Винни-Пух
период правления и Реформы Петра Великого
Петр i и его реформы
СОДЕРЖАНИЕ: Петр и его реформы. Основные направленности европеизации страны. Введение Начало царствования Петра Предпосылки реформ Военные реформы Судебная перестройка
рефераты на заказ
Петр i и его реформы. Основные направленности европеизации страны.
1. Введение
2. Начало царствования Петра
3. Предпосылки реформ
4. Военные реформы
5. Судебная перестройка
6. Церковная перестройка
7. Экономическая перестройка
8. Административные реформы
9. Заключение
Введение
По понятию почтивсех историков, более броским образцом проведения цельного комплекса муниципальных реформ за сравнимо маленький кусок времени, являются реформы Петра i, позволившие России за какую – то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и боевом отношении страны превратиться в одно из водящих европейских стран.
Идея служения государству, в которую углубленно уверовал Петр i и которой он подчинил свою активность, была сутью его жизни, пронизывала все его начинания. До самой собственной погибели Петр продолжал служение Российскому государству.
Петровские преображения, затронувшие фактически все сферы жизни Российского страны, вне каждого сомнения, оказали определяющее действие на целый предстоящий ход исторического процесса в нашей стране. В правление Петра i наше правительство совершило большой прыжок вперед в промышленном развитии. РоссийскаяФедерация утвердилась на берегах Балтики, заполучила кратчайший коммерческий путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были раскрыты первые боевые и проф школы, появились первые типографии, печатавшие книжки светского содержания. Первый в стране музей. Первая общественная книгохранилище. Первые парки. Наконец, первый приказ об организации Академии наук.
Великий реформатор претворил в государственное приспособление бессчетные конфигурации: изготовил судебную и военную реформы, поменял административное разделение, деятельно участвовал в составлении правовых кодексов и т. д. Всестороннее обсуждение нрава муниципальных реформ Петра и является целью предоставленной работы.
Начало царствования Петра
После погибели в 1682 году Федора Алексеевича развернулась сражение разных группировок у трона за объявление повелителем 10-летнего Петра – сына Алексея Михайловича от 2-ой супруги – Н. К. Нарышкиной, или 16-летнего слабого здоровьем Ивана – сына короля от первой супруги – М. И. Милославской. Группировка Милославских во голове с инициативной и властолюбивой Софьей Алексеевной в результате добилась утверждения на троне сходу 2-ух братьев( вариант диковинный в летописи Московского страны, свидетельствующий о глубочайшем духовном и политическом упадке сообщества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством управлял победитель царевны В. В. Голицын, европейски интеллигентный человек, по неким сведениям предполагавший превратить помещичьих фермеров в муниципальных.( Вероятно, постановка политических сил, зыбкость его расположения и определенная кротость нрава, несоответствующая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, желая, не исключено, что его планы могли начинать кандидатурой петровской перестройке).
Формирование личности царя-реформатора.
Петр и его свита были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, паренек тянулся к познаниям, резво увлекался ремеслами. И желая эти занятия противоречили представлениям об виде " православного короля ", они помогли Петру принимать мир таковым как он имеется. Отсюда, возможно, проистекали его рационализм и прагматизм, знание и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были боевые забавы, в которых воспринимали роль детки служилых людей и простолюдинов. Именно из них создавались " потешные полки " – Преображенский и Семеновский, – ставшие потом основой российской постоянной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с элементарными людьми создавались демократические черты поведения короля, его знание разбираться в людях, дорожить и выдвигать их за возможности и награды, а не знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое свойство, как неуважение к жизни и интересам единичного человека из-за всеобщего, доэтого только муниципального дела.
По словам В. О. Ключевского, " будучи хорошим по природе как человек, Петр был груб как правитель ".
На годы детства довелось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он повстречал типичный слепок западной цивилизации и узнал совсем другой тип межчеловеческих отношений, другой тип культуры и быта. Тогда же у Петра проснулась влюбленность к морю и мореплаванию.
Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались такие взоры и черты нрава, какие не лишь подтолкнули его к преобразованиям, но и влияли на ход и способы реформ.
Начало автономного правления Петра i.
