извлек ряд предложений, которые он представил архиепископа Конрада фон Фехта (бывший епископ Ольмюца) с предупреждением против их еретического характера. В ноябре после Совет Констанс собран, и Гуса, убеждали короля Сигизмунда, решил предстать перед этим органом и дать отчет о своей доктрины. В Констанце он был судим, осужден, и на костре, 6 июля 1415. Та же участь постигла и Иероним Прага, 30 мая 1416. (подробнее см Совет Констанс .)
HUSSITES.-последователи Гуса не сами по себе предполагают имя гуситов. Как Гуса, они считали, что их символ веры, чтобы быть по-настоящему католиком; в папских и соборных документов, они выглядят как Wycliffites, хотя Гуса и даже Джером Праги также называют в качестве своих лидеров. Они мудро возражал против наименования места гуситов, что подразумевает отделение от Вселенской Церкви; готов приложиться Гуса как святой мученик старой религии, они отказались видеть в нем основателя нового. Только около 1420, с началом гуситских войн, делает новое название происходит, во-первых, в соседних странах; затем она постепенно навязывает себя как означая как подлинные последователи Гуса и последующие более мелкие секты, в которую они разделились. Отличительной принципом гуситов является необходимость, так и для священника мирянином, причащения под обоими видами, к югу от utraque звонкой, откуда термин Utraquists. Гус сам никогда не проповедовал Каликстинцы. Во время своего присутствия на соборе в Констанце, его правопреемнику влияния в Пражском университете, Jacobellus фон Мис, принимая свою позицию на Библии в качестве высшего правила веры и практики в Церкви, убедили народ, что вкушая чашей было абсолютной необходимости для спасения, причем это явно учил Христос: "истинно, истинно говорю вам: Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови его, то не будет иметь жизнь в вас." (Иоанн, VI, 54.)
Три приходы сразу приняли новшество. Бывшие несанкционированные проповеди по Jacobellus и прегрешения на архиерейских прав со стороны приходского духовенства, подготовил почву в этих конкретных местах. Введение мирян чаши рассматривалось многими благонамеренных людей, как внешний знак зарождающейся раскола. Они вышли из движения, но люди в целом охотно присоединился к нему, как будто потир являются панацеей для всех зол времени. Их рвение отчасти объясняется своего рода крестовый поход в пользу частых и даже ежедневно Причастию, и огромная масса евхаристического литературы в Чехии в течение четырнадцатого века. Еще 1380a священника в Праге (Altstadt), как говорят, проповедовал своим прихожанам о необходимости причащения под обоими видами. Jacobellus был отлучен, и Андреас фон Брод опровергал свое учение в трактате; но он продолжал проповедовать и ответил на пути Андреаса один из его собственной. Гуса, то в Констанце, были проведены консультации. В письме к рыцарю фон Хлума, он сказал: "было бы целесообразно, чтобы не вводить такое новшество без согласия Церкви". Вскоре, однако, видя, как Совет оставил в силе существующую практику, он поносил его и утверждали, что Христос и апостол Павел должен повиноваться, давая чашу мирянам; он также умолял богемном вельмож, чтобы защитить скрутки чашу против совета. Эти последние слова Гуса, написанные в виде его погребальном костре, вызвала Богемию. В Праге священники верными Церкви были изгнаны из своих приходов и заменены Utraquists; в стране дворяне аналогичным образом заполнили все приходы в их дар с мужчинами новой дисциплины.