Борьба за администрация. В начале 1689 года Петр женился на Евдокии Лопухиной, что обозначало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения меж Петром и Софьей обострились, регентша снова попробовала базироваться на стрельцов, но, в результате, обязана была скинуть сводному брату. Ее поражение было обусловлено вблизи причин:
- Софья в качестве правительницы успела начать возмущение разных слоев сообщества, обычно ждавших от новейшего " сударя " разных послаблений и улучшений жизни;
- патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения дамы во голове страны;
- невезения Крымских походов возлагались на Софью и ее победителя – В. В. Голицына.
Однако конкретная администрация находилась в руках родственников Петра – Нарышкиных и Лопухиных, какие, по свидетельству современников, в первую очередность хлопотали о собственных интересах.
Это правление, по словам Б. И. Куракина, было " очень непорядочное; мздоимство большое и воровство муниципальная ".
Царь Иван v, никогда не участвовавший в делах страны, казенно оставался соправителем Петра вплоть до собственной погибели в 1696 году.
Азовские походы. Непосредственная муниципальная активность самого Петра началась с организации в 1695 году главного Азовского похода. Мощную турецкую прочность брать не получилось вследствии отсутствия флота, способного ее перекрыть с моря. Петр, осмыслив предпосылки неудач, начал инициативную подготовку ко другому походу и, благодаря деяниям построенных на верфях Воронежа галер, смог в 1696 году брать Азов.
" Великое полпредство ". Для развития успеха и воплощения прорыва в Черное море, Петр принял заключение о разработке массивного флота. Кроме такого он организовал в 1697 году " Великое полпредство " в Европу. Целями посольства являлись:
- улучшение и продолжение антитурецкого союза;
- приглашение на русскую службу профессионалов, покупка и заказ вооружения;
- собственное ознакомление Петра с политической ситуацией, экономическими и культурными достижениями государств Западной Европы. Впервые " православный правитель ", покинул, истина, инкогнито под именованием волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на " нечистую " землю иностранцев.
Результаты посольства. В критериях подготовки европейских государств к борьбе за " испанское имущество " Петру не получилось решить ключевую дипломатическую задачку и предупредить подписание сепаратного решетка Австрии с Турцией.
Предпосылки реформ
Страна стояла заранее больших преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
РоссийскаяФедерация была отсталой государством. Эта отсталость представляла собой суровую угроза для независимости российского народа.
Промышленность по собственной структуре была крепостнической, а по размеру продукции существенно уступала индустрии западноевропейских государств.
Русское армия в значимой собственной доли состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, нехорошо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной муниципальный установка, во голове которого стояла боярская аристократия, не отвечал нуждам страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы образование практически не проникало, и даже в правящих кругах много было необразованных и совсем неграмотных людей.
РоссийскаяФедерация xvii века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как лишь таковым методом могла снабдить себе благородное пространство посреди стран Запада и Востока.
Уже до Петра начертана была достаточно целостная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в другом шедшая даже далее их. Подготавливалось преображение вообщем, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на цельный ряд поколений. В конце xvii в., когда на российском престоле оказался юный правитель Петр i, наша государство переживала критический момент собственной летописи.
В России, в различие от главных западноевропейских государств, практически не было больших индустриальных компаний, способных снабдить страну орудием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, чрез какие могла бы совершенствовать наружную торговлю. Не имела благодарячему РоссийскаяФедерация и личного военного флота, который стерёг бы ее рубежи. Сухопутная войско строилась по устаревшим принципам и состояла основным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно оставляли свои поместья для боевых походов, их оружие и боевая выучка отставала от передовых европейских армий.
Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла жестокая сражение за администрация. В стране происходили постоянные восстания фермеров и городских низов, какие дрались и против дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. РоссийскаяФедерация привлекала к себе скупые взгляды соседних стран — Швеции, Речи Посполитой, какие не бросать были завладеть и подчинить себе российские земли.
Необходимо было преобразовать армию, выстроить флот, завладеть побережьем моря, сотворить русскую индустрия, перестроить систему управления государством.
Для главный ломки старенького уклада России нужен был разумный и профессиональный управляющий, исключительный человек. Таким и оказался Петр i. Петр не лишь понял повеление времени, но и дал на службу этому велению целый собственный исключительный способность, настойчивость одержимого, присущее русскому человеку снисхождение и знание придать занятию муниципальный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и гораздо ускорил формирование начал, приобретенных в имущество.
Реформа, как она была исполнена Петром, была его собственным занятием, занятием беспримерно насильственным и, но, непроизвольным и нужным. Внешние угрозы страны опережали натуральный рост народа, закосневшего в собственном развитии. Обновление России невозможно было давать постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Главное различие Петровских реформ состояло в том, что они носили всеобъемлющий нрав, охватывали все стороны жизни народа. Реформы коснулись практически всех сторон жизни российского страны и российского народа, но к главным из них следует отнести последующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства российского сообщества, судебную, церковную.
Следует отметить, что главный движущей силой петровских реформ стала битва.
Военные реформы
В ходе военной реформы все давние роды войск были изменены одной постоянной армией, скроенной по европейскому эталону. С 1705 года стала включаться рекрутская система, в согласовании с которой в армию средством постоянных комплектов призывались мужчины в возрасте от 17 до 32 лет( поначалу 1 от 20, потом 1 от 100 дворов ежегодно). От службы освобождалось только духовенство, все другие сословия подлежали призыву с той только различием, что дворянство служило на офицерских должностях. Служба длилась 25 лет, выбывшие из армии( убитыми, ранеными или отслужившими срок) замещались новыми рекрутами. Регулярная войско делилась на дивизии, бригады, полки, роты и т. д., сохранившиеся до этого дня. Появились новейшие виды артиллерийских соединений( полковые, полевые и др.), введена была единая боевая форма. К 1725 году сухопутная войско, одна из самых массивных в Европе, насчитывала возле 300 тыс. боец( в пехотных, драгунских, артиллерийских и казачьих полках).
За годы борьбы был сотворен мореходный флот( возле 150 кораблей на Балтике и до 100 судов на Каспии), который обслуживали возле 30 тыс. матросов и офицеров. Обучение боец и матросов проводилось по утвержденным уставам, неявка на службу сердито наказывалась, практиковалось обучение " навигацкому ", артиллерийскому и иным боевым делам за границей: в Италии, Испании, Голландии и др. странах. В армии и на флоте вводилась строгая наука, шпицрутены в качестве наказаний, запреты жениться дворянским недорослям, покуда не завершена учеба. Все выслужившие офицерские звания, сообразно Табели о рангах( 1722 год), получали дворянство. В лице Воинского( 1716) и Морского( 1720) уставов была создана законодательная основа постоянной армии.
Главные результаты боевых реформ Петра сводятся к последующему:
- творение мощной постоянной армии, способной сражаться с главными соперниками России и побеждать их
- возникновение целой созвездия профессиональных полководцев: Меньшиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.
- творение массивного военно-морского флота( практически из ничто)
- необычный рост расходов и как последствие – покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из обычного народа.
Судебная перестройка
Судебная перестройка, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задачка реформы – деление суда от администрации. Во голове судебной системы стоял монарх, который решал наиболее принципиальные муниципальные дела. Он был верховным судьей и анализировал почтивсе дела безпомощидругих. По его инициативе появились " канцелярии розыскных дел ", какие помогали ему исполнять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду короля. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал объяснения судам и анализировал некие дела. Суду Сената подлежали сенаторы( за должностные правонарушения).
Юстиц-коллегия была апелляционным трибуналом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некие дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, ежели суд решал дело тенденциозно, по постановлению высшей инстанции или по решению арбитра. Если вердикт трогал смертной экзекуции, дело передавалось втомжедухе в предложение надворного суда.
Некоторые категории дел решались другими учреждениями в согласовании с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег фермеров.
Судебные функции выполняли практически все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела разглядывали Преображенский веление и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а арбитра – в административные.
В связи с этим была проведена новенькая реорганизация судебных органов: нижние суды были изменены провинциальными( 1722г.) и переходили в приказ воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам( 1727г.).
Таким образом, суд и власть снова соединились в один орган. Некоторые категории дел вполне были изъяты из общей судебной системы и были отданы в знание остальных административных органов( Синоду, указам и иным). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особенные судебные системы.
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась подмена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.
Говоря о развитии процессуального права при Петре i нужно отметить бесплановость, беспорядочность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХvП - истока ХvШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. " Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и поиску... ", основным вхождением которого являлась абсолютная подмена суда розыском.