Изменение вызвало много перегибов. Епископ Иоганн из Leitomischl имел все свое имущество, опустошенным соседних дворян из-за его напряженной оппозиции к Гуса в Констанце. Король Вацлава (Венцеля) не мешали. У него был зуб против императора Сигизмунда за роль, которую он сыграл в совете, и он считал исполнение Гуса как нарушение его королевских прав. Между тем отцы собрались на совет в Констанце послал искренние письма к гражданским и церковным властям в Чехии, настаивая на полном искоренении опасной ереси (июль, 1415); и дал широкие полномочия епископа Leitomischl в качестве легата для той же цели. Дворяне чешских и моравских взял перчатку. Четыреста пятьдесят два из них приложили свои печати к совместному ответу на совет, излагая свою убежденность в том, что приговор по Гуса был несправедливым и оскорбительным для своей страны; что не было еретиков в Чехии, что любое утверждение наоборот само по себе является ересью худшего сорта. Этот документ носит дата 2 сентября, 1415. Три дня спустя они сформировали наступательных и оборонительных лиги, по которым они обязались в течение шести лет, чтобы предоставить в их имениях ко всем священникам, претендующих на него свободу проповедовать слово Божие, а также защиту от епископские судебное преследование за ересь, и против отлучения, кроме как от местных епископов. Духовенство, однако, должны подчиняться законно избранный Папой во всех вещах, не противоречащих Бога и Божьего закона. Полномочия совета был самым уничижену; принцип Wycliffite, что миряне должны ограничивать и ограничить власть духовенства был полностью применен.
Католики не бездействовать; епископские таинствами 5 сентября предписал публикацию во всех храмах запрета мирян чаши; постановление от 18 сентября заторможенной бродяга, т.е. Utraquist, проповедников; лига католических лордов была образована 1 октября; она состояла в основном из южной и северной шляхты доступной для немецкого влияния. Король Вацлава был на их стороне в слове, если не на деле. До этого благоприятный поворот событий стало известно ему, совет, в его обычном процессе против виклефитства, сделал шаг к самым серьезным последствиям, а именно. возложение интердикту по Праге для укрывались Иоганна Jesenic, уже отлучили в 1412 году вооруженные толпы граждан вторглись в каждую церковь и монастырь, где богослужение было приостановлено в послушании интердикту, выгнал всех священников и монахов, которые не желали подчиниться народная воля, грабили их имущество и положить Utraquist духовенство на своих местах. Вся страна последовала примеру капитала; король и воеводы смотрели без беспокойства. легат Совета, епископ Иоганн из Leitomischl, был бессилен остановить зло прилива. Вероятно, на его денонсации четыреста пятьдесят два подписавшие завета Utraquist вместе с архиепископом Конрадом Праги и Вацлава, епископ Ольмюца, были вызваны предстать перед советом, как подозреваемых в ереси. Архиепископ Конрад был небрежен в осуществлении conciliary мер; в начале 1416 года он был, в согласии с королем, приостановил интердикт на далекую шанс, таким образом, примирении инакомыслящих. Совет был даже тогда (1416) решил использовать светскую руку против короля Богемии и его непокорной земли, но Сигизмунд, с которым лежал исполнение, отказал ему в помощи, надеясь, как он сказал, чтобы прийти к пониманию с королем Вацлава.
Университет Праги был preponderatingly Utraquist; Совет, таким образом, к концу 1416 года, приостановил все свои привилегии и запретил под отлучением, все дальнейшие Академикал разбирательства. Преподаватели, однако, продолжал читать лекции, как и раньше; но канцлер, архиепископ Конрад, отказавшись от своего сотрудничества, никакие новые степени не может быть обеспечена. Несмотря на турбулентном дух многих мастеров, влияние университета в целом был модераторам. Так, например, январь 25, 1417, когда некоторые фанатичные Парсонс страна разрушила изображения и осквернили мощи своих церквей, в университете, в силу учительский авторитет он утверждал, направленном всем верным наставлением воздерживаться от Innova-ций и крепко держаться за старые обычаи. Дворяне гуситских лиги приказал духовенству зависимым от них, чтобы они соответствовали их учению. Этот акт в правильном направлении последовало 10 марта 1416, другой, который дал Каликстинцы санкцию только учительский авторитет затем признается в стране. Ректор, Иоганн фон Рейнштейн (прозванного кардинал), заявил, с согласия всех Magistri, что причастие под обоими видами является рукоположение Самого Христа и практика древней Церкви, против которой не может превалировать никаких человеческих таинствами позднее , Объявление было дано в ответ на вопросы членов Комитета гуситского лиги, и он действовал на, где бы они ни правили, с такой тщательностью, что духовенство Utraquist было недостаточно, чтобы заполнить места выброшенных католических священников. Глава лиги, Vincenz фон Wartenberg, нашел выход из затруднения. Он подстерег вспомогательным епископом Праги, приковала его в крепость, и заставил его рукоположить столько Utraquist кандидатов на священство, как требовалось.