В апреле 1715г. вышло " Краткое изваяние действий или судебных тяжб "( одним томом совместно с Артикулом воинским). " Краткое изваяние " являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие взгляды розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а втомжедухе состав и распорядок формирования суда. В " Кратком изображении " держатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новеньким ВУЗам процесса такого времени; определяется система доказательств; устанавливается распорядок составления извещения и обжалования вердикта; систематизируются нормы о пытках.
Указом от 5 ноября 1723г. " О форме суда " была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтоб вердикт основывался на " солидный "( соответственных) статьях материального закона. Изменения, внесенные Указом " О форме суда " были не настолько принципиальными. По сути, приказ был сотворен в формирование " Краткого изображения ".
Судебная система периода петровских реформ характеризовалась действием усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.
Церковная перестройка
Во 2-ой половине xvii в. позиции Русской Православной церкви были очень крепкими: она сохранила административную, финансовую и судебную автономию по отношению к королевской власти. Последние патриархи Иоаким и Адриан проводили политику, направленную на улучшение данных позиций. Сначала в деятельности короля не было ничто " антицерковного ". Однако после погибели мамы, королевы Натальи Кирилловны, Пётр прекращает непрерывно участвовать в религиозных церемониях и уже не настолько часто общается с патриархом. Как и в остальных областях, основой политике Петра i в отношении церкви сначало было только рвение получить из неё по способности более средств на снабжение широких муниципальных программ, доэтого только – на стройку флота. Церковные иерархи насильственно объединялись в " кумпанства ", любое из которых обязано было выстроить на свои средства по одному кораблю.
После кончины в 1700 году патриарха Адриана правитель организовал ревизию для переписи богатства Патриаршего дома. Воспользовавшись раскрытыми злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные смены в церковном устройстве. Временно, во голове духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, который всееще обязан был вызывать на советы епископов – “освященный соборы”, но эти совещания носили кристально внешний нрав. Патриарший ряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в1701 г. Монастырскому указу. Этому указу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый указы. Доходы, приобретенные от хозяйственной деятельности монастырей и остальных церковных учреждений, шли в главном на муниципальные нищеты. Так, с 1701 по 1711 гг. казна получила с монастырских вотчин выше 1 млн. руб. Одновременно правительство ограничивало количество монахов, запрещало им переход из 1-го монастыря в иной. В указе 1724 года Пётр прямо именовал монахов " тунеядцами ", отлынивающими от службы императору; численность монахов в монастыре сейчас обязано было зависеть от числа людей( отставных боец, нездоровых, престарелых и нищих), за которыми они ухаживают.
В 1721 году заметный духовный деятель, приверженец петровских реформ, иностранец с Украины Феофан Прокопович составил так именуемый Духовный регламент. Главная мысль этого акта была последующая: администрация сударя не элементарно от господа, но сударь в праве улаживать, что всевышнему угодно, а что нет; нималейшего контроля со стороны церкви тут быть не могло, поэтому что сударь больше церкви. Регламент предусматривал аннулирование патриаршества, а для управления церковью был интеллигентен Святейший правительствующий Синод. Был назначен обер-прокурор Святейшего Синода, свой представитель Петра, который следил за всем, что там происходило. Понятно, что в ситуации совершенного угнетения церкви человек оказался в духовной ловушке; у него не оставалось ничто, несчитая страны. Если ранее вероисповедание все-же давала вероятность некоего самостоятельного духовного существования, то сейчас и этого не было. Везде был полный контроль. Всего в ведении находились кристально церковные дела: истолкование церковных догм, постановления о молитвах и церковной службе, цензура духовных книжек, сражение с ересями, заведование учебными заведениями и увольнение церковных должностных лиц и т. д. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и назначил его законодательством. Современник докладывает, что когда российские церковные деятели пробовали возражать, Пётр указал на Регламент и заявил: " Вот вам церковный патриарх, а ежели он вам не нравится( при данных словах он кинул на стол кинжал), то вот вам булатный патриарх ".
Принятие Духовного распорядка обозначало логическое окончание церковной политики Петра. Хотя Святейший синод и состоял из представителей верховного духовенства, практически они были муниципальными чиновниками, какие могли быть в хотькакой момент изменены царем. В предстоящем церковная иерархия перевоплотился в разновидность гос бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра i.
Экономическая перестройка
Создание и содержание армии потребовали огромных денежных издержек. " Деньги – сущность артерии борьбы ", – заявлял Петр i. Деньги требовались и для снабжения большого бюрократического аппарата, сделанного Петром, который получал жалование из государственного бюджета. Появилась муниципальная роспись заработков и расходов. С 1718 года в России стали проводиться постоянные переписи населения, па базе которых вводилась подушная вручить. Все нужные для содержания армии средства были поделены на количество ревизских душ( т. е. учтенных переписью лиц мужского пола), подключая холопов, и установлена 74-копеечпая вручить, которая, увеличившись и размере, дожила до времени Александра iii. За нездоровых, погибших, выбывших и пр. вплоть до последующей ревизии выплачивали общины( ревизии проводились чрез 20–25 лет). Подушная вручить увеличила бюджет России практически на 50 %.
При Петре i безгранично подросло количество косвенных налогов и различного рода чрезвычайных сборов и повинностей( в 4–5 раз). Косвенными налогами, в изобретении которых изощрялись особые люди - прибыльщики, облагалось фактически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежка, бороды. Право перемещать бороду стоило 1 коп. для фермеров, 60 рублей для дворян, 100 рублей для купечества и 30 рублей для иных людей.
Тяжесть налогового гнета вызвала бурный рост недоимок и бегство фермеров и посадских людей на окраины. В целях противодействия побегам была введена паспортная система. Паспорта выдавались на срок до 3 лет с указанием всех главных черт личности: рост, лицо, особые приметы, какие подменяли фото.
В индустрии произошла резкая переориентация с маленьких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не наименее 200 новейших мануфактур, он всячески поощрял их творение. Политика страны была втомжедухе ориентирована на огораживание юный русской индустрии от конкуренции со стороны западноевропейской методом вступления чрезвычайно больших таможенных пошлин( Таможенный утомившись 1724 г.) Российская фабрика, желая и имела капиталистические черты, но внедрение на ней вбольшейстепени труда фермеров - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от такого, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено преимущество брать фермеров для закрепления их за предприятием( посессионные фермеры).
Государственные казенные фабрики употребляли труд муниципальных фермеров, приписных фермеров, рекрутов и вольных наемных мастеров. Они в главном обслуживали томную индустрия - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших вбольшейстепени продукты широкого употребления, работали и посессионные, и оброчные фермеры, а втомжедухе вольнонаемная рабочая держава. Помещичьи компании вполне обеспечивались мощами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра водила к появлению мануфактур в самых различных отраслях индустрии, часто появлявшихся в России впервыйраз. Основными были те, какие работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т. п. Поощрялась предпринимательская активность, формировались льготные условия для людей, какие формировали новейшие мануфактуры или хватали в аренду муниципальные. В 1711 г. в указе о передаче столичным торговцам А. Турчанинову и С. Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: " А буде они оной завод радением собственным умножат и учинят в нем выручка, и за то они... получат милость ".
Возникают мануфактуры во почтивсех отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и почтивсех остальных. Огромный вклад в формирование металлургической индустрии Урала привнес Никита Демидов, который воспользовался особенным расположением короля. Возникновение литейной индустрии в Карелии на складе уральских руд, стройку Вышневолоцкого канала, содействовали развитию металлургии в новейших районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в данной ветви. В начале xviii в. в России выплавляли возле 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - наиболее 800 тыс. пудов( с 1722 г. РоссийскаяФедерация экспортировала чугун), а к концу xviii в. наиболее 2 млн. пудов.
К концу царствования Петра в России была развитая многоотраслевая индустрия с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые фабрики, металлургические фабрики Урала, Хамовный двор в Москве. Шло улучшение всероссийского базара, скопление денежныхсредств благодаря меркантилистской политике страны. РоссийскаяФедерация поставляла на вселенские рынки конкурентоспособные продукты: ферро, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение различным специальностям, и в свою очередность иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, профессионалы шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому РоссийскаяФедерация обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В итоге Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная индустрия, способная вполне снабдить боевые и муниципальные нищеты и ни в чем не зависящая от импорта.
Административные реформы
Уже в первые годы царствования Петра поменялись манера и способы управления: вместо Боярской думы( которую Петр обрек элементарно на телесное исчезновение, собственным указом прекратив дополнение думы новыми членами) решения стала воспринимать типичная " бригада ", составленная из ближайших сподвижников короля. На первых шагах основным советником Петра был король Федор Ромодановский.