Архиепископом отныне удержан рукоположение и бенефиции от всех, кто не отрекся виклефитства и Каликстинцы. Совет Констанс среднеквадратическом время дал постоянного внимания к Чешским дела. Мартин V, который в 1411 году, в качестве кардинала Колонна, прекратило судебный процесс по делу Джона Гуса с предложением отлучения, теперь, как папы, подтвердил все акты в Совете в отношении него и его последователей; он писал всем, кого это может касаться, чтобы вернуться к Церкви или оказать помощь в подавлении новых ересей. До закрытия совета он обратился к королю Вацлава правило, содержащий двадцать четыре статьи, призванные вернуть религиозный статус страны к тому, что это было до гуситской переворота. Задача была тяжелая, и, возможно, неподходящий короля Вацлава. Мог ли он заставить все Wycliffites и гуситов отречься или умереть, восстановить все выброшенные священники в своих бенефиций, поддерживать католическую господство? Он не делал никаких попыток. В июне 1418, он запретил осуществление иностранной юрисдикции в отношении своих подданных, мера, которая положить конец работе кардинала легата, Джованни Доменичи. В том же году приход иностранных сектантов, бегардов называемые Pickarts привлеченных славой Богемии для свободы вероисповедания, и Оксфордского Wycliffite, Питер Пейн, признался на факультет искусств в университете. Университет, опасающийся доктринальных эксцессов, собранный (сентябрь, 1418) вся партия, Fratrum Communitas для того, чтобы прийти к соглашению по спорным пунктам. Ассамблея предоставила причастие новорожденных, которые, но запретил все отклонения от традиции кроме случаев, когда это было, очевидно, против Писания, как и в случае Каликстинцы.
В 1419 Каликстинцы получил присоединение силы от репрессивных мер, направленных против него. Король Вацлава наконец уступает папе, а император угрожал «крестовый поход» против Чехии, сослан Иоганна Jesenic из Праги и приказал, чтобы все выброшенные католические бенефициары должны быть восстановлены в своих офисах и доходов. Люди, привыкшие к этому времени Utraquist опека, возмущались изменение; они боролись за свои церкви и школы; пролилась кровь, но таинство короля был казнен там, где его авторитет был достаточно силен, чтобы обеспечить его. Успех был, однако, далек от завершения. Utraquist духовенство, а затем их многочисленных приверженцев, в настоящее время собираются на холмах, к которому они дали библейские имена, такие как Фавор, Хорива, Елеонской горы и т.д. В июле 1419, `Гора Табор" была сцена эпохальное . сборка Николаус из Husinec, изгнанный Вацлава как опасный агитатор, собрало вместе 42 000 Utraquists, они слушали Utraquist проповедников, получил чашу, и провел день в организации сопротивления любому вмешательству в их религии, они послали сообщение к царь, что они, все как один, были готовы умереть за чашей. в Праге он автопортрета вопросы уже пошли еще дальше. Жижка из Troznow, как Николаус из Husinec, бывший фаворит короля, взял на себя инициативу из недовольными и ознакомил их с мыслью о вооруженном сопротивлении.
Зиска принадлежал к низшей знати Южной Чехии; он отличился и как неустрашимый боец, и как отличный лидер мужчин. Иоганн, бывший премонстратский монах Selau, теперь ревнителем Каликстинцы, 30 июля 1419, нес Благовещения таинство в процессии по улицам Праги (Нойштадт); в processionists, возбуждаемые пламенной проповеди своего лидера, впервые проникла в церковь святого Стефана, который был закрыт для них; Затем они собрались перед ратушей, где Иоганн, все еще держал Благовещения таинство, потребовал от магистратов освобождение нескольких заключенных в тюрьму за Utraquists предыдущих нарушений. Судьи отказались и готовы к сопротивлению. Жижка приказал штурмовать мэрию: все лица, найденные в них были выброшены из окна на копьях и мечами processionists и изрублены, в то время как Иоганн призвал Бога в Его Таинства, чтобы воспламенить их убийственную ярость. Толпа тут же избрала четырех капитанов, призвал всех мужчин к оружию и укрепленные Нойштадт. Король Вацлава поклялся смерть всех повстанцев, но апоплексический удар, вызванный волнением, унес его, 16 августа, 1419. В последующие месяцы были отмечены делами насилия в отношении верующих духовенства, от бессмысленного уничтожения церковной мебели, и сжиганием монашеских домов. Многие граждане, особенно немцы и высшее духовенство, искали безопасности в полете.
преемником Вацлава на чешский трон был его брат Сигизмунд, германский император и король Венгрии. Он был сама душа Совета Констанс; но Богемцы, держа его ответственным за смерть своих любимых Гуса, не любили и доверяли ему. Не был Сигизмунд готов взять на себя решение этого проблемного царства. Он замешкался в Венгрии, оставив Богемию регулироваться королеве-вдове и Винсента фон Вартенберг, начальник лиги Utraquist. Народные массы, во главе с меньшим дворянством и фанатичных жрецов, теперь начали умножаться свои заседания на "святых" гор-таборов-и двигаться в направлении Праги в вооруженных банд. Королева регента, с согласия высшего дворянства, запретил им встречаться или даже приблизиться к Праге. В различных встречает Ziska и Николаус из Husinec успешно противостоял королевских войск (4-9 ноября, 1419); перемирие, однако, пришел к выводу, и Зиска удалился в Пльзене. Сигизмунд в настоящее время отказался от своих планов кампании против турок и решил восстановить свое новое королевство римского единства. На его стороне были католические дворяне, высшее духовенство, немцы поселились на земле, и все, кто пострадал от преследования и потери от рук сектантов; против него стоял Ziska и Николауса из Husinec во главе крестьянства. Сигизмунд взял власть в декабре, а затем отправился в Силезию, чтобы собрать больше войск. Католики восстановили мужество. Они трудно были на Utraquists где бы они ни были сильнее: в Kuttenberg, например, сотни захваченных Utraquists были брошены шахтеров в шахтах заброшенных серебряных рудников. Лидеры народа, тем временем, построил неприступную крепость Фавор, куда деревенские люди сами нашли прибежище со всеми своими подвижными владениях, чтобы поджидать в «сообществе братьев» вещи, которые должны были прийти.
Здесь Каликстинцы вступил на новое развитие. Священники Austi, исходя из того принципа, что Библия содержит все учение Христа, упразднены все традиционные обряд и литургию. Существовали быть не больше церквей, алтари, облачения, священные сосуды, песнопения, или церемонии. Молитва Господня была единственной литургическая молитва; Престол был общий стол с общим хлебом и общих назначений; священнослужитель носил его повседневной одежды и был untonsured. Дети были крещены с первой водой под рукой и без каких-либо дальнейших церемоний; они получили причастие в обоих видах сразу после Крещения. Соборования и предсердного исповедь были упразднены; смертные грехи были сознаться в общественных местах. Чистилище и поклонение святым были подавлены, так же все праздники и посты. Такой символ веры объясняет ярость разрушения, которые обладали гуситов. Зиска провел свое время при бурении своих крестьян и ремесленников в армию, способную выдержать страшные рыцари в доспехах армии короля. Умную тактику, удачный выбор поля боя, уверенность в их главный и в свое дело, компенсировал их дефектной вооружение: расправленными косами, цепами, вилами и кованый дубинами были их оружие. Их религиозный фанатизм был усилен молодой моравской священник Мартин Hauska, прозванного Loquis, который учил их читать в Библии, что в последние дни пришло, что спасение можно найти только в горах отчеты о своих таборов-что после того, как великий бой тысячелетия будет править на земле.