Первой административной реформой стало творение в 1699 г. особенного ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а втомжедухе для народонаселения поморских городов. Отменялась администрация воевод, отныне трибуналом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во голове новейших органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая торговцами Москвы. В ведении Ратуши находились ключевые поступления муниципальных заработков с городов, а втомжедухе совместный присмотр за деяниями органов самоуправления. Во голове Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту обязанность, был впрошлом управляющий Шереметева Алексей Курбатов.
Но с ростом муниципальных расходов Петр равномерно теряет доверие к денежным способностям Ратуши. Царь прибывает к решению вынести главную массу управления на места, так как " человеку тяжело за очи все разуметь и править ". Такая организация управления снабжала наиболее высшую ступень удовлетворения денежных нужд страны, а после окончания Северной борьбы обязана была адаптировать процесс размещения и снабжения постоянных войск.
В конце 1707 г. наступает воплощение новейшей реформы, а в 1708 г. провозглашается творение восьми губерний, какие в свою очередность подразделялись на периферии: Московской, Ингерманландской( потом Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во голове пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, других - губернаторы. Провинции управлялись вождями, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в выполнения постановления и указы; с 1710г. воеводы стали именоваться уездными комендантами. В руководстве у губернатора были вице-губернатор( зам.>}), ландрихтер, ведавший трибуналом, провиантмейстер и остальные чиновники. Таким образом, губернская перестройка практически упразднила преображения 1699 г., а Московская ратуша перевоплотился из общегосударственного в губернское основание.
В 1710 г. была проведена подворная перепись народонаселения и была установлена особенная платежная единица в 5536 дворов, которая обязана была гарантировать одну " долю " средств, нужных для покрытия боевых расходов.
Однако и эта перестройка не отдала желаемого эффекта, Северная битва затянулась, и расположить в губерниях приписанные к ним полки не получилось. Денег всееще не хватало, что создало благодатную почву для разных махинаций. Так, мэр Казанской губернии Апраксин выдумывал суммы " заработков " и предоставлял королю липовые ведомости по ним, показывая радение о казенной прибыли.
Эти две реформы вызвали совершенное расстройство муниципального управления. В итоге губернской реформы была уничтожена система указов, в начале xviii в. РоссийскаяФедерация практически осталась без главногогорода, так как Москва закончила ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
Вся администрация оказалась всееще сосредоточенной в руках " команды ", которая называлась то " близкой канцелярией ", то " консилией министров ".
Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший творение новейшего органа гос власти - Сената. Формальной предпосылкой послужил отъезд Петра на войну с Турцией.
В первое время Сенат состоял из 9 ближайших служащих короля, и Петр требовал на признании Сената верховным муниципальным органом, которому все лица и учреждения обязаны подчиняться, как самому королю.
Для установления твердого контроля над управлением Петр в 1711 г. формирует систему фискалов, какие подчинялись обер-фискалу. В повинности им вменялось докладывать Сенату и королю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были фактически безнаказанны, но ежели их донос подтверждался, фискал получал половину богатства виновного. Институт фискалов сотворил условия для расцвета коррупции и дал большие способности для сведения счетов.
Стал грустно популярен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится обязанность генерал-прокурора для управления фискалами. Гланая его роль содержалась в наблюдении за Сенатом, сейчас лишь он мог давать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа гос власти была грубо снижена.
Используя шведский эксперимент и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные чертами России конфигурации. Указ Петра от 28 апреля 1718 г. гласит: " Всем коллегиям должно сейчас на основании шведского устава придумывать во всех делах и порядках по пт, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею этого страны несходны и оныя становить по собственному разсуждению. И, поставя об оных, доносить, так ли их быть ".
В 1712 г. у Петра возникает мысль сотворить по шведскому эталону коллегии. Первая заметка короля о численности коллегий относится к 23 марта 1715 г. - лишь 6 коллегий без расшифровки их повинностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил особую программу грядущих преобразований: он определил количество и компетенции коллегий, а втомжедухе укомплектовал их управляющим составом.