Армия Сигизмунда была усилена контингентами из Венгрии и других прилегающих земель; все было готово к драке. 1 марта 1420 года папа Мартин V издал буллу, приглашающее всех христиан объединиться в крестовый поход для уничтожения Wycliffites, гуситов и других еретиков: этот бык был реагировать на рейхстага собранной на Бреслау 17 марта Его эффект был террор на католической стороне, святой энтузиазм и ближайший союз для смертельной войны на стороне таборитов. Многие католики обратились в бегство; в Utraquist дворяне отказались от своей верности и объявили войну Сигизмунда ", принесшего клевету ереси на земле"; тайное посольство предложило Bohemian корону короля Владислава II Польши. Энергичное Зиска сразу начал свою деятельность в Южной Чехии: королевские города, крепости, монастыри и попали в его руки: эти последние были разграблены и уничтожены. Koniggratz представил, как это делали и некоторые дворяне отвращение к избытков таборитов. В то время как король ждет "крестоносцев" из Германии, у него было семнадцать Utraquists утонул в Эльбе в Leitmeritz, и два сожжен на Echlau. Повстанцы отместку поджигать нескольких монастырей близ Праги и сжигая монахов. "Крестовый поход" армия прибыла в июле; с войсками короля они были 100000 сильны. Перед тем, вступая в бой, папский легат, Фердинанд Лукка, рассмотрели "Четыре пражских статьи», то есть четыре пункта о предоставлении которых мятежники представит.
Эти статьи исходит из университета. По сути они являются следующими: "(I) Слово Божие должно быть свободно осмотрен христианских священников по всему Чешского королевства и Margravate Моравии (2) Почтенный Таинство Тела и Крови Иисуса Христа должно быть дано. в двух видах для взрослых, а также детям, так как Иисус Христос установил. (3) священников и монахов, из которых многие вмешиваются в дела государства, должны быть лишены мирских благ, которые они обладают в больших количествах , и которые делают их пренебрегать своим священным офисом, а также их товары должны быть восстановлены к нам, с тем, что в соответствии с учением Евангелия, и практика апостолов, духовенство должно быть повинуются нам, и, живя в условиях нищеты, служат как образец смирения другим. (4) Все общественные грехи, которые называются смертными, а все остальные согрешения вопреки закону Божьему, должны быть наказаны в соответствии с законами страны, те, в взимать плату из них, для того, чтобы вытирать из Королевства Богемии и Моравии Margravate плохую репутацию Мириться расстройств ". Легат завершил свою экспертизу по требованию почти безусловного подчинения. "Calixtines", теперь так называется из чаши, которые украшали свои флаги, оружие и одежду, взял неравный бой; 14 июля 1420, они нанесли поражение сигнала на крестоносцев. Сигизмунд прибегали к новым переговорам по четырем статьям. Но, видя его лучшие сторонников колеблющихся, он сам коронован в соборе Праге (28 июля), а спустя два дня он распустил армию крестоносцев. Для того, чтобы заплатить наемникам он поворачивался сокровища нескольких церквей в деньги, и обещал их земли дворянам, которые больше никогда не расставался с ними.
Воеводы Utraquist наложил всю свою волю города и университета; бунты и дела насилия происходили повсеместно; богатые монастыри были первыми и самые большие страдальцы. Многие из лучших граждан провозгласили ужас на разрушение прекраснейших зданий и их отвращении с формами таборитов поклонения. В Праге, однако, они были сохранены вниз по Иоганна Selau, принявшему своего рода диктатуры; в стране сами лидеры таборитов думали, что лучше дать другое направление к разрушающему мании своих последователей. Жижка в южных окраин и Пражская армия добавила победы к победе; сильный город Wysehrad сдался, 1 ноября 1420, после разгрома войск Сигизмунда. Повстанцы, в настоящее время уверены в своей власти, предложил Bohemian трон короля Владислава II Польши. В марте 1421, король Вацлав вернулся в Венгрию, оставив свою страну практически беззащитной. К июню того же года гуситы создали свое господство над всем царстве, за исключением нескольких северных и западных приграничных районах. Жители попросили принять Четыре пражские статьи или эмигрировать в установленные сроки; Капитаны и шерифы были назначены править городами с королевскими полномочиями. Таким образом, Каликстинцы и автономией вытеснил католицизм и немецкого господства. Дворянство приняло новый порядок; Архиепископ Конрад Прага приспособили четыре статьи (21 апреля, 1421), рукоположенных Utraquist духовенства, и пригласил старших священнослужителей аналогичным образом, чтобы они соответствовали. Столичный глава, однако, кто бежал в Циттау и Ольмюца, остался верен, и назначил "железо" Иоганна Leitomischl, позже Ольмюца, администратор архиепархии: гуситы никогда не имел суровый враг.
Среди таборитов новая секта возникла примерно в это время. Священник Мартин Loquis учил этих бешеных нивелиры монастырей и убийц священников, что Христос не был на самом деле присутствует в Евхаристии, следовательно, что поклонение причастие было идолопоклонство. Кощунственно профанации стала повесткой дня. Материалы были приняты властями Utraquist, сообщили в университете, против новаторов. Loquis и другой были взяты в плен, тащили через страну, жестоко пытали, и, наконец, сожгли в бочке. Его четыреста последователей были изгнаны из Табора. Некоторое время они кочевали по всей стране ", как мстит ангелов", грабя, сжигая и убивая. Жижка, с отвращением, было двадцать четыре другие говорят, пятьдесят из худших предан смерти огнем. Остальные, подкрепленный некоторыми фанатичными хилиасты, образовали секту адамитов, не подлежит закону и обладающих своими женщинами в общем. Зиска окружили их на острове на реке Neidrka и уничтожали их до последнего человека (октябрь, 1421). Летом 1421 г. был нанят гуситов в укреплении их новой власти. Успешные экспедиции проникли в северо-западной границы, сожгли больше монастырей, убили больше монахов, священников и безобидных граждан; но и здесь они потерпели первое серьезное поражение на руках католических рыцарей и войск Мейсен (5 августа 1421). Уже в апреле вторая армия крестоносцев, вдвое сильнее, чем первый, формировалась в Нюрнберге, в то время как Сигизмунд должен был принести свою венгерскую армию. Крестоносцы осадили Saaz.
2 октября новость распространилась, что Жижка придет на помощь осажденным. Это, возможно, ложной информации было достаточно, чтобы разогнать крестоносцев и их пять лидеров во всех направлениях в беспорядочное бегство. Не был нанесен удар. Сигизмунд вошел в Моравию, что он сводится к подчинению, и встретил Ziska в сражении при Kuttenberg. Чем сильнее батальоны были на стороне императора, но Жижка пробился через них, и вскоре после этого, в Дойч-Брод, почти уничтожили их (8 января 1422). Эта победа сохранила гуситов "иностранных врагов в сытного страхе на протяжении многих лет; новые крестовые походы были действительно проповедовали из года в год, но не проводится. Поле была оставлена свободной для внутренних раздоров, чтобы отменить то, что до сих пор было сделано. Прага начал стряхивая тиранической диктатуры Иоганна Selau: с двенадцати своих партизан он был обезглавлен, 9 марта 1422. Толпа отомстил за смерть бушующих университетов, колледжей и библиотек. Затем вспыхнула гражданская война между, с одной стороны таборитов под Ziska, несколько южных городов и Saaz с Laun на северо-западе; а с другой стороны, Прага со всем дворянством и других городах. Его причиной стало предложение объединить все стороны под управлением Сигизмунд Корибутович, племянника великого князя Витольда Литвы, который принял Bohemian корону отклоненных королем Польши, и назначил Korybut на посту губернатора. Первая победа снова была Ziska (в конце апреля, 1423). Некоторые бесплодные переговоры последовали. С января по сентябрь 1424, табориты вел самую успешную войну, которая привела их победоносную армию до ворот столицы. Korybut и Прага в настоящее время направляется Ziska красноречивый священник Рокичана, который преуспел в обеспечении полного понимания между сторонами. Затем они присоединились к экспедиции против Моравии. Близко к границе Моравского, в Plibislau, Зиска заболел и умер (14 октября 1424).