С появлением коллегий заканчивали родное наличие почтивсе из сохранившихся еще указов, а некие из них вошли в состав новейших учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли 7 указов. Особенностью коллегиальной системы стало наиболее точное разделение сфер деятельности и совещательный распорядок ведения дел. Сам Петр писал: " В коллегии предложенную нищету разбирают умы почтивсе, и, что один не поймет, то поймет другий, а что не увидит сей, то текущий увидит ". Коллегиальная система имела недочеты, и состав коллегий при жизни Петра неодинраз изменялся. В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из повиновения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для усовершенствования управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.
В 1720 г. был принят Генеральный регламент - акт, устанавливающий штаты коллегий, совсем разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было окончено. Она работала практически столетие - с 1717 по 1802 г.
После учреждения коллегий Петр решил по шведскому эталону исправлять и местное управление. Началась ещеодна перестройка местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены " части " и должности ландратов, губернии сейчас делились на периферии, а те, в свою очередность, на дистрикты, во голове которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.
Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское народонаселение делилось на три доли: 1-ю гильдию( состоятельные торговцы и хозяева ремесленных мастерских), 2-ю гильдию( маленькие купцы, состоятельные ремесленники) и " бесчестный люд ", составлявший подавляющее большаячасть городского народонаселения. Правом выбора в новейшие органы городского самоуправления - магистраты - получили только представители " постоянного " народонаселения - члены гильдий, избираться могли только члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал сделанный в 1720 г. Главный муниципалитет.
Наряду с делением городского народонаселения, были проведены преображения и в отношении многочисленного класса не крепостного народонаселения - оно объединялось в звание муниципальных фермеров со значимым сужением прав и способностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство методом слияния его с крепостными крестьянами.
Новая система органов управления сотворила мощнейший слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический установка. После совершенного уравнения земляных владений дворян( поместий) и бояр( вотчин) дворянское землевладение совсем перевоплотился в главенствующее, приэтом приказ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений. Но эта мерка вполне сбыта не была.
Своеобразным результатом административных преобразований Петра i стала принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке гос службы. Табель обязывала всех дворян работать, и объявляла службу единым методом получения хотькакого муниципального чина, приэтом раскрывались способности продвижения по службе и выходцев из " подлого люда ", а приобретение восьмого ранга обозначало присвоение дворянства, в чем содержалась популярная демократизация системы управления. Петр подмечал в указе о Табели: " Мы для такого никому нималейшего ранга не позволяем, покуда они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные нрава не получат ". По Табели все должности делились на 6 долей - боевые( сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов( выдержки из Табели о рангах см. в таблице 2 в прибавлении).
Многие историки считают административные преображения более слабым помещением Петровских реформ. Известный русский историк В. Я. Уланов писал: " Все эти преображения, постоянным потоком следовавшие одно за иным... не лишь не водили народонаселение к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, недостаточно чем уступавшим борьбе Петровского времени ".
Заключение
Главным результатом всей совокупности Петровских реформ стало введение в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула русского монарха - Петр объявил себя царем, а государство стала именоваться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы собственного царствования - творение страны со стройной системой управления, мощной армией и флотом, сильной экономикой, оказывающего воздействие на международную политику. В итоге Петровских реформ правительство не было соединено ничем и могло воспользоваться любыми средствами для заслуги собственных целей. В результате Петр пришел к собственному эталону муниципального устройства - боеву кораблю, где все и вся подчинено воле 1-го человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
РоссийскаяФедерация стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была вполне преодолена, а реформы исполнялись в главном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра Великого в летописи России тяжело переоценить. Как бы не касаться к способам и манере проведения им преобразований, невозможно не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур вселенской летописи.
Можно привести слова современника Петра - Нартова: "... и желая нет наиболее Петра Великого с нами, но, дух его в душах наших проживает, и мы, имевшие счастье находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую влюбленность нашу к земному всевышнему погребем совместно с собой. Мы без ужаса возглашаем об папе нашем для такого, что добропорядочному бесстрашию и истине учились от него ".
1. Павленко Н. И. Петр i. – 4-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2003. – С. 252
2. Все монархи решетка. РоссийскаяФедерация/ Под ред. К. Рыжова. М.: Вече, 1999. – С. 102.
3. Каменский А. Российская империя в xviii веке: традиция и модернизация. М., 1999. – С. 98.
4. Сахаров А. Н., Бугаев В. И. История России: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
[5]. Текст взят из Википедии.