Его смерть последовала новых группировок сторон. Чем ближе партизаны Ziska, которые представляли умеренные, теперь взяли название "Сироты"; их священники до сих пор мессу в облачений, после старого обряда; более экстремальные табориты выбрали новые вожди, из которых наиболее известным был Эндрю Прокопий, женатый священник прозванный "Великий" или "бритый", чтобы отличить его от Литл Прокопия (Prokupek), который со временем стал духовным лидером сиротам , Дети-сироты и табориты вместе боролись против любого общего врага; когда не было никакого общего врага они боролись или ссорились друг с другом. Их объединенные силы, под Прокопия выбритый, выиграл битву Ауссиге на Эльбе (16 июня, 1426), в котором 15000 немцы и многие саксонские и Тюрингии дворяне потеряли свои жизни, но они были разбиты в свою очередь, Альберт Австрии, в Zwettel, 12 марта 1427 Хотя эти ужасные войны были опустошая страну, Magistri Праги, про ПЭМ. высшие судьи в вопросах веры, разделенные на две партии. Рокичана, Jacobellus, и Питер Пейн выступает за близлежащий подход к инновациям таборитов; другие получили убежденность в том, что мир и союз были быть найден только в возвращении к римской верности; чашей для мирян был единственный момент они хотели бы сохранить. Korybut, губернатор, выступает за последнюю точку зрения. Он участвовал в тайных переговорах с папой Мартином V, но секрет того, просочилась, Рокичана, во главе населения Праги, схватили его и приковала его к крепости (17 апреля, 1427). Гуситы под Прокопия бритой ныне набег Лужицы и Силезию. В июле 1427 г., третья армия крестоносцев, 150000 сильным, вошел в Богемию с запада: Прокопий встретил и разгромил их в Мис (4 августа). Другая армия исходя из Силезии была такая же участь.
Будучи полными хозяевами ситуации у себя дома, гуситы изложены для дальнейших набегов за рубежом. Их собственная страна лежала отходы после стольких лет войны; люди стали огромной орды разбойниками Бент на кровопролитие и грабежа. В годы 1428-1431 объединенные Сироты, табориты, а города-люди Праги вторглись в Венгрию, опустошили Силезию, насколько Бреслау, грабили Лужицы, Мейсен, Саксония и усовершенствованное в Нюрнберг, оставляя в своем следе остатки расцвета городов и сел, и разоренные земли. Переговоры о перемирии сошли на нет. Когда налетчики вернулись в 1430 году они имели с ними 3000 вагонов, каждый из которых попой нарисованные от шести до четырнадцати лошадей; сто городов и более тысячи деревень были уничтожены. В 1431 году четвертый крестовый поход, посланный несгибаемой Мартина V, вступил в Богемию. Крестоносцы насчитывала 90,000 ноги и 40000 лошадей; они сопровождались папского легата и приказал Избирательным принца Фредерика Бранденбург. Они встретили сильную армию гуситов в Тауса: дикие боевые песни противника заполнили воины креста с неконтролируемым страхом: еще раз они бежали в беспорядке, потеряв многих мужчин и 300 вагонов магазинов (14 августа 1431). После стольких переворачивает католики поняли, что мир только быть достигнуто путем уступки гуситов. Успехи были сделаны императором Сигизмундом и Советом Базеле, затем сидя: встреча делегатов спорящих сторон состоялось в Эгер, где отборочные для дальнейшего обсуждения в Базеле были согласованы. В то же время отлучен архиепископ Конрад Праги и "железный" епископ Иоганн из Ольмюца умер, и Utraquist Рокичана был глаз на Престоле Праги: это был, поэтому его интерес, чтобы сделать дальнейшие мирные переговоры с Римом. Табориты, наоборот, продолжали войну, не обращая внимания договоренностей Эгер; они провели рейд в Силезию и Бранденбург, продвигаясь до Берлина, и боролись Альберт Австрии в Моравии и в своих австрийских владениях.
Наконец, 4 января 1433 депутация из пятнадцати членов, при условии, с безопасными-проводит и в сопровождении многочисленной поезд прибыл в Базеле. Обсуждение на четырех статей Праги продолжались до апреля без какого-либо результата. Депутаты оставили Базеле 14 апреля, но вместе с ними пошел депутацию от совета, чтобы продолжить переговоры с диетой собранной в Праге. Здесь был достигнут определенный прогресс, несмотря на противодействие Прокопия и крайним таборитов, которые были Loth сложить оружие и вернуться к мирным занятиям. Эти конференции затянулась до 26 ноября 1433 года Совет, главным образом изогнутую об охране догму, согласие на следующих дисциплинарных статей, известных как Compactata Базеле: (I) в Чехии и Моравии, причащение под обоими видами должен быть дан ко всем взрослым, которые желают этого; (2) во всех смертных грехах, особенно государственным, должны быть публично наказаны законными властями; (3) Слово Божие может быть свободно проповедуется утвержденных проповедников, но не нарушая при папской власти; (4) Светская власть не осуществляется духовенством связанными клянется наоборот; другие священнослужители, а сама Церковь, может приобретать и держать временные товары, а лишь в качестве администраторов и т.д., в сущности, Compactata воспроизвели четырех статей Праге. Они были приняты делегатами, но дальнейшее обсуждение второстепенных пунктов привело к новому разрыву и в начале 1434 года делегаты левого Базель. Новая партия в настоящее время возникла: друзья в Compactata. Вскоре собралось достаточно силы, чтобы заказать таборитов, которые были осаждающих Пилсен и паразитирующих страну, распустить свои вооруженные банды. Вместо того, чтобы диспергирование они принесли все свои силы вместе в Lipau близ Праги и предложил бой: здесь они потерпели сокрушительное поражение, от которого они никогда не выздоровел. Их два лучших лидеров, Прокопий и Prokupek выбрит, были убиты (30 мая, 1434).
Утомительной переговоры, в которых религиозные, политические и личные интересы должны были быть удовлетворены, продолжалась с различными превратностями до 5 июля 1436 года, когда чешские представители в сейме Iglau, торжественно принял Compactata и обещал повиновение совет: представители совета, на их стороне, сняли запрет с богемы и признал их как истинные сыны Церкви. Диета принял Сигизмунду как король Богемии: 23 августа он вошел в Прагу, и завладели его королевства. Отныне Utraquists или Calixtines и Subunists (суб) Una породы были отдельные церкви и жили вместе в относительном мире. Священники были рукоположены для обряда Utraquist. Новые трудности были созданы провал попытки Рокичана, чтобы получить епископства, для которого он так долго перемешивается, и который он обещал Сигизмундом. Его партизаны вернулись к прежним аберраций, например, они восстановили праздник "Святой мученик Гуса» 6 июля.
В 1448 году кардинал Карвахаль приехал в Прагу, чтобы урегулировать когда-либо открытый вопрос претензий Рокичана в. Потребовав реституцию конфискованной церковной собственности в качестве первого шага, ему угрожали убийством, и обратились в бегство. В декабре того же года Рокичана вернулся в Прагу в качестве президента консистории Utraquist. Губернатор Джордж Podiebrad, поддерживал его в своем непослушании в Рим и аннулировал все римские попытки окончательного урегулирования; он выступал против Сент-Джон Capistran, который был тогда преобразовывая тысячи Utraquists в Моравии. Как дела шли из рук вон плохо, папа Пий II, который имел большой опыт сектантов в Базеле и как легат в Прагу, отказался признать обряд Utraquist, и объявил Compactata недействительным, 31 марта, 1462. Podiebrad принял ответные меры преследовали католиков; в 1466 году он был отлучен от Павла II; последовали другие религиозные и гражданские войны. В 1485 году король Владислав предоставил равные свободы и права обеих сторон. Судя по его результатам это был шаг в правильном направлении. Постепенно в Utraquists отвечавших римских обрядов, с тем, чтобы быть едва отличимы от них, кроме как через чашу для мирян. В шестнадцатом веке они сопротивлялись лютеранские набеги даже лучше, чем Subunists. Их дальнейшая история рассказывается в статье чешские братья .Содержимое блока.